Реферат по предмету "Философия"


Проблема взаимоотношения общества и природы

Введение
Одной из актуальных проблем социальной философии является проблема взаимоотношения общества и природы.
Еще несколько десятилетий назад взаимосвязь между ними носила чаще всего весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней.
В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимания того, что значит природа для общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.
1. Понятие природы. Взгляд на природу в истории развития философской мысли
Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно — в соотношении с понятием «общества», под природой понимают весь материальный мир за исключением общества как совокупность естественных условий его существования.
Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества и природы во многом определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими и религиозными воззрениями. С появлением теоретического мышления и одновременно при крайне примитивной материальной силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. Природная естественная гармония вызывала восхищение и желание подражать ей. Человек и природа мыслились во времена античной философии как единое целое, гармонически взаимосвязанное. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать природу в качестве объекта наблюдения. Более чем скромные материальные силы общества не позволяли рассматривать природу как цель преобразовательной деятельности человека.
В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. Речь идет уже не о слиянии Человека с природой, а о их противопоставлении и возвеличивании человека над природой — падает и не поощряется интерес к Изучению материального мира.
В эпоху Возрождения — период расцвета культуры и искусства — взгляды на взаимоотношения природы и общества вновь становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется якобы разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества.
В Новое время (XVII—XVIII вв.) бурно развиваются науки, ставятся и проводятся эксперименты, направленные на развитие производства в условиях зарождения капитализма. И в философских воззрениях, и в практических действиях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы Центральная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы.
Постепенно в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой. Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы.
2. Природа и общество
2.1 Естественная основа жизни общества
Однако поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением природы. Общество неразрывно с нею связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы и прежде всего без окружающей человека среды. Природа — естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует. Достаточно очевидная зависимость человека от природы признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к необходимости изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе.
У исследователей этой проблемы первоначально часто возникало искушение усматривать в человеке как представителе биологического вида и в обществе как в совокупности индивидов главным образом подчинение их биологическим законам развития. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась второстепенная роль. Тесная связь общества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществе привели некоторых мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивайся подобно природным организмам естественным эволюционным путем. Так возникла органическая теория общества.
Сущность органической теории заключается в том, что человеческое общество уподобляется биологическому организму, живому телу. Согласно этой теории структура и функционирование общества аналогичны строению и функциям живого организма.
Разумеется, человек — биологическое существо. Однако современный научный анализ показывает, что лишь 15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер. Вписанность человека в общество, наличие специфически человеческого образа жизни способствуют возрастанию роли социальных закономерностей. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам. Биологическое и социальное диалектически сочетаются в человеке и обществе.
Необходимость выживания человека как биологического вида и его полноценного развития в обществе обусловило появление специфического вида социальной общности — человеческой семьи. Семья выполняет как биологические, так и социальные: хозяйственные, воспитательные и другие — функции. Ее биологической функцией является продолжение человеческого рода, воспроизводство самого человека. И в этом отношении семья как ячейка человеческого общества наиболее тесно связана с природой. Роль семьи как фактора воспроизводства населения всегда остается стабильной. Эта функция тесно связана с демографическим фактором, проблемой народонаселения.
Народонаселение — это совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий: части страны, всей страны, групп стран, всего мира. Население стран вместе с географической средой и способом производства материальных благ определяет возможности развития общества. При этом для нормального развития производства и общества в целом необходим определенный минимум народонаселения. Напротив, переизбыток населения может негативно сказываться на материальной жизни общества и даже привести к социальным конфликтам и взрывам.
2.2 Мальтузианство и неомальтузианство
Теории, считавшие рост народонаселения главной силой общественного развития, выражали в свое время идеологию нарождающейся буржуазии в ее борьбе против непроизводительных сословий — дворянства и духовенства. В ту эпоху подобные идеи в определенной степени имели прогрессивное значение. Буржуазия, стремившаяся к власти, обвиняла земельную аристократию в том, что она довела население до нищеты. Идеологи же земельной аристократии, чтобы оправдать господство землевладельцев, старались в свою очередь доказать, что в нищете повинны сами массы.
В результате в социологии появилась школа, считавшая главным злом, приводящим к нищете, ко всяким бедствиям и лишениям, рост народонаселения. Эту точку зрения активно отстаивал английский экономист и священник Т.Р. Мальтус (1766—1834). В своей книге «Опыт о законе народонаселения» он утверждал, что причина бедственного положения народа, в том числе безработицы, есть результат переизбытка населения. Все дело в «естественном законе народонаселения», согласно которому его рост увеличивается в геометрической прогрессии, а рост средств существования лишь в арифметической прогрессии. Выход он видел в принудительном регулировании народонаселения (войны, эпидемии, голод, принудительный непосильный труд, воздержание от брака). Эта теория по имени своего создателя получила название мальтузианства.
Современные последователи Т. Мальтуса — неомальтузианцы Г. Бутуль, И. Чемберлен, У. Фогт и другие считают главной причиной отсталости слаборазвитых стран быстрый рост их народонаселения. Население Земли действительно увеличивается все ускоренными темпами. В течение XX в. оно более чем утроилось и составляет ныне около 6 млрд. человек. На сегодняшний день демографическая ситуация в различных странах и регионах явно неодинакова. На Юге планеты — стремительный рост народонаселения. Так, население Африки, Азии и Латинской Америки практически удваивается каждые 25 лет. На Севере (в Европе) наблюдается обратная картина: постоянство или даже снижение роста рождаемости.
Допустимый разумный предел населения Земли (по данным ООН) — 10—12 млрд. человек — может быть достигнут уже к середине XXI в. Отсюда возникает масса проблем. Среди предполагаемых мер их решения — программа планирования семьи в странах Юга; повышение в них уровня занятости и культуры; помощь им со стороны более развитых стран. Положительное решение проблемы роста народонаселения благоприятно отразится также и на отношении общества к природе, природным богатствам. Взаимодействие общества и природы имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою прелесть, очарование таинства, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм. «Калмыцкая степь», «русское поле» и т.п. не являются для человека чисто языковой структурой или просто географическим понятием.
2.3 Географическая среда, окружающая среда, биосфера
Вопросы взаимодействия человека и природы, невозможно анализировать без таких понятий, как «географическая среда», «окружающая среда», «биосфера». Географическая среда есть та часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни общества, прежде всего в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и прежде всего на развитие материального производства. Многообразие свойств природы является естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят направления человеческой деятельности, в частности, развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.
Почему древние цивилизации возникли первоначально у народов южных стран — на берегах Нила, Ефрата, Тигра, Ганга, Инда и т.д., а не у народов Севера? Одной из важнейших причин этого, безусловно, были природные условия. Например, климат Древнего Египта в большей мере благоприятствовал первоначальному развитию там общественной жизни, чем климат Скандинавии, ибо требовал меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов. Благоприятное географическое положение вело к тому, что даже при тогдашнем довольно низком уровне развития производительных сил именно на Юге в первую очередь открывалась лучшая возможность для развития разделения труда, частной собственности, возникновения прибавочного продукта, развития культуры и всего общества. Словом, природные условия, очевидно, способствовали ускорению общественного развития народов южных стран по сравнению с народами стран холодного климата.
Активно используя природные условия, люди вырабатывают определенные навыки, приобретают производственный опыт, знания, развивают свои способности, совершенствуют технику производства. Если бы они находили все необходимые им средства к существованию в природе в готовом виде, то не имели бы стимулов для развития производства, а следовательно, и для своего собственного развития. Таким образом, не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и, наоборот, их недостаток могут оказывать ускоряющее влияние на развитие общества.
Важное значение в жизни человеческого общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя помимо поверхности Земли и ее недр также часть Солнечной системы, попадаемой или могущей попасть в сферу деятельности человека. В структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы — геосферу и биосферу
Биосфера есть сфера действия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Биосфера произвела огромные изменения в самой структуре планеты. Она также тесно связана с космосом.--PAGE_BREAK--
Положительные для человека моменты освоения и преобразования естественных природных источников и богатств, составных частей естественной среды обитания неоспоримы. Это прежде всего рост материальных и духовных ценностей, более высокий уровень жизни. Все это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. В этом отчетливо проявляется значение природы в жизни человека как основы его жизнедеятельности. Но человек перестал бы быть разумным существом, если бы не мог создавать и нечто свое. Искусственная среда обитания ~ это все то, что создано человеком: разнообразные предметы, выведенные в результате селекции и одомашнивания животные и растения. С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастают. Попробуйте сегодня представить себе человеческое общество без крупных городов, домов, автомобилей, заводов, дорог и т.д. Но, несмотря на кажущуюся независимость общества, все произведенное человеком было бы невозможно без матушки природы.
2.4 Человек и космос
Говоря о взаимодействии общества и природы, мы оперировали в основном масштабом одной планеты — Земли. Однако, как мы уже отмечали, понятие природы в широком смысле слова охватывает весь объективный материальный мир.Связь человечества и космоса многие века оценивалась философами в лучшем случае чисто умозрительно, на уровне научных гипотез и догадок. Эти рассуждения носили, как правило, общегуманистический характер типа: «Человек — сын Земли, дитя космоса» и т.п. Изучение вопроса о единстве космоса и всех его составляющих, включая окружающую среду и человечество, окончательно переместилось в XXв. из сферы астрономии и астрологии в философию. Во многом это произошло благодаря работам российских ученых, в первую очередь представителей русского космизма, таких, как А.Л. Чижевский, Л.Н. Гумилев и др. Л. Гумилев много работал над концепцией пассионарности. По мнению ученого, само возникновение и дальнейшее развитие этносов зависит от многих природных, в том числе и космических, факторов (солнечной активности, магнитных полей и др.). Развитие этносов определяется главным образом наличием в них особых людей — пассионариев, обладающих сверхэнергией, непреодолимым стремлением к намеченной цели, пусть даже иллюзорной.
Именно активностью и деятельностью пасссионариев объясняются, по мнению Гумилева, главные исторические события в жизни народов. Пассионарии оказывают влияние на массы путем пассионарной индукции. Деятельность же самих пассионариев, их активность тесно связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами.
2.5 Противоречия во взаимоотношениях природы и общества
Особое место в изучении взаимоотношений природы и общества представляют имеющиеся между ними противоречия. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Во-вторых, одновременно постоянно растет уровень противоречий, дисгармония между человеком и природой.
Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие ее составных частей, есть единое целое.. Игнорирование человеком целостного диалектического характера природы приводит к отрицательным последствиям как для природы, так и для общества.
Особенно отрицательным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия этого вмешательства из-за высокого уровня развития производительных сил весьма существенны и зачастую непредсказуемы.
Любое вторжение в природу даже в самых скромных масштабах должно быть всесторонне просчитано и обосновано. В свою очередь необходима также постоянная забота о поддержании динамического равновесия между природой и обществом. Поэтому нужно не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников и т.п.).
Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества.
Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XXв. — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные масштабы воздействия общества на природу и ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую.
3. Современная экологическая проблема
Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным немецким биологом Э. Геккелем (1834—1919) в 1866 г., понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания.
Однако говоря сегодня о проблемах экологии, мы фактически говорим о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической: уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает уже быть регулятором природных процессов; атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом; на Земле уже невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится Жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.
Какие же меры необходимы для решения экологической проблемы? Прежде всего, следует перейти от потребительское технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею.
Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии и производства, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.
Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения состоялась еще в начале нашего века. Тогда в ноябре 1913 г. в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень.
Заключаются международные концепции по охране окружающей среды, осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды — «Зеленые» («Гринпис»).
Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы «озоновых дыр» в атмосфере Земли.
Другая мера, направленная на улучшение взаимоотношений человека и природы, — разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечества важнейшее значение.
Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления, то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти — на 35 лет, природного газа — на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой.
В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии. Еще одной мерой решения экологической проблемы, и может быть в перспективе самой важной из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания природы как другого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства. При любых озарениях и стремлениях, рождаемых человеческим разумом, неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его стремление к гармонии с природой.
Список использованной литературы
Учебник «Философия» под редакцией профессора В.Н.Лавриненко, профессора В.П.Ратникова, Юнити, Москва, 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.