Реферат по предмету "Философия"


Парижский Университет - Средние Века

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
« Парижский Университет »
Средние Века
Студентки IIкурса
Группы 22
Конколь Марины Михайловны
Преподаватель:
Киселёва Марина Сергеевна
                                           МОСКВА 1998  ПАРИЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ВВЕДЕНИЕ

… Небольшая комната с низким сводчатымпотолком.
Сквозь узкие окна пробиваются редкиелучи солнечного
света. За длинным столом сидят мальчишкиразных возрастов. Справная одежда выдаёт детей обеспеченных родителей –бедняков здесь явно нет. Во главе стола – священник. Перед ним большаярукописная книга, неподалёку лежит пучок розог. Священник бубнит молитвы налатинском языке. Дети механически повторяют вслед за ним непонятные слова. Идётзанятие в средневековой церковной школе...*1

1.1             Средневековыешколы и университеты

Раннее Средневековье иногда называют «тёмными веками».Переход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубокимупадком культуры. Не только варварские вторжения, погубившие Западную Римскуюимперию, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менееразрушительным, чем удары вестготов, вандалов и лангобардов, стало дляантичного культурного наследия враждебное отношение со стороны Церкви.  Открытую войну против культуры вёл ПапаГригорий I.Он запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинивпоследнюю в том, что она связана с волшебством. Важнейшая область культуры –образование – переживала особенно тяжёлые времена. Однажды Григорий I провозгласил: «Невежество – мать истинного благочестия».*2 
Поистине невежествоцарило в Западной Европе в 5-10 вв. Грамотных людей было почти невозможносыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставиливместо подписи простой крест. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовалсядля подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя. До конца жизни так и несмог научится писать основатель франкского государства знаменитый КарлВеликий.  Но император был явно неравнодушен к знаниям. Уже в зрелом возрасте он прибегал к услугам учителей.Начав незадолго до смерти изучать искусство письма, Карл бережно хранил подподушкой навощенные дощечки и листы пергамента, и в свободное время с усердиемучился выводить буквы. Государь покровительствовал учёным. Карл издал указ осоздании школ при монастырях, а затем – капитулярий об образовании, гдепредписывалось обязательное обучение детей свободных. Это не было выполнено заотсутствием достаточного количества грамотных людей. При дворе была организованаособая школа, где готовились люди для управления государством. Карл приглашал ксебе со всей Европы образованных людей и ставил их на высокие государственные ицерковные должности. Многие из них составляли учёный кружок, названныйАкадемией по названию философской школы древнегреческого философа Платона. Этаакадемия была чем-то средним между собранием друзей и учёным сообществом, где всвободной беседе, на пиру обсуждались философские и богословские вопросы,сочинялись и читались латинские стихи.
Члены академии носилиособые прозвища, в которых ярко проявлялось соединение античных и христианскихидей во взглядах Карла и его окружения. Сам Карл имел прозвище Давид, в честьбиблейского царя Давида, прообраза всех богалюбивых монахов.
По его приказу был возведёнсобор в Ахене. Он приказал составить грамматику франкского языка, и собиратьгерманские песни.  Его двор в Ахене сталцентром образования. В специально созданной школе знаменитый учёный и писательАлкуин (Флакк Альбин, ок. 735-804, англосаксонский учёный, автор богословскихтрактатов, учебников философии, математики и др.; деятель «Каролингскоговозрождения», советник Карла Великого, аббат Турского монастыря), которыйобучал сыновей  самого Карла и детей егоприближённых. В Ахен приезжали немногочисленные образованные люди со всехконцов неграмотной Европы. По примеру древности общество учёных собравшихся придворе стали называть Академией. Алкуин стал аббатом богатейшего монастыряСвятого Мартина в городе Туре, где также основал школу, многие ученики которойпозднее стали известными учителями монастырских и церковных школ Франции.
Культурный подъём,произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников, получил название«каролингского возрождения». Однако
он был недолгим. Вскорекультурная жизнь снова сосредоточилась в монастырях.
Монастырские и церковныешколы представляли собой самые первые учебные заведения Средневековья. И хотяХристианская Церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древнейобразованности (в первую очередь латынь), именно в них продолжалась культурнаятрадиция, связывавшая разные эпохи.
Но время шло. Растущимгородам и крепнувшим государствам требовалось всё больше образованных людей.Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чащеприобщалась знать. Вот так описывал дворянина 14 века английский средневековыйписатель Чосер:
Изрядно песни складывать умел,
Умел читать он, рисовать,писать,
На копьях биться, ловкотанцевать.*3
Пришёл черёд образования высших школ – университетов.
Начиная с 13 века школа выступает как университет. Universitas  — типичный продукт средневековья. Еслимоделью школ были античные аналоги, которым средневековые школы подражали и вчём-то их обновляли, то университет не имел своего прототипа. Такого родакорпоративных формаций и свободный ассоциаций учеников и наставников с ихпривилегиями, установленными программами, дипломами, званиями, — не видалаантичность ни на западе, ни на востоке.
Сам термин «университет» первоначально не указывална центр обучения, скорее, корпоративную ассоциацию, или, говоря современнымязыком, это был некий «синдикат», охраняющий интересы определённой категориилиц. Париж – модель организации, на которую, более или менее, ориентировалисьдругие университеты. В Париже преобладал «университас магистрооум эт сколарум»,объединенная корпорация магистров и студентов. Особым превосходством в 12 векеотмечена Кафедральная школа Нотр-Дам, собиравшая под свою сень студентов совсех концов Европы, и ставшая в скоре объектом внимания римской курии. Автономизацияшла под прямой опекой короля, епископа и его канцлера. Факт, достойныйупоминания, состоит в том, что стремление к свободе преподавания в противовесдавления местных властей, нашло ощутимую поддержку в виде папской протекции.

                              1.2  Университет и его смягчающие
эффекты.
 
Два эффекта сопровождали деятельность университетов. Первый– это рождение некоего сословия учёных, священников и мирских людей, коимцерковь доверяла миссию преподавания истин откровения. Историческое значениеэтого феномена состоит в том, что и по сегодняшний день официальная доктринацеркви должна и может быть доверена лишь церковным иерархам. Магистрамофициально разрешалось обсуждать вопросы веры. Святой Фома, Альберт Великий иБонавентура будут названы позже «докторами церкви». Наряду с традиционнымидвумя властями – церковной и светской – явилась третья – власть интеллектуалов,воздействие которых на социальную жизнь со временем становилось всё ощутимее.
Второй эффект связан с открытием Парижского университета,куда стекались студенты и преподаватели всех сословий. Университетское обществос самого начала не знало кастовых различий, скорее, оно образовывало новуюкасту гетерогенных социальных элементов. И, если в последующие эпохиуниверситет обретает аристократические черты, средневековый изначально был«народным», в том смысле, что дети крестьян и ремесленников через системупривилегий (в виде низких цен за обучение и бесплатное жильё) становилисьстудентами, взяв на себя ношу суровейших обязательств, неизбежных на этомтернистом пути. Голиарды и клерки составляли как бы мир в себе. «Благородство»их не определялось более сословным происхождением, но завесило от наработанногокультурного багажа. Появился новый смысл понятия «благородства» и «утончённости»в значении аристократизма ума и поведения, тонкости психики и рафинированностивкуса. Справедливо выскажется по этому поводу Бокаччо:     
«образован не тот, кто после долгого обучения вПариже готов продать свои знания по мелочам, как это многие и делают, но тот,кто умеет дознаваться до причин всего в самых истоках»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1.1            Общаяхарактеристика
Парижского Университета.
Все занятия велись налатинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать итальянскогопрофессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общалисьстуденты и между собой. Однако в быту «чужаки» вынуждены были вступать вобщение с местными пекарями, пивоварами, хозяевами трактиров и сдатчикамижилья. Последние, разумеется, не знали латыни и были не прочь обсчитать иобмануть  чужеземного школяра. Посколькустуденты не могли рассчитывать на помощь городского суда  в многочисленных конфликтах с местнымижителями, они в месте с преподавателями объединялись в союз, который иназывался «университет». В Парижский Университет входили около 7 тысячпреподавателей и студентов, а помимо них являлись членами союза –книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамента, перьев,чернильного порошка, аптекари и т.д. В долгой борьбе с городскими властями,которая шла с переменным успехом (иногда преподаватели и школяры покидалиненавистный город и переселялись в другое место), университет добилсясамоуправления: теперь он имел выборных руководителей и собственный суд.Парижскому Университету независимость от светских властей была дарована в1200г. грамотой короля Филиппа IIАвгуста.
Нелёгкой была жизньшколяров – выходцев из бедных семей. Вот как описывает её Чосер:
Прервав над логикой усердныйтруд,
Студент парижский рядом с намиплёлся.
Едва ль беднее нищий бынашёлся… Выносить
Нужду и голод приучился стойко,
Полено клал он в изголовьекойки.
Ему милее двадцать книг иметь,
Чем платье дорогое, лютню,снедь...*5
Но студенты не унывали.Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться от души. Особенно этокасается вагантов – бродячих школяров, переходящих из города в город в поискахзнающих преподавателей или возможности подзаработать. Часто им не хотелосьутруждать себя учёбой, с удовольствием распевали ваганты на своих пирушках:
Бросим всепремудрости,
Побоку учение!
Наслаждаться в юности –
Наше назначение.*6
Преподавателиуниверситета создали объединение по предметам – факультеты. Во главе их стоялидеканы. Преподаватели и студенты избирали ректора – руководителя университета.Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический,философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юристаили медика занимала пять-шесть лет, то будущего философа – богослова – целых15.
Однако прежде чемпоступить на один из трёх факультетов, студент должен был закончитьподготовительный – артистический – факультет (на нём изучали «семь свободныхискусств»; от лат. «артис» – «искусство»). На занятиях студенты слушали изаписывали лекции (по-латыни – «чтение») профессоров и магистров. Учёностьпреподавателя проявлялась в его умение разъяснить прочитанное, связать его ссодержанием других книг, раскрыть смысл терминов и научных понятий. Помимолекций проводились  диспуты – споры позаранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали врукопашные схватки между участниками.
В 14 – 15 вв. появляютсятак называемые коллегии (отсюда – колледжи). Сначала так называли общежитиестудентов. Со временим в них также стали проводиться лекции и диспуты.Коллегия. Которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, — Сорбонна – постепенно разрослась и дала своё название всему ПарижскомуУниверситету.
ПРАЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  был самой крупной школой Средневековья. Вначале 15 века студенты в Европе посещали 65 университетов, а в конце столетия– уже 79.*7 Наибольшей славой среди них пользовались: Парижский, Болонский,Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Каковский. Многие из них существуют и посей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняютстаринные традиции.
1.2            Аристотелизм
и факультет искусстви теологии
ПарижскогоУниверситета.
Мы знаем,что средневековый Университет делился на факультет свободных искусств сшестигодичным обучением и факультет теологии, где учились не менее восьми лет.Первый был сам по себе и служил подготовительным ко второму. Основой подготовкибыли грамматика, логика, математика, физика и этика. «Магистр искусств» –профессор, опиравшийся только на разум, не заботился непосредственно о теологии.В монастырских, кафедральных и придворных школах ограничивались почтиисключительно изучением логики (или диалектики) как введением в теологию;здесь, на факультетах искусств, осваивалась научно-философская продукцияпреимущественно арабского происхождения. Они становились цитаделями новых идей,либо интерпретировали старые, аристотелевские например.
Факультеттеологии, напротив, имел целью точное изучение Библии путём её толкования исистематической экспозиции христианской доктрины, итогом чего были так называемые«Суммы», “summae”.Необходимо помнить, что магистрами теологии становились лишь те, которые прошлиобучение на факультете искусств, и не могли несведущими в вопросах, живообсуждавшихся во всех прочих дисциплинах.
Этиразличия, часто противоположные ориентации двух типов факультетов, возможно,помогают нам увидеть линии напряжения между разумом и верой, чему всегдасопутствовали объединённые усилия к примирению, а также климат, в которомвызревали конфликты и диалоги. Методами преподавания были лекции исеминары  — формы постоянноговзаимообмена идеями между магистрами и студентами. Семинар состоял в дискуссии,где любая тема предлагалась студентами в форме вопроса для обсуждения, ответыпредлагались сначала студентами, затем – преподавателем. Это типичная формадидактического процесса, цель которого состояла во вхождении в сутьвзаимоотношений разума и веры через аргументы, что в динамике давало контурыпроблемы, ходов мысли.  Как известно,преподавателям искусств в Париже в течение некоторого времени было запрещеночитать лекции по физическим и математическим сочинениям Аристотеля. Такимобразом, теологи в известном смысле получили, можно сказать, несправедливоепреимущество. Однако остаётся фактом, что именно теологи, в частности св.Альберт Великий и св. Фома Аквинский, первыми начали отстаивать метафизическиесочинения Аристотеля и поняли важность ставшей доступной философскойлитературы. В то же время нельзя было ожидать, что преподаватели факультетаискусств будут долго довольствоваться грамматикой и логикой, когда перед ихглазами раскинулось много более широкое поле деятельности. В 1252 г.преподаватели пытались добиться лицензии на комментирование Deanima Аристотеля, а в 1255году  весь факультет обнародовал устав,требующий изучение всех известных работ Аристотеля. Запрет на лекции,посвящённые физическим и метафизическим работам этого греческого философа,фактически уже не действовал; и представляется вполне вероятным, что устав 1255г. являл собой скорее систематизацию учебной программы, нежели «революционный»акт. В любом случае, примерно в середине XIII в. лекции по Аристотелю на факультете искусств читалисьсвободно.
Теологистарались либо отвергнуть, либо оспорить аристотелевские теории, которыесчитали несовместимыми с христианской ортодоксией, либо дать аристотелевскоймысли такое истолкование, которое исключало бы неприемлемые теории. Однаковскоре после 1260 г. некоторые преподаватели факультета искусств началиизлагать Аристотеля, которого считали воплощением философской мудрости, неособо оглядываясь на требования теологической ортодоксии. Оценив ситуацию,теологи и церковные власти усмотрели в этом движении вторжение натурализма ирационализма и угрозу для христианской веры. В конечном итоге эта реакцияпривела к знаменитому осуждению 1277г.
В прошломтех парижских преподавателей и писателей, деятельность которых вызвалапротиводействие. Приведшее к осуждением. Преподаватели очень сильноинтересовались Аристотелем, они были заняты изложениям целостногоАристотелизма. 
1.3            XIII век:
Парижский университет и его переводы.
А) Доминиканцы и францисканцы
          В средневековыхшколах часто преподавали люди разных национальностей. Некоторые из этих школ,организованных на более или менее интернациональной основе, приходили в упадоки прекращали своё существование.  Другиестали университетами.
Стечением времени, однако, некоторые центры учёности, имевшие факультетытеологии, права и медицины, стали университетами в другом смысле: они имелихартии, уставы и устоявшиеся формы управления, а их профессоры имели правоучить повсеместно.  Парижский университетвырос из кафедральной школы собора Парижской Богоматери, и хотя датой егооснования часто называют 1215 г., когда его уставы были утверждены папскимлегатом Робертом де Курконом, ясно, что эти уставы существовали и прежде. ВПарижском университете сложилась система коллегий, контролируемых докторами илипреподавателями. В XIIIвеке Парижский университет, несомненно, занимал передовые позиции в областитеологии и спекулятивной философии. Важным событием в жизни этого университетабыло устроение учебных заведений, создаваемых новыми монашескими орденами.Орден проповедников, широко известный как доминиканский, проявил понятныйвполне интерес к изучению теологии. Но св.Франциск Ассизский с егоприверженностью буквальному следованию Христу и апостолам по пути бедности даже не помышлял, чтобы его последоваливладели учебными заведениями и библиотеками и преподавали в университетах.*8Однако превращение первоначальной общины последователей, или собратьев этогосвятого в организованное сообщество, членами которого были священники, сделалонеобходимой заботу об учёбе. Кроме того, Святейший Престол быстро оценилпотенциальные возможности новых пылких нищенствующих орденов. В частности,Григорий IX, который вбытность свою кардиналом заботился о развитии образованности средифранцисканцев, делал всё возможное, чтобы внедрить доминиканцев и францисканцевв жизнь Парижского университета и укрепить там их позиции. В 1217 г.,доминиканцы обосновались в Парижском университете, а 1229 г. получили тамкафедру теологии. В том же году францисканцы, обосновавшиеся в Париже несколькопозже, также получили кафедру, а их первым профессором был англичанин Александриз Гэльса.
Проникновениемонашеских орденов в Парижский университете происходило не без серьёзногопротиводействия со стороны духовенства. С точки зрения орденов этопротиводействие, несомненно, являлось выражением предрассудка и желаниязащитить свои узаконенные имущественные права. С точки же зрения их оппонентов,монахи претендовали на неоправданные льготы и привилегии. Противодействиемонашеским орденам длилось довольно долго, переходя иногда в нападки на самумонашескую жизнь.  Но доминиканцы ифранцисканцы пользовались защитой Святейшего Престола, и хотя противодействие,с которым они столкнулись, было сильным, но всё же было преодолено. Знаменитыфилософы XIII века вподавляющем большинстве были членами монашеских орденов.
Учебныйкурс был рассчитан на долгий срок. Однако в те дни в университет приходилиболее молодые студенты, чем сегодня.*9 Так в XIII веке в Париже студенты сначала шесть лет учились нафакультете искусств. В этот период студент мог стать «бакалавром» и помогать навторостепенных ролях в обучении других. Но он не мог начать учительствовать,пока ему не исполнится двадцать лет. Содержание учебного курса составляли«свободные искусства»; литература практически не изучалась, зато большоевнимание уделялось грамматике. Логика представляла собой, конечно, главнымобразом логику Аристотеля, хотя изучалось также и «Введение» Порфирия.
Как ужеговорилось, курс теологии преподавался сперва в течение восьми лет, однако имелтенденцию удлиняться. После завершения курса на факультете искусств инескольких лет преподавания студент посвящал четыре года изучению Библии и два– изучению «Сентенций» Петра Ломбардского. После этого он мог стать бакалавроми в течении двух лет читать лекции по Библии, а в течении одного года – по«Сентенциям». Степень магистра или доктора он получал ещё через четыре – пятьлет.
Некоторыестуденты, конечно, выдерживали столь долгую учёбу в надежде на продвижение поцерковной лестнице. Однако сам учебный курс был явно ориентирован напреподавание, на выпуск учителей или профессоров. И поскольку обучение«искусства» подготавливало к изучению более высоких наук и теологии, котораясчиталась царицей всех наук, то получение степени магистра или докторатеологии, дающее право на преподавание, естественно, рассматривалось каквершина академической карьеры. Отсюда легко понять, почему самые выдающиесямыслители средневековья были теологами.
В) Запрещение Аристотеля на факультетеискусств
Огромноевлияние на интеллектуальную жизнь XIII века оказало приумножение знаний об аристотелизме. Благодаряпереводам Аристотель превратился из более или менее чистого логика в создателявсеохватывающей системы. Поскольку эта система явно ничем не была обязанахристианству, она стала, можно сказать, воплощением философии, автор же её былизвестен как Философ. Вполне естественно, что Аристотеля читали в светекомментариев и исследований, написанных исламскими и иудейскими мыслителями.
В 1210г., местный Собор в Париже под угрозой отлучения запретил использовать нафакультете искусств с сочинения Аристотеля по «Естественной философии» – будьто публично или приватно. В 1215 г. незадолго до того утверждённый уставПарижского университета запретил профессорам факультета искусств читать лекциипо сочинениям Аристотеля, посвященным метафизике и философии природы, или по их изложениям. В 1231 г. папаГригорий IX издалбуллу, в которой заявил, что сочинения запрещённые в 1210 г., не должныиспользоваться в Париже до тех пор, пока не будут очищены от всехподозрительных мест.
   В 1245 г. Иннокентий IV распространил запреты 1210 и 1215 гг.На университет в Тулузе, который ранее так гордился своей свободой. Но ясно,что в Париже эти законы какое-то время соблюдались. Однако, начиная примерно с1255 г. в Париже читались лекции по всем известным сочинениям Аристотеля – факттем более удивительный, что в 1263 г. Урбан IV подтвердил буллу Григория IX и в том, что касалось поддержки запретов 1210 г.  Этот факт объясняли по-разному; в частности,было выдвинуто предложение, будто папа переиздал буллу своего предшественника,не обратив внимания, что это означает повторение запрета 1210г. Звучит этостранно. Но подтверждение запрета странно и само по себе, поскольку Урбан IV, должно быть, прекраснознал, что Вильям из Мербеке переводит Аристотеля при его собственной курии. Какбы то ни было, в 1263 г. лекции об Аристотеле в Париже читались свободно.
Всё делобыло в том, что философия Аристотеля в целом представлялась всеобъемлющейнатуралистической системой и что, в частности, некоторые теории Аристотеля былине совместимы с христианской теологией. Другими словами, аристотелизмвоспринимался некоторыми умами как потенциальная угроза для христианской веры.Профессорам теологии можно было доверить исправление всех ошибок илизаблуждений. Преподавателям же факультета искусств нельзя было позволитьвнушать своим молодым питомцам известные доктрины или сеять сомнения. Таково,видимо, наиболее правдоподобное объяснение.*10
1.4            Париж:величие и слабость
университетской политики
Послеотъезда многих англичан во время Столетней войны и многочисленных немцев впериод Великой Схизмы Парижский университет становится всё более французским посвоему составу. По крайней мере, со времени правления Филиппа Красивого ониграет значительную политическую роль. Карл V называл его старшей дочерью Короля.*11Университет официально представлен в национальных соборах французской церкви,на ассамблее Генеральных штатов. Он выступает как посредник во время борьбыдвора и парижан, возглавляемых Этьеном Марселем, во время восстания майотенов;подпись представителя университета стоит под договором в Труа.
Престижуниверситета огромен. Он объясняется не только числом студентов ипреподавателей, но и всех оканчивавших его магистров, которые занимаютпервостепенные должности по всей Франции и за её пределами, сохраняя тесныесвязи с университетом.
В то жевремя он связан и с папским престолом. К тому же все авиньонские папы –французы, они явно покровительствуют университету, привязывают его к себещедрыми дарами. Каждый год в Авиньонский дворец отправляется свиток с именамимэров, для которых университет милостиво просит папу о кормлении или церковномбенефиции. Если он был старшей дочерью Короля, то он былтакже первой школой Церкви и играл роль международного арбитра вбогословских вопросах.*12
Схизмапоколебала это равновесие. Поначалу университет встал на сторону Авиньонскогопапы, но затем, устав от всё растущего лихоимства папы, заботясь овосстановлении единства церкви, университет оставляет решение за королёмФранции, а сам неустанно призывает к соборному воссоединению, чтобы положитьконец расколу путём отречения соперничающих первосвященников. Одновременноуниверситет отстаивает верховенство Собора над папой, относительнуюнезависимость национальной церкви от Святого престола, т.е. галликанство. Ноесли первое требование подняло престиж университета в христианском мире, товторое привело к охлаждению в отношениях с папством и к растущему влиянию нанего монархии.
Казалось,был достигнут полный успех. Собор в Констанце, где университет сыграл рольлидера, освящает этот триумф. Кстати, на нём заметны любопытные позиции частиуниверситетских мэтров. Английские мэтры становятся на сторону папства повопросу о вручении бенефицией. Они думают о собственных интересах, а их лучшеобслуживала эта сторона.
В тевремена разыгрался сугубо французский кризис, который подорвал позициипарижского университета.
Послевосстания Париж становится столицей английского короля. Конечно университет несразу перешёл на сторону бургундцев, да и перешедшие составляли его часть.Герцог опирался на нищенствующие ордена, с которыми университет традиционно неладил. Университет осудил и подверг преследованию Жана Пти, апологета убийствагерцога Орлеанского. В момент взятия города англичанами многие мэтры покинулиПариж. Но те, что остались в Париже обургундились и подчинились воле англичан.Самым известным эпизодом этого английского периода Парижского университета былиего действия против Жанны д’Арк. Заявляя о своей к ней  враждебности, университет хотел не толькоугодить своему иностранному хозяину. Он следовал здесь и за народным мнением,которое было чрезвычайно враждебно к Орлеанской Деве. Известно, что университетруководил процессом против Девы и с нескрываемым  удовлетворением сообщил о её осуждениианглийскому королю.
Пепелкостра в Руане запятнать престиж университета. Отвоевав Париж, Карл VII, а за ним Людовик XI с недоверьем относятся к«коллаборионисту», хотя университет стоял на стороне их галликанской политикии решительно поддержал прагматическую санкцию.
В 1437 г.король лишает университет налоговых привилегий и принуждает внести свой вклад вповышенные подати для отвоевания Монтеро. В 1445 г. у него отнята судебнаяпривилегия, он становится подвластным решениям парламента. Король поддерживаетреорганизацию университета, осуществляемую папским легатом, кардиналом д’Этутвилем,в 1452 г. В 1470 г. Людовик XIобязывает мэтров и студентов из Бургундии присягать ему на верность. Наконец, в1499 г. университет теряет право на забастовку. Отныне он в руках короля.
Что сталос духом образования на протяжении всех этих сражений? Образование претерпелодвоякую эволюцию, которая позволит нам лучше понять отношение между схоластикойи гуманизмом, разглядеть нюансы в этой оппозиции, проследить передачу факеларазума на переходе от одного периода к другому.
ВЫВОД
 
А) Средневековое образование
Итак, мызнаем, что вплоть до XIIIвека, когда начинается формирование университетов, школы были: монастырскими(при аббатствах), епископальными (при кафедральных соборах), и придворными(«палациум»). Школы при монастырях и аббатствах были в период варварскихнашествий чем-то вроде убежищ и хранилищ памятников классической культуры, местизготовления списков; епископальные школы были местом преимущественноначального обучения. Однако н6аибольшее оживление в культурную жизнь вносилапридворная жизнь. Итак, директором одной из таких школ был Алкуин Йоркский(730-804), советник короля Карла Великого по вопросам культуры и образования.Было организовано трёхступенчатое обучение:
1)       
2)       
3)       
Дух своих новаций Алкуинсформулировал смело: «Так взрастут на земле франков новые Афины,ещё более блистательные, чем в древности, ибо наши Афины оплодотвореныХристовым учение, а потому превзойдут в мудрости Академию».*13
 Способен ли он был реализовать свою программувполне или нет, но его заслуга написания и подготовки учебников по каждому изсеми свободных искусств вне всяких сомнений.
Лишь СкотЭриугена восстановил диалектику и философию во втором поколении в своих правахчерез включение свободных искусств в контекст теологии. Из форм эрудиции онипревратились в инструмент исследования, постижения и разработки христианскихистин в целом. В этом смысле допустим термин «первая схоластика», очерчивающийпериод от Скота Эриугены до Ансельма, от философов Шартской и Сен-Викторскойшколы до Абеляра.
Б) Парижский университет
Итак  семь свободных искусств были включены вконтекст теологии. Теология выделила себя в отдельны факультет Парижскогоуниверситета. Парижский университет – самый крупный университет средневековья.Университет – это объединённая корпорация магистров и студентов. В Парижскомуниверситете были факультет теологии и искусств, причём второе служилоподготовкой к первому. Универсальный язык – латынь. В XIII веке сыграл важную роль в политике.Второе название – Сорбонна.
         В 1970 году реорганизован всамостоятельную сеть университетов. К 1985 году в них насчитывалось 230 тысячстудентов.
СНОСКИ
*1 –Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва«Авант +» 1997 год. Стр. 350
*2 — Энциклопедия: «Всемирная история.» Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва«Авант +» 1997 год. Стр. 351
*3 — Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва«Авант +» 1997 год. Стр.351
*4 – Западнаяфилософия. «От истоков до наших дней: Средневековье».Джованни Реале и ДариоАнтисери. ТОО ТК «Петрополис» Санкт – Петербург 1995 год. Стр.87
*5 — Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва«Авант +» 1997 год. Стр.352
*6 — Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва«Авант +» 1997 год. Стр.352
*7 — Энциклопедия: «Всемирная история». Том 1. Гл. Редактор Мария Аксёнова. Москва«Авант +» 1997 год. Стр.352
*8 –«История средневековой философии». Фредерик Копстон. «Энигма» Москва 1997 год.Стр.182
*9  – «История средневековой философии». ФредерикКопстон. «Энигма» Москва 1997 год. Стр. 183
*10  – «История средневековой философии». ФредерикКопстон. «Энигма» Москва 1997 год. Стр. 187-188
*11 –«Интеллектуалы в средние века». Жак Ле Гофф. Аллерго – Пресс. Долгопрудный 1997год. Стр. 185
*12-  «Интеллектуалы в средние века». Жак ЛеГофф. Аллерго – Пресс. Долгопрудный 1997 год. Стр. 186
*13 — Западная философия. «От истоков до наших дней: Средневековье».Джованни Реале иДарио Антисери. ТОО ТК «Петрополис» Санкт – Петербург 1995 год. Стр.87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.     
2.     
3.     
4.     
5.     
6.     
7.     
ПЛАН
I.              Введение:
1.1      


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.