Рекреалогия. Рекреационные ресурсы. Дисциплина: Индустрия Гостеприимства Специальность: Менеджер по туризму Студент: Латис Е.В. 3 курс,808группа Преподаватель: Жирнова А.А. преподаватель МТКС Мурманск 2009 Введение Издавна туризм относили к своеобразной форме отдыха. Еще совсем недавно можно было прочувствовать на себе негативное отношение к туризму со стороны местного
населения. Это связано с тем, что приоритетная роль отводилась трудовой деятельности, а не отдыху (отдых связывали с 6ездеятельностыо,а не с возможностью гармоничного развития личности). К тому же долгое время считалось, а впрочем эта тенденция сохраняется и сейчас, что только трудовая деятельность позволяет человеку развиваться, совершенствоваться. Частично с этим утверждением можно согласиться, если речь идет о преподавателе или ученом.
Однако, как правило их деятельность ограничена рамками какой-либо проблемы (круга проблем X А если речь идёт о рабочем, стоящем за конвейером и выполняющем автоматически одну и ту же операцию, то о каком развитии может идти речь? Совершенно очевидно, что в этом случае ни умственного, ни физического развития не наблюдается. Нельзя .однако, спорить с тем, что человек может развиваться профессионально, повышая свою квалификацию, однако это развитие одностороннее и гармоничного развития личности в таком
случае не получается. Кроме того, человек не может постоянно находиться в состоянии эмоционального покоя или отрицательных эмоций ,ему в определенной степени нужна положительная психологическая встряска. В этой связи появилось новое научное направление - рекреалогия, основная задача которого - изучение содержания и условий деятельности человека, осуществляемой в нерабочее время. Рекреалогия. Интерес к деятельности человека в нерабочее время стал закладываться в отечественной науке
в 60-е годы. В это время возросла роль социальных факторов в жизни общества, наметилась возможность удовлетворения не только элементарных, но и новых, более высоких социальных, культурных и духовных потребностей. И уже в середине 60-ых годов в разных отраслях науки сформировалось сознание, что удовлетворение этих потребностей становится важнейшим фактором дальнейшего развития общества. Предпосылками зарождения рекреалогии выступили революционные процессы, происходящие в последние десятилетия
в сфере науки, и прежде всего, усиление внимания к совершенствованию методологии исследования сложных гетерогенных образований, экологии человека. Среди объективных факторов, влияющих на формирование рекреалогии, можно назвать следующие: - увеличение продолжительности свободного времени и расширение форм и методов его использования; - осознание обществом значимости рекреационной деятельности в - развитии личности, сохранении и улучшении здоровья и повышении социально-трудового потенциала населения; - понимание необходимости
научного осмысления феномена «рекреационной деятельности» как совокупности множества новых для общества процессов; - осознание актуальности создания научной базы для дальнейшего развития рекреационной культуры и организации рекреационной деятельности; - многообразие проблем, решение которых необходимо для выявления закономерностей рекреационной деятельности и повышения эффективности ее организации.Как уже отмечалось, 60-е годы - это период, когда достаточно быстрыми темпами росли рекреационные потребности
населения и хотя недостаточными темпами, но увеличивалась сеть рекреационных учреждений , появлялись новые виды отдыха. Например, к тому времени уже сложилась и действовала курортология как отрасль медицины. Однако она затрагивала лишь сферу лечения и, в лучшем случае, предупреждения заболеваний. Рядом функционировал туризм, но не было отечественной науки о туризме. Значительное внимание, уделяемое рекреалогией рекреационной деятельности, обусловлено тем, что объектом
рекреалогии является человек, а предметом исследования - деятельность в свободное время, представляющая собой неотъемлемую часть физической, социальной и духовной жизни личности. Рекреационные потребности определяются как осознанная человеком, группой людей, обществом необходимость в восстановлении и развитии физических и духовных сил. Потребности могут быть реализованы только через деятельность: физическую, психическую, интеллектуальную;
в силу этого они выступают как побуждение к деятельности. Рекреационные ресурсы. Поскольку рекреационные ресурсы распределены на планете крайне неравномерно, все большее количество людей отправляется в путешествие с рекреационными целями и мотивами. Эти рекреационные путешествия (лечебные, оздоровительные, познавательные, спортивные) стали основой развития рекреационного туризма. Рекреационные аспекты всегда присутствуют и в деловых видах туризма
(бизнес-туризме, конгресс-туризме, шопинг-туризме).Реализация туристического бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырёх основных составляющих: капитала, технологии, кадров, рекреационных ресурсов. Это означает, что, недостаточно имея капитал, приобрести кадры, технологию и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то
создать его. Это одна из специфических особенностей туристического бизнеса в условиях рынка. Так как четвёртая составляющая — рекреационные ресурсы — является наиболее дешёвой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристического бизнеса. Если туризм связан с созданием туристического ресурса, то себестоимость туристического продукта резко возрастает. Костюмированный фестиваль рыцарей, США.
Под рекреационными ресурсами понимают — совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристического продукта. Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристического бизнеса в том или ином регионе. Эти ресурсы имеют следующие основные свойства: аттрактивность (привлекательность), климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования и др данные ресурсы
используются в оздоровительных, туристических, спортивных и познавательных целях.Рекреационные ресурсы условно можно подразделить на природные и социально-экономические (социально-культурные). Природные ресурсы туризма классифицируют: по принадлежности к определённым компонентам природной среды (климатические, водные, лесные и т. д.). по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные). по иссякаемости (иссякаемые: объекты охоты, рыбалки и неиссякаемые: солнце, морская вода). по возобновляемости
(возобновляемые: растения, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры). Социально-экономические ресурсы включают: культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли). культурно-исторические явления (этнографические, религиозные). экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые). Несмотря на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет окружающую среду. Снижение ущерба индустрии туризма окружающей среде регулируется на государственном
и международном уровнях за счёт экологического просвещения, налогового регулирования, ограничения туристическо-рекреационной нагрузки на природные ресурсы и т. д. Таким образом, рекреационные ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта. Рекреация (с лат восстановление) — это: 1. праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее);
2. помещение для отдыха в учебных заведения; 3. отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания — географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекреация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как
рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природопользование, курортология и других. Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации, оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понима¬ние (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга.
Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот». В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация,
туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости) — опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отече¬ственной и зарубежной литературе, их содержание и со¬отношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в под¬робности и детали. Начнем мы свое исследование с понятия «рекреация».
В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выход¬ного дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном, в советской) литературе.
В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации. В частности, В. А. Квартальное в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данного понятия. Рекреация — это: расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека; любая игра, развлечение и т. п используемые для восстановления физических
и умственных сил; наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды; цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями,
а также в процессе занятий физическими упражнениями. Рекреация и туризм пересекаются: рекреация — все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм — это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм. Следовательно, зона их пересечения — все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.
Согласно приведенной точке зрения, выделяют три последовательные фазы рекреации: «образ» — отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха; «ситуация» — характеризует систему рекреационных занятий; «след» — определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты — воспоминания. Некоторыми исследователями рекреация определяется как массив времени, в ходе которого происходит восстановление
производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на это восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятель¬ности, всякого времени и всякой территории.С понятием рекреации непосредственно связано понятие «отдых».Отдых — любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических по¬требностей
(путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.).По мнению Т. В. Николаенко, отдых (рекреация) — любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться. Вывод. Таким образом, рекреационные ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |