Пролеткульт: страницы истории
Николаева Л.С., к.и.н., доц. кафедры, истории и культурологии НГМА
Пролеткульт — массовая культурно-просветительная организация с самого начала своего возникновения в сентябре 1917 года поставила задачу: создать новую пролетарскую культуру, используя буржуазную культуру прошлого, противопоставляя одну другой и распространяя в массах пролетарскую культуру, задачу развития пролетарской науки, усиления подлинно товарищеских отношений в пролетарской среде, разработку пролетарской философии и подчинения искусства интересам пролетариата.
До Октября 1917 г. большевики полагали, что эта программа создаст духовные предпосылки для политической власти, которую еще предстояло завоевать. Но так как революция изменила порядок поэтапного развития, то теперь следовало, уже получив политическую власть, приобрести и духовную — путем культурной революции. При этом считалось, что пролетариату удастся овладеть всей полнотой власти, если он распределит ее захват по трем направлениям: партия берет политическую власть, профсоюзы — экономическую. Пролеткульт — культурную. Решено было отказаться от помощи отсталого крестьянства, резко отличающегося от пролетариата.
Допускалось «использовать» «революционную» интеллигенцию, хотя впоследствии именно из нее вышло большинство сторонников пролетарской культуры. Несмотря на распределение функций между партией, профсоюзами и Пролеткультом, не возникало даже мысли о том, что это конкурирующие организации, а именно потом это стало точкой преткновения между партией, профсоюзами и Пролеткультом. Цель у всех трех организаций была одна: утвердить господство пролетариата во всех значительных общественных сферах.
Пролеткульту благоприятствовало то обстоятельство, что А. Луначарский, симпатизировавший ему, стал Наркомом просвещения. От Наркомпроса Пролеткульт получал значительную финансовую помощь: на просветительную заботу по ликвидации неграмотности, на собирание фольклора, организацию рабочих клубов, литературных студий и так называемых рабочих университетов, на обучение пролетарских писателей и т.д.
После 1918 г. в отношениях между партией и Пролеткультом существовало три проблемы: 1) отношений Пролеткульта к унаследованной буржуазной культуре, 2) создание новой пролетарской культуры, 3) автономна Пролеткульта. Две первые проблемы были связаны с идеологией, третья — с политикой.
В так называемой дискуссии о преемственности следовало ре-шить, может ли пролетарская культура создаваться планомерно, независимо от всех прошлых культур, или она возникает автоматически как надстроечное явление после завоевания власти пролетариатом. В ходе дискуссии выявилось — единодушное мнение, что буржуазное искусство не в состоянии отобразить революционную борьбу рабочего класса и воспитать для строительства новой жизни те слои рабочего класса, которые еще не постигли смысла революции. Ибо, во-первых, произведения буржуазного искусства выражают классовую буржуазную идеологию и чуждый пролетариату мир чувств, а во-вторых, они оказывают на коммунистов разлагающее, а не созидательное воздействие. Одновременно пришли к выводу, что невозможно развивать пролетарскую культуру только своими собственными силами. Поэтому пролетариату рекомендовалось критически осмыслить все то, что в культуре прошлого носило «печать общечеловеческого». Пролеткульт на первый план выдвигал создание пролетарской культуры без помощи других классов. Как заявил В. Полянский, председатель Совета Пролеткульта в июле 1918 г. — это должно было происходить «вне зависимости от тех организационных форм, которые предписывались государственными органами», вне всяких «декретов». Но тем самым идеологическая проблема становилась политической.
Основными пунктами разногласий были проблемы пролетарской культуры и вопрос о зависимости «от тех организационных форм, которые предписывают государственные органы». Интересно, как далеко разошлись мнения по этим вопросам. Н.И. Бухарин, весьма положительно относившийся к созданию пролетарской культуры, рассматривал Пролеткульт как несамостоятельную, вспомогательную организацию, которой он желал «большого успеха». В.И. Ленин не принял тезиса А. Богданова (руководителя Пролеткульта до 1920 г), согласно которому пролетарская культура должна создаваться совершенно независимо от иных культур. Покровский же — в то в то время заместитель А. Луначарского в Наркомпросе — противореча А. Луначарскому — считал ненужной всю «культурно-созидательную деятельность Пролеткульта». Он отводил Пролеткульту вспомогательную роль в рамках той деятельности, которая являлась исключительно прерогативой Наркомпроса и была нацелена на повышение уровня образования населения. Некоторые шли еще дальше, объявляли все пролетарские культурные учреждений ненужными и требовали их роспуска, аргументируя это тем, что вопросы просвещения находятся в компетенции государства, а не Пролеткульта.
Решающей являлась позиция А. Луначарского в Наркомпросе. В целом он придерживался мнения, что следует «с величайшим дове-рием принимать такие молодые организации ж охранять их», а так-же уважать «право пролетариата на самостоятельное создание собственной культуры, независимой даже от советского государства». Поэтому А. Луначарский защищал Пролеткульт, как «совершенно самостоятельную организацию». Вопрос о том, является ли Пролеткульт самостоятельной организацией, или существует наряду с теми, которые контролирует партия (если бы этот принцип осуществился, он был бы уникальным в период «диктатуры пролетариата»), впервые вызвал разногласия на 2-й конференции московских городских пролеткультовских организаций (20-25 марта 1919 г.), где П.И. Лебедев-Полянский предложил резолюцию, согласно которой Пролеткульт объявлялся свободной творческой организацией. Она не прошла. Тогда на голосование была выдвинута вторая резолюция, где предлагалось Пролеткульту слиться с отделом просвещения взрослого населения в Наркомпросе. Так как и вторая резолюция была отклонена, представители этого отдела обратились за помощью в местный городской комитет партии. Исполнительная комиссия московского комитета партии сочла это слияние несвоевременным (15 апреля 1919 г.). Разногласия усугублялись тем, что в последних публичных выступлениях политических деятелей и в различных резолюциях продолжалось противостояние взглядов на положение Пролеткульта в государстве. 6 мая 1919 г. на Первом Всероссийском съезде представителей внешкольного образования после оглашения там речи В.И. Ленина, где указывалось, что не следует воздавать никаких параллельных организаций, была принята резолюция, в которой подчеркивалось, что работа Пролеткульта является частью деятельности Наркомпроса, и координацию между ними должен осуществлять отдел внешкольного обучения. Затем, после резолюции ЦК РКП(б) 1 декабря 1920 г. «О Пролеткультах» эта творческая, самодеятельная организация была подчинена контролю партийных и государствен-ных органов. Творческие самодеятельные организации, какой был Пролеткульт, оказались лишним звеном в формирующейся тотали-тарной системе, были распушены в 1932 году и заменены Союзами художников, писателей, удобными организациями для проведения в культуре партийных решений. Культура все более подчиняется по-литике, становится рупором партийных указаний.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта home.novoch.ru/