Социология образования — раздел социологическойнауки, который изучает закономерности функционирования образования каксоциального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами,социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов,образовательные системы и структуры, отношение к образованию различныхсоциально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспеченияобразовательных учреждений и т. п.).
Основы социологии образования были заложены Э.Дюркгеймом, М. Вебером исследовавшими социальные функции образования, его связьс экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложилизучение образования как института социализации, а учебных заведений — каксоциальных систем.
Нормальное функционирование любого современногообщества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно ужестало одним из первостепенных факторов экономического развития, важныминструментом политики любого государства.
Институт образования относительно самостоятелен ивместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитиеобщества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей иучащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. ХХ век в первую очередьназывают веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественныесистемы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не толькоперспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека.По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайностипротекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двухосновных факторов — здоровья и качества полученного образования.
Четко просматривается одна интереснейшаязакономерность: чем более развита страна, тем больше критики в адрес ее системыобразования. В настоящее время о необходимости реформирования образования идетречь во всех продвинутых странах. Проблемы национального образования становятсяприоритетными в программах многих политических лидеров. К примеру, Дж. Кеннеди,Д. Буш вошли в американскую историю как президенты, много сделавшие длянациональной системы образования. Можно напомнить и о том, что самый первыйУказ, подписанный, Б.Н. Ельциным, назывался «Об образовании».
Образование как система — это уникальныйсоциальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал,формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды,конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей.Образование — это система проектирования будущего. В этой связи встает вопрос:какого будущего? Ответ может иметь два крайних варианта:
1 вариант — образ будущего общества жесткооценивается и задается его сегодняшними идеологами. Система образования вданном случае является институтом по формированию членов этого будущегообщества.
2 вариант — будущее общество конструируетсясоциальной практикой самодеятельного и свободного народа. Система образованияздесь имеет вариативный характер, предстает как система вариативного обучения,развивающего образования для жизни в неопределенном обществе, в котором надоотвечать и за себя, и за страну. Задача общества сводится к тому, чтобыпоследующие поколения были более образованными, чем предыдущие.
Установка на приоритет развивающей и вариативнойшколы естественна для открытого общества, для общества, находящегося в условияхтрансформации и стремящегося к открытости. Это требует политической воли ижесткой программы действий. Системообразующей основой таких действий являетсямодернизация образования с учетом стратегии реформ.1.Система образования в России
К концу 50-х гг. наша страна располагала одной излучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Оназанимала второе место в мире по численности студентов на 10000 человекнаселения.
Благодаря созданному интеллектуальному потенциалув России достигнут высокий уровень фундаментальной науки.
· Можно привести такие цифры:
o в 1917 г. уровеньобразования населения России равнялся одному году обучения;
o к началу Второймировой войны — 4 года;
o в начале 60-х гг. — 7лет обучения;
o в настоящее время — 10,5 лет.
Рассматривается вопрос о введении 12-летнегообразования в средней школе. В США, Канаде, Японии в среднем на взрослогоприходится уже 13-14 лет обучения; более половины выпускников двенадцатилетнейсредней школы продолжают обучаться в университетах.
Кризис в нашей системе образования начался с конца60-х гг. Советские руководители почили на лаврах после запуска первогоискусственного спутника Земли, в то время когда весь мир обратил внимание насоветский опыт развития образования. Кстати, именно тогда конгресс США принялЗакон «Об образовании в целях национальной обороны». По инициативепрезидента Дж. Кеннеди в стране в два раза увеличилось число университетов. Вконце 80-х гг. США тратили на развитие образования 6,7 процента своего валовогонационального продукта, Япония — 5,7 процента.
Доля расходов на образование в процентах красходам государственного бюджета СССР установилась к концу 20-х гг. на уровне12,5 процента, в период 1965-1980 гг. увеличилась до 15-17 процентов. После1980 г. эти расходы составляли 12 процентов, затем произошел резкий спад: в1992 г.- до 5,8 процента, в 1993 г. — 4,4 процента.
Были допущены серьезные просчеты в стратегииобразования. В 60-80 гг. в нашей стране резко увеличилась подготовка рабочих впрофтехучилищах — в 2,5 раза, а рост специалистов с высшим образованием только- в 1,3 раза. Однако весь мировой опыт свидетельствует: наибольший вклад вприрост производительности труда, темпов экономического развития вносятспециалисты, получившие высшее образование.
При всей очевидности реформирования образования кнему надо подходить весьма осторожно. Результаты образовательной политики,внедрения инноваций часто сказываются только через 10-15 лет. Этим и пользуютсянекоторые реформаторы и «новаторы» от образования, отлично понимая,что им вряд ли придется отвечать за непродуманные эксперименты.
Система образования должна осторожно включать всвои программы новации, новые формы организации. Известно, что любая крупнаянаучная идея в своей эволюции проходит три этапа. Сначала: «этого не можетбыть», затем: «в этом что-то есть» и, наконец, третий этап:«как этого можно было не понимать и не принимать?». Массовоеобразование должно ориентироваться в основном на него.
Это же касается и организационных форм, новыхтипов учебных заведений. В конце 50-х гг. было принято решение о том, чтопервокурсники вузов должны были днем работать, а по вечерам — учиться. Ксчастью, это начинание просуществовало всего один учебный год. К числу такогорода неудачных и непродуманных экспериментов можно отнести и решениеправительства о призыве студентов на военную службу.
Система образования отличается позитивнымконсерватизмом гораздо в большей степени, чем экономика или политика. В Россиикоренным образом поменялись экономический уклад и политическая система, аучебные заведения, вычистив идеологическую зашоренность, продолжают действоватьв значительной мере в прежней системе координат. В последние годыразрушительные тенденции менее всего коснулись системы образования, именноздесь сохранился значительный интеллектуальный потенциал, все лучшее, что былонакоплено отечественной системой образования.2.Задачи социологии образования
Разумеется, социология образования не может обойтисвоим вниманием и технологические вопросы. Будущие инженеры, экономисты,управленцы, политики ХХI века сейчас находятся в школьных классах истуденческих аудиториях. Естественны вопросы: а тому ли их учат, будут ливостребованы получаемые знания, будет ли достаточным уровень их образования?
Казалось бы, есть простой выход — создать, скажем,на основе опроса авторитетных экспертов модель специалиста, который потребуетсячерез 10-15 лет, и под него сделать квалификационные характеристики, учебныепланы. Но вряд ли все науки, имеющие отношение к технологии образования, дажеобъединив свои методики, прогностический инструментарий и математическиепрограммы, сумеют справиться с этой задачей.
Именно социология образования, используя своиподходы, в том числе и на основе социологического анализа истории образования,подсказывает возможный выход — повышение фундаментальности образования. Еслиновая научная информация устаревает на глазах, то этого не скажешь офундаментальных теоретических знаниях — фундаментальные науки в значительноймере обеспечивают стыки научного знания, а это сегодня самые быстрорастущиеточки современной науки — физическая химия, экономическая кибернетика,математическое моделирование, экономическая социология и т. п. Поэтомуединственная возможность для системы образования не ошибиться, работать наперспективу — т. е. всемерная фундаментализация образования. Кстати, онаобеспечивает и профессиональную мобильность специалистов, что так важно всовременном мире, в котором постоянно возникают новые отрасли науки, а затем — и производства, например, биотехнология, экологически чистое сельскохозяйственноепроизводство и т. д.
Другая парадигма современного образования — научить студента работать с новой информацией, постоянно обновлять свои знания.Ведь работа любого современного специалиста — это непрерывный поиск знаний,умение применять их в своей повседневной деятельности.
Еще одна социологическая проблема отечественногообразования — низкая востребованность знаний, профессиональной квалификации.Можно несколькими штрихами так нарисовать портрет российского студенчества:«Обо всем слышали, кое-что знают, но ничего не умеют». Многиестуденты учатся не ради знаний, профессиональных умений, а ради документа,диплома. И прежде всего потому, что в некоторых отраслях народного хозяйства ненужен высокий уровень профессиональной подготовки, многие специалисты повседневновыполняют неквалифицированную работу.
Дефицит профессионализма — беда российскойинтеллигенции. Достаточно сказать, что закупленные в западных странах техника итехнология у нас используются со значительно более низкой эффективностью.Именно по этой причине сильно отстают переработка сельскохозяйственнойпродукции, экологизация производства. Очевидно, что за крупными экологическимикатастрофами Арала и Ладоги, техногенными авариями Чернобыля и Уфы стоит,прежде всего, недостаточный профессионализм тех специалистов, которыепроектировали, оценивали ситуацию, принимали решения.
Проблема заключается и в том, что в плановойэкономике централизованные формы планирования и распределения молодыхспециалистов не стимулировали качества подготовки. Выпускник практически неискал себе работу, предприятие не платило за его подготовку, получало молодыхспециалистов бесплатно, а значит, и не стремилось их эффективно использовать.
Переход к рынку в корне меняет ситуацию. Вусловиях реформы развиваются договорные отношения, контрактная формаподготовки, осуществляется полная или частичная компенсация расходов наобразование, выделяются кредиты на образование. Многие старшекурсники успешносочетают работу с учебой, стремятся углубленно изучать иностранные языки, программирование,законодательство и т. п.
Качество подготовки в школе и вузе — одна изосновных проблем социологии образования. Конечно, социологи изучают недидактические проблемы — это дело педагогики и психологии, а социальные аспектыкачества образования. Здесь важно все, но прежде всего личность преподавателя,педагога. Из-за низкой зарплаты и престижа в школах текучесть кадров, высокаястепень их феминизации. Наверное, ключевая проблема — это зарплата. Еслизаработная плата учителя будет не ниже, чем в промышленности, то и мужчиныобязательно появятся в школе.
Обозначились тенденции: уход научно-педагогическихработников в коммерческие структуры; старение преподавательских кадров вузов — их средний возраст составляет 58-59 лет. Возникли серьезные проблемы спополнением одаренной молодежью аспирантур вузов и академических институтов. Пооценкам социологов, в столичных вузах четвертая часть выпускников намеренавыехать для работы за рубеж.
Если указанные тенденции сохранятся, то вроссийской высшей школе будет нарушена складывавшаяся десятилетиями нормальнаясистема воспроизводства научно-педагогических кадров. Еще 5-7 лет вузыпродержатся на существующем потенциале, а затем неизбежен развал многих кафедри направлений подготовки специалистов.
Разумеется, квалифицированныенаучно-педагогические кадры- не единственное условие, которое определяеткачество подготовки специалистов. На этот показатель влияют многиеорганизационные вопросы, которые также являются предметом интереса социологов.К примеру, зависимость между числом отчисленных студентов и увольнениемпреподавателей по сокращению штатов; наиболее оптимальная численностьстуденческой группы. Все они были большей частью решены в последние годы спомощью социологов.
Специалисты утверждают, что средний студентусваивает примерно третью часть предложенной учебной программы, причем болееудобную и приемлемую для себя. На долю усилий самого преподавателя, егопедагогического и методического мастерства приходится не более пятой части всехфакторов, определяющих уровень усвоения учебного материала. Иначе простоневозможно объяснить, почему при прочих равных условиях в одной группе у одногопреподавателя соседствуют и отличники, и двоечники.
Разумеется, квалифицированныенаучно-педагогические кадры — не единственное условие, которое определяеткачество подготовки специалистов. На этот показатель влияют многиеорганизационные вопросы, которые также являются предметом интереса социологов.К примеру, зависимость между числом отчисленных студентов и увольнением преподавателейпо сокращению штатов; наиболее оптимальная численность студенческой группы. Всеони были большей частью решены в последние годы с помощью социологов.
Студентам следует предоставить как можно большеакадемической свободы, в том числе индивидуальный график, свободное посещениезанятий, экстернат и т. п. Но, с другой стороны, должна быть увеличена мераответственности. Только в такой связке может серьезно повыситься качествообразования.
Важнейшая социологическая проблема образования — формирование культуры, гуманитарная подготовка студентов. Всегда есть соблазнготовить специалиста узкого профиля — меньше затраты. Во всем цивилизованноммире ставка была сделана на университетское образование, а в нашей стране — наузкоспециализированные вузы. Естественно, их выпускники не знали иностранныхязыков, экологии, права, не имели необходимой гуманитарной подготовки. Врезультате страдает не только дело, но обкрадывается сам человек, ведь хорошаягуманитарная, общекультурная подготовка дает возможность вести полноценнуюжизнь.
Известно, что в американских университетах нагуманитарные и социальные науки отводится от четверти до трети учебного временидаже на технических факультетах. Вот позиция одного из руководителейамериканского университета: «Наша задача не только подготовить вас к тому,чтобы зарабатывать на жизнь, но и научить, как жить. И философия являетсясоставной частью вашей подготовки к жизни. Это наша твердая позиция, и мы несобираемся менять ее».
Дело еще и в том, что, когда в 18-20 лет молодойчеловек изучает математику, биологию, информатику, он еще не знает, что в 40-45лет ему больше потребуются психология, право, социология. В этом возрастехороший специалист уже руководитель, отец семейства, общественный илиполитический деятель, а также выполняет и другие социальные роли, где в первуюочередь требуются культура, психология, наука управления.
Опросы показывают, что, по мнению студентов, да исамих преподавателей, до 40 процентов преподавателей обладают посредственным идаже низким уровнем культуры. По мнению 60 процентов студентов и 73 процентовпреподавателей, старшекурсники, выпускники вузов не могут в полной мересчитаться интеллигентными людьми.
В то же время студенты считают, чтопрофессионализм преподавателей сохранился. Более того, его оценки нескольковыросли. Ныне 35% студентов вузов (1999 г.) высоко оценивают профессионализмпреподавателей, а в 1989 было 32%. Однако студенты отмечают падениезаинтересованности преподавателей в работе (49% — 1989г., 20% — 1999 г.).
Среди социологических проблем образования сейчасвсе больше обозначается проблема сохранения здоровья учащихся и студентов.Здоровье — бесценный дар, которым в молодости никто не дорожит. Между темсовременная экология, генетика накладывают все большие ограничения на здоровье нарождающегосяпоколения. Уже в дошкольном возрасте различные хронические заболевания имеют15-20 процентов детей, к окончанию школы их число увеличивается до половины.Треть имеет отклонения в сердечно-сосудистой системе, нервно-психическиерасстройства, почти миллион детей — недостатки физического и умственногоразвития. Показатели здоровья студентов не лучше, они начинают снижаться послетретьего курса, когда прекращаются обязательные занятия физической культуры.Студенты болеют чаще, чем работники самых вредных производств.
Главная причина такого положения — низкий уровенькультуры народа: нет моды на здоровый образ жизни. Не культивирует его ибольшинство наших семей и политических лидеров. Следовательно, для сохраненияздоровья надо давать необходимые знания, прививать привычку к здоровому образужизни на всех ступенях образования. И нужно искать не только медицинские путирешения проблемы, но и социологические, организационные.
К примеру, заболеваемость детей в детскихучреждениях резко снижается, если работники получают хорошую доплату заздоровье своих воспитанников.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, чтообразование — социальный институт общества, который выполняет важнейшиефункции.3.Функции образования
Социализация подрастающих поколений — это нетолько обучение правилам, профессиональным навыкам, но и формирование вопределенной социокультурной среде. Образование способствует передаче ценностейсложившейся в обществе культуры, помогает поддерживать существующий социальныйпорядок.
В системе образования молодой человек находится дочетверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебноевремя. Ставится задача формировать законопослушных граждан, относящихся суважением к нормам, традициям, властным институтам. «Школа» — этогреческое слово, означающее «время-препровождение», «досуговыезанятия».
Правда, на этот счет есть и другие точки зрения. В1971 г. в США вышла книга Ивана Иллиха «Общество, отказавшееся отобразования». Автор предложил отменить обязательное обучение, запретитьспрашивать документы об образовании при приеме на работу. По его мнению, школане развивает ребенка, а готовит детали для общественной машины, подавляетличность.
Уровень образования уже предполагает определенныйсоциальный статус, возможности профессионального и социального продвижения. Вклассовом обществе практически всегда проводится политика протекционизма, будьэто рабфаки, институты красной профессуры или элитарные учебные заведения наплатной основе. Система образования — своего рода фильтр для молодых людей,определяющих, что они будут делать, когда станут взрослыми.
Великий российский педагог, В. А. Сухомлинскийговорил, что без научного предвидения, без умения закладывать в человекасегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось быв примитивный присмотр, воспитатель — в неграмотную няньку, педагогика — взнахарство.4.Основные ступени и формы образования
Социология исследует и внутреннюю структурусистемы образования, прежде всего в плане преемственности отдельных ступеней извеньев. Причем здесь основополагающая идея — непрерывность. В современномобществе, строго говоря, нет ни законченного, ни полного, ни тем более высшегообразования. Эти термины только означают достигнутый человеком определенный уровеньобразования. Современный человек, в принципе, должен учиться всю свою жизнь.Можно выделить формальное образование — школа, вузы аспирантура, докторантура инеформальное — учебное телевидение, Интернет, самообразование, клубы поинтересам, культурные учреждения.Дошкольноеобразование
Оно представлено системой дошкольных учреждений,которые в лучшие для отечественной системы образования годы посещали болееполовины детей. Детский сад призван помогать семье в воспитании. Главные ипервые педагоги ребенка — его родители, которые чаще всего не имеют необходимыхзнаний.
Существует гипотеза, что именно на этой ступенькевоспитания и образования ребенка общество несет самые главные потери.
Л. Толстой заметил: «От меня до шестилетнегоребенка — один шаг, от новорожденного до шестилетнего — громадноерасстояние». Все основные задатки и способности ребенка формируются именнов этом возрасте, дальше следует развитие, шлифовка этих качеств ребенка.Обычное для современной школы соотношение: один одаренный ребенок на десятьшкольников. По данным американских социологов и педагогов, если применить весьпедагогический арсенал в дошкольном возрасте, то восемь ребятишек из десятибудут учиться в школе на уровне одаренных детей.Школа
Следующая ступень — школа, начальная — 3-4 годаобучения, основная — 5 лет обучения, средняя школа — еще два года обучения.Школа — основной базисный институт в современной системе образования,величайшее достижение цивилизации. Действительно, знание алфавита вводитчеловека в храм духовной культуры. Обратите внимание, что первые школы,университеты в самых различных странах появлялись при храмах: например,церковно-приходские школы, Греко-латинская академия в России.
Первобытное стадо людей превращается в обществопосле появления фигуры учителя. Без доверия к нему, веры в его способностинельзя строить Храм науки. Авторитет учителя, его материальное и социальноеположение в обществе напрямую определяют качество образования. Если самаяодаренная молодежь не идет в аспирантуру, то на десятки лет вперед задаетсяуровень академической науки в стране. Это тоже интереснейшие социологическиепроблемы образования.
Введение всеобщего обязательного среднегообразования сыграло с нами злую шутку. Проблема заключается в том, что длянародного хозяйства, современного производства не требуется, чтобы все людиимели среднее образование. Дело в том, что характер и содержание работызачастую не соответствуют их образовательной и культурной подготовке. Отсюданеудовлетворенность работой, высокая текучесть кадров. В свое время строгийспрос за выполнение Закона «О всеобщем образовании» привел кпроцентомании (по данным статистики, у нас отсеивалось, не получая среднегообразования, 2-3 процента молодых людей, в США — 20 процентов), завышаласьреальная успеваемость, принудительно выталкивались «трудные»старшеклассники в спецучилища, профтехучилища, школы для умственно отсталыхдетей. Теперь, кажется, отечественное образование перегнуло палку в другуюсторону. Многие подростки (по некоторым данным, до одного миллиона) нигде неучатся, как говорится, проходят уличные университеты.
Вообще, соотношение образования и профессиональнойдеятельности — интереснейшая философско-социологическая проблема. Системеобразования вряд ли под силу отслеживать образовательные запросы общества,оперативно реагировать на них. Когда образование не используется во всем егобогатстве, возникает мнение о его академичности, необходимости сокращенияучебных программ. Завтра обнаруживается недостаточность полученных знаний,начинают утверждать о несостоятельности системы образования, необходимостипроведения реформ.
Образование, черпая свое содержание в процессахчеловеческой деятельности, должно нести в себе некий опережающий момент. Преждевсего потому, что его получают в основном люди в молодом возрасте и запасзнаний призван обеспечивать будущее развитие общества, его производства икультуры. Кроме того, в знаниях, прежде всего гуманитарных, содержитсянеразменный фонд человеческой цивилизации, который является основанием длясаморазвития человека, его полноценной жизнедеятельности.
Очень много вопросов социологического характера вработе общеобразовательной школы возникает в сельской местности, в районахКрайнего Севера, в особенности в деятельности школ- интернатов. Крайне сложнапроблема билингвизма и обучения детей малочисленных народов на родном языке.Внешкольноеобразование
Параллельно развивается система внешкольногообразования. К ней мы относим всевозможные внешкольные учреждения: музыкальные,спортивные школы, станции юных туристов, натуралистов, центры технического ихудожественного творчества. Их деятельность обеспечивает всестороннее развитиеличности ребенка, подростка. И, конечно, всегда возникает вопрос об оптимуме,целесообразности, чтобы не перегрузить, не искалечить ребенка. Особенно если учадолюбивых родителей он один, да еще есть бабушка с дедушкой.
В условиях перехода к рынку идет«усыхание» всей внешкольной системы. Вряд ли это разумно. Цивилизациясо своей индустриальной ступени переходит к постиндустриальному обществу.
И его главной особенностью является значительноевложение капитала не в производство, а в человека, мощное развитие всейвнерыночной сферы. В этом отношении Россия обошла многие страны мира, ивнешкольная система обучения и воспитания всегда была предметом нашей гордости.
Интересует социологов также оптимальное сочетаниеобщеобразовательной и профессиональной подготовки. Надо ли в школе учитьпрофессии или ограничиться политехническим образованием? Должны ли ученикизаниматься на уроках производительным трудом, надо ли за него платить?Профессиональноеобразование
Следующая ступень — профессиональная школа,представленная техникумами, профтехучилищами, теперь еще и колледжами, вузамиразличного типа. Главная проблема — профессиональный выбор при переходе от общеобразовательнойк профессиональной школе. Что определяет профессиональный выбор, как, черезкакие каналы можно повлиять на него? Большинство социологических исследованийобразования сосредоточено именно здесь. Дело в том, что общественныепотребности в профессиональной подготовке и личные устремления школьников невсегда совпадают.
Реально в вузы России поступают не более 20процентов выпускников школ. В результате происходит крушение жизненных планов,иллюзий.
В настоящее время все большее развитие получаетсистема последипломного образования — аспирантура, докторантура, получениевторой специальности, институты и факультеты повышения квалификации, стажировкии т. п. Здесь тоже много интересных для социологии вопросов. Достаточносказать, что, по данным социологов, до 60 процентов выпускников вузов меняютсвою профессию по самым различным причинам. Возникают очень непростые вопросы:как помочь в профессиональном совершенствовании по новой специальности, какойнабор фундаментальных знаний надо давать студенту, чтобы такой переход былменее болезненным, и т. д.
В современных российских условиях высшая школаменяет структуру подготовки специалистов под мощным давлением новыхсоциально-экономических условий и факторов, становится массовым второе высшееобразование. В высших и средних специальных учебных заведениях открываютсяновые специальности и специализации, связанные с такими сферами социальнойжизни, как управление, бизнес, финансы, экология и т. д.
В настоящее время новая проблема для высшей школы- невостребованность, безработица среди лиц с высшим образованием. Безработицастала «умной». Так, в 1998 году каждый десятый безработный имелвысшее образование. Наиболее неблагоприятно конъюнктура на рынке трудаскладывается в отношении инженерных вузов: спрос (и без того невысокий) падает,дефицит специалистов отсутствует.
В ближайшем будущем трудно ожидать резкогоизменения в этой сфере. Экономический анализ приводит к трудным для высшейшколы выводам: снижение объемов производства ведет к снижению спроса на квалифицированныйтруд, а это обусловливает сокращение объемов подготовки специалистов. Особеннов части инженерно- и естественнонаучного образования. По оценкам специалистов(А. А. Овсянников и др.), спад объемов производства, резкое сокращение масштабовнаучной деятельности и ее престижности стимулируют свертывание классической иотраслевой науки. Хотя престиж — иметь ученую степень, не занимаясьпрофессионально научной деятельностью,- высок. Это стало модным.
Принципиально новой для отечественного высшегопрофессионального образования является формирующая многоступенчатая система:бакалавр, специалист, магистр. Привлекает ее гибкость, возможность для молодыхлюдей включаться в профессиональную деятельность на разных ступенях полученияобразования, интеграции средних и высших профессиональных учебных заведений.Однако нельзя не видеть и бездумное копирование американской модели некоторымиусердными реформаторами. Иногда в так называемых элитарных или международныхколледжах, в основном гуманитарного профиля, появляется большой объеместественнонаучных предметов. Да, в американских университетах, особенноисследовательских, и так называемых колледжах либеральных наук есть такиеучебные планы. Но не стоит забывать, что в американские университеты приходятболее 60 процентов выпускников средней школы и университеты просто вынужденывыравнивать общенаучную подготовку студентов младших курсов, в том числе и породному английскому языку. Другое дело Россия, где в вузы на основе строгогоконкурсного отбора поступают не более пятой части выпускников средней школы, и,общепризнанно, с более основательной общенаучной подготовкой.Негосударственныеучебные заведения
Новым явлением, требующим серьезногосоциологического анализа, являются нетрадиционные формы образования, в томчисле и частные учебные заведения. Новые формы образования выступают в виденезависимых структур или специальных подразделений государственных учебныхзаведений. Сравнение типологических групп студентов государственных и частныхучебных заведений показывает их существенные отличия. Понятно, что средиродителей учащихся частных учебных заведений больше предпринимателей, крупныхруководителей, которые могут обеспечить оплату за обучение своих детей. Здесьбольше студентов, которые совмещают учебу с работой — вплоть досамостоятельного предпринимательства. Такие студенты материально хорошообеспечены, они не привыкли себе отказывать ни в чем, они уверены в своемпрофессиональном выборе, хорошо осведомлены в специфике будущейпрофессиональной деятельности, они выше, чем «бюджетные» студенты,оценивают значимость хорошего образования, свободного владения иностраннымиязыками и т. п. В ближайшее время в отечественной социологии наверняка будутпроведены исследования по качеству подготовки студентов в государственных ичастных профессиональных учебных заведениях.
Социологи подчеркивают готовность частироссийского населения инвестировать личные средства в сферу образования, иособенно для получения специальностей, пользующихся повышенным спросом на рынкетруда. Это имеет принципиально важное значение в условиях острейшего дефицитабюджетных ресурсов. Система образования в России — та сфера деятельности,которая готова принять инвестиции и дать необходимую отдачу. Она менее, чемдругие сферы деятельности, нуждается в модернизации и вполне конкурентна намировом образовательном рынке.5.Социология личности студента
Для социологии образования важно изучение и самойличности ученика, студента. Характер будущей профессии во многом определяет иповедение студента. Интересна в этом отношении книга екатеринбургскогосоциолога Н. Рубиной «Студент — глазами социологов». Особенно ееанализ студенческой молодежи в связи с избранной профессией. Студентов в этомотношении можно разделить на три группы.
Первую группу составляют студенты, ориентированныена образование, потому что оно дает возможность получить профессию. Они хотятработать именно по этой специальности, у них есть интерес к работе, стремлениереализовать себя именно в ней.
Вторая группа студентов состоит из тех, кто вперспективе ориентирован на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое — для них учеба выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени.
Третью группу студентов составляют те, кого можнобыло бы назвать неопределившимися. Все параметры их отношения к учебе,профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первыхдвух групп. Такие студенты как бы плывут по течению, возможно, ихсамоопределение состоится чуть позже, а возможно, для них вообще процесссамоопределения, целеустремленности не характерен.
· Американский социолог Мартин Троу, изучаястуденческую среду, выделил четыре типа культуры, поведения и всего образажизни среди американских студентов:
o Коллегиалы — общественники, которые отличаются активностью в студенческой жизни и тратят наэто много своего времени.
o Профессионалы — длякоторых будущая работа, профессия — самое главное, и этому подчиняется вся ихстуденческая жизнь.
o Академики — будущиепреподаватели университетов.
o И, наконец, нонконформисты- аристократическая богема, золотая молодежь, которая учится ради диплома,престижа, чтобы угодить родителям.
Интересно также отметить и такой вывод социологов:среди студентов, ориентированных на профессию, намного меньше социальныхпессимистов. На образование и профессию больше ориентированы студентыэкономических и юридических специальностей. Наименее ориентированными наобразование оказались математики, химики, педагоги, то есть студенты техспециальностей, которые меньше востребуются на рынке труда. Выбор профессии ввузе стал для молодых людей прагматическим, соответствует переменам вроссийском обществе. Ценность высшего образования как самостоятельногофеномена, имеющего социокультурную, личностную привлекательность ипрестижность, отступает на второй план.
Таким образом, деятельность социальных институтовобразования направлена на удовлетворение важных социальных потребностей. Оттого, насколько успешно он развивается, во многом зависит будущее любогообщества.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/