Реферат по предмету "Философия"


Основные этапы развития социологии в России и их содержание

Содержание

Введение
Расширить и углубить представление о социологии как о науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Развитие социологии в России можно разделить на пять этапов.
1.Основные этапы развития социологии
1.1Первый этап: 1869-1890гг.

1. Социологические теории народников

Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.

Конец 1860х — начало 1880х годов: революционное направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.

Середина 1880х — середина 1890х годов: либеральное направление народничества.

С середины 1890х годов народническая социология под напором марксистской критики приходит в упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм, требовали уничтожения феодально — крепостнических пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом социализма. Их взгляды расходились только в вопросах подготовки и осуществления революции, форм и способов революционной деятельности:

П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: «Знание и революции», «Социальная революция и задачи нравственности», «Кому принадлежит будущее».

Был теоретиком подготовительно — пропагандистского направления. Выступал за длительную пропаганду социалистических идей, так как народ еще не готов к социалистическому перевороту. Революция возможна только тогда, когда большинство населения осознает полностью ее необходимость.

М.А.Бакунин (1814-1876). Основные социологические работы:

«Кнуто-Германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена).

Был теоретиком бунтарско — анархического направления, родоначальником отечественного анархизма. Считал, что социология — наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества, а общество — естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.

Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства как силы, которая подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство таит в себе опасность развития деспотизма управляющих и рабства управляемых и является главным препятствием на пути социального освобождения человека. Основная сила, способная уничтожить государство — революция, которая возможна при любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до основания

старый строй, а вместо государства будут созданы независимые общины. Бакунин отвергал не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет «сверху вниз».

Считал, что религия — социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.

П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: " Задачи революционной пропаганды в России", «Что такое партия прогресса», «Накануне и на другой день революции», «Производительные силы Европы», «Анархическое государство».

Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса — приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения.

2. Субъективная школа

П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: «Социологи-позитивисты», «Введение в историю мысли», «Теория и практика прогресса», «Социальная революция и задачи нравственности», «Задачи понимания истории».Считал, что социология — это наука о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее интересов. Движущая сила истории — «критически мыслящая личность», элитарное меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.

Н.К.Михайловский (1842-1904). Основные социологические работы: «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество».

При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности.

Идеал общественного развития — создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм — это «творчество личного начала при посредстве начала общинного».


С середины 1870х годов занялся психологией «толпы», изучением психологии масс, анализом психологических путей и средств воздействия личностей на народ. Проводил различие между понятиями «герой» и «великая личность».

Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.

3. Натуралистическое направление.

Его представители выдвигали на первый план географический фактор.

Л.И.Мечников (1838-1888). Основная социологическая работа: «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества».

Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм социального прогресса. Мерилом прогресса выступает солидарность. Главный показатель социального прогресса — степень свободы при образовании кооперации. Считал, что социальный прогресс проходит те же ступени солидарности, что и в органическом мире.

Пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития культуры.

По мнению Мечникова, социологические законы не сводимы с законами природы, выступал против социал-дарвинизма.

Пытался связать проблему географического фактора с условиями материальной жизни общества.

4. Органицизм.

Исходный путь органицизма — гипотетическое отождествление общества с организмом.

А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: «История и метод», «Политика как наука», «История и общественность».

По мнению Стронина, общество — это организм, а социальные институты — отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково.

Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина — привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина — капиталисты. Основание- большинство общества( земледельцы и ремесленники).

П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: «Мысли о социальной науке будущего», «Социальная патология».

Так как общество — организм, оно обладает всеми отличительными чертами организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:

Физиологическая или экономическая

Морфологическая или юридическая

Индивидуальная или политическая



Считал, что классовая борьба и революция — это патология, ненормальное развитие.

5. Психологическое направление.

Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: «Социология», «Прошедшее философии», «Новая постановка основных вопросов социологи».

Положение о социальной эволюции как об основном факторе социологии.

Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие — общественные группы — личность — наука — философия — искусство — практическая деятельность.

Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы: «Историко-философские и социологические этюды», «Введение в изучение социологии», «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», «Историка. Теория исторического знания», «Общие основы социологи».

Общество — сложная система психологических и практических взаимодействий личностей, «надорганическая среда». Она делится на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы — предмет изучения психологии, социальные организации — предмет изучения социологии.

6. Плюралистическая школа Ковалевского

М.М.Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы:

" Очерк развития социологических учений", «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии».

Считал, что социология — синтез результатов, полученных конкретными общественными науками, наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место выдвигались разные факторы.

Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику социального прогресса. Считая, что только система продуманных реформ является необходимым благом для общества.

В центре соц. теории Ковалевского — учение о солидарности.

Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития.

7. Ортодоксальный марксизм.

Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: «Социализм и политическая борьба», «Очерки по истории материализма», «Основные вопросы

марксизма», «Искусство и общественная жизнь», «К вопросу о роли личности в истории».
Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).

Критика буржуазной философии.

Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма, рассматривал методологию научного предвидения в социальном познании.

Критиковал теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды Ковалевского, субъективную социологию народничества.

Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на определенном этапе развития общества.

1.2Второй этап: 1890е годы — начало ХХ века.

1. Неокантианство.

Основные моменты неокантианской концепции:

Приоритет логических основ

Критика понятий и языка социологии

Гносеологическое философствование

Неокантианство в России можно разбить на 3 группы:

1.1 Ортодоксальное ядро (социологическая гносеология)

А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919). Основная социологическая работа: «Методология истории».

Он выступил за переход от «публицистического любительства» в социологии к ее специализации, то есть к научному профессионализму. В центре его внимания — вопросы синтеза истории и социологии.

Считал, что социология — это абстрактная, обобщающая наука, которая не может опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.

Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: «Общество и личность», «Социальные науки и право».

Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей, и его нельзя рассматривать с помощью пространственных категорий.

Отмечал наличие кризиса в современном социальном познании, выход из которого надо искать в области методологии.

Настаивал на пересмотре всех основ социального знания.

1.2 Субъективно -нормативная концепция.

П.И.Новгородцев (1866-1924)



Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Общество — сознание отдельных лиц.

Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их концепции права о том, что социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Эту идею он положил в основу «системы нравственного идеализма». Поворот к идеализму возможен только в результате разрыва с позитивизмом.

В.М.Хвостов (1868-1920)

Социология — особая промежуточная наука, которая использует типологические методы.

Личность — социокультурное образование, на которое общество и культура ставят свой отпечаток.

Хвостов отрицательно относился к революции как форме разрешения социальных противоречий. Необходимо учитывать, что она ведет к разрушению культуры и гибели людей. Отдавал предпочтение реформам. Подверг критике марксизм и субъективную школу.

1.3 Концепция индивидуального психологизма.

Л.И.Петражицкий (1867 — 1931)

Социология — наука, призванная изучать человеческое участие в процессах социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.

Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы (эмоции), а не общество и ценности, как принято.

Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения социального действия.

2. Легальный марксизм

С.Н.Булгаков (1871-1944)

Н.А.Бердяев (1874-1948)

М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Основные социологические работы: «Значение экономического фактора в истории», «Экономический фактор и идеи», «Русская фабрика».

П.Б.Струве (1870-1944). Основные социологические работы: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России», «Моим критикам».

Выступали против народничества, против положения том, что развитие капитализма есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Отрицали наличие антагонистических противоречий, выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Либерально — буржуазная политическая программа с заимствованными марксистскими экономическими идеями.



Философия на базе идеализма. «Легальные марксисты» считали, что капитализм в России является исторической необходимостью, и для обоснования «прогрессивной и культурной миссии» капитализма в будущем пытались применить идеи марксистской социологии.

3. Ортодоксальный марксизм (развитие)

Развитием идей Плеханова занимался В.И.Ленин.

1.3 Третий этап: первая четверть ХХ века.

Неопозитивизм.

К.М.Тахтарев (1871-1925). Основные социологические работы: «Главнейшие направления в русской социологии», «Наука об общественной жизни», «Общество и государство и закон борьбы классов».

Выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно общественный.

П.А.Сорокин (1889-1968). Основные социологические работы: " Система социологии", «Социология революции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Россия и Соединенные Штаты», «Общество, культура и личность», «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа».

Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее.

В его понятии, социология — наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.

Предмет социологии — элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.

Предлагал создать социологию на следующих принципах:

1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.

2. Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть

3.Социология должна быть объективной наукой.

4. Если социология хочет быть «опытной и точной „наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.

5. Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.

Сорокин выделял 2 уровня социологии:

1) теоретическая:

аналитика



генетика

механика

2) практическая:

политика

Главный объект для изучения в социологии — взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.

Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями другого индивида.

Процесс взаимодействия возможен при трех условиях:

1) наличие одного или нескольких индивидов.

2) наличие актов, обуславливающих их поступки.

3) наличие проводников.

Дает структурный анализ общества.

Выделяет 2 критерия для классификации социальных групп:

односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.

многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более признакам.

Выделяет:

закрытые группы: раса, пол, возраст.

открытые группы: партия, ассоциация.

промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.

Построил теорию социальной стратификации:

3 страты:

политическая

профессиональная

экономическая

Построил теорию социальной мобильности:

вертикальная мобильность

горизонтальная мобильность

1.4 Четвертый этап: 1920-1930-е годы.

1. Основные направления социологической науки.

В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие направления:

1.Большая часть марксистских социологов под влиянием книги Н.И.Бухарина “Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии», изданной в 1921 году, стала отождествлять социологию с историческим материализмом.



Бухарин: «Исторический материализм — это социологическая теория марксизма, которая по отношению к философии выступает как частная наука. Оранский: „Исторический материализм-это марксистское направление в социологии, марксистская социология является не только всеобщим методом для социальных наук, но и теорией“.

2.Другая часть социологов считала, что социология-составная часть философии (Вольфсон, Черняков, Каценбоген).

3.Существовала концепция, представители которой в историческом материализме философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты.

4.Часть философов считала, что марксизму вообще чужда какая-либо социология (Луппол, Сарабьянов, Деборин).

Развиваются такие течения, как „социальный дарвинизм“, „фрейдизм“, „социальная рефлексология“, „фитосоциология“, „зоосоциология“, „социология эмпириомонизма“, „физиологическая социология“.

В 20-е годы широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений. Суть их заключалась в признании натурализма, то есть при изучении общества опирались на аналогичные законы природы, а социология рассматривалась, как часть естествознания, или можно говорить о биологизации общественных процессов. Одновременно с этим существовали и механистические взгляды на общественные явления. Для механистов было характерно сведение исторического закона к механически понимаемым причинности, необходимости, повторяемости, а также отрицание случайности.

2. Развитие марксистской социологии.

Сформулирована и обоснована центральная категория исторического материализма — »общественно-экономическая формация". В связи с этим основной задачей научной социологии стало изучение ее возникновения, развития и функционирования по объективным общественным законам.

Существовало две точки зрения:

1.Историчекий материализм является одновременно частью социологии и общей социологической теории, то есть социология-часть философии.

2.Хотя социология и основана на принципах исторического материализма, она — самостоятельная, нефилософская наука.

Первая точка зрения получила более широкое распространение.

1920-е годы стали наиболее творческими в развитии советской социологии: был сформулированы многие спорные идеи, проведены дискуссии. Очень значимой была дискуссия, длившаяся в течение двух лет(1927-1929)в журнале «Вестник», о структуре и движущих силах развития производительных сил общества. Также в эти годы обсуждались проблемы отношения классов в переходный период и

формирования новой структуры общества, причиной которых стала Октябрьская революция.

Необходимо отметить, что процесс становления марксистской социологии был сопряжен со значительными трудностями: необходимость решения задачи культурного строительства (из-за процесса размежевания между марксистскими и не марксистскими социологами), проблема неграмотности населения, общий дефицит кадров социологов-марксистов.

3. Становление социологических исследований.

В 1920-1930-е годы много внимания уделяется проблеме управления и организации труда. Выходит около двадцати журналов: «Хозяйство и управление», «Производство, труд и управление» и другие. Проводятся социологические исследования в области труда (ученые Гастев, Струмилин, Керженцев, Ерманский).

Также проводятся социологические исследования по проблеме брака и семьи (Луначарский, Коллонтай), исследования в психологии и педагогике (Шацкий), в области социологии преступности (Куфаев, Тарновский, Змиев, Маннс), исследования в области СМИ (Марр).

Итак, в 1920-1930-е годы появляются зачатки отраслевых социологий, широкое проведение эмпирических исследований.

4. Социологическая наука в условиях тоталитарного государства.

1920-1930-е годы: социологические исследования прекращаются. Исторический материализм, политэкономия и научный коммунизм перекрыли все социальные науки. Окончательное утверждение марксизма как идеологической основы общества. Социология приходит в упадок.

1.5 Пятый этап этап: с 1960х годов по настоящее время.

1. «Второе рождение социологии».

Только во время хрущевской «оттепели», в конце 1950-х годов начинается новый период в развитии социологии.

В это время в науке господствовали догматизм и схоластика. Социологические методы конкретного исследования общества не использовались, изучение явлений и процессов социальной жизни было запрещено.

Для широкого развертывания эмпирических исследований необходимо было в первую очередь реабилитировать социологию, вернуть ее в лоно марксизма, то есть объявить, что исторический материализм это собственно социология, а саму социологию рассматривать только как проведение прикладных исследований.

Это привело к тому, что сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, проводились социологические исследования, а с другой стороны, социология как наука не признавалась.

В 1960-е годы прошел ряд дискуссий, направленных на выяснение предмета социологии, на доказательство того, что социология не противоречит марксистской философии и марксистскому мировоззрению. К 1965 году уже сложилось мнение, что

социология — наука о законах и движущих силах развития общества, предмет которой — исследование исторически сменяющих друг друга общественных формаций. Данная точка зрения полностью отождествляла социологию с историческим материализмом. Но данный подход не устраивал многих ученых, которые стали делать разные попытки, чтобы найти компромиссный вариант.

Была предложена трехуровневая концепция социологии:

общая социологическая теория как философская наука (исторический материализм)

частные социологические теории (рассматривались как разделы научного коммунизма)

конкретные социологические исследования выступали в качестве прикладного инструментария сбора эмпирической информации.

2. Развитие специальных социологических теорий и исследований.

В эти годы проведены новые важные исследования, среди которых следует отметить исследования, посвященные проблемам крестьянства. Стали анализироваться реальные проблемы: неравенство уровня жизни в городе и селе, упадок крестьянской культуры, причины бегства крестьян из деревни.

На смену первым исследованиям, которые носили эпизодический характер, пришли целенаправленные крупномасштабные социальные и социологические исследования. В середине 1960-х годов появляется ряд работ, обобщающих итоги многих исследований:

1964 г.- выходит книга Харчева «Брак и семья в СССР», где обобщен широкий круг проведенных исследований социальных проблем брака и семьи.

1965 г.- издан пятитомник произведений Струмилина.

1967 г.- вышли коллективные монографии «Рабочий класс и технический прогресс» Осипова и «Человек и его работа» Здравомыслова, повлиявшие на все дальнейшие социологические исследования труда.

1966 г.- издание двухтомника «Социология в СССР» под ред. Осипова. В этом труде были собраны результаты множества эмпирических исследований.

Наиболее заметный вклад в проведение социологических исследований внесли Ядов, Здравомыслов, Андреева, Осипов.

Разработкой методики и техники социологических исследований также занимались: Устинов, Деев «Опыт применения ЭВМ в социологических исследованиях», Слепенков «Методологические принципы и методика конкретно-социологических исследований», Давидюк «Введение в прикладную социологию», «Прикладная социология», Шаленко «Программа социологического исследования».

Применение количественных методов в социологии рассматривается в следующих работах: Чупров «Основные проблемы теории корреляции. О статическом исследовании связи между явлениями», «Методика и техника статической обработки первичной социологической информации», Бородкин «Применение математических

методов в социологии», Шляпентох «Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях».

Среди работ, направленных на изучение проблем сельского хозяйства, можно отметить следующие: Заславская «Принцип материальной заинтересованности и оплата труда в колхозах», «Современная экономика колхозов», Староверов «Социально-демографические проблемы деревни. Методология, методика, опыт анализа миграции сельского населения», «Советская деревня на этапе развитого социализма».
В сфере социологии труда и промышленной социологии большой интерес представляют следующие работы: Давыдов «Труд и свобода», Подмарков «Разделение труда и прогресс личности», «Социальные проблемы организации труда», «Введение в промышленную социологию. Социальные проблемы социалистического промышленного производства».

Изучению социальной структуры общества много внимания уделяли: Шкаратан «Изменения в социальной структуре рабочего класса СССР 1917-1965гг (Историко-социологическое исследование)», Подмарков, Сиземская «О профессиональной структуре советского общества», Лапин, Колбановский «Взаимовлияние социальной структуры общества и промышленного предприятия в условиях научно-технической революции».

Образ жизни в своих работах рассматривали: Безруков «Социальный облик колхозной молодежи: По материалам социологических исследований 1938 и 1969гг.», Бестужев-Лада «Советский образ жизни, формы и методы его пропаганды», «Современные концепции уровня, качества и образа жизни», «Социология образа жизни».

Проблемы рабочего и внерабочего времени рассматривались в следующих работах: Грушин «Свободное время. Величина. Структура. Проблемы. Перспективы», «Свободное время. Актуальные проблемы», Зборовский, Орлов «Досуг: действительность и иллюзии. Проблемы свободного времени в марксистской и буржуазной социологии», Швецов «Рабочее и свободное время: Методы анализа, планирования, регулирования».

Развитию социологии семьи много внимания уделили следующие ученые: Харчев «Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования», Харчев, Голофаст «Некоторые методологические проблемы сравнительных исследований в социологии семьи», Сысенко «Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия», Голод «Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты».

В сфере социологии личности наиболее значимыми являлись работы: Кона: «Личность как субъект общественных отношений», «Социология личности», также в этой сфере много сделали Харчев, Левада, Ольшанский.

Рассмотрение проблем образование и культуры нашли свое отражение в таких работах: Шубкин «Духовный мир советского рабочего (опыт конкретно-

социологического исследования), Коган „Некоторые методологические принципы планирования духовной культуры при социализме“, „Молодой рабочий и культура“, Куклин „Введение в социологию искусства“, Гуров „Социология образования: конспект лекций“.

Уделялось внимание и изучению общественного мнения: Грушин „Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования“, Сафаров „Общественное мнение и государственное управление“, Тощенко „Пресса и общественное мнение“.
По итогам проведенных исследований вышел ряд обобщающих трудов: „Марксистская и буржуазная социология сегодня“, „Социология и современность“, „Социология и проблемы социального развития“, Осипов: „Теория и практика социологических исследований в СССР“.

Ряд интересных работ, посвященных истории социологии, вышел в последнее время: Капитонов „История социологии“, „Борисова “История русской социологии: Лекции», Медушевский «Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX века».

Критика современной буржуазной социологии нашла место в работах многих авторов: Асеев, Кон «Основные направления буржуазной философии в социологии XX века», Андреева «Современная буржуазная эмпирическая социология (Критический очерк)», Попов «Критика современной буржуазной социологии».

В последние годы в связи с включением социологии как обязательной дисциплины в учебные планы вузов наладился выпуск разнообразной литературы по социологии, начали издаваться различные справочники, значительно облегчилось знакомство с западной социологией.
Заключение
Развитие российской социологии в последние годы проходит под знаком нарастающей диверсификации. Диверсификация выражается прежде всего в возникновении множества социологических институций, занятых сбо

ром и анализом текущей экономической, социальной и политической информа

ции. Академическая социология находится в более неопределенном положении. Не обладая ресурсами для самостоятельного существования, она представляет собой скорее престижное интеллектуальное занятие, чем стабильную професси

ональную деятельность. Тем не менее программа деятельности социологического сообщества России постепенно переориентируется на решение академических проблем. Постсоветская социология сохраняет преемственность с предшествую

щей научной традицией и продолжает выполнять важную роль в конституировании национального общественного самосознания.


Список литературы


Биографии русских и советских социологов: К 70-летию Октябрьской рево

люции, 1917—1987 / Под ред. Р.-Л.Винклер и З.Т.Голенковой. Берлин: Ин

ститут социологии и социальной политики Академии наук ГДР; Институт социологии АН СССР, 1987. Т. 1,2.

Бобровников Н. С.А.Оранский. Основные вопросы марксистской социологии [Рецензия] // Под знаменем марксизма. 1929. Т. 1. № 5.

Богданов АЛ. Страна идолов и философия марксизма /,/ Очерки по философии марксизма. СПб.: Типография «В. Безобразов и К°», 1908.

Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип. Варшава: Добро, 1929.

Бухарин Н. И. Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии. М.: Госиздат, 1921


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методичні вказівки до виконання розрахунко роботи дослідження за допомогою еом коливань системи
Реферат Айонних заходів управління освіти адміністрації Орджонікідзевського району Харківської міської ради на виконання комплексного проекту освіти «Обдарована молодь»
Реферат Аномальное температурное поведение магнитного кругового дихроизма в оксидном стекле с диспрозием
Реферат Мансардный дом
Реферат Ядовитые вещества общетоксического действия
Реферат Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Реферат Особенности формирования атрибутивной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием
Реферат THE ROBBER BARONS OF THE 19TH CENTURY
Реферат Банк как субъект привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере КБ Центр-Инвест)
Реферат «современные проблемы бизнеса и политики в россии» Конференция состоится 1 марта 2012 года
Реферат Гражданская лирика А Ахматовой
Реферат Белобровик
Реферат Логические системы в различных функциональных наборах
Реферат Особливості та проблеми використання системи електронних платежів "Клієнт-Банк" на підприємствах України
Реферат Направления, критерии и условия эффективности формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов