Реферат по предмету "Философия"


Социология (учебный курс)

Социология(учебныйкурс)
1. Предметиструктурасоциологии
Уже из самого названия данной науки – «социология» (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – со всей очевидностью следует, что речь идёт о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и то, что общество является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название «общественных»: история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и др. Поэтому простое указание на то, что социология – это наука об обществе, ещё не даёт ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом способе изучения общества.
Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционированиеи развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности – социума как объекта социологии.
Объектом большинства общественных наук является не всё общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д. Изучаемая социологией социальная жизнь общества – это область социальных отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, национальностямии народностями, коллективами и т.д.) и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей.
В зависимости от своеобразия субъектов социальные отношения подразделяются на:
1)социально-групповые (классы, социальные группы и слои);
2)социально-демографические(мужчины, женщины, дети, молодёжь, пенсионеры, члены семьи);
3)социально-территориальные(городское и сельское население);
4)социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические группы);
5)социально-профессиональные(трудовые коллективы, профессиональные объединения);
6)межличностные (личности) и др.
Таким образом социология выступает прежде всего как наука о поведении людей в среде себе подобных.
Социальные отношения носят комплексный характер и не сводимы к отношениям только экономическим, политическим или духовным. Они проявляются во всех сферах общественной жизни и включают в себя и социально-экономическое, и -политическое, и -духовное. Также социальное – это не просто одна из сфер общественной жизни, наряду с экономической, политической или духовной, а общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития. При этом понятие «социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в себя кроме социальных отношений и социальную структуру, и социальные нормы, и социальные институты и пр.
Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вместе с тем и благодаря этому социология – наука о целостности общественного организма, общественной жизни, общественных отношений.
Объект и предмет науки взаимосвязаны, но не тождественны: объект – это то, на что направлен познавательный процесс (у социологии, психологии, антропологии и др. общий объект – человек); предмет – характерные именно для данной науки элементы и стороны в её объекте, их связи и отношения, и выведенный на их основе соответствующий специфический ряд законов и закономерностей.Таким образом, социология – наука об общих и специфических соц. свойствах и закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.
Различные направления и школы в социологии по-разному определяли и определяют ее суть, выдвигая на первый план те или иные стороны этой науки. Еще не достигнуто единство мнений по вопросу об определении предмета социологии, нельзя не отметить, что особенно за последние десятилетия наметилась общая тенденция к сближению позиций на основе их творческого взаимообогащения.Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения соц. явлений и процессов. Социология, например, исследует эти явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких соц. общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это дает объективное основание для подразделения социологии на след. составные части:
1.общая социология как макросоц. исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционированияи развития социума как целого;
2.социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей соц. системы;
3.микросоциология, изучающая соц. явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия отдельных людей, их поведения.
В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования делятся на:
— теоретические (решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области соц. жизни);
— эмпирические (в центре находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения).
Эмпирическое и теоретическое – двуединые стороны целостного исследования соц. явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга.
В зависимости от целей и задач, ставящихся перед социологическими исследованиями различают
— фундаментальную (исследования, направленные на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки) и
— прикладную (исследования, направленные на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области) социологию.
От социологических исследований следует отличать социальные исследования. Второе шире первого. Социологические исследования составляют ядро более широких соц. исследований как общечеловеческихисследований. Социальные являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в экономической науке, политологии, правоведении и др. На уровне эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных науках обнаруживается тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии.
2. Взаимоотношениесоциологиисдругимиобществ. науками(история, политология, правоведениеидр.)
Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, экономической наукой и некоторыми другими общественными науками.
Социология и социальная философия.
Соотношение социологии и социальной философии определяется прежде всего тем, что социология не является философской наукой и изучает поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой является рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Но при всём при этом философия рассматривает общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.
Но философскими законами (ZB., законами соотношения общественного бытия и сознания, законами, характеризующими источник самодвижения общественной жизни), отражающими специфику социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой, не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии.
Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. С другой стороны, социология, давая конкретный анализ общественной жизни во всём её сложном многообразии, способствует обогащению понятийного аппарата и предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации её положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с реальной жизнью, практикой.
Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной философии и общетеоретическойсоциологии, ибо многие положения и выводы первой оказываются ограниченно включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление социологии с социальной философией способно стать серьёзным препятствием на пути развития обеих наук, т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке собственной тематики каждой из них.
Социология и история.
Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук так или иначе базирует своё знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.
Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение – это соотношение теории общественного развития и его истории. История по своей природе и сущности не может абстрагироватьсяот конкретно-хронологического хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразии. В отличие от этого главное в социологии как в «теоретической» науке – обобщение исторического опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов.
Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология только «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения людей в сфере себе подобных) в обществе, т.е. непосредственный объект социологии эже объекта истории. Кроме того, историческая наука изучает не только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.
Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражению фактологическогопроцесса, глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.
Социология и политология.
Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что:
— во-первых, социальные общности, организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики;
— во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельностиличности и её общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе;-
— в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом;
— и, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят своё выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социологическая политология.
Тем не менее это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и жизнь общества. Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений.
Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей,а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широких социальных обобщений.
Социология и специальные науки.
И, наконец, рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также некоторых других наук. Все они, в отличие от социологии изучают не общество в целом, а лишь отдельную его часть. Так, экономическая теория сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической наук.
В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными общественными науками.
3. Значениесоциологиииеерольвобщественнойжизни.
Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на 3 основные:
— теоретико-познавательную,
— практически-политическую,
— идейно-воспитательную.
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях,основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его развития. Обогащение научного социолог. знания происходит как на основе внутреннего совершенствованиятеоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объектами познания этой науки – соц. действительности. Только правильное и глубокое системное отражение сущности и закономерностей развития соц. реальности позволяет социологии выполнять и другие ее функции.
Практически-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием соц. реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование соц. жизни, на повышение эффективности управления соц. процессами. Социология не только описывает соц. жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации соц. жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология – одна из теоретических основ политики и практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ соц. политики и в практике управления общественными процессами – одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства.
Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных соц.-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и идеологического в реальном социолог. исследовании. Сверхидеологизация неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и правдивости изучения действительности, без чего нет и не может быть подлинной науки, в том числе социологии. С другой стороны, полное отрицание идеологического фактора в развитии социологии затрудняет понимание причин разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков столкновения и противоборства этих направлений.
В первые десятилетия XX века социологическая мысль в России поднялась на достаточно высокий уровень развития (Петражицкий, Ковалевский, Сорокин). Однако исторический путь этой науки у нас носил драматический характер. Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее объявлена «буржуазной». Социологические исследования проводились у нас только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления отставания социологии у нас еще далеко.
Необходимость изучения социологии определяется прежде всего возрастанием роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств:
1)важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у нас в стране, но и во многих странах за рубежом;
2)современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и значения соц. факторов и соц. сферы общественной жизни;
3)одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих других обществ — формирование гражданского общества.
Все это выдвигает на первый план изучение соц. статуса личности, соц. общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве главного в предмет социологии.
Социологическое знание все больше проникает в различные слои населения, чему способствует систематическое изучение соответствующих проблем как в средней, так и в высшей школе. Также велика роль социологии в выработке научно обоснованной социальной политики. Методы исследования, выработанные социологией, все шире и успешнее используются в других общественных науках.
4. Главныесоциологическиепарадигмы
Все науки основываются на разных системах по степени «открытости», т.е. способности включать в себя одну, две или несколько общепризнанных теорий. С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких теориях, а к настоящему времени их значение значительно возросло.
Социологическая парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых. Иногда под парадигмой понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории.
Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его рассмотрение. Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на 3 большие группы:
— структурные парадигмы — рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм, конфликтные парадигмы);
— интерпретивные парадигмы — делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология);
— интегральные и объединительные парадигмы — выражают взаимосвязь соц. структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье, структурно-деятельностная социология П.Штомпки).
5. О. Конткакосновательсоциологии(1798-1857)
В истории социологии французский ученый Огюст Конт известен прежде всего как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии. Основные его труды:
— «Курс позитивной философии» (6 томов),
— «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества» (4 тома).
Значение социологии Конта определяется прежде всего тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода вопреки господствовавшимв то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим взглядам он впервые:
— обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития,
— определил социологию (взаимодействие индивидов с себе подобными) как особую науку, опирающуюся на наблюдения (социолог должен наблюдать за состоянием общественных идей и мнений как социального явления, оставаясь беспристрастным),
— поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке,
— обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.
Социологию Конт разделил на 2 основные части – соц. статистику и соц. динамику. Первая — анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения соц. гармонии. Вторая – позитивная теория общественного развития. Анатомируя общество Конт особо выделил такие его элементы и институты, как семья, государство и религия.
В рамках соц. динамики О.Конт обосновал 2 закона:
1)Закон «трех стадий»: выделенным 3 ступеням умственного развития человечества – теологической, метафизической и позитивной, соответствуют три стадии исторического развития. Первая охватывает древность и средневековье до 13 в. Господство религиозного мировоззрения, военно-авторитарных политических режимов. Вторая охватывает 14-18 вв, для которой характерна смена общественных порядков. Породило анархию, революцию, демократию. Третья – с 19 в. — вместе с утверждением позитивного сознания начинается расцвет промышленности, науки.
2)Закон «двойной эволюции»: все факторы общественного развития подразделяются на 2 группы: первичные (духовные, умственные) и вторичные (климат, раса) при безусловном приоритете первых.
6. СоциологическиевзглядыГ. Спенсера
Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами 20 столетия.
В основе соц. взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно связанных с дарвинским учением:
1)Понимание общества как соц. организма, подобного биологическому организму и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и развития.
2)Учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление неорганического,органического и надорганического мира представляет собой часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым образом повсюду.
Проводя постоянную аналогию между биологическими и соц. организмами, Спенсер выделяет такие общие их черты, как рост и усложнение структуры, дифференциация функций и усиление их взаимодействия со структурой. Взаимоотношения между общественными структурами подобны взаимодействию органов живого организма. Между тем общество – сверхорганизм, т.к. в нем индивид меньше зависит от соц. целого и общество как целое, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов. Главное для Спенсера – непосредственное изучение не общества как целого, а личности и других его структурных элементов, их черт и взаимодействий. Его социологические взгляды рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению общества и его эволюции. Натуралистические идеи Спенсера неотделимы от его эволюционизма в социологии.
Предмет социологии – изучение роста, развития, строения и отправления общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и общественного явления, в основе – проявление и взаимодействие двух противоположных процессов: интеграции и дезинтеграции, т.к. эволюция – интеграция вещества и рассеяние движения.
Соц. эволюция выступает как автоматический в общем и целом предопределенный процесс чередования развития и разложения определенных обществ. В соответствии с этим Спенсер классифицировал общества по степени их сложности, а соц. прогресс видел в последовательном подъеме на все более усложненные ступени организации общества. В этой связи он подразделял общества на:
— простые,
— сложные,
— вдвойне,
— втройне сложные,
исходя из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях.
Другая классификация общества связана с разграничением их общественной организации в зависимости от характера господствующей в ней деятельности. Спенсер различал:
— воинственные и
— индустриальные типы обществ.
В первых общественная организация основана на жесткой иерархической структуре, разветвленном аппарате, высокой централизации, индивид реально лишен свободы, растворен в обществе. Во вторых – преследуются преимущественно не внешние, а внутренние мирные цели, главной задачей государства выступает воспитание членов общества, а на смену насилию и принуждению приходят убеждение и право. Переход от первого ко второму обществу происходит в результате нормальной соц. эволюции. Спенсер выступил против революционных общественных перемен, был сторонником общественного развития, сохранения существующей общественной системы как естественного состояния общества, вытекающего из закона эволюции природы и общества. Он был противником принципов социализма, считая ненужным устранение конкуренции, неравенства.
Заслуга Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые удалось развернуто и глубоко для своего времени разработать системный подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый использовал такие важнейшие категории социологии, как соц. система, соц. структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального направления в социологии, получившего позднее широкое распространение и влияние (Парсон, Мертон).
Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась прежде всего в его биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов как со стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов.
7. Значениесоциологиимарксизмаиееограниченность
Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса основывается на таком представлении о развитии общества, которое предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом процессе.
Основные труды:
— «Капитал»,
— «Немецкая идеология»,
— «Манифест Коммунистическойпартии».
Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах:
1)Полное и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы. Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Именно способ производства является системообразующимкомпонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими.
2)Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что соц. знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают.
3)Обогатили теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательнойи закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической- представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической мысли.
4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.
5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов.
6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема взаимодействия личности и общества.
Ограниченность социологии марксизма:
1)Материалистическое понимание истории позволило марксизму четко выделить экономическую жизнь общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но это сопровождалось недооценкой и игнорированием других, нематериалистических факторов социального развития.
2)Марксистское учение о классах и социальной борьбе позволило лучше понять одну из важных сторон функционированияи развития общества, но одновременно оно привело к сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценки роли других классов.
3)Акцент на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц. единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и насилия.
4)Ход последующей истории выявил и многие другие недостатки соц. теории марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка исторических возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной победы социализма в обозримом будущем). Сегодня марксизм находится в глубоком кризисе, за последние годы его влияние серьезно сузилось. Свою роль сыграли чрезмерный радикализм, заполитизированность и заидеологизированность, но еще больше повлияли догматизация и вульгаризация марксизма, его извращения в теории и на практике.
8. СоциологизмЭмиляДюркгейма
Эмиль Дюркгейм(1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:
— «О разделении общественного труда»;
— «Правила социологическогометода»,
— «Самоубийство»;
— «Элементарные формы религиозной жизни».
Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и др.
Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. предложенный им теоретико-методологическийспособ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.
Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь — всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.
Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.
Соц. факты Д. подразделял на:
— морфологические (плотность населения);
— образующие материальный субстрат общественной жизни,
— духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.
Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.
Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на индивида:
— эгоистическое,
— альтруистическое и
— аномическое.
Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий.
9. РаботаЭ. Дюркгейма«Оразделенииобщественноготруда»
Работа Дюркгейма «О разделении общественного труда» — это его первая крупная работа, написанная на базе его докторской диссертации. Она полностью посвящена теме взаимоотношения между обществом, коллективом и личностью. Основной вопрос формируется следующим образом: как появляется общество из совокупности индивидов и какими средствами и факторами индивиды обеспечивают солидарность и интегрированность общества?
Чтобы ответить га этот вопрос, Дюркгейм формулирует положение о двух различных формах солидарности — механической и органической. Он различает солидарность вследствие сходства индивидов и солидарность вследствие их дифференциации. В первом случае индивиды мало отличаются друг от друга, они похожи, потому что испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым ценностям, в сознании каждого господствуют сходные коллективные чувства. Это касается примитивных, архаичных обществ, в которых индивиды взаимозаменяемы. Вывод Дюркгейма сводится к тому, что индивид не является первичным, осознание индивидуальности приходит исторически. Первичным является общество. Ибо коллективные чувства и сознание покрывают основную часть индивидуальных сознаний.
Органическая солидарность возникает вследствие дезинтеграции механической солидарности и архаичной сегментарной структуры общества. В реализации этих исторических перемен, на первый план выступает феномен разделения общественного труда, под которым Дюркгейм понимает профессиональную специализацию. Она является признаком высокоорганизованного, развитого общества, которое, чтобы жить и нормально функционировать, не может обойтись без согласия и урегулированности.
Разделы работы посвящены проблемам формирования и развития органической солидарности, права и нравственности как соц. институтов, привязывающих индивидов друг к другу, устанавливающих в обществе согласие и порядок. Дюркгейм подробно анализирует соц. причины и условия разделения труда, которые связаны не с потребностями отдельного индивида, а с потребностями общества как целого. Пока объем и плотность обществ остаются на прежнем уровне и разделение труда незначительно. Солидарность в таком обществе носит механический характер.
Дюркгейм ставит и анализирует следующие проблемы:
1)Исчезновение сегментарного общества вместе с возрастанием моральной и материальной плотности общества в ходе увеличения его объема.
2)Интенсивность борьбы за существование в этих условиях вызывает прогресс разделения труда.
3)Примат общества, т.е. индивид возникает из общества, а не общество из индивидов. Индивидуальная личность формируется и прогрессирует только под воздействием разделения труда.
4)Взаимосвязь разделения труда, органической солидарности, права и морали.
Дюркгейм также подчеркивает проблему становления права и нравственности в процессе разделения труда. Ибо это и есть совокупность уз, привязывающих людей друг к другу и к обществу. Морально все то, что служит источником солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими.
10. «Понимающая»социологияМаксаВебераиеготеориясоциальногодействия
Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его структуры. Среди его основных трудов:
— «Протестантская этика и дух капитализма»,
— «О некоторых категориях понимающей социологии»,
— «Хозяйственная этика мировых религий»,
— «Хозяйство и общество».
Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда:
1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано;
2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно.
2признака социального действия:
— субъективно подразумеваемый смысл и
— ориентация на поведение других людей.
Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)
— целерациональные,
— ценностно-рациональные,
— аффективные и
— традиционные.
Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными.
Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип соц. действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели.
Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты.
В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.
11. «Протестантскаяэтикаидухкапитализма»МаксаВебера1904-1905 гг.
Макс Вебер(1864-1920) – выдающийся немецкий социолог, создавший «понимающую социологию», в центре которой изучение социальных действий, как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности.Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности создается социальными действиями индивидов.
В работе «Протестантская этика и дух капитализма»социологи настаивает на необходимости выявить связи между целой серией социальных действий людей, чтобы понять суть тех или иных исторических событий. От социолога требуются усилия, чтобы «заглянуть за» конкретные социальные действия индивидов. Так, в данной работе Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития «духа капитализма», утверждая,что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и характером соц. действий — лишь одна часть исследования.
Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить как и почему протестантские ценности, которые сами по себе явно не были нацелены на опр. экономические результаты, скрытно, не зависимо от намерений способствовали развитию капитализма. По мнению Вебера, основной причиной подобного рода непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение масс людей в том, что только через аккуратный и честный труд во имя приумножения славы Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что мотивированные опр. ценностями соц. действия, выражающиеся в своеобразном типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе, его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той или иной стране.
И еще социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная людьми соц. реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия.
12. СоциологическаямысльвдореволюционнойРоссиииееосновныенаправления
Несмотря на серьезное экономическое и соц.-политическое отставание тогдашней России от Запада, а также на то, что социология пришла к нам из Западной Европы, а социологическая мысль в ней начала активно функционировать лишь в последней трети 19 века, социология в России к концу 19 века достигла высокого уровня, мало чем утупающего тому, что имелось на Западе в тот период. Сложные и обостряющиеся разнообразные соц. проблемы пореформенного развития страны, как и достижения и проблемы ряда конкретных соц. наук стимулировали обсуждение и научную разработку социолог. теории.
Российская социолог. мысль того времени имела возможность опираться на достижения западноевропейскойсоциологии. Большое влияние на нее оказали взгляда Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера и др. К тому же ряд ее представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. существенно повлиял на развитие западно-европейской социологии того времени. В целом же российская социолог. мысль представляла собой сочетание общего и национально-особенного. Последнее нашло вое выражение прежде всего в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского освободительного движения.
Уже на том этапе выявилось,. как и в зарубежной социологии, многообразие различчных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже противоположные позиции. Основными из них были:
— географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский);
— органическое (Стронин, Лилиенфельд);
— субъективистское (Лавров, Михайловский);
— психологическое (Петражицкий, Кареев);
— многофакторное (Ковалевский);
— марксистское (Плеханов, Ленин).
Субъективистское направление: Лавров и Михайловский наибольшее внимание уделяли проблемам соотношения социального и исторического; предмета и метода социологии; теории прогресса и роли личности в истории.
Марксистское направление: Плеханов развивал идеи марксизма в свете материалистического понимания истории, разрабатывал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории. Ленин больше внимания уделял роли классов, народных масс.
Психологическое направление: Петражицкий определял социологию как науку, призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. Кареев критиковал О.Конта, подчеркивая роль коллективной психологии как переходной ступени между биологией и социологией, как подлинной основы последней.
Многофакторная концепция М.М.Ковалевского: плюралистический подход к изучению общества. Главные труды Ковалевского:
— «Современная социология»;
— «Очерк развития социологических учений»;
— «Социология» (2 тома).
Ковалевского как социолога интересовали следующие проблемы: связь социологии с историческими науками; сравнительно-исторический метод исследования; многофакторный подход к изучению общества; социальные закономерности и общественный прогресс.
13. П.А. Сорокин–одинизклассиковсоциологии20 столетия. «Социальнаяикультурнаядинамика»
В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем. Жизненный и творческий путь Сорокина связан до 1922 года с Россией, а с 1923 года с США. В 1919 году Сорокин создает первый в России социологический факультет в Петроградском университете. Американский период его творчества был более длительным и плодотворным. Сорокин не только создает десятки крупных работ, но и социологический факультет Гарвардского университета, 12 лет возглавляет его, избирается президентом Американской социологической ассоциации. Сорокина по праву многие называют классиком социологии 20 столетия, а иногда говорят, что он совершил «коперниковскую революцию в социологии». Его основные труды:
(Русские:)
— «Преступление и кара, подвиг и награда»;
— «Система социологии»;
— «Общедоступный учебник социологии»;
(США:)
— «Социология революции»;
— «Социальная мобильность»;
— «Современные социологические теории»;
— «Социальная и культурная динамика»;
— «Социологические теории сегодня».
Интегрализм как своеобразная общая черта творчества Сорокина окончательно сложился в трудах конца 30-40 годов, прежде всего в его «Социальной и культурной динамике», в которой ярко и фундаментально показано циклическое развитие, флуктуация различных типов культур и соц. суперсистем в Европе почти за 3 тысячелетия.
Понимая культуру в самом широком смысле как основу общественной жизни, Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения общества. Культура и ее ценности – вот интегрирующий фактор и в самой общественной жизни и в ее социологическом исследовании. Социокультура у Сорокина не конгломерат разрозненных явлений, а единство, все элементы которого связаны, интегрированы, представляют собой систему, а ценность служит фундаментом всякой культуры.
Социокультурные суперсистемы различаются прежде всего своими основными ценностями. Вся история у Сорокина предстает как закономерная смена доминирования в Европе 3 социокультурных суперсистем, 3 длительных этапов человеческой истории, своеобразных особых, уникальных цивилизаций:
— идеациональной,
— чувственной и
— идеалистической.
В первой господствующее положение занимают религиозные ценности, бог – высшая истина, другие культурные системы (наука, искусство) подчинены теологии.
Вторая характеризуется господством материализма и чувственных форм познания, чувственных ценностей.
Третья представляет собой интеграцию, синтез черт и ценностей двух других типов культур на основе сочетания материалистических и религиозно-идеалистических взглядов и преобладания интуиции в познании, в связи с чем этот тип может рассматриваться как интегральный.
Историческое развитие представляет собой циклическую флуктуацию указанных типов культур, связанных с тремя способами познания — рациональным, чувственным и интуитивным. Ими ограничиваются возможности человеческого познания, в истории культуры и общества не возникает и не может возникнуть чего-либо нового, история обречена на постоянное повторение, флуктуацию циклов, которые отличаются лишь в деталях. Современную культуру Сорокин относил к чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанным с усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход он видел в нравственно-религиозном обновлении человечества, в переходе к «новой интегральной культуре», когда новые духовные ценности истины, красоты и добра выдвинутся на первый план.
14. РаботаСорокина«Мояфилософия–интегрализм»
В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем.
Интегральные и объединительные парадигмы образуют постмодерн в социологической науке. Одним из первых, кто попытался ликвидировать противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был российско-американский социолог Сорокин, создавший интегральную социологию. Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, вертикале и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности – сложной, интегральной сущности человека, его ценностного мира.
В работе «Моя философия – интегрализм» социолог рассуждает о своем видении интегральной сущности человека, которая проявляется и раскрывается в его способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания.
Вместе с тем интегральное существо человека проявляется и в том, что он является активным участником создания творческого начала во вселенной. Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысл. Среди смысловых ценностей суперорганическогомира есть одна высшая интегральная ценность – единство Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия творчество в области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и Истины.
15. СоциологияреформиреволюцийП.А. Сорокина
В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем.
Соц. порядок в обществе – длительный процесс формирования системы прав и обязанностей индивидов, классов, общностей. Соц. порядок не данный факт, а результат взаимодействия человечества, развитие культуры. Нарушение этого порядка, баланса ведет к хаосу, нестабильности, смене ценностей.
Социология реформирования заключается в следующем:
— любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с естественными потребностями, инстинктами человека;
— каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение соц. ксловий данного общества, в котором проводится реформа;
— каждая реформа должна проводится исключительно конституционными методами.
Социология революций заключается прежде всего в неприятии Сорокина войнам, любому проявлению насилия, нарушающему порядок в обществе. Три необходимых составных всякого революционного взрыва:
а)растущее подавление базовых инстинктов большинства населения, собственническийинстинкт;
б)всеобщий характер такого подавления;
в)бессилие групп порядка.
Революция проходит 2 стадии:
— революционный взрыв и
— контрареволюция.
Революционный взрыв связан с подавлением естественных инстинктов, сопровождается голодом, насилием. Контрреволюция вызвана тем, что народ устал и хочет наконец порядка, который не принесла с собой революция первого типа.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.