Реферат по предмету "Философия"


Роль науки и техники в решении глобальных проблем цивилизации

ФУНКЦИИ НАУКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ЕЕ РОЛЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ

ФУНКЦИИ НАУКИ

К основным функциям науки относятся следующие:

1. Описательная — выявление существенных свойств и от

ношений действительности;

2. Систематизирующая — отнесение описанного по классам и разделам;

3. Объяснительная — систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития;

4. Производственно-практическая — возможность примене

ния полученных знаний в производстве, для регуляции обще

ственной жизни, в социальном управлении;

5. Прогностическая — предсказание новых открытий в рам

ках существующих теорий, а также рекомендации на будущее;

6. Мировоззренческая — внесение полученных знаний в су

ществующую картину мира, рационализация отношений чело

века к действительности;

7. Гуманистическая — сверхцель научного знания — облегчение жизни человека, помощь ему в решении насущных проблем.

****

Наука стала одним из источников глобальных кризисов со

временной цивилизации, она же взяла на себя ответственность за их преодоление. Усиление антропогенного влияния на окружаю

щую среду, технологического давления на мир привело человече

ство к порогу эпохи глобальных кризисов.

В течение многих веков понятие «человечество» было не более, чем абстракцией гуманистически ориентированных философов. Реально же Homo sapiens существовал в виде совокупности обособленных замкнутых социальных групп (этносов). Отдельные не

большие отряды охотников-собирателей, а затем небольшие земле

дельческие общины, разбросанные по свету, приспосабливались каждая по-своему к доставшейся им судьбой природной среде. Позднее появляются, конечно, более крупные территориальные образования — цивилизации (Ассирийская держава. Римская импе

рия, Арабский халифат и др.), но и они всегда были лишь локаль

ными, никогда не охватывая всей Земли в целом, да к тому же и единство империй часто бывало номинальным, поддерживалось исключительно военной силой и не приводило к созданию единого культурного пространства. Обособленность этнических групп друг от друга реально про

являлась в двух основных аспектах.

Во-первых, в экономической независимости в смысле почти полного самообеспечения (автар

кии).

И во-вторых, в культурной самодостаточности в смысле неза

висимо от других групп формирующихся нравственных представ

лений и духовных начал народа.



Результатом такой обособленности оказывалось то, что перед каждым народом стояли исключительно свои экономические, культурно-исторические и нравственные про

блемы, которые почти не затрагивали соседей и решались само

стоятельно. Однако уже с момента зарождения первых цивилизаций нача

лось взаимопроникновение культур. Посредством прежде всего ме

ждународной торговли, а также завоевательных войн и набегов, экономическая и культурная обособленность стала разрушаться. Процесс этот шел очень медленно, бывало поворачивал вспять (раннее Средневековье), и только к середине XX века стали отчет

ливо видны его результаты. В XX веке человечество как-то неза

метно, шаг за шагом стало единым целым. Что же это реально оз

начает?

Во-первых, экономическую взаимозависимость как результат специализации (разделения труда) и международной торговли.

А во-вторых, взаимодействие, взаимопроникновение и смешение культур как результат развития средств массовой информации, туризма и культурного обмена. Результатом такой глобализации явилось появление целого ря

да проблем, касающихся не какой-то обособленной группы (рода, этноса, нации), но всех людей, населяющих нашу планету, всего человечества в целом.

****

СУЩНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Само понятие «глобальные проблемы современности» получило широкое распространение с конца 60-х — нача

ла 70-х годов, заняв с тех пор видное место в научном и по

литическом лексиконе и прочно закрепившись в массовом сознании. Зачастую оно используется и как модный тер

мин, применяемый к событиям и явлениям, которые не относятся к разряду глобальных. Такое случается, если отождествляют «свое» и «общемировое» (например, имея в виду социальные проблемы какой-либо отдельной страны, именуют их глобальными). В философии эта задача решается путем выделения со

ответствующих критериев, по которым та или иная про

блема определяется как глобальная и тем самым отделяет

ся от множества других, которые таковыми не являются. Так как глобальные проблемы затрагивают не только мир в целом, но проявляются и на уровне его регионов, и даже отдельных стран, в научной литературе наряду с при

знанием их общечеловеческой значимости проводится также и их отличие от проблемчастных, локальных, регио

нальных, сущность которых иная, а сфера влияния значи

тельно уже.

Рассматривая проблемы различного уровня как конкретное выражение философских категорий «общее», «особенное» и «единичное», их обычно интерпретируют таким образом, что частные проблемы выступают как единичные, локальные и региональные как особенные, а глобальные как всеобщие. Такой подход зада

ет и основной критерий, который лежит в основе выделе

ния названных проблем. Он именуется географи

ческим, так как выражает пространственный масштаб, или, другими словами, территорию, на которой имеют место те или иные проблемы. Отсюда частными проблемами именуются те, которые относятся к какой-то конкретной сфере деятельности го

сударства, отдельным населенным пунктам или неболь

шим природным объектам. Это, как правило, различные проблемы, возникающие в результате всевозможных аварий, поломок, местные со

циальные конфликты и т.п.

Понятие «локальный» относится к проблемам более вы

сокого порядка, когда дело касается отдельных стран, ли

бо значительных территорий наиболее крупных из них.

Речь идет, как правило, о сильных землетрясениях, круп

нейших наводнениях или, например, гражданской войне в небольшом государстве.

Региональные проблемы затрагивают уже тот круг акту

альных вопросов, которые возникают в рамках отдельных континентов, крупных социально-экономических рай

онов мира, либо в достаточно крупных государствах. При

мерами подобного рода могут служить чернобыльская трагедия или климатические изме

нения на достаточно больших территориях, охватывающих целый ряд государств. «Катастрофой века» явилась, напри

мер, засуха 1968г. в зоне Сахеля, охватившая 18 государств Африканскою континента, когда от голода погибло более 250 тыс. человек, около 18 млн. голов скота, возникли эпи

демии опасных заболеваний, а территория этого огромного региона практически вся превратилась в пустыню.

Глобальные проблемы охватывают весь зем

ной шар; причем не только ту его часть, где непосредст

венно проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попа

дающие в сферу деятельности человека. Таким образом, когда речь идет о глобальных проблемах, имеется в виду планета в целом, а за самую крупную едини

цу ее деления принимается регион. Причем количество ре

гионов и их масштабы определяются характером рассматри

ваемых проблем. Например, при исследовании проблемы экономической отсталости в мировом масштабе обычно ог

раничиваются делением всей планеты на два региона — раз

витые и развивающиеся страны. При рассмотрении же де

мографических, энергетических или сырьевых проблем ко

личество регионов, как правило, возрастает и каждый раз определяется конкретными целями исследования. Важно при этом отметить, что любая проблема только тогда может считаться глобальной, когда она актуальна от

носительно любого региона планеты, т.е. проявляется в каждом из них. В противном же случае речь будет идти о проблемах одного или нескольких регионов (или еще бо

лее мелкого масштаба). Из этого следует, что все глобальные проблемы имеют в то же время и региональное значение, но не все пробле

мы, обнаруживаемые на региональном уровне, являются глобальными. Очевидно, количество последних будет не

сколько меньше. Что же касается других уровней, то гло

бальные проблемы могут и не иметь непосредственного локального или частного проявления или могут сказываться там в незначительной степени. Например, в Антарктиде или других уголках планеты, удаленных на достаточно боль

шое расстояние от основных центров и источников загряз

нения окружающей среды, состояние воздушного или вод

ного бассейнов может быть удовлетворительным, а антропогенное воздействие на природную среду практически не ощущаться. Тем не менее это не ставит под сомнение пла

нетарный характер экологической проблемы, степень ост

роты которой зависит от неравномерности антропогенного влияния на природную среду. В свою очередь, далеко не все локальные, а тем более частные проблемы имеют отноше

ние к глобальным. Приведенное рассуждение позволяет не только в науч

ном, но и в практическом плане осуществлять разграниче

ние между глобальными и региональными проблемами, так как все глобальные проблемы относятся к единой, не изменяющейся в своих масштабах системе — к планете в целом. Отсюда их количество для данной системы на оп

ределенном историческом этапе является вполне опреде

ленным. В то же время количество проблем других уров

ней не поддается строгому учету, ибо границы как регионов, так и различных районов принимаются условно в зависимости от целей и задач исследования.

****

КРИТЕРИИ ГЛОБАЛЬНОСТИ



Для более строгого определения собственно глобальных проблем в науке и филосо

фии, помимо уже названного «географиче

ского» критерия, вводятся дополнительные критерии, ха

рактеризующие их с другой стороны — со стороны их ка

чества, существенных особенностей, которыми обладают они и только они.

1. Среди этих особенностей выделяется в первую очередь то, что глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества.

2. Для их преодоления требуются целенаправ

ленные, согласованные действия и объединение усилий, по крайней мере, большинства населения планеты.

 3. Эти проблемы являются объективным фак

тором мирового развития и не могут быть проигнорирова

ны кем бы то ни было.

4. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания.

****

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Классификация глобальных проблем выступает как важный компонент комплексного исследования акту

альных противоречий современности и позволяет рас

сматривать эти проблемы в их взаимодействии и взаимо

обусловленности. Она помогает выделить существенные связи, установить приоритеты и определить степень обо

стрения объективно существующих глобальных проблем. Помимо этого, классификация способствует более глубо

кому пониманию системной взаимосвязи глобальных проблем и помогает определиться в последовательности принятия практических решений. Большое значение имеет и то, что строго и четко прове

денная классификация в определенной мере подводит итог результатов предшествующих исследований в данной области познания и, вместе с тем, отмечает начало нового этапа в развитии таких исследований. В настоящее время среди различных подходов к классификации глобальных проблем наибольшее признание получил тот, в соответствии с которым все они делятся на три большие группы в зависимости от степени их остроты и первоочередности решения, а также от того, какие при

чинно-следственные отношения существуют между ними в самой реальной жизни.

1. Таким образом, первую группу составляют проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и акту

альностью. Они проистекают из отношений между различ

ными государствами, и потому их называют интер

социальными. Здесь выделяются две наиболее значимые проблемы: устранение войны из жизни общества и обеспече

ние справедливого мира; установление нового международ

ного экономического порядка.

2. Вторая группа объединяет те проблемы, которые воз

никают в результате взаимодействия общества и природы: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырье

выми ресурсами и т.п. Сюда же относятся и экологические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства.

3. И наконец, третью группу составляют проблемы, свя

занные с системой «человек — общество». Это демографиче

ская проблема, вопросы здравоохранения, образования и др.



Отнесение той или иной проблемы к какой-то конкретной группе имеет в некотором роде условный ха

рактер и зависит от исходных посылок, основания их деле

ния. Поэтому любая подобная классификация должна рассматриваться не как окончательный вариант решения вопроса, а как один из возможных способов реконструирования сложной системы, способствующий лучшему по

ниманию природы взаимосвязи глобальных проблем. Теперь дадим краткую характеристику наиболее важ

ным проблемам, представляющим серьезную опасность для всего человечества.

****

ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глобальные проблемы современности пред

ставляют собой единую, динамичную, постоянно изме

няющую свое состояние во времени систему, которая яв

ляется открытой, незамкнутой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значи

мости, а прежние — по мере их решения, исчезать. Обращая внимание на это обстоятельство, основатель и первый президент широкоизвестного Римского клуба А. Печчеи писал, что многие проблемы, вставшие перед человечест

вом, «сцепились друг с другом, подобно щупальцам ги

гантского спрута, опутали всю планету… число нерешен

ных проблем растет, они становятся все сложнее, сплете

ние их все запутаннее, а их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету». Но как бы ни был запутан клубок глобальных противоречий, его необходимо распутать с помощью науки и философии, т.е. теоретиче

ски осмыслить, чтобы отличать причины от следствий, су

щественное от несущественного, то, что требует безотлага

тельного решения, от того, что менее актуально.

Экологическая проблема. За последнее столетие во взаимоотношениях людей с природой произошли разительные перемены. С одной стороны, сра

ботал закон взаимозависимости количест

венных и качественных изменений, когда исподволь на

капливавшиеся столетиями негативные последствия че

ловеческой деятельности обрели в своей совокупности новое качество. Проявилось это в опустынивании многих прежде жизнеспособных территорий, катастрофическом загрязнении атмосферы, водных бассейнов и т.п. Доста

точно сказать, что пустыни в настоящее время занимают более 40% всей поверхности суши, а озоновые дыры в стратосфере, проблема Байкала или малые и большие ре

ки, превратившиеся в сточные канавы, также появились не в одночасье. С другой стороны, планета стала слишком мала для все увеличивающегося числа людей. Сегодня практически не осталось ни одной части суши, водного или воздушного океана, которые были бы свободны от воздействия на них человека. При этом негативное антропогенное влияние на природу нередко достигает той границы, за которой деграда

ция естественной среды принимает необратимый характер. Такое положение характеризуется как экологический кри

зис, суть которого состоит в том, что в результате чрез

мерных перегрузок на природные системы, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окру

жающей среды (воды, воздуха, почв) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. В результа

те наступает глубокое расстройство взаимосвязей внутри экологических систем и многих параметров системы «об

щество—природа». Только в последнее время люди стали осознавать, что природа в состоянии лишь в определенных пределах справляться с антропогенными нагрузками, пока сохраня

ется мера, в рамках которой отходы экономической дея

тельности утилизируются естественным путем. Наруше

ние же этой меры ведет к качественным изменениям био

сферы, зачастую необратимым. Причем с тем загрязнени

ем, которое возникает естественным путем в виде пыли, поднимаемой ветром или выбрасываемой вулканами, ды

ма от лесных пожаров или естественным выходом нефти на поверхность

Земли, природа сама достаточно легко справляется. Но человек создал дополнительные нагрузки на окружающую среду, значительно превышающие ее ес

тественные возможности противостоять такому воздействию. Все возрастающими темпами он выбрасывает на по

верхность Земли, в атмосферу и водоемы гораздо больше химических элементов, особенно тяжелых, чем их содер

жится в естественных загрязнителях; при этом добавил к ним еще многочисленные искусственные материалы, та

кие, как пластмассы, керамика, стекло и т.п., которые природа оказалась уже не в состоянии абсорбировать (ути

лизовать) без помощи человека. Отсюда отравленные хи

мией поля и водоемы, а как следствие и наши продукты, смоги над городами, рукотворные горы мусора, отходов производства и т.п. стали постоянными спутниками чело

веческого бытия. История, таким образом; подтвердила справедливость слов, сказанных еще более ста лет тому назад К. Марксом и Ф. Энгельсом: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над при

родой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последст

вия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, ко

торые очень часто уничтожают значение первых». В по

пытках понять суть столь стремительно произошедших пе

ремен в отношениях общества с природой, человек, как и прежде, обращается к своему разуму, подвергая научному и философскому осмыслению происходящее.

Демографическая проблема. Среди наиболее важных забот современного человечества неизменно называется неконтролируемый рост населения, создающий во многих государствах и регионах избыточную перенаселенность. Основания для беспокой

ства на этот счет вполне реальные и достаточно легко про

считываются. По оценкам некоторых специалистов, имею

щиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольст

венные и другие ресурсы могут обеспечить достойную жизнь на Земле только 1 млрд. («золотому миллиарду») че

ловек. Остальные оказываются лишними. В то же время за последнее тысячелетие население нашей планеты увеличи

лось в 15 раз и сегодня составляет почти 6 млрд. человек. Причем первое удвоение произошло за 700 лет, второе за 150 лет, третье за 100 лет и последнее менее чем за 40 лет (в 1956 г. на Земле было еще только 2,8 млрд. человек). Беспрецедентный рост населения земного шара в XX столетии, именуемый «демографическим взрывом», стал ре

зультатом действия не только и даже не столько биологи

ческих законов, сколько следствием стихийного, неравно

мерного общественного развития и глубоких социальных противоречий, которые человечество с трудом пытается преодолеть. В первую очередь это касается развивающихся стран, на которые приходится более девяти десятых при

роста мирового населения. Там одновременно сосущест

вуют низкая смертность, которая была присуща развитым странам уже в начале XX в., и высокая рождаемость, ти

пичная для XVIII в. Вместе с тем по уровню производи

тельности труда и доходу на душу населения, по урожай

ности сельскохозяйственных культур и эффективности сельского хозяйства, по грамотности населения и общему культурному уровню подавляющее большинство народов этих стран живет еще где-то в XIX в. Демографические проблемы очень сложны и обладают огромной инерцией, так что быстро преодолеть их невоз

можно. В то же время, чем дальше откладывается их реше

ние, тем сложнее и запутаннее они становятся. Поэтому все правительства в развивающихся странах стремятся осуществлять демографическую политику таким образом, чтобы снизить рождаемость. Данная проблема также остро стоит и перед развитыми странами, но уже как бы с обратным знаком. Там, на фоне роста численности людей преклонного возраста, зачастую имеет место снижение рождаемости, не обеспечивающее даже простое воспроизводство населения. Это также со

пряжено с дополнительными трудностями, касающимися национальных интересов, осуществления социальных программ, пенсионного обеспечения и т.п.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.