Реферат по предмету "Философия"


Социология культуры Макса Вебера

Якутский Государственный Университет имени М.К.Аммосова
Факультет Якутской Филологии и Культуры
Кафедра Культурологии
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
МАКСА ВЕБЕРА
/курсовая работа/
Выполнила:
студенткаIII курса НК-96
ПавловаАлена Аркадьевна
Проверила:
к.п.н.,доцент кафедры культурологии
АбрамоваМария Алексеевна
Якутск, 1999 г.

Оглавление
Введение………………………………………………………….3
Глава I Личность Макса Вебера……………………………… 7
Глава II Концепция культуры Макса Вебера
1.   РаботыМакса Вебера………………………….… 12
2.   Особенностиработ Макса Вебера……………… 13
3.   Значениеконцепции Макса Вебера
в развитиикультуры…………………………..… 15
Заключение…………………………………………………….19
Использованная литература………………………………… 21
Приложения……………………………………………………22
Введение
Тема моей курсовой работы: «Социология культурыМакса Вебера».
Мне понравилась, как МаксВебер в то время так точно разрабатывал концепции, которые используют внастоящее время. Макс Вебер один из крупнейших социологов своего времени,обычно характеризуемый как основоположник понимающей социологии и теориисоциального действия. Именно на него опирается в ряде существенных отношенийобщая социология, включая анализ хозяйственных, религиозных, политических ибюрократических реалий.
Объектом исследованиямоей курсовой работы является – социология культуры.
Во первых, нужно говоритьо конкретной, специфической отрасли знания, которая находится на стыке областейсоциологии и культуры, и соответственно, изучает социальные закономерностиразвитие культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческойдеятельности.
Социологиякультуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие накультурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждоеиз составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно сложных ивзаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ («технология»)человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей,представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этихценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п..
Во-вторых, это одно из ведущихнаправлений в западной культурологии, сложившееся к началу XX века какрезультат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, ивведенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под предметомсоциологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления ифункционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество исоциальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить какаксиологический (или ценностный).
Сточки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют каксоотношение целого и его части, а не как соотношение целого и его качества. ПоЛ. Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, асоциология не может отделить культурное от социального.
Присоциологическом изучении культуры особое значение имеет определение подхода илиаспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что позволяетобъединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различныхиерархических уровнях, используя методы двух наук.
Наиболеезначительными представителями социологии культуры, чьи исследования поставилиобщие теоретические и методологические вопросы в этих областях, определилибудущее социологии культуры как науки, можно считать М.Вебера и А.Вебера,Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и др.[1]
Всоциологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую,генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов иориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые онивырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структурдеятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в социологии каксистема коллективно разделяемых ценностей, убеждений образцов и норм поведения,присущих определенной группе людей.
Культурарассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющеесоциальную природу и выражающееся в социальных отношения, направленных насоздание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностныхпредставлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальныхситуациях.
Объектомсоциального исследования является конкретное изучение распределениесуществующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачиобъектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни а такжеобусловливающие их социальные факторы и механизмы.
Вэтом контексте социология изучает широко распространенные устойчивые иповторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальныхобщностей, групп и обществ в целом с природным и социальным окружением,динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развитиякультуры сообществ и следовательно, говорить об их культурном прогрессе илирегрессе.[2]
Предметомисследования является социология культуры Макса Вебера.
Важнойзадачей социально-гуманитарного знания называл решение проблемы о том, есть лив мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире. Стремился выявитьосновные особенности данного вида знания и его методов. Среди этихособенностей: решающее значение ценностных компонентов, акцент на выявлении историчностикультурно-значимой индивидуальной действительности (или ее фрагментов), теснаясвязь с субъективными предпосылками, преобладание качественного аспектаисследования, особая роль понимания как специфического способапостижения социальных явлений, «нацеленного» на смысл. Создав «понимающуюсоциологию», Вебер, однако, не отрицал роли объяснения (посредством причины,закона и др. рациональных средств) в познании социокультурных явлений.[3]
Цельмоей работы: Расширенные особенности социологии культуры Макса Вебера.
Задача– выявление значения социологии культуры Макса Вебера.
Глава IЛичность Макса Вебера
1864 г. 21 апреля родился Макс Вебер в городе Эрфурт, вТюрингии. Отец его юрист, выходец из семьи промышленников и купцов,занимавшихся текстильным делом, из Вестфалии. В 1869 году Вебер с семьейпереселяется в Берлин, где позже будет избран в муниципальный сейм, затем всейм Пруссии и в рейстаг. Он принадлежал к группе правых либералов, лидеромкоторых был Беннингсен. Его мать, Элен Валленштайн-Вебер, была женщиной высокойкультуры, серьёзно занималась проблемами религии и социальными вопросами. Досамой смерти, в 1919 г. она была в тесном интеллектуальном контакте со своимсыном, в котором оживляла потребность в религиозной вере. В салоне своихродителей молодой Вебер встречал многих известных представителей интеллигенциии политических кругов того времени:  Дельтея, Моммцена, Зибеля и т. д.
1882 г. поступил вГейдельбергский университет. Принятый на факультет права, Вебер изучает такжеисторию, экономику, философию и теологию. Принимает участие в жизнистуденческой корпорации.
1883 г. после трехсеместров учебы в университете в течение года находился  на военной службе вСтрасбурге, сначала в качестве простого солдата, а затем офицера имперскойармии, чем всегда будет очень гордится.
1884 г. возобновлениеучебы в Берлинском и в Гёттинском университетах.
1886 г. сдача первыхуниверситетских экзаменов по юриспруденции.
1887-1888 г. Принимаетучастие в военных маневрах в Эльзасе и Восточной Пруссии. Вступает в союзсоциологической политики, куда входит группа представителей университетскойинтеллигенции самых разных убеждений, интересующихся социальными проблемами.Союз был основан в 1872 году Г. Шмоллером, главенствующую роль в нём играли«катедер – социалисты».
1889 г. защита в Берлинедиссертации на тему «К истории торговых обществ в средние века».Изучает итальянский и испанский языки. Вступает в адвокатский корпус Берлина.
1890 г. сдает очередныеэкзамены по праву. По просьбе союза начинает проводить опрос о положениикрестьян в Восточной Пруссии.
1891 г. пишет диссертацию«Римская аграрная история и её значение для государственного и частногоправа». Собеседование во время её защиты с профессором Моммзеном послужилоповодом для приглашения Вебера на должность профессора кафедры факультета праваБерлинского университета.
1892 г. завершает работунад положением сельско-хозяйственных рабочих восточных областей Германии.
1893 г. женитьба наМарианне Шнитгер.
1894 г. Макс веберстановится профессоров политической экономии университета Фрибурга. Работа«Тенденции к изменению положения сельско-хозяйственных рабочих ВосточнойГермании».
1895 г. «Поездка вШотландию и ирландию. Начинает курс лекций во Фрибурге темой „Национальноегосударство и экономическая политика“.
1896 г. Вебер принимает уушедшего в отставку Книса кафедру в университете Гейдельберга. Работа»Социальные причины падения античной цивилизации".
1897 г. тяжелое нервноерасстройство заставляет Вебера прервать на четыре года всякую работы. Онпутешествует по Италии, едет на Корсику и в Швейцарию, чтобы обрести душевныйпокой.
1899 г. по собственнойволе выходит из Пангерманской лиги.
1902 г. возобновляетпреподавательскую деятельность в Гейдельбергском университете, но не всостоянии полностью восстановить былую активность своей университетской жизни.
1903 г. вместе с ВеберомЗомбартом создает журнал «Архив социальной науки и социальнойполитики».
1904 г. поездка вСоединенные Штаты Америки для участия в конгрессе социальных наук в городеСент-Луис, где выступает с лекцией о капитализме и сельском обществе вГермании. Новый свет производит на него глубокое впечатление. Публикация первойчасти «Протестанская этика и дух капитализма» и очерка«Объективность» социально-научного и социально-политическогопознания.
1905 г. русская революцияпривлекает внимание Вебера, и, чтобы читать в оригинале, он изучает русскийязык. Публикация второй части «Протестанская этика и духкапитализма».
1906 г. публикация статей«К положению буржуазной демократии в России», «Переход России кмнимому конституционализму», «Критические исследования в областилогики наук о культуре», «Протестанские секты и дух капитализма».
1907 г. получениенаследства позволяет Веберу полностью посвятить себя науке.
1908 г. интерес к«Индустриальной психологии» приводит к публикации двух исследованийна эту тему. Гейдельбергский салон Вебера посещает большинство немецких ученыхтого времени: Виндельбанд, Еллинек, Трёльч, Науман, Замбарт, Михельс, Тённис.Он помогает советом молодым университетским ученым, Дьёрдь Лукач, КарлЛёвенштейн. Организует немецкую ассоциацию социологов и издает серию работ посоциальным наукам.
1909 г. публикация статьи«Производственные отношения в сельском хозяйстве античного мира».Начало работы над «Хозяйством и обществом».
1910 г. участвует вконгрессе немецкой ассоциации социологов, где занимает четкую позицию противрасистской идеологии.
1912 г. покидаетруководящий комитет немецкой ассоциации социологов из-за расхождения вовзглядах по вопросу о «свободе от оценки».
1913 г. публикует «Онекоторых категориях понимающей социологии».
1914 г. с началом войныВебер поступает на службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталейгейдельберского университета.
1915 г. публикация«Хозяйственной этики мировых религий» («Введение»,«Конфуцианство и даосизм»).
1916 – 1917 гг. выполняетофициальные различные миссии в Брюсселе, Вене, Будапеште; не жалеет усилийчтобы убедить германский руководителей избегать расширения войны, но в то жевремя настаивает на ведущей роли Германии в мировой политике и видит главнуюопасность для неё в России. Публикация в 1916 году глав работы «Социологиярелигий» под названием «индуизм и буддизм» и, в 1917 г.«Античный иудаизм».
1818 г. апрель. Поездка вВену для чтения лекций на летних курсах университета, в которых он раскрываетсвое понимание социологии политики и религии в виде «Позитивной критикиматериалистической концепции истории».
Зимой читает два докладав Мюнхенском университете: «Наука как призвание и профессия». Послекапитуляции становится экспертом германской делегации в Версале. Публикуеточерк «Смысл «свободы от оценки» в социальной и экономической науки».
1919 г. принимает кафедрув Мюнхенском университете, где работает после ухода Прентано.
1919 – 1920 гг. читаеткурс лекций под названием «История хозяйства, который будет опубликован в1924 году. Без особого энтузиазма признает Ресбуплику, становится свидетелемреволюционной диктатуры Курта Эйнснера в Мюнхене, входит в состав комиссии поподготовке проекта Веймарской конституции. Продолжает работу над книгой»Хозяйство и общество", первые части которой отпечатаны к осени 1919г. Книга остается незавершенной.
1920 г. 14 июля Макс Веберскончался в Мюнхене.
1922 г. публикация егоженой, вдовой Марианной Вебер, книги, «Хозяйство и общество»; Новыеиздания этого труда, о сопровождающими текстами появляются в 1925 и 1956 гг.[4]
Глава IIКонцепция культуры Макса Вебера
 
1. Работы МаксаВебера
В целом труды МаксаВебера можно разделить на четыре категории:
1)    Методологические исследования,критические и философские разработки. Эти труды касаются в основном духа,объекта и методологии истории и социологии. Они одновременнонаучно-исследовательские и философские. Выводят нас к философскому постижениючеловека в ходе истории, к осмыслению концепции взаимоотношений науки ипрактики. Главный из работ включены в сборник «Очерки о теориинауки».
2)    Работы сугубо историческогохарактера: исследования о производственных отношениях в сельском хозяйствеантичной эпохи, общая история экономики (курс лекций, прочитанные Вебером иопубликованный после его смерти), работы, посвященные некоторым специфическимпроблемам Германии или современной Европы, например, об экономическом положениивосточной Пруссии или о взаимоотношении польского крестьянина и правящихклассов Германии.
3)    Социологические работы о религии,начиная со знаменитой работы «Протестантская этика и духкапитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализнаиболее значительных религий и проанализировал взаимодействие экономическихусловий, социальных факторов и религиозных убеждений.
4)    И наконец главный труд Вебера –трактат по общей социологии, которой он называл «Хозяйство иобщество» – был опубликован уже после смерти автора.[5]
Первые работы МаксаВебера – «К истории торговых обществ в средние века» (1889 г.),«Римская аграрная история и её значение для государственного и частногоправа» (1891 г.) – сразу поставили его в ряд крупных ученых. В них онанализировал связь государственно–правовых образований с экономическойструктурой общества. В этих работах, особенно в «Римской аграрнойистории», были намечены общие контуры «эмпирической социологии»(веберовское выражение), которая теснейшим образом связывалась с историей. Всоответствии с требованиями исторической школы, которая господствовала в немецкойполитэкономии, он рассматривал эволюцию античного земледелия в связи ссоциальным и политическим развитием, не упускал также анализ форм семейногоуклада, быта нравов, религиозных культов.
В 1904 году Веберстановится редактором немецкого социологического журнала «Архивсоциологической науки и социологической политики». Здесь выходят егонаиболее важные произведения, в том числе и программное исследование«Протестанская этика и дух капитализма» (1905 г.). Этим исследованиемначинается серия публикаций Вебера по социологии религии, которой он занималсяв плот до конца своей жизни. С 1916 по 1919 гг. он печатал одну из своихосновных работ – «Хозяйственная этика мировых религий» из последнихвыступлений Вебера следует отметить доклады «Политика как профессия»(1919 г.) и «Наука как профессия». В них нашли свое выражениеумонастроения Вебера после первой мировой войны. Они были довольнопессимистическими – пессимистическими по отношению к будущему индустриальнойцивилизации, а также перспективам осуществления социализма в России.[6]
 
2. Особенностиработы Макса Вебера.
ТрудыМакса Вебера в значительной мере определили направление развитиясоциально-научного знания в XX веке. И его историческая концепция названа«Понимающая социология». Оценивая, она «понимает» социальное действие и темсамым стремится объяснить его причины. Вебер убежден, что рационализациясоциального действия – это тенденция самого исторического процесса. Европейскаяистория последних столетий и вовлечение других цивилизаций на путьиндустриализации свидетельствует, по мнению Вебера, о том, что рационализацияесть всемирно-исторический процесс. Рационализируется все – способ веденияхозяйства, управление, образ мышления людей и образ жизни в целом. Все этосопровождается возрастанием социальной, роли науки, происходит «расколдовываниемира», то есть освобождение человека от магических суеверий, его автономизация.Вебер считает, что в «расколдовывании» состоит смысл современногосоциокультурного развития.
ПоВеберу, всякая «культура» представляется выходом человека из органическипредначертанного ему цикла естественной жизни. Он не согласен с идущим от В.Дильтея противопоставлением наук о природе и наук о духе. Он резко выступаетпротив метода вживания, вчувствования в историческую реальность. По Веберу,если гуманитарная наука пpeтeндуeт на звание науки, то она должна удовлетворитьтребованию общезначимости. Предпосылкой наук о культуре является наличие«ценностных идей». Это означает то, что мы, будучи «культурными» существами, неможем изучать мир, не оценивая его, не наделяя его смыслом. Какая из ценностейявляется определяющей, зависит не от произвола ученого, а от того, насколькоона предстает продуктом духа времени, духа культуры. Задача исследователя –сделать понятным культурное значение определенного исторического факта, датьпричинное объяснение его исторического возникновения.
Вебера не могли не волновать проблемысовременного ему общества. Он констатирует драматическую ситуациюзападноевропейского человека, которую можно выразить словами Ницше: «Бог умер».Умер идеал, высший связующий смысл, но осталась потребность смыслообразующихценностей. Мир распадается на множество индивидуальных «княжеств», каждое извторых стремится стать Богом для человека. Разрушилась гармония Истины, Добра иКрасоты, они отделились друг от друга. Началась война всех против всех, иневозможно определить, чему отдать предпочтение. Человек оказался между небом иземлей, то есть между землей «эмпирической реальности» и небом высших идеалов.И задача человека, по Веберу, заключается в том, чтобы «связать» небо и землю,придать смысл своему земному существованию с помощью идеалов и ценностей. Норешить эту задачу человек должен сам, так как ему неоткуда ждать помощи.Сегодня мы можем наблюдать величайшее бремя людей – бремя свободы, испытаниесвоим собственным произволом. И выйти из этого испытания человек должендостойно.[7]
3. Значение концепции МаксаВебера в развитии культуры.
Для социологии культуры его методологияимеет особое значение по причине высокой аналитической ценности его основныхметодов.
1. Понятие идеального типа –познавательная модель, позволяющая выявить соотношение между религий каксущественным компонентом социокультурной системы (прежде всего как системыэтических установок) и хозяйственный деятельностью. Его широко известная работы(«Протестанская этика и дух капитализма») дала основу длясопоставления типов такого соотношения и в других религиях, прежде всего виндуизме, буддизме и конфуцианстве («Хозяйство и общество»).
Веберовское сравнительное изучениерелигий было основано на выделении идеального типа определенной религии, вкотором эта религия предстает не как адекватное воспроизведение в егоэмпирическом виде, обусловленном реальными обстоятельствами, а как системная,логически  упорядоченная конструкция. Идеальный тип – это умозрительное построение,хотя и созданное на основе изучения эмпирической реальности. Но это не описаниеобозреваемых фактов, а намеренно упрощенное и доведенное до логически стройноготипа, в котором множество элементов, существующих «дискретно идиффузно» в реальном объекте, соединяются в единую теоретическую модель.
Именно таким образом в веберовскойметодологии воссоздавались религиозные системы протестантизма, индуизма,буддизма, конфуцианства, иудаизма, которые в ряде отношений несомненноотличались от своих источников. Таким же образом Макс Вебер формулировалразличные типы пророчества (этнического и личного примера), религиозныхорганизаций, ценностных ориентаций (ценностно – рациональные ицелерациональные). За рамками его исследований оставались многие конкретные различия.Тем не менее веберовский подход позволял с одной стороны, сопоставлятьтеоретическую конструкцию с объектом; с другой стороны, соотносить модельрелигии с хозяйственной системой. Такой подход позволял раскрыть, каким образомсрабатывают те субъективные этические мотивы, которые заложены в индивиде. Этотподход предстает как понимающий, но не потому что он выявляет реализацию этихсубъективных факторов (н-р; представлений о зле, страдании, смерти и спасении)в объективной деятельности.
2. Важнейшим понятием, введенным М.Вебером в методологию сопоставления различных религий, этических систем, всоциологию управления, права и искусства, было понятие рационализации. Оноозначает процесс вытеснения случайных аффективных или рутинных действий илимотивов, преодоление отклонений (и противоречий) от основной линии действия иповедения и последовательское упорядочивание действий, их планирование инакопление результатов.
Рационализация действует в самыхразличных сферах, в том числе при модификации права, систематизации религиозныхсистем или научных систем. Вместе с тем этому процессу подвержена идеятельность различных социальных групп, связанная с хозяйством, управлениемили религиозной практикой. Как показывает М. Вебер, упорядочивание практикичеловеком связано с разделением между сферой сущего, т.е. эмпирически реальногомира и должного, т.е. отвечающего ценностно-нормативному порядку. Осозноваяпротиворечие между этими сферами, индивид вынужден учитывать последствия своихдействий, определять близкие и последующие цели и адекватные им средства,руководствуясь адекватными им ценностями.
Рационализация имеет частный характер,это означает, что сам процесс охватывает лишь определенные стороны культуры,приводит их автономизации, оставляя отдельные сферы в стороне. Она всегдадолжна получать соответствующую институциональную основу (церковь, секта,образование, социальная структура, бюрократический аппарат и т.д.) которая иобеспечивает её поддержание.
Конкретизируя понятие рациональности вприменении к разным культурам и сферам деятельности, Макс Вебер ввел деление нацелерациональный типы.
3. С методологией М. Вебера принятосвязывать и еще одно важное достижение последующей социологической мысли. Входе позитивистской критики того гуманитарного историзма который предпологалналичие в истории некоторого субстанционального сверхначала, постепеннореализующегося в ходе «прогресса» общества и к тому же в русле общейнаправленности этой истории, стирающей различия между локальными общностями,утрачивалось, представление о содержании исторического движения«Очищенная» от человеческого субъективизма позитивистская методолоияоставляла без внимания и те «смыслы» которыми человек руководствуетсяв исторической деятельности, и те духовные системы  а значит, и культуру, вкоторых создавались и поддерживались эти смыслы.
Макс Вебер совершил плодотворный отходот ортодоксального позитивизма и ввел принцип «понимания»человеческого действия, которая дается только если исследователь раскрываетзначение смыслов, побуждающих человека действовать так, а не иначе. Эти смыслыимеют не индивидуальные или общеантропологическое значение, а складываются вконструкции, названные Вебером «идеальные типы».
Именно благодаря этой конструкции вполе зрения социологии культуры вошли проблематика типологии обществ, религий икультур, а следовательно, их эволюции в ходе всемирной истории.
4. Его работа «Хозяйственная этикамировых религий», в которой рассматривается влияние различный религий намотивацию хозяйственной деятельности и в особенности на возможностьвозникновения духовных предпосылок капитализма западного типа.
«Протестанская этика и духкапитализма» – главная задача – выяснения специфического влиянияпротестантизма на формирование духовных предпосылок капиталистическойдеятельности и специфического типа личности капиталистического предпринимателя.Затем в 1913 – 1917 гг. вышли работы «Религия Китая. Конфуцианство тдаосизм», и «Религии Индии. Индуизм и буддизм», в которых Веберпоставил задачу показать отличие «духа» восточных религий от протестантизма,которые обусловили их неспособность создать духовные стимулы для эндогенногокапитализма западного типа. Фактически же Макс Вебер создал базисныйсравнительный метод, позволяющий выявить культурные основы хозяйственнойдеятельности в мировых цивилизациях.[8]
Заключение
Таким образом, важной задачейсоциального гуманитарного знания называл решение проблемы о том, есть ли в миресмысл и есть ли смысл существовать в этом мире. Стремился выявить основныеособенности данного вида знания и его методов. Среди этих особенностей:решаюшее значение ценностных компонентов, акцент на выявлении историчностикультурно-значимой индивидуальной действительности (или его фрагментов), теснаясвязь с субъективными предпосылками, преобладания качественного аспектаисследования, особая роль понимания как специфического способа в постижениисоциальных явлений «нацеленного» на смысл.
Вебер убежден, что рационализация,социального действия – это тенденция самого исторического процесса. Европейскаяистория последних столетий и вовлечение других цивилизаций на путьиндустриализации свидетельствует, по мнению Вебера, о том, что рационализацияесть всемирно – исторический процесс.
Задача исследователя – сделать понятнымкультурное значение определенного исторического факта, дать причинноеобъяснение его исторического возникновения.
Вебер разработал теорию «идеальныхтипов». Опираясь на идеи и методологические принципы «Капитала»Маркса, который называл «образцом идеально-типической конструкции». Развивал идеи Риккерта о необходимости четкого различия субъективно-практического«отнесения к ценностям», сформулировал постулат «свободы от оценки» в качестве важнейшегометодологического принципа познания социальных явлений.
Именно таким образом в веберскойметодологии воссоздавались религиозные системы протестантизма, индуизма,буддизма, конфуцианства, иудаизма, которые в ряде тотношений несомненноотличались от своих источников. Таким же образом Макс Вебер формулировалразличные типы пророчества (этического и личного примера), религиозныхорганизаций, ценностных ориентаций.
М. Вебер совершил плодотворный отход отортодоксального позитивизма и ввел принцип «понимания» человеческогодействия, которая дается только если исследователь раскрывает значение смыслов,побуждающих человека действовать так, а не иначе. Эти смыслы имеют неиндивидуальные или общеантропологическое значение, а складываются вконструкции, названные Вебером «идеальные типы».
Именно благодаря этой конструкции вполе зрения социологии культуры вошла проблематика типологии обществ, религий икультур, а следовательно, их эволюции в ходе всемирной истории.
Такого рода дискуссии, предметомкоторых были личность, философия, культура, политические взгляды Вебера,показывают, с моей точки зрения, многочисленные стороны его творчества, дающееправо сказать, что Макс Вебер – наш современник. Он является им прежде всегопотому, что его творчество, как и всех великих мыслителей, настолько богато идвусмысленно, что каждое новое поколение прочитывает его, изучает иистолковывает по разному. Его труд, возможно уже превзойден, но остается всегдаактуальным. Идет ли речь о понимающей социологии, об идеалном типе, о различениимежду ценностным суждением и отнесением к ценностям, о субъективном смыслеповедения как самостоятельном объекте научного интереса социолога,противопоставлении понимая своего поведения субъектами и социологом – поэтомуповоду можно задавать много вопросов или высказывать возражения.
Веберовскую науку можно определить,таким образом, как усилие, направленное на то, что бы понять и истолковать теценности, которые люди считали своими, и творения, ими созданные.
Использованнаялитература
1.   Гайденко П.П.,Давыдов Ю.Н., «История и рациональность: Социология Макса Вебера ивеберовский ренессанс», Москва, 1991 г.
2.   Громов И.А.,Маскевич А.Ю., Семенов В.А., «Западная социология», Санкт-Петербург,1997 г.
3.   Драч Г.В.,«Культурология», (учебное пособие) изд-во /Феникс/, Ростов на Дону,1997 г.
4.   Ерасов Б.С.,«Социальная культурология», изд-во /Аспект Пресс/, 2-е изд-ние,Москва, 1996 г.
5.   «КультурологияXX век. Антология», изд-во/Юрист/, Москва, 1995 г.
6.   РадугинА.А., Радугин К.А., «Социология», (курс лекций) изд-во /Центр/,Москва, 1997 г.
7.   Реймон Арон,«Этапы развития социологической мысли», изд-во /Универс/, Москва,1993 г.
8.   «Современнаяфилософия: словарь и хрестоматия», изд-во /Феникс/, Ростов на Дону, 1996г.
9.   «Человеки общество. (Культурология)», (словарь справочник) изд-/Феникс/,Ростов-Дон, 1996 г.
Приложения


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Слово о полку Игореве»
Реферат 5 топиков по иностранному языку (english)
Реферат Животные и звук
Реферат Образование землевладения крестьянского (фермерского) хозяйства
Реферат Breathing Rate Experiement Essay Research Paper
Реферат Община в Вавилоне в первой половине 2 тыс до нэ по Законам Хаммурапи
Реферат 5 класс. Учебник «природа. Введение в биологию и экологию 5» авторы т. С. Сухова, В. И. Строганов
Реферат О языке и стиле «деловой прозы» А.В. Суворова в связи с развитием русского литературного языка второй половины XVIII века
Реферат Петромагнетизм континентальной литосферы и природа региональных магнитных аномалий
Реферат Анализ ассортимента и экспертиза качества игрушек
Реферат Stalins Leadership Essay Research Paper Topic Stalins
Реферат Юридичне оформлення приєднання Галичини і Буковини до Австрії
Реферат бронетранспортеры
Реферат Теория аргументации
Реферат Строение и свойства координационных соединений меди(II) с некоторыми О, N – содержащими лигандами