ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБОРАЗОВАНИЮ
СИБИРСКИЙФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙФАКУЛЬТЕТ
ФИЛОСОФСКИЙФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯРАБОТА
«ПРОБЛЕМАРЕАЛЬНОСТИ:
ОБЪЕКТИВНАЯРЕАЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»
Выполнил:студент 2го курса
группы
Тохтобин Е.А.
Научныйруководитель:
Профессор,доктор философских наук
А. Я.Райбекас
КРАСНОЯРСК2008
Оглавление.
Введение. 3
Глава 1. 4
Объективная и субъективная реальность. 4
Глава 2. 6
Виртуальная реальность: История понятия. 6
Виртуальная реальность: Попытка типологизации. 11
Виртуалистика. 20
Заключение. 24
Список используемой литературы. 25
Введение.
Темой моей курсовойработы является – реальность, во всех её проявлениях: объективная,субъективная, виртуальная реальности. Целью – рассмотреть типы реальностей, исделать акцент на анализе виртуальной реальности. Почему именно виртуальной?Потому что, эта один из самых новых аспектов в теме реальности, и поэтому,наименее исследованный. А в связи, с революцией в сфере коммуникаций и связи,на мой взгляд, эта делает тему виртуальной реальности ещё и наиболееактуальной. В первой главе я рассмотрел, три типа реальностей и выделил ихособенности. Во второй главе – постарался раскрыть понятие виртуальнойреальности, провести типологизацию, и так же других понятий связанных свиртуальной реальностью.
Глава 1./> Объективная и субъективная реальность.
С давних времен вфилософии стояла проблема реальности. Человек понял что тот мир представлен емув мнениях. И что существует как бы два мира, две реальности – объективная исубъективная.
Объективная реальность — действительность; вообще всё то, что существует. Окружающий нас мир, мир сам посебе.
Материалисты обычнопредставляют объективную реальность как некий механизм, который работает всоответствии со своим устройством и на который люди могут оказывать лишьограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность малоотличается от материалистического — вся разница сводится к тому, что здесь этот«механизм» был создан Богом (деизм); кроме того, Бог иногда вмешивается вработу этого «механизма» (теизм). Агностики же считают, что «объективнаяреальность», то есть мир сам по себе, не доступна пониманию человека.
С точки зрениясовременных естественных наук «объективная реальность» является принципиальнонепознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантоваятеория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокснаблюдателя).
По мнению некоторыхучёных, сам термин «объективная реальность», введенный в отечественнойфилософской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм),поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную отсубъективных влияний. В подобном смысле даже иллюзии являются «реальностью» дляконкретной психики в случае, если мы рассматриваем их как закономерноепродолжение психических состояний личности и суммы внешних влияний (такиеиллюзии могут быть даже отражены в истории психической болезни, или бытьобъектом научных опытов).
Субъективная реальность –это, то как нам представлен окружающий нас мир, через органы чувств ивосприятия, наше представление о мире. И в этом смысле, у каждого человекаскладывается своё представление о мире, о реальности. Это происходит понекоторым причинам, так например чувствительность органов у людей может бытьразличной, и мир слепого человека разительно отличается от мира зрячего.
Таким образом каждыйотдельный человек живет в своем мире, созданном на основе его личного опыта.
/>Глава2./>/>Виртуальная реальность: История понятия.
В наши дни в обиходсовременного человека прочно вошло выражение «виртуальная реальность». Под«виртуальной реальностью» большинство людей понимают – мир, создаваемыйтехническими средствами и передаваемый человеку через привычные для восприятияреального мира ощущения: зрение, слух, обоняние, и другие. Но если посмотретьна истоки этого термина, то можно увидеть что корни его уходят далеко в историюфилософии. Категория виртуальной реальности активно разрабатывалась всхоластике, она была необходима для решения ключевых проблем, в том числе:возможности сосуществования реальностей разного уровня, образования сложных вещейиз простых, энергетического обеспечения акта действия, соотношения потенциальногои актуального.
Так, в работе НиколаяКузанского «О видении бога», он следующим образом решал проблемыактуальности существования и энергии. "…, я гляжу на стоящее передо мнойбольшое и высокое ореховое дерево и пытаюсь увидеть его начало. Я нижутелесными глазами, какое оно огромное, раскидистое, зеленое, отягощенноеветвями, листвой и орехами. Потом умным оком я вижу, что то же дерево пребывалои своем семени не так, как я сейчас его разглядываю, а виртуально: я обращаювнимание на дивную силу того семени, в котором было заключено целиком и этодерево, и все его орехи, и вся сила орехового семени, и в силе семян всеореховые деревья. … Эта абсолютная и всепревосходяшая сила дает всякой семеннойсиле способность виртуально свертывать в себе дерево вместе со всем, чтотребуется для бытия чувственного дерева и что вытекает из бытия дерева: то естьв ней начало и причина, несущая в себе свернуто и абсолютно как причина все,что она дает своему следствию."
Фома Аквинский разрешаяпроблему онтологического сосуществования реальностей разного иерархическогоуровня и проблему образования сложного из простых элементов, в частности,сосуществования души мыслящей, души животной и души растительной, использовалкатегорию виртуальной реальности: «Ввиду этого следует признать, что вчеловеке не присутствует никакой иной субстанциальной формы, помимо однойтолько субстанциальной души, и что последняя, коль скоро она виртуальносодержит в себе душу чувственную и душу вегетативную, равным образом содержит всебе формы низшего порядка и исполняет самостоятельно и одна все те функции,которые в иных вещах исполняются менее />/>совершенными формами. — Подобным жеобразом должно сказать о чувственной душе животных, о вегетативной душе врастениях и вообще обо всех более совершенных существах в их отношении к формамменее совершенным».
Как видно из приведенныхвыше примеров, категория виртуальной реальности была одной из ключевыхкатегорий в схоластике. Но в схоластической философии многие категории, как, «вещь»,«свойство», «энергия», существование и другие, стали пониматься иначе, чем вантичной философии. Схоластическая парадигма, обладает некоторымиособенностями. Так в качестве второй реальности, выступает только божественнаяреальность, это приводит к тому что в каждом событии обнаруживается божийумысел. В связи с чем исчезает сама идея иерархичности реальностей, так как,существует всего две реальности: субстанциональная и божественная; и обе этиреальности являются предельными, и выступают друг к другу в отношениипротиворечия.
Развитие философиисредних веков и затем Нового времени во многом определялось отношением кпромежуточной реальности: есть она или нет (номинализм — реализм, преформизм- эпигенез, реализм — идеализм и т.п.). Научная картина мира возникшая в Новоевремя, провозгласила моноонтичность, исключив божественную реальность, ипереименовав божественные законы в законы природные. Всё принадлежит однойреальности – природной, но при этом осталась идея силы, которой придавалсякосмический масштаб, такой же как придавался божественной. Это породилопротиворечие новоевропейской моноонтичной парадигмы, дело в том что, всеобщиекосмические законы могли объяснить только простые события, типа притяжения двухпредметов, а более сложные события, типа отношений двух людей – нет.Требовалось признание каких-то промежуточных уровней реальности, которые быобъясняли, почему в одном случае отношения соответствуют одному типу законов, ав другом — другому.
И такие парадигмысуществуют, например, буддизм строится на признании полионтичности. В буддизмепризнается существование нескольких уровней сознания человека, несводимых другк другу, т.е. законы одной реальности не сводятся к законам другой. Это даетвозможность иметь дело с типами психических событий, принципиально неухватываемых западной психологией. Что принципиально важно, для буддиста,находящегося на определенном уровне реальности, все другие находятся всвернутом виде, они никак не даны ему в ощущениях, переживаниях, понимании,представлении. Они не входят в его жизнь, и он о них знает только по рассказамдругих людей. Когда же он переходит на следующий уровень, то реальность этогоуровня становится ощущаемой, видимой, несомненной в своем существовании; то, очем он только слышал, становится данным и в ощущениях, и в представлении.
Этим объясняется непринятия новоевропейской философией утверждения Платона о том, что идеиявляются зримыми, так как для новоевропейской философии идеи – это мыслительныепонятия. А Платон говорил не о предельной реальности, а о реальности следующегоуровня, объекты которой, для людей находящихся в не неё, только мыслимы, а длялюдей находящихся в ней, являются реальными вещными.
Итак, если мы признаемсуществование нескольких уровней реальностей, то должны, так же признать, несводимость реальностей друг к другу, иначе бы всё сводилось к одной или двумпредельным реальностям.
Такой подход былпредложен еще в IV в. ранневизантийским философом Василием Великим, который всвоей натурфилософской работе «Шестоднев» утверждал идею того, чтонекая реальность может породить другую реальность, законы существования которойне будут сводиться к законам существования порождающей реальности. На основеэтой идеи он интерпретировал акт творения мира и построил модель порождения мираи актуального его существования.
А принципы отношениямежду разными уровнями реальностей рассмотрены у другого великого византийца — Исаака Сирина. Он утверждал, что соотношение уровней реальностей определяетсяне их абсолютным статусом, а теми усилиями, которые человек предпринимает, длятого чтобы раскрыть для себя, а точнее сказать — породить в себе реальностьследующего онтологического уровня. Исаак Сирин предложил модель, названную«принципом матрешки»: количество и тины реальностей, которыми человекоперирует, определяются активностью самого человека, и по направлению движенияк предельным реальностям, как «вверх», так и «вниз»,человек может проходить в принципе бесконечное количество промежуточных.Предельные реальности в перспективе сходятся, суть одно и то же. Исаак Сирин,говоря о том, что есть много промежуточных реальностей, которые человек долженпройти в своем восхождении к Богу, в качестве иллюстрации описывает двепромежуточные реальности, называемые им «внутренний человек» и«совершенный человек». При этом каждая следующая раскрывающаясяреальность в «лестнице» восхождения энергетически питает объектынижележащей и обеспечивает целостность и полноту их бытия. В этом смысле болеепоздние византийские философские изыски, в частности анализ проблемы энергии висихазме, следует рассматривать как повторные и менее удачные попыткипостроения восточно-христианской философии, вызванные либо незнанием трудовпервых византийских философов, либо непониманием предложенных ими решений.
Понятие искусственнойреальности, в современном его значение, было впервые введено Майроном Крюгером(Myron Krueger) в конце 1960-х. В 1989 году Джарон Ланьер ввёл более популярныйныне термин «виртуальная реальность». В фантастической литературе поджанракиберпанк виртуальная реальность есть способ общения человека с«киберпространством» — некой средой взаимодействия людей и машин,создаваемой в компьютерных сетях.
Первой системойвиртуальной реальности стала «Кинокарта Аспена» (Aspen Movie Map), созданная вМассачусетском Технологическом Институте в 1977 году. Эта компьютернаяпрограмма симулировала прогулку по городу Аспен, штат Колорадо, даваявозможность выбрать между разными способами отображения местности. Летний изимний варианты были основаны на реальных фотографиях.
В данный моменттехнологии виртуальной реальности широко применяются в различных областяхчеловеческой деятельности: проектировании и дизайне, добыче полезныхископаемых, военных технологиях, строительстве, тренажерах и симуляторах,маркетинге и рекламе, индустрии развлечений и т.д. Объем рынка технологийвиртуальной реальности оценивается в 15 млрд. долларов в год. Виртуальнаяреальность: Попытка типологизации.
Массовое распространениепредставлений о прецеденте виртуальной реальности спровоцировано появлениеммультимедийной техники виртуальной реальности. Между тем электронныйвиртуальный мир — лишь технологическое усовершенствование виртуальнойреальности, уже открытой человеком. И отдельные ее проявления вошли в жизньчеловечества задолго до появления компьютера. Карпицкий в работе «Онтологиявиртуальной реальности» пытается показать, что виртуальность «… проникает вбытие наличествующих вещей, незаметно растекается по нашей обыденнойдействительности, пропитывая ее собой». Автор, пытаясь показать виртуальнуюреальность, рассматривает её на примере зеркала, телефона, телевизора,сновидения, литературной действительности и внутрикомпьютерной образнойреальности.
Можно попытатьсятипологизировать продуцентов виртуальной реальности, взяв в качестве основаниядля типологизации фактор времени возникновения продуцента виртуальнойреальности. Тогда можно выделить три основные периода: доиндустриальный,индустриальный и новейшая эпоха.
Доиндустриальныепродуценты виртуальной реальности.
Изобразительноеискусство. Основным критерием, определяющим рождение произведения, являетсястремление воссоздать новую реальность, отказаться от реальности данной.Феномен подмены реальности репрезентируется в языке искусства. Искусство несетв себе то, что не может быть выражено посредством рационального дискурса, поэтомуэстетический объект при транслировании на полотно или в трехмерноепространство наделяется особом знаково-символическим содержание, подчиняясьсоциально и исторически обусловленным семантике и синтаксису.
Таким образом, языкискусства, осуществляя трансляцию знаково-символьной системы, формируетвиртуальное поле восприятия и в нем уже превращается в язык виртуальности.
Легенда о зарожденииискусства, изложенная Плинием Старшим, отображает важный аспект человеческойпсихологии в феномене подмены реальности: дочь гончара Бутада из Сикиона,желая сохранить память о возлюбленном, с которым расстается, обрисовала еготень на стене, а Бутад залил внутреннее пространство контура глиной. Такполучился первый барельеф. Контур любимого, сделанный неопытной рукой, —первая субституция действительности. Нежелание смириться с расставанием,попытка оставить вещественную память побуждают создать изображение. Но что онопредставляет собой? Это новая реальность: изображенный возлюбленный как альтернативауже сушествующему, но по объективным причинам не находящемуся рядом. Такимобразом, искусство подменяет реальность, призывая художника творить, а зрителявоспринимать воссозданный новый мир.
Алкоголь и древниенаркотики. Скорее всего человек открыл одурманивающие свойства конопли и макаслучайно — при вдыхании дыма во время сжигания растения. Геродот писал об одномиз племен побережья Каспийского моря: «Они садились вокруг дерева, бросали вразводимый костер какие-то плоды и опьянялись дымом от этих плодов, как эллиныопьяняются вином». Легенды о появлении алкогольных напитков, тоже утверждаютчто человек получил их случайно, лишь позже алкоголь стал приниматься намереннодля улучшения настроения (при употреблении в малых дозах) и для ухода отреальности (при употреблении в больших дозах). Подобного рода допинги нередкоимеют целью (помимо ухода от реальности) достижение «умственного просветления».Но независимо от цели продуцирования подобной реальности природа ее будетвиртуальной. Таким образом при принятии определенных средств продуцируетсявиртуальная реальность.
Религиозный экстаз.Религиозный экстаз, вызываемый для прямого общения с неземным миром,онтологически также имеет целью уход от реальности.
Продуцентывиртуальной реальности эпохи индустриального общества.
Среди продуцентоввиртуальной реальности, возникших в индустриальную эпоху, можно назватьфотографию, депривацию сна и др. Эти продуценты являются намеренноусовершенствованными производными от продуцентов доиндустриальной эпохи:фотография — от изобразительного искусства, а депривация сна и, например,психоделики — от ранних форм наркотиков и психологических средств воздействияна психику человека.
М. Хайдеггер, исследуяширокий круг проблем, имеющий непосредственное отношение к философии техники,писал о том, что техника способствует самореализации человечества. Техника уХайдеггера — важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Она позволяетвыявить то, что сокрыто в нем, должно быть угадано и представлено в подлинном,неискаженном лике. Принцип обнаружения сокрытого проявляется и в таком аспектенаучно-технического воздействия, как усовершенствование средств подменыреальности. Попытаемся показать это на примере истории возникновения указанныхпродуцентов виртуальной реальности.
Фотография. Тяга кчеловека к запечатлению реально была всегда, но это мог сделать лишь тот ктообладал талантом, что в свою очередь вело к стремлению полностьюмеханизировать процесс рисовании - к копированию реальности посредствомтехники.
Электроннаявиртуальная реальность.
Мультмедиа как средствапередачи информации (включая Интернет, мобильную связь и проч.), не меняясущности информативной части, меняют форму ее передачи. Язык электронногописьма — это прежде всего измененная форма стилистики изложения. Если набортекста осуществляется в режиме реального времени без редактирования, тоестественным образом появляются опечатки, связанные с переключением раскладкиклавиатуры на разные языки или с непопаданием на нужную клавишу. Такиеопечатки нередки, и в случае их частого появления они становятся узнаваемы изакрепляются в обиходе электронного языка как общепринятые. Наиболееупотребляемые среди них: З.Ы. или ЗЫ, а также лытдыбр (транскрибированноеlytdybr) — написание «Р.S.» и слова «дневник» соответственно с непереключеннойраскладкой клавиатуры23.
В электронном письмеможно также заметить тенденцию к аббревиатурам, транскрибированию и сокращениюнаиболее употребляемых слов и выражений (в русскоязычном электронном письмепроисходит адаптация иностранных слов и выражений), приведем наиболее яркиепримеры: E-tailer (розничный торговец в Интернете; произошло от «retaler» —розничный продавец). К ключевому слову добавлена приставка «е». Подобным жеобразом появились слова «е-mail» (электронная почта), «е-commerce» (коммерцияв Интернете), «е-zine» (электронный вариант журнала или периодическогоиздания)24; ИМХО (транскрибированная аббревиатура, акроним англ. «in my humbleopinion» — по моему скромному мнению); СПАМ (транскрибированная аббревиатураангл. «spiced ham» — ветчина со специями, т.е. сомнительная реклама,рассылаемая по электронной почте); ЖЖ (аббревиатура перевода английского «livejurnal» — живой журнал, дневник); ФАК (транскрибированная аббревиатураанглийского «FAQ. — Frequntly asced questions» — наиболее часто задаваемыевопросы); трафик (транскрибированное английское «traffic» — транспорт,перевозка, т.е. объем информации, поступающей по сети); бла (транскрибированноеанглийское «blah» — чепуха); респект (транскрибированное английское «recpect»— уважение); смайл (транскрибированное английское компьютерное «smiley» от«smile» — улыбаться) — значок, выражающий соответствующую эмоцию; субж, илисабж (транскрибированное сокращение английского «subject» — тема сообщения) ит.п.
Это лишь немногие примерыкомпьютерного «новояза». Определенная часть из них уже приобрелаофициальный статус, остальные употребляются на уровне сленга. Но формированиеподобных слов продолжается как в иностранных языках, так и в русском. И длянеопытного пользователя тексты с включениями подобных слов могут выглядеть,как тексты на чужом языке. Таким образом, язык электронного общения оченьбыстро обновляется, насыщаясь редуцированными, транскрибированнымииностранными словами, что приводит к возникновению новой семиотической системы.
Новизна семиотическойсистемы виртуальной реальности выражается также в появлении новых элементовкоммуникации. Интерактивность становится ключевым принципом электронногообщения, и для ее осуществления необходимы графические субституты, позволяющиекраткую передачу эмоционального ряда. Такими субститутами являются «смайлики»и другие графические изображения. Их знаковые выражения довольно просты и соответственнооднозначны.
Некоторые из смайловпрошли эволюцию редуцирования, например: смайл улыбки: © => :-) => :)=> ) или смайл грусти: © => :-( => :( => ( и др. Появление такихзнаков и их трансформация в более краткий вариант имеет ту же структуру, что ииероглифическое письмо.
Иначе говоря, знакиэлектронного общения, так же как и иероглифы, обнаруживают некоторое подобиетому, что они обозначают, но рисуются ограниченно средствами клавиатуры и,также имея тенденцию к упрощению, претерпевают его за гораздо более быстроевремя. Иероглифическая структура смайлов — важный аспект формированиясемантической структуры языка. Можно предположить, что законы развитияобыденного языка электронной реальности будут претерпевать ту же эволюцию, чтои иероглифическое письмо, которая приведет либо к предельному упрощению, чтоуже наблюдается в смайловой структуре, либо к полной или частичной редукцииэтого языка, как это произошло с вьетнамской иероглификой.
Еще одной особенностьюэлектронного письма является визуализация текста. Как писалось выше, электронныйтекст допускает сопровождение визуальным рядом. Это не только вариацииграфического изображения текста. В этом нет новизны, поскольку графика текста— явление не новое: поэты и писатели в стремлении к эмоциональному усилениюсвоих произведений нередко прибегали к подобным приемам. Например, Аполлинер всборнике «Калиграммы» располагал строки стихов определенным рисунком, М.Павич графически изложил свой роман «Хазарский словарь» в форме словаря и т.п.
Визуализация электронноготекста — это прежде всего сопровождение текста гиперссылками. Здесь опять женужно указать на то, что по смыслу гиперссылка в тексте не нова, а гипертекст— это структура энциклопедии или же обыкновенная книга со ссылками на другиетексты. Гипертекст в художественной литературе — это насыщение текста аллюзиями,примеры — тексты X. Борхеса, В. Пелевина и т.д.
Главной характернойчертой гипертекста, является отсутствие непрерывности, прыжок — неожиданноеперемещение позиции пользователя в тексте. Иначе говоря, специфика языкаэлектронной виртуальной реальности заключается в появлении иероглифическихэлементов, в возможности делать включения гиперссылок (и использовать их) врежиме реального времени, а также в общедоступности данного процесса. Сама жеструктура электронной виртуальной реальности, имея феноменологические корни вискусстве, в некоторой степени идентична ему.
Современные исследованияпо виртуалистике подтверждают онтологическую идентичность в появлениивиртуальной среды и в процессе творчества в искусстве. Эта идентичностьобусловлена стремлением личности вырваться за рамки данности, а такжестремлением быть если не творцом, то хотя бы сопричастным творчеству.
Искусство создает новуюреальность, воображаемую, виртуальную. И для исследователя философии и социологиисреды Интернет возможность такой апелляции служит подспорьем. Однако необходиморазделять признаки виртуальности искусства и виртуальности электронной.Разделение таких признаков поможет выделить феноменологическую структурувиртуальной реальности.
Современные исследователивиртуалистики находятся в таком же положении, в каком находились исследователиначала XX в. по отношению к фотографии, кинематографу и прочим новшествам,являвшимся на тот момент современной виртуальной реальностью. Однако выдвинутыев «Манифесте виртуалистики» основные положения построены на постнеклассическоммировоззрении. В манифесте говорится: «Виртуальная реальность, независимо отее '«природы» (физическая, психологическая, социальная,биологическая, техническая и проч.), имеет следующие свойства: порожденность,актуальность, автономность, интерактивность.
Порожденность.Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности,внешней по отношению к ней.
Актуальность. Виртуальнаяреальность существует актуально, только «здесь и теперь», толькопока активна порождающая реальность.
Автономность. Ввиртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (вкаждой виртуальной реальности своя «природа»).
Интерактивность.Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями,в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них».
Обращаясь к исследованиямпервой половины XX в., направленным на артефакты виртуалистики, возникавшие вто время, а именно к работам «Человек и машина» Н. Бердяева и «Произведениеискусства в эпоху его технической воспроизводимости» Вальтера Беньямина, попытаемсявыявить характеристики электронной виртуальной реальности, основываясь навыводах, сделанных этими учеными при социогуманитарном анализе продуцирующихновую реальность технических средств.
Воспроизводимостьискусства заложено в саму его природу. То что создает человек, всегда может бытьвоссоздано другим человеком. И в наш век, с развитием техники это лишьусилилось. И если Леонардо да Винчи писал о том, что музыка проигрываетживописи, поскольку после исполнения исчезает, а картины остаются на века, тосегодня человек может воспроизводить подлинное произведение сколько угодно раз,и даже делать в нем паузы, повторять, дослушать произведение позже. И это внекой степени обесценивает подлинник. Но ведь само искусство несет в себе цельрепродукции окружающего мира. Следовательно, репродукция с помощью техническихсредств представляет собой вторичную подмену (первичная задается художником,создающим виртуальную реальность на полотне, вторичная — техническимисредствами, создающими вторичную виртуальную реальность полотна).
И если согласиться стезисом, что технические средства развиваются в соответствии ссоциально-экономическими запросами общества, то подмена подлинника репродукциейс помощью того или иного средства — следствие социально-экономических вызововэпохи. Целеполагание такой подмены не зависит от вида технических средств ионтологически подмена реальности всегда идентична. Однако с изменением средствпередачи подмены изменяются и некоторые ее характеристики. Так напримервовлечение человека в мир литературного произведение и компьютерной игры ничемне различаются. Структура вовлечения в обоих примерах одинакова. НО отличиявсё таки обнаруживаются, в восприятии: Действительность раскрывающаяся висскустве носит символический и отображает идейны мир, а техника же воссоздаетдействительность лишенную символики, в ней отображен мир непосредственно. Вкачестве примера можно рассмотреть театр и кинематограф. Интраполируя этосравнение на современные условия, подчеркнем, что, электронная виртуальнаяреальность представлена здесь и сейчас. И это, очевидно, основной критерийопределения и отличия виртуальной реальности, создаваемой мультимедийнымисредствами, в сравнении с другими виртуальными реальностями. Реальность искусствасимволична, реальность мультимедиа знакова.
Еще одной характернойчертой электронной виртуальной реальности, отличающей ее от искусства,является сила воздействия на человека. Обратимся вновь к примеру с кинематографом.В кино актер обращается к большим массам людей, фильм одновременнопоказывается во многих странах, а не к маленьким, как актер театра,ограниченный лишь публикой в зале. Охватывая всё большее количествопотребителей, мультимедиа выявляют новый социальный тип — массовогопользователя, а также новое сообщество, формирующееся в необычной среде.
Итак, можно выявитьследующие характеристики электронной виртуальной реальности: 1) это реальность,онтологически обоснованная стремлением человека создавать альтернативный мир,2) она проявляется здесь и сейчас и преимущественно знаково, в отличие отвиртуальной реальности искусства, 3) ее направленность гораздо шире по силевоздействия, 4) она радикально меняет пространственно-временной континуум. Виртуалистика.
Подход, основанный напризнании полионтичности реальности, получил название«виртуалистика». Относительно психики этот подход конкретизируется втеории психологических виртуальных реальностей.
Иногда виртуалистикупонимают как новую научную дисциплину, воспринимая термин«виртуалистика» по аналогии с названиями таких наук, как кибернетика,генетика. На этом основании строят критику виртуалистики, требуя«предъявить» объект изучения. Но любая из наук, право насуществование которой уже признано, имеет дело не с отдельным объектом, а покрайней мере с совокупностью разнородных объектов, принадлежащих той или инойреальности. Правда, вопросы о своем объекте подчас пытаются разрешить ипризнанные науки. Например, есть много вариантов ответа на этот вопрос впсихологии: ассоциации, гештальты, деятельность, сознание, психика, субъект ит.д., поскольку каждая психологическая школа объявляет в качестве объекта всейпсихологии «свой» объект. Но это точно так же, как если бы механика итермодинамика спорили о том, что является «истинным» предметом физики.
Виртуалистика не являетсянаукой. Виртуалистика есть подход, который может быть использован в любойнаучной дисциплине. Принципиально нового в признании существования реальностейразного типа, т.е. несводимых друг к другу, в рамках одной и той же науки нет.Например, в физике признается существование и вещества, и поля, существованиевзаимодействий разного типа (сильного, слабого и т.д.).
Идея виртуальностиразрабатывалась в философии – античной, восточной, византийской, схоластической- иногда в неявном виде, иногда в явном, как, например, в схоластике. Идеявиртуальности стала активно использоваться в последнее десятилетие всовременной философии, а также других сферах человеческой деятельности.Справедливости ради следует сказать, что прецеденты использования термина «виртуальный''как специфического, несводимого к другим терминам можно найти и в более раннеевремя. Здесь Виртуалистика не рассматриваем случаи неспецифическогоупотребления термина „виртуальный“ — как синоним терминов»возможный", «потенциальный».
Как специальныйфилософский и научный термин «виртуальная реальность» (от лат. virtus- доблесть, добродетель, энергия, сила и от позднелат. realis — вещественный,действительный, существующий в действительности; греческий аналог virtus — arete) появился в 80-х гг. XX в., когда в постклассической науке понятиеобъекта исследований было дополнено понятием реальности существованияобъектов, предполагающей, что существует много типов разнородных объектов,принадлежащих одной и той же реальности, как, например, в физикесубстанциальное вещество и энергетическое поле принадлежат одной и той жефизической реальности. Но идея виртуальности указывает на особый типвзаимоотношений между разнородными объектами, располагая их на разныхиерархических уровнях и определяя специфические отношения между ними:порожденности и интерактивности — объекты виртуального уровня порождаютсяобъектами нижележащего уровня, но, несмотря на свой статус порожденных,взаимодействуют с объектами порождающей реальности как онтологически равноправные.Совокупность виртуальных объектов относительно порождающей реальности образуютвиртуальную реальность. Виртуальные объекты существуют только актуально, толькоздесь и сейчас, пока в порождающей реальности происходят процессы порождениявиртуальных объектов; с окончанием процесса порождения соответствующиевиртуальные объекты исчезают. О виртуальной реальности как реальности имеетсмысл говорить еще и потому, что она подчиняется своим «законамприроды», в ней свое время и свое пространство, несводимые к законам,времени и пространству порождающей реальности, т.е. «внутренняяприрода» виртуальной реальности автономна. В виртуалистике, занимающейсявиртуальными реальностями, порождающая реальность называется константнойреальностью, поскольку относительно виртуальной реальности существуетпостоянно, а не актуально.
Как и в схоластике, ввиртуалистике категория виртуальности вводится через противопоставление, содной стороны, субстанциальности, а с другой — потенциальности: виртуальныйобъект существует, хотя и не субстанциально, но реально, и в то же время — непотенциально, а актуально.
Виртуальность иконстантность образуют категориальную оппозицию, т.е. виртуальность иконстантность являются философскими категориями, определяемыми относительнодруг друга, аналогично такой категориальной оппозиции как форма — содержание.Как категориальная оппозиция виртуальный — константный не имеет определеннойморфологической (субстанциальной) отнесенности — отношения между виртуальной иконстантной реальностями относительны: виртуальная реальность может породитьвиртуальную реальность следующего уровня, став относительно неё константнойреальностью, при атом константная реальность первого уровня может свернуться,став виртуальным объектом новой константной реальности.
Онтологически нетограничений на количество уровней иерархии реальностей, но психологически, т.е.относительно конкретного человека, актуально функционируют только двереальности n-го уровня: одна константная и одна виртуальная. В философскоймодели человек при атом может положить существование обеих реальностей какпредельных, порождая дуализм: может положить существование лишь одной реальности,считая вторую производной от первой. Учитывая, что философствующие субъектымогут находиться на разных иерархических уровнях, из этой парадигмы (иерархическийуровень и дуализм — монизм) можно реконструировать все западные типы философий.
Идея виртуальностипредлагает принципиально новую для европейской культуры парадигму мышления, вкоторой ухватывается сложность устройства мира, в отличие от идеи ньютонианскойпростоты, на которой зиждется современная европейская культура.
Заключение.
И так, виртуальнаяреальность является одной из наиболее перспективных направлений для изучения современнойфилософии, так как, моноонтичная парадигма мира, явно исчерпала себя насегодняшней день, не только в философии, но и в других науках, как физика,психология, педагогика, и другие. В процессе исследования виртуальнойреальности учеными, был разработан новый метод – виртуалистика, базирующийся напризнание множественности реальностей — полионтичности. Этот метод, сложившаясяпрежде всего на базе психологии, как научный подход имеет достаточноразработанную философскую парадигму, соответствующие научные теоретическиемодели и схемы экспериментального исследования, а также оснований на научномподходе специфический вид практики — аретею. В частности, в аретеи, выявленыпричины определенных ошибок летчика более пятидесяти лет ускользающих отпсихологического анализа и предложены конструктивные технические предложения попредупреждению ошибок такого рода, разработаны и внедрены в практикупринципиально новые и весьма эффективные способы лечения алкоголизма, коррекциипсихического развития ребенка, лечения бронхиальной астмы.
Список используемой литературы.
1. www.virtualistika.ru
2. www.wikipedia.ru
3. Грязнова Е.В. Виртуальная реальность:анализ смысловых элементов понятия // Философские науки, 2005 г. №2, стр. 125,
4. Ищенко Е. Н.Проблема реальности в философском и гуманитарном дискурсе // Вестник МГУ:научный журнал. Серия 7. Философия. – М: Изд. МГУ 1946, 2005 г., №2,
5. Николай Кузанский. Сочинение в двухтомах. М., 1980. Т.2.
6. Носов Н.А. Виртуальная реальность //Вопросы философии, 1999, N 10, с. 152-164.
7. Филько В.И. Типология реальностей//Философские науки, 2005 г., №7, стр. 118.
8. Фома Аквинский. Сумма теологий //Онтология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2.