Содержание Введение 1 Лицензирование туристской деятельности 2 Сертификация как гарантия качества туристских услуг 15 Заключение 29 Список литературы 30 Введение В настоящее время в России туризм признан одним из при¬оритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организации туристской деятельности государственного уп¬равления туризмом
Департа-мента туризма Минэкономразвития Рос¬сии, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме. Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенци¬ал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского
потока. Это является весьма низким показате¬лем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью. Согласно оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) в настоя-щее время наиболее перспективными сегментами рынка, рас¬тущими опере-жающими темпами, являются: • экологический туризм. Нужно отметить, что ООН официально объявила 2002 г. годом экологического туризма; • культурно-познавательный
туризм, охватывающий 10% мирово¬го потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и ко¬торые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий; • специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечеб¬но-оздоровительный туризм и другие виды туризма, а также обеспечи¬вающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных про-дуктов и услуг; • круизы, в которых в 2000 г. участвовало 9 млн. человек.
Следует учи¬тывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает оп¬ределенные перспективы перед Балтийским морем. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного ту¬ризма в Россию, являются: • образ России как страны, небезопасной для туризма, создавае¬мый зару-бежными и отдельными отечественными средствами массо¬вой информа-ции; • отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей стра¬ны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством
загранпредставительств по туризму; • неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи; • неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количе¬ство гостиничных средств размещения туристского класса («3 звезды»); • отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру; • невысокое качество обслуживания
во всех секторах туристской индустрии; • несоответствие цены и качества размещения в гостиницах. Часть вышеперечисленных проблем можно решить только путем каче-ственного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничного хозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствую¬щих специалистов. Краеугольным камнем при этом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификации
туристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями. 1 Лицензирование туристской деятельности Основой законодательной базы по лицензированию турис¬тской деятельности является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, кото¬рый был принят Государственной Думой 13 июля 2001 г. и одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г. Закон вступил а силу 10 февраля 2002 г.
Данный Закон регулирует отношения, возникающие между фе¬деральными органами исполнительной власти, органами исполнитель¬ной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ли¬цензирования отдельных видов деятельности в соответствии с переч¬нем, предусмотренным п. 1 ст. 17 данного Закона. Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»
распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц и инди¬видуальных предпринима-телей. В данном Законе используются следующие основные понятия: • лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или ин-дивидуальному предпринимателю; • лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории
Российской Федерации требуется получение ли-цензии в соответствии с данным Законом; • лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; • лицензионные требования и условия
- совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности тре-бований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности; • лицензирующие органы - федеральные органы исполнитель- Ной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим
Законом; • лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности; • соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуаль¬ный предпри-ниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с за¬явлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида дея-тельности; • реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении ли¬цензий, пе-реоформлении документов, подтверждающих наличие ли¬цензий, приостановлении и возобновлении действия
лицензий и об аннулировании лицензий. Основными принципами осуществления лицензирования являются: • обеспечение единства экономического пространства на терри¬тории Рос-сийской Федерации; • установление единого перечня лицензируемых видов деятель¬ности; • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; • установление лицензионных требований и условий положения¬ми о лицен-зировании конкретных
видов деятельности; • гласность и открытость лицензирования; • соблюдение законности при осуществлении лицензирования. К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществле¬ние ко-торых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, за¬конным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности госу¬дарства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензи-рованием. В целях обеспечения единства экономического пространства на терри-
тории Российской Федерации Правительство Российской Феде¬рации в соот-ветствии с определенными Президентом Российской Фе¬дерации основными направлениями внутренней политики государства: • утверждает положения о лицензировании конкретных видов де¬ятельности; • определяет федеральные органы исполнительной власти, осу¬ществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; • устанавливает виды деятельности, лицензирование
которых осу¬ществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-дерации. На лицензирующие органы возложены следующие полномочия: • предоставление лицензий; • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; • приостановление действия лицензий; • возобновление действия лицензий; • аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном п. 3 ст. 13 настоя-щего Закона); • ведение реестра лицензий; • контроль соблюдения лицензиатами при осуществлении
лицен¬зируемых видов деятельности соответствующих лицензионных тре¬бований и усло-вий. Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов дея-тельности. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий. На каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 настоящего
Зако-на, необходима лицензия. Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осу¬ществляться только получившим лицензию юридическим лицом или индиви-дуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставле¬на фе-деральным органом исполнительной власти или органом испол¬нительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществ¬ляться на всей тер-ритории
Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уве¬домления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Прави¬тельством Российской Федерации. Срок действия лицензии - не менее 5 лет, и по его окончании мо¬жет быть продлен
по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке пере-оформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельнос¬ти может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответ¬ствующий лицензирующий орган следующие документы: • заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой
формы, места на¬хождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерено осуществлять; • копии учредительных документов и свидетельства о государ¬ственной ре-гистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъяв-лением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
• копия свидетельства о государственной регистрации граждани¬на в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для инди¬видуального предпринимателя; • копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налого-вом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); • документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рас¬смотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении ли¬цензии; • сведения о квалификации
работников соискателя лицензии. Кроме указанных документов в положениях о лицензировании кон¬кретных видов деятельности может быть предусмотрено представле¬ние иных документов, наличие которых при осуществлении конкрет¬ного вида деятель-ности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами. Не допускается требовать от соискателя лицензии представления доку-ментов, не предусмотренных настоящим
Законом и иными нор¬мативно-правовыми актами. Все документы, представленные в соответствующий лицензиру¬ющий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с от¬меткой о дате приема до-кументов указанным органом. За предоставление недостоверных или искаженных сведений со¬искатель лицензии несет ответственность в соответствии с законода¬тельством Российской Федерации.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение офор¬мляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отка-зе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положе¬ниями о лицен-зировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соис¬кателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отка¬зе в предостав-лении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручает¬ся) со-искателю лицензии в письменной форме с указанием реквизи¬тов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вру-чается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа. В течение 3 дней после представления соискателем лицензии
до¬кумента, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предос¬тавление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицен¬зиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного до¬кумента, которые предоставляются лицензиату за плату, равную пла¬те, установленной за предоставление информации, содержащейся и реестре лицензий. Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются: • наличие в документах, представленных соискателем
лицензии, недосто-верной или искаженной информации; • несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих или ис¬пользуемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установ¬ленном законодательством
Российской Федерации, отказ лицензиру¬ющего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем на¬личие лицензии документе указываются: • наименование лицензирующего органа; • наименование и организационно-правовая форма юридическо¬го лица, место его нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяю¬щего личность для индивидуального предпринимателя; • лицензируемый вид деятельности; • срок действия лицензии;
• идентификационный номер налогоплательщика; • номер лицензии; • дата принятия решения о предоставлении лицензии. В случае преобразования юридического лица, изменения его наи¬менования или местонахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, утраты документа, под-тверждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие
лицензии, с приложением до¬кументов, под-тверждающих указанные изменения или утрату доку¬мента, подтверждающего наличие лицензии. При переоформлении документа, подтверждающего наличие ли¬цензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего на¬личие лицензии, осущест-вляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соот-ветствующего заявления.
Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции. Лицензирующие органы имеют право: • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям; • запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок; • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указа-нием конкретных
нарушений; • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные на-рушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; • выносить предупреждение лицензиату. Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицен¬зии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения ли-цензиатом лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицен¬зиатом нарушений, повлекших за собой приостановление
действия лицензии. Ука-занный срок не может превышать 6 месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нару¬шения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостанов¬ление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии,
принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления и проверки устране¬ния лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок дей¬ствия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юриди¬ческого лица или прекращения его деятельности
в результате реорга¬низации, за исключением его преобразования, либо прекращения дей¬ствия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального пред-принимателя. Лицензирующие органы вправе аннулировать лицензию без об¬ращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае,
если нарушение лицен¬зиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нане¬сение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обо¬роне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном выше, по решению лицензирующих органов. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие ука¬занной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулирова¬нии ли-цензии или о направлении заявления об аннулировании ли¬цензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулирова¬нии лицензии может быть обжаловано, в порядке, установленном за¬конодательством Российской Федерации.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятель¬ности, лицензирование которых они осуществляют. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является откры¬той для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о кон-кретных лицензиатах предоставляется физическим и юридичес¬ким лицам за плату. Информация из реестра лицензий органам государственной влас¬ти и органам местного самоуправления предоставляется
бесплатно. Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предос¬тавлении лицензии взимается лицензионный сбор. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор. Суммы указанных в настоящей статье лицензионных сборов за¬числяются в соответствующие бюджеты. Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов
на содержание лицензирующих органов. Ниже приводится выдержка из ст. 17, где дан перечень видов де¬ятельности, связанных с предоставлением туристских и гостиничных услуг (услуг средств размещения), на осуществление которых требу¬ются лицензии в соответствии с настоящим Законом: • перевозки пассажиров морским транспортом; • перевозки грузов морским транспортом; • перевозки пассажиров внутренним водным транспортом; • перевозки грузов внутренним водным транспортом; • перевозки
пассажиров воздушным транспортом; • перевозки грузов воздушным транспортом; • перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудо¬ванным для перевозок более 8 ч (за исключением случаев, если ука¬занная деятель-ность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); • перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым авто¬мобильным транспортом; • перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемно¬стью свыше 3,5 т (за исключением случаев, если указанная деятель¬ность
осуществляется для обеспечения собственных нужд юридичес¬кого лица или индивидуального предпринимателя); • перевозки пассажиров железнодорожным транспортом (за ис¬ключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивиду¬ального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования); • перевозки грузов железнодорожным транспортом (за исключе¬нием случа-ев, если указанная деятельность осуществляется для обес¬печения собственных нужд
юридического лица или индивидуально¬го предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования); • туроператорская деятельность; • турагентская деятельность; • деятельность по продаже прав на клубный отдых. Необходимо отметить, что деятельность, связанная с трудоустрой¬ством граждан Российской Федерации за пределами Российской Фе¬дерации, также требует лицензирования. Введение лицензирования видов деятельности, не обозначенных в на-стоящем
Законе, возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный ст. 17 перечень видов деятельности, на осуществ¬ление которых требуются лицензии. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регу¬лирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 1 на¬стоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему
Закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом. Лицензирование видов деятельности, не указанных в настоящем Зако-не, прекращается со дня вступления его в силу. Федеральные авиационные правила лицензирования деятельнос¬ти в области гражданской авиации действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в
Воздушный кодекс Российской Федерации. В феврале 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О лицензи¬ровании отдельных видов деятельности», в котором предусмотрено раздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятель¬ности, Положения утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95. 2 Сертификация как гарантия качества туристских услуг
Не менее важен Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (с изменениями от 27 декабря 1995 г 2 марта и 31 июля 1998 г.), который устанавливает правовые основы обязатель¬ной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) в РФ, а также права, обязанности и ответствен¬ность участников сертификации. Объектами сертификации могут быть продукция производствен¬но-технического назначения, товары народного
потребления, услуги, оказывае-мые населению и предприятиям, а также иные объекты (да¬лее - продукция). Объекты обязательной сертификации определяют¬ся законодательными акта-ми (актами законодательного органа). Объекты обязательной сертификации из числа товаров народно¬го по-требления, работ и услуг, оказываемых гражданам, определяют¬ся в порядке, установленном Законом РФ «О защите прав потребите¬лей» (п. 5 ст. 5). Сертификация — процедура подтверждения соответствия,
посред¬ством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях: • создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; • содействия потребителям в компетентном выборе продукции; • защиты потребителя
от недобросовестности изготовителя (продавца, ис-полнителя); • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоро-вья и имущества потребителя; • подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовите-лем. Сертификация может носить обязательный и добровольный ха¬рактер. Сертификация является методом объективного контроля качества про-дукции, ее соответствия установленным требованиям. Наличие сертификата, выданного компетентным органом, облегчает экспорт и импорт продукции,
помогает покупателям в выборе товара и служит определенной гарантией его доброкачественности. Обязательная сертификация является также средством государ¬ственного контроля безопасности продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурент¬носпособности продукции. Российская Федерация является участником ряда международных сис-тем сертификации продукции: изделий электронной техники, элек¬тротехнических изделий, омологации дорожных транспортных средств, ручно-го
огнестрельного оружия. При сертификации указанной продук¬ции следует руководствоваться правилами соответствующей системы международной сертификации. Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель¬ной вла-сти в области сертификации в соответствии с рассматривае¬мым настоящим Законом: • формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведе-нию сертификации на территории
Российской Федерации и публикует официальную информацию о них; • проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации; • публикует официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации; • готовит в установленном порядке предложения
о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации; • представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации национальный орган Российской Федерации по сертификации. Полномочия по государственной регистрации систем сертификации
и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, распрос¬траняются на системы обязательной и добровольной сертификации. Го¬сударственная регистрация систем сертификации и знаков соответствия яв-ляется исключительной компетенцией Госстандарта России. Порядок государственной регистрации, согласно Закону, устанав¬ливается Госстандартом России. Цели государственной регистрации, объем полномочий регистрационного
органа, характер и количество представляемых документов при регистрации систем обязательной и добровольной сертифи-кации принципиально различаются. Системы обязательной сертификации создаются государственны¬ми ор-ганами управления при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители ра¬бот в этих системах должны быть уполномочены или аккредитованы на право проведения соот-ветствующих работ государственными орга¬нами. Некоторые из участников обладают контрольными и арбитраж¬ными
функциями. В связи с этим Законом для них установлен разре¬шительный (лицензионный) порядок деятельности, который требует всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности определенными документами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всем предъявляемым требованиям. В отли¬чие от этого, государственная регистрация систем добровольной серти¬фикации носит явочно-учетный характер. Закон не предусматривает возмож-ности отказа в регистрации такой системы ни по каким основа¬ниям.
Это объясняется тем, что работы по добровольной сертифика¬ции осуществля-ются на договорной основе, не требуют специального правового регулирования, а подчиняются общим нормам гражданско¬го законодательства. Однако факт регистрации в Госстандарте России наряду с регистрацией в качестве юридического лица является необхо¬димым условием начала функционирования системы. Госстандарт России как центральный государственный орган осу¬ществляет общегосударственную регистрацию
систем сертификации, знаков соответствия в целом, что дает им право функционировать. Как орган, соз-давший систему обязательной сертификации (так же как и другие государственные органы), Госстандарт России обязан вести реестр участников и объектов сертификации в созданной им конкретной системе сертификации. Публикация официальной информации о действующих в РФ сис¬темах обязательной и добровольной сертификации и знаках соответ¬ствия, а также направление ее
в международные (региональные) орга¬низации по сертификации являются обязанностью Госстандарта России. Информация составляется на основе данных государствен¬ной регистрации. Право Госстандарта России представлять РФ в международных (регио-нальных) организациях по, вопросам сертификации и заклю¬чать с ними соглашения о взаимном признании результатов сертифи¬кации является исключительным и не может осуществляться други¬ми ведомствами.
Система сертификации создается федеральными органами испол¬нительной власти и организациями и представляет собой совокуп¬ность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с рассмат¬риваемым Законом. В систему сертификации могут входить предприятия, учрежде¬ния и ор-ганизации независимо от форм собственности, а также об¬щественные объе-динения. Таким образом, система сертификации может создаваться только юри-
дическими лицами (форма собственности при этом не имеет зна¬чения). Закон предусматривает две составляющие системы сертификации: со-вокупность участников сертификации и правила сертификации. Исходя из понятия сертификации как деятельности по подтвержде¬нию соответствия про-дукции установленным требованиям к участ¬никам сертификации могут быть отнесены: государственные органы, организации, являющиеся создателями системы сертификации, ис¬пытательные лаборатории (центры),
центральные органы систем сер¬тификации. Закон относит к участникам сертификации также изготовителей (про-давцов, исполнителей) продукции. Система сертификации создается для определенного вида (клас¬са) однородной продукции, включающего большие группы товаров или услуг, имеющих единые функциональное назначение, принципы работы (примене-ния), методы контроля и испытаний и т.д. Например, система сертификации пищевых продуктов и пищевого сырья, турист¬ских услуг, радиоэлектронной
техники, автомототехники и др. Конк¬ретный перечень товаров (услуг) определяется документами систе¬мы или общими перечнями продукции путем ссылки на коды классификатора продукции (ОКП) или товарной номенклатуры внеш¬неэкономической деятельности (ТН ВЭД), а также путем указания соответствующих государственных стандартов и приравненных к ним документов. В систему сертификации могут входить несколько систем серти¬фикации однородной продукции. Отдельные системы сертификации однородной продукции могут объе-диняться в единую,
более крупную систему, все звенья которой руководству-ются едиными принципами и документами, что не исклю¬чает возможности учета специфики отдельных систем в их руководя¬щих документах. Система обязательной сертификации является имен¬но такой объединяющей системой. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в уста-новленном порядке. Для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям предусмотрен сертификат
соответствия -документ, выданный по правилам системы сертификации. Обязательной составной частью сертификата соответствия явля¬ется сертификат пожарной безопасности. Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государствен¬ной противопо-жарной службой федерального органа исполнительной -власти в области внутренних дел по согласованию со специально упол¬номоченным федераль-ным органом исполнительной власти в области
сертификации. Для маркировки продукции и услуг применяются знаки соответ¬ствия - зарегистрированные в установленном порядке знаки, кото¬рым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной ими продукции уста¬новленным требованиям. Порядок государственной регистрации знаков соответствия уста¬навливается специально уполномоченным федеральным органом ис¬полнительной власти в области сертификации.
Правила применения знаков соответствия устанавливаются конк¬ретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанав¬ливаемыми спе-циально уполномоченным федеральным органом ис¬полнительной власти в области сертификации. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмот¬ренных законодательными актами РФ. При обязательной сертификации действие сертификата и знака соот-ветствия распространяется на всей территории Российской Фе¬дерации. Организация и проведение работ по обязательной сертификации
возлагаются на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных спе¬циально уполномоченным федеральным органом исполнительной вла¬сти в области сертификации, законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть воз¬ложены на другие федеральными органами исполнительной власти. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются Гос-стандартом России либо другими государственными органами управления
Российской Федерации, уполномоченными на то в соот¬ветствии с законода-тельством, с учетом сложившейся международ¬ной и зарубежной практики. Подтверждение соответствия может также проводиться посред¬ством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) деклара¬ции о соответст-вии. Декларация о соответствии является документом, в котором изго¬товитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.
Перечни продукции, соответствие которой может быть подтвер¬ждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соот¬ветствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Рос¬сийской Федерации. Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регист-рируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сер-тификатом. Участниками обязательной сертификации являются федеральные орга-ны исполнительной власти, уполномоченные
проводить работы по обязатель-ной сертификации, органы по сертификации, испытатель¬ные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, опре¬деляемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции. Допускаются к проведению работы по обязательной сертифика¬ции организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продав¬цами, исполнителями)
и потребителями (покупателями) сертифици¬руемой ими продукции, при условии их аккредитации в установлен¬ном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации. Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель¬ной власти в области сертификации России и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными акта¬ми РФ возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:
• создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах; • осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации); • определяют центральные органы систем сертификации; • аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);
• ведут государственный реестр участников и объектов сертификации; • устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков со-ответствия и результатов испытаний; • устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации; • осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают поря-док инспекционного контроля соблюдения правил сер¬тификации и за сер-тифицированной продукцией; • рассматривают апелляции по вопросам сертификации.
Центральные органы в структуре создаваемых систем сертифи¬кации предусматриваются в тех случаях, когда более крупная систе¬ма объединяет несколько систем либо, когда система имеет большое количество участников сертификации и обширную номенклатуру про¬дукции. Центральные органы возглавляют систему сертификации и выпол¬няют отдельные функции государственных органов: организуют рабо¬ту в системе и координируют деятельность всех участников, устанав¬ливают правила проце-дуры сертификации и управления системой,
рассматривают жалобы заявителей (хозяйствующих субъектов) на не¬правильные действия органов по сертификации и испытательных цен¬тров, аккредитованных в данной системе. Непосредственно работу по сертификации центральный орган, как правило, не осуществляет. Решения центральных органов систем сертификации по апелля¬циям могут быть обжалованы в соответствующий орган государствен¬ного управле-ния. Под апелляцией прежде всего следует понимать жалобу заявите¬ля
на действия органа по сертификации или испытательной лабора¬тории, нарушающие правила, установленные в данной системе, либо законо-дательство, в результате чего ущемляются права и интересы заявителя. Это могут быть жалобы на необоснованный отказ в выдаче сер¬тификата, финансовые нарушения и т.п. Закон не регламентирует права государственного органа по ре¬зультатам рассмотрения апелляции. Очевидно, эти права могут быть опреде-лены исходя из правовой природы отношений между органом управления
и участниками сертификации. Орган государственного управления, выступающий в качестве создателя системы сертификации, выдает разрешение - лицензию на выполнение определенных работ. При нарушении органом по серти¬фикации или испытательной лабораторией условий выдачи лицензии, установленном в результате рассмотрения жалобы, действие лицен¬зии может быть приостановлено или аннулировано. Документ «Требования к органу по сертификации и порядок его аккре-дитации», действующий в системе
ГОСТ Р, предусматривает возможность обжалования решения Госстандарта России в комиссию по апелляциям при Госстандарте России. Аналогичное право имеют и испытательные лаборато-рии. Аккредитация органов по сертификации и испытательных цент¬ров сис-тем сертификации осуществляется по специальной програм¬ме и в порядке, установленном государственным органом при созда¬нии системы сертифика-
ции в соответствующих правилах. При положительных результатах аккредитации государственный орган выдает лицензию (разрешение) на проведение определенных видов работ (выдача сертификата или результатов испытания опреде¬ленных видов продукции). Правила аккредитации и выдачи лицен¬зий устанавливаются в каждой системе обязательной сертификации. Орган по сертификации, являясь основным рабочим органом систе¬мы сертификации, непосредственно организующим всю работу по под¬тверждению соответствия продукции требованиям государственных
стан¬дартов по безопасности, осуществляет следующие виды деятельности: • проводит идентификацию продукции и услуг, представленных для серти-фикации, в соответствии с правилами системы сертификации; • сертифицирует продукцию и услуги, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; • осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сер-тифицированной продукцией, услугами. • приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов; • предоставляет заявителю по его требованию необходимую
информацию в пределах своей компетенции. Орган по сертификации и его руководители несут юридическую ответст-венность за нарушение правил сертификации. Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в уста¬новленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обяза-тельной сертификации и реализуемой
на территории Россий¬ской Федерации, обязаны: • реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или декла-рации о соответствии, принятой в установленном порядке; • обеспечивать соответствие реализуемой продукции, услуг только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом; • обеспечивать соответствие реализуемой продукции, услуг требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были сертифицированы, и маркирование
их знаком соответствия в уста-новленном порядке; • указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должны соответствовать услуги, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика); • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, услуг, если они не отвечают требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицированы или подтверждены декларацией о соответствии, по истечении срока
действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по сертификации; • обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную серти-фикацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией; • извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологи-ческий
процесс производства сертифицированной продукции. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовите¬лями (продавцами, исполнителями), испытательными лаборатория¬ми (центрами), органами по сертификации правил обязательной сер¬тификации и за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом России, иными специально уполномоченными госу¬дарственными органами управления РФ в пределах их компетенции. Непосредственный государственный контроль и надзор за соблю¬дением правил
сертификации и сертифицированной продукцией про¬водится должно-стными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государ¬ственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют го¬сударственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертифи¬кации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом РФ «О стандартизации». Юридические и физические лица, а также органы государственного управления,
виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, ад¬министративную либо гражданско-правовую ответственность. В настоящее время осуществляется переход от обязательной сис¬темы сертификации к добровольной. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявите¬лей (из-готовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтвержде¬ния соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур
и других документов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязатель¬ной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой про-дукции. Добровольная сертификация осуществляется органами по добро¬вольной сертификации, входящими в систему добровольной сертифи¬кации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную сис-тему
и знак соответствия в специально уполномоченном фе¬деральном органе исполнительной власти в области сертификации в ус¬тановленном им порядке. Органом по добровольной сертификации может быть юридичес¬кое ли-цо, образовавшее систему добровольной сертификации, а так¬же юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по доброволь¬ной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему. Орган по добровольной сертификации: • осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также
на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия; • приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной серти¬фикации, устанавливает правила проведения работ в системе серти¬фикации, порядок оплаты таких работ и определяет участников сис¬темы добровольной сертификации. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами дан¬ной системы и при наличии в ней зарегистрированного
в установлен¬ном порядке знака соответствия добровольной сертификации. Предметом добровольной сертификации могут быть: • продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги, не включенные в перечень продукции, под-лежащей обязательной сертификации; • продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации по показателям, не относящимся к обеспечению безопасности;
• продукция, товары, работы и услуги в государственных стандартах, на ко-торые отсутствуют требования по безопасности. Формы добровольной сертификации конкретной продукции оп¬ределяются по предложению заявителя с согласия органа по серти¬фикации и фиксируются в договоре. В постановлении Правительства Российской Федерации «О вне¬сении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сер¬тификации, перечень работ и услуг, подлежащих обязательной серти¬фикации, и в перечень
продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» от 29 апреля 2002 г. № 287 сокращены перечни продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Таким образом, туристские услуги, услуги туропера¬торов и турагентов, услуги средств размещения туристов подлежат не обязательной, а добровольной сертификации. Гражданское законодательство определяет правовое положение участ-ников гражданского оборота, основания
возникновения и поря¬док осуществления права собственности и других вещных прав, ис¬ключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, ав¬тономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское законодательство регулирует отношения между ли¬цами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является са¬мостоятельная, осуще-ствляемая на свой риск деятельность, направ¬ленная на систематическое получение прибыли от пользования иму¬ществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном за¬коном порядке. Общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна-родные договоры Российской Федерации являются в соот¬ветствии с
Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в ГК РФ непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Гражданские права и обязанности возникают из оснований,
пре¬дусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из дей¬ствий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или подобными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обя¬занности. В соот-ветствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1. из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из догово-ров и иных сделок, хотя и
не предусмотренных законом, но не противоре-чащих ему: 2. из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; 3. из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; 4. в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым зако-ном;
5. в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изо-бретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; 6. вследствие причинения вреда другому лицу; 7. вследствие неосновательного обогащения; 8. вследствие иных действий граждан и юридических лиц; 9. вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации
соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Согласно ст. 12 защита гражданских прав осуществляется путем: • признания права; • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пре-сечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его наруше-ния; • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействи-тельности ничтожной сделки; • признания недействительным акта государственного
органа или органа местного самоуправления; • самозащиты права; • присуждения к исполнению обязанности в натуре; • возмещения убытков; • взыскания неустойки; • компенсации морального вреда; • прекращения или изменения правоотношения; • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; • иными способами, предусмотренными законом. Заключение В силу своего географического положения
Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну, может значительно вырасти. Это является основанием для более четкой направленности и более агрессивного маркетинга по основным
направляющим странам, включая в первую очередь целенаправленную рекламно-информационную деятельность. Только грамотно построенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы России. Но все усилия, в том числе и маркетинговые, будут тщетны, если прибывающим туристам не будет обеспечен соответствующий мировым стандартам уровень оказываемых услуг.
Именно поэтому особенно важен грамотный и комплексный подход к лицензированию и сертификации туристской деятельности. В ближайшем будущем количество туристских компаний, выполняющих агентские функции, по всей вероятности, увеличится (отдельное лицензирование турагентов и туроператоров), что приведет к увеличению конкуренции между ними, поэтому туристским организациям целесообразно объединять усилия и капиталы. Детальное проведение лицензирования и сертификации будет способствовать более полному удовлетворению
запросов современного потребителя к предлагаемому ему турпродукту, который в настоящее время избалован изобилием предложений различного рода путешествий, жаждущий впечатлений и удовольствий, активен и самостоятелен. Список литературы 1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. 2. Балабанов И.Т Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. Посо-бие. –
М.: Финансы и статистика, 2000. 3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательский Торговый дом «Герда», 2000. 4. Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме. – М.: Фи-нансы и статистика, 2003. 5. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. 6. Кабушкин
Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2002. 7. Квартальнов В.А. Туризм – М.: Финансы и статистика, 2000. 8. Котлер Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998. 9. Лукичева Л.И. и др. Менеджмент туризма: Основы менеджмента:
Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. 10. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000. 11. Моиссева Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой. – М.: Финансы и статистика, 2000. 12. Основы туристической деятельности: Учебник / Г.И. Зорин, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др. –
М.: Советский спорт, 2000. 13. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. – М.: Финансы и стати-стика, 1999. 14. Сапрунов В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: Ось-89, 1997. 15. Румянцева З.П. Менеджмент организации. – М.: Инфра-М, 1996. 16. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник /
Под ред. А.Г. Поршнева и др. – М.: Инфра-М, 1998. 17. Чудновский А.Д Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. Министерство образования РФ Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Менеджмент в туризме» на тему: «Лицензирование и сертификация в туризме»
Выполнила: * * Проверила: Колодезная И.В. филиал г. Белгород 2003/2004 учебный год
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |