Реферат по предмету "Философия"


Проблема патриотизма современной молодежи в России

Петербургскийгосударственный университет путей сообщения
 
Кафедрафилософии
Научнаяработа на тему:
Проблемапатриотизма современных граждан России.

                                     
Выполнил:студент группы НК-713
ОллыкайненО.Н.
Проверил:доцент кафедры философии
НосовичН.В.

Санкт-Петербург2009

Вступление
 
Проблемапатриотизма современных граждан России. Отличительные особенности современнойэпохи:
Говоряо таком понятии как патриотизм, я считаю необходимым упомянуть некоторыеотличительные особенности современной эпохи. Прежде всего нас интересуетнравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, тоочевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур,безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье обществане достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическоеположение. Никогда еще Россия не была на грани этнического и демографическогокризисов, в которых ныне она оказалась в ходе проводимых ею же реформ. Нампопросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в томчисле и русской нации. Падает рождаемость, растет смертность – за последние 15лет в России рождается почти в 2 раза меньше, а умирает в полтора раза большелюдей по сравнению с доперестроечным периодом. В стране стремительнораспространяется пьянство, что является для нас бедствием национальногомасштаба. Россия по потреблению алкоголя на душу населения уже давно вышло напервое место в мире, опередив признанного лидера – Францию. Причем нашеколичественное превосходство усугубляется низким качеством потребляемыхспиртных напитков. В 20 веке мир поразило еще одно бедствие – наркомания. Нынеи в России стремительно увеличивается число молодых людей, употребляющихнаркотики, распространяются казалось уже побежденные болезни, такие кактуберкулез. Над страной нависла эпидемия СПИДА. Рушатся семейные отношения, аведь крепкая семья – опора сильного государства. Нравственной опорой человека всамые сложные времена всегда была вера в Бога, как в некий нравственный идеал.Но вследствие 75летнего атеистической пропаганды, как, впрочем, и по рядудругих причин, многие люди в нашей стране не только потеряли веру в бога, но ине знакомы даже с основами религии. Все это влияет на эмоциональное состояние людей,ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызываетабсолютно обоснованные опасения за судьбу нации. И вот в таких непростыхусловиях приходиться жить новым поколениям россиян. О проблемах нравственноговоспитания молодежи, а в более узком смысле о проблеме воспитании в нейпатриотизма и пойдет речь в моей работе.

І.
Начинаяс 80-х годов, в обществе происходили сложные процессы, результаты которых сталиявными лишь к середине 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики,произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивностьсреды, социальная нестабильность, изменился характер общения между людьми, чтобыло связано с утратой традиций общинности, взаимопомощи и взаимной поддержки.Выявилось все нарастающее отчуждение молодежи от официально пропагандируемыхсоциальных ценностей, школы, семьи. Однодетная, конфликтная, нередко неполнаясемья перестала полноценно выполнять воспитательные функции. Молодежь все болееостро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта. Постепенныйразмыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности,снижение ценности такого явления как патриотизм — эти и другие подобные факторызначительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики.Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценностьпатриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнегоиндивидуализма и эгоизма.
Дакчто же такое патриотизм? В толковом словаре Даля этому слову дается такоеопределение: ПАТРИОТ — любитель отечества, ревнитель о благе его,отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник — педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт  следующее определениепатриотизма: «… любовь котечеству,к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниямипатриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанностии добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству иверное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела ирелигиозное значение...».
Каквидно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либосерьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков.
Патриотизм — одно изнаиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Подним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу,гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм являетсяважнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ееразвития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм представляетсобой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору егожизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционированиявсей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и нормжизни, утвердившихся в обществе, — объективный, но не стихийный процесс. Патриотизмне заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому ненаследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности являетсяформирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя всемногообразие социальных и природных факторов, которые мы называем  понятиямисемья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждыйиз нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершинойпатриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Какневозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитатьгражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизмдолжен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомствес социальными условиями жизни народа.
Нокак обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? Вынужден констатироватьфакт, что нынешнее моральное состояние молодежи сейчас может бытьохарактеризовано понятием фрустрация. Это и потеря перспективы, и растущиерастерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувствобезысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Оченьбольшая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступаетпоколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союзас его более менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось всовершенно другой стране. Изменение системы ценностей неуспевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм,развитию которого раньше посвящали много усилий, постепенно превратился изнеобходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во что-то лишнее,несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё болееформально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение вцелесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитанияпривел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодоепоколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма. Падениекоммунистического режима в России не могло означать только смену политическогопорядка или господствующей идеологии.Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушениеустоявшихсяпредставлений советских людей о себе и своем месте в мире,вызвавшеемассовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советскогопатриотизма. Таким образом новое поколение начинало свою жизнь в стране, вкоторой напрочь отсутствовала какая либо идеология или система ценностей.Поскольку ничего в нашем мире не терпит пустоты, образовавшийся вакуум быстростал заполняться технологиями разрушения национального самосознания. К их числуотносятся прежде всего: либерально-рыночная доктрина; «массовая культура» с еекультом насилия, эгоизма, секса, антиинтеллектуализма; система давления наобщественное мнение, вызывающая апатию, безразличие; внедрение деструктивныхрелигиозных сект и учений и т. д. Как только личность отрывается от целого(социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей,лишенныхобщественного,гражданского содержания. Это основа развития эгоизмаличности.Если общество не интересуют проблемы личности, то ответнойреакциейнезащищенной личности становится агрессия против общества,антиобщественноеповедение в различных формах: преступность, терроризм,наркоманияи т. п. Человекв современной России с одной стороны, стремится жить в обществе, исповедующемтрадиционные ценности, и в то же время пользоваться достижениями современнойнауки и техники. В России столкнулись две системы ценностей – либеральная,которая пришла на смену социалистической как ееантитеза; и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. Врезультате этого значительно увеличилось число людей, для которых сталахарактерной социокультурная амбивалентность, связанная с раздвоениемценностного сознания, проявляющаяся в одновременном стремлении кпротивоположным ценностям.
Какизвестно, когда свободы черезчур много, она развращает человека. Такматериальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценнымсреднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, тусовкипо выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почтиникто не задумывается, что так жить нельзя. Самое интересное заключается в том,что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабопредставляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма всовременном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи.
Всознании советских людей был прочно формировался образзащитникаОтечества,Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный);образ жизни подвижника, образ мудрости государственногодеятеля,образ воли полководца. Мощным фактором воспитания был образгероя(А.Матросов,М.Паникаха, З.Космодемьянская, О.Кошевой, пионеры-герои и др.) и образгероического акта (ночной таран в воздухе, переход
через линию фронта,оборона дома Павлова и др.), образ мужественно-подвижнического Отца и образжертвенно-женственной Матери.
Данныеобразы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности,толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т.д.
Онивыступали и выступают в многообразных формах ценностных ориентаций человека инауке еще предстоит исследовать спектр ценностей, которыевели солдата в бой, а труженика тыла превозмогать невероятнуюусталость.А что же происходит в наши дни? Чтобы не быть голословным, я приведу примерстатистики. Молодым петербуржцам открыто был задан вопрос о герое нашеговремени. Оказалось, что 82% респондентов не могут назвать конкретных героев(причем 37% считают, что таковых нет вообще, 36% просто не знают их, 9% думают,что герои есть, но не ведают кто они). Таковы плоды дегероизации иразвенчивания всего и вся в последние 15-20 лет. А когда нет образца дляповедения, молодежь попросту не понимает с кого брать пример, и ввидуотсутствия достойных образцов для подражания ищет свои идеалы самостоятельно,например на экране телевизора. Нужно ли говорить о том, что за пример можетобнаружить для себя человек, просто включив телевизор? Влияние СМИ на сознаниемолодежи велико как никогда и это не может не огорчать.
ІІ.
Хотелосьбы упомянуть о еще одном аспекте жизни современного общества и привести немногостатистики. Студентам был задан вопрос:”Если у вас была бы возможность, вы быуехали из России?” Большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир ивернулись (80,65%). Ответ “навсегда” занимает второе место(14,51%). Тех кому ив России хорошо оказалось всего 4,95%. Любого здравомыслящего человека подобнаястатистика должна ужаснуть. Патриотизм в стране выродился настолько, чтоабсолютно реальными кажутся опасения, что в случае опасности страну простонекому будет защитить. И действительно – многие из нас, считая себя патриотамиведут себя апатриотично. Это происходит, когда родители хотят пристроить своегоребенка учиться на Запад, выпускник вуза мечтает закончив институт мечтаетуехать из России и работать где угодно, но только не в стране, где родился. Окаком патриотизме может идти речь, когда молодежь бессознательно не любит своюстрану?
Подобноеположение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Какоказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи кпатриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству. Либеральные реформы90-х годов привели к разрухе и всеобщему социальному упадку. В обстановке,когда подавляющее большинство молодежи считало, что государство не отражает ееинтересов, не обеспечивает социальную защиту, не пользуется уважением намеждународной арене, молодые люди просто не понимали, зачем им нужно такоегосударство, и почему они обязаны любить его и защищать. Но это чистоэкономические причины. Статистика неумолима и она говорит о том, чтопричиной падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствиепатриотической идеи в обществе (52,42%), второе место занимаетотрицательное влияние друзей и сверстников(41,42%), третьей причинойреспонденты называют ненормальную обстановку в семье(35,48%).
Теперь оприятном. По ОПРОСАМ социологов, россияне стабильно гордятся полетом Ю.Гагарина в космос, гимном (слов, правда, большинство до сих пор не знает), атакже нашей великой историей и литературой. С патриотическим воспитанием у наспроблема, потому что о нем вспоминают только тогда, когда нужно выполнитьнорматив по призыву в армию. Конечно, советская пропаганда «перегибала палку»,поливая грязью Запад и преподнося наличие в магазинах колбасы как великоедостижение развитого социализма. Зато весь народ знал о любом нашем достижениив космосе, в науке, об успехах наших музыкантов и спортсменов. Сегодня мыпо-прежнему не утратили лидирующих позиций в том же космосе, но что современнаямолодежь об этом знает? Ничего! Зато по телеканалам огромные сюжеты отведены назапуск американских шаттлов, как будто на МКС работают только американцы.Выпуски наших теленовостей на 90% состоят из государственных визитов плюс ЧП,катастроф и наводнений по всему миру. Потом эфир забит ток-шоу с сериалами. Атурниры по теннису или те же матчи внутреннего чемпионата по футболу показываютпо платным каналам в ночное время. Кто их увидит, чтобы испытать гордость и занаших девчонок-теннисисток, и за местную футбольную команду? Мы создалиспециальный телеканал, который в международном эфире будет улучшать имиджРоссии в глазах иностранцев. Может, для начала надо было подумать о том, какулучшить имидж страны в глазах собственных граждан?  Из выпусков новостейкаждый из нас может узнать, сколько убийств произошло за последние сутки, окризисе, сколько человек и где остались без тепла, а хороших новостей вроде каку нас и нет. Об этом мы почему-то говорить стесняемся. Как и о людях, которыеживут среди нас и каждый день совершают большие и маленькие геройские поступки.Да много еще чего такого мы не делаем, ни сами лично, ни наша власть, чтобыпонять: мы живем не в самой плохой стране, нам есть кем и чем гордиться. И людиощущают в этом большую потребность. Это необязательно мировые рекорды и научныеоткрытия. Это подвиги и поступки, события и даты, о которых надо знать всем.Чтобы научиться этим гордиться. И брать пример.
Хотелосьбы упомянуть об еще одной проблеме патриотизма современной молодежи. Сегоднявсе больше и больше начинают говорить о патриотизме, опатриотическихчувствах россиян. И это закономерно. Любовь к Родине стала мощным эмоциональнымпобудительным мотивом в общественном сознании, значимом для различныхсоциальных групп. Патриотизм стал своего рода защитной реакцией по отношению кпропагандируемым в последнее десятилетие тезисам, что «Россия неспособна кцивилизованному развитию» и ее ждет «беспросветность впереди».Такой патриотизм называют “реактивным патриотизмом”. Он возникаеткак ответная реакция на различного рода национальное, культурное, религиозное,территориальное ущемление. Распад СССР, поражение в «холодной войне», падениеавторитета нашей страны на международной арене, локальные военные конфликты,всё это стало питательной средой для роста такого неестественного сознания и чувства,воплощённого в формы образов врагов, предателей, диссидентов и проч. Такойпатриотизм ОЧЕНЬ распространен, особенно в молодежной среде. Среди тех, ктоназывают себя патриотами, таких около 90%. Явление это достаточно опасное, таккак у таких людей присутствует некий комплекс неполноценности, его еще называют“Homo Soveticus”.Он проявляется в том, что человек чувствует некое превосходство западногочеловека, к примеру тот лучше одевается или ездит на более дорогой машине.Защитная реакция может проявляться в самых разных формах – вплоть до крайнегонационализма, шовинизма и ксенофобии. И в этом то как раз и заключается третьяпроблема патриотизма современной молодежи. Не каждый способен отличитьнастоящий патриотизм от других понятий, им прикрывающимся.  Патриотизмне противостоит осознанию человеком своей принадлежности ни к своему этносу, нико всему человечеству. Патриотизм заключается в том, чтобы любить свой народ иуважать другие народы. Патриотизм —это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которымирасполагает общество и человек.         Патриотизм — это, прежде всего,состояние духа, души. Патриотизм – это когда ты любишь свой народ, анационализм – это когда ты ненавидишь другие народы. И каждый из нас долженосознать разницу в этих понятиях.

Заключение
Подводяитоги вышесказанному, можно утверждать, что патриотизм у современной молодежипереживает не самые легкие времена. Об этом свидетельствует факт концентрациигосударственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у гражданРоссийской Федерации, что закреплено государственной программой «Патриотическоевоспитание граждан Российской Федерации на 2006 –2010 годы». Перечисленныепроблемы могут и должны решаться не завтра и не в следующем году, а прямосейчас. Россия должна либо духовно возродиться, либо исчезнуть. Завтрашний деньРоссии зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемыесегодня меры по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении.
Именнонацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание подростками имолодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ намолодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоениюценностей патриотизма, резко повышает его эффективность и воздействие наобщественное сознание, самовоспитание и самосовершенствование. Россия,пережившая реформы конца ХХ столетия, способна при наличии государственной волии стратегии развития воссоздать сильное, социально ориентированное государство,успешно адаптированное к
тенденцияммирового сообщества. Патриотический потенциал интеграции России в мировоесообщество включает в себя: культурно-историческиедуховныеценности; достаточную разумность личных потребностей и ихсоответствиеколлективным, общественным и государственным; преобладаниедуховного начала над материальным; общинность и соборность;способность воспроизводить духовно-нравственный потенциал,хозяйственно-бытовуюи культурную среду жизнедеятельности и другое.
Всовременной ситуации развития России, как никогда необходимовозрождениедуховности, воспитание населения, особенно молодежи, в духепатриотизма,любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия,жестокости,не свойственного нам образа жизни. За россиянами – великийразуми ратный подвиг предков, могучая культура, а мужества и стойкости,чувстваответственности перед Родиной им не занимать. Без подъема гражданскогосамосознания, патриотического потенциала населения и российскойгосударственности не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества.В реализации патриотического воспитания нужны новые концептуальные подходы,прежде всего осознание того, что формированиепатриотизма не может занимать второстепенного места илибытьпредметом спекуляций в политической борьбе.
Инапоследок еще немного позитивной информации. На вопрос: «Нужны ли вообщепатриоты стране сегодня» молодежь дружно отвечает ДА (87,90%).Большинство молодых людей считает необходимым воссоздание системыпатриотического воспитания молодежи (65,32%). Патриотизм можно охарактеризоватькак ценность современной молодежи, точнее говоря, в молодежной среде естьопределенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в системусвоих ценностных ориентаций. К сожалению эта часть не так значительна, какхотелось бы. Но лед тронулся. И это самое главное. Только развивая чувствопатриотизма и любви к Родине у нового поколения можно обеспечить странебудущее. Многонациональный народ Российской Федерации неявляется копией советского народа, ему присущи свои особенности в сфере патриотическогосознания. Эти особенности складываются из двух составляющих: первая особенностьхарактеризуется преемственностью с патриотическим сознанием  народов СССР –осталось ощущение Отечества как огромной территории, не уступающей самымвеликим государствам мира; сохранено чувство многонациональности какестественного состояния патриотического сознания; не утрачено представление обОтечестве как великой державе. Вторая особенность выражает отличие от этогосознания:
появилосьощущение искусственного разрыва с частью Отечества, стремление восстановитьутраченное; восстанавливается чувство более тесной преемственности сдореволюционной Россией; происходят процессы, связанные со стремлениемсформировать Российскую Федерацию как самостоятельное и самодостаточноеОтечество. Россия всегда была богата своими людьми. И наша задача – сохранитьнаш человеческий потенциал, победить безнравственность, бездуховность,вытеснить насаждаемые извне и чуждые нам ценности и взгляды, остановитьразложение молодежи. Развив нравственность и патриотизм, Россия сможетвозродиться и начать собирание земель. Ведь России без империи никак.
«Двачувства дивно близки нам,
Вних обретает сердце пищу:
Любовьк родному пепелищу,
Любовьк отеческим гробам.
Наних основано от века,
Поволе Бога самого,
Самостояньечеловека,
Залогвеличия его.»
А.С.Пушкин
Речь Аллена Даллеса,директора ЦРУ. 1945 год.
«Эпизод заэпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибелисамого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания егосамосознания… Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлятьсамые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать иподнимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать вчеловеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словомвсякой безнравственности. В управлении государством мы создадим неразбериху…Мы незаметно будем способствовать самодурству чиновников, взяточников,беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель…Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны,превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство инаркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство,национализм и вражду народов, и прежде всего вражду и ненависть к русскомународу, — все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцвететмахровым цветом. И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться или дажепонимать что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение,превратим в посмешище, найдем способ оболгать, объявить отбросамиобщества...»
Сущностьюпатриотизма является основывающееся на сознаниии чувстве патриотического долга деятельное отношение субъекта кОтечествукак объекту патриотизма.

Списокиспользованной литературы
 
1. Л.Д.Кудрявцев Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000
2. В.К.Левашов Патриотизм в контексте современных социально-политическихреалий//Социс, №8,2006
3. В.ЕСеменов Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37-43
4. В.В.Гаврилюк Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи, 2007
5. www.wciom.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.