Реферат по предмету "Философия"


Развитие и прогресс

Развитие – процессдлительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложныхсистемных объектов в достаточно больших интервалах времени. ( к таким процессамотносят эволюцию литосферы, экосистем, организмов на протяжении жизни,историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда,совершенствование человеческих знаний, научно – технический прогресс и т.д.Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы развитиясреди других изменений: обратимость изменений характеризует процессыфункционирования: отсутствие закономерности характерно для случайных процессовкатастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могутнакапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой,внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новоекачественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава илиструктуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов исвязей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
Существенную характеристикупроцессов развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляетсяв реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития.
Понятие развития выделяет изобщей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с еевнутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое,иное. Причем в случаях развития речь идет не одноразовых, а о нарастающих,развернутых во времени поступательных качественных трансформациях системы. Дляхарактеристики того или иного процесса как развития, как правило, требуютсядовольно большие периоды времени, позволяющие судить о тенденциях,направленности изменений. Кумулятивный характер развития – накоплениеновообразований – необратимо уводит систему от её исходного состояния.Последующие, в том числе конечные, состояния развивающихся систем всегдакачественно отличаются от исходных. В процессе развития последовательно сменяютдруг друга фазы, ступени процесса, закономерно изменяется уровеньорганизованности системы.
 Древняя философия и наука незнали идеи развития в точном смысле этого слова, поскольку время тогдамыслилось как протекающее циклически и все процессы воспринимались каксовершающиеся по заданной “от века” программе. Для античного мировоззрения несуществовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о происхождении мира вцелом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чегопроисходит нечто. Идея замкнутого, совершенного космоса, лежавшая в основании всегоантичного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленныхизменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи.
Представления о времени и егонаправлении меняются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейногонаправления времени, которая распространялась им, однако, лишь на сферу духа. Свозникновением опытной науки нового времени идея линейного направления временив исследовании природы ведет к формированию представлений о естественнойистории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе.Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии и теории эволюции вбиологии и геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почтиодновременно становится предметом философского исследования. Глубокую ееразработку дает немецкая классическая философия, в особенности Гегель,диалектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженноев идеалистической форме. Опираясь на диалектический метод, Гегель не толькопоказал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм иисточник – возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.
Целостную научную концепциюразвития построил марксизм. Развитие понимается здесь как универсальноесвойство материи, как подлинно всеобщий принцип, служащий также (в формеисторизма) основой объяснения истории общества и познания. Общей теориейразвития выступает материалистическая диалектика, главные особенности процессовразвития выражает содержание ее основных законов – единства и борьбыпротивоположностей, перехода количественных изменений в качественные,отрицания. Основные идеи диалектико-материалистической концепции развитиясформулировал В. И. Ленин; “Развитие, как бы повторяющее пройденные ужеступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицаниеотрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; –развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; – «перерывыпостепенности»; превращение количества в качество; – внутренние импульсы кразвитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций,действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данногообщества; – взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторонкаждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь,дающая единый, закономерный мировой процесс движения,– таковы некоторые чертыдиалектики, как более содержательного (чем обычное) учения оразвитии”.Диалектико-материалистическое учение о развитии составило философско-методологическийфундамент теории революционного преобразования общества. Перерабатывая иуглубляя гегелевскую диалектику, марксизм-ленинизм показал принципиальноеразличие и вместе с тем органичное единство двух основных типов развития –эволюции и революции.
Во второй половине 19 векаидея развития получает широкое распространение. При этом буржуазное сознаниепринимает ее в форме плоского эволюционизма. Из всего богатства представлений оразвитии здесь берется лишь тезис о монотонном эволюционном процессе, имеющемлинейную направленность. Подобное же понимание развития лежит в основеидеологии реформизма. В то же время догматическая ограниченность плоскогоэволюционизма породила и его критику в буржуазной философии и социологии. Этакритика, с одной стороны, отрицала саму идею развития и принцип историзма, а сдругой – сопровождалась появлением концепций так называемой творческойэволюции, проникнутых духом индетерминизма и субъективно — идеалистическимитенденциями.
История общества и развитиенауки давали все более обширный материал, подтверждающий сложный, неоднозначныйхарактер процессов развития и их механизмов. Прежде всего было опровергнутохарактерное для позитивизма представление о развитии как о линейном прогрессе.Практика социальных движений 20 века показала, что общая восходящая линияразвития общества есть результат диалектического взаимодействия множествапроцессов, в которыхважнейшая роль принадлежит целенаправленнойдеятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законовистории.
Расширились самипредставления о развитии какв естественных, так и общественных науках.В 20 веке предметом изучения становятся прежде всего внутренние механизмыразвития. Такая переориентация существенно обогатила общие представления оразвитии. Во-первых, биология, а также история культуры показали, что процессразвития неоднороден. Если рассматривать крупные линии развития (такую,например, как органическая эволюция), то внутри них достаточно очевиднодиалектическое взаимодействие разнонаправленных пенных процессов: общая линияпрогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют такназываемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса(регресс — тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему).В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, вкоторых в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главнымобразом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразныепреобразования. Во-вторых, анализ механизмов развития потребовал болееглубокого изучения внутреннего строения развивающихся объектов, в частности ихорганизации и функционирования. В середине 20 в, наметилось известноеобособление тех областей знания, которые заняты изучением организации ифункционирования развивающихся объектов. Возникли дискуссии о приоритетеструктурного или исторического подхода (особенно активно развернувшиеся висторической науке, этнографии и языкознании, но затронувшие также и биологию).Практика современных исследований показывает, что как аспект развитие, так иаспект организации могут иметь самостоятельное значение при изученииразвивающихся объектов. Необходимо только учитывать реальные возможности играницы каждого из этих двух подходов, а также тот факт, что на определенномэтапе познания возникает потребность в синтезе эволюции и организациипредставлений об объекте (как это происходит, например, в современнойтеоретической биологии). Для реализации подобного синтеза важное значение имеетуглубление представлений о времени: само по себе различение эволюционного иструктурного аспектов предполагает и соответственно различение масштабоввремени, причем на передний план выступает не физическое время, не простаяхронология, а внутреннее время объекта – ритмика его функционирования иразвития.
В общественном развитии идеииграют активную роль. Исторический материализм, указывая на первичностьобщественного бытия по отношению к общественному сознанию – идеям, взглядамлюдей, вместе с тем признает и активную рольидей в развитии общества. Влюбой области жизни общества люди всегда действуют сознательно, а потому ихидеи, взгляды, теории, пронизывая все стороны общественной жизни, оказывают нанее большое влияние. Активность общественных идей проявляется в том, что онислужат людям руководством к действию, объединяют их и направляют на решение техили иных задач.
Идеи играют двоякую роль: онимогут или способствоватьразвитию общества, или тормозитьэторазвитие. Роль идей определяется тем, какому классу, прогрессивному илиреакционному, они принадлежат, насколько правильно они отражают потребностиматериальной жизни общества, в какой степени отвечают интересам народных масс.
Прогрессивное значение вразвитии общества могут иметь только те идеи, которые выражают интересыпередовых классов общества, народных масс, которые отвечают потребностямразвития материального производства, способствуют уничтожению старого иутверждению нового общественного строя.
Однако, как бы новы ипрогрессивны ни были идеи, они не могут сами по себе уничтожить старый исоздать новый общественный строй. Для того чтобы эти идеи превратились вматериальную силу, необходимо, чтобы ими овладели массы. Только массы,овладевшие передовыми идеями, составляют ту общественную силу, которая способнарешить назревшие социальные задачи.
Из всех известных миру идейсамой прогрессивной, самой могучей является обоснованная марксизмом идеянаучного коммунизма, нового общественного строя – строя без эксплуатациии рабства, самого справедливого строя на Земле. Величайшая жизненная сила этойидеи заключается в том, что она основана на учете объективных закономерностейобщественного развития, отвечает насущным потребностям материальной жизниобщества, интересам миллионов трудящихся. Поэтому идея научного коммунизмапредставляет собой могучую материальную силу преобразующую мир.
Эта идея вдохновляла русскийрабочий класс, который в союзе с трудовым крестьянством под руководствомКоммунистической партии совершил Великую Октябрьскую социалистическуюреволюцию. Она служила советскому народу в его героической борьбе за социализм,а сейчас освещает ему путь в коммунистическое завтра. Все больше и большепростых людей на Земле привлекает эта идея. Она помогает трудящимсякапиталистических стран бороться против реакционных империалистических сил, атам, где капитализм уничтожен, вести успешное социалистическое строительство.
Что касается идей отсталых,искажающих действительность и служащих интересам реакционных классов, то онитормозят развитие общества. Таковы, например, идеи современной реакционнойбуржуазии, при помощи которых она пытается спасти от неминуемой гибели изжившийсебя капиталистический строй. Таковы религиозные идеи, которые, внушая человекумысль об ином, загробном мире, отвлекают людей от практической работы попреобразованию мира, обрекают их на пассивность, безвольное ожидание того, чтовсе свершится по “ воле божьей”.
Из всего этого следует, чтообщественные идеи имеют большое значение в жизни человечества. Поэтому впрактической деятельности важно не только исходить из определяющей ролиобщественного бытия, но и учитывать активную роль идей в развитии общества.
Прогресс (движение вперед,успех) — тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего квысшему, от менее совершенного к более совершенному. 0 прогрессе можно говоритьприменительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другимпараметрам развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятиемрегресса.
Представление о том, чтоизменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокойдревности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистическойформаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайнемедленным изменением социально-экономических основ общественной жизни. Длябольшинства античных авторов история – простая последовательность событий, закоторыми стоит нечто неизменное, в целом же она рисуется либо как регрессивныйпроцесс, идущий по нисходящей от древнего “золотого века”, либо как циклическийкруговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель). Христианскаяисториософия рассматривает историю как процесс, идущий в определенномнаправлении, но имеется в виду не имманентный процесс, а движение к некойпредустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории. Идеяисторического прогресса родилась не из христианской эсхатологии, а из ееотрицания.
Социальная философияподымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития,была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что “царство разума” лежит не впрошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научногопознания; уже Ф. Бэкон и Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних,что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется ина сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).
Просветительные теориипрогресса обосновывали смелую ломку феодальных отношений. Но рационалистическимтеориям прогресса был чужд историзм, они имели телеологический характер,возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзииподнимающейся буржуазии. Вместе с тем уже Вико и особенно Руссо указывали напротиворечивый характер исторического развития. Романтическая историографияначало 10 века в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленнойограниченной эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис обиндивидуальности и несравнимости исторических эпох. Глубокую трактовкупрогресса дал Гегель, выступив как против просветительного пренебрежения кпрошлому, так и против ложного историзма романтической «историческойшколы». Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мировогодуха, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития кдругой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога вистории.
К. Маркс подчеркивал, чтовообще понятие прогресса “не следует брать в обычной абстракции”. “…Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, безгигантских иногда скачков назад, не диалектично, ненаучно, теоретически неверно(Ленин В. И.). Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность илитрансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресс имеет смысл лишьприменительно к определённому историческому процессу или явлению в строго определённойсистеме отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оцениваютисторическое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки частострадают субъективностью, не историчностью. Как пишет Маркс, «такназываемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая формарассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает иходносторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенныхусловиях она бывает способна к самокритике»
Общая тенденция историческогоразвития – переход от систем с преобладанием естественной детерминации ксистемам с преобладанием социально — исторической детерминации, в основе чеголежит развитие производительных сил. Совершенствование средств и организациитруда обеспечивает рост его производительности, что в свою очередь влечет засобой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственныенавыки и знания и меняет существующее общественное разделение труда.Одновременно с прогрессом техники идет развитие науки. При этом расширяютсясостав и объем необходимых потребностей человека и изменяются способы ихудовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развитияпроизводительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношенийи общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора.Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в ростепроизводительности труда, и степень освобождения людей из-под гнёта стихийныхобщественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости –вот наиболее общие показатели исторического прогресса. Однако процесс этотпротиворечив, а типы и темпы его различны. Первоначально из-за низкого уровняразвития производства, а в дальнейшем также из-за частной собственности насредства производства одни элементы социального целого систематическипрогрессировали за счет других. Это делает развитие общества в целомантагонистическим, неравномерным, зигзагообразным. Диспропорция междупрогрессом техники, производительности труда и ростом отчуждения, эксплуатациитрудящихся, между материальным богатством общества и уровнем его духовнойкультуры особенно заметна в 20 веке. Она отражается в росте социальногопессимизма и многочисленных философских и социологических теориях 20 века,прямо или косвенно отрицающих прогресс и предлагающих заменить это понятие либоидеей циклического круговорота, либо “нейтральным” понятием “социальногоизменения”. Место либерально-прогрессистских утопий заняли концепции “концаистории” и пессимистической антиутопии.В этом же духе интерпретируютсямногие глобальные проблемы современной цивилизации – экологическая иэнергетическая, угроза ядерной войны и др. Весьма сложен также вопрос окритериях прогресса применительно к высшим сферам духовной деятельности,например к искусству, где новые течения и формы, возникая на основе старых, неотменяют и не стоят “выше” последних, а сосуществуют с ними в качествеавтономных, альтернативных и взаимодополнительных способов видения и конструированиямира.
 Хотя теория прогресса частоформулируется в объективно-безличных терминах, его важнейшим двигателем,конечной целью и критерием является сам человек. Недооценка человеческогофактора и ложное представление, будто социализм автоматически разрешит всесоциальные противоречия, повлекли за собой целый ряд экономических,социально-политических и нравственных деформаций, преодолеваемых в процессеперестройки. Становление новой цивилизации невозможно без свободного игармоничного развития личности. Понятие прогресса – лишь один из элементовисторического сознания; понимание развития общества какестественноисторического процесса не исключает того, что оно есть такжевсемирно-историческая драма, каждый эпизод которой, со всеми его участниками, индивидуалени имеет свою собственную ценность. Важная черта современной эпохи – переход отэкстенсивного типа развития, нивелирующего социально-индивидуальные различия иоснованного на принципе господства и подчинения, кинтенсивному.Человечество не сможет выжить и разрешить свои глобальные экологическиеэнергетические и прочие проблемы, не научившись управлять социальнымипроцессами. Это предполагает отказ от технократического мышления, гуманизациюпрогресса, выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей, которым должныбыть подчинены классовые, государственные, национальные и иные более частныеинтересы. Для этого необходимо уменьшить неравномерность объективныхвозможностей пользования материальными и культурными благами цивилизации.Вместе с тем новая мировая цивилизация не будет единообразным монолитом, онапредполагает увеличение много вариантности типов развития и многообразия формсоциально — политической, национальной и духовной жизни. Отсюда – необходимостьтерпимости к различиям и умение преодолевать связанные с ними конфликты итрудности мирно, путем расширения сотрудничества и кооперации. Новоеполитическое мышление – глобальный экологический императив (требование, приказ,закон, безусловный принцип поведения)­.
Возникнув на почве социальнойистории, понятие прогресса было в 10 веке перенесено и в естественные науки.Здесь, как и в общественной жизни, оно имеет не абсолютное, а относительноезначение. Понятие прогресса неприменимо к Вселенной в целом, т. к. здесьотсутствует однозначно определённое направление развития, и ко многим процессамнеорганической природы, имеющим циклический характер. Проблема критериевпрогресса в живой природе вызывает споры среди ученых.
Любой человек, хотя бынемного знакомый с историей, легко обнаружит в ней факты, свидетельствующие оее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему.Homo sapiens (человек разумный) как биологический вид стойт выше на лестницеэволюции, чем его предшественники – питекантропы, неандертальцы. Очевидным являетсяпрогресс техники: от каменных орудий к железным, от простых ручных орудий. Кмашинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда, отиспользования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям,электрическим генераторам, атомной энергетике, от примитивных средств перевозкик автомобилям, самолетам, космическим кораблям. Прогресс техники всегда былсвязан с развитием знаний, а последние 400 лет — с прогрессом в первую очередьнаучного знания. Человечество освоило, окультурило, приспособило к потребностямцивилизации почти всю землю, выросли тысячи городов — более динамичных посравнению с деревней видов поселения. В ходе истории совершенствовались исмягчались формы эксплуатации. Затем эксплуатация человека человеком вообщеликвидируется.
Казалось бы, прогресс вистории очевиден. Но это отнюдь не общепризнано. Во всяком случае, имеютсятеории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признание такимиоговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективно содержание,предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, оттого, с какой системой ценностей он подходит к истории.
Итак, высшим и всеобщимобъективным критерием общественного прогресса является развитиепроизводительных сил, включая развитие самого человека.
Важно, однако, не толькосформулировать критерий общественного прогресса, но и определить, как импользоваться. Если его неправильно применять, то можно дискредитировать и самупостановку вопроса об объективном критерии общественного прогресса.
Следует учесть, чтопроизводительные силы определяют развитие общества: а) в конечном счете, б) вовсемирно-историческом масштабе, в) в самом общем виде. Реальный же историческийпроцесс протекает в конкретных исторических условиях и во взаимодействии многихобщественных сил. Поэтому его рисунок отнюдь не задан однозначнопроизводительными силами. С учетом этого общественный прогресс нельзятрактовать как однолинейное движение. Напротив, каждый достигнутый уровеньпроизводительных сил открывает веер различных возможностей, и по какому пути вданной точке социального пространства пойдет историческое движение, зависит отмногих обстоятельств, в частности от исторического выбора, сделанного субъектомсоциальной деятельности. Иначе говоря, путь прогресса в егоконкретно-историческом воплощении изначально не задан, возможны различныеварианты развития.
Таким образом, чтобы неошибиться в применении критерия развития производительных сил, обязательнонужно учитывать, что это абстрактный и весьма общий критерий, значение которогопроявляется, когда рассматриваются большие периоды человеческой истории. Иговорит он об одном: те общественные отношения прогрессивны, которыесоответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для ихразвития, для роста производительности общественного труда, для развитиячеловека. Производительность труда, подчеркивал В.И. Ленин.– главное для победынового общества. Как и на основании общих законов, на базе общего критерияможно определить основную линию общественного прогресса в ту или инуюисторическую эпоху; но он далеко не всегда может служить непосредственнокритерием оценки при сопоставлении тех или иных конкретных процессов. В этомслучае должна приниматься во внимание вся совокупность требований историческогоподхода.
Значение высшего и всеобщегообъективного критерия общественного прогресса, выполняемой им методологическойфункции заключается в том, что с его помощью выявляется основная линияпрогресса. А это есть предпосылка и основа всех других оценок.
Применительно к современнойэпохе магистральная линия общественного прогресса определяется становлением иразвитием нового, гуманного и демократического, общества, поскольку современныепроизводительные силы создают материальные основания для утвержденияобщественных отношений, делающих самого труженика хозяином производства испособных подчинить общественную систему задачам развития человека.
Выделение стержневой линии прогресса в современную эпохупозволило заложить прочную теоретико – методологическую базу для подключенияболее конкретных критериев прогресса – экономических, социально – политических,идеологических, гуманистических, с помощью которых уже можно определитьпрогрессивность тех или иных социальных систем, политических режимов,общественных движений, идейных течений и т.д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конституционное устройство РФ и зарубежных стран
Реферат Подготовка "левого" контрпереворота в Болгарии после поражения сентябрьского восстания 1923 г.
Реферат Учет расчетов по местным и региональным налогам и сборам. Отчетность по ним
Реферат Проблемы правового обеспечения деятельности иностранных инвесторов в России
Реферат Организация домашних заданий по математике у младших школьников
Реферат Каролина и Саксонское зерцало
Реферат Нестандартные математические задачи в начальной школе
Реферат Применение механизма банкротства в деятельности предприятия
Реферат Развитие уверенности в межличностных отношениях
Реферат Проблема готовности Ребенка к школьному образованию
Реферат Gun Control Essay Research Paper Do We
Реферат Использование Стоунхенджа для развития научного туризма
Реферат Cиндром Саванта - частный случай аутизма
Реферат Готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
Реферат Анализ вредных и опасных факторов на примере деятельности реставраторов произведений Графики Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря