Реферат по предмету "Философия"


Развитие концепции гуманизма в современной западной философии Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сарт, Карл Ясперс

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТимени М.В.ЛОМОНОСОВА








     РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
           (Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр,Карл Ясперс)





Сдавался один раз
в декабре 96г. на
кафедру общфилософии МГУ               Реферат
                                       студента 5 курса
                                       факультета журналистики
                                        ФайзМохаммада


                              1996


                              — 2 -

     Изменения жизни  и мыслей, происходившие с конца XIX века со
все большимускорением, неизбежно должны были поставить под вопрос
основныепринципы,  которые определяютсуществование человека, и с
позиций которыхмы рассматриваем его поступки.  Подсомнение  было
также поставленои то, что мы называем гуманизмом, этикой, цивили-
зацией,культурой, то есть те ценности, которыми мы руководствуем-
ся, и  на основе которых мы оцениваем наше поведение.  Из-за мно-
жествапротиворечивых причин эти традиционные ценности оказываются
под угрозой, онишатаются, а вскоре обрушиваются, так как расшире-
ние икачественное изменение наших познаний о мире свидетельствует
против них.  История обнаружила  существование  цивилизаций и об-
ществ, основанныхна иных моральных  концепциях  и иных  системах
ценностей. Передлицом множества этических систем мы не можем при-
давать нашимустоявшимся критериям абсолютного значения.
     Все новое учит нас,  что в человеке скрыто много больше,  чем
мы предполагали.Социология обнаруживает роль иррациональных моти-
вов поведения итипов сознания,  более связанных с силамиприроды,
чем наш.Психология и философия (Ницше, Достоевский) выявляют зна-
чение  «злых»  сил — жажды власти,  агрессивности.  Отныне область
бессознательногооказывается гораздо шире  сознания,  и последнее
больше  не может претендовать на единственноправильную оценку ре-
альности. Отсюдаи изменение наших качественных критериев.
     Первым это понял Ницше: " Не стоим ли мына пороге эпохи, ко-
торую преждевсего следовало  бы  назвать отрицательным  термином


                              — 3 -

«внеморальная»?Мы,  аморалисты,  подозреваем ли мы сегодня,  что
все, что есть впоступке беспричинного,  придает емуглавную  цен-
ность, тогда каквсе, что в нем от умысла, все, что идет от созна-
ния — лишьоболочка,  которая,  как и всякая  оболочка,  скрывает
больше, чемвыявляет?  (...) Мы считаем, что мораль втрадиционном
смысле слова,мораль намерений — предрассудок, обобщение поспешное
инеосновательное,  того же типа,  что астрология и алхимия,  — во
всякомслучае  нечто,  что следует преодолеть и отбросить..." («К
генеалогииморали").
     Надо было вслушаться в этот тревожный,трагический голос, ибо
то, о чем онкричит — правда.  Но надежды человечества- вне  этой
правды. Мы  не можем отказаться от поисков смысла нашегосущество-
вания: ответом накризис цивилизации являются поиски нового гума-
низма.
     Своеобразным гуманизмом новой волныпредставляется  философия
экзистенциализма(от позднелатинского existentia — cуществование).
Если в XIX векеотцом экзистенциальной мысли был Серен Кьеркегор,
длясовременного  экзистенциализма  им стал Мартин Хайдеггер.  Он
оказал решающеевлияние и на французский экзистенциализм.
     В какой мере философия Хайдеггера являетсобой мораль или гу-
манистическуюконцепцию? Главным вопросом его экзистенциальной он-
тологии являетсявопрос о смысле бытия. Но проблема бытия ставится
в зависимости отчеловека,  который задается этойпроблемой:«Спра-
шиваем мы,  здесь и теперь, для себя". Итак,исходной задачей ока-


                              — 4 -

зывается описаниеЧеловека, — того особого существа, которое зада-
ется проблемойбытия, и прежде всего основной вопрос множества фи-
лософий:«Почему существует Нечто, а не Ничто?».
     Рассмотрим, как Хайдеггер определяетчеловека.  Человек — су-
щество, чье бытиеявляется ek-sistence,  то есть что онединствен-
ное среди всехсуществ в мире,  которое ek-siste,пре-ступает, вы-
ходит за пределывсех других существ и  самого  себя. Центральным
тезисом являетсяутверждение,  согласно которому«сущность челове-
ческого бытиязаключается в ek-sistence,  в пре-ступлении.Это оз-
начает не  только то,  что,  как хотел показать Сартр в сочинении
«Экзистенциализм- это гуманизм», человек открыт миру, а не скован
предопределенностью…но и то, что внутри себя человек — постоян-
ноепре-ступление, бесконечное воспарение.
     Как описывает Хайдеггер эту сущностьчеловека -  ek-sistence?
Она -  в покинутости,  в одиночествечеловека,  брошенного в этот
мир, втоску,  в отчаяние — поскольку человекникогда не предстает
перед самим собойка существо стабильное, завершенное,  владеющее
собой ивещами,  а как постоянное скольжение,бегство в пустоту, в
небытие. И хотячеловек всегда возвышается над самим собой, опере-
жает самогосебя,  он знает свой конец:  Смерть. Человек — это су-
щество, котороепре-ступает все формы бытия и опережает самого се-
бя — в движении кСмерти. Он является «существом-для-Смерти».
     «И подобно тому,  как человеческое существо — всегда незавер-
шенность, всегда«еще не...»,  оно изначальноявляется и собствен-


                               — 5 -

ным концом. Этотконец, обозначаемый смертью, не делает человечес-
кое существонекой конечностью,  а лишьпредназначением к этой ко-
нечности, не«существом-концом», а «существом-для-конца». Смерть -
форма бытия,  которую человеческой существо  изначально приемлет:
«едвачеловек  родится,  он  ужедостаточно стар,  чтобы умереть».
(«Бытие иВремя»).
     Хайдеггеровское представление о человекетрагично. Не обесце-
нивает ли онотаким образом жизнь,  не стирает ли  различие между
добром излом?  Нет,  поскольку надо принять условия человеческого
существованиятакими,  какие они есть. Истинноесуществование про-
тивопоставляетсянеистинному, безличности, банальной повседневнос-
ти, закрывающейглаза на смерть. Существо истинное отказывается от
неправды: оно — «истинное существо для конца», «существо для смер-
ти без обмана ибегства".  «Начальный  порыв,- пишет  Хайдеггер,-
открывает  перед человеческим существом возможность бытьсамим со-
бой,  перспективы Свободы без иллюзий безликости,Свободы деятель-
ной, уверенной всебе и полной страха перед собою  -  свободы для
смерти".(Бытие и время").
     В работе «Что такоеметафизика?»  он  показывает, как  страх
сливается смужеством.  «Человеческое существовсе более пронизано
ощущениемприближающегося небытия,  и лишь страхможет  обнаружить
егоподлинный  характер.  Этот «первородный» страх в человеческом
существе обычноподавляется.  Страх не  исчезает, он  лишь  дрем-
лет.Его дыханиепронизывает человеческое существо; слабее всего он


                              — 6 -

проявляется вчеловеке боязливом, совершенно неощутимо — в делови-
том, знающем лишь«да — это да», «нет — это нет»; сильнее же всего
- вчеловеке,  сутью которого являетсямужество.  Можно даже  ска-
зать, чтомужество рождается из этого страха, чтобы спасти досто-
инствочеловеческого существа".
     Свобода, ясность понимания,  мужество — таковы моральные цен-
ности. Хайдеггертак объясняет их взаимосвязь с  гуманизмом:"  Мо-
ральные проблемы- не первоочередные и самостоятельные; основное -
это взаимосвязьмысли и бытия,  а она вне этики ионтологии.  Эти-
ческие требованиязаявляют о себе тем настойчивее, чем явные бедс-
твия человека — равно как и сокрытые — постепенно переходят всякие
допустимыепределы.
     С того момента,  как человек эпохи техники, которая находится
в руках  коллективного существа,  не может достичьсколько-нибудь
уверенной иустойчивой прееемственности,  непересмотрев все  свои
планы и поступки,и не подчинив их требованиям все той же техники,
- с этого моментавсе наши заботы должны быть посвящены  созданию
этическихвзаимосвязей… И хотя этические взаимосвязи поддержива-
ют человеческоесущество временно и неполно,  сохранениеи поддер-
жание ихнеобходимо...  Но может ли мысльпо-прежнему отказываться
от познания бытияв тот миг, когда это бытие, выходя на яркий свет
после долгогозабвения, заявляет о себе потрясением всего сущего?"
     И еще: «Мысль, задающаяся вопросами истинности бытия и опре-
деляющая такимобразом человеческую сущность исходя  из  бытия и


                              — 7 -

применительнок  бытию  — это мысль не этическая и не онтологичес-
кая… Важнееустановления всех правил и норм  поведения  является
тот факт, чточеловек призван существовать в истине бытия".
     В то же время Хайдеггер пишет, что«мысль, осмысляющая истину
бытия какпервородный элемент человека,  носителяek-sistence, уже
заключает в себепервородную этику".  Хайдеггер  противопоставляет
свою концепциютрадиционному гуманизму в рациональной и оптимисти-
ческой формеXVIII-XIX веков,  а также догматическойформе утверж-
дениянеизменных  ценностей.  Однако гуманизм он опровергает не во
имяантигуманизма,  а во имя ek-sistenceчеловека, его незавершен-
ности, егосозидательного познания.
     Французский экзистенциализм,  первым выдающимся произведением
которогобыло  сочинение  Сартра «Бытие и Небытие»(1943),  в ряде
пунктов несоглашается с доктриной Хайдеггера. Философия Сартра -
этосамостоятельное  преобразование  взглядов Хайдеггера в своего
родасубъективистскую метафизику. Он стремится придать идее свобо-
дысоциальное  значение,  глубоко чуждое хайдеггеровской мысли и, в
то же время,  сообщить идее «ситуации»конкретно-историческое  со-
держание.Наконец,  он пользуется старой логикой истарой термино-
логией,восходящими к французской традиции. Между тем в нем обна-
руживаются те жефундаментальные темы: абсурдность, отверженность,
страх и свобода.
     Труд Жана-Поля Сартра «Бытие инебытие» — онтология. О нравс-
твенномзначении  этого  мыслителя говорят последние страницы этой


                              — 8 -

книги, намечающиепереход от онтологии к этике.
     «Онтология не  может формулировать нравственныепредписания..
Однако онапозволяет нам угадать,  чем будет этикаперед лицом 1 че-
 1ловеческойреальности в определенной ситуации. 0 В самом деле,  она
нам открылапроисхождение и природу ценностей. Мы видели, что «для
себя"существует, ценность рождается во имя этого «быть для себя».
Отсюдаследует,  что различные задачи «длясебя» могут быть объек-
томэкзистенциального психоанализа, ибо все они стремятся осущест-
вить неудавшийсясинтез сознания и бытия  под  знаком ценности...
Таким образом,экзистенциальный психоанализ представляет собой 1 мо-
 1ральноеописание 0,  ибо он обнаруживаетэтический  смысл  различных
людскихнамерений; он указывает нам на необходимость отказаться от
психологиикорысти, как от всякого утилитарного истолкования чело-
веческого  поведения, открывая нам идеальный смысл всех поступков
человека.  Этот смысл — по ту сторону эгоизма иальтруизма и, в то
же время, по тусторону поступков, именуемых бескорыстием… тогда
всякое человеческоесуществование можно представить себе как некую
страсть,  а пресловутое себялюбие лишь как средство,свободно изб-
ранное среди рядадругих во имя удовлетворения этой страсти.
     Однако главное,  к  чемунас должен привести экзистенциальный
психоанализ — этоотказ  от 1  духа серьезности 0.  Результатом  духа
серьезности,который,  как известно, царит над миром,является то,
что символическиеценности предметов впитываются  их  эмпирической
индивидуальностью,как промокательной бумагой;  он этот дух,возд-


                              — 9 -

вигает на первомплане непроницаемость желаемого предмета и предс-
тавляет его  в самом  себе  как ни с чем не сравнимую желаемость.
предметыоказываются некоторыми требованиями,  асам он —  не  что
иное, какпассивное подчинение этим требованиям.
     Но онтология и экзистенциальный анализ(или спонтанно-эмпири-
ческое применениеэтих наук, которое люди испокон веку практикова-
ли) долженоткрыть носителю морали, что он — то 1 существо, благода-
 1рякоторому ценности существуют. 0 Только тогда свобода осознает са-
мое себя  и откроет себя в страхе,  как единственный источник цен-
ностей, иНебытие, благодаря которому существует мир".
     Но каковы же эти ценности?  Ни в одной публикации сартровская
мораль не нашласвоего окончательного выражения; упрощенные форму-
лировки,предложенные  во  время знаменитого доклада «Экзистенциа-
лизм — этогуманизм" (1946), таковы. Человек, такой, каков он есть
-предоставленный  самому  себе  в  этом мире без Бога — свободен,
осужен насвободу. Но если идеи Бога нет, то и ценности традицион-
ного гуманизма немогут существовать в своей трансцендентной и бе-
зусловнойформе,  теперь они становятся порождениемнашей свободы:
«Человек,лишенный  помощи  и поддержки, приговоренный ежеминутно
создаватьчеловека".  Может быть такая свобода- каприз? Нет. Соз-
дание морали  может быть приравнено к художественному творчеству.
Такимобразом,  ценности непредсказуемы.  Но в них есть то  общее,
что все  они  — ценности свободы.  Но стремление ксвободе — это и
стремление ксвободе других.  Таким образом,  Сартр возвращается к


                              — 10 -

сущноститрадиционного гуманизма, ценности которого он отверг. Че-
ловеческая свободавосстанавливает закон, на основе которого может
быть достигнутосоглашение между людьми.
      На уровне фундаментальных  философских концепций  очевидно,
что такойфундаментальный мыслитель,  как КарлЯсперс, — экзистен-
циалист: у негоможно найти убедительные формулировки этого  нап-
равлениямысли.  «Философия,- пишет Ясперс,-не обладает объектив-
ной ценностьюпознания, она — сознание бытия в мире." Понятие «си-
туации",- тоесть чувства того,  что всякий вопросставится исходя
их определеннойэкзистенциальной ситуации, так что познание перес-
тает бытьсозерцанием и становится завербованностью, ведущим поня-
тиемэкзистенциализма — этого никто не осветил лучше его. У Яспер-
са теория«предельной ситуации», то есть неоспоримых данностей су-
ществования,уводит философию от равномерного освещения классичес-
ких схем  и придает ей небывалую до сих порпатетичность.  Смерть,
Страдание,Борьба, Ошибка — таковы новые принципы философии.
     Философия Ясперса  не возражает христианским догмам,  ното,
что мы называем«гуманизмом личности» не сливается с христианским
гуманизмом. В тоже время тенденция, обладающая определенным рели-
гиознымзвучанием,  в том смысле, что в нейпонятие Свободы опира-
ется на  трансцендентность,  и  чтов этом учении человек помнит о
христианскойдуше, отличается от сартровской и хайдеггеровской ли-
нии.
     Этическая линия у Карла Ясперсазначительно четче, чем у Хай-


                              — 11 -

деггера.Человеку,  как объекту познания иопыта,  подчиненого ес-
тественным и  социальным силам,  Ясперс противопоставляет человека
как сознание,экзистенция, свобода. «Человек — больше того, что он
можетпознать,  изучая себя". Такоеутверждение предполагает гума-
низм. Истинныйчеловек не может допустить обращения с  собой  как
с предметом:  он должен осуществить свою свободу,  свое бытие. Эти
требованияникогда не были более актуальны,  чемсейчас,  в  мире,
где человекутратил свои корни,  свою связь странсцендентным, где
он рискует бытьсведенным к своей внешней оболочке. Спасение -  в
стремлении ксамобытности, в самоутверждении личности.
     «Спасение не может быть обретено  ни в  мгновенных  радостях
жизни, ни вбезнадежности, с которой приемлют небытие. Оба решения
годятся каквременные убежища, но их недостаточно".
     К независимости человеческой личностиЯсперс подходит  неабс-
трактно: онвводит понятие «ситуации». Жизнь — постоянное напряже-
ние междуусловиями существования и  свободой.  Отказываясь и  от
одиночества, и отмятежа,  личность долна принять своювзаимосвязь
с миром: собществом, с историей, с политикой, с техникой. Отстра-
ненность от мирадает человеку свободу,  взаимосвязь сним  - су-
ществование".Эта  свобода  «в ситуации» открывает передчеловеком
будущее, котороеневозможно представить себе заранее. Для Ясперса,
как и дляХайдеггера,  человек всегдаосуществляется в будущем.  В
этойнезавершенности всегда звучит голос надежды. Если невозможно
обрисоватьбудущее  перед  лицом современного кризиса,  то хотя бы


                              — 12 -

можно указать егонаправление. оно должно быть наследием западного
гуманизма. Но этонаследие — не самоцель, «греколатинское наследие
лишь создает тодуховное пространство,  в которомкаждый  может  и
долженбороться  за своюнезависимость".  Свобода важнеенаследия,
человек важнеегуманизма.  Иначе говоря,  гуманизм не должен замы-
каться вдостигнутом,  он должен быть раскрыт длясвоего источника
- длятрансцендентности, одушевляющей его: «Свобода может осущест-
вляться лишь восознании,  предоставленности самойсебе,  во взаи-
мосвязи стпансцендентным".
     Экзистенциализм — философия суровая итрезвая,  в центре  его
исследованийстоит  человек,  ставший благодаря опыту двух мировых
войн враждебнымидеологии, человек, сил которого хватает только на
то, чтобысуществовать и преследовать единственную цель: внешне и
внутреннесправиться с бременем своей судьбы.  Этафилософия часто
находиласвое  выражение  и в художественных произведениях,  в том
численаписанных  отцами-основателями  этого направления,  ищущими
ключи к душесовременного человека (романы «Тошнота»  и  «Стена»,
пьеса«Мухи» Жан-Поля Сартра). «Героическим гуманизмом» можноназ-
вать позицию АльбераКамю.  Трагическое в его  творчестве, как  и
противопоставленныеему ценности,  предстает в разныхформах:  оно
связано и ссамими событиями, и с ощущением противоречивости основ
бытия иабсурда,  с бессмысленностьюметафизических усилий челове-
ка. Но во всехслучаях Смысл противопоставлен Бессмыслице.  Нако-
нец, его  гуманизм не отделяет человека от Истории, он стремится


                              — 13 -

стать всеобщимдостоянием, побуждает к свершениям.
     Опыт мятежа  (иначе говоря,  самой жизни) противостоиттому,
что всеэкзистенциалисты считают Абсурдом. «Мы уже подошли к этому
пределу, на краюмрака мы неизбежно угадываем свет,  иесли мы бу-
дем за негобороться,  то мы обретем его. По тусторону отрицания,
среди руин, всемы готовим возрождение, но не многие это осознают".

     Использованная литература:

1. Краткаяфилософская энциклопедия. «Прогресс», 1994
2. Панорамасовременных идей. Chalidze publications, 1982
3. К.Ясперс«Смысл истории», «Республика», 1992
4. А.Камю«Избранное», «Правда», 1990
5. Ж.-П. Сартр«Тошнота» // В журнале «Иностранная литература»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.