Реферат по предмету "Философия"


Ответы на вопросы по философии (для поступления в аспирантуру)

Краткие ответы(и не оченькраткие) на вопросы по философии(для поступления в аспирантуру).ВНИМАНИЕпоследних 16 НЕТ. КубГУ 2003 год. Компоновал и набирал неудавшийся аспирантБурнашов.
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.ОСНОВНЫЕ ФИЛ. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ.
Фил. — это такая обл. дух. деятельности, кот.основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и насамостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как напримерестеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той илииной конкретной обл. знания как например биол., геология… Однако предмет у ф.есть, и принцип. невозможность указанной его локализации составл. его специф.особенность. Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежитрефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью иформами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъектакультуры, то есть сущностных отношений чел. к миру. Ф. возникла с перенесениемосновного внимания а чел. в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего,преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общейспецифики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыминюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связимежду чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способовпознания и преобразования мира человеком. Ф. — это т.о. не просто н.дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональныйнастрой, система мировоззр. чувств. Имеется ли внутреннее деление ф.проблематики, в целом ориентиованной на выявление отношеий чел. с миром? Еще вантичности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем.структкрой ф. знания, и прежде всего потому, что ант. ф. включала в себя тотсостав знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант.говорилось о ОНТОЛОГИИ — учении о бытии и о ГНОСЕОЛОГИИ или ЭПИСТЕМОЛОГИИ — учении о познании, и о ЛОГИКЕ — учении о формах мышления.
2.На протяжении VI-V вв. дон.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот периодбыли созданы новое немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральнымэлементом которой стало учение о космосе.
Первые учения – г. Милет –Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (представители Милетской школы, являющейсяродоначальницей натуралистической фазы развития античной философии). Задавшисьвопросом, откуда всё возникает и во что превращается, они искали началопроисхождения  и изменения всех вещей.Полагали, что существует первовещество – живое в целом и в частях, наделенноедушой и движением. Занимались и разносторонней практической деятельностью.
ФАЛЕС.  конец VII– начало VIв. дон. э. Купец, много путешествовал. Гидроинженер. Проект политическогообъединения малоазиатских городов перед угрозой Персии. Знаком с достиженияминауки Вавилона и Египта. Предсказал солнечное затмение в Греции – 585 г. до н.э. Изобрёл некоторые астрономические приборы.
Первым сформулировал вопрос:«что есть всё», «что является первоосновой». Всё произошло из некоего влажногопервовещества или воды. (Фалес – монист, т. к. принимал за основу всего сущегоодно начало). Земля — плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и всепроизошедшие из неё вещи – не мертвые. Вселенная полна богов, всё одушевлено.Примеры — магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи – они имеютдушу. Всё знание надо сводить к одной основе – чувственной видимости.
АНАКСИМАНДР. Первоисточник – это некое первовещесто апейрон  из которого обособляются противоположноститеплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, онбеспределен. Земля — цилиндр. Всё обособившееся от беспредельного должновернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. Чувственный мир являетсялишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за пределы непосредственногонаблюдения.
АНАКСИМЕН.  Время завоевания Милета персами.Первовещество – воздух. Все вещества получаются посредством сгущения иразряжения воздуха. Воздух – это дыхание, обнимающее весь мир. Земля – диск, поддерживаемый воздухом.Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойствомбесконечности.Философия милетской школы является рационализацией мифа. Миробъясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил.Гилозоизм — любое математическое тело обладает душой; пантеизм – бог = природа.В человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическуюприроду, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская философия возниклана основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их материализмносил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном движении иизменении.В Vв. до н. э. Милет утратил самостоятельность (вовласти Персов) и развитие философии здесь прекратилось.
ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э. При тиранеПоликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон, где основал политический ирелигиозный союз представляющий интересы аристократии. Сам ничего не писал.Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок – властьаристократов.Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальноепервоначало, а числа, котоорые образуют космический порядок – прообразобщественного порядка. Познать мир – значит познать управляющие им числа.Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям — гармония сфер.Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа,абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) – это  мать богов, всеобщее первоначало и основавсех природных явлений. Двойка – это принцип противоположности, отрицательностив природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала иего противоречивых сторон. Четверка – образ четырех элементов природы. Мысль о том, что всё в природе подчиненоопределённым численным соотношениям, благодаря абсолютности чисел приводилаПифагорейцев к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материяявляется первоосновой всего.Все вещи состоят из противоположностей: чётное –нечётное, предел – беспредельное, единство – множество, правое – левое, мужское– женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие отГераклита). Особое значение – предел и беспредельное. Предел — огонь,беспредельное – воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействияогня и воздуха.
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: развитие материализма и диалектики. Первоначаловсего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живымогнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя мироздания, водапревращается в землю и воздух; и назад. Душа является огненным дыханием –основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии (учение опознании). Первый различал чувственное и рациональное познание. Истинапостигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогомчувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом.Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание.В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьбапротивоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира.Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развиваетдиалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну рекудважды”, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика,где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении иизменении.

3.Древняя Греция представлялаконгломерат городов — государств (полисов), расположенных по побережьюСредиземноморья, Балканского полуострова, западном побережье Малой Азии.Общественно-экономическая жизнь полисов характеризовалась развитыми формамиотношений между социальными группами, классами, партиями, городами, развитиемдемократических институтов, обширными торговыми связями, взаимодействием различныхкультур Средиземноморья. Все это во многом способствовало расцвету искусства икультуры Древней Греции. Греческое мышление с полным правом можно назватьтеоретическим. Оно носило созерцательный характер и было лишено экспериментакак критерия истины. Хотя возникновение теоретического мышления было вызванопотребностями практики, но древние мыслители не рассматривали проблемусоответствия теории практической деятельности, ее нуждам и запросам. В этомподходе проявляется особый характер общественного разделения труда: физическийтруд, практическая деятельность, связанная с повседневной деятельностью — уделрабов, умственный труд — право и привилегия, признак свободного человека.Поэтому отсутствие экспериментальной проверки истинности знания является причинойнеобычного многообразия различных школ и направлений, где проявляются различныетенденции, возможности становления и развития теоретического знания. Поэтомудревнегреческая философия становится подлинной школой мышления,интеллектуального становления для последующих эпох. Рабский труд нестимулировал развитие техники, средств производства в целом и основанного наних эксперимента как формы научного познания. Поэтому в основе научнойдеятельности лежали не наблюдения, проверяемые экспериментально, а гипотеза.Одно и тоже явление гипотетически имело множество значений. Сократ(469-399 гг. до н.э.) стоит на перепутье философской мысли и знаменует собойпереход от одной эпохи развития античной мысли к другой. Он не был философскимписателем и излагал свои взгляды в устной форме. Поэтому содержание его ученияустанавливается путем критического анализа различных источников и, в первуюочередь письменных сообщений его учеников и современников. Особенно полно ивсесторонне описывает взгляды Сократа его ученик и ближайший сподвижник —Платон. Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить. Поэтомуон отрицательно относился к своим предшественникам — натурфилософам и считал,что изучение природы невозможно и бесполезно. Главная направленностьфилософского знания — внутренний мир человека, его душа. Главная задачапознания — самопознание: «познай самого себя». По преданию это изречение быловысечено на колонне в храме Аполлона в Дельфинах в качестве призыва к каждомувходящему. Оно было принесено в дар храму «семью мудрецами» (Фалес, Солон,Хилон и другие) и означало самоконтроль над своими поступками. У Сократа оностало означать путь к истинному познанию, добродетели, высшему благу. Философияокончательно принимает форму рефлексии. В этом и заключен рубежный характерсократической мысли. Знание по Сократу есть постижение общего для целого рядапредметов, вещей, явлений. Но общее существует в качестве понятия. Поэтомупознать — это дать понятие предмету, определить его понятие. Особенно великароль понятий в этике. Так, безусловное высшее благо как понятие определяетвысшую цель общества, которой подчинены все остальные. В этом положении заключенокоренное отличие теоретических построений Сократа от релятивизма софистов. Вэтике добродетель тождественна знанию: все дурное совершается по незнанию илизаблуждению, а мудрость, добро обязано совершенному знанию. Этическийрационализм исходил из познания высокой миссии разума, знания, интеллекта — мудрыйчеловек никогда не будет делать зла. Дальнейшее развитие это учение получило втак называемых «сократических школах». Важнейшая заслуга Сократа состояла всовершенствовании диалога как основного метода достижения истины. Этот методполучил образное название майевтики (повивальное искусство). Тем самымподчеркивался напряженный характер познавательного процесса, плодотворность егорезультатов. Особое значение приобретала знаменитая сократовская ирония,раскрывающая самые неожиданные, зачастую парадоксальные смысловые аспектыобсуждаемой темы. Образ Сократа сохранился как замечательный примернезависимости, честности мыслителя, посвятившего жизнь неустанному поискуистины, добра, справедливости, бескомпромиссно отрицающего устаревшие нормы,традиции, взгляды своей эпохи. Был ложно обвинен по доносу «во введении новыхбожеств и развращении юношества», приговорен к смерти. Отказавшись попринципиальным мотивам от возможного побега из тюрьмы, принял яд цикуту.
В учении Платона(подлинное имя Аристокл) (427-347 гг. до н.э.) древнегреческий идеализмпринимает форму мировоззрения. Был одним из любимых учеников Сократа, образкоторого активно использовал в своих произведениях. Широко использовал иразвивал далее различные идеи пифагорийцев, Парменида, Гераклита и других.Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей.Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения.Чувственный мир вещей рассматривается как «не истинно сущий»: предметы, познаваемыечувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а,следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственныхформах, которые постижимы лишь разумом, сознанием. Они и названы Платоном «видами»или «идеями» (эйдосами). Каждому классу или виду материальных чувственныхпредметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть.Например, реальный стол является таковым, поскольку он соответствует идее столавообще. Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие. Но чувственнаявещь отражает не только нетленную, вечную идею, то есть бытие, она также несетна себе печать небытия, так как она временна, преходяща. Роль небытия играет«материя». Таким образом, чувственный мир это нечто среднее между миром идей(истинным бытием) и миром материальных вещей (небытием). Систему идей завершаетвысшая — идея всеобщего блага, являющейся верховной причиной и цельюбытия.Платон разрабатывает теорию познания, методологической установкой которойявляется так называемое «припоминание». До своего вселения в оболочкутела душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. Ноперемещаясь с платоновых облаков на землю, душа «забывает» о прежней идеальнойжизни. Противоречия чувственного мира будят воспоминания, побуждают кразмышлению, припоминанию о подлинной сущности мира. Процесс припоминанияпроявляется как искусство диалектики. Теоретические размышления Платонсопровождает яркими образами, аналогиями, сравнениями. Так, теорию познания онпопулярно разъясняет через образ пещеры. Человек познающий — это пленник,скованный цепями (чувствами) и помещенный спиной к входу. На противоположнойстене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения которыхпроносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неяснымибликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, «вспомнить» истинный мир.Вкосмологическом учении проявляется влияние пифагорийцев: неделимыми элементамивсего сущего являются треугольники — геометрические бестелесные фигуры. ЦентромКосмоса выступает «мировая душа» — димиург, миросозидающее начало, творец мира.Платон — сторонник переселения души: она бессмертна и постоянно перевоплощается.Диалектика взаимоотношения души и тела рассматривается через образ двух коней —Белого (благородные страсти) и черного (низменные страсти). Возничий этойсимволической упряжки — разумная душа, которая сама выбирает свою дальнейшуюучасть. Совершенные души навсегда поселяются в царстве идей. Обладающиеразумной душой становятся философами, аффективной — воинами, вожделенной —ремеслениками и землевладельцами. Воспитание создает предпосылки победычеловека над страстями и вожделениями. Но для большинства идеал совершенстванедосягаем и поэтому необходимы государство и законы. Платон выступаетревнителем государственных интересов, предлагает ограничение личнойсобственности, общность жен и государственное воспитание детей. Социальная теорияв целом носит ярко выраженные черты абсолютного приоритета государства перед личностью.Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — величайший мыслительдревности, основатель логики и некоторых других отраслей знания. Один изближайших соратников и учеников Платона. Аристотель систематизировал весьнакопленный предшествующий философский опыт в своих произведениях: «Органон»,«Физика», «Метафизика» и другие. «Платон мой друг, но истина дороже». Остриеего критики было направлено против концепции двух миров: мира идей и миравещей. Подобная установка, по мнению Аристотеля, ровным счетом ничего недобавляла к знаниям о вещах. Неподвижными идеями нельзя было объяснить такжевсеобщность движения, изменений, царящих в окружающем мире. Вопреки Платону,рассматривающему в качестве причины мира лишь одну — идею, Аристотель формулируетчетыре причины: формальная (сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова,какая она есть); материальная (то, из чего что-либо возникает); движущая(начало движения, изменения); целевая (то, ради чего что-либо осуществляется).Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей. Всякаяединичная вещь составляет единство формы и материи. Например, медный шар составлениз совокупности формы (шаровидности) и материи (меди). Один и тот же предметчувственного мира может быть в одном отношении формой, в другом — материей.Если рассмотреть медь, являющуюся по отношению к шару материей, то по отношениюк составляющим ее элементам (по представлениям того времени это вода, огонь,земля, воздух) она является формой. Материя есть возможность предмета,форма — действительность предмета. Поднимаясь по «лестнице» форм, утверждаетАристотель, мы постигаем высшую форму, которую уже нельзя рассматривать какматерию или возможность более высокой формы. Такая предельная форма естьдемиург, бог, неподвижный, перводвигатель, пребывающий вне мира и сообщающегоцеленаправленное движение всему сущему. Под бытием Аристотель понимаетсуществование отдельных вещей, но познать сущность вещи с помощью чувствнельзя. Это познание осуществляется с помощью и посредством разума, которыйвыявляет в вещах общее, всеобщее, то есть существенное. Средствамитеоретического познания являются категории (предельно общие философскиепонятия): сущность, качество, количество, отношение, место, время и другие.Аристотель впервые упорядочил категории в определенную систему, ввел их вдиалектический процесс познания.
С развитиемтеоретического знания возникает настоятельная потребность в нормах правильногооперирования понятиями. Исходя из предшествующего богатого опыта мыслительнойдеятельности, Аристотель формулирует основные положения традиционной логики,правила выводного (силлогистического) знания. Аристотель развил стройнуюсистему нравственных постулатов, соответствующих требованиям времени. Наивысшуюценность придавал созерцательным формам деятельности: умственный труд в этовремя был привилегией и признаком свободного человека. Высшим моральным идеаломпровозглашался бог, под которым понимается «мыслящее себя мышление».Нравственная добродетель понимается как разумное регулирование деятельности людей,преодоление крайностей. Так, щедрость представляет середину между скупостью ирасточительностью, храбрость — между безрассудством и трусостью и т.д.Подчеркивал общественный характер и природу человека. В «Политике» развил учениеоб обществе и государственной власти.Отличительным признаком зарождающейся древнегреческой философиистановится космоцентризм. Космос (греч. Kosmos — строй, порядок, украшение,Вселенная) — огромное, шарообразное, гармоничное во всех своих частях, живоеодушевленное тело. Предельное обобщение всего видимого и мыслимого,объединяющего в единое целое природу, богов, человека. Космическая гармониявыступает как закон (nomos), разумное установление, обязательно-необходимое длявсех сфер мира. Всестороннее обоснование космического универсума во всех егопроявлениях и формах — неотъемлемая, характерная черта древнегреческойфилософии
4.Средневековье занимаетдлительный отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохиВозрождения, то есть почти целое тысячелетие. Раннее средневековье характеризу­етсястановлением христианской догматики в условиях формирования европейскихгосударств в результате падения Римской империи (V в. п. э.), а зрелоесредневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждениемфео­дализма, который в качестве своей идеологической основы использовалразвитое в раннем средневековье христианство, уточняя и углубляя детали этогомировоззрения в соответствии с собственными требованиями. Идеалистическаяориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основнымидогматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, какдогмат о личностной форме единого бога-творца, в корне отвер­гавший атомистическиедоктрины античности (разработка этого догмата связана в первую очередь с именемАвгустина), и догмат о творении богом мира “из ничего”, который не только уста­навливалнепроходимую границу между идеальным миром бога-творца и материальным миромземной жизни, не только утвер­ждал зависимое происхождение последнего отидеальной воли верховной личности, но также предполагал ограниченность мира вовремени (начало и конец света). В условиях такого жестокого религиозногодиктата, поддер­живаемого государственной властью, философия была объявле­на“служанкой богословия” (формула Петра Домиани), которая должна былаиспользовать мощь своего рационального аппарата для подтверждения догматовхристианства. Эта философия получила название “схоластики” (от лат. scholastica— школьный, ученый). Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и,чтобы актуализировать ее, выводя всю полноту ее логических следствий,необходимо применить систему правиль­но построенных силлогизмов. В этомотношении схоластика, естественно, опиралась на античное наследие, особенно —на формальную логику Аристотеля. Вследствие того, что сами библейские тексты исимволы веры отличались мистическим или иносказательным характером, для иходнозначного толкования требовалась изощрённая логика. Многие “таинства веры”превращались в образцы “логических задач” (особенно догмат о троице, то есть отрех лицах одного бога), поэтому схоластика со стороны своей техники характеризуетсякак “схоластический рационализм”. Содержание схоластических диспутов не оказалосерьезного воздействия на дальнейшее развитие философии, но с точки зрениятехники рассуждений схоластика во многом ока­залась полезной для дальнейшегоразвития логики. Систематизатором ортодоксальной схоластики считается мо­нах-доминиканецФома Аквинский (1225/26—1274), ставивший своей основной целью отработкудогматов христианского веро­учения в формах здравого смысла. Опираясь напозднего Аристо­теля, он канонизировал христианское понимание соотношенияидеального и материального как соотношение изначального принципа формы(“принципа порядка”) с колеблющимся и неустановившимся принципом материи(“слабейшим видом бы­тия”). Слияние первопричина формы и материи рождает, ноФоме Аквинскому, мир индивидуальных явлений. Душа челове­ка естьформообразующий принцип, однако, свое полное индиви­дуальное воплощение онаполучает только при соединении с телом. Это последнее положение поставило точкинад “и” в од­ном из самых острых дискуссионных вопросов христианскойсхоластики. Будучи в своих фундаментальных постулатах отчет­ливоидеалистической системой, формирующееся христиан­ство, а значит, и схоластикане могли не быть озабочены истол­кованием своего отношения к материи, так кактретья ипостась верховного абсолютного божества — Иисус Христос был, по библии,явлен в образе человека, то есть объединил в себе и божественную (идеальную) ичеловеческую (материально-телесную) природу. Сам факт этого объединения недавал возможности полностью игнорировать материю как ложное бытие, как “ничто”(чего требовал догмат о творении из ничего), поэтому квалификация материи ФомойАквинским с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве “слабей­шеговида бытия” была воспринята церковью как выход из создавшегося логическоготупика. Материя, таким образом, получила в схоластике частичное “оправдание”,не потеряв при этом своего зависимого положения. Однако наиболее остро коллизиямежду духом и материей проявилась в средневековье в знаменитом споре междуреалиста­ми (от лат. realis — вещественный, действительный) и номина­листами(от лат. nomen—имя, наименование). Спор шел о природе универсалий (от лат.universalis—общий), то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн СкотЭриугсна и главным образом Фома Аквинский), основываясь на поло­женииАристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясьего формой, сформулировали кон­цепцию о трех видах существования универсалий.Универсалии, согласно Фоме Аквинскому, существуют трояким образом: “до вещей” вбожественном разуме, “в самих вещах” как их сущ­ность или формы и “послевещей”, то есть в человеческом ра­зуме, как результат абстракции. Такое решениевопроса носит в истории философии название “умеренного реализма”, в отличие от“крайнего реализма”, согласно которому общее существует только вне вещей.Крайний реализм платоновского толка, при всей своей, казалось бы, изначальнойприспособленности к идеалистической схоластике, не мог быть принятортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частичнооправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа. Номиналисты(Росцелин), будучи во многом значительно более материалистически настроены, чемдаже умеренные ре­алисты, довели идею отрицания объективного существованияобщего до логического конца, считая, что универсалии суще­ствуют лишь в человеческомразуме, в мышлении, то есть они отрицали не только наличие общего в конкретнойединичной вещи, но и его существование “до вещи”, а это равносильноматериалистическому тезису о примате материи. Универсалии, говорил Росцелин,суть только имена вещей и существование их сводится лишь к колебаниям голоса.Существует только инди­видуальное, и только оно может быть предметом познания.Как и следовало ожидать, церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, аноминализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г. Такимобразом, несмотря на идеалистический характер всей средневековой философии, вней продолжалось противоборство линий Платона и Демокрита, хотя оно иоблекалось чаще всего в логические термины. Средневековый спор о природеуниверсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие ло­гики и гносеологии,особенно на учения таких крупных фи­лософов нового времени, как Гоббс и Локк.Элементы номина­лизма встречаются также у Спинозы, а техника номиналисти­ческойкритики онтологизма универсалий была использована Веркли и Юмом приформировании доктрины субъективного идеализма. Тезис реализма о наличии общихпонятий в человече­ском сознании лег впоследствии в основу идеалистическогорационализма (Лейбниц, Декарт), а положение об онтологи­ческой независимостиуниверсалий перешло в немецкий клас­сический идеализм. Итак, средневековаяфилософия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии,разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рациональ­ного,эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже нетолько предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основестественнонаучного и философского знания.
5.Рост промышленности,торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитие материальногопроизводства, обусловил развитие техники, естествознания, математики, механики.Все это требовало освобождения разума от схоластики и поворота от сугубологической проблематики к естественнонаучному позна­нию мира и человека.Выразителями этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения, общимпафосом ко­торой стала идея гуманизма. Один из характерных представителейранней ренессанской философии был кардинал Николай Кузанский. Он ориентировалсяна традицию неоплатонизма. Философская проблематика его работ, центральная изкоторых – «Ученое незнание» – вопросы отношения мира и Бога, вопросы познания.Кузанский стоял на пантеистических позициях, сближая Бога как бесконечноесущество, абсолют, с конечным миром. Если Бог – это макрокосмос, то человек –микрокосмос, подобие Божие, он не только часть целого, но и новое целое вцелом, индивидуальность. Человек соединяет в себе как земное, так ибожественное. Человек, как считал Кузанский, вполне способен познавать природу,и это осуществляется посредством чувств, воображения, рассудка и разума.Чувственное познание – начальная стадия, упорядочивается рассудком. Разум отсвязи с чувствами свободен. Разум – высшая теоретическая способностьчеловеческого сознания, которая направлена на выявление и прояснениепротивоположностей. Кузанский высказал идею о том, что все вещи состоят изпротивоположностей, противоположности совпадают. Ярким примером этого выступаетБог, т.к. он везде, т.е. Бог – это Все, а с другой стороны Бог нигде, значит,он  -Ничто. Человек тоже есть синтезпротиворечий – он конечен как существо телесное, но бесконечен как духовное.Для истины заблуждение требуется, как для света – тень. Познание подлинныхсущностей, стало быть, невозможно, но более или менее точные представленияполучить можно. Даже самое глубокое знание не ликвидирует незнания (знает лишьтот, кто осознает свое незнание) – процесс познания осуществляется по пути,приближающему нас к недостижимому абсолюту – Бог остается непознаваемым. Всеэто в совокупности изменило взгляды людей на мир и па положение в нем человека,наложило глубокий отпечаток на характер всей последующей науки и философии. Дляэтой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной фи­лософии. Та жеобращенность к человеку, те же стихийно-материалистические тенденциивозродились на новой историко-культурной почве, обогащенной влияниемсредневековой араб­ской культуры, становлением и укреплением наряду с монастыр­скимишколами университетской науки, а также под влиянием потребностейобщественно-исторической практики, дав мощный импульс развитию естественных игуманитарных наук, зало­жив основы опытного естествознания нового времени.Центральной идеей Пико делла Мирандолы (1463 — 1494) была идея возвышения человекав силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбораделает его космически не закрепленным, утверждая его твор­ческую способностьсамоопределения. Пантеистические взгля­ды этого мыслителя сближали его сНиколаем Кузанским. Н. Коперник (1473 — 1543) известен произведенной им револю­циейв астрономии — утверждением системы гелиоцентризма. М. Монтенъ (1533 — 1592),автор знаменитых “Опытов”, доказывал, что человеческое мышление необходимопостоянно совершенствовать на основе объективного познания естественныхзакономерностей природы, которым подчинены жизнь и деятельность людей. Егоскептицизм — символ неуспокоенности его ума, его постоянных творческих исканий.Дж. Бруно (1548 — 1600) также считал целью философского познания не бога, априроду и при этом высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечноммножестве миров Вселенной. Он представитель пантеизма, и ему не чужда диалектическаяидея о совпадении противоположностей. Г. Галилей (1564 — 1642) -один из основателейэкспериментально теоретического естествознания, заложивший основы классическоймеханики. В познании, идя от чувственного восприятия явлений природы к ихтеоретичес­кому пониманию, необходимо, полагал он, использовать два метода:анализ и следующий за ним синтез. Достоверное знание предстает как единство синтетическогои аналитического, чув­ственного и абстрактного. В эпоху Возрождения философиявновь обращается к изучению природы. Природа трактуется пантеистически.Христианский бог здесь как бы утрачивает свой внеприродный характер: он как бысливается с природой, а последняя обожествляется и приобретает черты, которыене были ей свойственны в такой мере в античности. Подобно тому, как всем в телеуправляет душа, точно так же и в каждой части природы находится некоеодушевленное начало – архей, а потому для овладения силами природы необходимопостигнуть этот архей, войти в магический контакт с ним и научиться управлятьим (Парацельс).  Такоемагическо-алхимическое понимание природы характерно для 15-16 веков. Неслучайно натурфилософы возрождения критиковали античную науку, и прежде всегофизику Аристотеля, которая представлялась им слишком рациональной иприземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента.Телезио и др. философы считал, что после сотворения богом мира мир существуетпо своим собственным законам, без вмешательства бога.
6.Развитие опытного знаниятребовало замены схоластического метода мышления новым, непосредственнообращенным к реальному миру. Растущие знания о природе подтверждали истинностьматериализма и опровергали исходные положения идеализма. Однако материализмтого времени был механистическим и метафизическим. Посколькудругие науки, например химия и биология, находились еще в зародышевомсостоянии, то естественно, что точка зрения наиболее разработан­ных в то времянаук — механики и математики — казалась всеобщей. В механике видели мыслителиключ к тайнам всего мироздания. Применение механического метода вызвалопоразительный прогресс в познании физического мира. Представление омеханической обусловленности явлений осо­бенно упрочилось под мощным влияниемоткрытий Ньютона, в воззрениях которого механическая причинность получилаглубокое математическое обоснование. Однако, зная движение, механика не знаетразвития. Поэтому метод мышления фило­софов и был тогда по преимуществуметафизическим. Английский философ Ф. Бэкон (1561 — 1626) — родоначаль­никматериализма нового времени. Он считал, что философия должна носить, преждевсего, практический характер — там, где она остается умозрительной(схоластичной), она неистинна. Схоластик, говорил Бэкон, плетет какую-нибудьнаучную ткань, бесспорно удивительную по тонкости нити и по тонкости рабо­ты,но совершенно пустую и ни на что непригодную. Именно он возжег факел новойнауки — методологию экспериментального естествознания, которую он утверждал какзалог будущего могущества человека, его господства над природой. А господст­воватьнад природой можно, только подчиняясь ее законам. Выводы науки должныосновываться на фактах и от них идти к широким обобщениям. Экспериментальному знаниюсоответ­ствовал введенный Бэконом индуктивный метод, состоящий из наблюдения,анализа, сравнения, эксперимента. Но опыт может дать достоверное знание лишьтогда, когда сознание будет свободно от ложных «призраков». «Призраки рода» —это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по ана­логии сжизнью людей; «призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуальногохарактера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; «призракирынка» — это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими пред­ставлениямии мнениями без критического к ним о


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.