Выдающуюся роль в развитии русской философской мыслиXIX века сыграл Владимир Сергеевич Соловьев, религиозный философ-мистик и поэт.
Он создал свою оригинальную философскую систему,получившая название «Философия Всеединства» и «Учение о Богочеловечестве». Онаносила ярко выраженный религиозный, мистический характер. В его поэзии такжепреобладали религиозно-мистические, философские мотивы.
Исходной идеей учения о Всеединстве является положениео том, что «Бог есть все, то есть, что все в положительном смысле или единствовсех составляет предмет собственное содержание, предмет или объективнуюсущность» [2, c. 109]. Другими словами, Бог есть Универсум. Кроме того, Богесть Абсолютный субъект, все творящий из себя и дающий содержание всемусуществующему, в том числе и природному миру. Субстанция Бога заключается втом, чтобы быть всем или единством всего в вечном внутреннем акте»(Бога-субъекта). Сущность Бога по своему содержанию носит идеальный характер,который действенен. Его действенность заключается в том, что он вездеутверждает себя, устраняя дуализм идеально-духовной и природной реальности.Поэтому он един не только в себе, но и во всем другом, что им порождается какУниверсальным субъектом. В этом и состоит Всеединство Бога [2, c. 114].«Всеединство» нигде и ни в чем не расщепляется, а присутствует всегда.
Второй постулат его философии «Всеединства» состоит втом, что Бог есть первоначало, Первый образ всего существующего, его одного. Вкачестве первосущности Бог выступает как Отец, что и подчеркивает егоабсолютное выражение как субъекта. Абсолют Бога как субъекта (Отца) выражаетсятрояко:
1) он полагает все (творит), поскольку он уже обладаетсодержанием этого акта творения;
2) само полагание есть осуществление абсолютногосодержания Бога как субъекта;
3) Бог как Абсолют сохраняет и утверждает себя в этомсодержании, которое есть результат деятельности Бога как субъекта [2, c. 117].
Всеединство Бога в реальности проявляется в форметриединства:
1) как первоначало всего он есть Бог – отец;
2) Бог – слово, которым изрекается БожественнаяМудрость, София;
3) святой дух (нематериальная сущность Бога.
Все эти три ипостаси Бога Абсолюта (Всеединство Бога всебе), и как своего другого, проявляется через волю как движущую силу Бога.Закономерно возникает в философии В.С. Соловьева и такой фундаментальнозначимый вопрос – что же является телом Бога как Абсолюта? Он приходит квыводу, что таким телом является София. Он замечает: «София есть тело Божия,материя Божества», его идеальной сущности [2, c. 139].
Бог как Абсолютное Всеединство приобретает особуюформу бытия в виде мировой души, которая и активна, и самостоятельна, «можемсама избирать предмет своего жизненного устремления. Она всем обладает,беспредельная потенция бытия в ней удовлетворена, но не безусловно и потому неокончательно». Почему же? Потому, что Мировая Душа не имеет в себе собственногоначала. Чтобы стать реальностью, она должна воспринять божественное начало,которое и становится ее содержанием, хотя и творчески усвоенным. Но как толькоМировая Душа пытается отпасть от Божественного всеединства бытия, она теряетсвободу и свою власть над собой. «Обособляясь, она отнимает себя у всего, онаперестает объединять всех» [2, c. 164]. Мировой душе принадлежит важная роль –объединять всех вокруг ценности Абсолютного Всеединства Бога. Также и природа,если она отпадает от Божественного единства, является «хаосом природныхэлементов».
Как подлинный философ В.С. Соловьев ставит вопрос осущности мирового процесса. По его мнению, «постепенная реализация идеальноговсеединства составляет смысл мирового процесса» [2, c. 165], а природасоставляет необходимую стадию в этом процессе. После того, как Мировая Душа иобъединяемый ею природный мир отпали от Божественной идеи и ее начала, природараспалась «на множество враждующих элементов». То есть, утратило единствовнутри себя и единство с Божественным началом (Всеединством). Чтобы утраченноеединство возродилось в форме абсолютного организма, в мировом природномпроцессе должно пройти и проходят три ступени:
1) космическая материя под воздействием сил тяготениястягивается в великие космические тела – эпоха звездная или астральная;
2) когда эти тела становятся базисом для развитияболее сложных сил (форм мирового процесса) – теплота, свет, магнетизм,электричество, химизм. Создается целостная гармоническая система;
3) наконец, третья ступень, благодаря всепроникающемуэфиру, как чистой среды единства, приобретает форму бытия в виде жизниорганизма (живой природы).
Такова своеобразная натурфилософия В.С. Соловьева, нелишенная черт эволюционности. Он был сторонником создания единства естественныхнаук (которые он хорошо знал), религии и философии, которые по своемураскрывают Всеединство Божественного начала во всем. Но природа, в том числеживая, лишь начало, внешняя оболочка для Божественной идеи всеединства. Лишь вчеловеке, как телесном, разумном и духовном существе, Мировая Душа впервыевнутреннее соединяется с Божественным Логосом. А сознание человека есть сфера,где природа перерастает себя и переходит в область Абсолютного, возможногодостижения Всеединства. Почему же именно в человеке и посредством человекавозможно восстановление утраченного Всеединства? Прежде всего потому, что«человек – образ и подобие Божие». Во-вторых, «сознание человека несет в себевечную божественную идею», «в идеальном сознании человек имеет дух божий.Человек обладает безусловной, но формальной свободой беспредельногочеловеческого «Я», поскольку он представляет подобие Божие» [2, c. 171].В-третьих, потому что «человек имеет ту же внутреннюю сущность жизни –всеединство, которую имеет и Бог». Но самое главное, что человек как активное,действующее существо, свободен восхотеть иметь ее как Бог. «Он хочет самовладеть ею или усвоит ее» [2, c. 172]. То есть, человек как сознательнодуховное существо потенциально может возродить в себе всеединство. А кактелесное существо человек «есть посредник между Богом и материей», являетсяпроводником ввсеединящего божественного начала. Человек как творение Бога,«первый человек» Адам, предстает вначале как целостное телесное идуховно-сознательное существо:
1) как телесное существо он предстает как стихияматериального бытия (природы), подчиняющаяся животным инстинктам;
2) как сознательное существо он несет в себе пониманиевсеединства, связующего его с Богом;
3) он является свободным «Я», могущим определять себяпо отношению к двум сторонам своего существа, утвердить себя в той или другойсреде.
Почему же «первый человек» Адам, как творение Бога, нев силах выразить, представить и воплотить в себе Всеединство? Потому что,считает Вл. Соловьев, он отпал от Идеи Бога, от Самого Бога, утратил своюпервоначальную сущность, причем по собственной воле. Утратив единство с Богом,человек сталкивается с трагедией и разорванностью своего бытия. Что жепослужило причиной такого трагического падения человека, утраты в себеВсеединства? Ведь Бог не понуждал, не склонял к такому падению. Отпадение отБога и его сущности и есть грех. Что же приводит к грехопадению человека ивсего человечества (весь мир человеческий живет во грехе)? Не установив причиныи не устранив ее, невозможно возродить и восстановить всеединство как таковое,и всеединство человека и Бога. В начале своей истории, в первобытном состоянии,человек еще находится в единстве с божественным началом, в единстве жизни,поскольку природа подчиняется тоже Божественному началу. Первобытный человекеще бездуховен. Но как только человек становится духовным существом, наделеннымеще и волей, его и подстерегает грехопадение. Поэтому, по идее Вл. Соловьева,грехопадение начинается с падения духа, дух человеческий становится греховным,а отсюда и меняется характер отношения телесного и духовного в человеке. Ведьсознание и дух первого человека отпадают от Бога, а не его тело. Квинтэссенциейотпадения от Бога и его Божественной сущности (Святого Духа) является эгоизм,который и становится источником зла, претендующего на универсальность. Болеетого, В.С. Соловьев подчеркивает, что источник эгоизма и зла находится внутричеловека, а не вне его. Они порождаются внутренней волей субъекта, егосубъективной свободой. «Зло есть свободное произведение индивидуальныхсуществ», – подчеркивает философ [2, c. 156]. Причиной грехопадения, а значит –эгоизма и зла, – являются соблазны, которым подвергается человек и которым онвнутренне откликается и принимает. Каковы же соблазны, перед которыми не устоял«первый человек»? Первым соблазном является материальное благо, которое онсчитает целью и предпочитает духовному благу. Жизненным принципом «оскудевшейдуши» первого человека становится «хлебом единым». А инстинктивная, животная,телесная природа наиболее этому соответствует. Причем, человек добровольно исвободно отдается этому влечению, не осознавая, что оно ведет к эгоизму и кзлу. Так возникает рабство плоти.
Второй причиной грехопадения и зла явилось «искушение– сделать свою силу, данную ему Богом, орудием самоутверждения себя как Бога»(Буквально – «Человек возомнил себя Богом»). Им овладела гордыня, которая попроисхождению является «грехом ума». Человек как бы возвышается над Богом (онуже не смиренный раб Божий).
Третьим, последним и самым сильным искушением дляпервого человека явился соблазн утвердить «свое владычество над миром» во чтобы то ни стало. Достижение этой цели возможно единственным средством – насилиемнад миром и над другими людьми. Соловьев подчеркивает, что в этом случае злостановится сильнее блага. Это поклонение началу зла, которое владычествует надмиром. Для человеческой воли ставится дилемма – «чему она верит: силе Божьейили силе зла?». И первый человек, отпавший от Бога и сокрушенный соблазнами,начинает больше верить силе зла, надеяться больше на насилие, а не на миролюбиеи любовь к ближнему. «Он – падший Ангел, но не Ангел, служащий Богу» [2, c. 191].После этого акта грехопадения, реализуемого через множество отдельных,индивидуальных, личностных актов, сама человеческая жизнь и сама человеческаяистория приобрела трагический характер. И сами люди без новой силы и нового«идеала человека» не в состоянии ее прервать, не могут восстановить Всеединствос Богом.
И все же В.С. Соловьев верит в исторический прогресс,целью которого является восстановление и возрождение утраченного Всеединства сБогом, что и является подлинным смыслом и мотивом всей мировой истории. Но этозадача может быть решена, если появится новый тип человека – «Богочеловек», ачеловечество станет «Богочеловечеством», образцы которого и начала мы находим воблике и личности Иисуса Христа. Так рождается у В.С. Соловьева концепция«Богочеловека» и «Богочеловечества».
По философской версии В.С. Соловьева Иисус Христос –особая личность. Он воплощает в себе и черты божественные, и чертычеловеческие. Он рожден от непорочного зачатия, «от святого духа». Он сынБожий, в котором в конкретной, индивидуальной форме воплощается Божественныйдух, Божественная воля, Божественная Мудрость, Божественная истина и Слово. Богв душе И. Христа возрождается как Божественное откровение во всей чистоте.Более того, Бог-Логос рождается в душе И. Христа заново, тем самымликвидируется отпадение от Бога.
Но кроме того, И. Христос и сын человеческий. Он лишьзачат непорочно, но рожден от женщины Девы Марии. И. Христу как сунучеловеческому ничто человеческое не чуждо. Он также подвержен искушениям. Ноблагодаря Божественному духу и Божественной воле он их преодолевает. Онисповедует иной принцип жизни – «не хлебом единым жив человек», которыйпомогает преодолеть искушение плоти. Он преодолевает гордыню ума – он служитБогу и человечеству, силам небесным, он – ангел и «раб божий». Цель его жизни –воплощение послания Бога, его откровения, которые он вложил в его уста. ОнБогочеловек, воспринявший человеческую натуру. Он добровольно, «свободноотрекается от славы Божьей», «он принимает на себя знак раба», «он в своей душенаходит место для Бога». Он добровольно подчиняется служению истинному Богу [2,c. 189–191].
Он обладает особым самосознанием – осознанием в себекак субъекте, как личности, Божественного начала. Он ощущает на себеисторическую миссию – помочь людям вернуться к Богу, преодолеть отпадение отБога. Для этого И. Христос использует не силу, не насилие, не принуждение, асилу убеждения и любовь, направленную на людей, которые генетически несут всебе черты «первого Адама». Поэтому каждый человек может приблизиться к идеалуБогочеловека, воплощенному в лике И. Христа. Но без веры в Бога и учение И.Христа это невозможно. В.С. Соловьев проницательно замечает, что это–достижимо, если человек преобразует себя, если он не просто воспримет свободноидеи и учение И. Христа, но найдет место для Божественного начала в себе, всвоей душе и только в душе, а не в теле. Соловьев замечает, что телом Христовымдо его воскрешения в пределах земного бытия является церковь. Что же онпонимает под Богочеловечеством? Это – «человечество, воссоединившееся сбожественным началом через посредство И. Христа» [2, с. 194] в94]. Это – тазадача, которую призвано решить человечество, чтобы сохранить себя как таковое.Поэтому В.С. Соловьев считает, что его философия и учение о Всеединстве,Богочеловеке и Богочеловечестве не умозрительная философия, а связана с жизнью,с жизнью каждого индивида, поскольку и определяет и вскрывает «верховные началадля жизни».
В Богочеловеке и Богочеловечестве преодолеваетсяпротиворечие между Божественным предопределением как объективной необходимостьюисторического процесса и свободной волей действующих в нем субъектов. ВБогочеловеке и Богочеловечестве осуществляется становление и восстановлениеАбсолюта (совершенного Божественного начала). Таким образом, Богочеловечествоесть плод усилий уже не И. Христа, а людей, рода человеческого, принявшего И.Христа как образец[2, c. 172]., в котором он находит и в себе восстанавливаетподлинную человеческую сущность.
Особую роль в становлении Всеединства Богочеловека иБогочеловечества В.С. Соловьев придает любви, притом половой любви, вполнеземного человеческого чувства. Хотя часто он употребляет понятие любовь в болеешироком смысле, как filia. В своей специальной работе «Смысл любви» онраскрывает связь половой любви с Всеединством и Богочеловечеством. Во-первых,идеи Всеединства «осуществляются в момент полового влечения, когда внутреннееединство или общность с другим (со всем) конкретно воплощается в отношении кединичной особи другого пола, представляющей это дополнительное «Все» – в одном[3, c. 99]. Во-вторых, любовь разрушает непроницаемость, закрытость людей другот друга, неся в себе открытость и проницаемость, а также и чистоту. В-третьих,половая любовь есть наиболее действенная сила – она рождает новую жизнь,преобразует людей и сочетает (сизигия – лат.) их в единое целое. Онадеятельное, оплодотворяющее начало и полнота жизненных условий и возможностей.В-четвертых, она для человечества инструмент всеединства. Любовь, как родовоечувство, воплощается в культуре. Бог, предвидя грехопадение человека, перенес вчеловека любовь, наделил нас ею. В-пятых, любовь облагораживает людей,поскольку она имеет цель в себе. В момент любви, говорит В.С. Соловьев,забывают о себе, перестают быть эгоистами. В-шестых, половая любовь какинструмент Всеединства, может воплотиться только в любви к женщине. Посколькуона есть высшее воплощение красоты природы. Но кроме того, она обладает исовершенной душой. Женщина рождает новую жизнь не только физически, но рождаетдуховно, «воскрешая из мертвых». Поэтому эротическая любовь, эротическоевлечение находит наиболее полное воплощение в духовном чувстве любви к женщине.Она, кроме того, совершенное воплощение Софии, которая никогда не умирает, вотличие от тела [1]. Расширяя горизонт действия любви, В.С. Соловьевподчеркивает, что распространение ее на сферу межличностных отношений позволяетпреодолеть атомизм и индивидуализм, характерные для современного ему западногомира, и тем самым, достигается реальное осуществление Всеединства. Онуниверсализирует любовь, придавая ей космический характер, но идущая изнутри,«соединяя многих» [1].
Особое место в воплощении идеи Всеединства как смыслаисторического процесса В.С. Соловьев отводил церкви. В ней он видел особыйинститут, призванный помочь людям обрести практическое Всеединство. В 80-хгодах он выступает даже за союз католической и православных церквей. Позднее онотходит от этой идеи, считая, что только православие, православная церковь ирусский народ способны осуществить дело Всеединства. Католическая вера икатолическая церковь не способны это сделать по ряду причин. Во-первых, потомучто католическая церковь стремится насильно покорить «мир, лежащий во грехе».Во-вторых, потому что «здесь движущее начало – «властолюбие». Народы покоряютсяне Христу, а церкви (подчеркнуто мной – Г.Ч.). И то, и другое В.С. Соловьевсчитает формами скрытого неверия [2, c. 195]. Он был сторонникомтеократического общества, поскольку, по его мнению, только в нем возможновоплощение идеала добра и справедливости на основе идей Всеединства и всех соединяющейкосмической любви. В конце жизни им все более овладевали сомнения и вреализуемости практически идей Всеединства и «идеала добра в реальной жизни».«Дело не только в том, что зло является фактом человеческой истории, но и втом, что добро доброго человека не делает злого добрым. Действительноеблагодеяние увеличивает добро в добром и зло – в злом». Он даже говорил обАпокалипсисе как конце всемирной истории [4, c. 167].
Значение философии В.С. Соловьева выражается не в том,что он решил поставленные им самим же фундаментальные философские проблемыбытия человека и человеческой истории. Это не под силу ни одному мыслителю.Величие В.С. Соловьева как философа и мыслителя заключается в том, что онпоставил эти важнейшие философские вопросы и призвал к постоянному размышлениюнад ними. Ведь пока человечество размышляет над ними, оно сохраняется какподлинное человечество, в котором присутствует частица Божественного начала.
Список литературы
1. Козырев А.П. Смысл любви в философии Вл. Соловьеваи гностические параллели // Вопросы философии. – 1995. – № 7.
2. Соловьев Вл. Чтение о Богочеловечестве (лук истрела). – СПб.: Художественная литература, 1994.
3. Соловьев В.С. Смысл любви // Русский космизм. – М.:Педагогика-Пресс, 1993.
4. Суханов К.Н., Чупров А.С. Знаменитые философыXIX–ХХ веков: Очерки идей и биографий. – Челябинск: Околица, 2001.
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.filosof-chel.narod.ru/