Реферат по предмету "Философия"


Природа как предмет философского осмысления

Федеральноегосударственное образовательное учреждениесреднегопрофессионального образования«Самарский энергетическиколледж»Итоговая контрольнаяработаОсновы философии(длястудентов заочной формы обучения)Тема: Природа как предмет философского осмысления.Проблемасознания в философии.Выполнил: студент гр.: III ПВСпециальность 030503Шифр 48065Самара,2010г.

Содержание:
Часть 1. Природа как предметфилософского осмысления
Часть 2. Сознание в философии
2.1 Проблема сознания в философии
Список используемой литературы

Часть 1. Природа как предмет философского осмысления
Понятие«природа» — одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснитьсущность многих фундаментальных философских понятий, например общества,культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой.В сознании современного образованного человека слово «природа»ассоциируется главным образом с двумя значениями:
1) природа всмысле естественной среды обитания человека и
2) природа какобъект специального научного исследования в рамках целой совокупности такназываемых естественных наук (естествознания).
В этих своихзначениях термин «природа» восходит к латинскому слову«natura», которое было воспринято и усвоено практически всеминародами и языками христианского мира. Отсюда и «натуралисты» в смысле- исследователи («испытатели») природы, и «натурализм» какфилософская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно«природы» при рассмотрении и решении центральных философских вопросовбытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.
Более внимательныйанализ историко-философского, историко-научного материала и материала,относящегося к истории европейской культуры в целом, показывает, что,во-первых, термин «природа» имел и до сих пор сохраняет и другиесущественно важные значения, а, во-вторых, за всеми этими значениями (включая иобщепринятые) стоят глубокие идейные и культурно-исторические основания, безосознания которых невозможно понять роль понятия «природа» впостановке и решении именно философских проблем.
Отсюда необходимболее полный перечень существенно важных значений термина «природа»:
1) Природа всмысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы ипр.). Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными присопоставлении таких выражений, как «красота природы» и «природакрасоты»; «явление природы» и «природа явления» и т.д.
2) Природа всмысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этомсвоем значении термин «природа» соотносителен с такими понятиями (аиногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.
3) Природа какматериальное начало в самом человеке. В этом смысле «природа»,«природное» противопоставляется «духу»,«духовному» в человеке как основе его нравственной свободы.
Эти значениявыработаны задолго до отмеченных выше двух привычных нам сегодня значенийтермина «природа», которые появились на достаточно позднем этаперазвития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания.Выпишем теперь эти отмеченные ранее два значения в общем перечне и в болееточной формулировке:
4) Природа каксовокупность естественных условий существования человека, человеческогообщества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов(материальных, энергетических и пр.) их существования.
5) Природа какобъект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин — «наук о природе» или «естественных наук» (естествознания).В этом своем значении понятие «природа» формируется лишь в Новое время,в период становления промышленного капитализма и науки в современном еепонимании и носит ярко выраженный нормативный характер.
Хотя понятие«природа» в значении сущего в целом, космоса сыграло важную роль вразвитии философии, особенно в античности, особое значение в обсуждениифилософских проблем оно обрело после осознания важности такихпротивоположностей, как «природа — культура» и «природа — дух». По времени это совпадает с периодом гуманистического поворота вразвитии древнегреческой философии. Уже софисты стали придавать большоезначение различению того, что существует только «по природе», и того,что существует «по положению», то есть по условным (принятым)мнениям, обычаям и другим человеческим установлениям. К этой области условногоони относили все нравственные основы и нормы личной и общественной жизни, лишаяих таким образом внутренней обязательности. С другой стороны, начиная сСократа, в философии зарождается линия на понимание нравственности, добродетеликак того, что укоренено в самой природе и затем постигается естественнымразумом человека. С этой точки зрения к условному относится как раз все то, чтосоздано самим человеком, все гражданские и культурные установления иучреждения, не исключая даже государства. Этот взгляд позднее особеннопоследовательно был развит стоиками, для которых выражения «жить поприроде», «жить по разуму» и «жить добродетельно» былисинонимами. Это противопоставление «жизни по природе» (какнормальное, естественное и добродетельное) «жизни по культуре» (какчего-то условного, противоестественного и недолжного) вспыхивает вновь в лонеромантических течений в XVIII-XIX веках во взглядах Ж. Ж. Руссо и других, а всвоих крайних формах находит выражение в молодежных контркультурных движенияхуже XX века.
Во второй половинеXX века, однако, когда была осознана вся серьезность возможного глобальногоэкологического кризиса и наивность любых крайних подходов к решению будущегочеловеческой культуры, стали вырабатываться более реалистические концепции иидеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития идругие. Столь же далеко идущие последствия имела и формулировка другой парыпротивоположностей — «природы» и «духа».
В ясной форме онасформулирована уже в философии Платона с его четким противопоставлением«мира идей» «миру вещей». Этот дуализм природы и духа былвоспроизведен в Новое время, причем в двух наиболее влиятельных философскихсистемах — в учениях Декарта и Канта. У Декарта указанный дуализм существовал ввиде представления о двух субстанциях, лежащих в основе каждой из этих областейбытия, а именно субстанции мыслящей и субстанции протяженной. Кант жепротивопоставил, во-первых, природу как царство необходимых законовнравственной свободе человека, а, во-вторых, природу как мир познаваемых вопыте явлений непознаваемому миру «вещей в себе». Эта дуалистическаяустановка была в конце XIX — начале XX века воспроизведена в видепротивопоставления «наук о природе» «наукам о духе» (подругой терминологии — «наукам о культуре»), что вылилось в расхождениедвух культур — естественно-научной и гуманитарной — и самым серьезным образомсказалось на развитии общечеловеческой цивилизации в XX веке.
В настоящее время,однако, все более осознается, что именно современное развитие «наук оприроде», возникновение неклассических, а затем и постнеклассическихнаучных концепций создает условия для преодоления этого раскола и выработкиединого языка для диалога двух культур.

Часть 2. Сознание в философии
/>Сознание как философский термин – высшая,свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание– это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслениичеловеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает впроцессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывносвязано с языком, таким же древним, как сознание.
Человек с рожденияпопадает в мир предметов, созданных руками предков, и формируется как таковойлишь в процессе обучения по их использованию. Способ отношения человека кдействительности определен не его телесной организацией (как у животных), априобретаемыми через общение с другими людьми навыками предметных действий.Овладевая исторически выработанными способами предметной деятельности, особенноязыком, человек получает объективное знание о свойствах предметов мира. Человеквыделяется и противопоставляет себя объективной действительности благодаряцеленаправленным действиям, т. е. его активная жизнедеятельностьнаправляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именнопотому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ егоотношения к миру и называется сознанием.
Без понимания и знания,которые несут с собой общественно-историческая предметная деятельность ичеловеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любоеощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку ониобладают определенным смыслом в системе приобретенных через общественнуюдеятельность знаний. Знания сохраняемые в языке, направляют и дифференцируютчувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их вединое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи,достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляютсобой сознание общества в целом. Однако нельзя отождествлять сознание только слогическим мышлением. Вне чувственно-волевой, активной деятельности всей сферыпсихического мышления вообще не существует. Если бы человек только производилодну за другой логические операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, непереживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активнымидействиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавални действительности, ни себя самого, т. е. не обладал бы ни сознанием, нисамосознанием.
Однако нельзяотождествлять понятия «психика» и «сознание», т. е. нельзя считать, чтовсе психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание.Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы запорогом сознания. Сознание, впитывая в себя исторический опыт, знания и методымышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительностьидеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проект будущих орудий,направляя всю практическую деятельность человека.
2.1 Проблема сознания в философии
Признаниев материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблемуобъяснения сознания, его происхождения и сущности. Если в мире ничего нет, кромедвижущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует. Длядревнегреческих материалистов душа — это либо воздух, либо огонь, либо движениетончайших атомов.
Нов дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания отматериальных вещей. Это отличие состоит в невещественности, идеальностисознания. В образах, ощущениях, возникающих в нашем сознании, нет ни граммавещества. Синее, сладкое и т.д. в природе как таковые не существуют, ониидеальны. Идеальны и те образы, которые мы имеем при восприятии предметов.Идеальны картины нашего воображения. Идеальны и общие понятия (добро,справедливость и т.д.)
Поэтомупод идеальным одни понимают субъективный образ (существующий только в головеданного субъекта) объективного мира (красное, соленое), другие — объективную(существующую независимо от данного субъекта), но нематериальную реальность(стоимость, справедливость).
Какже решается проблема сознания? Уже в  древности существовало представлениео самостоятельном существовании души. Например, у Платона душа живет то в миреидей, то вселяется в тело. В христианстве разум человека — искра божьегоразума, дарованная при рождении, после смерти она покидает тело. Душабессмертна. У Декарта материя и сознание сосуществуют независимо друг от друга.Для субъективного идеализма, кроме явлений сознания, ничего не существует,сознание является субстанцией.
Дляматериализма сознание есть свойство материи. Объяснить это свойство — одна изглавных проблем для материализма. Данная проблема существует и в естествознании.Это психофизиологическая проблема — как связано мышление с нейродинамическимипроцессами головного мозга ипсихофизическая проблема — как связаныпсихика и материальные процессы в веществе мозга.
Материализмрешает данную проблему на основе теории отражения. Сознание считаетсясвойством материи — свойством отражения. Этим свойством материя обладает навсех уровнях. Отражение — это свойство взаимодействующих тел воспроизводить всвоей внутренней структуре особенности друг друга.
Этосвойство в неживой природе слабо выражено, например, железо изменяет внутреннююструктуру под воздействием магнита и т.п. У растений — это уже раздражимость, уживотных — это чувствительность и далее сложная психика у позвоночных, особеннообезьян.
Качественноиная психика у человека. Психика животных предназначена для приспособления ксреде, у человека — для ее преобразования. Отсюда проблема происхождения этойкачественно новой психики — сознания. Вопрос об отношении сознания и материи вдиалектическом материализме считается основным вопросом философии. Впервые оналичии основного вопроса философии было сказано Ф.Энгельсом. Он его впервые исформулировал: что первично: материя или сознание? Он утверждал, что этовеликий, основной вопрос, на который любой философ вынужден отвечать, преждечем решать какие-то другие философские проблемы. Отсюда пошло и делениефилософов на материалистов и идеалистов, монистов и дуалистов. У материалистовматерия первична, сознание вторично, а у идеалистов наоборот. У монистов воснове мира лежит одно первоначало: материя или сознание, у дуалистов обаначала существуют независимо друг от друга. Ф. Энгельс также утверждал, чтоосновной вопрос философии имеет вторую сторону — это вопрос о познаваемостимира. Наряду с теми, кто признавал возможность безграничного познания мира,существовали и те философы, которые отрицали такую возможность или ограничивалиее. Они получили название агностиков. Такое понимание основного вопросафилософии и деления философских учений, исходя из решения в них основноговопроса философии, закрепилось в марксизме.
Взападной философии этот вопрос не считался основным. В качестве основного вразное время признавались другие вопросы. Например, в неопозитивизме основнымвопросом и основной задачей философии является логический и лингвистическийанализ текста. Экзистенциализм главным считает постижение существованиячеловека и т.д.

Списокиспользованной литературы:
1. Безант А. Эволюция жизни: Сборникстатей и лекций. Самара, 2003.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста– М., 2001.
3. Диалектика в науках о природе ичеловеке. Человек, общество
и природа в век НТР. — М., 2000.
4. Карпинская Р.С. Биология имировоззрение. – М., 2000.
5. Карпинская Р.С. Философия природы:коэволюционная стратегия. –М: Интерпракс, 2002.
6. Концепции современногоестествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2003.
7. Моисеев Н.Н., Александров В.В.,Тарко А.М. Человек и биосфера. – М., 2004.
8. Рьюз М. Философия биологии. – М., 2001.
9. Экологическая проблема и пути еерешения. Философские вопросы гармонизации общества и природы. – М., 2005.
10. Энгельс Ф. Диалектика природы.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 20е изд.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.