Реферат по предмету "Философия"


Ответы на экзаменационные вопросы по философии

Философия, ее предмет и функции.
 
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Философия – это древнейшая,но вечно обновляющаяся формамысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровеньмировоззрения.
Философия– это форма общественногосознания, предметом которой являются наиболее общие, универсальные отношения в системе “человек-мир”. Философия вырабатывает общий целостный взгляд на мир и место человека в нем. Философия – наиболее теоретическаяформа общественного сознания.Философия имеет дело сдействительностью не непосредственно, а опосредованно, через отражениедействительности другими формами общественного сознания(наукой, искусством, моралью, правосознанием и др.) Она опирается на весь исторический опыт человечества, обобщаетего мировоззренческие элементы.
Философия– многогранная, сложная система знаний, духовной деятельности.Философия деятельностьимеет свою особую структуру, функции, проблематику, средства. Все этикомпоненты, стороны философской деятельностине являются абсолютными, не изменяющимися, вечными. Наиболее существенные изменения они претерпевают при смене исторических типовмировоззрения.
Каждый исторический тип мировоззрения вырабатывает свой определенный исторический способфилософствования. Это значит, чтокаждый новый исторический тип мировоззрения,во-первых, порождает новые специфический философские проблемы, во-вторых, частьстарых (перешедшие из других типов мировоззрений) либо разрешает, либо простоснимает их, отказывается от них какот псевдопроблем; в-третьих, другую содержательные оттенки. Иначе говоря, в конкретно-исторической системе философской деятельности есть два основных вида проблем:
1.       “вечные”, старые проблемы, переходящиеиз одного исторического типа мировоззренияв другой;
2.       проблемы, имевшие смысл в рамках только данного исторического типамировоззрения.
Среди “вечных” проблем философии — вопрос оботношении мышления и бытия. Его еще называют основным вопросом философии.
Основной вопрос философии – вопрос об отношениимышления к бытию, сознания к материи, природе. Он имеет две стороны. Первая связанас представлением о том, что являетсяпервичным, исходным, начальным – материя(бытие) или сознание (мышление). Втораясторона основного вопроса философии – это вопрос о том, способно личеловеческое мышление познать мир?
В зависимости от решенияпервой стороны основного вопроса философии философы подразделяются надва больших лагеря – материалистови идеалистов. Материалистическаяфилософия исходит из того, чтопервичным, исходным являетсяматерия, природа, а мышление,сознание, дух являетсявторичным, производным от материи. Идеалистическаяфилософия, наоборот, считаетпервичным сознание, мышление. Идеализм утверждает, что материя – это продукт, производное, следствие сознания, мышления.История философии во многом былаисторией борьбы материализма и идеализма как противоположных философскихмировоззрений.
Начинаяс античных времен (в Европе – с 7-6 вв. до н.э.), философия как учение о бытии и условияхего познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей, специально посвятивших ей свою жизнь и творчество, — философов. Нопрофессиональная философия стала возможной лишь потому, что почти каждыйчеловек в душе своей «немножко философ» (даже если он никогда не слышал этогослова).
Функции философии:
Прежде всего, философия выявляетнаиболее общие идеи, представления,формы опыта, на которых базируетсята или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимаюткатегории, к которым относят такиеуниверсальные понятия, как бытие, материя,предмет, явление, процесс, свойство,отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое,часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношениявещей. В своей совокупности они составляютоснову человеческого разумения,интеллекта. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям.
В комплексе самых общихоснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество,человек) в их взаимосвязи,взаимодействии. Подвергшись теоретической обработке, такие образытрансформируются в философскоеучение о бытии – онтологию (от греч. ontos– сущее и logos — учение). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формыотношений мира и человека – практические, познавательные и ценностные; отсюда иназвания соответствующих разделовфилософии: праксеология (от греч. gnoseos — познание) и аксиология (от греч. axios — ценный).
Помимо функции экспликации«универсалий» философия какрационально-теоретическая формамировоззрения берет на себя и задачу рационализации – перевода в логическую,понятийную форму, а такжесистематизации, теоретического выражениясуммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.
Разработка обобщенных идей ипредставлений с самого начала входила в задачу философии какрационально-теоретической формы мировоззрения.В процессе исторического развитиябаза философских обобщений меняласвой вид, охватывая все болееобширные опытные, а затем и теоретические знания.Источником обобщенных философских идей, понятийслужила и продолжает служить критика и рационализациянефилософских форм мировоззрения.Так, взяв от космогоническоймифологии многие ее темы, идеи, вопросы, ранняя философияпереводила поэтические образы мифа на свой язык,поставив во главу рациональное осмысление действительности. Источникомформирования общих философскихпредставлений в последующие эпохи нередко являлась религия.Дело заключается в общей ориентациифилософской мысли на рационализацию, выражение в общих понятияхвсевозможных форм человеческого опыта, идей, представлений. Выполняя этуфункцию, философия в идеале как быстремится охватить, обобщить,осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практическиедостижения человечества в целом, нои его негативный исторический опыт.
К этому примыкает также важная критическаяфункция, которую выполняет философияв культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование новогомировидения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков,ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильномудействию. По отношению к предшествующему и наличному культурно-историческомуопыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита».Передовые мыслители, как правило, ставятпод сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды,догмы, схемы миропонимания. Вместе стем они стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать емуподдержку, обосновать, развить. Это значит, что в системе культуры философия берет на себяроль критической «селекции», аккумуляциимировоззренческого опыта и его передачи последующим периодам истории.
Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и будущему. В качестве формы теоретическоймысли она обладает мощным конструктивными возможностямитворческого формированияпринципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать, мысленно «проигрывать»различные варианты миропонимания(«возможные миры»), как бы заготавливаяпробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда небывает всецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается, в частности, существованием в истории философииразных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем.
Отталкиваясь от ранее сложившихсяформ дофилософского, внефилософского или философского миропонимания, подвергаяих критике, рациональному переосмыслению, систематизации, философия формирует на этой основе обобщенный теоретическийобраз мира и его соотнесенности с человеческой жизнью, сознанием и соответствующийданному этапу исторического развития.В мире философии переводятся на особый теоретический языки мировоззренческие идеи, рождаемые в политическом, юридическом, нравственномрелигиозном художественном, техническом и других формах сознания. Важнейшей функцией философии вкультурно-исторической жизни людей являютсясогласование, интеграция всех формчеловеческого опыта – практического, познавательного и ценностного. Ихцелостное философское осмысление – необходимое условие гармоничной исбалансированной общественной жизни. Соответствующаяинтересам человечества мировоззренческаяориентация требует интеграции всехосновных задач, ценностей человеческой культуры. Их согласование посильно лишьдля универсального мышления, обеспечиваемого той сложной духовной работой,которую в человеческой культуре взялана себя философия.
Итак, основная функцияфилософии – мировоззренческая. Нелюбому обществу нужна философия, даи не в любом обществе она возможна. Философиярождена свободой и для свободы.Только там, где от непреложной, природной необходимости люди поднимаются к свободному управлению своей жизнью, где передними возникает реальная возможность(а следовательно, — и реальнаяпроблема) жизненного выбора, и сделать этот выбор они должны сами, сообразуясь только с собственным разумом и собственнойсовестью, а не по велению традиции, не по готовому рецепту или стандарту, — только там возникает потребность в стратегии решений, т.е. в стратегии свободы.А разработка стратегии свободы – это и есть философия.
Философии не могло быть вдревнейшем (первобытном) обществе, с его родоплеменной организацией. В немкаждый поступок, каждый шаг члена рода или племени был определен и отмерен, ивсе находились под строгим и неусыпным контролем вождей, жрецов, старейшин.Долгие века и тысячелетия отчаяннойборьбы за жизнь закрепили в социальной памятиколлектива оптимальные стандарты поведения,внешне это проявлялось в ритуалах, а в сознании существовало в формемифа – первой исторической формы социального регулятива.
По сравнению с мифом, религия– более сложное и развитое сознание, отвечающее более высокой, более зрелойступени общественной организации, когда высшим судьей длясебя люди признают не человеческий,а сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность – Бога, которых в глазахверующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение нравственности.Религия – вторая (после мифа) историческаяформа социального регулятива. Онаеще не есть свобода, но есть мечта, греза о ней.
Но и в достаточно развитомобществе – если только это общество тоталитарного, казарменного режима –философия не нужна и невозможна. Онабыла нужна демократическим Афинам и не нужна казарменной Спарте.
Философское знание по природесвоей антидогматично, антиавторитарно. Природа и лоно философии, ее главная функцияи предназначение в обществе – критика. Критика наличного знания, суд над ним есть – опосредованно – критика  бытия,т.е. существующего строя и образажизни. Критический (а не апологетический) дух философии не вызывал к нейбольшой любви и сочувствия состороны власти, по отношению к которой философское «вольнодумство» чаще было нев согласии, а в оппозиции. Но без такой критики в обществе наступает застой.
Диалектика, этапы ее развития и основные формы. Диалектика и метафизика.
 
В истории сложились две противоположные философскиеметодологические традиции (два метода) – метафизическаяи диалектическая (метафизика идиалектика). Истоки их различия – впротивоположных решениях следующих(в сущности, мировоззренческих) вопросов:
1.       развивается ли мир и отдельные его части;
2.       зависит ли существованиевещи от ее связей с другими вещами;
3.       дляпознания вещи нужно или не нужноучитывать развитие этой вещи и ее взаимосвязис другими вещами.
Метафизика(вплоть до второй половины 19 в.) считала возможным в познании мираисходить из того, что, во-первых, вещи и предметы существуют изолированно другот друга, вне связи их между собой;и, во-вторых, предмет познания можнорассматривать как неразвивающийся.Так, в 17-18 в. любимый девиз метафизиков был: “Ничто не ново под Луной!” Всвоих современных формах метафизика выступает часто как негибкое, боящеесяпротиворечий абстрактное теоретизирование.
Диалектикастоит на противоположных позициях.Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надорассматривать во взаимосвязи их другс другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в ихизменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущностьвещи может быть полностью понятатолько тогда, когда известна историястановления этой вещи, отраженоразвитие этой вещи. Метафизика ближе обыденному, повседневному, нефилософскомусознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический же метод требует глубокойфилософской, теоретической культуры, постиженияисторико-философского опыта.
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).
2. Идеалистическаядиалектика немецкой классической философии 18 – первой половины 19 вв. (И.Кант,Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).
3. Диалектика революционных демократов 19 в. (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).
4. Материалистическаядиалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

Сознание и самосознание какфилософская проблема.
 
Сознание — это особое состояние,свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и онсам. Сознание мгновенно связывает,соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал,пережил. Многие философы определяютсознание как чудо из чудес мироздания,как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как “я”, устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т. д.
В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевую или физическую), отключают накакое-то время сознание с помощьюнаркотиков, алкоголя и т. д. Именнопотому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию;самоубийство — чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства.
Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно несуществует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждомнашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь,в соотнесение наши ощущения, восприятия,мысли, чувства, причем без нашего на то согласия,а тем более контроля. Сознание нельзя “вытащить” из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует.
   Смысл проблемысознания.
Проблема сознания — одна изсамых трудных и загадочных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств,событий и процессов; люди пытаютсяразгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречейс красотой или, наоборот, с безобразным, понятьсмысл своего существования, отыскатьистоки своих мыслей и т. д. Но все процедуры данности нам мира и переживаний,чувства и мыслей проходят через то,что называют сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, чтосопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной“добавкой” во все, что мы воспринимаем как данность. Чтобы войти в состояние сознания,недостаточно просто, мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать:необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а “ямыслю, что я мыслю”, я не просто переживаю, а “япереживаю, что я переживаю”, я не просто что-то знаю, но “язнаю, что я знаю” и т. д.
В истории философии проблема сознанияимеет два уровня своего решения. Первый заключаетсяв описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. Нафилософском языке — это описаниефеномена сознания. Второй — имеетцель объяснить, как возможно самосознание, т. е. объяснить самфеномен. В философии античности и Нового времени указанные уровни неразличались, а потому считалось, что если описаны способы, каким вещисуществуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания: В XX в. философы выделили вопрос о возможностисознания в самостоятельный.
Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно несуществует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждомнашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь,в соотнесение наши ощущения, восприятия,мысли, чувства, причем без нашего на то согласия,а тем более контроля. Сознание нельзя “вытащить” из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует. Поэтому-товплоть до XX в. философия занималасьлишь описанием способа существованиявещей в сознании, “растягивало” вовремени и пространстве акт сознания,выделяятакие его “шаги”, как ощущение, восприятие,представление и так далее. В нашем столетии философы дерзнули задать вопрос:как и почему эти “шаги” мгновенно сворачиваютсяв образ, благодаря которомувозникает связь человека с миром и ссамим собой. Ответить же на вопрос, как возможно восприятиеобраза, значит объяснить феноменсознания.
Каждая эпоха имела своипредставления о том, что такоесознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло непризнаваться в качестве такового вдругой. Представления о сознаниитесно связаны с господствующимимировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековыйтеоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное пониманиесознания. В свою очередь от того,как представляли себе сознание людитой или иной эпохи, зависел их образ мира, их понимание нравственности,политики, искусства, ибо сознание всегда “вплетено в языкреальной жизни” (К. Маркс).
Сознание есть не что иное,как ее Самосознание, ибо сознание, мышление, по Спинозе, — этоспособность идеального движения пологике любого предмета и всей совокупности предметов. «Порядок и связьидей те же, что порядок и связь вещей"
Только подход к явлению сознаниякак к исторически становящемуся феномену позволяетпонять его сложную структуру,в частности, такие явления, как самосознание и бессознательное.
Самосознание — это начало подлинногочеловеческого сознания. Толькотогда, когда у человека появляетсясамосознание, он становитсяспособным к умственному труду, к работе с символами как носителями идеального, только тогда он становится и самооценивающим и самоконтролирующим существом,поощряющим либо порицающим самогосебя за правильный или неправильныйвыбор программы поведения. С появлением самосознаниячеловек становится способнымоценивать все аспекты своего поведенияв обществе — не только правильность своего мышления,но и нравственного облика, идеалов и мотивов своего поведения. А это означает, что с появлениемсамосознания у человека появляется возможность стать и быть личностью, т. е. творцомсамого себя и своей судьбы.
 

Патристика и схоластика какфилософские учения Средневековья. Философские концепции А.Аврелия, Ф.Аквинского, У.Оккама.
 
Средневековая европейскаяфилософия – содержательный ипродолжительный этап в истории мысли, занимающий отрезок от распада Римскойимперии до эпохи Возрождения – почтицелое тысячелетие. Философская мысль этого периода уходит своими корнями в религии единобожия(монотеизма). К таким религиямпринадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабскойфилософии средних веков. Средневековое мышление по существу своемутеоцентрично: реальностью, определяющейвсе сущее, для него является не природа, а бог.
Характернымисвойствами средневекового мышления являются ретроспективность и традиционализм, т.е.обращенность в прошлое: чем древнее суждение, тем оно подлиннее, чем оноподлиннее, тем истиннее – такова максима средневекового философского сознания. В соответствии с данным подходом, Библия, как самый древний текст, есть единственный всвоем роде свод всех возможных истин. Считалось, что достаточно усвоить смыслбиблейских высказываний, чтобы знать о мире все. Однако этот смысл хотя и присутствует в тексте Библии, но не находится на поверхности, и задача философия расшифровать библейский текст, раскрытьзаключенные в нем истины. Философиястановится экзегезой, т.е.толкованием священных текстов, проясняющимнеясные, трудные для пониманияместа.
Вэтом смысле патристика (философияи теология отцов церкви идуховно-религиозных вождей христианства 1-7 вв.), как явление,близкое по времени апостольской традиции, представляласьнаиболее авторитетным направлением мысли. Созданнаяпатристикой философия должна быластать как бы образом, прообразом всякогобудущего философствования, неким классическимэталоном. Любая форма новаторстваполагалась за проявление гордыни исуетности, а степень подобиябиблейскому образу была прямопропорциональна степени истинности высказанного философского суждения.
 Однако некоторой теоретической свободой средневековыймыслитель все же обладал: он был несвободен в выборе предмета исследования – им практически всегда был текст, слово Библииили святых Отцов, но литературная аранжировка принадлежала все-таки интерпретатору,философу-экзегету, истолкователю. Согласно средневековым представлениям, канонический текст всегда многозначен,символичен. Эта символичность текста и есть начало относительно свободноготеоретизирования, условие самогосуществования средневековойфилософии. Если бы средневековые тексты были однозначны и не оставляли свободы дляинтерпретатора, то не существовало бы ни философской патристики, ни теологии,ни многовековой традиции самой средневековой философии.
Помимотрадиционализма и ретроспективности, к специфическим чертам средневекового способафилософствования относят дидактизм, т.е. учительство, назидательность.Почти все средневековые мыслители были проповедниками или преподавателями богословских школ и университетов. Учительскийхарактер средневековой философии более всего проявлялся в том,что в ней на протяжении столетийразрабатывались проблемы объяснения и почти совсем не затрагивалась проблематеоретического исследования. Этафилософия была в полном смысле этогослова «схоластикой» (от лат. – ученый, школьный и греч. — школа), т.е. «школьной»философией и сводилась к объяснениюистин, содержащихся в авторитетныхтекстах Библии или святых Отцовцеркви.
Средневековая философия– это диалог учителя и ученика, гдеучитель уважаем, прежде всего, за эрудицию и педагогическое мастерство, а ученик– за прилежание и восприимчивость. Факт наследованиянекоторых античных установок и учительство во многом определили консерватизмсредневековой философской мысли и монолитность культуры вообще.


Всредневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления — патристику  и схоластику,четкую границу между которыми провести довольнотрудно.
Патристика(от лат. patres — отцы, подра­зумевается «церк


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование профессионального самоопределения студентов-психологов в условиях вуза
Реферат Анализ развития легкой промышленности в Кемеровской области
Реферат Синтез науки и искусства в культуре итальянского Возрождения на примере творчества Леонардо да В
Реферат Корейская война 1950 1953 годов
Реферат Fighting The Last War Essay Research Paper
Реферат Оволодіння правовими знаннями - основа формуваня професії юриста
Реферат Альманах Центра общественных экспертиз Выпуск Апрель 2008 г. Альманах Центра общественных экспертиз: Научное издание. № История. Политология. Философия. Экономика. Юриспруденция. Москва: нп «Центр общественных экспертиз», 2008. – 208 с
Реферат Холодная война.Последняя схватка 1979-1985 -новый этап обострения международной напряженности
Реферат Мотив самоубийства в творчестве Владимира Маяковского
Реферат Організація самостійної роботи студентів вищих навчальних закладів в умовах особистісно-орієнтованого
Реферат Жанровое разнообразие поэмы Пушкина "Руслан и Людмила"
Реферат Особливості спілкування молодших школярів 2
Реферат Теория идеального государства у Платона
Реферат Банковская система и её формирования в Украине
Реферат Адмирал Нельсон: Неаполь