Ранний(классический) позитивизм
Введение
Позитивизм сформировался в 30-е годы XIXв. и за более чем вековую историю превратился в широкое философское течение,представленное рядом родственных философских и социологических теорий. Принятовыделять три основные формы позитивизма: классический позитивизм (Конт, Милль,Спенсер), эмпириокритицизм (Авенариус, Мах и др.) и неопозитивизм. В каждой изэтих форм выделяются еще и различные варианты, порой существенно различающиесямежду собой.
И тем не менее все формы и вариантыпозитивизма объединяет одна общая идея, а именно: подлинное положительноезнание о действительности, основано на опыте и фактах, может быть получено лишьв виде результатов отдельных специальных наук или их синтетическогообъединения, а философия, претендующая на самостоятельное содержательноеисследование реальности, не имеет права на существование.
Позитивизм О. Конта
Родиной позитивизма была Франция, а егородоначальником – О. Конт (1798 — 1857). Он правильно констатировал, что всеусилия философии нового времени создать метод, одинаково пригодный и для исследованияобщих начал всего сущего, и для конкретных наук, не увенчались успехом.
С другой стороны, развитие опытногоестествознания убедительно доказывало несостоятельность претензий традиционнойфилософии стоять над науками. И Конт выдвигает основополагающий тезис позитивизма:наука заменит собой философию.
Однако Конт не собирался совершенноупразднять философию. В шеститомном «Курсе позитивной философии» он располагаетнауки в ряд по убывающей степени общности (сначала идет математика, затеммеханика и т.д.). Завершает этот ряд социология – опытная наука об обществе.Философия в этой классификации занимает особое место. Она есть некая общаянаука, призванная раскрывать связь наук и осуществлять синтез научного знания.Эта философия пользуется теми же методами, что и конкретные науки, и не имеетдело с традиционными философскими проблемами. Она не ищет первопричин исущностей явлений и как все науки лишь описывает явления, т.е. отвечает навопрос «Как?» и отбрасывает вопрос «Почему?»
Вся история познания, по Конту, естьпоследовательная смена трех «состояний» человеческого ума, трех видовмировоззрений или трех методов — теологического, метафизического и позитивного.Теологический метод характеризуется тем, что ум стремится к абсолютному знаниюи пытается объяснить наблюдаемые явления действием сверхъестественных сил.Религия тем самым выдается Контом за первую ступень научного знания,подготавливающая другие ступени. Метафизический метод, по Конту, представляетсобой видоизменение теологического: сверхъестественные силы заменяются здесьолицетворенными абстракциями, метафизическими «сущностями» (материя, дух ит.д.), которые признаются лежащими в основе всех наблюдаемых явлений.Позитивный метод, по Конту, предполагает научное объяснение всего сущего в соответствиис принципами позитивной философии.
Трем стадиям развития познания подчиняетсяи человеческая история. Теологической стадии отвечает феодально — монархическийпериод развития человечества; метафизической – этап подъема средних классов ивозвышения роли юристов; а позитивной – общество промышленников, т.е.капиталистическое.
Это общество, считает О. Конт, будетпостоянно перестраиваться на основе позитивного знания. Позитивная философиясумеет заставить промышленников избавиться от безудержного стремления к прибылии сделаться хранителями общественных капиталов. Руководителями этого обществадолжны стать банкиры. В их руках должна быть сосредоточена и политическаявласть.
Главным принципом функционирования этогообщества станет «всеобщая социальная солидарность», потому что общество – этосоциальный организм, подобный биологическому, и между его частями, как междуорганами организма должна существовать солидарность.
В завершающий период своей деятельностиКонт поставил своей целью переделать религию в философию. В розовых тонах онописывает средневековую социальную иерархию, пытается реабилитироватьтеократию, католический мистицизм и деятельность инквизиции.
Фому Аквинского он объявляет величайшимфилософом всех времен. Такой итог философской эволюции Конта не случаен. Это –плата за признание религии как начальной стадии научного знания и за егопостоянное стремление искать «постоянного соглашения между консервативным ипрогрессивным направлениями, одинаково свойственными нормальному состоянию человечества».
Переход Конта к религиозным славословиямобескуражил некоторых его последователей. Контизм раскололся. Одни во главе сПолем Лафитом объявили себя правоверными учениками Конта и стали относиться кего сочинениям как к «Библии». Они принялись за организацию позитивистскихцерковных общин, сохранившихся до сих пор кое – где во Франции и, вособенности, в Бразилии. Другие, во главе с Эмилем Литрэ, отвергли учение Контао новой церкви, но приняли все остальные его взгляды.
Всеиндуктивизм Д.С. Милля
Почти одновременно с возникновениемпозитивизма во Франции позитивистские идеи стали развиваться в Англии. Первымкрупным английским позитивистом был Д.С. Милль (1806 — 1873). В центре основныхего сочинений «Система логики силлогистической и индуктивной», «Утилитаризм» идр. были логические исследования.
Главную задачу науки он видел виндуктивном упорядочении единичных явлений. Чтобы вооружить наукусоответствующими методами, он усовершенствует бэконовскую исключающую индукцию,сведя ее к очень простым приемам: методу сходства, методу различия, методуостатков и методу сопутствующих изменений.
Расширительно трактуя логику, Милльстремится распространить ее на область общественного поведения человека исоздать логику нравственного поведения (деонтологическую логику). По Миллю,моральные принципы, как и логические правила, должны быть эмпирическиобоснованы.
А это можно сделать, считает он, исходя изутилитаризма, т.е. из положения, что моральная ценность поступка определяетсяего пользой. Но Милль не хочет морального оправдания поведения человека,стремящегося из всего извлекать пользу или выгоду. Чтобы сгладить эгоистическиемоменты этики утилитаризма, он вводит в качестве критерия нравственностипринцип альтруизма: высшей целью человеческой деятельности должно быть содействие«счастью человечества или, скорее, всех чувствующих существ». В итоге Милльприходит к эклектическому сочетанию несовместимых нравственных критериев утилитаризмаи альтруизма.
Свое социологическое учение Милльстремится построить исходя из признания неизменной «природы человека». Укаждого человека, полагал он, имеются основные черты (элементы) его личности,«которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к нимсведены». Эти законы устанавливаются психологией и социологией.
Поэтому результаты этих наук должныиспользоваться для нормативных выводов. Общество, по его мнению, представляетсобой агрегат отдельных индивидуумов, мышление которых на протяжении историипретерпевает процесс постепенного развития. Вместе с этим постепенноразвивается и общество. Государство не должно вмешиваться в частную жизньграждан. Оно должно представить максимальные возможности для развитияэкономической инициативы предпринимателей.
По существу утилитаризм превращается уМилля в проповедь капиталистической конкуренции. По мнению Милля можнопосредством улучшения системы распределения добиться честной конкуренции исоздания таких условий, в которых могли бы преуспевать все люди. Если же в этихусловиях обездоленные останутся обездоленными, тем хуже для них: Милльпреспокойно санкционирует их существование.
Идеи Милля, в особенности, об отношениилогики и философии, о том, что формальная логика – это главное философскоезнание «наука о самой науке» были возрождены в XX в. неопозитивизмом.
Эволюционизм Г. Спенсера
Главным представителем английскогопозитивизма второй половины XIX в. был Г. Спенсер (1820 — 1903). Он также как иКонт провозглашает необходимость создания новой философии, но ее предмет и задачивидит иначе. Спенсер подобно Конту располагает науки в ряд, но не по принципуубывания общности и простоты, а по принципу возрастания конкретности. Открываетэтот ряд наук логика, за нею следует математика, механика и т.д. Завершаетсяряд конкретными науками, такими как социология и др. « Все науки одинаковообщие, если их рассматривать как группы». «Философии осталась та же область,которая принадлежит науке». Но в отличии от других, она есть объединенноезнание, высший теоретический синтез. «Основной характер позитивной философии выражаетсяв признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам. Ихоткрытие и сведение до минимума и составляет цель наших усилий».
Мир, по Спенсеру, делится на Познаваемое иНепознаваемое. Познаваемое – это «мир явлений» Канта, Непознаваемое – это «вещив себе».
Наука, по мнению Спенсера, способнапознавать лишь сходство или несходство и другие отношения между чувственнымивосприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения«…материя, движение и сила лишь символы неведомого реального». Непознаваемоевыступает у Спенсера как первоначальная причина, в признании которой, якобы,сходятся наука и религия.
Существование Непознаваемого или неведомойреальности открывается человеку интуицией.
Рациональному познанию доступны лишьпроявления Непознаваемого во всеобщем изменении предметов и явлений иливсеобщей эволюции.
Стремясь создать теорию этой эволюции,Спенсер исходит из положения о том, что все изменения подчиняются «законупостоянства силы». Неизбежным следствием этого закона, по Спенсеру, являетсянепрерывное перераспределение материи и энергии.
В случае, если имеет место плавный переходиз «неопределенной бессвязанной однородности в определенную и связаннуюразнородность», имеет место эволюция. А в случае, если происходит рассеяние(дезинтеграция) частиц и поглощение ими движения, то происходит инволюция, т.е.процесс, обратный эволюции.
Процесс эволюции, считает Спенсер,происходит в направлении наименьшего сопротивления, оказываемого внешнимисилами. Завершается эволюция достижением равновесного состояния. За этимсостоянием наступает разложение. После этого опять наступает эволюция и такойцикл повторяется.
Описанием этой картины эволюции иисчерпывается фактически содержание позитивной философии Г. Спенсера. Каквидно, это содержание оказалось весьма и весьма скудным. Хотя Спенсер и уловилчерты некоторых форм развития, попытка представить предлагаемую им формуэволюции как универсальную несостоятельна.
Под эту форму эволюции можно подвести все,что угодно. Нарастание снежной лавины, например, и рост человека за счетпищевых веществ, оказываются, по Спенсеру, совершенно идентичными. К тому же,надо сказать, что Спенсер заимствовал свою теорию эволюции у эмбриолога С.М.Бэра.
Спенсер является основоположником органическойшколы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамкахорганизации Спенсер понимал как аналог разделения функций между органами живоготела. Выделяя, вслед за Сен – Симоном и Контом, военный и промышленный типыорганизации общества, Спенсер считал, что эволюция идет от первого ко второму.Основным законом общественной жизни является закон выживания наиболееприспособленных. Революции и прочие потрясения, по Спенсеру, являютсяпротивоестественными. Биологическим законам подчиняется и мораль. В ее основележит утилитаризм, а ее принципы закрепляются в итоге естественного отбора,передаются по наследству и в дальнейшем определяются пользой, которую ониприносят социальным организмам в их борьбе за существование.
В рамках совершенного общества понятиясчастье и нравственного долга совпадут, а между индивидами восторжествуетравенство, состоящее в равной для каждого свободе добиваться личногопреуспевания.
Человеческая история, с точки зренияспенсеровской теории эволюции, оказывается процессом конденсации людей иодновременно расширения занимаемой ими территории.
Общество изменяется в сторонууравновешивания численности жителей и количества средств поддержания жизни. Вполитической жизни устанавливается равновесие, сосуществования противоположностейи вообще равновесие прогрессивных и консервативных сил.
Философия Спенсера выступала как бы резюмеестествознания первой половины XIX в.
Общедоступность и близость к обыденномусознанию, созвучность эпохе великих побед естественных наук обусловили огромнуюпопулярность философии Спенсера. В последствии революция естествознания концаXIX – начале XX вв. подорвала веру во всесилие механицизма. Влияниеспенсерианства резко упало и фактически было сведено на нет.
Литература
1. Основы философский знаний– Магера В.С. – К. – 2006 г.
2. Философия и жизнь- нпжурнал – М. – 2006.
3. Философия- Марченко В.М.– К. 2007.
4. Философы мыслители –Аврен А.Н. – К. 2001.