Содержание
Введение. 3
1. Сущностьпознания как вида деятельности человека. 4
2. Движениепознавательного процесса. 9
Заключение. 15
Списоклитературы… 17
Введение
Гносеология – наука о познании (от греч. gnosis– знание, logos– учение). В теории познания основное внимание уделяетсяпроблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах егополучения и критериях достоверности. Здесь познание рассматривается в широкомкультурно-историческом контексте, в неразрывной связи с многообразными видамичеловеческой деятельности. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуальноговклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося всовместной деятельности людей. Исследуя познавательные способности человека,гносеология вскрывает сущностные стороны его бытия как субъекта познания.Поэтому проблемы, решаемые гносеологией, являются сопряженными с онтологией,антропологией, социальной философией, аксиологией.
Познание – это духовная деятельность,содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знаниядля производства нового. Процесс познанияне существует в виде некоторого законченного результата, а является движениемко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности.Как определенный вид человеческой деятельности познание включает в себянеобходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания,результат, т.е. знание и его оценка. Рассмотрение названных элементов позволяетответить на ключевые вопросы гносеологии.
1. Сущность познания как вида деятельности человека
Для философии познаниеокружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческихпроблем. По сути своей вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможноститочного и полного отражения мира в сознании человека, его сознательной исвободной ориентации и деятельности в этом мире.
Функцию ориентации человека в окружающеммире выполняет знание. Оно представляет собой высший уровень сведений о мире,получаемый человеком с помощью сознания. Знание существует в форме образов изнаков и используется в качестве идеального плана практической деятельностилюдей. Без знаний (обыденных, научных, художественных и др.) невозможноформирование картины мира. Ф. Бэкон подчеркивал в связи с этим, что знаниеесть сила. Знание следует отличать от мнения, которое, по словам Г. Гегеля,есть всего лишь «субъективное представление, произвольная мысль, плодвоображения». Сущность познавательного отношения человека к миру заключается вактивном и целенаправленном поиске и получении им знаний, точных или жеискаженных. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания,называется гносеологией, или теорией познания. Феномен познания мира человекомизучают под собственным углом зрения и другие науки – логика, психология,социология.
Ведя речь о познании и знании, не следуетпротивопоставлять знание и веру, как это практиковалось в эпоху средних веков.Вера есть познание вещей, процессов и явлений материального и духовного мирабез доказательств. «Я верю, что есть Бог»; «я верю, что скоро наступит весна»;«я верю в успех своего дела» и т.д. и т.п. Вера это уверенность человека. Еслизнание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи, еще поканевидимые и таинственные для человека. Вера тем самым активно участвует в процессепознания, будучи необходимым его компонентом. Но следует здесь заметить, чтосуществует и так называемая ложная вера, в основе которой лежит ослеплениеразума, фaнaтизм и слабость человека.
Существует и вера разумная, котораяолицетворяет силу человека и способствует его эмоциональной и интеллектуальнойактивности, стимулирует познавательный поиск. Всеми учеными всегда двигала ихглубокая вера в человеческий разум, и без этого они не смогли бы сделать своихоткрытий. В этом смысле разумная вера и является как бы светом во тьме,двигателем истины и прогресса. Разумная вера как факел освещает дорогу знанию,способствует творчеству и придает человеку уверенность и силы на этом пути.Напротив, отсутствие веры порождает скептицизм и ощущение пустоты существования,бесплодности познания. Таким образом, мнение, вера и знание представляют собойнеобходимые ступени движения к истине, важные формы духовного опыта человека. Основыгносеологии были заложены в античной философии. Здесь познание сталорассматриваться как особый процесс, одно из проявлений деятельности человека.Демокрит выделял знание «темное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). Поего убеждению, истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте. Сама жеистина «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Однако прийти к истинесможет не каждый человек, а лишь мудрец. Сократ поднимал и решал вопрос ометодах достижения истинного знания. К числу таковых он относил прежде всегодиалектику как искусство ведения спора, научной дискуссии. Аристотель создалнаиболее совершенную по тем временам теорию познания. Он осмысливал процесспознания с помощью понятий «истина» и «заблуждение». Истина рассматривалась имкак знание, соответствующее вещам, а заблуждение как искажение истины. Этотмыслитель разработал также логику как науку о способах и формах правильногомышления. Он выделял субъект и объект познания, отчетливо сформулировалосновной вопрос гносеологии как вопрос об истине. Платон рассуждал о природезнания. С его точки зрения, знание это «тень идеи», воспоминание бессмертнойдуши о том, что было в ней раньше. В античной философии появился такжескептицизм, ставивший под сомнение познаваемость мира (Диоген, Секст Эмпирик).
В средние века основные усилия гносеологиибыли направлены на доказательство существования Бога как высшей причины всехвещей. Фома Аквинский полагал, что бытие Бога якобы можно обнаружить с помощьютаких доказательств, как факт причинности всего, упорядоченности ицелесообразности в мире, совершенства и разнообразия этого мира. В это времяразум рассматривался как важнейшая интеллектуальная способность души человека,однако, по своим возможностям он якобы стоит все же ниже веры. Выдвигался исоответствующий лозунг: знать, чтобы верить в существование Бога.
Философия эпохи Возрождения считала, чтоцелью разума является проникновение в глубину и сущность вещей и процессов,обнаружение растворенной в природе некоей «божественности». Д. Бруно, Н. Кузанскийвыдвигали идею бесконечности и разнообразия природного мира. Соответственно, познаниерассматривалось как бесконечный процесс. В его основе лежит здоровое сомнение,скепсис, т.е. критическое отношение к получаемым данным.
В рамках философии Нового времени интерес кпроблемам гносеологии значительно возрос, что было обусловлено промышленнойреволюцией, быстрым развитием точных наук – механики, математики. В центрвнимания выдвинулся вопрос о методе (способе) познания. В научном знании сталивидеть важнейшее условие подчинения человеком природного мира и обретениясобственной свободы. В гносеологии большую роль играла борьба рационализма (Р. Декарт)и сенсуализма (Д. Локк), по-разному трактовавших источники и природузнания.
Немецкая классическая философия обозначилапроблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал преждевсего И. Кант в работе «Критика чистого разума». Он исходил из того, чточеловеку доступен лишь «мир явлений», а «мир сущностей» (внутренние процессы исвязи) непознаваем и остается таинственной «вещью в себе». Г. Гегельобосновывал тезис о том, что истина представляет собой динамичный процесс ииллюстрировал его на большом научном и историческом материале.
Классический марксизм XIX в.последовательно утверждал принцип гносеологического оптимизма, что означаетубежденность в безусловной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматриваетпознание как особый вид духовной деятельности человека, глубоко социальной посвоей сути. Познание тесно увязывается с практикой. Полагается, что окружающийчеловека мир не только можно познать, но и практически преобразовать.
В истории философии сформировалось и такоетечение, представители которого либо сомневались, либо полностью отрицаливозможность познания мира человеком. Это течение называется агностицизмом. Егопредставители не отрицают сам процесс познания, но они ограничиваютпознавательные возможности человека. Например, сводят познание мира лишь котражению внешних явлений. Первой исторической формой агностицизма был античныйскептицизм. В Новое время известными агностиками были Д. Юм, Д. Беркли,а позже и И. Кант. Элементы агностицизма имеют место в таких теченияхсовременной философии, как позитивизм, экзистенциализм.
Так что же представляет собой познание? Вчем его сущность?
Прежде всего, познание – это особый видотражательной деятельности человека. Во все времена в истории философии под нимпонималось целенаправленное отражение человеком внешнего мира и самого себя внем с целью получения достоверного знания. Кратко говоря, познание – этотворческий поиск знания.
Познание является духовной стороной практическойдеятельности человека. Оно протекает в рамках системы «человек – средства труда– природа» по мере того, как человек с помощью этих орудий вскрывает «скорлупу»мира, под которой таится сущность вещей, например, – природа магнетизма,сущность жизни и т.д. Он вскрывает и постигает тайны мира.
Познание есть высший уровень информации,достигаемый человеком целенаправленно, путем постановки и решенияпознавательных проблем и задач. Информация с помощью абстрагирующейдеятельности мозга обретает знаковую форму (2+2=4), что удобно для обработки,сохранения и последующего ее использования.
Познание – это социальный процессцеленаправленной и творческой деятельности человека, в ходе которой возникаютидеальные образы внешнего мира и формируется знание как цель познания. Краткоговоря, познание это не только поиск, но и дальнейшее движение знания.
Познание как процесс представляет собойсубъект-объектное отношение. Это означает наличие и взаимодействие в нем другихсторон – субъекта и объекта. Субъект познания (индивид, социальная группа,общество в целом) осуществляет познавательную деятельность, ставит те или иныезадачи и решает их. На объект познания (отдельная вещь, часть материальногомира или же весь мир в целом) направлена познавательная активность субъекта. Входе познания объект распредмечивается (постигается чувствами и умом) иобретает иную форму существования – форму идеального (идеи, образы и др.).
Познание возможно лишь при опоре на такназываемый интеллектуальный фонд. Под ним подразумеваются совокупные знаниячеловечества, методы познания и понятийный аппарат, имеющиеся научные факты идругое. Это очень важно – опираться на уже достигнутое в познании, чтобы всякийраз не начинать его на пустом месте, с «нуля». И. Ньютон замечал в связи сэтим, что он видел в науке дальше других только потому, что стоял на плечахгигантов.
Познавательный процесс возможен лишь припомощи языка как инструмента общения. Он является коллективным достоянием всегообщества, важнейшим элементом культуры человечества. Для науки же язык естьпрежде всего накопитель и хранитель информации, гигантская кладовая знаний исведений о мире.
Познание всегда есть творчество, т.е.постоянное создание чего-то нового, ранее неизвестного. Главным критерием(показателем) творчества является новизна и общественная ценность полученныхрезультатов. Творчество есть, по выражению К. Маркса, «дьявольскисерьезное дело». Оно требует больших умственных и физических усилий (недаромведь говорят о «муках творчества»), а нередко и гражданского мужества и дажесамопожертвования. Большую роль в творчестве играет интуиция как тип мышлениясо своеобразной природой. Интуиция – это как бы внезапное озарение некоего«сверхсознания», творческое воспламенение, когда истина открывается субъектусразу, без сложной цепи логических процедур и доказательств. Она всегдаявляется результатом большой предварительной работы ума и души человека. В этомсмысле интуитивное познание доступно лишь натурам одаренным, трудолюбивым ицелеустремленным.2. Движение познавательного процесса
Итак, познание человека представляет собойразвивающийся, т.е. динамичный процесс. Это обусловлено прежде всего появлениему общества все новых и новых потребностей и, соответственно, развитием исовершенствованием практики. Именно поэтому познание и следует рассматривать,по мысли В.И. Ленина, «в вечном процессе движения, возникновенияпротиворечий и разрешения их». Какова же внутренняя логика (последовательность)познавательного процесса?
Познание есть переход от улавливания («схватывания»)внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, к постижению внутренних,относительно устойчивых связей. В итоге это дает знание сущности («тайны»)вещи. От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (размышлению),от явления к сущности, такова в основном логика движения процесса познания.Неудивительно, что Г. Гегель образно сравнивал познание с лестницей,которая убегает в глубину, где спрятана истина. От описания к раскрытию иобъяснению причин – таков ход познания.
Первая ступень (уровень) познанияпредставляет собой чувствительное (эмпирическое) познание, или «живоесозерцание», по определению В.И. Ленина. Оно проявляется прежде всего вформе ощущения, в котором отражаются отдельные признаки и свойства предметов,например, температура воды, цвета радуги. С помощью восприятия формируетсяцелостный образ явления или предмета (образ воды в реке, радуги в небе и т.д.).Представление помогает человеку сохранить в своей памяти образ предмета илиявления, которые он когда-то наблюдал в своей жизни.
Эмпирическое познание всегда субъективно поформе и индивидуально по своему характеру. Это неизбежно порождает многообразиесуждений и оценок относительно одного и того же явления, например, выявлениепотребительских свойств вещи. Однако оно в основном все же обеспечивает связьчеловека с внешним миром и правильную ориентацию в нем. Дело и в том, чтокаждый предмет имеет свои объективные (независимые от человека) свойства ипараметры, знание которых и дает человеку возможность верно ориентироваться вокружающем мире. Но все же эмпирическое познание ограничено в своихвозможностях, поскольку фиксирует лишь внешнюю сторону предметов мира. Оноимеет пределы и в связи с ограниченными возможностями самих органов чувств – зрения,слуха и др. На протекание «живого созерцания» влияет психологическое состояниечеловека (страх, гнев и иные негативные эмоции), которое может уводить всторону от истины. Неудивительно, что на ступени эмпирического познания имеетместо отражение «обманчивой видимости вещей», «мира явлений», что еще не даетполной картины того, что есть на самом деле.
Вторая ступень (уровень) познания – рациональное,или теоретическое познание («абстрактное») мышление. Оно проявляется преждевсего в форме понятия, которое отражает в мышлении общие признаки и свойствапредметов. Например, понятие «человек» фиксирует то общее, что присуще всемпредставителям этого биологического вида. Понятия, как обыденные так и научные,составляют скелет мыслительного процесса. Суждение – это логическая связьпонятий, посредством которой отражаются зависимости между вещами. Вот примерпростейшего суждения: «Человек есть разумное существо». Умозаключениепредставляет собой связь между двумя или несколькими суждениями. Вот примерпростого умозаключения: «Человек есть разумное существо. Следовательно, онможет познавать окружающий мир».
Рациональное познание позволяет человекупостигнуть внутреннее (скрытое) в вещах – их структуру, сущность, законы идругое. Это касается также и познания социальных явлений. Они настолько сложны,что их невозможно увидеть даже в микроскоп, например, духовные отношения.Названные нами выше особенности рационального познания резко расширяютвозможности человека. В итоге к деятельности человеческого глаза как весьма совершенногооргана чувств добавляется еще и деятельность абстрактного мышления. Этопозволяет человеку обобщать великое множество фактов и событий, познавать дажете вещи, с которыми он непосредственно не соприкасается. Рациональное познание –это исследование «мира сущностей», и поэтому оно составляет важнейший компонентлюбой науки.
Выделение нами в процессе познания двухступеней (эмпирической и рациональной) вовсе не означает, что они существуютсами по себе в некоем «чистом» виде и обособленно друг от друга. Нет, «живоесозерцание» всегда предполагает мыслительную деятельность человека, размышлениео наблюдаемом предмете. С другой стороны, абстрактное мышление не будет иметьникакой ценности, если не станет опираться на эмпирические сведения о внешнеммире.
Наличие в познавательном процессе двухотносительно самостоятельных ступеней (компонент) обусловило существование иборьбу в истории философской мысли двух противоположных течений – сенсуализма ирационализма, их острую полемику.
Сенсуализм (Д. Локк, К. Гельвеций,Л. Фейрбах и др.) всегда подчеркивал особую роль чувств в познании. Егоисходный тезис звучал так: «Все, что есть в знании получено из чувств».Сенсуализм преимущественно есть философский материализм, поскольку онруководствуется идеей первичности материи как объекта познания человека. Однакоимел место и идеалистический сенсуализм. Его исходный тезис звучит еще болеерадикально: «Нет ничего, кроме ощущений». Такая точка зрения («мир есть мое «я»»)называется солипсизмом.
Напротив, рационализм (Р. Декарт, И. Кант,Г. Гегель и др.) всегда настаивал на особой роли разума как якобыединственного и достоверного источника человеческих знаний. Его исходный тезисзвучал так: «Все, что есть в знании, получено посредством разума». Рационализмозначает безграничную веру в человеческий разум, в знания как основнойдвигатель общественного прогресса.
Сенсуализм и рационализм представляют собойдва крайних подхода к объяснению источников и природы знания, внутренней логикипознавательного процесса. Крайних же позиций желательно избегать, что и былопредпринято, в частности, И. Кантом в его учении о трех ступенях (формах)познания. Он выделил чувственное, рассудочное и разумное познание, разграничивих предмет и функции. Немецкий философ не противопоставлял между собой этиступени, показывая их необходимость и значение каждой в отдельности. Его учениеявилось большим вкладом в исследование «анатомии» познавательного процесса,форм его проявлений и границ.
Процессу познания присущи и определенныепротиворечия. Они символизируют собой извилистость, проблемный и дажеконфликтный характер познания. Назовем некоторые из имеющих место противоречий.
Противоречие между субъектом и объектом (т.е.между человеком и внешним миром) является вечным и совершенно естественным. Онопредставляет собой несоответствие между потребностью человека в практическомпреобразовании мира и недостатком (или же отсутствием вообще) знаний о нем.Собственно говоря, с этого несоответствия всегда и начинается процесс познания.Известно, например, что К. Маркс взялся за написание «Капитала» в силугорячего желания устроить мир «по-человечески» и недовольства недостаткомтеоретических знаний об экономическом устройстве современного ему буржуазногообщества.
Иногда познанию присуще противоречие междуданными органов чувств и мысленно-понятийным отражением внешнего мира. Известноведь, что восход Солнца можно объяснить с помощью органов чувств, полагая, чтодвижется лишь Солнце вокруг неподвижной Земли. Но это явление можно объяснить ис помощью научных размышлений, доказывая подвижность обоих небесных тел. Этопротиворечие разрешается путем экспериментальной проверки наших предположений спомощью системы логических доказательств и суждений.
Противоречие между сложившейся теорией ипоявившимися новыми научными фактами и экспериментальными данными такжеестественно для познания. В таком случае требуется или уточнить теорию спомощью этих фактов или же, наоборот, признать ее устаревшей и исчерпавшей себяи свои возможности.
В ходе познания возникают противоречия междутечениями в науке, школами и отдельными теориями. Такое противоречие имеетместо и в философии, например, – между «линией Демокрита» и «линией Платона» –Обычным является несоответствие между стремлением человека познать внешний мирполнее и точнее и наличием субъективных и объективных пределов для этого (рамкаспособностей человека, недостаточный уровень развития науки и техники и др.).Противоречия вполне естественны для человеческого познания как живого иразвивающегося процесса. Их общей основой является практика, общественнаяжизнь. Противоречия и разрешаются в ходе практики путем поиска новых методов ифактов, совершенствования интеллектуальных способностей субъекта познания.
Заключение
Познание – это отражение сознанием человекадействительности в чувственных и логических формах. У познания две цели: а)прямая, непосредственная – получение знания, достижение истины, б) косвенная,опосредованная – использование полученных знаний в практической деятельности.Понятно, что вторая цель (практическая) базируется на первой (теоретической).
Можно выделить три этапа познания.
1. Чувственное познание, где главнуюроль играют органы чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Они непосредственно связывают человека спредметным миром, они дают чувственный материал для нашего логическогомышления. Основными формами, результатами чувственного познания являютсяощущения, восприятия и представления. Ощущение – это чувственное отражениеотдельных свойств предметов (ощущение цвета, звука, температуры, веса и т.д.).Восприятие – это чувственный образ предмета в целом, совокупность, комплекс,единство ощущений (образ человека, образ дерева и пр.). Представление – этообраз ранее воспринятого предмета, хранимый нашей памятью (зимнее представлениео лете, представление отсутствующего человека и т.п.).
Образное мышление и оперируетпредставлениями, создавая все более сложные их формы (комбинированные,ассоциативные представления);
2. При логическом познании доминируетабстрактное мышление человека во всеоружии его операций: анализа, синтеза,сравнения, обобщения, абстрагирования и т.д. Основными формами логическогопознания являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это отражениесущественных общих свойств предметов в словесной форме (атом, человек, дерево,пространство, техника). Суждение – это связь понятий, дающая новое знание(например: «Техника – это искусственные материальные средства человеческойдеятельности» или «Сознание – это свойство мозга»). Умозаключения – это связьсуждений, дающая новое знание (например: «Все люди обладают сознанием. Я – человек.Следовательно, я обладаю сознанием»),
3. Практический этап познания, когдаполученные знания применяются на практике и проверяются, уточняются,корректируются в ходе практической деятельности человека. Практика какматериальная деятельность имеет важное значение для познания:
• она является основой и источникомпознания,
• она является конечной целью познания,
• она определяет потребность познания,
• она является критерием оценки результатовпознания, проверки их на истинность и ложность.
Итак, познание – это неотъемлемое свойствочеловеческой натуры, вечный поиск истины. Он вмещает в себя муки творчества,радость от удач и досаду от допущенных ошибок. Каждому встающему на путьпознания следует знать, говоря словами Д. Бруно, что тысячи дорог ведут кзаблуждению, но лишь одна – к Истине.
Списоклитературы
1. Бучило Н.Ф.,Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие – М.: Знание, 1998.
2. Горбачев В.Г. Основыфилософии: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
3. Зеленев Л.А.,Владимиров А.А. Основы философии: Учеб. пособие для пед. училищ. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4. Лекторский В.А. Теорияпознания // Вопросы философии. – 1999. – №8. – с. 72–73.
5. Суркова Л.В. Оттеории познания – к философии познания // Вестник МГУ. Философия. – 2001. –№2. – с. 3–4.