/>Федеральное агентство железнодорожноготранспорта
РоссийскойФедерации
Иркутскийгосударственный университет путей сообщения
КафедраФилософии и Социальных Наук
Дисциплина:Философия
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Соотношениесознательного и бессознательного в психике человека
/>Выполнил:
/>студент 3-го курсаИрГУПС
№И-Т-06-353к
/>Королёв Дмитрий
/>Александрович
/>Проверил:
Малых Геннадий
Иванович
/>Иркутск
Декабрь 2008 г.
/>Оглавление
Введение 3
Любовьк мудрости 5
Природачеловеческого сознания 8
Сознательноеи бессознательное в психике человека 11
Заключение 16
Списоклитературы 17
/>/>
Введение
Тему своей контрольной работы – «Соотношение сознательного ибессознательного в психике человека», я выбрал не случайно. Дело в том, что когдана семинаре мне попался вопрос «Сознательное и бессознательное», то я был оченьувлечён и в результате заполнил кое-какие бреши в отсутствующих у меня понятияхо сознании. И теперь, я хочу рассмотреть данный вопрос более подробно и ссамого начала.
Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры.Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она сталаустойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века.Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановкавопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важнодля людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем– ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется самомировоззрение. Так в истории было всегда. Но, пожалуй, никогда ещё время неставило так остро задач философского осмысления всего происходящего, как впереживаемый сейчас период истории, в самом начале III тысячелетия.
С детства, осваивая мир, накапливая знания, все мы время от временис волнением думаем о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни исмерти, горе и счастье людей. Так складывается еще не чёткое, не вполнепоследовательное понимание тех вопросов, над которыми размышляло не одно поколениефилософов.
Как устроен мир? Как соотнесены в нём материальное и духовное? Хаотиченон или упорядочен? Какое место в мире занимают закономерность и случай, устойчивостьи изменение? Что есть истина и как отличить её от заблуждений илипреднамеренных искажений, лжи? Что понимают под совесть, честью, долгом,ответственностью, справедливостью, добром и злом, красотой? Что такое личностьи каковы её место и роль в обществе?
К давним, «вечным» вопросам такого рода сегодня добавляются новые,серьёзные и напряжённые. Какова общая картина и тенденции развития современногообщества, нашей страны в нынешней исторической ситуации? Как оценить в целомсовременную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля?Как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы? Как защитить,отстоять великие гуманистические идеалы человечества? И так далее. Раздумья натакие темы рождены потребностью в общей ориентации, самоопределении человека вмире. Отсюда и чувство давнего знакомства с философией: с древних времен и досегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросахмиропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией. От ясного пониманиямира, жизни, самих себя зависит многое — и в личной судьбе человека, и в общейсудьбе людей. (2, стр.7-8)
И вот теперь я подошёл к тому, чтобы разобраться, прежде всего, а чтоже это такое – Философия?
/>/>Любовьк мудрости
Общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живути действуют, называют мировоззрением. Явление это многомерно, оноформируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Кдуховным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относят и философию. Еёроль в осмыслении проблем мировоззрения велика. Вот почему для ответа навопрос, что же такое Философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, чтотакое мировоззрение.
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок,принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нёмчеловека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение- необходимая составляющая человеческого сознания, это не просто наборнейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В егоформировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческиеэмоции. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений,стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостноепонимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представлены познавательная,ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи. (2,стр.7-8)
Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости», форма общественногосознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нёмчеловека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное,этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиесяосновные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теорияпознания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблемвыделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика иметафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) иидеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др.;основные направления философии XX в. — неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология,неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм,философская герменевтика. Основные тенденции современной философии связаны сосмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нём человека,судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры,природа человеческого познания, бытие и язык. (1)
В отличие от мифологического и религиозного миросозерцанияфилософская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания,прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения,логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняютфантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления,предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие внароде мифы, переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональноеистолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничныйсмысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию ирассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижениюмира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало,таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа,а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.
Кроме познания мира, любовь к мудрости предполагала также раздумья оприроде человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и её разумномустройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяетпринимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководствомчеловеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложныевзаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образжизни. Важность этого жизненно-практического аспекта мудрости глубоко понималии первые философы, и великие мыслители более позднего времени.
Таким образом, возникновение философии означало появление особойдуховной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, сих верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и переданопоследующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, чтоони обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни.Гениальной догадкой ранней философской мысли было и понимание того, что мудрость- не что-то готовое, что можно открыть, затвердить и использовать. Она – это стремление,поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, которыйкаждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней,всё же должен пройти и сам.(2, стр.15)
Рассмотрев общее понятие философии, я принимаюсь к рассмотрениютакого вопроса, как – природа человеческого сознания./>
Природа человеческого сознания
Сознание, одно из основных понятий философии,социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеальноговоспроизведения действительности в мышлении. Сознание – это высшая формапсихического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связаннаяс речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двухформах: индивидуальной (личной) и общественной.(1)
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в егоспособности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своём прошлом,критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуярассчитанные на него планы и программы. Всё это вместе взятое связано со сферойчеловеческого сознания.(4, стр.132)
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов,ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений сокружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческогосознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы квопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагиваютисходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеютдело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формырегуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется,прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителяособых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.
Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос оботношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека,обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляетчеловеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание начеловека. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им,короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого оттех или иных его форм.
Если исходить из органической включенности человека в целостностьнеживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованнойматерии. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истокисознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку впроцессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализтипов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их«обслуживающих механизмов» возникают соответствующие регуляторы поведения.
Появление человека современного типа (homo sapiens)ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Переход корудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловилкачественно новое развитие психики человека. Изготовление простейшего орудиятруда связанно с мысленным предвосхищением его предназначения, структурных ифункциональных особенностей, общественного разделения процесса егоизготовления. Всё это стимулировало развитие аналитической и синтетическойдеятельности, развитие человеческого интеллекта.
При взаимодействии с себе подобными, у человека возниклисознательные, оторванные от непосредственной биологической цели, действия,связанные с мышлением и волей человека.
Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий всистеме действий других людей. Трудовая деятельность древнего человекапотребовала: 1) осознание человеком значений совершаемых им трудовыхдействий; 2) появления знакового обозначения этих значений – слова;3) социального взаимодействия людей, развития социальнойкоммуникации и основного средства этой коммуникации – речи.(3,стр.25-29)
Развитие последних предполагает формирование телесных органов,благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания – нервной системы иеё наиболее высокоорганизованного отдела — головного мозга. Однако определяющимфактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненнаяфункция, на которую работают эти органы. Человек сознаёт при помощи мозга, носознание — не функция мозга самого по себе, а функция определённого,специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. (2,стр.432)
Сознание — это в первую очередь совокупность знаний о мире. Неслучайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в егоактивной направленности вовне, на объект, то само сознание, в свою очередь,результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, темвыше наши познавательные потенции и наоборот — чем больше мы познаем мир, тембогаче наше сознание. Сознание неотделимо от выражения определенного отношенияк объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфересознания относятся собственно чувства — радости, удовольствия, горя, а такженастроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти — гнев,ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такойсущественный компонент сознания, каким является воля, представляющая собойосмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая егоповедение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей всеостальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.Самосознание — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нём.Самосознание — это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своихдействий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой иединой личности.
Сознательноеи бессознательное в психике человека
Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человекахарактерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания.
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременнов трёх взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательноми сознательном.
Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства,определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередкоименно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.
Бессознательный уровень психической деятельности представляетсобой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты набессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами.Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – сохранениеорганизма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программаповедения человека не автономна, она находится под контролем более высоких иболее поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критическихдля индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психикичеловека может перейти в режим автономной саморегуляции.(3, стр.37)
Существует также бессознательная память — это та память,которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, котораяуправляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслейчеловека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направленовнимание.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленностьи характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психическихпроцессах, свойствах и состояниях.
Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательноговнес З.Фрейд.
Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы,потребности и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущии проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.Одна из групп — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки принаписании или слушании слов. В основе второй группы сознательных явлений,лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий идругого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятнымипереживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностногохарактера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью ивоображением: сновидения, грезы, мечты.
Оговорки представляют собой бессознательно детерминированныеартикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы исмысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер,неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личностимотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательныхнамерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной цельюповедения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когдаподсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таковпсихологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они«возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двухразличных намерений». Что в свою очередь так же указывает на присутствие диалектики:единство и борьба противоположностей.
Забывание имён представляет собой другой пример бессознательного.Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению кчеловеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этимименем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и даннаяситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержаниесновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами,намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетвореннымиважными жизненными потребностями.
Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данныхвопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психическойрегуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и нерешается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, чтосуществуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разномусоотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся наподсознательном уровне. (4, стр.139-142)
Подсознательный уровень психической деятельности – обобщённые,автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение,навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное наранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера,т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Этонепроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальныхповеденческих штампов, манер поведения.
Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмыи их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем. Автоматизмыподсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся действий втиповых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакцийв привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычныхобязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимическиештампы). Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для болееквалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторныхрешений стандартизированных задач.
В подсознание вытесняются и различные комплексы –нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения ибеспокойства, амбиции и завышенные претензии (нарциссизма, неполноценности идр.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетическийпотенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательнуюнаправленность поведения личности. Подсознательные проявления всегда присутствуютв процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых(неосознаваемых) воздействий, формируют неосознанные побуждения, эмоциональноориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание –это сфера внутренних состояний и установок, в том числе и установок высшего,нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когдаисчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовыхсостояний, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).
Высшая сфера подсознания – интуиция (называемая иногдадаже сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охватапроблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидениеразвития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однакоинтуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуицияудовлетворяет запрос сознания на определённый комплексный блок ранее полученнойинформации.
Внесознательная сфера психики человека – глубинная сфера егопсихики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессеэволюции человека.
В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера,надежда и любовь, различные парапсихологические явления (ясновидение,телепатия). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность ирадостное предчувствие – всё это тоже сфера подсознания. Готовность индивидадействовать в различных ситуациях определённым образом, без предварительногообдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферыпсихики.
Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение наподсознательном уровне поддаётся некоторой корректировке лишь методамипсихотерапии и гипноза.
Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметьпродолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытеснять вподсознательную сферу.
Сферу бессознательного З.Фрейд считал источником мотивационнойэнергии, находящейся в конфликте с сознанием.
В отличие от З.Фрейда другой психоаналитик – К.Г.Юнг не только непротивопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано наглубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях,сформированных у человечества в далёком прошлом. Где не мысль, не сознание, ачувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо.
Сознание вооружено понятиями, подсознание – эмоциями и чувствами. Науровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта илиявления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании. (3,стр.37-40)
Заключение
Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что прошлый опытчеловека зарождается не только с медицинской, но и философских точек зрения.Ведь человек, опирается на сознательную и бессознательную жизни.
Анализ материалов по проблеме сознания и бессознательного в психикепоказывает, что психика – это сложное явление, которое имеет иерархическоестроение, а именно четыре основных уровня: раздражимость, чувствительность,поведение высших животных, сознание человека. Сознание – этовысший уровень развития психического отражения, связанный с использованиемречи, присуще только человеку. В сознательной жизни, мы накапливаем опыт ипознания, руководствуясь биологическими развитиями. В этой категории, играетбольшую роль генетический код, развитие нервной системы, окружающая социальнаяжизнь.
Но в психике человека не только сознательные процессы, но и процессыкоторые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Онипротивостоят сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним. Вбессознательной жизни, главенство принадлежит нашему подсознанию. Ведьподсознание, хранит всю информацию, как нашего тела на данный момент, так идуховную развитость человека.
Со времен зарождения цивилизации, человека интересует его душа и всеэтапы эволюции, от перерождения до истинного сознания.
Человек как совершенная материя, способен не только накапливать опытпрошлого, но и способен вновь открыть все тайны пройденного.
Философское осмысление реальностей современного мира и тенденций егоразвития — одно из важных условий того, чтобы человеческая деятельность моглареализовываться как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Электроннаятекстовая программа (700 Мб): Propaganda Art, 1999-2000. 1 электронныйоптический диск (CD-ROM): цв.; 12 см. – Системные требования: Win 95/98,процессор 486, 16 МВ. – Загл. с экрана. – Диск помещён в контейнер 14х12,5 см.
2. Введение в философию [Текст]: Учебное пособие для вузов /Авт. колл.: Фролов И.Т. и др.; 3-е издание, переработанное и дополненное — М.:Республика, 2005. – 623 с.
3. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст]: Учебникдля вузов / М.И. Еникеев. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА· М, 2000. – 624c.
4. Психология [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. – 4-е изд. / под ред. Р.С. Немова.- М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2002. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.