Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Факультет экономики и финансов
Практическое задание
По дисциплине «Логика»
Работу выполнила:
Студентка 30 потока,3 курса
Патурова Е.Г.
Работу проверила:
Шахунья, 2010 г.
Контрольные вопросы
1. Значение логики.
Русский философ и логик первой половины ХIХ века В.Н. Карпов на вопрос, в чем доставляет нам логика существенную пользу, ответил следующим образом:
она сообщает нашему познанию ясность, учит нас четко отличать разные представления друг от друга;
дает нашему рассуждению основательность, показывая взаимную зависимость наших тезисов;
учит располагать в порядке мысли;
открывает виды заблуждений, обнаруживает погрешности, допускаемые в соединении форм мышления;
вскрывает противоречия между мыслями.
Практическое значение логики — повседневное применение. Как ни скромно выглядят простые действия арифметики, по сравнению с высшей математикой, но без них не сделаешь шагу в жизни. Логические законы играют такую же роль: без мышления невозможна даже элементарная деятельность в любой области. Решение — это всегда выбор оптимального пути движения к намеченной цели. Надежность выбора зависит от надежности прогнозов. Решения, принимаемые вслепую или с опорой на интуицию, чреваты самыми неприятными последствиями. Если решение можно свести к однозначному выбору наиболее оптимального варианта, то такая задача решается техническими средствами. От лица, принимающего ответственные решения, ожидают выбора именно тогда, когда решение нельзя считать однозначным, и здесь без знания законов логики не обойтись.
2. Понятие как форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий
Понятие фундаментальная логическая форма, в которой предметы обобщаются по ряду признаков. Признаки бывают существенные и несущественные. В понятиях отражаются существенные признаки, т.е. необходимые для выделения предмета или класса предметов из остальных в рассматриваемом отношении. Признаки бывают отличительные и неотличительные. В понятиях отражаются отличительные признаки, т.е. присущие только предметам, входящим в данный класс.
Таким образом, понятие — это форма мышления, в которой выражаются существенные и отличительные признаки предмета или класса предметов. Так, например, понятие «квадрат» образуется путем выделения таких существенных и отличительных признаков, как «быть прямоугольной геометрической фигурой» и «иметь равные стороны».
Понятия образуются с помощью логических приемов: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.
Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Анализ — мысленное расчленение предметов на составные части, выделение в нем признаков.
Синтез — мысленное соединение признаков в единое целое.
Абстрагирование — мысленное выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных.
Обобщение — мысленное объединение существенных и отличительных признаков предмета или класса предметов в понятие.
Понятия выражаются в словах или сочетаниях слов, которые имеют две важнейшие характеристики: значение и смысл. Значение (экстенсионал) термина — это имя, данное предмету. Смысл (интенсионал) — информация, которая связывается с ним. Понятие должно иметь определенные значения и смысл. В противном случае возникают логические ошибки, которые препятствуют пониманию.
Итак, понимать — знать значение и смысл термина, т.е. уметь мысленно выделять из рода предметов именно те, которые обладают данными видовыми отличительными признаками.
Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержание — качественная сторона понятия, совокупность существенных и отличительных признаков предмета или класса предметов. Объем — количественная сторона понятия, класс обобщаемых в понятии предметов. Класс — множество предметов со сходными существенными признаками. Множество состоит из элементов, число которых может быть конечным или бесконечным. Так, содержание понятия «Солнечная система» — «группа планет (со спутниками), вращающихся по своим орбитам округ Солнца (звезды)», а объем — конечное множество, состоящее из 9 элементов. Содержание и объем понятия связанны законом обратного соотношения, а именно: чем шире объем понятия (т.е. больше количество обобщаемых в понятии предметов), тем уже его содержание (т.е. меньше признаков содержит) и наоборот, чем богаче содержание понятия, тем уже его объем. Например: «Литературное произведение» — «роман» — «роман Л.Н. Толстого „Война и мир“. Объем сужается до одного элемента, содержательные характеристики становятся богаче и разнообразнее. Различение содержания и объема понятия, умение их соотносить необходимо для многих логических операций. А именно: для определения понятия, обнаружения его видовых характеристик, обобщения и ограничения, деления понятия.
3. Виды понятий.
Понятия бывают различных видов. По объему они делятся на единичные и общие. Объем единичного понятия составляет один элемент. Например: „столица современной России“ или „древнегреческий философ, отравленный по приговору суда ядом цикуты“ и т.д. Объем общего понятия включает множество элементов: „спортсмен, победивший в Олимпийских играх“, „государство“ или „человек, умеющий играть на скрипке“.
Можно выделить особую группу понятий, так называемые „пустые“ понятия, объем которых представляет пустое множество, т.е. не содержит ни одного элемента. Одни из них образуются в результате заблуждений, свойственных развитию научного познания (»теплород", «флогистон», «вечный двигатель»), другие — в результате логического противоречия («человек, знающий все европейские языки, но не знающий болгарского языка»), третьи создаются фантазией человека («человек, побывавший на Марсе», «Дед Мороз» и т.д.).
По содержанию понятия различаются на конкретные и абстрактные. В конкретных мыслятся отдельные предметы или классы предметов с определенными признаками: «психолог Леонтьев», «черный», «искренний человек». Абстрактными называются понятия, в которых мыслится общий признак, взятый отдельно от предмета, или отношение между предметами: «белизна», «твердость», «глухота», «тождество» и т.д.
Понятия бывают относительные и безотносительные. Относительными или (соотносительными), называются понятия, существование одного из которых предполагает наличие противоположного: «родители — дети», «начальник — подчиненный», «раб — рабовладелец» и т.д. Они образованы за счет использования двухэлементного отношения. В безотносительных понятиях предметы мыслятся существующими самостоятельно: «человек», «дом», «город»…
В зависимости от наличия или отсутствия признака (отношения) понятия делятся на положительные и отрицательные. Положительные понятия употребляются без частиц «не», «без», «а» (кроме тех, которые без них не употребляются: «говорящий по-английски», «далекая звезда», «хороший поступок», «ненависть», «беспечность». .). Отрицательные понятия означают отсутствие качества: «некрасивое лицо», «бескорыстная помощь», «алогичный вывод».
По типу обобщаемых предметов понятия делятся на собирательные и не собирательные. Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Причем содержание такого понятия нельзя отнести к каждому элементу отдельно. Такими понятиями являются, например, «стадо», «библиотека», «толпа», «созвездие Большая Медведица». Не собирательные понятия — это такие, содержание которых можно отнести к отдельному предмету множества: «игрушка», «студент», «река», «автомобиль» и т.д.
Понятия не могут вступать ни в какие отношения, если принадлежат к разным родам. Такие понятия называются несравнимыми. Сравнимые понятия принадлежат к одному роду. Сравнимые понятия делятся на совместимые и не совместимые. Совместимыми называются понятия, объемы которых полностью или частично совпадают. Несовместимыми — объемы которых не совпадают ни в одном элементе. Существует три типа совместимости — равнозначность, перекрещивание, подчинение и три типа несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.
Практическое задание
1. Выберите правильный вариант ответа:
1. Логика — это философская наука, изучающая:
а) законы и формы правильного рассуждения;
б) специфические законы построения доказательства;
в) психические аспекты мышления;
г) приемы доказательства и опровержения;
д) формы развития верного знания.
2. Возникновение науки логики в Древней Греции было в значительной степени связано с:
а) высоким уровнем ее экономического развития;
б) ролью ораторского искусства в политической жизни полиса;
в) высоким уровнем развития философской мысли;
г) потребностью в обосновании своих действий;
д) борьбой с религиозными предрассудками.
3. Кто является «отцом логики»?
а) Демокрит;
б) Платон;
в) Аристотель;
г) Бэкон;
д) Конфуций.
2. Дать семантическую характеристику высказываний:
1. Универсальный язык ЭВМ.
2. «Выступая, будь творцом, создателем своей речи».
3. Путь к успеху.
4. «Старайся и в горькие минуты сохранять присутствие духа» (Гораций).
5. «Метод — мать памяти» (Т. Фуллер).
6. Стиль — это человек.
7. Логика делового человека.
8. Лицензии на экспорт или импорт бывают двух видов.
3. Установить причину ошибок мышления:
1. «Ум человека — клад, достоинств всех дороже,
Ты мудрецам внемли, чтоб стать мудрее тоже.
В зерцало мудрости каменьев не бросай,
Волшебное стекло — оно разбиться может» (Низами).
2. «Люди думают, что достаточно доказать истину, как математическую теорему, чтобы ее поняли; что достаточно самому верить, чтобы другие поверили. Выходит совсем иное: одни говорят одно, а другие слушают и понимают другое» (А.И. Герцен).