Биробиджанскиймеханико-технологический техникум легкой промышленности
679014,г. Биробиджан, ул. Пионерская, 60
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Подисциплине Основы Философии
вариант №3
Студентка 3курса группы Бз 3/1
Специальность– Экономика и бухгалтерский учет
КладницкаяАнжелика Владимировна
Шифр 408243
679014 ЕАО г.Биробиджан, ул. Шолом – Алейхема д. 69
кв. 9
Подписьстудента А. Кладницкая
ПреподавательАстафьева Елена Анатольевна
Биробиджан2010
Содержание
Введение
1. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык
1.1 Проблема соотношения материального и идеального в классическойи современной философии
1.2 Сознание как форма жизнедеятельности человека
1.3 Мышление
1.4 Язык
2. Современная цивилизация и психическое здоровьеличности
3. Сознательное и бессознательное
3.1 Основные идеи психоанализа З. Фрейда
3.2 Теория «архетипов» К. Юнга
Заключение
Список литературы
Введение
Психологическоепознание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, неориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
В последнеевремя растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смыслачеловеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными,родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг сдругом и «грамотно сориться», преподаватели изучают, как, помочь справится сэмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимсядругих учебных заведений.
Наряду синтересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятсяпомочь себе и понять, что, значит, быть человеком. Стремятся разобраться всвоем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороныличности, сосредоточится, прежде всего, на том, что происходить с ними внастоящее время.
Когдапсихологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем онисталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересыи мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностныеориентации, волевые эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношениесознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое – вот далеконе полный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мыпытаемся нарисовать психический портрет личности.
В даннойработе рассматривается идеальное и материальное, влияние современнойцивилизации на психическое здоровье личности, а так же два подхода к изучениютеории личности и межличностных взаимоотношений – теория З. Фрейда и К. Юнга.
1.Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык
1.1 Проблема соотношения материального иидеального в классической и современной философии
Ещё Платонутверждал, что мир включает в себя два вида реальности: 1) мир вечных идей,который он считал основным; 2) мир смертных вещей. [3, c.45]
Этопредставление сохранилось и в средневековье. Фома Аквинский утверждал, чточеловек, как и природа – есть единство духовного и телесного; божественного игреховного. [3, c.48]
Демокрит,считал, что человеческая душа, как и его тело, состоит из атомов, но они болеелегкие. Т.о. в мире нет ничего кроме атомов и, следовательно, идеальноетождественно материальному. Идеальное вторично. Производно от материального.
Сразу жепротив него выступил Платон. По его мнению, основой всего материальногоявляется идеальное. Эта критика продлилась и позднее. Годфрид Лейбниц говорил:«Если увеличить человеческий мозг до размеров ветряной мельницы. То и тогда всеравно нигде нельзя будет увидеть идеального. Видны будут только отдельные частивещества, а атомы нет. Следовательно, идеальное не есть материальное. А есть нечтоиное, бестелесное. Конечно, между ними есть связь». [3, c. 53]
1.2Сознание как форма жизнедеятельности человека
Человеквладеет прекрасным даром — разумом с его пытливым полетом, как в отдаленноепрошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решениемпрактических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенныхзамыслов. [7, c.173]
Сознание — это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективнойдействительности, способ его отношения к миру и к самому себе, которыйпредставляет собой единство психических процессов, активно участвующих восмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия иопределяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), априобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметныхдействий. [9, c.136]
Философияставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи исознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживаетсяуже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человекразумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философскийанализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места ироли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самоепристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих иметодологических установок. [4, c.85]
1.3Мышление
В процессеощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результатенепосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренниезакономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознаниинепосредственно.
Мышление –это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерныхвзаимосвязей деятельности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуацияхдействительности. [1, c. 23]
В мышленииустанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляетсяперенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации всоответствующую обобщенную схему. [4, c. 108]
Мышление,выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным счувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основевосприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.
Мышление социальнообусловлено, но оно возникает лишь в общественных условиях существованиячеловека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно – историческом опытечеловека. [12, c. 207]
1.4Язык
Одной изпредпосылок возникновения сознания на биологическом уровне явились существующиеуже у высших животных системы звуковой сигнализации. Мимико-жестикулярные извуковые средства взаимного общения, прежде всего высших животных и послужилибиологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовалотесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-тосказать друг другу. [5, c. 169]
Сущностьязыка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык выступает каксредство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию.
Речьпредставляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствамии т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не толькосредство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей.
Наконец, языквыполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковыхформах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие иблагодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. [4, c. 150]
2.Современная цивилизация и психическое здоровье личности
Каждыйчеловек живет в обществе себе подобных. Что это ему несет? Только лишь помощь иподдержку? Или есть еще и негативная сторона социальности человека?
Одной изобщепринятых точек зрения, согласно которой считается, что важнейшей причинойобъединения людей в различных сообществах является признание целесообразности иединства в трудовой активности. Но если это мнение принять как аксиому исчитать единство верным, то ряд социальных процессов в современных сообществахпонять просто невозможно. Это особенно касается развития человеческойдеструктивности, снижения уровня жизни, уменьшения производительности труда ивообще «развал» промышленного и сельскохозяйственного производства, как этопроизошло в России в 1990-х годах.
По-видимому,в социальности человека имеется и ряд других предпосылок, в частности, инарушения его здоровья, в том числе и психологического. [8, 25]
В специальнойлитературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индицированииспецифических нарушений психического здоровья. Один из первых указал на этоЗ.Фрейд. Он развил мысль о том, что общество уже само по себе делает человеканевротиком, так как в любой цивилизации возникают внутренние конфликты междупотребностями (заложенными в структуре Ид) и социальным контролем за ихпроявлением (Супер Эго). На создаваемую обществом невротичность его членовпосвящены работы его учеников и последователей, прежде всего – К. Хорни, А.Фрейдом, Э. Форммом, К. Юнгом, которые работали с людьми разных возрастов,культур, цивилизаций. Положение о том, что нарушения психического здоровья естьследствие индивидуальной социализации до сих пор является базовой идеейпсихоаналитических взглядов.
Более того,эта мысль характерна для многих направлений современной психологии и отчетливопредставлена также и в гуманистической психологии в частности, в работах А.Маслоу. [6, c.43]
К. Лестер,исследуя процессы социализации человека в тоталитарных обществах, показа, чтообладая опытом социальной жизни в таком общежитии, индивид обычно вынужденотказаться от части своего Я путем принятия и выполнения социальных ролей. Но,по его мнению, наибольшую невротизацию создает несоответствие представленийиндивида о своем реальном и идеальном Я, формируемое социумом, указывая, какправило, на несовершенство первого. Это выражается в формах вины, тревоги,личностной деструкции и др.
Примерамитаких общественных идеалов является «Кодекс строителя коммунизма», образы«Настоящего советского человека», «Истинного комсомольца», т.е. людей лишенныхнедостатков, не имеющих никаких проблем. Нередко социум (в лице школы, семьи)предъявляют ребенку заведомо непосильные для него требования, которымневозможно соответствовать, что также приводит к возникновению напряжения, дискомфорта,обиды, вины.
Выделяютсяцелые комплексы социально-ободряемого и социально-неодобряемого поведения. [13,c. 31]
В указанныхвыше исследования показана возможность более легкого манипулирования массовым иперсональным сознанием невротичного человека, т.к. отмечается егопсихологическая зависимость от окружающих, влияющая на особенностьпсихологического здоровья.
3.Сознательное и бессознательное
3.1Основные идеи психоанализа З. Фрейда
Ни однонаправление не приобрело столь известности за пределами психологии, какфрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство,литературу, медицину, антропологию и другие области науки связанные счеловеком. [2, 312]
Представлениео сознание, психике человека сильно изменилось с появлением психоанализаЗигмунда Фрейда.
В своихработах «Я и Оно», «Тотем и табу», «Толкование сновидений» и др. Зигмунд Фрейдизложил свои основные идей о том, что человеческое сознание состоит как бы изтрех уровней:
· Сознательное(«Я);
· Сверхсознательное(«сверх – Я» — правила поведения, родительские запреты, моральная цензура);
· Бессознательное(«Оно» — совокупность инстинктов, комплексов, вытеснение переживаний и т.д.,самые значительные здесь – половой инстинкт и инстинкт агрессии). [11, 376]
Самым адекватнымвыразителем внутренних противоречий психики, по Фрейду, является эдиповкомплекс. Эдипов комплекс – это не реальное, а символическое описание того, какработает психика, ибо эдипов комплекс проявляется у всех, в том числе и у техдетей, у которых не было отца, во всяком случае, они его не помнят.
Фрейдполагал, что психиатрия должна лечить не тело, а личность.
Так же Фрейдуделял внимание снам и разработал подробную символику сновидений, с помощьюкоторой можно толковать сны.
ПсихоанализФрейда получил огромный резонанс во всем мире, не было ни одной областикультуры, которая не испытала бы на себе идей Фрейда. После его смертисложилось целое направление в психологии, оно и по сей день развивает идеисвоего основоположника. Одним из самых известных учеников Фрейда, который пошелзначительно дальше своего учителя, был Карл Юнг. [10, c. 374]
3.2Теория «архетипов» К. Юнга
К Юнг, вотличие от Фрейда, который имел дело в основном с «личным» бессознательным,натолкнулся по его словам, на наличие внеперсонального, «родового» иликоллективного слоя бессознательного, когда в ходе своей психиатрическойпрактики обнаружил идентичные тексты или видения в поэтических произведениях, вбреде сумасшедших, ритуалах шаманов, в глубоких снах. И это навело его на предположение,что ниже уровня личного бессознательного лежат более древние, более архаичныеслои психики, образовавшиеся в незапамятные времена формирования человеческогосознания. Родовое бессознательное состоит из совокупности архетипов(прообразов) – древних способов понимания и переживания мира. [11, c. 430]
Юнг опиралсяна мифологию и сознательно использовал образы, наработанные культурой, в своейпрактике, и для описания психологических явлений. Устойчивые образы в этихобластях он и назвал архетипами. [10, c. 401]
Архетип – этосистема установок и реакций на мир древних людей в те времена, когда мироткрывался им совершенно другим образом, чем нам сейчас, открывался жутким,пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, грозных явлений природы, илюди должны были вжиться в окружающий мир, приспособится, как-то объяснить егои интерпретировать.
Архетип самникогда не может достичь сознания непосредственно, но только опосредованно, спомощью символов. Коллективное бессознательное при нормальных условиях неподдается осознанию, никакая аналитическая техника не может его «вспомнить»,ведь оно (в отличии от личного бессознательного) никогда не было вытеснено илизабыто.
Архетип естьсвоего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифическиепредставления. Он вызывает преувеличение, раздутость, недобросовестность,иллюзию и одержимость, как в хорошем, так и в дурном. Поэтому, как рассуждаетЮнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов, заисключением некоторых, особенно умных сверхчеловеков, для которых «Бог умер».
Архетипысоздают мифы, религии и философии, оказывающие воздействие на целые народы иисторические эпохи. [11, c. 432]
Сопоставлениеархетипов Юнга с древнейшими мифологическими прообразами может помочьпредставить процессы внутреннего мира с большей полнотой. Архетипы выявляюткорни вневременных проблем личности. Пользуясь терминологий Юнга, сегодня оникасаются удачи и престижа (Персона), личных комплексов (Тень), партнеров полюбви и браку (Анима и Анимус), судьбы (Дух) и покровительства (Великая Мать).
Заключение
На основевышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
Что мирвключает в себя два вида реальности: мир вечных идей, который считаетсяосновным – т.е. идеальный; и мир смертных вещей – т.е. материальный. И конечно,между ними есть связь.
Человеквладеет прекрасным даром – сознанием, мышлением и языком.
Сознание иязык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления неозначает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова естьотражение объективной реальности, а слово как знак – средство выражения изакрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следуетдобавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, аязык по его грамматическому строю и словарному составу — национален.
Также мырассмотрели влияние современной цивилизации на психическое здоровье личности ивыяснили, что общество уже само по себе делает человека невротиком, так как влюбой цивилизации возникают внутренние конфликты между потребностями исоциальным контролем за их проявлением (Супер Эго). Выделяются целые комплексысоциально-ободряемого и социально-неодобряемого поведения.
Также, в ходеработы были рассмотрены две теории личности, теория личности по Фрейду, имееттри составляющие: «Оно», «Я», «Сверх-Я» и в основе всех построенийаналитической психологии лежит утверждение, что целостная психика не может бытьпоказана с помощью одного лишь одного элемента, поскольку в психике, помимо рациональногосознательного начала присутствует еще и иррациональный бессознательный аспект,а конечной целью психологической концепции Юнга оказывается постижение жизни вее внешнем и внутреннем проявлении в психике человека как особой целостнойреальности.
Списоклитературы
1. БыковаГ.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.:1990.
2. Введениев философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.:Политиздат, 1989. — 458 с.
3. Высказываниявеликих. М.:”Мысль”, 1993.
4. ЛеонтьевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,
Политиздат, 1975.
5. Общаяпсихология. Под ред., Петровского А.В. — Москва:
6. ПономаренкоВ.А. Социально-этические проблемы здоровья здорового человека, Известия РАО,1999
7. Проблемасознания в современной западной философии. М.:1989
8. РуденскийЕ.В. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемыпедагогического общения, Мир психологии 1998
9. Семинарскиезанятия по философии: Учебник. Под ред.К.М. Никонова. — М.: Высшая школа, 1991.- 287с.
10. СпиркинА.Г… Основы философии: Учебное пособие для
вузов. — М.: Политиздат, 1988. — 592с.
11. Философияпод ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П.., М. – 1996, 432 с., стр481.
12. Хрестоматияпо общей психологии. Психология мышления. 1981.
13. ЯковенкоИ.Г. Культурные аспекты механизмов и социально-психологические источникимассового террора, Мир психологии, 1998