Специфические функции физической культуры в обществе. ПЛАН: Введение. Социальная сущность физической культуры. Главная часть Общая характеристика понятий «функция» и «форма» и их классификация. Специфические функции физической культуры в обществе. • Специфические образовательные функции. • Специфические прикладные функции. • «Спортивные функции». •
Рекреативные функции. • Оздоровительно-реабилитационные функции. Заключение. Социальная сущность физической культуры Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры,
как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании» (В. М. Выдрин, 1980). Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию
его жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности. «Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей роли как источника творческих сил, бодрого, жизнерадостного ощущения» (В. П. Тугаринов, 1965). Физическая культура - явление исторически обусловленное.
Её возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.
Характеристика понятий «функция» и «форма» и их классификация. Первым шагом для оценки любого явления, предмета является определение его функциональной стороны и структурной. Философия учит, что все предметы имеют содержание и форму. Для того чтобы охарактеризовать содержание и форму физической культуры вводятся понятия: «функция» и «форма». Термин «функция» в общественных науках связан с понятием «функционировать» - действовать,
воздействовать. Под функциями физической культуры понимаются «присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определённые потребности личности и общества» (Л. П. Матвеев, 1983). Функции физической культуры реализуются в полной мере не сами по себе, а главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей. Функции физической культуры неотделимы от определённых форм, на основе которых они проявляются.
Термин «формы» означает то, что «структурно отличает виды и разновидности физической культуры, т.е. их структурную определенность оформленность» (Л.П. Матвеев, 1983). Под видами подразумеваются крупные сочетания элементов физической культуры, а под разновидностями - менее крупные формы, представляющие собой варианты видов. Функции и формы физической культуры необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо функция и форма не
существуют независимо друг от друга и взаимно обусловливают друг друга. Следует различать специфические и общие функции физической культуры. Рассмотрим основные положения, на базе которых осуществлено выделение конкретных функций и форм физической культуры и их классификация. 1. С точки зрения диалектики, основными признаками выделения тех или иных функций и форм физической культуры могут браться лишь свойства, объективно присущие ей в действительности,
реальные отношения с другими сферами жизни. В этой связи нельзя физической культуре приписать те специфические функции, которые ей не свойственны. К примеру, спортсмен в процессе занятий формирует, совершенствует свои эстетические ценности. Но эти эстетические вкусы, чувства, идеалы обусловлены преимущественно двигательной, физической сферой деятельности, они не обладают всем богатством эстетических свойств, которые дает искусство. Для спорта же они являются второстепенными, не основополагающими.
2. специфическими функциями физической Культуры правомерно считать лишь такие, в которых выражаются ее особенности, отсутствующие у других видов общей культуры. Поэтому не все, что достигается с помощью физической культуры, можно отнести к специфическим функциям. К примеру, через спортивную деятельность человечество познает свои потенциальные возможности, однако для спорта познание вообще не является спецификой.
Для познания существует другая область действительности - сфера науки. Но коль скоро спорту характерно в какой-то мере свойство науки (познавать) и оно достаточно выражено, то имеется основание попытаться обнаружить взаимосвязи этих двух областей культуры - науки и физической культуры. И тогда очевидно, что одной из общих социальных функций физической культуры (но не специфических) выступает познавательная функция. С учетом этого целесообразно различать специфические функции физической
культуры и общекультурные (общие функции). Общие функции основываются на взаимосвязях между физической культурой и другими общественными реалиями. Таким образом, если физическая культура способна оказать достаточно заметное влияние на другую область, то правомерно говорить о наличии конкретной функции. Название такой функции можно обозначить термином, совпадающим со специфическим назначением данного общественного явления. 3. Функции физической культуры необходимо рассматривать в единстве с ее формами,
так как функция и форма не могут существовать абсолютно независимо друг от друга. Функция не может проявиться вне реального способа существования конкретного вида физической культуры, вне формы. Более того, каждая форма имеет определенное назначение. К примеру, такая форма как производственная физическая культура, не может обеспечить человеку максимальное развитие физических способностей, а спорт может. Поэтому попытки выделить функции физической культуры,
не соотнося их с основными формами, не могут быть удачными. В идеале было бы весьма ценным, если бы удалось корректно определить основные формы физической культуры и для каждой из них выявить всю систему функций. 4. Всестороннее полноценное представление о формах и функциях физической культуры можно получить, если исходить из положения, что физическая культура органически включена в общую социальную структуру и имеет
множество связей с другими сторонами общественной действительности. При этом физическая культура в решающей мере определяется основными чертами структуры образа жизни людей. Отсюда принципиальные особенности ее отдельных форм существенно обусловлены особенностями тех социальных сфер, в которые включены данные формы. Так, физическая культура, существующая в системе производства, серьезно отличается от физической культуры, функционирующей в условиях повседневного быта.
А обе эти формы разнятся от физической культуры в системе образования. Следовательно, при выделении отдельных форм физической культуры надо исходить из основных социально значимых областей, в которых физическая культура играет существенную роль. Специфические функции физической культуры Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность.
Как отмечает В.М. Выдрин (1980), специфические функции выражают социальное бытиё физической культуры как общественного явления, её способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания в широком смысле слова. Им выделено четыре группы (по признакам общности их проявления): 1. Общее развитие и укрепление организма. 2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины. 3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени.
4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях. Уточняя и конкретизируя специфические функции физической культуры Л. П. Матвеев (1983) выделяет следующие из них: образовательные, прикладные, «спортивные», рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. Специфические образовательные функции. В системе образования и воспитания (детский сад, школа, профессионально-техническое училище, техникум,
лицей, колледж, высшее учебное заведение) эта функция выражена наиболее ярко. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, физическая культура), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (профессионально-прикладная физическая культура) и т.п. составляют содержание физического образования.
Физкультурная практика свидетельствует, что в результате систематических занятий заметно совершенствует двигательный и вестибулярный анализаторы, возрастает сама способность к быстрому и эффективному освоению новых движений. Овладение разнообразными двигательными умениями и навыками в сочетании с параллельным воспитанием физических качеств повышает не только двигательную культуру человека, но и формирует особый стиль двигательной деятельности. С одной стороны, движения физкультурника обладают высокой экономичностью
(тратится меньше энергии), с другой – в случае необходимости они всегда будут более результативными. Еще одна образовательная функция заключается в том, что характер преимущественной двигательной деятельности будет обуславливать специфику приобретенных в результате занятий способностей. Так, в гимнастике, акробатике, прыжках в воду, т.е. там, где человек старается освоить большое разнообразие двигательных умений и навыков, высокой степени развития достигает способность к овладению новыми движениями.
В движениях циклического характера (плавание, бег, лыжи и др.) совершенствуются уже другие способности – экономичность, ритмичность, способность к расслаблению и эффективному использованию движущих сил. Специфические прикладные функции. Использование физической культуры в системе подготовки человека к конкретной деятельности является делом государственной важности. Имеется немало профессий, которым обучают в системе
ПТУ, техникумах, институтах, университетах требующих достаточно хорошей профессиональной прикладной подготовки. Она включает в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет будущей профессиональной деятельности, но и умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых имеет немаловажную роль для развития профессионально важных способностей. Таким образом, физическая культура выступает здесь как фактор профессионально-прикладной физической
подготовки. «Спортивные функции». Занятия физическими упражнениями без стремления к превышению превращаются в обычную игру, или, физическое воспитание, где целью и мотивом выполняемых движений может быть получение удовольствия, укрепление здоровья, снятие утомления и др но не максимальное развитие своих способностей. Упражняясь подобным образом, человек обычно не проявляет максимальных усилий систематически, и вполне естественно, что такая деятельность, не вызывающая предельных усилий, не может служить эффективным средством
совершенствования его физических сил. Таким образом, исключение из спорта соревновательных начал превращает его в другую реальность. Отсюда становится понятным, чтобы считаться спортом в настоящем понимании этого термина, ему должны быть внутренне присущи такие свойства, которые бы активно побуждали человека к постоянному стремлению улучшать свои результаты. При анализе нами обнаружено, что основными обязательными структурными образованиями спорта являются следующие взаимосвязанные между собой компоненты: усилие, препятствие,
достижение, соревнование. При этом оказывается, что спорт как специфический вид деятельности может существовать только при наличии в нем этих четырех признаков. Исключение хотя бы одного из них переводит спорт, как уже было подчёркнуто, в другую реальность. Известно также, что любая социально значимая деятельность человека имеет определенную цель, наличие специфических для ее реализации средств, личную побудительную мотивацию, а также соответствующую данной
деятельности форму реализации. Логично в связи с этими положениями общей теории деятельности полагать, что основной целью собственно-соревновательной деятельности конкретного спортсмена является производство личного спортивного достижения, которое может оказаться и рекордом того или иного уровня. Средством реализации этой цели, безусловно, может считаться выполняемая мышечная работа, обобщенно названная термином «усилие». Побудительным мотивом служит стремление преодолеть то или иное препятствие.
Соревнование же выступает в качестве формы деятельности, обеспечивающей реализацию поставленной цели. И в этом плане именно соревнование, как объединяющее начало по отношению к другим элементам, правомерно считать ядром спорта. Для полного представления о функции достижения, в полной мере присущей лишь спорту, необходимо рассмотреть основные составляющие спортивной деятельности. Материальной основой спорта в приведенной выше его структуре выступает категория усилия (т.е. определенные
мышечные, волевые или интеллектуальные действия). Чаще всего в спорте усилия носят не изолированный, а комплексный характер. Спортивная тренировка развивает у человека, прежде всего саму способность к проявлению не просто усилий, а именно максимальных усилий, специфичных для разных видов спорта (в метаниях - взрывной силы, в спринте - быстроты, в марафоне - предельной выносливости, в гимнастике - максимальной сложности и точности движений и т.д.). В других, кроме спорта, видах физкультурной практики максимальные
усилия обязательными не являются. К примеру, в рекреативной физической культуре, когда человек хочет просто поиграть в футбол для своего удовольствия, он вряд ли станет упражняться в ударах по мячу до такой степени владения техникой и силой удара, как это имеет место в спорте. Поэтому в спорте стремление к максимальному проявлению усилий является основным фактором совершенствования специфических и иных способностей человека, определяющих его спортивный результат.
А сами условия соревновательного сопоставления мастерства служат дополнительным стимулом для демонстрации максимальных усилий и тем самым побуждают спортсмена систематически совершенствовать необходимые способности, умения и навыки. Вместе с тем значительные усилия, особенно на максимальном уровне, сами по себе вне категории препятствия (т.е. специфического для спорта мотива побуждения) вряд ли возможны. Выполняя любую работу, человек обычно заинтересован в том, чтобы видеть её результаты.
И эти конкретные результаты будут служить ему своего рода дополнительным стимулом к совершенствованию. Отсюда в спортивной деятельности, где результат тренировочной работы далеко не всегда реально осязаем (допустим, сразу после тренировки утомленный спортсмен совсем не уверен, что занятие принесло ему пользу), необходимы свои видимые критерии, служащие мотивом к проявлению максимальных усилий. Таковыми выступают самые разнообразные препятствия (вес поднимаемой штанги, дальность полета копья,
время преодоления дистанции; побежденный в единоборстве соперник и т.д.). Преодоление препятствий стимулирует спортивную деятельность, вызывает и обеспечивает максимальные напряжения. И в этом плане именно постоянное преодоление препятствий, будь то в тренировочной или соревновательной деятельности, даёт возможность спортсмену оценивать свои силы и соответственно их развивать. При этом в спорте, в отличие от других видов деятельности (труда, науки, искусства), наблюдается четко
выраженная тенденция к постоянному повышению препятствий. Выполняемые элементы в фигурном катании усложняются, вес штанги увеличивается, планка для прыжков в высоту поднимается. Величина препятствия в данном случае является объективным показателем или измерителем проявленного. усилия. Субъективным критерием величины препятствия остается внутреннее ощущение эмоционального напряжения, степень утомления, ощущение борьбы с самим собой и т.п.
И в этом смысле, очевидно, что спорт - это, прежде всего преодоление самого себя, своего внутреннего состояния. Поэтому, кроме прочего, он по праву признается одним из эффективных средств воспитания волевых качеств. И в обществе, пожалуй, нет лучшего средства для воспитания воли в сфере двигательной деятельности. Следующим атрибутом спорта выступает компонент - достижения. Спортивное достижение является, с одной стороны, целью спортивной деятельности, с другой - объективным
выражением проявленного усилия и преодоленного препятствия. Оно как бы аккумулирует в себе как усилие, так и препятствие и может выступать в различных величинах - от личного или коллективного достижения, до национальных и мировых рекордов. Хотя достижения в спорте и являются целью спортсмена, однако эта цель не представляется конечной. Истинная ценность достижения заключается в стимулировании последующего достижения.
Дело в том, что без первичного достижения не могло бы возникнуть и последующего, т.е. прогресс в спорте был бы практически незаметен и невозможен. Поэтому достижения - не только мера проявленного усилия, но и своего рода установка на дальнейшее существование спорта как вида добровольной деятельности. Спорт с его довольно контрастными уровнями спортивных результатов одинаково притягателен как для новичков, так и для мировых рекордсменов, благодаря возможности превзойти, превысить существующий для каждого
из них личный результат. И хотя для начинающего этот результат может быть довольно скромным, но он потребовал от спортсмена его предельного на данный период усилия, и в силу этого становится уже субъективно значимой ценностью. Кроме того, спортивные достижения, особенно в сфере большого спорта, получают общественное признание, служащее дополнительным фактором для их постоянного роста. Вместе с тем, рассмотренные категориальные признаки спорта (усилие, препятствие, достижение) еще недостаточны
для того, чтобы спорт мог существовать в обществе. Способ его бытия всецело определяется наличием своеобразной формы, которая называется соревнованием. Соревнование как способ сопоставления сил и способностей многих людей, в настоящее время существует не только в спорте. Оно широко распространено и в других областях жизни (в труде, науке, искусстве и т.д.). Однако исключительно в спорте оно проявляется в наиболее полной мере и в наиболее чистом виде.
Идея соревнования предполагает проведение по обусловленным правилам сопоставление сил, способностей и результатов деятельности, в которой каждый участник стремится одержать победу. Соревнование в спорте имеет свою ярко выраженную специфику и во многих случаях отличается от соревнований в других областях действительности. Система обязательных признаков спортивного соревнования выглядит следующим образом: 1. чисто символический характер победы, т.к. при этом не создаются материальные ценности;
2. единство и взаимосвязь двух противоречивых сторон - сотрудничества и противоборства. Это противоречие не носит разрушительного (как на войне) характера, оно выступает как необходимый способ его проведения вообще; 3. обязательное наличие гласности, т.к. соревнования всегда открыты для непосредственного или опосредованного наблюдения. Закрытые для зрителя соревнования мало для кого представляют интерес, их ценность резко снижается; 4. соблюдение определенных правил соревнований и обусловленных взаимоотношений
с соперниками для всех участников строго обязательны (нарушение приводит к наказанию); 5. состав действий соревнующихся строго унифицирован (оговоренная правилами дистанция, вес снаряда, противника и т.д.); 6. способы оценки результатов имеют чётко выраженные и заранее обусловленные критерии; 7. условия соревнования обязательно равны для всех участников, никто не имеет заранее какого-либо преимущества. Последовательно выдерживается принцип равенства шансов;
8. существование специального аппарата судейства; 9. соблюдение определенных ритуалов и традиций, праздничная обстановка начала и окончания соревнований, награждение победителей. Все эти признаки, как уже указывалось, в спортивном соревновании обязательны, для соревнований в других областях действительности некоторые из них могут отсутствовать. Особенно стоит отметить ценность соревнований в плане развития самого спорта и спортивного движения.
Она может быть выражена в следующих положениях: 1. соревнования служат средством приобщения к спорту, т.к. люди значительно чаще наблюдают не тренировочные занятия, а соревнования и таким образом получают соответствующие представления о спорте; 2. соревнования служат фактором прогресса не только в спорте, но. и в других формах физической культуры. Они побуждают поиск наиболее эффективных средств и методов общей и специальной подготовки спортсменов. Апробированные в спорте рациональные способы увеличения
работоспособности человека внедряются и используются в сфере физического воспитания, профессионально-прикладной физической подготовки летчиков, космонавтов, подводников, монтажников и т.д.; 3. соревнования позволяют выявлять как индивидуальные, так и командные достижения, что даёт возможность сравнивать уровни спортивных достижений в различных странах и в определенной мере свидетельствовать о массовости развития спорта. Функциональная роль соревнования в спорте заключается в том, что каждый
участник стремится стать либо первым, либо превысить свой личный результат. Соревновательные условия повышают уровень усилий и побуждают человека максимально проявить свои силы, умения, волю. Вся история спортивной деятельности свидетельствует о страстном желании превысить, обогнать, победить. Стремление человека к сопоставлению себя с другими, наряду с потребностью в творческом труде, познании, общении является сущностной силой и потребностью человека.
Поэтому без присущего личности порыва на опережение, спорт не получил бы массового развития, о чем красноречиво свидетельствует рост числа-участников Олимпийских игр, рост национальных и мировых достижений, популярность спорта как массового явления. Существование у спортсмена стремления к достижению подтверждается тем фактом, что при отсутствии личного прогресса он теряет интерес к спорту, прекращает активные занятия и уходит из него.
Рекордные результаты всегда несут в себе стимул на последующие достижения и в этом плане они служат своеобразным источником, порождающим у спортсмена новые, более значительные усилия. Поэтому данная функция заключается в том, что достижения, как цель деятельности, содержат в себе постоянную, непреходящую установку сделать лучше, быстрее, сильнее. Любое достижение люди пытаются не просто повторить или приблизиться к нему, а стремятся его превзойти,
улучшить. В свою очередь подобное -стремление формирует и усиливает у человека потребность в опережении. Рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции. Как известно, важной основой нормального функционирования человеческого организма является его двигательная деятельность, вызывающая обязательный расход мышечной энергии. Для организма не имеет особого значения, в какой форме осуществляется двигательная деятельность, то
ли в виде физического труда, то ли в форме физических упражнений. Однако с учетом принципиального несовпадения целей труда и физических упражнений роль физкультурной физической работы, как оздоровительного фактора, неизмеримо более высока, т.к. в этом случае нагрузку можно легко определять и дозировать практически для любого индивида, для любого психического и физического состояния организма. С помощью определенных физкультурных программ возможно решение лечебных задач восстановления
работоспособности, поддержания физической кондиции, увеличения физической работоспособности и т.д. Физическая культура является незаменимым средством удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной деятельности, и в этом плане выполняет компенсаторную роль при дефиците мышечной активности. Жизненно важное значение физической культуры, как фактора удовлетворения двигательных потребностей, обусловлено, прежде всего тем, что человек формировался с момента своего появления как деятельное существо.
Двигательная активность всегда была, есть и будет оставаться абсолютно необходимым условием нормального функционирования, развития и существования человеческого организма. Поэтому физическая бездеятельность неизбежно вызывает различные болезни. Аристотель более двух тысяч лет назад заметил: «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие!». Современная наука причину появления болезней века, особенно
сердечно-сосудистых, связывает, кроме, прочего, с гипокинезией, слабой двигательной деятельностью. Отсюда и возникает необходимость внедрения физической культуры в повседневный образ жизни человека. Коль скоро речь зашла о повседневной физической культуре, то выскажем следующее предположение. Психологически человек готов заниматься такой деятельностью, которая ему не только необходима, но и приносит удовольствие, развлечение. Поэтому в развитых странах все большую популярность и развитие получают
рекреативные формы физкультурных занятий: массовые спортивные игры, различные виды туризма, охота, рыбалка, плавание и купание, лыжные прогулки и т.д. Следовательно, в будущем рекреативная направленность физической культуры неизменно будет возрастать, возможно, в ущерб спортивной и образовательной. Большие перспективы, очевидно, ожидает в будущем так же лечебное направление в физической культуре. Немаловажна также роль гигиенических факторов в укреплении и поддержании здоровья.
Соблюдение режимов сна, питания, личной гигиены в сочетании с разумными физическими нагрузками значительно укрепляет не только здоровье и повышает физическую работоспособность, но и обеспечивает творческое долголетие. Заключение. В заключение изложения вопроса о специфических функциях физической культуры отметим две особенности их реализации на практике. Первая особенность заключается в том, что объективные свойства физической культуры (воздействовать на человека) могут быть использованы им только в конкретной деятельности,
т.е. в процессе непосредственных физкультурно-спортивных занятий. При этом, участвуя в таких занятиях, люди ставят перед собой какие-то определённые цели. Эти цели могут быть самые разные, и если все их многообразие свести в четко выраженные группы, то можно обнаружить три основных типа целей, которые определяют участие людей в активных физкультурных занятиях. Естественно, речь идет только о проявлении специфических функций.
Первый тип состоит в том, что определенная часть людей участвует в физкультурно-спортивной деятельности с целью, повышения и дальнейшего развития своих физических способностей. Центральная установка при этом одна - стать сильнее, быстрее, превзойти по физическим возможностям своих сверстников, установить рекорд, добиться победы. Эта цель характерна преимущественно для части молодежи и тех людей, которые занимаются спортом, т.к.
он наиболее эффективен именно для подобной цели. Второй тип участия в физкультурных занятиях характеризуется стремлением поддержания своего физического состояния, физической работоспособности, активного долголетия. Задачи повышения физических способностей в качестве главных при этом обычно не ставятся, хотя в какой-то мере они могут присутствовать в качестве побочных, не основных. Данная установка присуща людям зрелого и пожилого возрастов, а также определенной доле молодежи.
Третий тип участия людей в физической культуре имеет целью восстановление своего здоровья и физического состояния, нормализация функционирования организма после болезней, травм, врожденных аномалий (пороки сердца, плоскостопия, искривления, радикулиты и т.д.). Обычно это люди любых возрастов, использующие лечебную физическую культуру. Вполне естественно, что в реальной жизни помимо отмеченных типичных целей могут иметь место их разные
сочетания (к примеру, восстановить работоспособность и приступить к ее повышению). Кроме того, цели участия в физической культуре могут меняться в зависимости от возраста, условий жизни, наличия возможностей и т.д. Вторая особенность реализации специфических функций состоит в том, что в зависимости от целевой установки, человек выбирает себе ту форму физической культуры и то ее содержание, которые наиболее адекватны именно для данной цели.
А уже отсюда степень проявления специфических функций физической культуры будет всегда зависеть от цели участия в физкультурных занятиях, а также от самой формы ее существования. Так оздоровительно-рекреативная функция в наибольшей мере выражена у людей, использующих физическую культуру с целью восстановления физических кондиций. Соответствующим образом подбираются физические упражнения и методики, выдерживается моторная плотность,
обеспечивается врачебный контроль и т.д. Соревновательно-достиженческая функция реализуется главным образом теми людьми, цель которых состоит в максимальном развитии своих способностей. И здесь уже занятия будут строиться по всем правилам и закономерностям спортивной тренировки (высокие нагрузки, индивидуальный подход, оптимальное чередование нагрузки с отдыхом и т.д.). Таким образом, в отношении специфических функций можно сделать следующие краткие обобщения:
1. Специфические функции физической культуры проявляются исключительно в процессе физкультурной деятельности, следовательно, их воздействие ограничивается только контингентом занимающихся. 2. Каждая специфическая функция в полной мере реализуется только в соответствующей форме физической культуры. 3. Сила выраженности специфических функций обуславливается, прежде всего, целями участия людей в физической культуре. 4. Специфические функции физической культуры обеспечивают возможность восстанавливать,
поддерживать на определенном уровне и развивать (повышать) физические способности и физическую работоспособность человека. ЛИТЕРАТУРА: 1. А.М. Максименко Основы теории и методики физической культуры. М 2001. 2. Теория и методика физической культуры /Под общей редакцией Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. 3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Часть 1.
Введение в общую теорию физической культуры). Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений : - М.РГАФК. 2002. 4. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. 5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.
К. Холодов, В.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. 7. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей редакцией
Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). М : Физкультура и спорт, 1976. Enternet: 8. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2004N2 /p54-61.htm 9. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2004N6 /p41-43.htm 10. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2004N6 /p5-8.htm 11. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1996N 3/p7-10.htm
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |