Рационализм и империзм ХVII-XVIIIвеков.
Почемуфилософия именно в это время становится независимой самостоятельной наукой? Мыуже говорили о личности и философии Спинозы. Рассмотрим сюжет, которыйпоказывает связь между его абстрактной философией и жизнью. Где же этосвязующее звено? Вспомним, что одно из главных событий в жизни Спинозы,определившее его дальнейшую жизнь, — изгнание из Иудейской общины Амстердамакак бунтаря и вольнодумца. В чем же заключалось его вольнодумство? Спиноза былне просто еретик, по-другому толковавший талмуд, он подошел к религии какисторик, как исследователь. Изучая священное писание, Спиноза обнаружил, чтопятикнижее Моисея не является результатом работы одного человека.
Онобнаружил слои, которые были написаны в разные эпохи, т.е. книга не есть Богомвдохновенная. Он сделал вывод, что все то, что учителя в соборах говорятученикам, выдавая за Божественные послания, на самом деле лишь продукт человеческоготворчества. Людям хочется, чтобы ими управляло такое существо. Но если этодействительно Бог, какое-то самое могучее, самое совершенное, самое-самое, торазве может это существо интересоваться нами? Не странно ли это? Не слишком лимного мы о себе думаем? Если мы хотим понять каков Бог, мы должны отброситьвесь этот бред, а довериться только своему разуму.
Помнению Спинозы между Богом и миром нет никакой разницы. Поэтому философиюСпинозы называют «мантеизм» (всебожье). Это была необычная для Европы религия.Спиноза говорит о важнейшем чувстве человека — интеллектуальная любовь к Богу.Только философ, который размышляет о мире, приходит к выводу о существованиитакой единой мировой субстанции, понимает насколько логично все в миреорганизовано. Это чувство, этот Бог, бесконечно превосходит заботливогосамодура в Библии. Спинозовский Бог может конечно вызывать восхищение, но он неможет никого утешить. Когда человеку плохо ему нужно нечто совсем другое.
Таковбыл процесс развития философии, в котором философия Спинозы сыграла огромнуюроль. Чем еще этот Бог Спинозы отличается от субстанции Декарта? У Декарта тожеприсутствует Бог, но он остается за пределами философии — его нельзя изучатьфилософскими методами, а можно в него только верить… Но если Бог и мир, какутверждает Спиноза, одно и тоже, то, изучая наш мир, мы тем самым изучаем Бога.Впервые здесь граница между философией и богословием исчезает вообще. Граница,которая определяла все мышление в Средневековье, в эпоху Возрождения, во временаДекарта, в философии Спинозы исчезает.
Какиеже недостатки можно обнаружить в этой системе? Есть субстанция, есть природа иесть Бог. Они всегда существовали. Человек является существом высшего порядка,т.к. он имеет разум. Непонятно почему человек возникает, зачем нужны какие-тоотдельные люди, почему они должны быть активны? Не получается ли так, что всеэти отдельные люди — иллюзорные существа, а есть только одна общая субстанция.Нет ли этого? Конечно есть!
Вэтой ситуации возникает третий представитель философии рационализма, которыйименно этот недостаток попытался преодолеть. Этого человека звали ГодфридВильгельм Лейбниц. Он жил в самом конце XVII века, а умер уже в 1716 году (XVIII). Лейбниц жил в уже раздробленной Германии (после 30-летнейвойны). Население Германии сократилось в несколько раз, возникла нехватканаселения. В Германии официально в те годы разрешено было многоженство.Государственная дисциплина была выше, чем совесть. Германия находилась вглубочайшем кризисе. И именно в этот период родился по сути первый немецкиймыслитель Годфрид Лейбниц. Лейбниц был очень разносторонне одарен и егоинтересы были самые разные. Он был и математиком, и физиком, и биологом, ипоэтом и даже историком литературы. Лейбниц хотел понять глубинный смысл христианства.Он хотел обосновать права, свободу и автономию отдельного человека, выделив егоиз общей субстанции. В чем же заключалась концепция Лейбница? Сколько же былосубстанций с точки зрения Лейбница? Бесконечно много. Раз их бесконечно много,то почему в мире существует такой порядок? Потому что Бог создал мир наилучшимиз всех возможных способов. Почему же эти законы и порядки такие, а не другие?Ученые до сих пор не могут дать ответ на вопрос, почему такое значение имеетчисло 2, почему во всех мифологиях ведется борьба между двумя силами (добро изло), или страны с двухпартийным устройством более устойчивы?
Онговорит, что мир создан Богом как один из возможных миров. В принципе возможныразные миры, но Бог избрал один, который и воплотил в жизнь. Почему же именноэта субстанция сотворила мир? Для ответа на вопрос надо ввести новое понятие,новое слово — монада (от monos — единый).Это слово имеет двоякий смысл: с одной стороны субстанция едина, а с другой — одинока. Она предоставлена сама себе. То есть мир состоит из множестваразличных монад.
Дляних характерна не материальность, а духовность. Вспомним, что говорил Декарт,по его мнению существуют две субстанции — и материальная, и духовная. С самогоначала мы уже знаем что они есть, потому что мы узнаем о них разными способами.Материальную мы видим вокруг себя, ощущаем, а духовное мы не ощущаем, а толькоего мыслим, по самому факту суждения мы это и узнаем. Спиноза говорил, что насамом деле это одно и тоже, только увиденное с разных сторон. Лейбниц жесчитал, что реальность вся имеет духовную природу, только когда мы их ощущаемони кажутся нам телами — это особенность нашего зрения. Почему же Лейбниц нетак сильно доверяет ощущениям, как разуму? Да потому что он был рационалист. Они сформулировал принцип рационализма, сравнив человеческое сознание не с чистойдоской, а с куском мрамора, из которого еще не высечена статуя. Но если мыхотим эту статую высечь (в смысле сотворить), то высекать надо по прожилкам,т.е. уже до работы на куске указаны направления, по которым надо работать (т.е.человек уже очень много знает до того, как он начал познавать мир). Этипрожилки вложены в нее Богом и только по ним можно познавать мир. ПоэтомуЛейбниц делит все истины на две разновидности — истины-факторы, которые к намприходят из внешнего мира и они частные, но есть и истины разума. И эти истиныразума относятся к частным как уравнение, в котором присутствуют факторныезначения, скажем X, Y, Z, относятся к арифметическому примеру, гдевсе эти переменные получают численные значения (X+Y=Z Þ 1+2=3).В этом случае (1+2=3) — истина-фактор, а принципиальная — X — истина разума. Если мы решаем пример, то мы имеем дело свещами материальными, но если мы рассматриваем само уравнение, то мы понимаем,что мы имеем дело с субстанцией духовной. Философию Лейбница называютидеалистической, потому что с его точки зрения реально существует толькодуховная субстанция, а материальная — ее проявление. У монад есть два свойства.О первом мы уже сказали — терцепция (способность воспринимать мир). Но есть ивторая — она имеет аппетиция (желание, вкус), стремление к смене терцепций. Вотдва свойства монады. А что если соединить терцепцию и аппетицию? Чем же ониотличаются от других субстанций? Монады, о которых говорит Лейбниц это живыесущества, которым, если соединить оба свойства, присуще ощущение своего я. Намкажется, что природа безлична. А Лейбниц говорит, что природа состоит из многихэтих «я». И мельчайшая монада, и монада-человек, и даже главная, самаясовершенная монада — Бог — являются личностями. Терцепции у монад разные: унизших они смутные, а у человека гораздо более ясные. Но между ними нетпринципиальной разницы. Даже низшая монада может, развиваясь, переходить нановые уровни и не может достичь полностью только Божественного. Полосатаялестница стала первым в Европейской философии способом опознавать реальность,устойчивость и свободу человеческой личности. Этим Лейбниц оказался созвучен понастроению и поискам с ХХ веком.
Бэкон и Декарт
Бэконбыл аморальным человеком, но и чрезвычайно ярким и показательным с точки зренияистории философии. Гений и злодейство. Он не создал единой целой философскойсистемы. Но высказал идеи, которые долго оставались в основе всякогофилософского рассуждения. Источником любого истинного знания, которым обладаетчеловек, является опыт. Что это значит? Когда человек что-то познает, то онделает это сам, и никто другой. До Бэкона считали, что истина уже постигнута.Бэкон же говорит, что ответов на вопросы нет, опыт — главный источник всехзнаний. В принципе, сейчас человечество знает намного больше, чем раньше, ибонакапливался опыт. Тем не менее, все, что он говорит, довольно-таки просто,понятно, ничего сверхъестественного. Но если посмотреть немного вперед, пристальнеерассмотреть его идеи, то окажется, что не все так просто.
Первым,кто обратил на это внимание и создал философское направление противоположноеБэконовскому, был Рене Декарт. Прямая противоположность Бэкону. Он не занималвысоких постов, не брал взяток, был человеком скрытным. Это был великий ученый,сделавший важные открытия в таких науках, как математика, физика, психология,биология и философия. Почти всю жизнь Декарт жил бедно, скромно, уединенно.Один раз к нему обратилась шведская королева Кристина, которая попросила егостать ее домашним учителем философии. Декарт согласился, переехал вСтолькгольм, климат которого впоследствии серьезно подорвал здоровье Декарта.Также Кристина вставала в пять часов утра и хотела заниматься философией,поэтому Декарту приходилось ехать к ней в неотопляемой карете, по утрам, этотакже подорвало его здоровье. Он заболел гриппом и умер. Декарт, прежде всего,математик.
Этосыграло свою роль в его философии. Он считал, что опыт в познании играетвторостепенную, вспомогательную роль, а главную — разум. Опыт показывает намединичные предметы (пример с кротами), то есть сколько бы мы не провели опытов,можно сказать, что определенная закономерность выполняется в этих случаях, аможет быть в еще одном случае ее нет. Как будет проходить всегда то или иноесобытие, ситуация? Поэтому мы считаем, что должна быть наука, котораяустанавливает законы мира, еще должен быть один источник познания. Его хотелнайти Декарт. Для Бэкона все помехи в процессе познания имеют приходящий характер.Не было бы предрассудков, тщеславия, выгоды, тогда человек был бы праведным.Декарт же считал, что ошибочным может быть любое утверждение. Если я закроюглаза, а вы мне скажете, что на улице светит солнце, я не знаю верно это илинет. Усомниться можно, а есть ли что-нибудь в чем нельзя усомниться? Человек неможет усомниться в том, что он сомневается. Но если я сомневаюсь, то я мыслю, ядумаю, а значит есть я, которое мыслит, я существую. Мыслю следовательносуществую.
Мышление- это самая близкая реальность к человеку. Всю реальность можем разделить надва мира: есть то, что нас окружает (то, что мы видим, ощущаем). Есть ли у техявлений, которые мы воспринимаем с помощью ощущений, какой-то общий признак?Где? Они все занимают определенное место в пространстве, это их свойство носитназвание «протяженности». Эти предметы имеют размерность. Всем ли предметамхарактерны эти свойства? Нет, только тем, которые мы наблюдаем. Рассуждения,понятия — к ним не пригоден вопрос где они находится, в какой частипространства. Они не имеют свойства протяженности, но обладают свойствоммышления. Два признака деления: свойство протяженности и мышления. Декарт видитв мире два начала, или, по-другому, две субстанции. Первая субстанция — субстанция видимых предметов, «материй»; вторая — духовная обладает свойствоммышления. Дуализм. Реальность имеет двойственный характер. К материальнойсубстанции относятся тела, предметы. Есть ли что-нибудь общее между этимисубстанциями? Они не похожи, противоположны, но, с другой стороны, они так илииначе соприкасаются друг с другом. Где? В единственном странном существе, аименно в человеке. Человек мыслит, а также он есть и тело. Ответ Бэкону: еслиопыт — это единственный источник знаний, но если это так, то тогда все наше знаниебыло бы очень ограниченным. Мы бы не смогли доказать ни одну теорему. Мы немерили треугольники, чтобы проверить теорему Пифагора, мы доказали еесправедливость для любого прямоугольного треугольника. Есть другой источникзнания: разум, мышление. Откуда разум берет материалы, данные. Ответ — теорияДекарта о «врожденных идеях». Есть ли «врожденные идеи»? Сознаниеноворожденного есть чистая доска. (Лок, последователь Бэкона). На ней ничегонет. Нет ничего в человеческом разуме, чего бы до этого не было в ощущениях.
Немецкийфилософ Гривнец скажет: кроме самого разума. По его мнению, сознаниеноворожденного — глыба мрамора, а в мраморе есть прожилки, по которым скульпторможет долбить и обрабатывать камень. Прожилки как бы заданы до того, какначинается работа скульптора. Первый, кто осознал существование прожилок, былДекарт. «Врожденная идея» — это идея равенства. Не социального, неполитического, а равенства предметов. Есть два треугольника, и мы говорим, чтоони равны, и можем это доказать. Но они равны друг другу по своим параметрам,но ведь это не означает, что это один и тот же треугольник, ибо они занимаютразное положение в пространстве. В реальной жизни нет равных предметов, их ужеможет быть два, а не один. В видимых вещах мы видим только различия. Если бы мыпознавали мир только с помощью ощущений, то мы бы никогда не построилитождеств, равенство двух векторов, к примеру. Если же мы все-таки это делаем,то это означает, что идея равенства уже присутствует в сознании человека дотого, как он начал воспринимать. Все, что нас окружает, содержит различия, асходства мы устанавливаем благодаря тому, что уже раньше в нашем сознаниинаходятся порожденные идеи. Поэтому мы можем создавать законы. Нам не надомерить, доказывать что-то для каждого случая, а надо оппелировать нашимиврожденными идеями, а после того, как мы это сделали, мы проверяем действиеэтого закона на нескольких случаях, которые мы берем из нашего опыта. Что такоесубстанция:? Это нечто такое, что для своего существования ни нуждается не вчем другом. Тогда почему их две? Они не похожи, они существуют в человекесовершенно параллельно. Человек — существо двойственное, но тогда почему же этоне два разных существа, а одно существо. Дело все в том, что тут лежит пределвсякого нашего познания, это граница, ибо слово «субстанция» мы употребляем впереносном смысле, они ни в чем не нуждаются, а ведь обе эти субстанциипорождены Богом, который и есть субстанция в строгом смысле этого слова.
Спиноза
Критическимпродолжателем Декарта был Спиноза Барух (Бенедикт Спиноза). Был очень яркойфигурой. Спиноза не был уроженцем Испании, он был уроженцем Амстердама.Уроженцами из Испании были его родители. Испанские евреи. Люди, исповедовавшиене христианские религии, были из Испании изгнаны. Некоторые изгнанники ушли вНидерланды, где можно было исповедовать любую религию. Представители разныхрелигий формировали свои общины. Спиноза очень рано стал сомневаться в законах,принципах, высказывал свое мнение окружающим, а поэтому был отлучен, проклят отксеногогии. После этого он оказался очень изолированным человеком. КогдаСпинозу отлучили от иудаизма, все считали, что он перейдет в христианство, какмногие и делали (Вилльям Коста). Спиноза же был единственным человеком, которыйвообще не принадлежал ни к какому религиозному направлению. Это вытекало из егофилософского учения.
Дальшеидет байка о Мендельсоне и о Тейсинке, в которой Тейсинк признается, чтоявляется последователем Спинозы, на что Мендельсон говорит своему другу, чтобыон никогда больше не говорил это кому-нибудь: хлопот и проблем не оберешься. Унас же при приходе коммунизма, стали преподносить Спинозу в роли борца противвсех религий, что не соответствовало реальному ходу вещей. Он ценил свободу,независимость. Зарабатывал на жизнь изготовлением линз, из-за чего рано заболелтуберкулезом и умер. Спиноза все свои сочинения написал на латыни. Его жефилософия — продолжение философии Декарта. По его мнению, субстанций не можетбыть две. Должна быть только одна. В доказательство приводит математическийпример (знал и любил математику, свой труд «Этику» записал в виде теорем). Естьтреугольник. Принадлежность треугольника к одной или другой субстанции зависитот того, о каком треугольнике идет речь: понятие треугольника — субстанциямыслящая, понятие треугольника наглядного, нарисованного — материальныйтреугольник, занимающий определенное пространство, материальная субстанция, новедь это один и тот же треугольник. Этот нарисованный треугольник не возможенбез понятия треугольника. То есть это две стороны одного и того же. Математикапоказывает, что протяженное и мыслящее — это не две субстанции, а это двестороны одной и той же субстанции. К тому же, наверняка, есть больше чем двестороны, бесконечное множество сторон одной и той же субстанции, просто мы всостоянии знать только две. Поэтому единая субстанция — это природа. Ееатрибуты протяженность и мысль. Эта субстанция природа является еще и Богом.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html