Реферат по предмету "Философия"


Позитивизм

Следует отказаться от метафизики.
Конт:
Наука — совокупность научных знаний.Позитивизм ® знание. {Закон постоянного подчинениявоображения наблюдению}.
Всякая теория должна опираться наэксперимент. Но, чтобы начать эксперимент, нужна теория.
Законтрех последовательных стадий интеллектуальнойэволюции человека:
Каждая отрасль проходит три стадии.
1.   Теологическая стадия. Все явленияобъясняются при помощи богов, духов.
2.   Метафизическая стадия. Ссылка напервосущности: форма, субстанция, материя, вода.
3.   Позитивная (научная) стадия.Описание + обобщение. Отказ от окончательных объяснений.
Основной метод науки — феноменологический (описательноеобобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем попытки обобщить.
Закон подчинения воображения наблюдению.
Вся информация из наблюдения, т. е. должны строитьсятеоретические конструкции, которые хоть не сейчас, но потом должныэкспериментально подтверждаться.
Иерархия наук (энциклопедический закон).
Математика — астрономия — физика — физиология — социология.
Основные принципы:
1.   от простого к сложному
2.   от абстрактного к конкретному
3.   временной
Позитивное знание — знание, которое можно использоватьна практике.
“Наука — это сама по себе философия”.
Задача философии охватывать совокупность наук, познаниенаиболее общих законов,  систематизация научных знаний.
Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести всеиз одного принципа или закона. Роль философии — минимизировать число этихзаконов.
Законы науки:
 Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.
Социальная концепция:
Конт придумал социологию — наука об обществе. Человек впроцессе своей жизни приспосабливается к условиям среды.
Социологическая концепция включает три раздела:
1.   Социальная статика.
2.   Социальная динамика.
3.   Политика.
Социальная статика ® государственныеинституты: семья, государство, церковь.
Функции семьи: преодоление природы эгоизма, воспитание.
Функции государства: порождение общественного духа.
Идеальная структура правления — соединение церкви игосударства.
Социальная динамика:
Теологический период до 1300 г.
Метафизический до 1800 г.
Позитивный.
Социальная политика. Совмещение государства с церковью(нетрадиционные религии должны уйти в сторону). Философы и ученые — позитивныесвященники.
Джон Стюарт Миль:
1.   Четыре метода научной индукции:
а)метод сходства
АВС® d
BMT ® d
POB ® d
________
  B ® d
б)метод различия
ABCM ® d
ABC ¹ d
________
M ® d
в)метод сопутствующих изменений
ABC1  ® d1
ABC2  ® d2
ABC3  ® d3
________
C ® d
г)метод остатков
ABC ® xyz
A ® x
B ® y
________
C ® z
Спенсер:
Происхождение мира:
1.   Мир сам по себе.
2.   Кто-то создал.
3.   Всегда есть и будет.
Все эти три возможности никуда не годятся: человек не можетпонять как все из ничего. Это невозможно, так как невозможно представить(путает представление с понятием).
Все наши знания ограничены нашим опытом. Наш опыт имеетдело с тем, что произошло, а не с тем, что существует.
Наука имеет предел познания. Познаваемые явления:сходство и не сходство.
Наука познает принцип действия (ответ на вопрос как).
Непознаваема конечная причина мира, материя.
Прогресс в обществе связан с прогрессирующимразделением общественного труда. (противник Михайловский)
Позитивная философия отличается от науки тем, что оназакончена.
Наука — это отдельные категории.
Абстрактное знание — математика.
Абстрактно-конкретные: физика, химия.
Эволюция: от хаоса к порядку.
Движение по линии наименьшего сопротивления.
Теория эволюции основана на механике Ньютона.
Эволюционный процесс движения от однородного кразнородному и от хаоса к порядку от неопределенности к определенности). Вконечном итоге в системе силы уравновешивают друг друга.
Эволюционная стадия сменяется стадией стабилизации. Системаподвергается воздействию других систем ® возмущение ®развивается деградация, т. к. система замкнутая ® тоцикличность.
2 позитивизм.
Эмпириокритизм (критика опыта). Не построение теории, асоздание теории научного знания. 
Мах, Авенариус.
Субъективно-идеалистическая концепция.
Основа знания — чувства и ощущения.
Беркли — комплекс ощущений.
Объекты из элементов опыта: $явления и мы сами.
Цель — установление зависимости одних наших ощущений отдругих.
Принцип экономии мышления (меньше элементов дляпознания).
Всякое знание формируется в суждении.
Неопозитивизм.
Шлик, Карнап, Витгенштейн, Рассел и др.
Философия из трех положений ®которые можно проверить на опыте.
Надо упростить, т. к. философия  написана запутаннымязыком… Процесс познания, процесс мышления доступен в логическом мышлении лишьв языковой форме. 
(Логический позитивизм. Философия вообще не имеетпредмета исследования. Особый род теоретической деятельности. Логический анализнаучных выссказываний и обобщений.)
Они хотели включить науку в философскую истину — то,что наблюдаем...
Опыт ® осмысление ®истина.
Предположения, не связанные с опытом ®молекулярные слагаются из атомных.
Истина – совпадение выссказывания непосредственно сопытом человека.
Верификация — каждое предположение должно бытьпроверено на истинность через опыт (относится только к частным выссказываниям).
Мягкая верификация – правдоподобные теории.
Ученые должны исходить из предпосылки, что верификациявсегда логически возможна.
Надо освобождаться от положений, которые нельзяпроверить. Но напрямую не проверяется.
До Поппера — кумулятивная теория — все знание наобобществление фактов — знание растет в виде пирамиды; основание — эти знания;вершина — выводы.
{Поппер: “Это не так”.}
Теория есть, чтобы уравнивать мир. Мы всегда стремимсяне перекапывать, а понять глубину явления.
Инструмент — Мах, Эссенц. — внутренняя природа объекта.
{Сущность — Галилей, Ньютон (стремятся к основнойистине).}
Постпозитивизм.
Критический рационализм. Наука как целая, дигамическая,развивающаяся система.
Поппер. Антикоммулятивнаямодель знания.
Познание начинается не с констатации факта, а свыделения какой-либо теории.
Научный метод — это предположительная догадка илиопровержение.
Фальсификации.
У ученого нет критерия истины и окончательноподтвердить теорию нельзя.
Принцип фальсификации:
Теория ® Е, ùЕ (верно, не верно)
____________________________
ùТ — теория отвергается
Отвержение неистинности. Высказывание истино, если не опровергнутоопытом.  Научное знание не сводимо к опытному, необходимо еще теоретическоезнание. Фальсификация – установка на критический аанализ содержания научногознания.
Критерий отличия научного и не научного — фальс. теории(в теории должны быть рискованные предположения)
Теорию никогда нельзя подтвердить, а опровергнутьможно.
Концепция трех миров.
1.   мир физических явлений
2.   мир психических явлений
3.   мир знаний
Мир объективных знаний возникает в результатевзаимодействия 1 и 2, а далее развивается самостоятельно.
Р1  — проблема 1, Т  — теория;
Р1 ® ТТ  ®ЕЕ  ® Р2
ТТ — процесс теории, ЕЕ — процесс фальсификации.
Р2 — проблема 2.
Метод фальсификации.
Выдвигается гипотеза — проверка на опыте — выдвигаетсяновая теория. Процесс бесконечный.
Гипотетика — дедуктивная модель знаний.
Истина — бесконечно удаленная точка.
Ученый может лишь опровергать.
Кун.Структура научных революций.
Науное познание осуществляется сообществомученых-профессионалов, действующих по определенным неписанным правилам. 
Парадигма — некоторый базис на который опирается приисследовании сообщество ученых.
Основная теоретическая концептуальная схема, модельпостроения решения, методы исследований и ценность, господствующая в данныймомент времени в научном сообществе.
Парадигма — это правила игры.
Научная теория – более низкий уровень абстракции.Теории в разных парадигмах несопоставимы, получают новое содержание.
  Труды — каков характер, чтобы парадигма...
1. беспрецедентный характер — должны отворачивать отпредыдущих исследований и давать тему новых исследований.
2. Многие наводят порядок в рамках парадигмы.
Это нормативная наука:
а) Изучая набор фактов, показательных для сути вещей.
б) Факты интересны — сравниваем с парадигмой.
(смещение перигелия Меркурия)
в) Парадигма эмпирически подгоняется.
В процессе вскрываются новые факты.
Это эволюционный этап.
Ответственность не на парадигме, а на исследовании.
Кризис в науке — возникает множество новых теорий.
Нужна новая парадигма.
1.   Должны объяснить старые факты.
2.   Должны объяснять новые факты +перспективы дальнейших исследований.
Переход — научная революция (необходимы волевые факторы– убеждение и вера в успех новой парадигмы, но опирающиеся  на рациональныйеобоснования)..
Характер перехода — иррациональный. Развитие науки –скачкообразный процесс, смена парадигм.
Многие считают старую частной новой. Но новая парадигма- это новый взгляд на мир. Новое не соизмеримо.
У них другой кардинальный базис.
1.   Парадигмальность научного знания.
2.   Господство определенной парадигмы вопределенный момент времени, в спр.
3.   Несоизмеримость новой и старой.
Лакатос.
Концепции ® концепциинаучно-исследовательских программ (НИП).
Научно-исследовательские программы ®основные единицы развития.
1.   Ядро  — жесткая совокупностьсуждений, теоретическая основа  данного стиля мышления.
2.   Защитный пояс – суждения,связывающие НИП с эмпирическими данными.
3.   + положительная эвристика (рядпредположений, рекомендует предпочтительные пути).
4.   – негативная эристика (какие путиследует избегать).
Все получается добавлением вспомогательных гипотез.
Ядро ® неопровержимое научноедопущение.
Защитный пояс — то, что может и должно поняться.
Вспомогательная гипотеза — превращает контур примерно в“+”.
Методология проведения.
Конкурирующие научно- исследовательские программы (наоснове их эвристической силы в объяснении эмпирических фактов) – историяразвития науки..
Рассмотрим рост “зрелой” теоретической науки как сменуисследовательских программ, представляющих непрерывно связаннуюпоследовательность.
Развитие науки зависит от смелости ученых разрушатьпринятые стандарты.
Фейерабенд.
Методологическая концепция: невозможность не толькоподтвердить,  но и опровергнуть.
" опыт теоретически нагружен, т. е. не $ независимыйэксперимент. Это теоретический реализм.  + Теоретический плюрализм.
Методологический принцип пролиферации (размножение)теорий. Ученые  должны стремиться создавать теории не совместимые ссуществующими и признанными теориями. Ускоряет развитие науки.  Научные терминытеоретически нагружены, их щначение определяется из соответствующеготеоретического контекста. Значения терминов в разных теориях несопоставимы другс другом (против принципа инвариантности в неопозитивизме). Деятельностьученого не поддается никаким рациональным нормам. Развитие науки иррациональноиз-за рекламы теорий. В этом смысле наука ничем не отличается от религии илимифа и представляет собой одну из  форм идеалогии.
Для плодотворного развития нужна борьба теоретическихидей (все должны оставаться; не надо ничего отбрасывать).  Anythings goes – все подходит.
Методологический анархизм – никаких методологическихуказаний быть не может.
Фейерабенд ® все допущения ( еслируководствоваться старым методом, то ничего не отвергает).
Наука, религия, магия равноправны.
Кстати о птичках. Ведь теорию Эйнштейна еще неопровергли. А много раз пытались. Что же ты об этом думаешь?
А ты в курсе, что помимо теории, решений, экспериментовв твоей научной работе есть предположения и упрощения. Насколько уверенно можноговорить о том, что этим можно пользоваться?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.