2ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
2СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ(А.СЕН-СИМОН, Ш.ФУРЬЕ, Р.ОУЭН)
_ 2План:
1) Утопическийсоциализм и его основные черты.
2) ДеятельностьР.Оуэна.
3) УчениеА.Сен-Симона.
4) Учение Ш.Фурье.
11)Утопический социализм и его основные черты.
Трудно сказать точно , когда и кем впервые было употреблено слово
«социализм».Принятосчитать, что это произошло в 1834 г., когда увидела
свет книгафранцузского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и соци-
ализме".Тогдаже воспользовался этим термином и один из «героев» дан-
ной темы РобертОуэн.
Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания.Оно
обозначаловесьма пеструю совокупность убеждения инадежд на установ-
лениесправедливого общественного порядка, в котором эгоизм и своеко-
рыстиевладельческих классов будут преодолены на началах, исключающих
неравенство враспределении собственности и доходов ,- порядка, в ко-
тором интересыобщества и личности чудесным образом совпадут.
Эту совокупность социалистических теорийпринято определять понятием
«утопических».Словоутопия впервые было произнесено авторомодноимен-
ной книги ТомасамМором в 16 в, Он придумал это слово, в буквальном пе-
реводе с греческого оно означает — «место, которого нет».Словом «уто-
пический"характеризуют идеи и представления , осуществление которых
либоневозможно, либо крайне затруднено.
В чем причины появления этих идей и ихпопулярности ? Историки объ-
ясняют факт рождения социалистического идеалаисторическими условиями
19 века: в экономике развитых государств Европы утверждался капита-
лизм.Егопервые шаги сопровождались разрушением традиционных основ
жизни многихслоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянс-
тва).Рождалсярабочий класс, положение которого в тегоды было чрезвы-
чайнотяжелым.Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости
социальнойподдержки обездоленных слоев населения.Социалистический
идеал возникалкак реакция на трудности и лишения значительных масс
европейскогонаселения, из желания создать общество, вкотором гарантии
благополучия былипредставлены всем.
12)Деятельность Роберта Оуэна.
Роберт Оуэн (1771-1858) был совладельцемтекстильной фабрики в Шот-
ландии.Первые егошаги состояли в: сокращениипродолжительности рабо-
чего дня (до 10.5часов), повышение заработной платы, введение пенсий по
болезни и старости, запрещение детского труда, организации шко-
лы, ясель, детскогосада для детей рабочих.
Постепенно он пришел к определенным выводам о причинах тяжелого по-
ложениярабочих.Он считал, что основным из них являются частная собс-
твенность и деньги.Он полагал, что необходимо упразднитьденьги, заме-
нить их трудовымиквитанциями и создать особые самоуправляющиеся тру-
довые общины, вкоторых средства производятся всем, а материальные бла-
га распределяютсяпо потребностям.
В середине 20-х гг. 19 в. он попытался построить такуюобщину в
США.В штатеИндиана была создана колония «Новая гармония».Эксперимент
провалился, Р.Оуэнбыл вынужден вернуться в Англию, где он делал
все, чтобыпривлечь внимание к своей деятельности европейских монархов
и государственныхдеятелей.
13) УчениеА.Cен-Симона.
А.Сен-Симон (1760 — 1825) принадлежал к высшей французскойаристок-
ратии.Целью своейжизни он считал создание учения, научно объясняющего
общественноеразвитие и предлагающего справедливые формы общественного
устройства.
А.Сен-Симон первым употребил понятие«индустриального общества», под-
метив тообстоятельство, что промышленное машинное производство стано-
витсяосновой экономической системыкапитализма.Все общество он делил
на 3 класса- «бесплодных» (дворянство, духовенство), бесполезных для
общественногопрогресса,- и «индустриалов»(предпринимателей, рабочих
крестьян, ремесленников),производителей материальных благ.
Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкурен-
цию, обнищаниешироких масс населения , бедственное положение рабо-
чих.Этойсистеме был противопоставлен проект так называемый «новой
промышленнойсистемы", в которой: люди будут трудиться сообща, в тесном
взаимодействии, наоснове плановой организации производства и распреде-
ленияматериальных благ по потребностям.
А.Сен-Симон полагал, что путь к «новой промышленнойсистеме» лежит
через осознаниепредпринимателями необходимости опекать , поддерживать
рабочих, выделятьна их социальное обустройство часть прибыли.Частную
собственностьА.Сен-Симон считал необходимым сохранить.
14) УчениеШарля Фурье.
Из всех социалистических учений первойполовины 19 в. наиболее попу-
лярным в Россиибыло учение француза Шарля Фурье (1772-1837).Участники
знаменитогокружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи в
России.
Главный порок капитализма он видел в том, чтокапитализм извратил че-
ловеческиеспособности и влечения.Он считалнеобходимым построить та-
кое общество, вкотором труд будет организован на началах соревнова-
тельности, привлекательности, переменезанятий по потребностям людей.
Он выдвинул проект создания _производственно-трудового объединения . -
«фаланги».Людивне будут совместно заниматься сельскохозяйственным и
промышленнымтрудом, свободно выбирать себе занятия, меняя время от вре-
мени.Такисчезнут различия между умственным ифизическим трудом, горо-
дом идеревней.Материальные блага он предлагал распределять по тру-
ду, талантам ивложенному капиталу.
Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистовпервой половины
19века.Легко заметить то общее, что было в них: критика современного
строя основанногона погоне за прибылью, сочувствие трудящимся, стрем-
лениеоблегчить их жизнь, распределение по потребностям или по тру-
ду, планированиепроизводства.Многие идеи утопистов-социалистов вошли в
идейный фондсторонников и продолжателей социалистических учений.
_Основныепонятия:
социализм, утопическийсоциализм, утопия, фаланга, индустриальная система.
_Вопросы изадания:
1) Определитеосновные понятия темы.
2) В чем состоялипричины рождения социалистического идеала в 19 в.?
3) В чем вывидите сильные и слабые черты идей утопического социализма?