Реферат по предмету "Философия"


Предмет и значение логики

Контрольная работа
по предмету «Логика»
на тему:
«Предмет и значение логики»

Содержание
Введение
1. Роль мышления впознании
2. Понятие о формах изаконах мышления
3. Логика и язык
4. Логика как наука
5. Значение логики
Литература

Введение
Логика — наука о человеческом мышлении. Но в отличие от другихнаук, изучающих человеческое мышление, например от физиологии высшей нервнойдеятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; еепредметом являются формы и законы, приемы и принципы мышления, с помощьюкоторых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся кважнейшим вопросам философии. Поэтому логика, изучающая познающее мышление иприменяемая как метод познания, является философской наукой.
Итак, логика — это философская наука о формах, в которыхпротекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.
Таково общее понятие науки логики. Но чтобы раскрыть ее предмет,необходимо выяснить, что такое мышление, что такое форма и закон мышления,наконец, в чем состоит значение логики.
Ответ на эти вопросы и составляет задачу данной работы.
 

1. Роль мышления в познании
Познание начинается с отражения окружающего мира органами чувств,дающих непосредственное знание о действительности и являющихся источником всехнаших знаний.
Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение,восприятие, представление.
Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойствпредметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т. д.
Целостный образ предмета, возникающий в результатенепосредственного воздействия последнего на органы чувств, называется восприятием.Таково, например, зрительное восприятие растущего под окном дерева илилежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии ит. д.
Более высокой формой чувственного познания является представление.Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета,который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результатенепосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представлениеимеется тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например,представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше, или опредмете, находившемся на месте происшествия.
Нужно отметить, что у каждого человека представление об одном итом же предмете неодинаково: оно имеет индивидуальные черты. Представлениямогут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко ониформируются на основе описания предметов, не существующих в действительности(например, крылатый конь Пегас, получеловек-полулошадь Кентавр издревнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиознойфантазией). Такие представления образуются на основе ряда восприятий, являютсяих комбинацией, объединением в одно целое образов нескольких предметовдействительности.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об ихвнешних свойствах. Такими знаниями человек ограничиться не может. Он стремитсяк обобщению восприятий и представлений, к проникновению в сущность вещей, кпознанию законов природы и общества. А это невозможно без абстрактного мышления.
Диалектический материализм рассматривает мышление как особоесвойство высокоорганизованной материи — мозга — отражать материальный мир видеальных образах. Являясь продуктом биологической эволюции, мышление человекапредставляет собой вместе с тем продукт общественного развития. Оно возникло иразвивалось в неразрывной связи с трудовой деятельностью и речью, свойственнымитолько человеческому обществу.
В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир вабстракциях. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, от их индивидуальныхособенностей, абстрактное мышление способно обобщать множество однородныхпредметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи.
Благодаря способности к абстрагированию мышление является высшейпо сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности.Ограничиваясь чувственным познанием, нельзя установить причинной зависимостимежду такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земливокруг Солнца, определить время наступления солнечного или лунного затмения,произвести расследование преступления и т. д. Без теоретического,научно-абстрактного мышления невозможно даже связать между собой два фактаприроды, выяснить существующую между ними связь.
Было бы, однако, неправильно рассматривать абстрактное мышление вотрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе онинаходятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процессапознания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которыесвойственны не только представлениям, но в определенной степени восприятиям иощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как нивелико значение мышления, оно основывается на данных, полученных при помощиорганов чувств. С помощью абстрактного мышления человек познает такиенедоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц,законы общественного развития и тому подобное, но источником всех наших знанийо действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия,представления.
Итак, процесс познания включает в себя чувственное познание иабстрактное мышление. Особое место в познании занимает практика. Являясьосновой и движущей силой познания, его целью и критерием истинности знаний,практика пронизывает весь процесс познания от начала до конца.
Рассмотрим основные особенности абстрактного мышления.
1.  Мышление отражаетдействительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышлениеабстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся,существенное. Например, мы ежедневно видим многих людей разного возраста ипола, разной профессии и национальности. Выделяя общие всем людям свойства —способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мыобобщаем эти свойства и создаем абстрактный образ человека. Тем самым мы переходимот познания отдельных людей к научному понятию о человеке, к познанию общего.Подобным же образом создаются научные понятия материи, движения, общественногокласса, государства, правоспособности и т. д. Благодаря обобщению абстрактноемышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.
2.  Мышление — процессопосредствованного отражения действительности. При помощи живогосозерцания мы познаем лишь то, что непосредственно воздействует на наши органычувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов.Благодаря абстрактному мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, ана основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно. Так, например, попоказанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдаясамого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных уликустановить преступника.
Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждомконкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сампроцесс его получения — выведением. Получение новых знаний путемвыведения находит широкое применение в познавательной деятельности человека.
3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль нивозникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базеязыкового материала, в словах и предложениях. Язык есть непосредственнаядействительность мысли. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своеймыслительной работы, обмениваются мыслями, добиваются взаимного понимания.
4. Мышление — процесс активного отражениядействительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом,но прежде всего — абстрактное мышление. Создавая абстракции, человекпреобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствамиестественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важнуюроль в современной науке.
Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражениядействительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения —таковы основные особенности абстрактного мышления.
 

2. Понятие о формах и законах мышления
Основные формы абстрактного мышления — понятие, суждение иумозаключение.
Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следующих главах.Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть понятие логической формы.
Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлениемчеловека в понятиях, различных по своему содержанию. Например,«юридический закон» и «клевета» — понятия, отражающие различные предметы мысли.Юридический закон — это нормативный акт, исходящий от высшего органагосударственной власти и обладающий высшей юридической силой. Клевета естьраспространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений. Но этиразличные явления мыслятся одним и тем же способом — как определеннаясовокупность их общих, существенных свойств, или признаков.
Выделяя характерные в определенном отношении признаки одногопредмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов, мы образуемпонятие предмета А как некоторую совокупность его существенных признакова, б, с и т. д., определенным образом связанных друг с другом.
Таким образом, различные предметы отражаются в мышлениичеловека одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т. е. в формепонятия.
В форме суждений отражаются отношения между предметами и ихсвойствами. Эти отношения утверждаются или отрицаются. Например, в суждении«Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается отношение между обвиняемым иправом на защиту. В суждении «Лицо, совершившее преступление в состоянииопьянения, не освобождается от уголовной ответственности» отношение междууказанным лицом и освобождением от уголовной ответственности отрицается.
Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способсвязи частей (элементов) этого содержания одинаков; эта связь выражается вформе утверждения или в форме отрицания. Обозначив понятия, входящие всуждение, принятыми в логике символами S (субъект) — такобозначается понятие о предмете суждения — и Р (предикат) — понятие опризнаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного типа: S — Р, где S и Р — понятия,входящие в суждения, а знак «—» — обозначение связи между ними. Под S и Р можно мыслитьлюбые предметы и их свойства, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, иотрицательную). Таким образом, суждение представляет собой определенныйспособ отражения отношений предметов действительности, выраженный в формеутверждения или в форме отрицания.
Рассматривая умозаключение, при поощи которого из одногоили нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что вумозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Например,из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Смирнов —свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Смирнов не должендавать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которыхвыводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель».
Подобным же способом, т. е. благодаря связи суждений, можнополучить вывод из суждений, имеющих любое содержание.
Следовательно, мы выделяем нечто общее, что имеется в различных посодержанию умозаключениях: способ связи между суждениями.
Рассмотрев основные формы мышления — понятие, суждение иумозаключение, мы нашли в каждой из них нечто общее, что не зависит отконкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли —признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении.Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а вопределенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Логическая форма, или форма мышления,— это способ связи элементовмысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражаетдействительность.
В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют внеразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых,бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мывправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ееформу. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержаниюи составляет важнейшую задачу науки логики.
Таково общее понятие логической формы.
Рассмотрим, что такое закон мышления.
Для уяснения этого вопроса необходимо различать истинностьмысли и логическую правильность рассуждения.
Мысль является истинной, если она соответствует действительности.Мысль, не соответствующая действительности, является ложной.
Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие достиженияверных результатов в процессе рассуждения. Другим необходимым условием являетсялогическая правильность рассуждения. Если это условие не соблюдается, то ложныйрезультат может быть получен и из истинных суждений.
В одной из своих работ Ф. Энгельс раскрывает ошибку в рассужденияхсвоего идейного противника и в связи с этим проводит следующую аналогию: «Этовполне в духе того старого майора, который приказал позвать своеговольноопределяющегося: «Послушайте! Вы, говорят, доктор,— заходите же ко мневремя от времени; когда имеешь жену и семерых детей, всегда найдется кого полечить».
Вольноопределяющийся: «Виноват, господин майор, я доктор философии!»
Майор: «Это для меня безразлично, доктор есть доктор». Ошибка врассуждении майора связана с отождествлением нетождественных понятий: «доктор»в значении врач и «доктор» как человек, имеющий ученую степень докторафилософии, что, конечно, не одно и то же. Поэтому из истинных суждений «доктор— это человек, который лечит» и «вольноопределяющийся — доктор» получено ложноезаключение «вольноопределяющийся — это человек, который лечит». Понятие,которое должно связывать суждения, в действительности их не связывает. Рассуждениепостроено логически неправильно.
Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. Так, вприведенном примере отождествление нетождественных понятий связано с нарушениемтребования закона тождества.
Закон мышления — это необходимая, существенная связь мыслей впроцессе рассуждения.
Таким образом, верный результат в процессе рассуждения мы получимпри соблюдении двух условий: 1) если мысли, из которых строится рассуждение,будут истинными по содержанию и 2) если процесс рассуждения будет логическиправильным, т. е. подчиненным законам мышления. «Если наши предпосылки верны иесли мы правильно применяем к ним законы мышления, то результат долженсоответствовать действительности...».
Следует различать формально-логические и диалектические законымышления. Законы, изучаемые формальной логикой (законы тождества,непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания, обратногоотношения между объемом и содержанием понятия и др.), обусловливаютправильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний изистинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законыдиалектики — законы единства и борьбы противоположностей, взаимного переходаколичественных и качественных изменений и другие — являются не только законамиобъективного мира; они действуют и в мышлении и являются предметом изучениядиалектической логики. Сознательное применение этих законов в процессе познанияпозволяет глубоко и полно воспроизвести в мышлении диалектику материальногомира: взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, существующие в них внутренниепротиворечия и т. д.
Познавая сложные диалектические процессы объективного мира,мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдениякоторых нельзя отразить диалектику вещей.
Законы и формы мышления представляют собой отражение в сознаниичеловека свойств, связей и отношений предметов объективной действительности.
«… Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется всознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка,аксиоматический характер именно (и только) в силу этого миллиардногоповторения».
 
3. Логика и язык
Законы и формы мышления как предмет изучения логики, будучиидеальными объектами, приобретают материальную форму в языке и могут бытьвыявлены лишь » путем специального анализа языковых контекстов.
Рассмотрим кратко основные функции и состав языка, а такжеспецифику языка логики.
Языком в широком смысле называют любую знаковую информационнуюсистему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации ивыступающую средством общения между людьми. Комплексное изучение языка осуществляетсяособой наукой — семиотикой (общей теорией знаковых систем), которая анализируетязык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.
Синтаксис — это раздел семиотики, изучающий структуру языка:способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика занимаетсяпроблемой интерпретации, т. е. анализом отношений между знаками и обозначаемымиобъектами. Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка — эмоционально-психологические,эстетические, экономические и другие практически значимые отношения носителяязыка к самому языку.
Языки делятся на естественные и искусственные.
Естественные, или национальные, языки — это исторически сложившиеся вобществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационныезнаковые системы. Они возникли для удовлетворения социальной потребности людейв закреплении и передаче накопленной в процессе материально-практическойдеятельности информации и для удовлетворения потребности в общении междулюдьми. Естественные языки отличаются богатыми выразительными возможностями иуниверсальным охватом самых различных областей жизни.
Искусственные языки — это вспомогательные знаковые системы, специальносоздаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научнойи другой информации. Они конструируются не собственными средствами, а с помощьюдругого, как правило, естественного языка или ранее построенного искусственногоязыка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка,называется метаязыком, а второй — языком-объектом. Метаязык приэтом должен обладать более богатыми по сравнению с языком-объектомвыразительными возможностями.
Искусственные языки различной степени строгости широко используютсяв современной науке и технике: химии, математике, теоретической физике,вычислительной технике, кибернетике и т. д. Искусственный формализованный языкиспользуется и логической наукой для теоретического анализа мыслительныхструктур.
Общепринятым в современной логике является так называемый языклогики предикатов. Рассмотрим кратко принципы построения и структуру этогоязыка.
Важное значение для выявления логической формы мыслей при анализеестественного языка имеет смысловая или семантическая характеристика языковыхвыражений. Основными его семантическими категориями являются: именапредметов, имена свойств, предложения.
Имена предметов — это отдельные слова или словосочетания,обозначающие предметы.
Имена, выступая условными представителями предметов в языке, имеютдвоякое значение. Множество предметов, к которым относится данное имя,составляет его предметное значение и называется денотатом. Способ,с помощью которого выделяется такое множество предметов путем указания наприсущие им свойства, составляет его смысловое значение и называется концептом,или смыслом.
По составу различают имена простые, которые йе включаютдругих имен («государство»), и сложные, включающие другие имена(«спутник Земли»). По денотату имена бывают единичные и общие. Единичноеимя обозначает один предмет и бывает представлено в языке именем собственным(Аристотель,) или дается описательно (самая большая река в Европе)… Общее имяобозначает множество, состоящее более чем из одного предмета; в языке онобывает представлено нарицательным словом (закон) либо дается описательно(европейское социалистическое государство).
Выражения языка, обозначающие свойства и отношения, называются предикаторами.В предложениях они обычно выполняют роль сказуемого (например, «бытьсиним», «бегать», «дарить», «любить» и т. д.). Число имен, к которым относитсяданный предикатор, называется его местностью. Предикаторы, выражающиесвойства, присущие отдельным предметам, называются одноместными (например,«небо синее»). Предикаторы, выражающие отношения между двумя и болеепредметами, называются многоместными. Например, предикатор «любить» относится кдвухместным («Мария любит Петра»), а предикатор «дарить» — к трехместным («ОтецДарит книгу сыну»).
Предложения — это выражения языка, посредством которых нечто утверждаетсяили отрицается о явлениях действительности. Повествовательные предложения посвоему логическому значению выражают истину либо ложь.
Алфавит языка логики предикатов, отражая и следуя засемантическими категориями естественного языка, включает следующие виды знаков(символов):
1) а, b, с,… — символы для единичных имен предметов; ихназывают предметными постоянными (константами);
2) х, у, z,… — символы общих имен предметов; их называют предметнымипеременными;
3) Р1, Q1, R1, …; Р2, Q2, R2, …, Рn, Qn, Rn- символы дляпредикаторов, индексы над которыми выражают их местность: 1 — одноместный, 2 —двухместный, п — местный. Их называют предикатными переменными;
4) p, q, r– символы для высказываний,которые называют высказывательными или препозиционными переменными;
5) ", $ — символы для кванторов," — квантор общности, он символизирует выражения: все,каждый, всякий, всегда и т. п. $ — квантор существования, он символизируетвыражения: некоторый, иногда, бывает, встречается, существует и т. п.;
6) логические связки:
Ù — конъюнкция (соединительное «и»);
Ù — дизъюнкция (разделительное «или»);
® —импликация (союз «если..., то...»);
º — эквивалентность (союз «если и только если...,то...»);
Ø — отрицание («неверно, что...»);
7) технические знаки: (;) —левая и правая скобки.
Других знаков, кроме перечисленных, алфавит языка логикипредикатов не включает.
Второй этап построения языка логики предикатов — это определениедопустимых в нем выражений, которые называются правильно построенными формулами,сокращенно ППФ.
С помощью приведенного искусственного языка строитсяформализованная логическая система, называемая исчислением предикатов. Элементыязыка логики предикатов будут использоваться в дальнейшем изложении для анализаотдельных фрагментов естественного языка.
 
4. Логика как наука
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч летназад, в IV в. до н. э. Ее основателем является величайший древнегреческийфилософ Аристотель, который первым обстоятельно исследовал понятие и суждение,подробно разработал теорию умозаключения и доказательства, описал рядлогических операций, сформулировал основные законы мышления: законы тождества,противоречия, исключенного третьего.
Учение Аристотеля получило дальнейшее развитие в средние века иНовое время. Существенным дополнением к этому учению явилась теория индукции,разработанная английским философом-материалистом Ф. Бэконом (1561 — 1626) исистематизированная английским философом и логиком Д. С. Миллем (1806—1873).
Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона — Миллясоставили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительноговремени была обязательным элементом европейской системы образования.
Значительный вклад в развитие логики внесли французский философР.Декарт (1596 — 1650), родоначальник классической немецкой философии И. Кант(1724 — 1804), русские материалисты М.В. Ломоносов (1711 — 1765) и А. Н.Радищев (1749 — 1802), революционные демократы XIX в. А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский,русские логики М.И. Каринский (1840-1917), Л.В. Рутковский (1859 — 1920) и др.
Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Этоназвание закрепилось за ней потому, что она возникла и развивалась как наука оформах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской, логикой.
Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применятьсяразработанные в математике методы исчисления. Особая заслуга в их развитиипринадлежит немецкому ученому Г. Фреге (1848 — 1925). Теоретический анализдедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованныхязыков впоследствии получил название математической или символической логики.Исследование процессов рассуждения средствами символической логики оказалозначительное влияние на дальнейшее развитие формальной логики в целом. Вместе стем символическая логика не охватывает всех проблем последней и представляетсобой относительно самостоятельное направление в ее развитии.
Важная особенность формальной логики состоит в том, что онарассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения,развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика. Впервые вразвернутом виде диалектическая логика была представлена вобъективно-идеалистической философии Гегеля (1770-1831). Материалистическипереосмыслив учение Гегеля, обобщив достижения всей предшествующей философии,К. Маркс и Ф. Энгельс создали научную, материалистическую диалектику, котораяполучила дальнейшее развитие в трудах В.И. Ленина.
познание мышление язык логика
Являясь составной частью марксистско-ленинской философии,диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления, а такжеметодологические принципы и требования, которые формируются на их основе. К нимотносятся требования объективности и всесторонности рассмотрения предмета,принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождениеот абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического,принцип конкретности истины и др.
Диалектическая логика исследует также возникновение, изменение иразвитие логических форм, соотношение между ними, она «выводит эти формы однуиз другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации,она развивает более высокие формы из нижестоящих».
Таким образом, современная логика включает две относительносамостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Эти наукиизучают один и тот же объект — человеческое мышление, но при этом каждая из нихимеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика незаменяет и не упраздняет логики формальной, более того — она позволяетопределить место формальной логики в изучении законов и форм мышления, уточняетее предмет и роль в познании. Диалектическая и формальная логики развиваются втесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практикенаучно-теоретического мышления, использующего в процессе познания какформально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектическойлогикой.
Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общуюдля различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, онаизучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальныхнаук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметымыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретногосодержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений.Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильностьмышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующимдействительности, познать истину.
Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, неспособно правильно отражать действительность.
Характеризуя формальную логику как метод для отыскания новыхрезультатов, для перехода от известного к неизвестному, Ф. Энгельс сравнивал ееотношение к диалектике с отношением элементарной математики к математикепеременных величин. «Элементарная математика, математика постоянных величин,движется, по крайней мере в общем и целом, в пределах формальной логики;математика переменных величин… есть по существу не что иное, как применениедиалектики к математическим отношениям».
Это сравнение имеет глубокий смысл. Подобно тому как нельзяизучать высшую математику, не изучив более простые, арифметические правила, таки диалектическая логика не может быть понята без предварительного изучениялогики формальной.
Поэтому изучение мышления, его законов и форм нужно начинать сформальной логики, изложение основ которой и составляет главную задачу предлагаемогоучебника.
Предмет науки логики — законы и формы мышления — необходимоотличать от науки об этих законах и формах.
Законы и формы мышления являются общечеловеческими, так какмышление всех людей независимо от их политических убеждений, классовой принадлежности,национальности и т. д. протекает в одинаковых формах и подчиняется одним и темже логическим законам. Общечеловеческий характер закономерностей мышленияобъясняется тем, что источник его заключается не в мировоззрении людей, а всвойствах объективного мира, в особенностях самого мышления, развивавшегося наоснове многовековой практической деятельности человечества.
Однако наука о законах и формах мышления была и остаетсяпартийной: в ней проявляется борьба двух основных философских направлений —материализма и идеализма.
Философы-идеалисты, утверждая, что сознание предшествует материи,что мышление не зависит от природы и диктует ей свои законы, не могут с этихантинаучных позиций дать правильное истолкование основных положений логики.
Извращая природу мышления, сущность его законов и форм, идеализмслужит в конечном счете интересам реакционных классов общества, стремящихсяпоставить препятствие на пути познания объективной действительности.
В противоположность реакционным классам прогрессивный общественныйкласс, опираясь на материалистическое мировоззрение, не ставит границ познаниюобъективного мира, смело провозглашая могущество человеческого разума.
5. Значение логики
Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает влогических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, даже незная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли изэтого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, ихсознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления,вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение ксвоим и чужим мыслям. Поэтому взгляд, будто изучение логики не имеетпрактического значения, несостоятелен.
Сторонники такого взгляда ссылаются иногда на ироническоезамечание Гегеля о том, что логика учит мыслить так же, как физиология «учит»переваривать. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, апереваривать пищу, не зная физиологии пищеварения. Однако нельзя инедооценивать практического значения этих наук. Когда академика И.П. Павловаспросили, в чем он видит основные цели физиологической науки, великий русскийфизиолог ответил: «Задачей физиологии является научить человека, как правильноесть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как можнодольше».
Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научитьчеловека сознательно применять законы и формы мышления и на этой основелогичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.
Основоположники марксизма, мастерски владея диалектическойлогикой, отмечали важную роль формальнологической правильности мышления,вскрывали логические ошибки и уловки в рассуждениях идейных противников.Известны слова В.И. Ленина о том, что от марксиста «можно требовать большелогики», чем от немарксиста.
Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, недопускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной ипрактической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точностимышления, обоснованности выводов.
Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием всехобстоятельств дела и яркостью судебных речей, но и строгой логичностью в изложениии анализе материала, неопровержимой аргументацией выводов. Вот, например, какхарактеризуется профессиональное мастерство известного русского адвоката второйполовины прошлого века П.А. Александрова: «Наиболее характерным для судебногоораторского мастерства П.А. Александрова является твердая логика ипоследовательность его суждений, умение тщательно взвешивать и определять местолюбого доказательства по делу, а также убедительно аргументировать иобосновывать свои важнейшие доводы». А.Ф. Кони подчеркивал «неотразимую логику»в речах В.Д. Спасовича. Строгая последовательность, логичность и убедительностьотмечаются в речах видного юриста К.Ф. Халтулари.
И наоборот,рассуждения, в которых отсутствует строгая логика, непоследовательные ипротиворечивые, затрудняют выяснение дела, а в некоторых случаях могут явитьсяпричиной вынесения неправильного приговора. Знание логики помогает юриступодготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрытьпротиворечия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнутьнеобоснованные доводы своих оппонентов, построить судебную версию, наметитьлогически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво,последовательно и обоснованно составить официальный документ и т. д. Все это имеетважное значение в работе советского юриста, направленной на укреплениесоциалистической законности и правопорядка.

Литература
1. ИвановЕ.А. Логика. – М., 1996.
2. Краткийсловарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров; Под ред. Д.П. Горского.– М.: Просвещение, 1991.
3. КирилловВ.И., Старченко А.А. Логика: Учебник. – М.: Высш. школа, 1982.
4. ІвінО.А. Логіка. – К.,1996.
5. О.М.Бандурка, О.В. Тягло. Курс логіки. – Київ, 2002.
6. ТофтулЛ.Г. Логіка. Посібник для студентів ВНЗ. – Київ, 1999.
7. В.Є.Жеребкін. Логіка. – Київ, 2001.
8. ИвинА.А. Никифоров А.Д. Словарь по логике. – М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ торговли и прибыли торгового предприятия
Реферат Донник лекарственный
Реферат «Практикум по культуре речевого общения» (немецкий язык)
Реферат Химическая и нефтехимическая промышленность Российской Федерации
Реферат Профилактика девиантного поведения
Реферат Категория непереводимость в русской критике начала XX века
Реферат Социальное исключение молодежи в сфере образования
Реферат Понятие деятельности в психологии
Реферат Педагогический опыт воспитательной системы В.А. Караковского
Реферат Разработка двухкаскадного усилителя с непосредственной связью
Реферат Работа с архивными документами Чтение старославянских текстов
Реферат Соблюдение природоохранного законодательства на предприятии "Я и Ко"
Реферат Истоки когнитивной психологии
Реферат 1. Галузь застосування
Реферат Baseball Ii Essay Research Paper Baseball has