Реферат по предмету "Философия"


Ответы на зачет по философии за 1-й курс (1-й семестр).

Казанский ГосударственныйУниверситет. Декабрь. 2000г.
Ответы на зачет по философииза 1-й курс (1-й семестр).
Мировоззрение. Антропоморфный тип и антиантропоморфный тип.
Мировоззрение–это духовный способосвоения человеком природы, общества, что воплощается в совокупности егоощущений, восприятий, знаний ценностных ориентаций, убеждений и т.д. Оноприсуще каждому человеку и обществу в целом. Без мировоззрения нет человека.Оно исторически подвижно, оно изменяется, потому, что человек все глубжепроникает в мировоззрение. С точки зрения историчности  есть мировоззрения: 1)Антропоморфный тип мировоззрения. При таком типе мировоззрения человек осваевает мир путем переносасвоих человеческих качеств на природные явления и процессы. Он очеловечиваетприроду, он наделяет природные явления своими свойствами, 2)Антиантропоморфный тип мировоззрения. Перенос качеств, природных явлений на человека. Познавая природу,познаем и себя, т.к. человек есть часть природы.
Возникновение философии. Основные роблемы.
Термин философиявпервые родился в др. Греции, авторм является Пифагор. Именно он впервые назвалфилософию философией. Философия (с греч.) – любовь к мудрости. Пифагор имел ввиду, что философия – это мудрость, и человек любит ее, тянется к ней. Однакочерез это понятие содержание не раскрывается. Выходя за рамки термина,философия – это многообразная, сложная форма человеческой духовности. Ее можнорассматривать в разных аспектах. Философия, которая имеет дело с определеннымизнаниями человека о мире, она помогает познать человеку мир. Философия в рядеслучаев может выступать как религия. Многие вопросы очень близки в этихпонятиях, но ответы разные. Вечен ли мир, имеет он конец или начало? Философиюможно рассматривать, как элемент духовной культуры. Она всегда входила изанимала особое место там. Любая философия может рассматриваться, как формамировоззрения. Предварительно уясним, что такое мировоззрение. Человек в своемжизненном потоке осваевает реальность, в которой он находится. Основные усилияосознавшей себя философии, святся к тому, чтобы найти высшее начало и смыслбытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу,проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идея познания, проблемынравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а так жеистория самой философии – таковы основные проблемы философской мысли.
Философское мировоззрение.
Материаизм есть философскоемировоззрение, признающее субстанцией, сущностной основой материю. Согласноматериализму, мир есть двужущаяся материя. Духовное же начало, сознание естьсвойство высокоорганизованной материи – мозга. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинноебытие принадлежит не материи, а духовноиу началу – разуму, воле. Все материальноеи духовное – это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понятьсмысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность игармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не всостоянии ответить на вопрос: кто в мире так мудро формообразует все и вся иосуществляет регулятивную функцию. Материализ не совместим с признаниемобъективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытие сущего.
Философия и наука.
О соотношениифилософии и частных наук было много споров. Философия – это наука, конкретнаянаука, как вид эмпиристического и теоритического познания действительностиимеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами,законами, гипотезами, теориями. Любая наука в естественной, так и гуманитарнойобластях знания имеет свой особый предмет. В это в ходе развития науки можетменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорийвозникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой другойнакуе, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают неверные гипотезы и т.п. Но всеэто совсем не чначит, что философия есть одна из наук в ряду других. Уфилософии предмет иной – она есть наука о всеобщем, ни одна из других наук незанимается этим.
Философия и культура.
Во всяком человеческом обществе создаются сложные    многоуровневые системы, специальнопредназначенные для выработки общих и конкретных знаний, представлений о мире исамом человеке, а также ориентаций и целей не только повседневного поведения,но и рассчитанных на отдаленные перспективы.      Еще на заре истории в рамках мифологии,магии и гадательных систем общество вырабатывало некоторые механизмыупорядочивания знаний, представлений и целей, значительную степеньвариативности, которая помогала человеку адаптироваться к окружающейобстановке. Вопреки всем позднейшим изощренным специальным«онаученным» формам выработки и переработку знаний и ориентаций,индивиды, социальные группы и общества обращаются к мифо-поэтитческим, мистическими гадательным системам, которые удовлетворяют некоторые субъективныепотребности в повседневных ориентациях, необходимых в ситуационных сплетениях,не поддающихся сколько-нибудь эффективному анализу соотношенияпричин-следствий. Более развернутую систему выработки общих и конкретных знанийи ориентаций создает религия, содержащая обширный комплекс объяснений, норм имотиваций, отвечающих огромному объему вариативность человеческойжизнедеятельность. Но хорошо известно, что содержащийся в религиозных системахкомплекс знаний и ценностей слишком обременен необходимостью поддержанияпостоянства поведения и единства общества, что сковывает его реформаторскиепотенции. Поэтому уже на ранних этапах наряду с религией выработку новых знанийи ориентаций берет, на себя светская культура в ее разнообразных проявлениях:искусство и литература, философия и наука. С одной стороны, в этих  формах духовного производства имеется свое«наследие», устоявшиеся результаты, знания и ценность. Вместе с темих важнейшей характеристикой светской культуры стала устремленность нановаторство, открытые новых горизонтов в познаны,  типов ориентации и способов жизнеустройства.Философия др. Индии             
Основные положения:
1.Брахмаизм (6 даршан):миманса, веданта, сакхья, ньяя, вайшешика, йога.
2.Чарвака.
3.Буддизм.
4.Джаийнизм.
ЙОГА    2 в. н.э   Мир вечен, никем, никогда не был создан,постоянно развивается делится на мир природы и мир людей. Мир природы — гармоничен и спокоен; мир людей- мир страданий. Целью людей являетсяосвобождение ума от материи.  долженстремится к двум состояниям: 1. Сосредоточенный ум неподвижен. 2. Сдержанным — погружен в самого себя. 
БУДДИЗМ   6в. до н.э.    Мир вечен, никем никогдане создан. Сущность мира — изменение развития. Мир состоит из пяти первичныхэлементов: вода, огонь, земля, воздух, пространство. Имеется 4 истины: мирполон страданий, причина страданий в самом человеке, его страстях, страданиеможет быть преодалено, для этого необходимо освободится от желаний, от жаждыжизни, путь освобождения — благородный, срединный, восьмеричный путь:правильные взгляды (владение четырьмя благородными истинами ), правильныестремления, правильная речь, правильное поведение (не причинять зла животным),правильный образ жизни, правильное усилие (контроль за состоянием психики),правильное направление мысли (достичь понимая того, что в мире ничто неприставляет ценности), правильное сосредоточение (полная  отрешенность от всего, безразличие).
ДЖАЙНИЗМ  6 в. до н.э. Мир существует вечно и никогда и ни кем не создавался. Мир в своем бытиииспытывает периоды подъема и спада. Во время спада появляются тиртханкары, чтобы спасти мир от гибели. Джайнистыверят в существование души и в переселение душ. Их главное учение – джива самосовершенствование души. Еслидуша, пребывая в земной оболочке, будет поддаваться гневу, жадности, лжи,гордости и т.д., то она пробыв какое-то время в аду, по закону кармы вновьобретет материальную оболочку и будет страдать. Джайнисты верят, что душаминаделены не только люди, но и животные.Философия др. Китая
В китайской философии считается,что имеется наполняющую Вселенную силы ЯН и ИНЬ. Он обуславливают сущность  пяти элементов природы: влаги, ветра, тепла,сухости, холода. Пять новых человеческих функций: мимика, зрение, речь, слух,мышление. Пять основных чувств: забота, страх, гнев, радость. Созерцательность.
КОНФУЦИЙ   (552-479г.) до н.э. Не сформировал собственного учения, но собрал 5 классическихпроизведений Древнего Китая. Философия Китая имеет в основе 5 условий разумногопорядка: мудрость, гуманность, почитание старших, верность, мужество. Она имеетосновной задачей — построение общественного устройства, основанном разуме, идающее индивиду возможность самосовершенствоваться и выполнять свое назначениев действии для всех.              
Философия др.Греции.
МИЛЕТСКАЯШКОЛА. Др. греческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основанныхгреками. Здесь раньше развилась рабство, торговля и выросшая на их основекультура (связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта — более древниецивилизаций). Первые учения (г. Милет 7-6 в. до н.э.) — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом: откуда всевозникает и во что превращается? -  ониискали начало происхождения  и изменениявсех вещей. Первое вещество — живое в целом и в частях, наделенное душой идвижением. Занимались и разносторонней практической деятельностью. ФАЛЕС (конец 7 начало 6 в. до н.э.). Купец, много путешествовал. Гидроинженер. Проектполитического объединения малоразвитых городов перед угрозой Персии. Предсказалсолнечное затмение в 585г. до н.э. Изобрел некоторые астрономические приборы.Считал, что все произошло из некоего влажного первого вещества или воды. Всерождается из этого первоисточника. АНАКСИМАНДР. Первоисточник — это некоепервое вещество (апейрон) из которого обособлены противоположности  теплого и холодного, дающие начало всемвещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля — цилиндр. Всеобособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникаюти разрушаются. АНАКСИМЕН.  Времязавоевания Милета персами. Первое вещество — воздух. Все вещества получаютсяпосредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух — это дыхание, обнимающеевесь мир. Земля — диск, поддерживающийся воздухом. В 5 в. до н.э. Милет утратилсамостоятельность (Персы) и развитие здесь философии прекратилось.
ПИФАГОРИ ПИФАГОРИЙСКАЯ ШКОЛА. Пифагор из Самоса 580-500г. до н.э. При тиранеПоликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон где основал политический  союз представляющий интересы аристократии.Сам ничего не писал. Учения его претерпели значительную эволюцию. Выдвинулреакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок — властьаристократов. Последователи Пифагора объединились в союз. Боролись сдемократией. В 5 в. до н.э. этот союз был разгромлен демократами. Отвергалиматериализм Милетцев. Основа мира не материя первоначала, а числа, которыеобразуют космический порядок — прообраз общественного  порядка. Познать мир — значит познатьуправляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли количественнойстороны явлений природы. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их всамостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная единица- это мать богов, всеобщее первоначоло и основа всех природных явлений. Двойка — это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело(тройка), являясь триединством первоначала и его противоречий сторон. Четверка- образ четырех элементов природы. И Т.Д. Мысль о том, что все в природеподчинено определенному числовому соотношению приводила Пифагорейцев кидеалистическому утверждению, что именно число, а не материя являетсяпервоосновой всего.
УЧЕНИЕГЕРАКЛИТА.  Родом из Эфеса. (530- 470 г. до н.э.). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения омире — представление о преходящем, изменчивом характере всего существующего.Все существующие вещи возникли из материального первоначала. Однако первоевещество — это огонь. Выбор огня в качестве первого вещества обусловленвзглядами Гераклита на характер жизни природы. Мир находится в постоянномпроцессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчивогонь. Причина вечного изменения — борьба противоположностей. Мир остается воснове огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня. Мир есть процесс, вкотором всякая вещь переходит в свою противоположность. Благодаря борьбепротивоположностей, обнаруживается их внутреннее сходство. Всеобщностьизменения и переход каждого качества в противоположное, делают все качествавещей относительными. Логос — основа всеобщности и истинности чел. познания. Воснове мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступночувствам зрения и слуха. Мышление — общее всем людям, всем дано познать себя ибыть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света, воспринимаемогочувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, “от того, что никогдане заходит”. Однако, Гераклит считает, что большинство людей не знают всеобщегои вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.
ЭЛЛИАТСКАЯШКОЛА.  В 6-5 в. до н.э. центрдуховного развития перемещен в Южную Италию (земледельческая область). Главнаяидея: Бытие есть, а небытия нет, бытиеедино и неделимо, бытие познаваемо. КСЕНОФАН. 6-5 в. до н.э. Поэт — философпобывал в Южной Италии, и вообще много путешествовал. В конце жизни поселился вЭлее, где под его влиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления омножестве богов (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих боговв виде лошадей). Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собойнечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет — есть вода и земля.О природе богов не может быть истинного знания только мнение. ПАРМЕНИД. Эллея6-5 в. до н.э. Составил законы для Эллеи, которые там долго действовали. Мир-  шар, в котором нигде нет пустоты и,следовательно возможности движения. Всякая мысль есть — мысль о существующем.Поэтому несущественного никак нельзя мыслить как несущественное, откуданесущественного нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. В центремира – богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий иправит всеми небесными движениями. ЗЕНОН. Ученик Парменида. Выдвинул ряд положений в защиту учения Парменида(апории) Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, чтодвижение мыслимо приводит к противоречиям — оно не может осуществиться.( Длятого чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться вопределенном месте и не находиться в нем, но это противоречиво — невозможно).
ФИЛОСОФИЯ  ДЕМОКРИТА. Демокрит (460 -370 г. дон.э.). Родился во фракийском городе Абдеры. Побывал  в странах востока. Имеются труды Демокритаохватывающие вопросы  философии, логики,психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активныйприверженец  демократии. Исходноеположение атом, системы — существующих атомов и пустоты, образующих своим бесконечныммногообразными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главныхпредпосылок его учения является взгляд по которому ощущения представляют хотя инедостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточныесвидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы ипустота невидимы, но их существования удостоверяются основанным на чувственныхнаблюдениях размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении оттого, что существует в действительности. Однако он не отрицает реальностьчувственно воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, чтофилософия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит воснове всего, образует его причину. По-видимому он не согласен с тем, чточувственные восприятия качеств совпадают с самими качествами. Атомы сутьвсевозможных малых тела, не имеющие качеств, пустота же — место, в котором всеэти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются междусобой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сновасходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочиесложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.  Для объяснения реального многообразиядействительности Демокрит допускает, что атомы различны по форме, порядку и положению.Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа небессмертна.
СОФИСТЫ.Философское движение эпохи зрелых рабов. В 5 в. до н.э. на смену политической власти аристократии и тирании вомногих городах Греции пришла власть демократии. Развитие созданных ею новыхвыборных учреждений – народные собрания и суды, игравшего большую роль в борьбепартий и классов свободного населения, породило потребность в подготовке людей,владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать.Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой облости людей становились учителямириторики, политических знаний… Однако нерасчлененность тогдашнего знания ибольшая роль, которую приобрела в то время фил.ософия, привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили нетолько политической и юридической мудрости, но связывали ее с общими вопросамифилософии и мировоззрения. Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами,учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речахстремился к доказать предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения.Старшая группа: Протагор (481 — 411днэ), Горгий, Гиппий и Продик. ПРОТАГОР. Был материалистом иучил о текучести материи и об отностительности всех восприятий. Он доказывал,будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставленопротиворечащее ему утверждение. ГОРГИЙ. Ничто не существует. Если и есть нечтосуществующее, то оно непознаваемо. Если оно познаваемо, то оно невыразимо инеизъяснимо. Старшие софисты были крупными спецами в вопросах права и обще — политических вопросах. Младшие софисты (6 вднэ). В их учениях особенновыделяются этические и социальные идеи.   Они отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природаникого не создала рабами и люди рождаются свободными.)
СОКРАТ.Афинянин (469-399днэ). Он собрал вокруг себя много учеников, большая частькоторых оказалась врагами рабственной демократии. Это, а также выступл самогоСократа против демократии  восстановилипротив него народ. Он был привлечен к суду и отравился. Сам Сократ ничего неписал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонта,Платона, Аристофана а так же Аристотеля. Для Сократа характерна логичностьречи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерскоерасчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал противСофистов. Философия  по Сократу — учениео том как следует жить. Он выступает против натурфилософии, эмпирическогоизучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств.Главная задача познания — познание самого себя. Знание это обнаружение общегодля целого ряда вещей, т.е. знание есть понятие о предмете и достигаетсяпосредством определения понятия.                .
 ПЛАТОН (427-347днэ). Афинянин,был  противником демократии. Философскоеразвитие началось в школе Сократа. В городах Южной Италии и Сицилии онпродолжил ознакомление с философией элейцев и пифагорейцев. В 387г.  он вернулся в Афины и основал школу(академия).
Считал, что мир чувственных вещей неесть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются идвижутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинамиявляются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. Поотношению к чувственным вещам идеи и причины и образцы и цели, к которымстремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса. Так какчувственные вещи преходящие то они должны быть обусловлены не только бытием, нои небытием. Это небытие есть материя. Материя принимает на себя идеи и превращает их во множество ч. вещей,разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершинекоторой идея блага. Она обуславливает познаваемость, существование предметов,от нее они получили свою сущность. Идея блага является не только верховнойпричиной бытия, но и его целью (телеология — учение о целесообразности). Идеивечны, неизменны, тождественны, не зав от условий пространства и времени. Мирвещей — мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем всесвойства относительны, ограничены условием пространства и времени. Знание естьприпоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцалатам истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но вглубине эти знания остаются. Восприятия мат предметов напоминают душе позабытыеей знания. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственноговосприятия, чувство вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинногознания. Середину между мнимым и подлинным знанием занимают математ знания.Они имеютнечто родственное чувст вещам и идеям. Противоречия — есть необходимое условиедля побуждению души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредствомвыявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть — искусстводиалектики.
АРИСТОТЕЛЬ.Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии.(384-322г. до н.э.). После смерти Платона проживал в Атарнее (островЛесбос)  а затем при дворе македонскогоцаря Филиппа в качестве воспитателя его сына — Александра. В 335 г. году возвратилсяв Афины, где основал школу — гимназии (Ликей). До нас дошли не все текстыАристотеля. Многие из дошедших по видимому не являются текстами самогоАристотеля. Например “Метафизика” по-видимому представляет составленныеслушателями своды различных по времени курсов Аристотеля. Очень важны дляпонимания Аристотеля его сочинения: “О душе”, “Физика”, “категории”. ФилософияАристотеля охватывает вопросы логики, психологии, познания, Учения о бытии,космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики,риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения  атомистов, пифагорейцев, раннихматериалистов. Эти критические введения представляют большую ценность ценность.По А.ристотелю каждая единая вещь есть единство материи и формы. Форманематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар естьединство вещества – меди, и формы — шаровидности, кот. придана меди мастером,но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом.Противоположность материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношениюк шару, но она же и форма по отношению к физическим элементам, соединениемкоторых, по Аристотелю является медь. Медь лишена форму т.к. еще не являетсяшаром  и в то же время она естьвозможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего являетсяматерия. Согласно Аристотелю в пределах мира чувства вещей возможенпоследовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот.Категориии эти  становятся текучими.
                 
Средневековаяфилософия.
В это времявозникает феодальное общество (крепостное право). Значительную роль игралодуховенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагамипросвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности иобразованности в Европе. Раннее средневековье характеризовалось становлениемхристианства. В условиях жесткого диктата церкви и государственной властифилософия была объявлена служанкой богословия, которая  должна была использовать свой рациональныйаппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получиланазвание “схолистики”(опиралась на форменную логику Аристотеля). В этот периодврмени в философии большое внимание уделяется Богу.
БЛАЖЕННЫЙАВГУСТИН (354 – 430). Выдающийся мыслитель, вписавший заключительныестраницы в истории Рима и всей античности. Он был вдохновителем многочисленныхи разнообразных идей и течений в области богословия, общей философии, научнойметодологии, этических, эстетических и историософских воззрений. Учение о бытииАвгустина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оносуществует и именно потому, что оно существует, есть благо. Бог – есть источникбытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мираесть постоянное творение его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубокотеоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог, как исходный и конечныйпункт размышлений. Проблема Бога и его отношение к миру у Августинацентральная.Размышления Августина о Боге привели его к проблеме вечности и времени.По Августину время – есть какоето протяжение. Вечность же мыслиться им так: вмире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделимаот бога. Учения Августина о божественной благодати в ее отношении к волечеловека, оказали большое влияние на последующую христианскую философию.
ФОМААКВИНСКИЙ (1225-1274). Основная цель отработка основных догматовхристианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднегоАристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального иматериального, как соотношение изначального принципа формы с неустановившимсяпринципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы иматерии рождает мир индивидуальных явлений. Душа человека — есть формообразный принцип, однако свое полноеиндивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом. Такбыл  разрешен один из самых острыхвопросов христианской схолистики. Схолистика должна была истолковывать свое отношение к материи т.к. Иисус Христосбыл явлен в виде человека, т.е объединил в себе бога (идеал) и человека(материя) природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как нечто(чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалифицировалматерии Фома Аквинский  с помощью целойсистемы утонченных рассуждений в качестве “слабейшего вида бытия” былавоспринята церковью как выход из тупика. Важное значение имело учение оразличии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существованиевыше сущности, относится к ней как действительность к возможности.Доказательство существование бога. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь полестнице причин мы приходим к необходимости существования бога — верховнойпричины.
               
Философия эпохи возрождения.
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности,торговли, мореплавания, военого дела, т.е. материального производства, аследовательно развитием техники, естествознания, механики, математики.Для этойэпохи характерно как бы вторе рождение идей античной философии, прежде всего – таже обращенность к человеку. Потребности общественн-исторической практикиявились мощным импульсом развитием естественных и гуманитарных наук, заложивосновы опытного естествознания Нового времени. Выразителями этой тенденции быликрупнейшие мыслители этой эпохи, общим пафосом которой стала идея гуманизма,отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства,права на земные радости им счастье.
НИКОЛАЙ  КУЗАНСКИЙ (1401 – 1464). Теолог,философ, ученый, математик, географ, астроном, родоначальник немецкойфилософии. Утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о путипознания бога и Вселенной. Утверждал о мощи человеческого познания, овзаимосвязи всех природных явлений, о бесконечности Вселенной. Рассуждал овозможности приминения математических понятий в познании природы.
ДЖОРДАНО  БРУНО (1548 – 1600).  Этические воззрения Бруно заключаются вутверждении “ героического энтузиазма” безграничной любви к бесконечному. Этоуподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов игероев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Был сожжен вместесо своими трудами на площади цветов в Риме.
Новое время рационализм и эмпиризм.
Рационализм – философское воззрение,признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.Западная философия Нового времени открывает следующий период в развитиифилософской мысли. Этот период  в жизниобщества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитиемкапитализма что связано с прогрессом в экономике, техники, ростомпроизводительности труда. Происходят существенные преобразования в социальнойсфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Своимразвитием философия Нового времени обязана отчасти углубленным изучениемприроды, отчасти все более усиливающимся соединением математики сестествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышленияраспространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.
Ф.БЭКОН.Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработкинаучного метода на основе материалистического понимания природы, был  Ф.Бэкон (1561 — 1626). Естествознание — истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт — важнейшая частьестествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука естьопытная наука и состоит в применении рационализма. метода к чувственным данным.Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условиярационального. метода. Главный труд — “Новый Органон”. В этом произведенииБэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода томупониманию,  на котором. основан “Органон”Аристотеля. До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если быисследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главноесредство исследования. К нему относятся орудия, совершенная способность нашеговосприятия, и орудия, совершенное саму человеку — мысль. Науку расширяет непассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главноеусловие прогресса знания — совершенствование способности умозаключения,важнейшей формой которой. является правильная индукция. До Бэкона философы,писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, которые подтверждаютдоказываемые  положения. Бэкон подчеркнулзначение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это такназываемые отрицательные инстанции.
Р.ДЭКАРТ.Родился в 1596 г во Франции в семье дворянина. Служил в армии. Многопутешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольме, где и умер в 1650г. Основная чертафилософского мировоззрения — дуализм. Дэкарт допускает два независимых друг отдруга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”.В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию,единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теориипознания, в учении о бытии Дэкарт — идеалист. В теоретическом познании Дэкартобъявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления:“Я мыслю следовательно Я существую”. В учении о бытии он не только признаетсуществование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими вкачестве высшей субстанции пребывает бог. Декарт — выдающийся ученый. Он творецаналитической геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. ОтДекарта  ведет начало системаалгебраических обозначений. В механике Д. указал на относительность движения ипокоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также закон сохраненияполного количества движения при сооударении двух неупругих тел. Дэкартотождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственновоспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не существуют.Выводы из этого: мировая материя (пространство) беспредельна, однородна, неимеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразиеприродных  явлений: 1) к материи и 2) кее движению. В познании главную роль играет разум — рационализм.  Дэкарт полагал,что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессепознания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения — аксиомы. Влогической цепи дедукции,  за аксиомами,каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливогопредставления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственное очевидныеисходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно срассуждением дедукции.
БЕНЕДИКТСПИНОЗА.(материалист) — (1632- 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. Знакомство Спинозы с идеямиДекарта привело к разрыву с иудаизмом. Спиноза был отлучен от общины и вынужденбыл поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз длятелескопов. Умер от туберкулеза. Основная цель философии — завоеваниегосподства над внешней природой. Развивая эти идеи предшественников он дополнилих учением о свободе. Спиноза учил, что сущность лишь одна субстанция — природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороныприродой творящей, а с другой — природой сотворенной. Как природа творящая онаесть субстанция, или, что тоже самое — бог. Отождествляя природа и бога,Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога вприроде и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы.Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. Бытие субстанцииодновременно и необходимо и свободно т.к. не существует никакой причины,которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности.Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины. Онаможет следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единственная вещь не обладает свободой. От субстанцииследует отличать мир конкретных вещей. Природа существует сама по себе,независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечностьсубстанций во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому онпостигает существование субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: какпротяжение и как мышление ( атрибуты субстанции). Человек как предмет познания,не составил никакого исключения. Человек – есть природа.
               
Немецкая классическая философия.
И.КАНТ  родился в 1724г в Кениксберге. Здесь жеучился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804.  Он был не только философом, но также крупнымученым в общ естествознания. Философское развитие Канта делится на два периода.В первый период (до начала 70-х г.) пытался решать философскую проблему — обытии, философию природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, чтофилософия  может быть разработана иобоснована как умозрительная наука. Во 2-й пер (критический)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Блог учителя информатики» как средство создания образовательной среды для учителей, учащихся и родителей
Реферат Тютчев Федор
Реферат Состояние и перспективы развития рынка продовольственных товаров. Основные направления совершенствования ассортимента пищевых продуктов. Классификация продовольственных товаров.
Реферат проблемы социалистических и коммунистических партий
Реферат Понятие концептуальной системы химии
Реферат Античный театр
Реферат Jewelry From Africa Essay Research Paper Most
Реферат Акты ФС и законодательный процесс
Реферат Экономическая эффективность производства ферритовых стронциевых порошков на ОАО Олкон
Реферат Проектирование участка по сборке двигателей внутреннего сгорания
Реферат Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования
Реферат История Великой Отечественной войны в литературе (критические замечания по книгам В. Суворова)
Реферат Теория химико-технологических процессов
Реферат Региональная политика России: концепции, проблемы, решения
Реферат Из истории московского «полуострова»