Реферат по предмету "Философия"


Представления об идеальном обществе и произведениях социалистов-утопистов А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р.ОУЭН

2ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
         2СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ(А.СЕН-СИМОН, Ш.ФУРЬЕ, Р.ОУЭН)

    _ 2План:
1) Утопическийсоциализм и его основные черты.
2) ДеятельностьР.Оуэна.
3) УчениеА.Сен-Симона.
4) Учение Ш.Фурье.

 11)Утопический социализм и его основные черты.

  Трудно сказать  точно , когда  и  кем впервые было употреблено слово
«социализм».Принятосчитать, что это произошло в 1834 г., когда увидела
свет книгафранцузского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и соци-
ализме".Тогдаже воспользовался этим термином и один из «героев»  дан-
ной темы РобертОуэн.
  Слово социализм не имело тогда строго  определенного содержания.Оно
обозначаловесьма  пеструю совокупность убеждения инадежд на установ-
лениесправедливого общественного порядка, в котором эгоизм  и своеко-
рыстиевладельческих  классов  будут преодолены на началах, исключающих
неравенство враспределении собственности и доходов ,- порядка, в  ко-
тором интересыобщества и личности чудесным образом совпадут.
  Эту совокупность социалистических теорийпринято определять понятием
«утопических».Словоутопия  впервые было произнесено авторомодноимен-
ной книги ТомасамМором в 16 в, Он придумал это слово, в буквальном пе-
реводе с  греческого оно означает — «место, которого нет».Словом «уто-
пический"характеризуют идеи и  представления  , осуществление  которых
либоневозможно, либо крайне затруднено.
  В чем причины появления этих идей и ихпопулярности ?  Историки объ-
ясняют факт  рождения социалистического идеалаисторическими условиями
19 века:  в экономике развитых государств Европы  утверждался капита-
лизм.Егопервые  шаги  сопровождались  разрушением традиционных основ
жизни многихслоев населения (крестьянства, мелких  торговцев, дворянс-
тва).Рождалсярабочий  класс, положение которого в тегоды было чрезвы-
чайнотяжелым.Погоня за прибылью исключала саму мысль о  необходимости
социальнойподдержки   обездоленных  слоев населения.Социалистический
идеал возникалкак реакция на трудности и  лишения  значительных масс
европейскогонаселения, из  желания создать общество, вкотором гарантии
благополучия былипредставлены всем.

 12)Деятельность Роберта Оуэна.

  Роберт Оуэн (1771-1858) был совладельцемтекстильной фабрики в  Шот-
ландии.Первые егошаги состояли в:  сокращениипродолжительности рабо-
чего дня (до 10.5часов), повышение заработной платы, введение пенсий по
болезни и    старости, запрещение   детского  труда, организации   шко-
лы, ясель, детскогосада для детей  рабочих.
  Постепенно он пришел к определенным выводам о причинах тяжелого по-
ложениярабочих.Он считал, что основным из них являются частная  собс-
твенность и  деньги.Он полагал, что необходимо упразднитьденьги, заме-
нить их трудовымиквитанциями и создать особые самоуправляющиеся тру-
довые общины, вкоторых средства производятся всем, а материальные бла-
га распределяютсяпо потребностям.
  В середине 20-х  гг.  19 в.  он попытался построить такуюобщину в
США.В штатеИндиана была создана колония «Новая гармония».Эксперимент
провалился, Р.Оуэнбыл   вынужден   вернуться в  Англию, где  он делал
все, чтобыпривлечь внимание к своей деятельности европейских  монархов
и государственныхдеятелей.

 13) УчениеА.Cен-Симона.

  А.Сен-Симон (1760  — 1825) принадлежал к высшей французскойаристок-
ратии.Целью своейжизни он считал создание учения, научно объясняющего
общественноеразвитие и предлагающего справедливые формы общественного
устройства.
  А.Сен-Симон первым употребил понятие«индустриального общества», под-
метив тообстоятельство, что промышленное машинное производство  стано-
витсяосновой  экономической системыкапитализма.Все общество он делил
на 3 класса-  «бесплодных»  (дворянство, духовенство), бесполезных  для
общественногопрогресса,-  и  «индустриалов»(предпринимателей, рабочих
крестьян, ремесленников),производителей материальных благ.
  Коренными недостатками  индустриальной  системы он считал конкурен-
цию, обнищаниешироких  масс  населения , бедственное  положение  рабо-
чих.Этойсистеме  был  противопоставлен  проект так называемый «новой
промышленнойсистемы", в которой: люди будут трудиться сообща, в тесном
взаимодействии, наоснове плановой организации производства и распреде-
ленияматериальных благ по потребностям.
  А.Сен-Симон полагал, что  путь к  «новой промышленнойсистеме» лежит
через осознаниепредпринимателями необходимости опекать , поддерживать
рабочих, выделятьна  их социальное обустройство часть прибыли.Частную
собственностьА.Сен-Симон считал необходимым сохранить.

 14) УчениеШарля Фурье.

  Из всех социалистических учений первойполовины 19 в. наиболее попу-
лярным в Россиибыло учение француза Шарля Фурье (1772-1837).Участники
знаменитогокружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи  в
России.
  Главный порок капитализма он видел в том, чтокапитализм извратил че-
ловеческиеспособности  и влечения.Он считалнеобходимым построить та-
кое общество, вкотором труд будет организован  на  началах соревнова-
тельности, привлекательности, переменезанятий  по потребностям людей.
  Он выдвинул проект создания _производственно-трудового объединения  . -
«фаланги».Людивне  будут  совместно заниматься сельскохозяйственным и
промышленнымтрудом, свободно выбирать себе занятия, меняя время от вре-
мени.Такисчезнут  различия между умственным ифизическим трудом, горо-
дом идеревней.Материальные блага он предлагал распределять  по  тру-
ду, талантам ивложенному капиталу.
  Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистовпервой половины
19века.Легко  заметить  то общее, что было в них: критика современного
строя основанногона погоне за прибылью, сочувствие трудящимся, стрем-
лениеоблегчить  их  жизнь, распределение  по потребностям или по тру-
ду, планированиепроизводства.Многие идеи утопистов-социалистов вошли в
идейный фондсторонников и продолжателей социалистических учений.

                            _Основныепонятия:

социализм, утопическийсоциализм, утопия, фаланга, индустриальная система.

                            _Вопросы изадания:

1) Определитеосновные понятия темы.
2) В чем состоялипричины рождения социалистического идеала в 19 в.?
3) В чем вывидите сильные и слабые черты идей утопического социализма?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.