Реферат по предмету "Философия"


Основные направления развития отечественной философии после 1917 года

/>/>/>/>/>ВВЕДЕНИЕ
 
История развития философии в Россииявляется неотъемлемой частью всемирного историко-философского процесса.Философская мысль в советские годы прошла тернистый путь. В ней отразилоськультурно-историческое развитие России. Отечественная философская мысльзародилась позже, чем в соседних странах и испытала сильное влияние сначалавизантийской и античной мысли, затем западноевропейской философии. С приходомбольшевистской власти русская философия развивалась главным образом как марксистская,а десталинизация и «хрущевская оттепель» создали новую атмосферу, котораяотмечалась оживлением творческой мысли в философии.
Тема «Основные направления развитияотечественной философии после 1917 года» актуальна, так как мы можемпроследить, как выживала философская мысль в условиях «упакованности» впартийную ленинско-марксистскую оболочку и какой она предстала послеосвобождения от нее.
Цель данной работы: проследитьисторическую цепочку развития отечественной философии от Октябрьской революциидо нового времени. Для достижения цели необходимо решить задачи: дать изложенииосновных направлений отечественной философии советского и постсоветскогопериода, осветить возникновение и развитие философских школ.
В развитии отечественнойпослереволюционной философии можно выделить ряд периодов, соответствующихопределенным этапам развития общества: приход большевистской власти, жесткийдиктат Сталина, десталинизация и «оттепель», постсоветский период. Наиболеесущественные перемены произошли после осуждения культа Сталина. В результатеослабления идеологического контроля, успехов науки и техники возникли новыетенденции в философских исследованиях, которые часто шли вразрез с официальнойдоктриной. Сложились новые направления и дисциплины.
Постепенно философы отходили отмарксистских канонов, формировались школы в истории философии, гносеологии,логике, философии науки, философской антропологии. Унифицированная версиямарксистской философии уступала место нетрадиционным, более гибким подходам.
После распада СССР произошли переоценкаценностей, отказ от «советского марксизма». Вместе с тем позитивные наработкитворчески мыслящих философов советского периода способствовали созданию идейныхпредпосылок для последующего периода российской философской мысли. Потенциалэтих наработок сочетается с новым осмыслением истории как русской, так изарубежной философии, особенно идей, которые созвучны современным потребностямвыработки обновленной системы ценностей.

СТАНОВЛЕНИЕСОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ
С приходом власти большевиков полефилософской деятельности значительно уменьшилось в размерах. В первыепослеоктябрьские годы марксистские философские исследования в стране выступаличаще всего под общим наименованием «исторический материализм». Началосьидеологическое наступление на немарксистские философские течения, борьба замонополию марксизма. Были закрыты некоторые старые философские общества ижурналы. Руководство партии большевиков стремилось пропитать общество духоммарксизма. Идеологически неугодные философы того времени, в особенностифилософы старой школы были высланы из страны. Этой участи подверглись Н.А. Бердяев,С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский.Немало философов погибло в тюрьмах и ссылке. Сторонники марксистскогомировоззрения развернули фронтальное наступление на различные идеалистическиешколы, подвергая их критике. Впервые за свою историю марксистское мировоззрениеполучило государственную поддержку, было объявлено теоретической основойразвития общественного бытия и сознания, внутренней и внешней политикигосударства.
До конца 20-ых годовидейно-философская жизнь сохраняла плюралистический характер. Наряду с научнымиучреждениями, где функционировали подразделения, занимавшиеся марксистскойфилософией, еще действовали учреждения, где работали преимущественно философыстарой формации. Еще выходили труды, далекие от марксизма. В некоторых журналахеще печатались неогегельянец Ильин, ницшеанец Шестов, идеалист Челпанов идругие. В частных издательствах выходили книжки и брошюры философствующихреакционеров. В печати, в высших учебных заведениях кипела остраяидеологическая борьба. За рамками доминировавшей официальной философиипробивались тенденции, порожденные противоречивой социально-культурнойобстановкой и интенсивным развитием естественных наук и психологии. Именно в20-30 годы появились новые идеи в русле разработки проблем культурологии, тектологии,герменевтики, ноосферы и другие, получившие свое развитие позже — после 60-х годов.
В 20-х годах развернулась дискуссияпо вопросам соотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщегофилософского метода и частных методов познания. Лидерами спорящих сторон былиИ.И. Степанов (Скворцов) и A.M. Деборин. Сторонников первого стали называть «механистами»,второго — «диалектиками». И хотя в ходе дискуссии происходило постепенноесближение дискутирующих сторон, все же победили «диалектики». Одна из причинэтого заключалась в том, что «диалектики» фактически ориентировали философию «управлять»науками, «командовать» ими. Эта ориентация шла в русле сложившегося во второйполовине 20-х годов понимания особой роли философии, согласно которой на неестали возлагать задачу по теоретическому обоснованию практически-политическойлинии партии, по руководству всеми сферами науки и культуры. Однако со временемоказалось, что и «деборинцы» перестали устраивать сталинское политическоеруководство. В 1930-х годах спорящим сторонам стали навешивать политическиеярлыки: «механистам» — «правый политический уклон», «диалектикам» — «меньшевиствующиеидеалисты».
СОВЕТСКАЯФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ СТАЛИНИЗМА
После установления режима личнойвласти Сталина, философская жизнь страны протекала в условиях жесткого ижестокого политико-идеологического контроля, который сопровождался репрессиямив отношении философов. Учебники, вышедшие в начале 30-х годов, сформировалиспецифический образ марксистской философии. Они отстаивали принцип партийностии подчеркивали роль классовой борьбы в истории общества.
Возглавившие управление философскойнауки, М.Б. Митин, П.Ф. Юдин, Г.Ф. Александров, Е.П. Ситковский, М.М. Розенталь,возвеличивали Сталина как философа под видом укрепления партийной линии.Философию стали практиковать как форму политики.
Возвеличивание особенно усилилосьпосле того, как в 1938 году Сталин написал главу «О диалектическом иисторическом материализме» в «Кратком курсе истории ВКП(б)». Эта работа былаобъявлена «вершиной» марксистской философии. В действительности ей присущисхематизм и упрощенство. В представлении Сталина диалектический метод иматериалистическая теория – это учение об одном и том же: о бытии, о мире, озаконах («чертах») объективной действительности. Метод познания он определялтолько как законы развития объективного мира. Закон единства и борьбыпротивоположностей сводился к закону их борьбы. Закон отрицания устранялся (какнекий «пережиток» гегельянства). Из абстрактных философских посылок «напрямую»выводились конкретные политические рекомендации.
Большое влияние на идейно-философскийклимат оказала дискуссия в 1946 году по книге Г.Ф. Александрова «Историязападноевропейской философии». А.А. Жданов назвал всю «домарксистскую» историю«ненаучной» и противопоставил ей «научную» марксистскую философию. Ждановвысказал ряд положений о предмете и задачах марксистской философии, которыерасходились с господствовавшими взглядами. По его мнению, диалектическийматериализм явился не наукой наук, а инструментом познания, марксистскаяфилософия не должна стоять над другими науками.
В результате уже тогда значительновозрос удельный вес исследований по проблемам теории познания и диалектическойлогики, состоялись дискуссии о соотношении диалектической и формальной логики.Усилился процесс дифференциации философского знания, автономизации егоотдельных отраслей. Советская философия превращалась в систему философскихдисциплин.
ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯВ ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ
В 1956 году осуждение культа личностиСталина дало возможности для развития философской мысли в стране благодаряослаблению жестокого идеологического контроля над общественными науками.Появилось поколение новых философов и деятелей культуры, стремившихсяпреодолеть догматизм и стереотипы. На рубеже 50-х–60-х годов в качествесамостоятельной дисциплины выделилась психология, более автономными становилисьэтика, эстетика, формировались аксиология, социология и другие науки.
На рубеже 50-х–60-х годов центромфилософских исследований стали проблемы гносеологии, теории и логики познания.Видную роль тут сыграли Э.В. Ильвенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и ихсторонники. Ильвенков сделал важный вклад в разработку теории материалистическойдиалектики как логики, а также в создании системы логико-диалектическихкатегорий. Он рассматривал восхождение от абстрактного к конкретному как «универсальныйметод мышления в науке вообще». Этой же проблемой начинают заниматься философыстаршего поколения М.М. Розенталь, Л.А. Маньковский и другие. Идеи Э.В. Ильенковав области теории познания повлияли на Г.С. Батищева, который перешел к анализупроблем философской антропологии и создал собственную школу анализа глубинногообщения. Также собственные теоретико-познавательные и методологическиеконцепции разрабатывали В.А. Лекторский, Л.К. Науменко, Д.М. Абдильдин, А. Касымжанови другие.
А.А. Зиновьев в работах, посвящённыхлогике «Капитала», делал упор на анализ разнообразных логических приёмов. Из школыА.А.Зиновьева вышли исследования методов исторического анализа Б.А. Грушина, атакже первые работы М.К. Мамардашвили, посвященные процессам анализа и синтезаи взаимоотношению формы и содержания в теоретическом мышлении. Из этой школывышел и Г.П. Щедровицкий, который затем основал собственную школу.
Особое место занимают работы М.К. Мамардашвили.он переходит от исследования проблем логики, методологии и теории познания кизучению проблем сознания и создаёт оригинальную философско-антропологическуюконцепцию, используя при этом идеи не только Маркса, но и феноменологии иэкзистенциализма.
В 70–80-е года интенсивно работалашкола В.С. Библера. Он разрабатывает оригинальную концепцию мышления какдиалога разных логик и переходит к изучению проблем познания в рамкахфилософской теории культуры.
Школа логики и методологии наукивозникает в 60-е годы в Киеве, лидером которой стал П.В. Копнин, разработавшийпринципы соединения содержательного и формально-логического анализа научногознания. В рамках киевской школы был создан ряд исследований М.В. Поповичем,С.Б. Крымским, П.С. Дышлевым.
В Минске возникла школа методологиинауки, основанная на идеях В.С. Степина. Центром были проблемы генезисатеоретического знания в рамках взаимодействия научной картины мира, теоретическихсхем, формального аппарата и практических и идеальных операций.
В Новосибирске плодотворно работалашкола методологии науки, основанная на идеях М.А. Розова о социальной памяти и«социальных эстафетах».
В целом исследование проблем теориипознания и методологии науки переживает подъем в 60–80-е года. В это времяведётся изучение таких проблем, как взаимоотношение теории и эмпирии,идеализации и формализации, объяснения и описания, проблемы моделирования,гипотетико-дедуктивная модель развития науки, роль конструктов и идеальныхобъектов в построении теорий, аксиоматический способ построения теории, знаниекак исторический процесс, соизмеримость теорий.
Важную роль в разработке проблемметодологии науки играли системно-структурные исследования. В контексте этихисследований удалось изучать такие проблемы, как системность, целостность,организация, структура, структурный поход к анализу изменений. В 60-ые годы рядфилософов увлекался построением различных моделей субординации и систематизациифилософских категорий, но впоследствии это увлечение пошло на спад.
С большим успехом шло изучение проблемсовременной формальной логики. Большое влияние на переориентацию логическихисследований оказал А.А. Зиновьев и начал заниматься символической логикой. Этапереориентация формальнологических исследований на современную проблематикубыла поддержана П.В. Таванцом, а затем развита В.А. Смирновым, который создал ивозглавил оригинальную логическую школу. Развернулись исследования по историилогики. Логиков-философов активно поддержали логики-математики. Работыотечественных логиков получили международное признание.
Интенсивно в эти годы разрабатывалисьфилософские проблемы. Возникло большое направление с многообразной иразветвлённой тематикой: проблема причинности в современной науке, принципсоответствия, принцип дополнительности, принцип наблюдаемости, принципредукции, проблема глобального эволюционизма и другие. В разработке философскихпроблем естествознания приняли активное участие крупные учёные разных специальностей
В 60–70-е года появляются работы,которые можно с полным основанием отнести к зарождающейся философскойантропологии. Ряд философов в эти годы приходит к мысли о невозможностиисследования проблем теории сознания вне рамок целостной философско-антропологическойконцепции. Широко развернулись исследования по теории и истории эстетики,структуре категорий эстетики (возвышенное, прекрасное, трагическое,комическое), соотношению массового и элитарного искусства, критическому анализусовременной европейской эстетики.
Начинается подъём в изучении историизападной философии. Разрабатывались методологические проблемыисторико-философских исследований. Историко-философская наука обогатиласьтрудами по античной, средневековой философии, философии эпохи Возрождения,философии нового и новейшего времени. Исследовались различные направлениясовременной западной философии – феноменология, экзистенциализм, неотомизм,философская антропология, критический рационализм, прагматизм, неопозитивизм,герменевтика, структурализм. Появились серьёзные исследования формирования иразвития взглядов К.Маркса.
Исследование истории русскойфилософии велось односторонне. Практически не изучалась история русскогоидеализма. И все же и в этой области появились серьёзные исследования. Это былиработы по истории русского любомудрия 20–30-х годов 20 века. В самостоятельноенаправление складывается изучение истории философии в странах Востока – Китае,Индии, Японии, Иране арабских странах.
К началу 70-х годов в СССР сложилисьнациональные и региональные философские сообщества со своей проблематикой иисследовательскими программами. В то же время между этими сообществами шлоинтенсивное взаимодействие. Поэтому интересные исследовательские результатыстановились достоянием всех советских философов. Так, например, исследованияленинградских философов ориентировались, прежде всего, на онтологическуюпроблематику и философские вопросы естествознания. В Ростове-на-Дону сложилсяколлектив исследователей философии культуры. В Новосибирске, кроме деятельностишколы М.А. Розова, шли исследования по философии науки, по изучениюинтеллектуальных систем. В Свердловске разрабатывались проблемы социальнойфилософии, философской антропологии, теории познания. В Томске группа философовзанималась методологией науки. В Воронеже исследовалась вероятностная картинамира
В республиках СССР философскиесообщества тоже имели свои исследовательские программы. На Украине успешноработала школа логики и методологии науки и школа философской антропологии. ВБелоруссии интересные результаты по философии науки были получены в рамкахшколы В.С. Степина. Известность приобрели труды казахских философов по теориидиалектики, стимулированные идеями Э.В. Ильенкова. В Таджикистане плодотворнозанимались философскими вопросами космологии, историей философии. В Киргизиибыли развёрнуты исследования по проблемам коммуникации и понимания. В Грузиивелись исследования по истории новейшей философии, по эстетике, по современнымпроблемам логики. Философы Армении интенсивно разрабатывали проблемы семиотики,философии культуры. Всемирную известность получила Тартусская школа посемиотике (во главе с Ю.М. Лотманом). В Эстонии также успешно изучалисьпроблемы теории познания и методологи науки. В Литве исследовались философскиепроблемы современной формальной логики, этики.
Таким образом, хотя в эти годысоветские философы не могли не декларировать приверженности идеям марксизма, посути дела в этих рамках плодотворно развивались разные философские школы,которые спорили друг с другом и обогащали друг друга. Все они противостоялифилософскому догматизму, который насаждался идеологическим руководством ипроявлялся, прежде всего, в преподавании философии. Вместе с тем разные школыотличались друг от друга также и по своему отношению к марксистскому наследию.Если некоторые из них пытались развивать в современных условиях те идеи,которые содержались в работах Маркса, то другие использовали марксистскуютерминологию для развития идей, близких неопозитивизму, экзистенциализму илифеноменологии. Некоторые философы, которые ранее были рьяными приверженцамиидей раннего Маркса, начали затем соединять его идеи с идеями феноменологии,экзистенциализма и других течений современной философии
Значительное влияние на развитиефилософских исследований в СССР оказало издание в 1960–1970 годах пятитомной«Философской Энциклопедии». С помощью этой энциклопедии были введены многиеновые для того времени проблемы и понятия.
Очень важную роль в советской философииэтих лет играл журнал «Вопросы философии», особенно во второй половине 60-х и70-е, когда его главным редактором был И.Т. Фролов, а его заместителем М.К. Мамардашвили.Журнал в эти годы стал как бы своеобразным местом притяжения для многих нашихинтеллектуалов. В нём обсуждались проблемы философии науки, культуры,образования, истории, которые были связаны с главными мировоззренческимиисканиями того времени. Существенным для развития философии был такжерегулярный выход журнала «Философские науки», в котором обсуждались не толькотеоретические проблемы философии, но и вопросы преподавания философии.
Вместе с тем развитие философии в этигоды проходило в непростых условиях. Если в области теории познания, философиии методологии науки, логики, в ряде областей философской антропологии, этике,эстетике, философии культуры, истории философии удалось не только выдвинутьновые идеи, но создать активно работающие научные школы, то в областисоциальной философии сделать это было гораздо сложнее. Тем не менее, такиепопытки предпринимались. Это разработка аутентичного марксового пониманияобщественно-экономической формации и демонстрация его современного значения.Это изучение методологических проблем исторической науки. Это исследованиеотдельных вопросов социальной философии. В это время начинается основательноеисследование философии религии.
Некоторые области философскогознания, такие например, как политическая философия, вообще не моглисуществовать в эти годы. Русская религиозная философия, являющаяся неотъемлемойчастью русской культуры, практически была под запретом. Хотя первыеисследования такого рода всё же появились в «Философской Энциклопедии»,дальнейшая работа в этом направлении была остановлена. В то время отечественнаяфилософская мысль с трудом находила пути для диалога с различными течениямимировой философии. Но был сделан ряд шагов: переводились работы современныхзападных авторов, особенно по проблемам логики и методологии науки, советскиефилософы стали регулярно участвовать во Всемирных философских конгрессах иконгрессах по логике, философии и методологии науки. Однако постоянногорабочего взаимодействия с западными коллегами, особенно теми, кто разрабатывалфундаментальные проблемы метафизики, философской антропологии, социальной иполитической философии, не было.
Власти по-прежнему требовали отфилософов идеологического обеспечения политики партии в виде разработкивопросов научного коммунизма, философского комментария и пропаганды текущихпартийных решений, подготовки учебников, излагавших официальную версиюфилософии. Публика судила о советской философии, прежде всего, по этим работам,которые отбивали вкус к настоящей философской мысли у тех, кто их читал. Нашикрупнейшие философы были известны лишь в узких кругах интеллигенции.
ФИЛОСОФИЯВ ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В 90-ые годы и в начале 21 века философиястала развиваться в совершенно новой идейной и культурной ситуации, в условияхисчезновения официальной идеологии и возможности разрабатывать различныефилософские концепции. Возникшая в начале 90-ых годов обстановка была настольконовой, что у некоторых философов возник соблазн начать работать в культуре и вфилософии (как её части) как бы с нуля. А если совсем начать с нуля невозможно- ибо без традиций никакое творческое дело невозможно, то, по крайней мере, какбы «пропустить», просто не замечать всего того, что делалось в нашей культуре вмрачные десятилетия идеологического диктата. Пытаться как-то детальноразбираться в том, что тогда делалось, пробовать отделять плохое от хорошего,бесполезно, стали думать некоторые наши философы. Ибо даже то, что тогдасчиталось хорошим, «прогрессивным» (а может быть, и было таковым в тех тяжёлыхусловиях), вряд ли может послужить опорой для философствования сегодня. Ведьсегодня мы уже ясно видим, что даже лучшие представители нашей философии тоговремени испытывали мертвящее влияние отживших догм. Иначе и не могло быть утех, кто родился, вырос и жил в то время. Поэтому, развитие современнойроссийской философии должно опираться на иные традиции. Кто-то в этой связи предлагалпродолжить то, что делалось в русской религиозной философии, припасть к этомуисточнику идей, связанных с православием и культурой Серебряного века. В этойсвязи особое значение придавалось философским идеям А.Ф.Лосева, который жил,работал и печатался в СССР, но по сути дела развивал в новых условиях идеирусской религиозной философии начала века. Другие видели возможный источникнового философского творчества в ассимиляции идей современной западнойфилософии, в частности, феноменологии и постмодернизма.
Сейчас возникли новые возможности дляфилософии в нашей стране. Переиздаются работы классиков русской религиознойфилософии.
И всё-таки мнение о том, чтофилософия в России может развиваться только из этих двух источников — освоениенаследия русской религиозной философии и современная западная философия — ошибочно.Дело в том, что при всей важности освоения наследия русской религиознойфилософии, это освоение не может заменить необходимости самостоятельногофилософского творчества и решения при этом таких проблем, которых для этойфилософии не существовало. Претендовать на то, чтобы просто восстановить тулинию развития русской философской мысли, которая была прервана революцией 1917года, невозможно, ибо страна у нас уже совершенно другая, и мир, в котором мыживём, тоже далеко ушёл от того, что было в первые десятилетия нашего века. Чтокасается освоения западной философской классики 20 столетия и современнойзападной философской мысли, то это тоже нужно и важно. Но дело в том, чточеловеческий смысл философии, её социальная и культурная роль связаны с тем,чтобы помогать пониманию того, как универсальные и «вечные» проблемы связаны сконкретной, уникальной культурной и исторической ситуацией, которая специфичнадля данной культуры и данного времени. Наша российская культура в её прошлом,настоящем и будущем нуждается в самоосознании (такое само-осознание вообщеявляется необходимым условием развития каждой культуры). Этим призваназаниматься отечественная философия. Современная западная мысль, так же, какнаследие отечественной философии, может существенно помочь в этом, но не можетзаменить самостоятельного мышления. Можно даже сказать, что если русскаякультура имеет будущее, в нашей стране не может не существовать оригинальнаяфилософская мысль. К тому же научиться философствовать можно только однимспособом: самостоятельно решать философские проблемы. Ассимиляция наследства(своего и чужого) необходима, но недостаточна, а имитация чужой деятельностимало плодотворна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
советский философиядестанилизация
Советская философия — неодномерная,неоднозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутреннейпротиворечивости интеллектуальная традиция. Как самоосознающая система идей,теорий, гипотез, а также идеологически-охранительных мифов сформировалась врезультате:
а) насильственного отторжения отроссийского обществоведения и человековедения мыслителей немарксистского толка;
б) выхода на господствующие позиции всистеме философских академических структур и теоретических органов в СССР в30-х просталинской группировки Митина и других философов;
в) осуществления попыток определеннойсистематизации и придания респектабельности этой традиции на основе работыСталина «О диалектическом и историческом материализме».
Диапазон возможных дискуссий былочерчен и санкционирован в советской философии только после Второй мировойвойны. Наряду с идеологически ангажированным теоретизированием, безусловнодоминировавшим в 40-80-е, в исследованиях ряда мыслителей СССР не только творческиразвивались магистральные, авангардные проблемы философии 20 века, но иформировались новые научные направления, актуальные для интернациональногофилософского знания. Благодаря усилиям Бахтина, Лотмана, Лосева, Аверинцева,Степина и других, в СССР были не только созданы авторитетные столичные ипериферийные философские школы, но и подготовлена генерация профессиональныхкадров, в целом отвечающая «планке» философии 3 тысячелетия.
Таким образом, несмотря на сложныеполитические и идеологические условия, диалектико-материалистическая философияв СССР в основном сохранила своё методологическое значение, приобрела началоплодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников иестественников, историков философии, этиков, эстетиков. Сложились национальныеи региональные философские сообщества со своей проблематикой иисследовательскими программами. В то же время между этими сообществами шлоинтенсивное взаимодействие.
Сегодня в России философы продолжаютработать, творить. Освободившись от жестких рамок официального марксизма, ониищут новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые пластыбытия, переживания, мышления.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Философия / подред. О.А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002. 655 с.
2. История философиив СССР. М., 1985-1988. Т. 5. Кн. 1-2.
3. Новая философскаяэнциклопедия. М.: Мысль, 2001, Т. 4
4. Краткий очеркистории философии / под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. М.: Мысль,1971. 790 с.
5. Ойзерман Т.И. Главныефилософские направления: теоретический анализ историко-философского процесса. М.:Мысль, 1984. 303 с.
6. Философия / подред. В. Миронова. М.: Норма, 2005.
7. Философия / подобщ. ред. Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева. Ставрополь: СГУ, 2001, 245 с.
8. В.А. Лекторский«Вопросы философии» за 60 лет // Вопросы философии. 2007. №7.
9. Современнаяфилософия: словарь и хрестоматия / под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону,Феникс, 1995. 512 с.
10. Философия / подред. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 2004. 511 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи
Реферат Александр Викторович Бабкевич
Реферат Исчисление и уплата единого социального налога на предприятии
Реферат И у медуз бывают мутанты
Реферат Отчет о преддипломной производственной практике ИП Вшивцев Ю.Г.
Реферат Китаївська пустинь – історико-культурна пам’ятка міста Києва
Реферат Емісія грошей
Реферат Социальный конфликт в деревне в период коллективизации по роману Б Можаева Мужики и бабы
Реферат Политико-правовые идеи в летописях Древнерусского государства
Реферат Особливості антиінфляційной політики у США
Реферат Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского в XIII XIV вв 2
Реферат Две разновидности интертекста в романе В Орлова Альтист Данилов
Реферат Концепции макромира классической физики и концепции микромира современной науки
Реферат Antigone Essay Research Paper After filling up
Реферат Христианская католическая мораль и современные биоэтические проблемы