Реферат по предмету "Философия"


Проблема бытия в философии 2

--PAGE_BREAK--В основе философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению к нему. Сознание не дано, а задано, порождает себя. Очевидность его покоится не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. Сознай свое Я, создай его актом этого осознания – таково требование Фихте. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу.
Подобный тезис развивает Ф. Шеллинг, согласно которому природа, бытие само по себе есть лишь неразвитый, дремлющий разум. Он отмечает, что «свобода является единственным принципом, к которому здесь все возводится, и в объективном мире мы не усматриваем ничего вне нас существующего, но лишь внутреннюю ограниченность нашей собственной свободы деятельности».
В системе Г. Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе, от абстрактного к конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своем дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает отчужденность бытия от идеи и возвращается к самому себе, так как сущность бытия составляет идеальное. Для Гегеля подлинное бытие, совпадающее с абсолютным духом, есть не косная, инертная реальность, а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме субъекта, то есть деятельно.
С этим связан и историзм в понимании бытия, который берет свое начало в немецком классическом идеализме. Правда, история и практика здесь оказываются производными от духовной деятельности.
Установка на рассмотрение бытия как продукта деятельности духа характерна и для философии конца XIX – начала XX веков. При этом по-новому истолковывается само бытие. Основная тенденция в развитии представлений о бытие совпадает с тенденцией развития научного знания, которое преодолевает как натуралистически-объективистскую трактовку бытия, так и субстанциальный подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении в научное мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т. д. Это движение науки во многом  было подготовлено критикой представлений о бытие как субстанции, осуществленной в гносеологии, например, в работах немецкого философа-неокантианца Э. Кассирера.
В ряде направлений современной философии подход к бытию исходит уже из анализа человеческого существования. Человек все более сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры. В философии XX века не мир, не природа, а человек становится проблемной точкой отсчета. Философы XX века стали решительно пересматривать внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возражали тем представителям классической онтологии, которые отталкивались от самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию человека, поставленного в зависимость от мира. В таких случаях, говорили они, философия и превращалась в «философию вещей», а человек чаще всего также рассматривался как вещь. Представители анализируемых направлений XX века считали необходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть, существует, является бытием, притом бытием особым. Философы-классики рассматривали «бытие» как предельно широкое (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие совершенно независимым от человека. Исключением было учение Канта. В нем философы XX века особенно высоко оценили ту идею, согласно которой мир мы видим исключительно сквозь призму человеческого сознания. Вещи мира, сам мир существуют в себе, совершенно независимо от сознания, но «в себе» они нам, людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мира являются людям, постольку результаты его осознания уже неотделимы от человека. В центр ставится человек, его активность, возможности свободы, открываемые самим его бытием.
С понятием бытия в философии неразрывно связано понятие материи.
Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, – это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное.  Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.
  Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором – с идеалистическим монизмом (от греческого «моно» – «один», «единственный»). Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма (от латинского «дуо» – «двойственный»).
  Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.
  Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание – это и познание действительности, и ее составная часть. Сознание принадлежит к материальному миру, хоть и противостоит ему как духовность. Оно – естественное свойство высокоорганизованной материи.
Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы – различные виды полей (гравитационные, электромагнитные, ядерные). Они связывают частицы материи, позволяя им взаимодействовать и тем самым существовать, быть.
Мир и все в мире – это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи понимается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием ее единой структурной организации – иерархии. В этом смысле можно сказать, что каждый элемент материи как бы несет на себе печать мирового целого. В частности, как показывает наука, электрон имеет прямое отношение к Космосу, и понимание Космоса невозможно без рассмотрения электрона.
Один из атрибутов материи – ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений. Закон сохранения и превращения энергии гласит: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром.
В процессе самодвижения материи возникают различные по сложности формы ее существования, выражающие присущую ей системную организацию:
-         системы неживой природы (элементарные частицы, в т.ч. античастицы, поля, атомы, молекулы, микроскопические тела, космические системы различных порядков – Земля и другие планеты, Солнце и другие звезды, Галактика, системы галактик);
-         биологические системы (вся биосфера от микроорганизмов до человека, включая внутриорганизменные биосистемы и надорганизменные системы);
-         социально-организованные системы (человек, семья, различные коллективы, объединения и организации, партии, классы, нации, государства, системы государств, общество, человечество в целом).

2. Проблема атрибутов бытия (движение, пространство, время, отражение, системность, развитие).
Все, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий, атрибутов. Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки. В философии категории – это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.
Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности (бытия), которая дана человеку в его ощущениях, но существует независимо от них. Свойства материи, без которых она не может существовать, называются атрибутами. Бытию присущи такие атрибуты, как движение, пространство, время, отражение, системность, развитие, которые могут быть абсолютными и/или относительными и неразрывно связаны между собой.
Мир находится в постоянном движении. Движение – это способ существования сущего. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, в также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Быть в движении – значит изменяться. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир реального бытия слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным.
Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, которые взаимосвязаны в макро- и микромире.
Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо – оно абсолютно, непреложно и всеобще; поскольку движение проявляется в виде конкретных форм – оно вместе с тем и относительно. Формы и виды движения многообразны, каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция, или материя.
Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отсчета – другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.
В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения сущего всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении состояния движения, а также в форме равновесия явлений и относительного покоя. Покой – это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Отсутствие движения – покой – всегда имеет только видимый и относительный характер. Обрести абсолютный покой значит перестать существовать.
Все материальные тела имеют определенную протяженность – длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены относительно друг друга, составляют части то или иной системы. Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей; это форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты  расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.
Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время – это форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем; это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.
Пространство и время – это всеобщие формы существования, координации материальных объектов. Всеобщность этих атрибутов бытия заключается в том, что они – формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно – направление от прошлого через настоящее к будущему. Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания человека. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени, так же, как и движения.
Огромный вклад в разработку научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей внес Н. И. Лобачевский. Он выдвинул идею неэвклидовой геометрии и пришел к выводу: свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными. А созданная в ХХ веке А. Энштейном теория относительности вскрыла конкретные связи пространства и времени с движущейся материей и друг с другом, выразив эти связи строго математически в законах специальной и общей теории относительности. Одним из выражений связи пространства и времени с движением материи является тот факт, обнаруженный теорией относительности, что одновременность событий не абсолютна, а относительна. Для осмысления этого факта также используется понятие системы отсчета, относительно которой ведется наблюдение.
Система – это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое. Элемент – это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть сложными и простыми. Сложная система – это такая, элементы которой сами рассматриваются как системы.
Любая система есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Категории целого и части относительны. Например, атом представляет собой нечто целое и вместе с тем часть другого целого – молекулы. Молекула, в свою очередь, есть часть некоторого большего целого – к примеру, организма животного, который есть часть еще большего целого – планеты Земля, и т.д. Так, можно представить себе все тела в природе частями одного целого, одной системы – Вселенной.
По характеру связей различные системы делятся на три основных типа:
-         неорганизованная (суммативная) целостность, т.е. простое скопление предметов, механическое соединение чего-либо разнородного (например, горная порода из гальки,  песка, стадо животных). Связь частей такой системы носит механический характер;
-         организованная целостность, обладающая разным уровнем упорядоченности (например, атом, молекула, кристалл). Части такой системы находятся в относительно устойчивой взаимосвязи;
-         органическая целостность – это организованная система, способная к саморазвитию и самовоспроизведению частей (например, организм, биологический вид, общество).  Части органического целого вне своей системы не только теряют ряд своих значимых свойств, но и вообще могут перестать существовать.
Никакая область знания не может обойтись без категорий части и целого. Исследуя какое-либо целое, мы путем анализа выделяем в нем соответствующие части и выясняем характер связей между ними.
Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному. Развитие – это определенное направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.
Развитие необратимо: через одно и то же состояние все проходит лишь однажды. Например, движение организма невозможно от старости к молодости, от смерти к рождению. Развитие двойственно: в нем уничтожается старое и на его месте возникает новое. Между старым и новым есть и сходство (иначе мы имели бы лишь множество не связанных между собой состояний), и различие (без перехода к чему-то другому нет развития), и сосуществование, и борьба, и взаимоотрицание, и взаимопереход.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Наряду с процессами  восходящего развития существует и деградация, распад  систем – переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы, например деградация биологических видов, вымирающих в силу невозможности приспособиться к новым условиям. Регресс – противоречивый процесс: целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать. Или система в целом может прогрессировать, а некоторые ее элементы деградировать, например прогрессивное развитие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов.
Принцип развития имеет огромное значение: правильное понимание истории развития явления, вещи, объекта помогает уяснить его суть, проникнуть в его сущность.
Отражение по отношению к атрибутам бытия означает то, что все они тесно взаимосвязаны между собой и в определенных условиях могут даже перетекать друг в друга. Без объяснения понятия времени трудно объяснить понятие движения в пространстве, целостные системы и их части  развиваются (в том числе и во времени и пространстве), и т.д.  Так переходят друг в друга и другие философские категории: случайное становится необходимым, единичное – общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину, и т.д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Не существует и не может существовать какой-либо одной неподвижной системы категорий и атрибутов, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и философской науки, из отражения старых возникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новым содержанием.
Итак, пространство и время, как атрибуты существования материи, атрибуты бытия абсолютны. Но поскольку это формы движущейся материи, то они относительны, они обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии мира в целом.

3. Законы и категории бытия (законы и категории диалектики).
Поскольку окружающий человека мир развивается по универсальным законам, то естественно, что и философские категории, как средство осмысления человеком мира, подчиняются определенным законам. Эти законы сформировались после того, как человек миллиарды раз сталкивался с реальными причинно-следственными, пространственно-временными отношениями вещей, их качественной и количественной стороной. Содержание категорий изменчиво, но без них вообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.
Рассмотрим несколько основных категорий и законов бытия.
Всеобщая связь и взаимодействие. В мире нет ничего стоящего особняком; любой предмет – звено в бесконечной цепи. Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статические, прямые и обратные, и др. Связь – это не предмет, не субстанция, она не существует сама по себе, вне того, что связано. Явления мира находятся не только во взаимной зависимости, они взаимодействуют между собой. Одна из сторон взаимодействия может быть ведущей, определяющей, а другая – производной, определяемой.
Исследования различных форм связей и взаимодействия – первостепенная задача познания. А познание мира убеждает нас в том, что в мире повсюду имеется некий порядок, правильность. Выражением связи между предметами занимается закон. Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Различают законы:
-         строения, функционирования и развития системы;
-         частные (действующие в ограниченной области) и общие;
-         динамические и статистические.
Единичное, особенное и общее. Вещи различны и внутри себя, и между собой. Например, есть выражение: похожи, как две капли воды. Но две капли воды, рассматриваемые через микроскоп, оказываются различными. Нет ничего абсолютно тождественного ни другому, ни самому себе. Чистое тождество существует только в абстракции. Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.
Бесконечное многообразие – это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. Общее – это единое во многом. В каждом единичном заключается общее как его сущность. Например, утверждение, что данный поступок есть подвиг, означает признание за данным единичным действием некоего общего качества, присущего всем героическим поступкам.
Предметы могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть особенное. Например, понятие «русский» выступает как единичное по отношению к понятию «славянин»; а понятие «славянин» выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенное – к понятию «человек».
Таким образом, единичное, особенное и общее – это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов. Категория особенного преодолевает односторонность, абстрактность категорий единичного и общего, и берет их в конкретном единстве.
Содержание, структура и форма. Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен. Содержание – это то, что составляет сущность объекта, единство всех его составных элементов, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура. При этом из одних и тех же элементов могут быть образованы различные структуры.
Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания. Их единство выявляется в том, что определенное содержание «облачается» в определенную форму. Ведущей стороной, как правило, является содержание; форма организации зависит от того, что организуется, изменения обычно начинаются с содержания.
Сущность и явление. Развитие познания – непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого ко все более глубокому, скрытому – к сущности. Сущность – это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, противоречия и тенденции развития объекта. Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. без его сущности.
Идеи причинности. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе – как следствие. Причина выступает как активное и первичное по отношению к следствию. Причинность – это связь, превращающая возможность в действительность, отражающая закономерности развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.
Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации, как, например, в организме, компьютере, обществе. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное развитие системы.
Различают: полную причину (совокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие), специфическую причину (совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие), и главную причину (та причина, которая из всей совокупности причин играет решающую роль).
Причины бывают также:
-         внутренние (действующие в рамках данной системы) и внешние (характеризующие взаимодействие одной системы с другой);
-         объективные (осуществляются помимо воли и сознания людей) и субъективные (заключаются в целенаправленных действиях людей, их решимости, опыте, организованности, знании);
-         непосредственные (прямо вызывающие и определяющие данное действие) и опосредованные (вызывающие и определяющие данное действие через ряд промежуточных звеньев).
Для того, чтобы причина вызвала следствие, требуются определенные условия. Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. Хотя сами по себе условия не могут вызвать соответствующего следствия, но без них причина бессильна. Например, известно, что человек, в организм которого попали определенные микробы, может заболеть, а может и не заболеть. Изменяя условия, можно изменять и способ действия причины, и характер следствия.
Причину нужно отличать от повода – внешнего толчка, способствующего проявлению причины. Например, повод – убийство австрийского эрцгерцога в Сараево – привел в действие причины Первой мировой войны.
Диалектический и механистический детерминизм. Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обуславливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечны: не может быть ни первой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия.
Диалектический детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в зависимости от характера закономерностей, действующих в данной сфере явления. Он несовместим с механистическим детерминизмом, который трактует все многообразие причин лишь как механическое взаимодействие, не учитывая качественного своеобразия закономерностей различных форм движения. Классик механистического детерминизма П. Лаплас сформулировал его так: «Если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором». Однако, с таких позиций нельзя объяснить, например, закономерности поведения микрочастиц, биологические явления, психическую деятельность, общественную жизнь.
Необходимое и случайное. Люди давно подметили, что события в природе и обществе совершаются с неумолимой силой («нельзя повернуть историю вспять»). Необходимость – это существенная черта закона. Она бывает, как и закон, внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерна для единичного объекта или множества объектов; как и закон, бывает динамической или статической.
Из правильного положения о причинной обусловленности природы и общества нередко делали неверные выводы, что в мире есть только необходимость, а случайных явлений нет. Однако случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе. В окружающем мире и в жизни людей совершаются и необходимые, и случайные события, и отрицать случайность нельзя.
Неверно думать, будто явления могут быть только необходимыми либо только случайными. Диалектика необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития необходимого процесса, ускоряя или замедляя его и сами превращаясь в необходимость.
Возможность, действительность и вероятность. В широком философском смысле действительность – это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного, единичного и общего, причины и следствия, это окружающий нас мир во всем его красочном многообразии. Действительность в смысле непосредственного бытия – это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Возможность – это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, т.е. стать действительностью, при определенных условиях. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. В природе этот процесс происходит в целом стихийно. Совсем иное дело в человеческом обществе: историю делают люди, и многое зависит от их воли, сознания, активности.
Вероятность – это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности. Стопроцентная вероятность и есть необходимость, это полная достоверность события. Отсутствие вероятности – полная недостоверность, или невозможность события. Объективную связь между внутренними и внешними сторонами вероятности выражает закон больших чисел: совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от случая. То есть, каждое событие есть равнодействующая необходимых и случайных причин.
Противоречие. Диалектическое противоречие – это наличие в объекте альтернативных сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противоположность – это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу». Предельным случаем противоречия является конфликт. Понятие противоречия относительно, поскольку в мире нет развивающегося объекта, в котором нельзя было бы найти альтернативных свойств, моментов, тенденций.
Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя целое, в котором один момент необходим так же, как другой. Развитие предметов, таким образом, есть раздвоение противоречивого единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий. Про этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, оказывается относительным, преходящим.
Характер противоположностей зависит от специфики его сторон и условий, в которых разворачивается их борьба. Различают противоречия:
-         внутренние (противоречия противоположных сторон внутри данного объекта) и внешние (противоречия противоположностей, относящихся к разным объектам);
-         антагонистические (противоречия между непримиримо враждебными социальными группами) и неантагонистические;
-         основные и неосновные;
-         главные и неглавные.
Отрицание и идея прогресса. Возникают, существуют миллиарды лет, а затем погибают звезды, сменяют друг друга геологические эпохи в истории Земли. Возникают и исчезают виды растений, животных, поколения людей, нормы общественной жизни. В каждом предмете, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового, содержащего в себе свои противоречия. Без отрицания старого невозможны рождение и созревание нового, а стало быть, невозможен процесс развития.
Как условие развития, отрицание есть вместе с тем и утверждение: оно предполагает преемственность в развитии. Развитие есть там, где новое прерывает существование старого, вбирая из него все положительное, жизнеспособное. А удержание положительного и есть «непрерывность в прерывном», преемственность в развитии, разумная традиция. Из старого удерживается то значимое, без чего невозможно дальнейшее развитие системы. Но развитие идет не по одному какому-либо пути, а по бесчисленному множеству направлений. Этим и обуславливается бесконечное многообразие форм существования материальных форм и явлений. Развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным рядом витков. В процессе развития происходит как бы возврат к ранее пройденным ступеням, но только уже в новой форме повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Процесс познания иногда повторяет уже пройденные циклы, но всегда на новой основе.
Общими критериями прогресса являются совершенствование, дифференциация и интеграция элементов системы. Сущность прогресса состоит в расширении возможностей дальнейшего развития.

Заключение.
Из всего изложенного логически следует вывод, что поиск первоначал, первооснов бытия никогда не был для философии некой интеллектуальной самоцелью. Он всегда движим острейшей практической и мировоззренческой потребностью: уяснить место человека в мире, величие и ответственность человеческих деяний, найти «земные» основы такого величия, земные же условия и пути его достижения.
Форма организации материи, к которой принадлежит человек, весьма специфична, это – материя, обладающая сознанием как духовным регулятором жизнедеятельности. Данное обстоятельство послужило источником идеалистических представлений о субстанциальной основе человека и окружающего его мира. В процессе развития представления философов о бытии человека и мира пришли от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму. Но изыскания еще не завершены, поскольку нет одного, точно определенного, всеобъемлющего представления о том, что же такое реальность, жизнь, бытие.
Постижение категорий бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии. Атрибуты бытия (движение, пространство, время) абсолютны. Но поскольку это формы движущейся материи, то они относительны, они обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии человеком мира в целом.
Признания универсальности и уникальности человека недостаточно в мировоззренческом плане, если оно не дополняется признанием универсальности и уникальности внечеловеческих разновидностей бытия. Такая, казалось бы, человекомерная трактовка бытия оказывается при более пристальном рассмотрении отнюдь не антропоморфной. Дело в том, что современная наука, в том числе и философия, вышла на обоснование уникальности каждого индивида, а соответственно, и существования этого индивида, то есть бытия.
Наверное, нет и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила однозначно раз и навсегда. Ветры новых времен по-новому «поворачивают» устоявшиеся представления и, казалось бы, давным-давно исчерпавшие себя проблемы. Вот почему философия не сводится ни к одной из своих разновидностей, сколь бы разработанной и всесторонней она ни была. Философия – это история философии, это ее наследие за много веков, и к этому наследию человечество обращается вновь и вновь в поисках ответов на вечные вопросы бытия.

 
Список литературы  
1.       История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994 г.
2.       Мир философии. Ч. 1. – М., 1991 г.
3.       Современная западная философия. Словарь. – М., 1993 г.
4.       Спиркин А. Г. Философия: учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003 г.
5.       Философия. Учебник для вузов. – Ростов н/Д: «Феникс»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реклама на телевидение
Реферат Реформы Столыпина 3
Реферат Социальная сфера промышленных предприятий в условиях рыночной экономики
Реферат Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Фонтану Бахчисарайского дворца"
Реферат 1. Список профилей данного направления подготовки
Реферат Рейтинг хода, позиции шахматиста
Реферат Элементы ИМС на МДП-транзисторах и КМОП-транзисторах
Реферат Сравнительная характеристика политико-правовых взглядов Фомы Аквинского и Ивана Ильина
Реферат Виды рационального познания
Реферат Синдром слабости синусового узла и мерцательная аритмия
Реферат Проблемы общения вашего ребенка с другими людьми
Реферат Системный подход к принятию решений
Реферат «Во славу русского оружия»: о событиях Семилетней, франко-прусско-русской (1806-07гг.) и I мировой войн на территории бывшей Восточной Пруссии
Реферат Исследование риска в автотранспортном страховании
Реферат Русский инженер генерал Тотлебен