Реферат по предмету "Философия"


Предмет и функции философии

Содержание
Введение
1. Предметфилософии. Место философии в системе наук и культуре
2. Основныеразделы философии
3. Мировоззренческая, методологическая, рефлексивно–критическаяи интегративная функция философии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Каждая наука – это своегорода обрывок знания, а все науки в простом сложении – это сумма обрывков.Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простымсложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общемвиде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, оботношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.
Как пишет В.С. Соловьев«задача философии – не одна какая-то сторона существующего, а все существующее,вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому,чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями ичастицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство».
В связи с этим возникаетнеобходимость определения предмета философии и ее функций.
1. Предметфилософии. Место философии в системе наук и культуре
Термин “философия”возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” —мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия какспособ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, ноклассической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферызнания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философиявключала в себя всю совокупность знаний о мире.
Ростпотребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практикестимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциациизнаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания наотдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновенияфилософии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способномвыступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболееобщих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей.Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокругнаиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления,стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества иличности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретныхусловиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всехнародов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такиеответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровнюинтеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется нетолько набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, атакже характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики впонимании предмета философии и в его содержание.
Следуетучесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся спредметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук,рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась вплоть доХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли теграни предмета философии, которые были для них объектом первоочередногоинтереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философскогоисследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями.Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления онем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываютсяв ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно,что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступалприродный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Дляэпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругомпроблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековьяпредмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое времяна передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания,методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметомразмышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ —ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует ибогатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предметафилософских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек внем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философияизучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляетвсеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества,человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире.При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данныхчастных наук.
В предметфилософии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развиваетсяи преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формамиобщественного сознания и практики.
Инымисловами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупностьнаиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ накоторые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностейи интересов.2. Основныеразделы философии
В рамках собственнофилософского знания уже на ранних этапах становления началась егодифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины,как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделыфилософского знания:
— онтология– учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общихпринципах и закономерностях существования;
— гносеология– раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и еговозможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности иистинности знания;
— аксиология– учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связиценности между собой;
— праксеология– учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполаганиии действенности человека;
— антропология– философское учение о человеке;
— социальная философия – раздел философии, описывающийспецифические особенности общества, его динамику и перспективы, логикусоциальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.
Эти разделынесводимы друг к другу, но тесно связаны между собой. 3.Мировоззренческая, методологическая, рефлексивно-критическая и интегративнаяфункция философии
философиямировоззренческий методологический
Выполнение философиейсвоего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанныхфункций, через которые реализуется ее назначение.
Наиболеесущественными из них выступают: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая,информационно-коммуникативная, ценностно-ориентирующая, критическая,интегрирующая, идеологическая, воспитательная, прогностическая,проектировочная.
Функции философии –основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели,задачи, назначение. Обозначим некоторые функции:
Мировоззренческаяфункция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способностьфилософии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостнуюустойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, оявлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизниобщества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупностичувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играютпредставления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу исамому себе.
Мировоззрениепо своей форме может быть: мифологическим,религиозным, философским. Это зависит от того, на каком основании онобазируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях.Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т.е. фантастическиеповествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такоемировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или изобщественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапомразвития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земноеи сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческаявсемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любогорелигиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путяхих обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрениячеловека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философскоемировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной ипрактической деятельности людей. Важную роль в системе современногофилософского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представленияхо научной картине мира.
Нередко всовременных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаютсямифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придаютмировоззрениям конкретных людей специфику.
Как системавзглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, нозавершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщаетсодержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы какпознания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрениявыступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленностьи придающих ему действенность. Философия является средством формирования иобоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенныхнормативных образований мировоззрения, опосредующих всю системужизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основумировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром инаделять ее мировоззренческой функцией.
Методологическаяфункция. Под методомв самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем системадействий, с помощью которых можно получать новое знание. Философия обладаетсвоими особыми методами и своим особым языком.
Языкфилософии — это язык категорий, тех предельно общих понятий (дух — материя;необходимость — случайность; добро — зло; прекрасное — безобразное; истина —заблуждение и т.д.), на котором формулируются ее вечные предельные вопросы и наних же даются рациональные ответы. Любая наука в любой исторический периодиспользует категории количества и качества, причины и следствия, сущности,закона и т.д., сознательно или бессознательно заимствуя их категориальныесмыслы из философии. Благодаря системе своих всеобщих категорий философияпомогает наукам осмыслить и, самое главное, целенаправленно сформироватьсобственные философские основания, адекватные их предмету и задачам.
Одним изважнейших и древнейших методов философии является диалектический. Диалектика —это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве егобазовых противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другимипредметами. Диалектика неотделима от философского диалога, от умениявыслушивать и учитывать мнения как соратников, так и оппонентов. К важнейшимметодам философии могут также быть отнесены метод философской рефлексии, какнаправленности мысли на собственные неявные основания, герменевтические методыадекватной интерпретации философских текстов и чужих смыслов,феноменологический метод исследования сознания, а также систематическоеиспользование всего арсенала общелогических методов познания — индукции,дедукции, аналогии, формально-логического анализа терминов, логических схем иконтекстов рассуждений. Напомним, что в диалогической форме написано множествофилософских произведений, в частности, большинство произведений великогоПлатона.
Рефлексивно-критическаяфункция. С такимнаправлением реализации одного из назначений философии связано проявлениедругого ее назначения, выражающегося в выполнении рефлексивно-критическойфункции. В рамках философии осуществляетсяоценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общихпредставлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическоеотношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизнисодействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраиваетчеловека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования.Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей кмиру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственногосодержания. Таким образом, критическая функцияфилософии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний омире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержаниясамой философии.
Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.
Интегративная функция состоит в том, что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры — онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи
Таким образом, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.
Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными, в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.
 

Заключение
 
Философия — средство самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свои представления о смысле жизни, о своем предназначении, о свободе, истине, добре, творчестве, красоте, счастье.
В философии находит логическое завершение умственное развитие личности, выражается суверенитет человеческого интеллекта, который именно благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни.
Без философии невозможно стать высокообразованным и обладающим тонкой интеллектуальностью человеком. Философия формирует у личности универсальную широту кругозора, уверенность в своих духовных силах, склонность к критическому анализу и постоянному творческому поиску. Философия нужна каждому для самореализации в качестве разумного существа и единственного в материальном мире носителя и субъекта духовности. Философия является интеллектуально-духовным ядром культуры. Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности.

Список использованной литературы
1. Барковская А.В. «Философия: Ответына экзаменационные вопросы» /А.В. Барковская, Е.В. Хомич. – 2-е изд. – Минск:Терра-Системс, 2009. – 160 с.
2. Стрельник О.Н. «Философия:конспект лекций». – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 187 с.
3. «Основы философии: краткие лекции».– URL: www.grandars.ru/college/filosofiya/osnovy-filosofii/
4. «Философия как феномен культуры.Основные разделы и функции философского знания». – URL: www.filo-lecture.ru/filolecturet1r4part1.html
5. «Философия», учеб. пособие/ В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ,2008. – 352 с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.