Реферат по предмету "Философия"


Проблема смерти и бессмертия в человеческом существовании

Содержание
Введение
1.  Нравственно-философскийсмысл жизни, смерти и бессмертия человека
2.  Пониманиесмерти в концепциях различных религиозных воззрений
2.1  Христианство
2.2  Ислам
2.3 Буддизм
3  Бессмертие,пути его обретения
4  Этическиеаспекты проблемы жизни и смерти
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
В жизни каждогонормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задаетсявопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать еепредметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимаетсячеловеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональныепотрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Поиском ответа на этотвопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, иискусство, и многочисленные философии. Но в отличие от мифологии и религии,которые, как правило, стремятся навязать, продиктовать человеку определенныеего решения. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующийопыт человечества в такого рода поисках, она апеллирует, прежде всего, к разумучеловека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно,прилагая для этого собственные духовные усилия.

1.  Нравственно-философскийсмысл жизни, смерти и бессмертия человека
 
Смысл жизни человекасоставляет, пожалуй, основной вопрос философии. Во всяком случае, большинствоостальных философских проблем, так или иначе, замыкаются на нем. Кроме того,этот вопрос предельно философичен постольку, поскольку не имеет общепринятого иокончательного решения.
Вистории философии и культуры уже давно сложились типичные подходы к определениюсмысла индивидуальной жизни:
–жизнь, если разобраться, абсурдна, лишена какого бы то ни было смысла: она раноили поздно разрушит любые идеи и намерения на сей счёт (“Всё суета!”Экклезиаста и т.п. заключения); нетрудно видеть, что отрицание в своей и чужойжизни смысла всё-таки представляет собой его, осмысления разновидность;
–смысл жизни в ней самой; следует не терять время на размышления об этом, настоль отвлеченные темы, а просто жить, вбирая впечатления текущего момента;такого рода позиция чаще всего просто отодвигает итоговое осмыслениесобственного существования на какое-то время;
–смысл жизни задан ей извне – Богом, долгом пред семьей, профессией,государством, любым другим социальным институтом, какой-то общей идеей;
–человек сам творит смысл своего бытия; никто другой не в силах сделать это занего самого и выбор пути отражает предназначение и способности личности.
Вдревние времена наиболее разработанной была платоновская концепция жизни,смерти и бессмертия. Она интересна двумя моментами.
Во-первых,Платон дал развернутую аргументацию в пользу идеи бессмертия души. В«Федоне» он доказывает бессмертие души с помощью идеи взаимопереходапротивоположностей. Если отвлечься от фактической стороны его рассуждений, тонельзя не согласиться с ним в том, что взаимопереход противоположностей лежит воснове долговременного существования, сохранения, бессмертия. Платон угадаллогическую связь, соответствие между взаимопереходом противоположностей ибесконечностью, бессмертием. Его можно упрекнуть лишь в том, что онабсолютизировал взаимопереход противоположностей, т.е. не увидел ( или незахотел увидеть) того, что в природе наряду с взаимопереходом имеет местонеобратимый переход одной противоположностей в другую. В своей попыткеобосновать взаимопереход живого и мертвого Платон использует также аналогию свзаимопереходом бодрствования и сна. С позиции современной науки эта аналогиякажется наивной, но в древние времена она была одним из сильнейших аргументов впользу идеи бессмертия души. Здесь Платона подвели пристрастие к общему,сходному, тождественному и нелюбовь к единичному, особенному, к подробностям,деталям. Если бы он скрупулезно разобрался во всех сходствах и различиях междудвумя парами противоположностей (живым-мертвым и бодрствованием-сном), тоувидел бы, что между ними больше различия, чем сходства и забраковал быаналогию.
Подобнымже образом аргументировал Сенека. Он пытался доказать, что настоящегоуничтожения, гибели нет, что смерть не прекращает жизнь, а лишь прерывает ее.Примечательно, что он использовал аналогию с движением небесных тел.Получается, что бессмертие сродни бесконечному движению по кругу. Смерть Сенекапонимает как обратимый процесс, как момент круговорота вещей. (Сенека.Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. С. 65 – Письмо ХХХVI)
Платонаи Сенеку понять можно: в их время (в древности) люди не совсем хорошопредставляли себе, что такое смерть и факт ее необратимости не был такимбесспорным, как это представляется сейчас, с позиций современного научногознания.
Во-вторых, Платонвыдвинул и обосновал тезис о том, что любовь и творчество – проявлениябессмертного начала в смертном существе. Развивая этот тезис в диалоге«Пир», он с удивительной ясностью и глубиной показал, какосуществляется связь смертности и бессмертия. Вот что он писал, частности:
«… рождение — это тадоля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. Но еслилюбовь, как мы согласились, есть стремление к вечному обладанию благом, тонаряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А значит, любовь — этостремление и к бессмертию.
… у животных, так жекак у людей, смертная природа стремится стать по возможности бессмертной ивечной. А достичь этого она может только одним путем — порождением, оставляявсякий раз новое вместо старого;… Так вот, таким же образомсохраняется и все смертное: в отличие от божественного оно не остается всегдаодним и тем же, но устаревая и уходя, оставляет новое свое подобие. Вот какимспособом… приобщается к бессмертию смертное — и тело, и все остальное.Другого способа нет. Не удивляйся же, что каждое живое существо по природесвоей заботится о своем потомстве. Бессмертия ради сопутствует всему на светерачительная эта любовь.
… все делают всё радитакой бессмертной славы об их добродетели, и, чем люди достойнее, тем большеони и делают. Бессмертие — вот чего они жаждут».
Мысли Платона о«делании» бессмертия, о живой связи смертности и бессмертия не разповторялись последующими поколениями философов в том или ином виде.
Гуманист эпохиВозрождения Пико делла Мирандола в «Речи о достоинстве человека»вложил в уста бога такие слова, обращенные к Адаму: «Я не сделал тебя нинебесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный иславный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешьпереродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велениюсвоей души и в высшие божественные». Пико делла Мирандола высказал оченьважную мысль о том, что именно деятельность человека (как «свободного иславного мастера») делает его смертным и/или бессмертным.
Другую линию в вопросео соотношении жизни, смерти, бессмертия представляет А. Шопенгауэр и егопоследователи. Это так называемая смертническая парадигма. А. Шопенгауэротносится к смерти абстрактно-метафизически, как к абсолютной неизбежности. Онвсецело находится в рамках старой парадигмы смерти–бессмертия как понятий,отражающих естественный ход жизни, изменить который никто и никогда не может.Смерть для него – нечто раз и навсегда данное. Он даже помыслить не может, чтомогут быть другие формы оконечивания индивидуальной жизни, не такие какпревращение живого в труп. Жизнь Шопенгауэр рассматривает скорее биологически,чем человечески. Взгляд его обращен в прошлое. Будущее он не видит, не видиттого, что жизнь меняется, эволюционирует, на базе низших форм образуютсявысшие. Он фактически отрицает прогресс жизни. Отсюда его фатализм и пассивизм.Линию Шопенгауэра продолжали Ф. Ницше (с его вечным возвращением) и другиефилософы жизни, затем экзистенциалисты и некоторые постмодернисты.
Абстрактно-метафизическоепонимание жизни, смерти, бессмертия – неискоренимый порок это направленияфилософской мысли.
Некоторые отечественныефилософы придают слишком большое значение этому направлению. Так В.С. Малаховутверждает: «тематизацией смерти обозначен водораздел между классической,традиционной и неклассической, современной философией» (Статья «Смерть».Современная западная философия: Словарь. — М., 1991. С. 278).
Это очень сильноеутверждение.
На самом деле,современная философия более глубоко и детально (по сравнению с предшествующей)рассматривает и тему жизни, и тему смерти, и тему бессмертия. Смерть — лишьодин из аспектов общей проблемы «жизнь-смерть-бессмертие». В.С. Малаховправ лишь в том, что, действительно, большая и влиятельная группа современныхфилософов во главе с Хайдеггером и Ясперсом педалирует тему смерти.
Своеобразную позициюзанимал русский философ А.Н. Радищев в трактате «О человеке, егосмертности и бессмертии». Рассматривая человека как физическое существо,он не находит в нем чего-либо, что указывало бы на «вероятностьбессмертия», хотя «желание вечности равно имеет основание в человекесо всеми другими его желаниями». Поэтому согласно А.Н. Радищеву хотясмерть и есть «естественная перемена человеческого состояния», но«вовеки не разрушится, не исчезнет» бессмертная «душа или то,что мысленным существом называем» и что «есть свойство искусносложенного тела».
Другое направление(бессмертническое, имморталистское) старалось опираться на достижения науки,техники и технологии. Оно было настроено на волну дерзания и активизма,изменения природы человека в самых ее основах. Такова во многом была философиярусских космистов. Об этом пишет в ряде своих работ И.В. Вишев.
ХХ век сталводоразделом в отношении людей к извечной проблеме смерти-бессмертия. До ХХвека господствовал взгляд, представленный А.Шопенгауэром. В ХХ веке врезультате достижений биологической науки, открытия генетического кода человекаи других открытий и изобретений люди увидели перспективу ликвидации смерти какзапрограммированной неизбежности.
В трудах И.В. Вишевасодержится большой материал, основанный на анализе данных естественных наук,достижений медицины и техники. Им проанализированы разные гипотезы, концепции,касающиеся разных аспектов соотношения жизни, смерти, бессмертия. Егодокторская диссертация: «Проблема смерти и бессмертия человека:становление, эволюция, перспективы решения» (1990 г.). И.В. Вишев выдвинулидею достижения практического бессмертия человека и представил ее обоснование.Он полагает, что эта идея должна быть включена в повестку дня жизничеловеческого сообщества как научно-практическая задача.
Под практическимбессмертием И.В. Вишев понимает не абсолютное, а условное бессмертие. Следуетеще и еще раз подчеркнуть, — пишет он, — понятие «практическое бессмертиечеловека» обозначает целеустремленное достижение способности человека ктакой долгой жизни, которая не ограничивалась бы никаким естественным пределом,и потому можно было констатировать – он стал практически бессмертным". Каквидно, в проблеме достижения практического бессмертия И.В. Вишев акцентируетвнимание на экстенсивной стороне человеческой жизни, на увеличении ее видовойпродолжительности. Этим его позиция отличается от позиции, изложенной внастоящем труде под именем концепции «делания» бессмертия.
2.  Пониманиесмерти в концепциях различных религиозных воззрений2.1Христианство
Христианское пониманиесмысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: “Деньсмерти лучше дня рождения” (Экклезиаст) и новозаветной заповеди Христа: “… яимею ключи от ада и смерти”. Богочеловеческая сущность христианства проявляетсяв том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только черезвоскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест ивоскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действияприродно-космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом,который тоже есть личность.
Таким образом, цельюжизни человека является обожествление, движение к жизни вечной. Без осознанияэтого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту, мыльныйпузырь. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не загорами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: “Будьте готовы: ибо, вкоторый час не думаете, придет Сын Человеческий”. Чтобы жизнь не превратилась,по словам М.Ю. Лермонтова, “в пустую и глупую шутку”, необходимо всегда помнитьо смертном часе. Это не трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают мириадыдуш, добрых и злых и где каждая новая входит на радость или муку. По образномувыражению одного из православных иерархов: “Умирающий человек — заходящеесветило, заря которого уже блещет над другим миром”. Смерть разрушает не тело,а тленность его и поэтому она — не конец, а начало жизни вечной.
Иное пониманиебессмертия христианство связало с образом “Вечного жида” Агасфера. Когдаизнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и захотел отдохнуть,стоявший среди других Агасфер сказал: “Иди, иди”, за что и был покаран — емунавсегда было отказано в покое могилы. Из века в век обречен он скитаться помиру, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может лишить егопостылого бессмертия.
Образ “горного”Иерусалима связан с отсутствием там болезни, смерти, голода, холода, нищеты,вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там жизнь без труда и радость безпечали, здоровье без немощи и честь без опасности. Все в цветущей юности ивозрасте Христа утешаются блаженством, вкушают плоды мира, любви, радости ивеселья, при чем “друг друга любят как себя”. Евангелист Лука так определилсуть христианского подхода к жизни и смерти: “Бог не есть Бог мертвых, но Богживых. Ибо у него все живы”. Христианство категорически осуждает самоубийство,так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть “в воле Божьей”.2.2Ислам
Ислам исходит из фактасотворенности человека волей всемогущего Аллаха, который прежде всегомилосерден. На вопрос человека: “Разве, когда я умру, я буду изведен живым?”,Аллах дает ответ: “Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, абыл он ничем?” В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расцениваетсявысоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершиевоскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробнуюжизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оцениватьсвои действия и поступки не сточки зрения личного интереса, а в смысле вечнойперспективы.
Разрушение всейВселенной в день Справедливого суда предполагает творение нового совершенногомира. О каждом человеке будет представлена “запись” деяний и мыслей, даже самыхтайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествуетпринцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями.Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как этоимеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.Описания рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники моглиполностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Спрашивать Аллаха осмертном часе нельзя, так как знание об этом только у него, а “что тебе данознать, Может быть, час уже близок”.2.3Буддизм
Отношение к смерти ибессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского.Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину илисмертен он?, а также: может ли познавший быть смертным и бессмертнымодновременно? В сущности признается только один вид “дивного бессмертия” — нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, неимеющего атрибутов.
Поскольку личностьпонимается как сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, тоотсюда следует нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. “Дхаммапада”утверждает, что “рождение вновь и вновь горестно”. Выходом является путьобретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижениепросветления, блаженного “острова”, находящегося в глубине сердца человека, где“ничем не владеют” и “ничего не жаждут”. Известный символ нирваны – угашениевечно трепещущего огня жизни – хорошо выражает сущность буддийского пониманиясмерти и бессмертия. Как говорил Будда: “Один день жизни человека, видевшегобессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшейжизни”.
Спокойное иумиротворенное отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление кпросветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных религий икультов. В этой связи меняется отношение к самоубийству; оно считается не стольгреховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает человека от круга рожденийи смертей (сансара), а только приводит к рождению в более низком воплощении.Нужно преодолеть такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды,“природа личности есть непрерывная смерть”. Один из самых мудрых поэтов XX в.У. Уитмен выразил так эту идею — нужно жить “спокойно улыбаясь Смерти”.Избавление при жизни от источников страдания, “омраченных действий и скверн”(эгоизма, злобы, гордости, ложных взглядов и т. д.) и власти своего “я” — лучший путь обретения бессмертия.

 3.  Бессмертие,пути его обретения
Выделяют нескольковидов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети,внуки и т. д. (разумеется, не у каждого), продукты его деятельности и личныевещи, а также плоды духовного производства (идеи, образы и т. д.). (Философияи жизнь, 1991/4 «О смерти и бессмертии»,/Изд. «Знание»)
Первый вид бессмертия –в генах потомства, близок большинству людей. Кроме принципиальных противниковбрака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именноэтим способом. Одним из мощных влечений человека является стремление увидетьсвои черты в детях, внуках и правнуках. В королевских династиях Европыпрослежена передача определенных признаков (на пример, носа у Габсбургов) напротяжении нескольких поколений. С этим связывается наследование не толькофизических признаков, но и нравственных принципов семейного занятия или ремеслаи т. д. Историки установили, что многие выдающиеся деятели русской культуры XIXв. находились в родстве (пусть и отдаленном) между собой. Один век включает всебя четыре поколения. Таким образом, за две тысячи лет сменилось 80 поколений,и 80-й предок каждого из нас был современником Древнего Рима, а 130-й — современником египетского фараона Рамсеса II.
Второй вид бессмертиямумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Опыт еще египетскихфараонов, практика современного бальзамирования (В.И. Ленин, Мао-Цзэдун и др.)говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижениятехники конца XX в. сделали возможною криогенезацию (глубокое замораживание)тел умерших с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныненеизлечимые болезни. Такая фетишизация человеческой телесности характерна восновном для тоталитарных обществ, где геронтократия (власть стариков)становится основой стабильности государства.
Третий вид бессмертияупование на “растворение” тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их вкосмическое “тело”, в вечный кругооборот материи. Это характерно для рядавосточных Цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламскаямодель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнеенатуралистические концепции. Здесь речь идет об утрате личностных качеств исохранения частиц бывшего тела, могущих войти, в состав других организмов. Такойкрайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей иэмоционально отвергается.
Четвертый путь вбессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Недаром членовразличных академий награждают титулом “бессмертные”. Научное открытие, созданиегениального произведения литературы и искусства, указание пути человечеству вновой вере, творение философского текста, выдающаяся военная победа идемонстрация государственной мудрости — все это оставляет имя человека в памятиблагодарных потомков. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые,зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и именажесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос онеоднозначности оценки масштабов личности человека. Создается впечатление, чточем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежитна совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансовпопасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотенмиллионов людей, “харизма” власти вызывает у многих состояние мистическогоужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания,которые передаются от поколения к поколению.
Пятый путь в бессмертиесвязан с достижением различных состояний, которые наука называет “измененныесостояния сознания”. В основном они являются продуктом системы психотренинга имедитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны “прорыв”в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее,экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.
Пути обретениябессмертия:
Первый путь — этопринять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что вмиро не возможно полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуютзаконы сохранения. Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация иорганизация сложных систем. Следовательно, частицы нашего “я” после смертивойдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда,они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше “я”. Болеетого, этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно дажесказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем.Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых,выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютныепротивоположности в принципе невозможно ни в действительности, ни в мысли. Этодве стороны одной медали.
Перед лицом смерти людив полном смысле слова равны друг другу, как и любому живому, существу, чтостирает неравенство, на котором основана земная жизнь. Поэтому спокойноевосприятие мысли об отсутствии вечной жизни моего “я” и понимание неизбежностислияния с “равнодушной” природой является одним из путей безрелигиозногоподхода к проблеме бессмертия. Правда, в этом случае возникает проблемаАбсолюта, на которого можно опереть свои нравственные решения. А.П. Чеховписал: “Нужно веровать в бога, а если веры нет, то не занимать ее месташумихой, а искать, искать, искать одиноко, один на один со своею совестью”.
Второй путь — обретениебессмертия в делах человеческих, в плодах материального и духовногопроизводства, которые входят в копилку человечества. Для этого, прежде всего,нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идет космическоепредназначение в духе идей К.Э. Циолковского и других космистов. Если же длячеловечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, атакже вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопросостается открытым. Среди идеалов и движущих сил такого вида бессмертия чащевсего фигурировали борьба за освобождение человечества от классового исоциального гнета, борьба за национальную независимость и обретениегосударственности, борьба за Мир и справедливость и т. п.
Это придает жизни такихборцов высший смысл, который смыкается с бессмертием.
Третий путь кбессмертию, как правило, выбирают люди, масштаб деятельности которых не выходитза рамки их дома и ближайшего окружения. Здесь может идти речь о движении“вглубь”, о том, что выражено словами гетеского Мефистофеля: “Теория, мой друг,суха, но зеленеет жизни древо”. Не ожидая вечного блаженства или вечных мук, невдаваясь в хитрости разума, соединяющего микрокосмос (т. е. человека) смакрокосмосом, миллионы людей просто плывут в потоке жизни, ощущая себя егочастицей. Бессмертие для них не в вечной памяти облагодетельствованногочеловечества, а в повседневных делах и заботах. “Веровать в бога не трудно…Нет, вы в человека уверуйте!”. Чехов написал, это, вовсе не предполагая, чтоименно он, сам, станет примером такого типа отношения к жизни и смерти. Для егохарактеристики Л.А. Погон предложил термин “витал” как критерий,характеризующий все возможные признаки жизненной активности, необходимой длянормального функционирования человеческого существа.

4.  Этическиеаспекты проблемы жизни и смерти
 
Современная танатология(учение о смерти) представляет собой одну из “горячих” точек естественнонаучногои гуманитарного знания. Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькимипричинами. Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, которыйв принципе может привести к самоуничтожению человечества. Во-вторых,значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи собщей ситуацией на Земле. (Демичев А. Дискурсы смерти.Введение в философскую танатологию. СПб., 1997).
Почти 1,5 миллиардажителей планеты живут в полной нищете и еще 1 миллиард приближается к отметке,1,5 миллиарда землян лишены какой-либо медицинской помощи, миллиард людей неумеют читать и писать, в мире насчитывается 700 миллионов безработных; 200миллионов детей вынуждены работать с младенческого возраста, чтобы не умереть сголода. Миллионы людей во всех уголках земного шара страдают от расизма,ксенофобии, агрессивного национализма.
Это приводит квыраженному обесцениванию человеческой жизни, к презрению жизни как своей, таки другого человека. Вакханалия терроризма, рост числа немотивированных убийстви насилия, а также самоубийств – это симптомы глобальной патологии человечествана рубеже XX — XXI в.
В то же время на рубеже60-х гг. в странах Запада появилась биомедицинская этика – сравнительно новаяобласть исследований – комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии,этики, биологии, медицины, богословия, юриспруденции и ряда других дисциплин.Она явилась своеобразной реакцией на новые проблемы жизни и смерти, пересадокорганов и тканей, генной инженерии, экстракорпорального оплодотворения и т. д.
Это совпало с ростоминтереса к правам человека, в том числе и по отношению к собственному телесномуи духовному бытию и реакции общества на угрозу жизни на Земле, вследствиеобострения глобальных проблем человечества.
В настоящее времябиоэтика охватывает такие сферы, как этические проблемы эвтаназии,клонирования, аборта, смертной казни, суицида, пересадок органов, включая мозг,новые технологии деторождения (включая суррогатную беременность), геннойинженерии, половой самоидентификации человека, отношения к психическомуздоровью и т. д. Эти проблемы решаются на основе существующихморально-этических подходов в рамках мировых и национальных религий,гуманистической этики свободомыслия, а также различных правовых систем.
Наиболеенасущными проблемами биомедицинской этики представляются нижеследующие.
Эвтаназия (реч. “eu” —хорошо, приятно + “thanatos” — смерть) в медицинском смысле терминапредставляет собой методику облегчения предсмертных страданий больного. Вкачестве биоэтической проблемы эвтаназия рассматривается, как помощь пациентуумереть, причем по возможности быстрее и безболезненнее. В этом плане различаютэвтаназию пассивную (прекращение медицинской помощи, отключение системжизнеобеспечения) и активную (медицинское вмешательство с целью прекратитьжизнь пациента). (Вулф С. Последний выход: конец дискуссиям. Эвтаназия: непереходить границу // Человек. № 5,1993).
Эвтаназияв настоящее время запрещена законодательством практически всех стран мира;рассматривается как вариант уголовного преступления, убийства. В Голландии инекоторых штатах США рассматриваются законопроекты о легализации пассивнойэвтаназии при строго определенных условиях (представительный консилиум медикови юристов; абсолютно безнадежный диагноз и запредельные страдания пациента;согласие родственников пациента).
Напрактике эвтаназию, особенно пассивную, врачи и другие лица от случая к случаювсе-таки по разным мотивам (сострадание к мучениям пациента, усталость от уходаза ним, корыстные замыслы) применяют достаточно широко. Кроме эвтаназии всобственном смысле слова, люди переживают похожие, а то и более сильные эмоции,когда на их глазах кто-то уходит из жизни, а они не в состоянии ему помочь,спасти.
Вариантом,хотя и весьма специфическим, эвтаназии выступает суицид (самоубийство). Процентпокончивших с собой лиц в любом обществе остается достаточно велик. По даннымВсемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире насчитывается более 500000 самоубийств и около 7000000 попыток совершить таковое. В среднем, около 20%из этого количества составляют психически больные люди и еще 30% близкие к нимпо характеру патологии алкоголики. Вторая половина – это психически и физическив основном здоровые, но по разным причинам разочаровавшиеся в жизни люди. Показательно,что суицидность возрастает не только в кризисные, но и в относительноблагополучные периоды развития той или иной страны. На протяжениисреднестатистической человеческой жизни имеется несколько суицидных пиков — этоподростковый, юношеский; средний, вершинный; пожилой, старческий возрасты,когда давление обстоятельств на человека становится самым тяжелым.
Отношениеобщества к суициду зависит от его культуры и политического устройства. НаВостоке с его фатализмом, распространением таких религий, как ислам и буддизм,суицид чаще приветствуется — как выражение геройства человека, следующего долгу(самый известный пример — ритуальное, публичное самоубийство харакири всамурайском кодексе бусидо), просветления-нирваны. На Западе, в зонехристианской культуры самоубийство считается одним из самых страшных грехов –восстанием против Бога. Покончивших с собой лишают церковных таинств отпеванияи погребения на общем кладбище. При тоталитарном режиме самоубийца считаетсясумасшедшим или преступником, заслуживающим наказания. Так, по морскому уставуПетра Великого неудачливого и разоблаченного матроса-самоубийцу надлежалопривести в чувство и без суда повесить. В СССР большинству выживших самоубийцугрожало заточение в психиатрическую лечебницу и принудительное лечение. В демократическихстранах за личностью остается право не только на жизнь по своей воле, но и насмерть в безвыходных для нее условиях. Тогда кандидат в самоубийцы становитсяпациентом психологов и благотворительных служб.
Смертнаяказнь — проблема скорее социально-политическая, нежели биоэтическая. Этопонятие применимо к высшей мере наказания за те или иные преступления,устанавливаемой государством. Смерть — главный инструмент государственнойвласти, без применения или угрозы которого ее не станут воспринимать всерьёз.Многие века смертная казнь, в том числе в самых жестоких формах, применяласьсамыми разными государствами и их противниками. К нашим дням целый ряд странсочили возможным сузить сферу ее применения или отменить ее вовсе. В середине1990-х гг. смертная казнь была полностью отменена более чем в 70 странах, а вболее чем 90 сохранена. Правда, в значительной части последних (примернополовине) эта мера наказания фактически не применяется уже несколько лет; онасохранена для особых обстоятельств (военного времени и т.п.) и за отдельныеэкзотические преступления (вроде шпионажа, угона самолетов, убийствазаложников, наркоторговли, пиратства). Сохранили смертную казнь все арабскиестраны (в том числе за гомосексуализм, изнасилование, измену супруги и т.п. отступленияот строгого ислама), Китай, ряд среднеазиатских и африканских государств, атакже 38 штатов США.
Вкачестве показательного примера недавно возникшей проблемы биоэтического планаможно привести также клонирование – процедуру выращивания нового организма изодной-единственной клетки другого организма, т.е. размножения внеполовым,лабораторным путем. Эта методика появилась в растение — и животноводстве, какодин из способов селекции лучших сортов растений, пород скота. Уже полученывполне жизнеспособные, взрослые особи клонированных животных (мышей, овец,др.). В последнее время учёные и журналисты обсуждают возможность клонироватьчеловека, в том числе из сохранённых клеток уже умерших людей. Речь идёт ополучении наших биологических копий, искусственных близнецов. Так, можноповторить умершего родственника, понравившегося родителям ребенка и т.п.Церковь и политики консервативного толка выступают однозначно противклонирования. Воздействия на клонируемую клетку сильными раздражителями(электричеством, химическими реактивами) способны повредить целый генотип,получить по клонируемой линии потомство с врожденной патологией необычноготипа. Кроме того, повторяя организм, невозможно повторить душу, психикуличности. Появление разных личностей в одинаковых телах чревато в свою очередьнеконтролируемыми социально-психологическими последствиями. Уже появилисьгруппы экстремистов, заявившие о подготовке клонирования людей, в том числеисторических личностей прошлого, вроде Гитлера. Заниматься этим экспериментомони намерены на корабле в международных водах, дабы уйти от судебногопреследования в своих странах (за попытку изготовления человеческого двойника встранах, запретивших это, предусмотрено от 5 до 20 лет лишения свободы).
Сдругой стороны, путём клонирования можно получать искусственные органы, покачеству и цене подходящие для трансплантации безнадежно больным людям.Возможно таким же путем решить проблему бесплодия у некоторых женщин. Речь идёто так называемом терапевтическом клонировании – вызвать к жизни человеческийэмбрион и вырастить его до той стадии (примерно две недели), когда можнополучить так называемые стволовые клетки, пригодные для микропротезирования.Церковники категорически против и такого варианта клонирования. Они неразличают зародыш и потенциального человека и объявляют священной жизньмладенца на любой стадии его развития. Даже в том случае, если налицогенетическое поражение зародыша и младенец родится уродом. Мне представляетсянаучной и гуманной другая позиция – рекомендовать родителям избавиться отребенка, если генетический прогноз обрекает его на неизлечимую и тяжелуюболезнь, не оставляет шансов вырастить и воспитать из него сколько-нибудьполноценного человека.
Вряде стран, начиная с США, попытки клонировать людей уже запрещенызаконодательно. В 1998 г. Совет Европы принял конвенцию о правах человека вбиомедицине, одним из пунктов которой искусственная репродукция людей (до сихпор эту конвенцию ратифицировали 19 европейских стран из 40); в 1999 г.администрация У. Клинтона ввела 5-летний мораторий на государственноефинансирование программ, связанных с экспериментами на человеческих эмбрионах;в ООН готовится проект документа о всеобщем запрете клонирования, приравниваниик преступлениям против человечества; в 2001 г. британский парламент, напротив,снял законодательные ограничения с клонирования, однако Британское Королевскоеобщество (Академия наук) вскоре призвало к запрету клонированию человека, заисключением сугубо терапевтического клонирования клеток отдельных органов;летом 2001 г. и российское правительство одобрило законопроект “О временномзапрете на клонирование человека” (впрочем, у русских ученых всё равно нет покаденег даже на клонирование животных, не говоря уже о людях); должно быть,пятилетний запрет клонирования вскоре станет законом; за это времямеждународное сообщество должно определиться по отношению к этомупротиворечивому вопросу, а русские ученые подготовятся к участию всоответствующих экспериментах.
 

 
Заключение
 
Осознавая конечностьсвоего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человекначинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно,что тема эта, быть может наиважнейшая для каждого человека, занимаетцентральное место во всей культуре человечества. Современная культура, судя повсему, стоит на пороге грандиозных открытий, связанных с тайнами бытия смерти.
Огромныйэтнографический, философский, естественно-научный материал, который накопленучеными, позволяет значительно расширить рамки обсуждаемой темы. Пораобъединить усилия специалистов разных профилей для осмысления тех загадок,которые поставлены современной наукой.
История мировойкультуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни спопытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и еслине материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть. Древние учили:помни о смерти! Мы убеждаемся сегодня в мудрости этого завета. Помни, т.е. непытайся утонуть в забвении. Не почитай себя бессмертным, ибо вытесненные страхивсе равно прорвут плотину.
Список используемойлитературы
1.  ГардерИ.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
2.  Платон.Избранные диалоги. М., 1965.
3.  РадищевА.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952.
4.  РаймондА. Муди. Жизнь после жизни. М., 1976 .
5.  ФейербахЛ. Избранные философские произведения. М., 1955.
6.  Философия- практике: Характер и способы связи философии с жизнью /Тезисы к научнойконференции/. М., 1988.
7.  Философияи жизнь, 1991/4 «О смерти и бессмертии»,/Изд. «Знание»
8.  Философияи жизнь, 1991/1 «О любви к жизни, о смерти и о тайнах иного бытия»,/Изд.«Знание».
9.  АриесФ. Человек перед лицом смерти. М., 1993.
10.  БойцоваВ.В. Отношение к смертной казни зарубежных государств, России и Совета Европы// Общественные науки и современность. № 1, 2000.
11.  ВулфС. Последний выход: конец дискуссиям. Эвтаназия: не переходить границу //Человек. № 5,1993.
12.  ДемичевА. Дискурсы смерти. Введение в философскую танатологию. СПб., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.