Реферат по предмету "Философия"


Понимание субстанции в философии

Содержание
1. Понимание субстанции в философии
2. Философское понимание материи
3. Система организации материи
Литература
1. Понимание субстанции в философии
 
Субстанция (от лат. substantia-сущность)- объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм еесаморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека иего сознание, и поэтому, это фундаментальная категория научного познания. [1]
В истории философии первоначально субстанция понималась каквещество, из которого состоят все вещи. В разное время субстанция интерпретироваласьпо-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностноесвойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основаниеи центр изменений предмета, как логический субъект.
Уже в античной философии вычленялись различные субстанции,которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (например,атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла — земля, огонь, воздух и вода). Вообщевпервые о субстанции заговорил родоначальник европейской науки и философии,математик Фалес из Милета (ок.625 — 547 до н. э). Фалес произвел буквальнопереворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего,обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведьона пронизывает собой все.
Преемник Фалеса Анаксимандр (ок.610 — после 540 до н. э)первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первоосновувсего сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельнуюсубстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечноеначало характеризуется как божественное, созидательно — движущее начало: ононедоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. [2]
Третий представитель Милетской школы — Анаксимен (ок.585 — 525 до н. э) полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его какбесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Т.о. всемилетцы осуществили прорыв своими мировоззрениями, в которых однозначно былпоставлен вопрос: «Из чего все?». Ответы у них разные, но именно ониположили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего:к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей иявлений мироздания.
Античный философ Демокрит (ок.470 до н. э) все первоначалосводил к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь, состоят из большогоколичества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но поотдельности чувственно не воспринимаемых. Мир — это единое целое, состоящее избесчисленного множества мельчайших неделимых частичек — атомов, движущихся впустоте. Атомы, согласно Демокриту, неделимы, вследствие своей абсолютнойплотности, отсутствия в них пустых промежутков и абсолютной малости. Атомы ипустота — единственная реальность. Соединение атомов образуют все многообразиеприроды. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Душа,согласно Демокриту тоже состоит из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е.идеальное мыслилось у него наравне с материальным — с единой субстанцией.
Античный философ Аристотель (384 — 322 до н. э), воззрениякоторого являют собой грандиозную систему конкретно — научного и собственнофилософского знания, отождествлял субстанцию с первой сущностью, характеризуяее как основу, неотделимую от вещи, ее индивидуальности. Он разработалиерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или«субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь купрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только трикатегории: субстанцию, состояние, отношение. Трактовка Аристотелем формы какпервопричины, обусловливающей определенность предмета, послужила истоком нетолько различения духовной и телесной субстанций, но и спора о так называемыхсубстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию.
Исходя во многом из учения Аристотеля Фома Аквинский (1225 — 1274) рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистуюформу», «чистую актуальность». Сущность всего телесногозаключается, считал он, в единстве формы и материи. Материя — тольковосприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», иболишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Вслед заАристотелем Фома Аквинский делил сущее на субстанции и акциденции. Акциденции, т.е.атрибуты, свойства субстанции (качество, количество, отношение, место, время ипр) являются определениями субстанции.
В философии нового времени выделяются две линии анализасубстанции. Первая, связанная с онтологическим пониманием субстанции какпредельного основания бытия, была начата в эмпиризме английского философаФренсиса Бэкона (1561 — 1626) на пути качественного описания субстанциальныхформ и отождествления субстанции с формой конкретных вещей.
Этой качественной трактовке субстанции противостоятрационалистические воззрения Рене Декарта (1596 — 1650). Субстанция являетсяфундаментальным понятием его учения. Декарт твердо и ясно установил двапринципа научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно какмеханистическое, явления внутреннего духовного мира необходимо рассматриватьисключительно сточки зрения ясного рассудочного самосознания. Мыслительотвергал одушевленность животных: душа по Декарту, присуща только человеку,составляя особую субстанцию. Причем субстанция характеризуется как вещь, но нев обычном, а в метафизическом смысле: как сущее вообще, которое самодостаточнов отличие, например от свойств, функций, отношений и т.п.
По сути, под субстанцией Декарт имел в виду Бога: ведь всеостальное есть нечто тварное, т.е. созданное Богом. Но это один аспектвоззрения. Второй заключается в том, что Декарт разделил сотворенный Богом мирна два рода субстанций — духовную и материальную. Материальная субстанцияделима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладаютсоответствующими атрибутами — мышлением и протяженностью, а прочие атрибутыпроизводны от них. Так, впечатления, воображение, желание, чувства — это модусымышления. А фигура, положение, движение — модусы протяженности. Духовнаясубстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные вопыте.
Т.о. духовный мир человека есть нечто врожденное. Кврожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, а такжебольшинство оснований математики и логики (например, «две величины равныетретьей, равны между собой). Эти идеи есть истины как воплощение естественногосвета разума.
В своем подходе к субстанциям Декарт выступал с позицийдуализма, т.е. признания двух независимых субстанций. Декарт был вынуждендопустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность,существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции.
Противоречия дуализма в объяснении взаимоотношениясубстанции были преодолены нидерландским философом Бенедиктом Спинозой (1632 — 1677) на основе пантеистического монизма: для него мышление и протяженность — не две субстанции, а два атрибута единой субстанции. Он решительно отвергалпредставление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существуетсама через себя. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единуюбесконечную субстанцию.
Спиноза утверждал, что существует единая находящаясявне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается вкаких — либо других причинах. Необходимость причин и следствий, проистекающихиз внутренних законов единой субстанции — единственный принцип мировогопорядка. Единая субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами, т.е. неотъемлемымисвойствами — протяжением и мышлением. Наряду с протяжением материя, начиная откамня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени:человеческое мышление — лишь частный случай мышления вообще. Мышлениетрактовалось как своего рода самосознание природы.
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1645 — 1716) всвоей монадологии вычленял множество простых и неделимых субстанций, обладающихсамостоятельностью, активностью и изменчивостью. Мир, считал Лейбниц, состоитиз мельчайших элементов, или монад, — духовных элементов бытия, обладающихактивностью и самостоятельностью. Следовательно, к понятию субстанции Спинозыприбавляется понятие деятельной силы. Однако, Лейбниц „изъял“ изединой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, поЛейбницу, возвышается над телесным миром.
Вторая линия анализа субстанции — гносеологическоеосмысление понятия субстанция, его возможности и необходимости для научногознания. Она была начата английским философом Джоном Локком (1632 — 1704) в егоанализе субстанции как одной из сложных идей и критике эмпирически-индуктивногообоснования идеи субстанции. Также английский философ Дж. Беркли (1685 — 1753)вообще отрицал понятие материальной субстанции, допуская лишь существование духовнойсубстанции. Д. Юм, отвергая существование как материальной, так и духовнойсубстанций, видел в идее субстанции лишь гипотетическую ассоциацию восприятий внекоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию.
Величайший философ Новейшего времени Иммануил Кант (1724 — 1804), развивая гносеологический анализ понятия субстанция, указывал нанеобходимость этого понятия для научно-теоретического объяснения явлений.Категория субстанции, по Канту, — »… условие возможности всякогосинтетического единства восприятий, то есть опыта… "[3].В отличие от недиалектического понимания субстанции как неизменного,вещественного субстрата, Кант рассматривал субстанцию как нечто внутреннеизменчивое.
Этот подход был развит немецким философом Георгом Гегелем (1770- 1831), который выделял внутреннюю противоречивость субстанции, еесаморазвитие. Однако диалектическая трактовка субстанции как субъекта, развертывающегосвое содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для негосубстанция — ступень развития «идеи», а не бытия.
Для современной западной философии характерно негативноеотношение к категории субстанции и ее роли в познании. В различных теченияхнеопозитивизма понятие субстанция рассматривается как рудимент обыденногосознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира инатурализации восприятий.
Французский мыслитель А. Бергсон (1859 — 1941), критикуямеханицизм и догматический рационализм, утверждал, в качестве субстанции жизнькак некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх»,а материя «вниз». Материя, отождествляемая с прерывностью,пространством и миром «твердых тел», оказывает сопротивление жизни истановлению. Сущность жизни, по Бергсону, постижима лишь с помощью интуиции,которая интерпретировалась как своеобразная симпатия и которой доступнонепосредственное проникновение в сущность предмета путем как бы слияния с егоуникальной природой.
В лингвистической философии понятие субстанциярассматривается как исходный принцип натуралистической метафизики, а еговозникновение объясняется специфической структурой европейских языков, длякоторых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Наряду сэтой линией истолкования понятия субстанции существует ряд направленийидеалистической философии, которые сохраняют традиционную трактовку субстанции(неотомизм, неореализм).
Диалектико-материалистическое учение о субстанции было развитоК. Марксом в его анализе капиталистического производства и форм стоимости. Сточки зрения диалектического материализма категория субстанция — одна изуниверсально-логических характеристик материи как активной причины ееизменений, форма причинного объяснения объективного мира. В противоположностьфеноменалистскому отрицанию категории субстанции марксизм подчеркивает еенеобходимость для научно-теоретического анализа действительности.2. Философское понимание материи
Первое, что поражает воображение человека, когда оннаблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов,свойств и отношений.
Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения,первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всехпревращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвалипервоматерией. Одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды),другие — их огненной материи, третьи — из воды, огня, земли и воздуха. Этоестественное воззрение на происхождение всего многообразия мира положило началонаучному объяснению многих явлений природы и общества. На этой основе возниклипервые теории о происхождении Солнечной системы и Земли, гипотезы о строениивещества. В дальнейшем представление о материи углубляется и одновременноутрачивает чувственно-конкретные черты, становится более абстрактными. Еще в V в. до н.э. возникла идея об атомном строении материи. В XVII — XVIIIвв. она становится господствующей. Материя мыслителя в виде совокупностиабсолютно плотных, неделимых частиц — атомов, совершающих механическое движениев пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, И. Ньютон ввел вфизику понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения и основныезаконы динамики.
В конце XIX в. атомистическаяконцепция строения материи перешла границы своего механического толкования:выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрическизаряженных частиц — ядер, электронов.
За этими открытиями последовали другие. Все это подтолкнулофилософию и естествознание к решению сложных вопросов определения дальнейшихпутей познания структуры материи.
Некоторые философы считали, что материально лишь то, чтовещественно, что можно непосредственно видеть, осязать, обонять. Номикроявления недоступны непосредственному восприятию органами чувств. В этомстранном для обычных представлений мире материя предстала в новом свете — безцвета, запаха, твердости, без тех свойств, с которыми люди привыкли связыватьпонятие материального. На основании новых данных науки создавались новыеконцепции, противоречившие «очевидным» результатам наблюдений, ноотвечавшие более точным экспериментам и более изощренному ходу научной мысли.Из факта непосредственной не воспринимаемости микроявлений делался вывод онематериальном характере этих явлений. Материя стала представляться кому каксовокупность электронов, кому как энергия, а кому и как устойчивый комплексощущений.
У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общийпризнак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо иликосвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего, поэтому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когдаговорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не толькопрямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть, осязать,например, отдельных атомов. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.
Нередко встречается выражение: «Вещи состоят из материи».Это неточно. Вещи не состоят из материи, а есть конкретные формы ее проявления.Когда человек ставит себе цель отыскать единообразную материю как некотороепервоначало всего, то он поступает таким же образом, как если бы вместо вишен игруш захотел съесть плод вообще. Но это, конечно, абстракция. [4]
Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечтонеизменное — изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать навкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не естьодна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Всесуществующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ееформах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи.Материя — это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным,относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.
Одним из атрибутов материи является ее неуничтожаемость, котораяпроявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи впроцессе ее изменения. Исследуя фундамент материи, современная физика открылавсеобщую превращаемость элементарных частиц. В непрерывном процессе взаимныхпревращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений.Превращение механистического движения вследствие трения приводит к накоплениювнутренней энергии тела, к усилению теплового движения его молекул. Тепловоедвижение в свою очередь может превратиться в излучение. Закон сохранения ипревращения энергии гласит: какие бы процессы ни происходили в мире, общееколичество массы и энергии остается неизменным.
Любой материальный объект существует лишь в связи с другимии через них связан со всем миром. Ни один элемент материи не уничтожается ни вочто, а оставляет определенное следствие и не возникает ни из чего, а всегдаимеет определенную причину. Гибель конкретной вещи означает лишь ее превращениев другую. Рождение конкретной вещи означает возникновение ее из другой.
Мир сохраняется лишь благодаря постоянному разрушению самогосебя. Изменение материи осуществляется только в связи с ее сохранением.Сохранение материи в свою очередь выявляется лишь в процессе изменения ее форм.
Принцип неуничтожаемости и несотворимости материи имеетбольшое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такиефундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда, четности имногие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы, которые происходятв различных областях природы.
Материя лежит в основе деления философов на материалистов иидеалистов, ведь каждое сколько-нибудь последовательное философское мышлениеможет выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. Впервом случае это материалистический монизм, во втором — идеалистическиймонизи. Существуют также философские учения, которые стоят на позицияхдуализма. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание,разум, в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание,считают материалисты, принадлежит не к какому — то потустороннему миру, а кматериальному миру, оно является естественным свойством высокоорганизованнойматерии.3. Система организации материи
Материя имеет разнообразное, зернистое, прерывистоестроение. Она состоит из частей различной величины, качественнойопределенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов,комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем,галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе срезонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается около100.
С «прерывными» формами материи неотделимо связаны«непрерывные» формы. Это разные виды полей — гравитационные,электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют имвзаимодействовать и тем самым существовать.
Все частицы независимо от природы обладают волновымисвойствами. И наоборот, всякое непрерывное поле является вместе с тем иколлективом частиц. Таково реальное противоречие в строении материи. Мир и всев мире — это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Подструктурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность,закономерный порядок связи элементов в составе целого. [5]Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организацией.
Основные структурные уровни материи.
Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которыххарактеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Основныеструктурные уровни матери таковы. Субмикроэлементарный уровень — гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которойрождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далееобразуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы(атомный уровень), а из них — молекулы (молекулярный уровень), измолекул формируются агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопическийуровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планетыс их спутниками, звездные системы, объемлющие их метагалактики. И так добесконечности (космический уровень).
Кроме сконденсировавшегося в виде небесных тел вещества воВселенной имеется диффузная материя. Она существует в виде разобщенных атомов имолекул, а также в виде гигантских облаков газа и пыли различной плотности. Всеэто вместе с излучением и составляет безбрежный мировой океан разнеженноговещества, в котором как бы плавают небесные тела. Космические тела и системыформируются в результате сгущения туманностей, ранее заполнявших обширныепространства. Следовательно, космические тела возникают из материальной среды врезультате внутренних закономерностей движения самой материи. [6]
После того как материальные образования с атомного уровняподнялись на более высокий, молекулярный уровень, в течение нескольких миллиардовлет шло усложнение химических веществ. Постепенное усложнение молекулуглеродистых соединений привело к образованию органических соединений (органическийуровень). Постепенно образовывались все более сложные органическиесоединения. Наконец, возникла жизнь (биологический уровень).
Жизнь явилась необходимым итогом развития всей совокупностихимических и геологических процессов на поверхности Земли. Примерно двамиллиарда лет назад началось постепенное «растекание» живого поповерхности Земли. Эволюция живого шла от примитивных, доклеточных формсуществования белка к клеточной организации, к формированию сначалаодноклеточных, а потом многоклеточных организмов с все более и более сложнойструктурой — беспозвоночные, позвоночные, млекопитающие, приматы. Наконец, мывидим самих себя стоящими на самой последней ступени величественной лестницыпоступательного развития (социальный уровень). Правомерно допущение, чтоза пределами земной цивилизации существуют гигантские космические цивилизации,созданные разумными существами (метасоциальный уровень).
Понятие структуры применимо не только к различным уровнямматерии, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материиобусловлена существованием единой структурной организации материи, что вытекаетиз тесной взаимосвязи всех известных ныне уровней структурной организации.
Различные структурные образования материи — это не случайноескопление ничем не связанных между собой частиц, это структурные образованияразных ступеней и степеней сложности. Одни из них, более простые и мелкие,являются составными частями других, более крупных и сложных, и предшествуют ихобразованию. Различные виды частиц — это не только «элементы» дискретнойорганизации вещества, но и «ступени», «узловые точки» егоразвития.
Всем уровням организации материи свойственны, во-первых,некоторые общие закономерности, во-вторых, связь, взаимодействие различныхуровней. Эта связь проявляется, прежде всего, в том, что простые формыорганизации всегда сопровождают сложные. Например, механистическое движениепроисходит и при тепловых, и при электромагнитных, и при химических, и прибиологических, и при общественных явлениях. В свою очередь тепловое,электромагнитное, химическое движение происходит в живых организмах.
Литература
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник.- М.: ТЕИС, 1996. — 580 с.
2. Кальной И.И. Философия: Учебник. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. — 447 с.
3. Канке В.А. Основы философии:Учебник. — М.: Логос, 2003. — 288 с.
4. Основы современной философии:Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. — СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 295 с.
5. Скирбек Г. История философии:Учебное пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — 715 с.
6. Спиркин А.Г. Основы философии:Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат, 1988. — 592 с.
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарики, 2002. — 736 с.
8. Философия: Учебное пособие / Подред. В.И. Кириллова. — М.: Юристъ, 2001. — 376 с.
9. Философия: Учебник для вузов /Под ред. Лавриненко В.Н. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 584 с.
10. Философский словарь / Под ред.М.Т.Фролова. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
11. Философия. Элементарный курс:Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2001. — 331 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.