Реферат по предмету "Философия"


Отражение как всеобщее свойство материи. Материальное и идеальное. Сознание и мозг

Тема: Отражениекак всеобщее свойство материи. Материальное и идеальное. Сознание и мозг

План
1. Понятие о материя
2. Душа и проблема единства духовно-идеального иматериального.
3. Сознание.
4. О рассудке и разуме, уме и мудрости.
5. Сознание, язык, общение.
Заключение.
Терминологический словарь
Список используемой литературы.

1. Понятиематерии
 
Первое, что поражаетвоображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительноемногообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса,горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северногосияния, поллетом комет. Разнообразие мира не поддается счету.
Наблюдая явление роста ираспада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторыесвойства и состояние вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянносохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией, одни философы считали,что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие – из огненной материи,третьи – из воды, огня, земли и воздуха. Это естественное воззрение напроисхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснениюмногих явлений природы и общества. В дальнейшем представлении о материи углубляются,и одновременно утрачивает чувственно – конкретные черты, становится болееабстрактным. Еще в Vв.до н.э.возникла идея об атомном строении материи. В XVII- XVIIIвв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупностиабсолютно плотных, неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движениев пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, И. Ньютон ввел в физикупонятие массы, сформировал закон всемирного тяготения и основные законыдинамики. Практическое воплощение знаний о строение и свойствах материи – этоиспользование машин и пара в производственной деятельности людей.
В конце XIX в. атомистического строение материиперешла границы свого механического толкования: выяснилось, что атом делим исостоит из более элементарных электрически заряженных частиц – ядер,электронов.
За этими открытиямипоследовали другие. Среди них центральное место заняло представление обэлектрической природе материи, нашедшие широкое применение на практике –телеграф, телефон, радио, электрическое освещение и так далее. Наступил векэлектричества.
Все это подтолкнулофилософию и естествознание к решению сложных вопросов определения дальнейшихпутей познания структуры материи.
Крушение механизма
Совокупность открытийобъективно носила диалектический характер. Революция в естествознаниипотребовала от теоретической мысли более гибкого подхода к фактам, в частности,к пониманию связи материи, движение, пространства и времени. Мысление ученныхвсе еще находилось в плену механических традиций. Новые события в науке взывалик глубоким изменениям в самом способе мышления людей. Однако в мышлениидействует инерция: новые факторы втискивались учеными в рамки старых понятий. Втечение двух столетий шел мучительный процесс ломки старых, привычныхпредставлений.
Некоторые физики ифилософы считали, что материально лишь то, что вещественно, что можно непосредственновидеть, осязать, обонять. Но микроявления не доступны непосредственномувосприятию органами чувств. В этом странном для обычных представлений мирематерия предстала в новом свете – без цвета, запаха, твердости, без техсвойств, с которыми люди привыкли связывать понятие материального. На основанииновых данных науки создавались новые концепции, противоречившие «очевидным»результатом наблюдения, но отвечавшие более точным экспериментам и болееизощренному ходу научной мысли. Материя стала представляться кому как совокупностьэлектронов, кому как энергия, а кому как устойчивый комплекс ощущений. Труднобыло понять, что там, в бесконечной глубине изчезающе малого мира, есть своямера материальности.
Раньше масса считаласьмерой количества материи. Открытие не постоянства массы, ее изменения в связи сизменением скорости движение тела было истолковано так, будто материя исчезаети материализм терпит крах. Истины науки оказались изменчивыми, и это привело квыводу об отсутствии всяких недостоверных знаний.
Разумеется, наивнопредставлять себе, будто ученые вообще «потеряли мир».
Они, конечно, несомневались в его эмпирической реальности. С точки зрения диалектики, материяесть объективная реальность – причина, основа, содержание и носитель(субстанция) всего своеобразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах.Наиболее координальные свойства материи – объективность существования,структурность, Ниуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Этоатрибуты материи, т.е. всеобщие, непреходящие ее свойства, без которыхневозможно ее бытие.
У всех предметов ипроцессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне инезависимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другимисловами они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет иобобщает их в одном понятии материя. Когда говорится о том, что материядана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов,но и косвенное, мы не можем видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мыощущаем действие тел, состоящих из атомов.
Материю нельзяпротивостоять отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Материювообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, естьопределенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду сдругими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальныеобразования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах иотношениях. Не существует «безликой» материи. Единственным, относительноотличным от материи свойством является лишь сознание, дух.
Материальное единствомира
Каждое сколько-нибудьпоследовательное философское мышление может выводить единство мира либо изматерии, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело сматериалистическим, а во втором – с идеалистическим монизмом.
Можно ли реальность,существование рассматривать как основание единства мира? Это зависит от того,как трактовать саму реальность: существование может быть материальным,объективным, духовным, субъективным, воображаемым. Наши чувства, мысли,стремление, цели тоже реальны – они существуют. Но это не объективное, асубъективное существование. Принцип материального единства мира означаетэмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретныхсвойств и закономерностей, а общность материи как субстанция, как носителямногообразных свойств и отношений.
Бесконечное мирозданиекак в великом, так и в малом, в материальном, так и в духовном неотступно подчиняетсяуниверсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Между законамидвижения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознаниепринадлежит не к какому-то потустороненнему, а к материальному миру.
Структурность материи
Материя имеетразнообразие, зернистое, прерывистое строение. Материя не просто зерниста,дискретна — ее дискретные элементы являются неделимым в определенной областивзаимодействий.
Под структурностьюматерии подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономернойпорядок связи элементов в составе целого.
Основные структурныеуровни материи
Основными структурнымиуровнями материи являются: субмикроэлементарный уровень — гипотетическаяформа существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарныечастицы(микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерныйуровень),из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень),а изних – молекулы (молекулярный уровень), из молекул формируются агрегаты –газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). И так добесконечности (космический уровень).
Кроме сконденсировавшегов виде небесных тел вещества во Вселенной имеется диффузная материя. Онасуществует в виде разобщенных атомов и молекул, а также в виде гигантскихоблаков газа и пыли различной плотности. Постепенное усложнение молекулуглеродистых соединений привело к образованию органических соединений (органическийуровень). Постепенно образовывались все более сложные органическиесоединения. Наконец, возникла жизнь (биологический уровень). Жизнь явиласьнеобходимым итогом развития всей совокупности химических и геологическихпроцессов на поверхности Земли. Эволюция живого шла от примитивных, доклеточныхформ существования белка к клеточной организации, к формированию сначала одноклеточных,а потом многоклеточных организмов все более и более сложной структурой.Наконец, мы видим самих себя стоящими на самой последней ступени величественнойлестницы поступательного развития (социальный уровень). Правомернодопущение, что за пределами земной цивилизации существуют гигантскиекосмические цивилизации, созданные разумными существами (метосоциальныйуровень).
Итак, кроме типовдвижении материи, существуют пять форм движения материи: механическая,физическая, химическая, биологическая и социальная.
Основные качественныехарактеристики неживой природы определяются взаимодействием физической ихимической форм движение материи; в живой природе преобладающей являютсябиологическая форма движения, находящаяся во взаимодействии с химической формойдвижения. Социальная фрма движения присуща обществу.
Неуничтожимостьматерии
Одним из атрибутовматерии является ее Неуничтожимость, которая проявляется в совокупностиконкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения.Принцип неуничтожимости и несотворимости матрицы имеет большое методологическоезначение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, какзакон сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие.
2. Душа ипроблема единства духовно-идеального и материального
В науке долгое времяширокое распространение имело дуалистическое представление о сознании имозга. Сознание рассматривалось как нечто надфизическое, лежащее поверхмозга или в его «порах», подобно туману над поверхностью земли или меду всотах. Считалось: что между духовно-идеальным и материальным лежит пропасть,для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.
Мысль не отделима отмыслящей материи и является ее продуктом. Если это так, то не есть ли онаразновидность материи? Именно так полагали вульгарные материалисты(Л.Бюхнер, О.Фогт, и т.д.). Они считали, будто мысль примерно находится в такомже отношении к мозгу, как желчь к печени. И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е.Введенский, А.А.Ухтомский и их последователи раскрыли рефлекторную природупсихофизиологических процессов и дали возможность понять психику каксистему активной деятельности, которая развивается под влиянием внешнего мира.Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжаетсянервными процессами коры мозга и заканчивается ответной деятельностью организма.
Важным принципомосуществления рефлекторной деятельности мозга является принцип подкрепления:закрепляется та рефлекторная деятельность, которая подкрепляется достижениемрезультата. Подкрепление рефлексов осуществляется эффектом самих действией спомощью механизма обратной связи. Задача обратной связи состоит в том, чтобыпостоянно ставиться мозг в известность о происходящем в управляемой им системе.
В коре мозга мы находимне мысли, а лишь серое вещество. Субъективность образа – не произвольноепривнесение чего-то от субъекта. Образ зависит от развития нервной системы имозга, от состояния организма в целом, от богатства или бедности практическогоопыта людей, от уровня исторического развития знаний человечества.
Когда мы говорим осубъективности образа, мы имеем в виду, прежде всего не искажениедействительности, а то, что этот образ есть нечто идеальное.Субъективность образа обмана и заблуждений, не является свидетельством слабостичеловеческого сознания. Именно это обеспечивает возможность познания человекомобъективного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы егоматериальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.
Образы вещей могут бытьчувственными, наглядными, но могут быть и понятными, так что сходство носит невнешний, а внутренний характер. Идеальность образа состоит лишь в том, что оннесводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиологическимпроцессам в мозгу. Физиологические процессы в мозгу выступают как носителиидеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотноситсячеловеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов кобъективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными.
Различие междуматериальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают сзаконами тех физических, химических и физиологических процессов, которые в этовремя происходят в мозгу и которые составляют материальную основу сознания.
Сознание существует нетолько как нечто принадлежащие данному субъекту, но и в виде форм общественногосознания, зафиксированных средствами языка. Нельзя отрицать реальностисознания-душа. Такой реальностью является и вся духовная культура общества ивнутренний духовным мир каждого человека. Мысль действительна. Но еедействительность идеальна. Для каждого другого человека мое сознание существуеткак реальность, которую он воспринимает через чувствительные формы ееобнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.
Человек, мозг которогоявляется собой управляющую систему высокой степени сложности, устроен так,чтобы не только получать, хранить и перерабатывать информацию, но иформулировать план действий и осуществлять активное, творческое управлениедействиями.
Для понимания души важнымявляется следующее определение идеальности: идеальное есть нечтопротивоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет своесовестное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматериально, то естьнечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущность во всем составе ее компонентов– сознание, самосознание, чувствах, воли, разума, памяти и так далее, но дляпонимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом.
3.Сознание
Сознание – одна из формправления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокогосодержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однакопонятие «душа» шире понятия «сознания».
Будучи адекватным,осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного родапрактической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагаетформирование замысла, цели или идеи. Идея – это не только знание того, чтоесть, но и планирование того, что должно быть
Творческая деятельностьсознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями,возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в головечеловека, приобретают характер цели. Цели формируются на основе всегосовокупного опыта человечества и поднимают до высших форм своего правления ввиде социальных, этических, эстетических идеалов. Способность кцелиполаганию — специфически человеческая способность, составляющаякардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы не нужной роскошью,если бы оно было лишено целеполагания, т.е. способности мысленногопреобразования вещей в соответствии с потребностями. В основе целеполагающейдеятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменитьего, придать ему форму, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и целичеловека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагаютего.
Но человеческая мысльспособна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться отнего. Мысль движется по готовым шаблонам, и прокладывает новые пути, ломаяустаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.
Структура сознания
Понятие «сознания»неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражениедействительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется –биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым,подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурнойорганизации.
В структуре сознаниянаиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознаниевещей, а также переживания, т.е. определенное отношение к содержанию того, чтоотражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новымизнаниями об окружающем мире и самом человеке.
Воздействующие на наспредметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи,но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться,плакать, восхищаться, любить и ненавидеть.
Богатейшая сфераэмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственные чувства,представляющие собой отношения к внешним воздействиям (удовольствия, радость,горе) настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное) иаффекты (ярость, ужас, отчаяние). В силу определенного отношения к объектупознание знания получают различную значимость для личности, что находит своенаиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивымичувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний,ставших его жизненным ориентиром.Чувства, эмоции суть компоненты структурыпознания. Процессы познания затрагивает все стороны внутреннего мирачеловека-потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мирасодержит в себе как образное отражение, так и чувства.
Сознание неограничивается познавательными процессами, направленностью на объект(внимание), эмоциональной сферой. Наши намеривания претворяются в делоблагодаря усилиям воли.
В основе всех психическихпроцессов лежит память.
Движущей силой поведения,и сознание людей является потребность. Такое состояние вызываетвлечение, поисковую активность, волевого усилия. Когда потребность находит свойпредмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля-это факт сознания, егофактическое обнаружение. Качественные сдвиги в характере потребностей – этоосновные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровнясознания. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы кжизни и совершенно новые идеальные побудительные силы – жажда познания истины,чувство прекрасного, моральное наслаждение и т. д. Причина поступка лежит впотребностях людей. Цель есть отраженная в сознание потребность. Но потребность– это не конечная, а производная причина человеческих поступков. Ввозникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играетвнешний мир.
Человеческие чувства –это факт познания, отражение мира и выражение отношения человека кудовлетворению или не удовлетворению его потребностей, интересов, соответствияили несоответствие чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашемсознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей грамотный жизненныйсмысл. Эмоциональный стимул заставляет организовать наши мысли и действия длядостижений определенной цели.
Сознание, самосознаниеи рефлексия
Человек есть не толькосам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя:он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себя отчет в том, чтоделает, думает, чувствует. Он осознает себя как личность. Самосознаниепредполагает выделение и отличение человеком самого себя, самого Я от всего,что его окружает. В формировании самосознания существенную роль играют ощущениячеловеком своего собственного тела, движений, действий. Человек осознает себяне только посредствам других людей, но и через созданную или материальную идуховную культуру.
Познавая себя, человек,никогда не остается вполне таким же каким он был прежде, отметил Т Манн.Самосознание возникло в качестве духовного зеркала для праздного самолюбиячеловека. Оно проявляется в ответ на зов общественных условий жизни, которыесамого начала требовали от каждого человека умения оценивать поступки, слова имысли с позиции определенных социальных норм.
Самосознание тесносвязано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Не Рефлексируя,человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннемдуховном мире. Рефлексируя погружает нас в глубину нашей самости. Здесь важнысамые постоянные подытоживания содеянного.
Уровни рефлексии могутбыть весьма разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумийнад смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственныедуховные процессы, человек не редко критически оценивает негативные сторонысвоего духовного мира, дурные привычки. Познавая себя, человек никогда неостается таким же, каким он был прежде.
Говоря о сознании исамосознательности, мы должны оттенить такой аспект, сознательность. Чтозначит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности,поскольку он есть выражение умысла, намерения, цели, предвосхищающих результатдействия. Нет абсолютной меря сознательности. Сознательность характеризуется,прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественныепоследствия своей деятельности. Чем больше место в мотивах деятельностизанимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности.Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и,сообразуясь с этим, управлять своими поступками.
Сознательность –неотъемное свойство душевно здоровой человеческой личности.
Сознание и сферабессознательного
Уровни ясностисознания. Термины«бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются внаучной и художественной литературе, в обыденной жизни.
Один ученый насчитал околодвадцати ступеней сознания. Это число, видимо, можно свободно усвоить или дажеутратить.
Наша обычная деятельность– практическая и теоретическая – сознательна в отношении тех результатов,которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступкимогут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самихдействий и намерений. Каждому ясно, что далеко не все последствия своихпоступков мы осознаем.
Человеку может быть ввину лишь то, что он осознает в своем поведении, что составляет наличие бытиеего собственного веления. Бессознательное выражается и в существовании большогопласта жизненного опыта, информации, которая накапливается в течении всей жизнии оседает в жизни. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент вфокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О запасах хранящихся в мозгусведений люди даже и не подозревают.
Бессознательноепроявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не даетсебе отчета в последствиях своих поступков. Во время сна, при отсутствииконтроля сознания, в голове человека проносятся картины действительности.
О бессознательном
Следует различать двавида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся,а ко второму – ранее осознававшиеся действия. Так, многие наши действия,находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются изатем совершаются уже неосознанно
Сознание присутствует и вбессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристальноевнимание всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общейкартиной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контрольпривычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их.
Глубинные пластыбессознательного: история взглядов
Однако, не все вбессознательном, являются ранее автоматизированным: определенная частьбессознательного так и не вступает в светлое поле сознания.
Общая идея обессознательном встречается еще древнеиндийском учении Потанджали, в которомбессознательное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и дажекак движущая сила Вселенной. Оно восходит к демонии Сократа,утверждавшего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, какк своего рода велению совести и непререкаемому авторитету.
З.Фрейд считал, что большая часть психикичеловека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворениюсвоих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение,стремящиеся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения егострастей. По Фрейду, личность разделена на Оно, Я (Эго) и Сверх- Я (Супер -Эга).Под Оно имеется в виду сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения.Она лишена сомнений, противоречий и отрицаний. Все инстинкты и связанные с нимивлечения Фрейд разделяются на две противоположные группы: первая охватываетвлечение Эго, инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая – половыеинстинкты, инстинкты жизни. Последнее, по мнению Фрейда, являются инстинктами«Эроса». Для первой группы характерны тенденции, толкающей человеческийорганизм к возврату в животное состояние. Конкретными проявлениями инстинктасмерти является, например, садизм. Садисту приятно видеть страдание, апричинять его еще приятнее.
Проявление инстинктажизни является эротическая любовь. Фрейд рассматривал сознание личности каксистему внешних запретов и правил (Супер – Эго), а истинное содержаниеиндивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащееимпульсивные влечения и страсти. Между ними существует постоянный конфликт,причем разум враждебен индивидуальности. Сознание создает различного роданормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу,являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себятолько в областях аномальных (сновидения, описки, случайные оговорки)
или прямо ненормальных(неврозы, психозы).
Заслуга Фрейда в том, чтоон выделил сферу бессознательного и подверг ее профессиональному анализу. Но онявно преувеличил ее роль в поведении нормального, здорового человека, которыйкак правило, в своем поведении руководствуется разумом, адекватно отражающимлогику вещей и событий.
Человек – это, преждевсего сознательное, разумное существо. Не только мышление, но и эмоциипронизаны сознанием.

4. Орассудке и разуме, уме и мудрости
Рассудок и разум. По способу умственной деятельностимыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок иразум. Первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит,который показал, что, мысля одним способом, менее совершено, ограниченно,человек не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринятьприроду целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ понимал подрассудком средний характерный для многих уровень мышления, способностьсогласовывать внутреннее правила с внешней деятельностью. Платон считал,что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточендля обыденного применения в практической деятельности, согласно Аристотелю,более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, ктовладеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, вкакой-либо специальной области. Его функция- составление суждений, формальноеотношение к видам. Разум же ориентирован на сущее; он рефлексивен. Какутверждал Николай Кузанский, рассудок разрывают противоречия,противоставляя противоположности друг другу. Существо рассудка- абстрактность. Разуммыслит и разрешает противоречия; он мыслит как процесс. Рассудок, говорил Б.Спиноза,абстрактен и действует по установленным, твердым правилам интеллекта,выводя на основе общих понятий заключения о явлениях мира. Спиноза высказаллюбопытную мысль; действующий по определенным правилам рассудок представляетсянеким духовным автоматом, а разум служит высшим регулятором общественной жизнии деятельности человека и направлен на всеобщее благо. Он находится в единствес бытием, постигая вещи, как они существуют сами по себе.
Французские мыслители XVIIIв. Рассматривали рассудок лишь снегативной стороны, как деятельность, направленную на самосохранение идоставляющую только личные преимущества, не распространяющиеся на человечество.П. Глобах рассматривал рассудок как вырабатываемое опытом и размышлениемумение отличать полезное от вредного. Рассудок лишен творческого отношения кжизни; он нередко ведет к консерватизму. В бурные, переломные эпохиобщественной жизни необходим, прежде всего, разум, который находит верноерешение в самых сложных и противоречивых ситуациях.
Разум – высшая ступеньлогического понимания, теоретическое, рефлексирующее, философские мыслящиесознание, оперирующие широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полноеи глубокое знание истины.
Эффективность мышлениязависит от прошлого опыта, реалистичность оценки и умственных способностейчеловека, что в свою очередь предполагает способность оптимальной организации мышления,чувств и поведения человека. Чем совершенее такая организация, тем совершенееум.
Ум и мудрость. Умный – значит, хорошо мыслящий.Мышление – это процесс, а ум – способность.
Мера человеческого ума иего эффективность определяются степенью адекватности логике вещей, событий ицелесообразности их преобразования. Умный человек – не просто много знающий.Еще Гераклит подметил, что многознание не научает уму. Желая подчеркнутьотличие мудрости от ума, Аристотель писал, что мудрость есть знание и интуициянаиболее ценных по своей природе вещей. Поэтому Анаксагора, Фалеса и имподобных называют мудрецами, а не просто умными, что они в своем творчестве игнорируютсобственную выгоду. Смысл мудрости, ее цель – в истине, в праве и добре.Мудрость не возможна без знания, но знание не равно мудрости: не всякий многознающий мудр. Мудрость придает внутреннюю стройность мыслям и добрым поступкам.
 

6.Сознание, язык, общение
 
Язык также древен, как исознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них иязыка, равного человеческому. То многое, о чем животные хотят сообщить другдругу, не требует речи. Многие животные ведут стадный и стайный образ жизни,обладая голосовыми органами. Животные располагают и мимико-жестикулярнымисредствами взаимной сигнализации.
Однако все эти средства сигнализацииимеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражениемсубъективного состояния, вызываемого жаждой, голодом, страхом,. Язык животногонекогда не достигает в своей функции акта полагания некоего абстрактного смыслав качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличнаяв данный момент ситуация. Человеческая же речь «оторвалась» в месте с сознаниемот своей ситуативности. У людей существует потребность что-то сказать другдругу. Эта потребность реализуется благодаря соответствующему строению мозга ипериферического речевого аппарата. Звук из выражения эмоций, превратился всредство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языкавыявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудиеммышления. Речь-это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями,чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т. п., который осуществляется с помощьюязыка, т.е. определенной системы средств общения. Благодаря языку человеквоспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом,а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощьюязыка.
Обмен мыслями,переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образомсвязанного между собой процессов: выражение мыслей говорящими и пишущими ивосприятия, понимание этих мыслей.
Человек может выражатьсвои мысли самыми разнообразными средствами. Мысли и чувства можно выразить спомощью музыки, рисунка и т. п. Они выражаются в действиях, поступках человека,в том, что и как человек думает. Так, невозможно, минуя язык«перевести» музыкальное произведение, скажем, математическую формулу. Этоособое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью смышлением, производящим содержанием всех сообщений, переданных посредствомлюбой знаковой системы.
Близость мышления и язык,их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное выражение мысль получаетименно в языке.
Что значит воспринять ипонять высказанную мысль? Само по себе она не материальна. Слушающий ощущает ивоспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что имивыражается – мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего,читающего. Взаимное понимание наступает лишь в том случае, если в мозгу слушающихвозникает сознание слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации .
Отсюда теории, в которыхпринципиально отвергаются возможность полного взаимного понимание общающихся.
Магия слова. Общаясь с другими людьми, говорящийне просто сообщает им свои чувства и мысли, он побуждает их к тем или иным,поступкам, убеждает их в чем-либо, приказывает, советует, отговаривает их откаких-нибудь действий. Слово — великая сила. Острое слово — единственноережущее оружие, которое от постоянного употребления становится еще острее. И мыпорой не знаем, какие роковые последствия скрываются в наших словах.
Единство языка исознания. Сознание иязык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, каквнутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает своювнешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли,сознание. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственнаяоснова или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощьюязыка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должно емусоответствовать. Справедливое и обратное: мы организуем нашу речь всоответствии с логикой нашей мысли. Связь между сознанием и языком немеханическая, а органическая. Их нельзя определить друг от друга, не разрушаятого и другого.
Посредствам языкапроисходит переход восприятий и представлений к понятиям, протекает процессоперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства иблагодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащийидеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливо уясняет ихсам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык исознание едины. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ееи выражает мысли. Речь – это не мышление, иначе, как заметил Л.Фейербах,величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.
Язык и сознание образуютпротиворечивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиесянормы. Специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняютразличные признаки. Например, стиль мышления в немецкой философской культуреиной, чем, скажем, во французской, что в известной мере зависит от особенностейнациональных языков этих народов. Однако зависимость мышления от языка неявляется абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируетсяглавным образом своими связями с действительностью, язык не может лишь частичномодифицировать форму и стиль мышления.
Язык влияет на сознание,мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность,осуществляет своего рода «тиранию» над мыслью, направляет ее движение поканалам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно переливающиеся,изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоционально окрашенные мысли.
Но не все выразимо спомощью языка. Тайна человеческой души настолько глубока, что невыразимыобычным человеческим языком: здесь нужна и поэзия, и музыка, и весь арсеналсимволических средств.
Знаковые системы. Человек получает информацию не толькос помощью обычного языка, но и посредством разнообразнейших событий внешнегомира.
Знаковые системы возниклии развиваются как материальная форма, в которой осуществляется сознание,мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в наше время и втехнике. Под значением знаков имеется в виду та информация о вещах, свойствах иотношениях, которая передается с их помощью. Значение является выраженным вматериальной форме знака отражением объективной деятельности. В него входят какпонятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты, волевые побуждения,просьба – словом, вся сфера психики, сознания.
Исходной знаковойсистемой является обычный, естественный язык. Среди языковых знаков выделяются:знаки – копии (фотографии, отпечатки пальцев); знаки – признаки (озноб –симптом болезни, туча – предвестник приближения дождя), знаки – сигналы(фабричный гудок, звонок, аплодисменты); знаки – символы (двуглавый орелсимволизирует российскую государственность); знаки – общения – вся совокупностьестественных и искусственных языков. К знакам искусственных систем относятся,например, различные кодовые системы (азбука Морзе). Любой знак функционирует тольков соответствующей системе. Строение и функционирование знаковых систем изучаетсемиотика.
Развитие знаковых системопределяется потребностями развития науки, техники, искусства, общественнойпрактики. Например, употребление знаков, из которых составляются формулы, даетвозможность в сокращенном виде фиксировать связи мыслей, осуществлять общение вмеждународном масштабе. Искусственные знаковые системы, в том числе языки –посредники, используемые в технике, являются дополнением естественных языков исуществуют лишь на их основе.

Заключение
В давнее времена не былиизвестны процессы происхождение в микроклимате, не существовало квантовойфизики, не был изучен вакуум, как особое состояние порождающее элементарныечастицы, была плохая осведомленность о процессах галактических взаимодействий ит. д. Однако ученые того времени считали, что материя мыслится в виде совокупностиабсолютно плотных, неделенных частиц-атомов, совершающих механическое движениев пустоте, за исключением ученого И.Ньютона, который ввел в физику понятиемассы и сформировал закон всемирного тяготения и основных законов динамики.
Научные открытия XX века дают новые уровни организацииматерии и соответствующие им формы движения.
Специальная теорияотносительности подтвердила выводя о глубокой взаимосвязи материи, движения,пространства, времени, о зависимости состояний пространства-времени от состояниядвижущейся материи. Это дает основание выделять качественную специфику формпространства и времени в неживой природе, живой природе, социальноорганизованной.
Рассмотрев суть феноменадуши и сознания, т.е. круг проблем, который связан с философской антропологией,с теорией человека, личности и их внутреннего духовного мира. Анализ этихпроблем привел к тому, что мы должны разобраться в том, как душа и сознание«работают» в процессе постижения реальности. Ведь душа человека, все ее функцииимеют смысл ориентации человека в мире; во взаимоотношении человека сдругими людьми в процессе речевого общения.
Язык и вообще всябогатейшая знаково-символическая сфера не имеет самодовлеющего смысла. Все силыдуши, все возможности речевого общения (а мышление возможно только на основеязыка) нацелены на общение с миром и себе подобными в жизни общества. А этовозможно только при условии как можно более глубокого постижения сущего.
Проанализировав проблемусознания в различных ее аспектах. При этом заметим что слово «сознание»содержит в себе корень «зн», что означает знать, знание. Сознание и знание –родственные слова-понятия.

Терминологическийсловарь
 
Материя – это не реальная возможность всехформ, а действительное их бытие.
Структурность материи – подразумевается внутреннеерасчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составецелого.
Сознание – это высшая, свойственная тольколюдям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном ицеленаправлен ном отражении действительности, в предварительном мысленномпостроении действий и предвидений их результатов в разумном регулировании исамоконтролировании поведения человека.
Идеальное – это данность объекта субъекту.
Идея – это понятие, ориентированное напрактическую реализацию.
Цель – это идеализированное и нашедшаясвой предмет потребность человека.
Потребность – состояние не устойчивости организмак системе, его нужды в чем-то.
Воля – это не только умение хотеть,желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворениепотребностей.
Самосознание – это осознание человеком своихдействий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения вобществе.
Рефлексия – размышление личности о самой себе,когда оно вглядывается в сохраненные глубины своей внутренней духовной жизни.
Сознательность – суть нравственно-психологическаяхарактеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценкесебя, своих возможностей, намерений и целей.
Язык – это система содержательных, значимыхформ.
Знак – это материальный предмет, процесс,действие, выполняющее в общении роль представителя чего-то другого ииспользуемые для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Списокиспользуемой литературы
1.Под редакцией профессора В.П.Кохановского
2.А.Г.Спиркин «Филосовия»
3.Философия. Учебное пособие.- Р/Дону: Феликс, 2001
4.Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова.
5. Основы философии. Учебное пособие.- М.: « Дело и сервис»,1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :