План
Введение
1.Обзорпериодов развития скептицизма
2.Пиррон и его школа
3.Скептицизм Платоновской Академии
4.СекстЭмпирик: Скептицизм как образ жизни
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
В истории античной философии выделяются следующие этапы: 1)становление древнегреческой философии (VI-V в. до н. э.; философы — Фалес,Гераклит, Парменид, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ и др.); 2) классическаягреческая философия (V — IV вв. до н. э.) — учения Демокрита, Платона,Аристотеля; 3) эллинистически-римская философия (с конца IV в. до н.э. до VI в.н. э.) — концепции эпикуреизма, стоицизма, скептицизма.
Актуальность темы контрольной работы заключается втом, что в конце IV в. до н.э. усиливаются признаки кризиса греческойрабовладельческой демократии. Кризис этот привел к утрате Афинами и другимигреческими полисами политической самостоятельности.
Экономический и политический упадок Греции, закат ролиполиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познаниеобъективного мира, которые проявилось у греческих философов, постепенно замещаютсястремлением свести философские и научные вопросы только к тому, что достаточнодля обоснования правильного, т.е. способного обеспечить счастье, личногоповедения. Наблюдается повсеместное разочарование во всех видах и формахобщественно-политической жизни. Философия из теоретической системы превращаетсяв умонастроение и выражает самоощущение человека, потерявшего себя в мире. Современем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит периодмистики, сращения религии и философии.
Метафизика как философия по преимуществу уступает местоэтике, главным вопросом философии этого периода становится не то, что есть вещисами по себе, а то, как они к нам относятся. Философия все больше стремитсястать учением, разрабатывающим правила и нормы человеческой жизни. В этомсходны все три основные философские направления эпохи раннего эллинизма —стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.
Утратой себя и неуверенностью в себе порождено такоенаправление эллинистической философии, как скептицизм.
1. Обзор периодов развития скептицизма
Скептици́зм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение вкачестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренныйскептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность поотношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм —психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющеевоздерживаться от высказывания категорических суждений.
Античный скептицизм как реакция на метафизическийдогматизм предшествующих философских школ представлен, прежде всего, Пирроном,затем средней и новой академиями (Аркесилай, Карнеад) и т. н. позднимскептицизмом (Энесидем, Секст Эмпирик и др.)[1].
Античный скептицизм прошел через многие изменения и фазы всвоем развитии. Вначале он имел практический характер, то есть выступал нетолько как самая истинная, но и как наиболее полезная и выгодная жизненнаяпозиция, а затем превратился в теоретическую доктрину; изначально он ставил подсомнение возможность какого-либо знания, затем критиковал знание, но лишьполученное предшествующей философией. В античном скептицизме можно выделить трипериода:
1) Старший пирронизм, развивавшийся самим Пирроном (ок.360-270 гг. до н.э.) и его учеником Тимоном из Флиунта, относится к III в. дон. э. В то время скептицизм носил чисто практический характер: его ядром былаэтика, а диалектика только внешней оболочкой; с многих точек зрения, он былдоктриной, аналогичной начальному стоицизму и эпикуреизму.
2) Академизм. Собственно говоря, в тот период, когдапрервался ряд учеников Пиррона, скептическое направление господствовало вАкадемии; это было в III и II вв. до н. э. «в Средней Академии»,наиболее выдающимися представителями которого были Аркесилай (315-240 гг.) и Карнеад(214-129 гг. до н. э.).
3) Младший пирронизм нашел своих сторонников, когдаскептицизм покинул стены Академии. Изучая работы представителей Академии болеепозднего периода, можно видеть, что они систематизировали скептическую аргументацию.Исходная этическая позиция отошла на второй план, на первый план выдвинуласьэпистемологическая критика. Главными представителями этого периода были Энесидеми Агриппа. Множество сторонников скептицизм обрел в этот последний период средиврачей «эмпирической» школы, в числе которых был и Секст Эмпирик.
Лосев А.Ф.[2], самуюраннюю ступень скептицизма, возглавляемую Пирроном, называет интуитивно-релятивистической.В дальнейшем скептицизм развивался в пределах платоновской Академии. Впервыескептическое учение мы находим у главы Средней Академии Аркесилая. Этонаправление Лосев А.Ф. называет интуитивно-вероятностным. Оно получилосвое дальнейшее развитие у главы Новой Академии Карнеада. Этот период именуетсярефлективно-вероятностным. Этот академический скептицизм постепенноослабевал и превращался в эклектизм, который известен по Филону из Ларисы иАнтиоху из Аскалона (II-I вв. до н.э.), возглавлявшим так называемые Четвертуюи Пятую Академию. Более твердую и последовательную позицию скептицизма занимаетотдаленный последователь и возобновитель пирронизма, скептик I в. до н.э.Энесидем, скептицизм которого называют систематическим, или рефлективно-релятивистическим.
За ним следовал логически-релятивистическийскептицизм Агриппы и Менодота (I в. н.э.) и уже окончательным завершениемантичного скептицизма, или абсолютным скептицизмом, который граничит снигилизмом, хотя далеко и не сводится к нему, считается скептицизм Секста Эмпирикаи Сатурнина (II-III вв. н.э.).2. Пиррони его школа
Пирро́н из Элиды (ок. 360 до н. э. — 280 до н.э.) — древнегреческий философ из Элиды. Родоначальник античного скептицизмуПиррон считал философом того, кто стремится к счастью.
Основатель древней скептической школы. Он придерживался тогомнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным,ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково (adiaphoron —безразличное), и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Все неодинаковое,различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями.Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания отсуждений. В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюдавыводится «невозмутимость», «безмятежность» (атараксия).
Учение Пиррона называется пирронизмом. Это название посмыслу отождествляется со скептицизмом. Скептики сомневались во всем,опровергали догматы других школ, но и сами ничего не утверждали. Скептики отрицалиистинность любого познания и отбрасывали любые доказательства.
Скептики приходят к выводу, что чувства сами по себе ненесут в себе истины. Чувства не могут судить сами о себе, а потому они не могутустанавливать, истинны они или ложны. То есть мы можем утверждать, что тот илииной предмет является красным или зеленым, сладким или горьким, но мы не знаемкакой он на самом деле. Он такой только для нас. Согласно Пирону, всякомунашему утверждению о любом предмете может быть с равным правом, с равной силойпротивопоставлено противоречащее ему утверждение.
Из невозможности никаких утверждений ни о каких предметахПиррон заключает, что единственный подобающий философу способ отношения к вещамможет состоять только в воздержании от каких бы то не былосуждений о них. Если мы будем воздерживаться от всяких суждений овещах, то мы достигнем невозмутимости (атараксии), которая естьвысшая степень доступного философу счастья.
Приводятся примеры из его личной жизни как иллюстрациянеобходимого для правильного скептицизма безмятежного покоя. Пиррон, находясьсо своими учениками на корабле во время бури, поставил им в пример свинью, котораяв это время спокойно пожирала свой корм, когда все пассажиры необычайноволновались и боялись катастрофы. Вот таким же невозмутимым, по его мнению,подобает быть истинному мудрецу[3]...
Не менее важное, а может быть даже и более важное, значениеимела этическая область пирронова скептицизма. Хотя сам Пиррон ничего неписал, до нас дошло достаточно материалов и об его скептицизме в целом, и обэтическом разделе его философии. Тут важен целый ряд терминов, которые с легкойруки Пиррона получили огромное распространение во всей последующей философии.
Таков термин «epoche», обозначавший«воздержание» от всякого суждения. Раз мы ничего не знаем, то,согласно Пиррону, мы и должны воздерживаться от каких-либо суждений. Для насвсех, говорил Пиррон, все «безразлично», «adiaphoron», –другой популярнейший термин, и не только у скептиков. В результате воздержанияот всяких суждений мы должны поступать только так, как поступают все обычносогласно нравам и порядкам в нашей стране.
Поэтому Пиррон употреблял здесь еще два термина, которыемогут только поразить всякого, кто впервые занимается античной философией ииспытывает желание вникнуть в существо античного скептицизма. Это – термин«ataraxia», «невозмутимость», и «apatheia»,«бесчувствие», «бесстрастие». Этот последний терминнекоторые безграмотно переводят как «отсутствие страдания». Именнотаково должно быть внутреннее состояние мудреца, отказавшегося от разумного объяснениядействительности и от разумного к ней отношения.3. Скептицизм Платоновской Академии
Обычно преемников Платона (академиков) делят на Старую,Среднюю и Новую академию. (Некоторые принимают еще, кроме того, 4-ю и даже 5-юакадемию).
Против стоического и эпикурейского догматизма выступаетсначала Новая Академия, являющаяся продолжением Платоновой Академии. Самыми значительнымифигурами явились Аркесилай и Карнеад.
Основание Средней академии приписывается Аркесилаю, Новаяакадемия представляет воззрения Карнеада. Обе, впрочем, родственны скептицизму,и сами скептики затруднялись указать различие между своей точкой зрения иакадемической. Представители скептицизма уже считали обоих этих философовскептиками, но они все же проводили какое-то различие между академиками ичистыми скептиками.
В период господства Средней и Новой Академии чистыйпирронизм уже замолкает, и замолкает надолго, почти на полтора столетия. Но в Iв. до н.э., когда академический скептицизм уже изживает себя, вступая в связь скритикуемыми им же самим догматическими системами, и прежде всего с системойстоицизма, пирронизм вновь появляется на сцене, но теперь не в столь обнаженноми наивном виде, как это было первоначально, в лице Энесидема и другихскептиков, и выступает он в виде достаточно разработанной системы, завершениемкоторой явится во II-III вв. н.э. Секст Эмпирик.
Аркесилай (315—240 гг. до н.э.) — древнегреческийфилософ, глава второй (Средней) академии. Он представлял иной тип личности, чемуважаемый Пиррон и саркастический Тимон; он был типом скептика — светскогочеловека, и в силу этого изящество должно было быть доминирующей чертой его мышления.Аркесилай был человеком, который умел устроить свою жизнь, был любителемпрекрасного, искусства и поэзии, был известен независимым и рыцарскимхарактером.
Придал школе скептическое направление, проповедуя«воздержание от суждения» (epoche); только вероятное,считал он, находится в пределах достижимого, и его достаточно для жизни.
Получив основательное образование и прослушав беседыперипатетика Феофраста и академика Крантора, он выработал под влияниемфилософии Пиррона особое скептическое мировоззрение, опровергавшее учениестоиков и состоявшее в том, что (в мире) не существует неоспоримого критериядля определения истины и что всякое положение может быть оспариваемо теми илидругими доводами, которые тоже кажутся вероятными; поэтому достижение абсолютноистинного недоступно человеческому сознанию, и, следовательно, необходимоограничиться одним только вероятным, что, по учению Аркесилая, является вполнедостаточным для практической нашей деятельности.
При Аркесилае наступила новая фаза в развитии школы.Иронический метод Сократа и Платона он использовал в новом скептическом духе,для массированной и неуступчивой атаки на стоиков. Из двух одно: либомудрец-стоик должен согласиться, что владеет лишь мнениями, либо, если дано,лишь мудрец знает истину, он должен быть «акаталептиком», т.е.несогласным, и значит, скептиком. Если стоик рекомендовал «остановку всуждении» только в случаях недостатка очевидности, Аркесилай обобщает:«ничто не имеет абсолютной очевидности».
Термин «epoche» был, скорее всего, открытАркесилаем, а не Пирроном, именно в пылу антистоической полемики. Пиррон,впрочем, уже говорил об «adoxia», т.е. о неучастии в суждении. Ясно,что стоики должны были живо реагировать на попытку Аркесилая радикальнопоколебать понятие «согласия», без которого невозможно решениеэкзистенциальных проблем, невозможно и действие. На это Аркесилай отвечаларгументом «eulogon», или рассудительности. — Неверно, что врезультате воздержания от суждения моральное действие становится невозможным. Всамом деле, и стоики, объясняя общепринятые действия, говорили о«долге», имеющем собственное основание.
И скептики говорят, что выполнение долга вполне уместно ибез абсолютной уверенности в истине. Более того, кто способен разумнодействовать, тот и счастлив, а счастье есть частный случай мудрости(phronesis). Так выходит, что стоицизм изнутри самого себя приведен к признаниюабсурдности претензий на моральное превосходство.
Аркесилаю приписывают «эзотерический догматизм»рядом с «экзотерическим скептицизмом», т.е. скептиком он был дляпублики, но догматиком — для учеников и доверенных лиц, в стенах Академии.Однако наши источники позволяют нам лишь предполагать.
Таким образом, для Аркесилая, не признающего никакихразумных доказательств, критерием истины является только практическаяразумность, которая то ли указывает на успех предприятия, то ли не указывает нанего. Другими словами, вместо пирроновской чистой и безусловной относительностиАркесилай (и в этом остается его платоновская черта) все же рекомендуетразбираться в чувственной текучести и выбирать из нее то, что создает длячеловека успех. Вот этот жизненно-практический успех, никогда не обладающийполной надежностью, и есть для него критерий истины. Поэтому мы бы назвалискептицизм Аркесилая практически-вероятностым, утилитарно-вероятностным, илинепосредственно, интуитивно данной вероятностью.
Нечто от платоновского учения о разуме здесь, конечно,остается. Однако оно здесь сильно релятивизированно, а именно до степенипрактической вероятности. Это – прагматически-вероятностный скептицизм.
Карнеад (род. 214 до н. э., Кирена, Сев. Африка — ум.129 до н. э., Афины) — греческий философ, основатель новой, или третьей Академии[4].
Приехав в 156 до н. э. в Рим и живя там, он занималсяфилософией, развивал крайний скепсис и отрицал знание и возможностьокончательного доказательства. Как первый теоретик понятия вероятности, онразличает три её степени:
1. представления вероятны только для того, кто их придерживается;
2. представления вероятны и не оспариваются теми, кого они касаются;
3. представления абсолютно бесспорные.
Самое сильное требование Карнеада в отношении выставляемойим вероятности заключается в том, что от простой констатации единичностипредставления мы должны переходить к анализу и всех других моментов, так илииначе участвующих в изучаемом нами единичном представлении. Другими словами,самый высокий критерий истины заключается в такой вероятности, которая установленаи изучена в связи со всеми другими соседними с ней предметами, могущими то лиобнаружить его истинность, то ли нарушить эту истинность или даже совсем ееисключить.
При этом Карнеад прекрасно понимает, что в своем учении отрех критериях истины он, собственно говоря, имеет в виду толькоодин-единственный критерий, а именно вероятность, но не ту прямую инекритическую, не ту слишком интуитивную, о которой говорил Аркесилай, нонаучно разработанную в качестве специфически данной структуры.
Самое главное в академическом скепсисе – это именно учение овероятности в разных смыслах слова: то ли в том смысле слова, что все существующееи высказываемое можно оспаривать, то ли в том смысле слова, что доказательствавовсе не являются необходимостью для мысли, потому что многое в жизни хотя и недопускает доказательства, но все же является достаточно ясным.
Карнеад излагал свои философские воззрения устно, поэтомусодержание его взглядов сохранилось в трудах других мыслителей — Цицерона,Евсевия. Так же популяризации скептицизма Карнеада способствовала литературнаядеятельность его учеников — Клитомах, Хармид, многочисленные труды которых несохранились, однако имеются многочисленные ссылки на них.4. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни
Указанными тремя основными ступенями, или типами, античногоскептицизма исчерпывается то, что было сделано скептиками до Секста Эмпирика.Это были типы 1) интуитивно-релятивистической (Пиррон и Тимон), 2) интуитивно-вероятностный(Аркесилай) и 3) рефлективно-вероятностный (Карнеад).
Общей особенностью этих типов является выставление вместотого или иного догматического учения своего скептического учения, но тожепреподносимого в виде строго доказанной догмы. Недоставало только такой позициискептицизма, которая отрицала бы и считала недоказуемой также и своюсобственную критику догматизма. Сказать, что чего-нибудь не существует, этоведь тоже значит высказать некоторого рода суждение, претендующее на истину.
И только Секст Эмпирик сделал этот последний шаг, а именносчитать недоказуемыми, неубедительными и скептическими также и все свои собственныеаргументы против догматизма. Если угодно, такого рода скептицизм можно назватьуже полным нигилизмом. Но для нас будет достаточно, если всю эту системудоказательств у Секста Эмпирика мы назовем просто абсолютным скептицизмом[5].
В нем очень много логики и остроумия. Но, собственно говоря,он не выходит за пределы первоначального пирроновского скептицизма, который названнепосредственным, или интуитивным, релятивизмом. То же самое нужно сказать и оСексте Эмпирике, поскольку он сам все свои доказательства тоже интерпретируетскептически и нигилистически, так что и в начале своего существования и в концесвоего существования греческий скептицизм оставался в смысле системы разумаабсолютным нигилизмом, несмотря на все усилия академиков спасти доказательностьскептицизма своим учением о вероятности.
Имя Секста Эмпирика, талантливого систематизатора античногоскептицизма, после почти полуторатысячелетнего забвения становится известным в70-х годах XVI в., когда один за другим были опубликованы его трактаты«Пирроновы основоположения» и «Против ученых». Публикация этих работ оказаласьнастолько современной и созвучной мыслям и идеям, распространенным в ту эпоху,что интерес к Сексту Эмпирику, а через него и ко всему античному скептицизму(пирронизму) вышел за рамки простого историко-философского любопытства. Болеетого, открытие Секста Эмпирика, как указывают исследователи его творчества Дж.Аннас и Дж. Барнес, «оформило курс философии на последующие триста лет».
Наиболее общее и подробное изложение своего учения Секстпредставил в трактате «Пирроновы основоположения», в самом начале которого онпоказывает различие между его идеями и другими философскими школами. Эторазличие относится, во-первых, к тому, что все догматики уверены, будто онинашли истину, приняв на веру нечто неочевидное, и лишь скептики продолжают ееискать, а во-вторых, к тому, что догматики обычно имеют свою школу (учение,мировоззрение), в то время как у скептиков ее нет, а для характеристики своихвзглядов Секст обычно пользуется словом ᾀγωγή,обозначающим «путь», «образ жизни, мышления», но не жесткую систему доктрин и«привязанность многим догмам, связанным друг с другом и с явлениями» [6].Однако, следуя своему принципу быть как можно более осторожным в высказываниях.Секст добавляет, что у скептика все же может быть учение, если понимать под ним«образ жизни, в котором рассуждения согласовываются с явлениями, поскольку этирассуждения, по-видимому, указывают, как правильно жить».
В соответствии с этим Секст Эмпирик излагает свое пониманиескептицизма, который есть не что иное, как «скептическая способность, противопоставляющаяявления и ноумены каким только возможно способом; отсюда, вследствиеравносильности противоположных вещей и речей, мы приходим сначала к воздержаниюот суждения, а затем к невозмутимости».
Сопоставив это «определение» скептицизма с описанием тогопути, который проделывает догматик, становясь скептиком, можно обрисоватьлогику скептицизма в следующей пятичленной формуле: конфликт — нерешительность— равносилие — воздержание от суждения — безмятежность. Для достижения конечнойцели — атараксии — Секст Эмпирик, следуя за ранними скептиками, разрабатываетподробную логическую аргументацию, развертывая первые члены этой формулы. Секстговорит не о скептицизме, а о скептической способности, называя скепсис«способностью не согласно тонкому смыслу этого слова, а просто в отношении его„быть способным"».
Такой способ употребления термина «способность» показывает,что скептическая способность относится к естественным человеческим характеристикам,так что быть скептиком — это так же естественно для человека, как и ощущать, мыслить,переживать, трудиться. Скептическая способность, таким образом, имеется укаждого нормального человека, и она может служить и средством для достиженияопределенной цели — атараксии и помогать жить в этом мире недогматически, опираясьтолько на явления.
Явление — это основа не знания, а поведения, образа жизни,так же как и весь скептицизм — это не теоретическое учение, а способность,состояние человека. Это и позволяет скептику действительно, не противоречаустановкам своего учения, жить в этом мире не бездеятельно. В этом контекстеСекст Эмпирик несколько конкретизирует свое понимание явления как того, на чтоон опирается в своей жизни, и представляет следующую четырехчленную схему.
Во-первых, скептик следует естественной человеческойсклонности ощущать и мыслить, используя эти способности для достижения счастья.Во-вторых, он подчиняется требованиям телесных аффекций: если он голоден — онест, испытывая жажду — пьет. В-третьих, скептик следует принятым в той стране,где он живет, традициям, законам и установлениям, называя благочестие добром, анечестие — злом, говоря, что боги существуют и т. д. И в-четвертых, он можетобучаться и ремеслам, овладевать какой-либо профессией.
Заключение
Скептицизм — третье главное философское направление эпохиэллинизма — просуществовал с конца IV в. до н.э. по III в. н.э. Крупнейшиепредставители этого направления — Пиррон (365-275 гг. до н.э.), Карнеад (около214-129 гг. до н.э.), Секст Эмпирик (вторая половина II в. н.э.).
Исходя из положений Гераклита об изменчивости, текучестимира, отсутствия в нем четкой определенности, скептики приходят к выводу оневозможности достижения объективного знания о мире, а, следовательно, иневозможности рационального обоснования норм человеческого поведения.Единственная правильная линия поведения в этих условиях — воздержание отсуждений как средство достижения атараксии (невозмутимости по отношению ковсему внешнему). Но так как в состоянии абсолютного молчания и бездействия житьпрактически невозможно, то мудрый человек должен жить сообразно законам,обычаям или же благоразумию, сознавая, что такое поведение не основано накаком-либо твердом убеждении.
Скептицизм, который хотя и сохранил верность своей исходнойпозиции, в ходе развития подвергся существенным изменениям: требовательный, морализаторскийскептицизм Пиррона нашел свое применение по прошествии множества веков впозитивистском эмпиризме.
Основные положения античного скептицизма:
1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.
2. Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое«да» есть вместе с тем и «нет».
3. Подлинная философия скептицизма — молчание.
4. Следуйте «миру явлений».
1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.
Античный скептик отнюдь не нигилист, он живет, как хочет,принципиально избегая необходимости что-то оценивать. Скептик находится впостоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципенедостижимо. Бытие выступает во всем многообразии своей текучести (вспомните Гераклита):вроде бы и есть что-то определенное, но оно тут, же исчезает. Скептик указываетв этой связи на само время, оно и есть, но его и нет, «ухватиться» за негонельзя. Устойчивый смысл вообще отсутствует.
2. Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое«да» есть вместе с тем и «нет».
Античный скептик отвергал познаваемость жизни. Длясохранения внутреннего спокойствия человеку нужно очень много знать изфилософии, но не для того, чтобы что-то утверждать или, наоборот, утверждать(всякое утверждение есть отрицание, и, наоборот, всякое отрицание естьутверждение).
3. Подлинная философия скептицизма — молчание.
Мудрецу скептику лучше помолчать. Его молчание и являетсяфилософским ответом на поставленные ему вопросы. Воздерживаясь от определенных суждений,скептик остается невозмутимым. Молчание скептика можно считать мудрым выходомиз ситуации, но в нем нельзя и видеть пустоту мысли.
4. Следуйте «миру явлений».
Все текуче, поэтому живи так, как хочешь, принимай жизнь вее непосредственной данности. Познавший многое не может придерживаться строгооднозначных мнений. Скептик не может быть ни судьей, ни адвокатом. СкептикКарнеад, посланный в Рим ходатайствовать об отмене налога, один день выступалперед публикой за налог, другой день — против налога.
Античный скептицизм по-своему довел до предела философскиепопытки справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание- это и своеобразный конец философскому поиску и указания на то, что необходимыновые усилия.
Список использованной литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. — М.: ТЕИС,1996.
2. Асмус В.Ф. Античная философия – М.: Высшая школа, 1996.
3. Богомолов А.С. Античная философия – М.: Издательство МГУ, 1985.
4. Дёмин Р.Н. Карнеадовский пробабилизм и поздние моисты //Универсумплатоновской мысли: платонизм и античная психология (Материалы VIIIПлатоновской конференции 23-24 июня 2000 г.). — СПб., 2000.
5. История философии в кратком изложении. — М., Высшая школа, 1989.
6. Лега В.П. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни // Из истории античнойнауки и философии. — М., 1991, с. 210—219.
7. Лoceв A.Ф. Иcтopия aнтичнoй филocoфии в кoнcпeктивнoм излoжeнии. — M.,1998.
8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. том V. — М.:«Искусство», 1979.
9. Maмapдaшвили M.K. Лeкции по aнтичнoй филocoфии. — M., 1997.
10. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. — М.: Владос, 1995 .