Реферат по предмету "Философия"


Основная терминология истории этических учений

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию
ЮжныйФедеральный Университет
ФакультетФилософии и культурологии
СпециальностьКультурология
Контрольнаяработа
Основнаятерминология истории этических учений
Ростов-на-Дону,2009

Глоссарий
АКСИОЛОГИЯ(от греч. axia–ценность и logos–учение) – учение о ценностях (см. Философия ценностей); а к сиологический – определяемыйсогласно своей ценности, с точки зрения теории ценностей.
АЛЬТРУИЗМ(франц. altruisme, от лат. alter–другой) – идущая от Конта характеристика мыслей и действий, лишенных себялюбия;нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении др. людям, в готовностижертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму (см. Эгоизм).«Vivre pouraltrui» («жить для другого») –эти слова должны стать эпиграфом к моральным требованиям будущего. См. также Пассивизм,Любовь к ближнему.
АСКЕТИЗМ(от греч. aske – упражняющийся в чем-либо)– первоначально подготовка атлетов к состязаниям (тренировка); затем – стремлениек добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками. Аскетизм был характерендля философии стоиков, позднее его проповедовал апостол Павел. Христ. аскетизм монахови «аскетов» имел своей целью подавление и умерщвление чувственной природы человека:не только половое воздержание, но и отказ от удовольствий, доставляемых созерцанием,слуховыми, вкусовыми ощущениями и т. д. Аскетизмом внутреннего мира Макс Вебер называетприменение высвобожденной религиозным аскетизмом энергии в профессиональном труде,что особенно поощряется кальвинизмом.
ВИНА– то, что достойно упрека. Осуждая человека, ему ставят в вину то, что он вел себянеправильно и решал несправедливо, хотя мог бы вести себя иначе, а решать справедливо.Внутренняя причина упрека в вине заключена в том, что человек предопределен к свободному,ответственному, нравственному самоопределению- и поэтому обладает способностью решатьсправедливо, выступая против несправедливого и избегая того, что запрещено. Побуждениепоступить неправильно может овладеть человеком, способным к правильному действию,в том случае, если он не знает запретительных норм или недооценивает их. В этомслучае нарушения запрета действующий человек также бывает не в состоянии решитьсядействовать вопреки несправедливому. Шиллер считал вину «величайшим злом», а Гётеутверждал, что вся вина на земле отмщена.
ВОЛЮНТАРИЗМ(от лат. voluntas воля) – одно из направленийметафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качествеосн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основногопринципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм»идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма являетсяШопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризмауже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntasest superiorintellectu» – «Воля стоит над мышлением»)и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютныйтворческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действуетбессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волюк власти.
ГЕДОНИЗМ(от греч. hedone–удовольствие) – этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие,наслаждение как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения. Гедонист– тот, кого мы называем «сластеной». Это направление было основано Аристиппом изКирены (поэтому также называется философией киренаиков). Наше ощущение есть движение;если последнее является мягким, возникает чувство удовольствия, если движение резкое,возникает чувство неудовольствия. Добродетель – способность наслаждаться, но толькообразованный, проницательный, мудрый умеет правильно наслаждаться; он не следуетслепо за каждой возникающей прихотью и если наслаждается, то не отдается наслаждению,а стоит над ним, владеет им. Др. гедонисты определяли высшее благо как веселый характер(душевный склад), радость общения с людьми или просто как свободу от неудовольствияи боли. Гедонистами были Гельвеции и Ламетри.
ГУМАНИЗМ(от лат. humanitas – человечность)– рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания иимеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человекаот самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя егодля недостойных человека целей. Еще римляне, в особенности Цицерон, называли гуманизмомвысшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетическизаконченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. Позже гуманизмом именовалосьдвижение, более или менее противостоявшее схоластике и духовному господству церкви,пытавшееся к началу Нового времени извлечь идеал чисто человеческого образованияи поведения из вновь открытых произв. древности. Век гуманизма освещал путь векуРенессанса. Данте, Петрарка, Боккаччо были отцами итал. гуманизма. Историческимипредшественниками гуманизма были греки, приезжавшие или бежавшие из Византии в Италию,такие, как Мануэль Хризолорас, работавший с 1396 во Флоренции в качестве учителягреч. языка, кардинал Виссарион, Георгий Гемист Плетон. Др. значительными гуманистамибыли итальянцы Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II),Лаврентий Балла, кардинал Пьетро Бембо, вне Италии – испанец Вивес, ученый, франц.книгопечатник Роберт Эствен, а также Фабер Стапуленсис, Карл Бовиль, Жан Боден,Мишель де Монтень, британцы Томас Мор, Джон Коле, Филипп Сидней, Томас Элиот, кембриджскаяшкола. В Нидерландах и в Германии образовались центры гуманизма, который пуста лкорни в Девентере, Страсбурге, Базеле, Аугсбурге, Нюрнберге, а также в унтах, вчастности в Вене и особенно в Эрфурте. Осн. представителями этого гуманизма, нарядус др., были Рудольф Агрикола, Иоганн Рейхлин, Дезидерий Эразм, Конрад Цельтис, Ульрихфон Гуттен, Муциан Руф, Конрад Пойтингер, Виллибальд Пиркгеймер; Меланхтон и Цвинглисклонялись к гуманизму. В Германии гуманизм в конечном счете перешел в церковнуюреформацию, положившую конец гуманизму. Неогуманизмом называют вновь пробудившийсяв кон. 18 – нач. 19 в. интерес к античности. Неогуманизм представлен прежде всегоВильгельмом фон Гумбольдтом, далее – Лессингом, Гердером, Гёте, Шиллером. Гуманизмкак разновидность прагматизма есть также одно из направлений теории познания, согласнокоторому все наше познание по своим мотивам, так же как по своему объему и целям,является всегда только человеческим, не может выйти за пределы человека, порожденои обусловлено человеческими потребностями. Главный Представитель этого гуманизма– нем. философ Ф. К. Шиллер. Гуманизм в духе франц. экзистенциализма является разновидностьюпрагматизма, согласно которому этические ценности и ценности блага существуют тольков рамках человеческой деятельности и допущения, но не существуют независимо от этогои не являются абсолютными.
ДОБРОИ ЗЛО – категории этики. Добро – это осн. моральная ценность, нравственная ценностьсама по себе. Добро не является «добром по отношению к чему-нибудь» (ошибка эвдемонизма);оно не есть «высшее благо», нечто сравнительное, а простая позитивность. Личностьне является ни доброй, ни злой, ее этическая сущность состоит скорее в том, чтобыбыть одинаково способной на добро и зло… Этически ценным («добрым») является поступоктого, кто предпочитает добро злу в любой конкретной ситуации (см. Этика). «Добромне является ни идеальное бытие ценностей или их понятия, ни даже просто реальноесуществование ценного, а единственно телеология ценностей (злом – телеология антиценностей)в реальном мире» (N. Hartmann, Ethik, 1935).Телеология сама по себе (т.е.- способность делать целью и реализовать, осуществлятьто, что не является реально существующим, напр. ценности) уже является ценной; вболее высоком смысле ценной является телеология ценностей (т.е. основание доброгона ценностях, этически индифферентных самих по себе). Добрым или злым является лишьчеловек как целенаправленно действующее существо, имеющее в своем распоряжении телеологию(см. Целевая деятельность), т.е. человек в его отношении к ценностям.
ДОБРОДЕТЕЛЬ– постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро, всвою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью. Платонопределял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней; он различалчетыре кардинальные добродетели. Согласно Аристотелю, каждая добродетель представляетсобой нечто среднее между двумя (предосудительными) крайностями: сдержанность –между необузданностью и бесчувственностью; храбрость – между безрассудной смелостьюи трусливостью; справедливость – между неправыми делами и несправедливыми страданиями;щедрость – между скупостью и расточительством; кротость – между вспыльчивостью инеспособностью к справедливому гневу. Подобным же образом он определяет и честолюбие,благородство, участие, стыдливость. Для стоиков добродетелью является жизнь в соответствиис разумом и природой. Для Эпикура добродетель – верное понимание условий истиннойрадости. Меланхтон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильнымзнанием. Систему добродетелей разработал Гейлинкс. По определению Канта, «добродетельесть моральная твердость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда нестановится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления».Для Гёте добродетель – «истинно подходящее в каждом положении». В согласии с католич.пониманием сверхприродного христ. добродетелями являются вера, надежда, любовь (см.также Шлейермахер, Этика).
ДОЛГ– выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствиис потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствиис этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является «материаломисполнения долга», есть только одна конечная цель – долг. Единственно возможноеверование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг,не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.
ДОСТОИНСТВОЧЕЛОВЕКА – по Шиллеру, выражение благородного образа мыслей: «Власть нравственнойсилы над влечениями составляет свободу духа, и в явлении она сказывается в том,что мы называем чувством достоинства» («О грации и достоинстве», 1793). В настоящеевремя достоинство человека является выражением его личностной ценности.
ЗЛО– 1) противоположность добра (см. Добро и зло); от понимания зла зависит также иопределение понятия добра. В манихействе зло выступает как метафизическое понятиеу Плотина, в христ. философии, у Августина, Лейбница, Я. Бёме, Шеллинга, Гегеля– все они искали ответ на вопрос: каким образом зло пришло в мир, можно ли и следуетли его устранить, играет ли зло ту или иную роль и какую? 2) то, что воспринимаетсякак препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечивающее некоторую ценность,то, что вызывает дисгармонию; см. Теодицея.
МОРАЛЬ(от лат. moralis–нравственный) – та область из царства этических ценностей (см. Этика), которая преждевсего признается каждым взрослым человеком. Размеры и содержание этой сферы меняютсяс течением времени и различны у разных народов и слоев населения (принцип множестваморалей и единства этики). Осн. проблемами в морали являются вопросы о том, чтотакое «хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей,в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных ценностей (потреблениепищи, половое влечение, потребность в безопасности, стремление к значимости и кобладанию) в пользу осуществления (меньше всего в силу понимания того, что считаетсяправильным) ценностей социальных (признание прав др. личности, справедливость, самообладание,правдивость, благонадежность, верность, терпимость, вежливость и т. д.); см. Правило.К господствующей морали у всех народов и во все времена, кроме социальных ценностей,принадлежат также и те, которые расцениваются религией как благое поведение (любовьк ближнему, благотворительность, гостеприимность, почитание предков, отправлениерелигиозных культов и т. д.). Мораль – это составная часть индивидуального микрокосмоса,она является одним из моментов, определяющих для личности картину мира.
МУДРОСТЬ– «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякоедействие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждоепереживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этогобытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связьс ценностью. В строго антиинтеллектуалистском смысле это можно было бы назвать этическойдуховностью, господствующим положением этики как осн. духовного фактора во всейжизни человечества» (Н. Гартман. Этика, 1935).
ОПТИМИЗМ(от лат. optimus – наилучший) – в отличиеот пессимизма такое восприятие жизни или настроение, которое отмечает в вещах иявлениях их лучшие стороны и вообще надеется на благоприятный исход, веря в непрерывныйпрогресс. Оптимизм религиозно-метафизического порядка – это убеждение в том, чтонаш мир таков, каков он есть при существующих обстоятельствах, что он является лучшимиз всех возможных миров, что при этом все действительное разумно, подчинено разуму.Такого рода оптимизм мы находим у Платона, стоиков, рационалистов, с их уверенностьюв безграничных силах рассудка и познания, в философии просветителей, Лейбница (вего «Теодицее», 1710) и в философии Гегеля (с его панлогизмом) и т. д. (см. Перфекционизм).Для пессимиста Шопенгауэра оптимизм является «гнусным» способом мышления; пессимистЭ. Гартман мыслит более умеренно: бездеятельный оптимизм ведет к квиентизму, а оптимизм,связанный с действием, – к активности. Ницше, несмотря на трагический характер егофилософии, требует такого утверждения жизни и бытия, которое оставалось бы посюстороннимпо отношению и к оптимизму, и к пессимизму.
ПЕССИМИЗМ(от лат. pessimum наихудший, самоеплохое) – в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью,неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. Такое личное убеждениеили философское направление, которое, в противоположность оптимизму, рассматриваетв мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, ачеловеческое существование – до конца бессмысленным. Религи-озное выражение пессимизмнаходит, в частности, в буддизме, Ветхом завете и христианстве. Меланхолия – патологическаяформа пессимизма. Представители философского пессимизма – Шопенгауэр и Гартман.Пессимист – человек, склонный к пессимизму; пессимистически и – проникнутый пессимизмом.
РЕССЕНТИМЕНТ(франц.) – новое переживание прежнего чувства и благодаря этому его усиление; вчастности (напр., у Ницше, который объяснял христианство из нового переживания ужеимевших место переживаний), чувство вражды, возмездия, мести, чувство бессильнойзлобы, которое человек, стоящий ниже на социальной и духовной лестнице, испытываетпо отношению к знатному и власть имущему, доходя в конце концов до ненависти к самомусебе.
СОВЕСТЬ– способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности ивместе с выдвигаемыми ими требованиями; способ, каким чувство ценности становитсязначимым для человека; в более узком смысле – нравственное сознание, чувство илизнание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективноесознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям.Совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но благодарявнешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христ. этика рассматривает совестькак окно, через которое проникает божественная воля (Вюнш). Для Канта авторитарныйсудья совести – это идеальная личность, которая сама себе создает разум. В фундаментальнойонтологии Хайдеггера совесть – это призыв заботы. Она зовет человека и возвращаетего от затерянности, потерянности в Man ксвободе на основе ничто. Этот призыв делает возможным движение собственного самостановления.Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования(Брехт). Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, нои логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения,так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом,как часто естественно-необходимый ход его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд).
СПРАВЕДЛИВОСТЬ– у Платона добродетель правильного отношения к др. людям, сумма всех добродетелейвообще. В современной этике ценностей справедливость является предварительным условиемосуществления остальных ценностей (см. Этика) и состоит в том, чтобы быть справедливымпо отношению к чужой личности как таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу еесвободы, чтобы сохранить ее свободу действий и не препятствовать созданию культурныхценностей.
СТЫД– в философии Ясперса основанная на чувствах уверенность в том, что нельзя философствование,раскрывающее экзистенцию, выдавать за само существование, нельзя удовлетворитьсярезультатами такого философствования. Сартр говорит: «В чувстве стыда я признаю,что я есть я, каким другие видят меня».
СЧАСТЬЕ– состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал,осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия (см. Эвдемонизм).«Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическоеблаго – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности– это достоинство быть счастливым» (Кант. Критика способности суждения). В стихотворенииШиллера « Счастье» мы читаем:
Мужазову я великим, кто сам свой творец и ваятель,
Доблестнойсилой своей парку сумел одолеть.
Ноне достичь ему счастья и то, что хариты ревниво
Берегутот него, силой у иих не отнять.
Отнедостойного ты храним суровою волей,
Высшееблаго богов вольно слетает к тебе.
Ещев древнегреч. этике делали различие между эвтихией – благоприятствием обстоятельстви благосклонностью судьбы – и эвдемонией – способностью чувствовать эту благосклонность,чувством счастья. Эвтихия – ценность, основанная на отношении вещей, а эвдемония– ценность блага, относящаяся к внутреннему состоянию. Обе ценности этического значенияне имеют. Чувство счастья зависит не от достижения определенных благ, а от внутреннейспособности человека быть счастливым. Но способность быть счастливым относится кценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышаетценность жизни и готовность признавать и осуществлять этические ценности как таковые.
ЧЕСТЬ– признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленныхв нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение),с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства)или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга(тщеславие). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственногодостоинства – одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку отэтого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и дляобщества развитие личности.
ФАТАЛИЗМ(от лат. fatalis–определенный судьбой) – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должносвершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменитьв этой судьбе (см. также Детерминизм).
ЭВДЕМОНИЗМ(от греч. eudamoniaблаженство)– этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всехстремлений. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельнымчеловека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться,который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствиесебе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков.Представители эвдемонизма – Сократ, Эпикур, Спиноза, Лейбниц, Шефтсбери, Фейербах,Штраус, Зигварт, Дюринг, Зидвик, X.Бехер, Спенсер и др. Получил распространение также социальный эвдемонизм, которыйполагал возможным стремиться к наибольшему счастью наибольшего числа людей (см.Бентам). Все добродетели отдельного индивида имеют смысл лишь постольку, посколькуони служат этой цели. Государство, все его институты, мероприятия и законы такжеявляются средством для достижения той высшей цели. Эвдемонизм, становящийся социальным,превращается в утилитаризм.
ЭГОИЗМ(от лат. ego–Я) – себялюбие; поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном Я,собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам др. людей. Эгоизмявляется прежде всего порождением природного инстинкта самосохранения; с точки зренияэтики необходимость эгоизма обусловливается ценностью жизни. Он необходим для осознанияи реализации ценностей, заложенных в личности, необходим для исполнения моральногодолга, состоящего в доведении до наибольшего совершенства собственных задатков испособностей. Эгоизм становится недопустимым с этической точки зрения, когда чужойжизни и чужой личности придается меньше значения, чем собственной, когда попираютсяправа других.
ЭТИКА(от греч. ethika, от ethosобычай,нравственный характер) – учение о нравственности, морали. Термин впервые употребленАристотелем как обозначение особой области исследования – «практической» философии,ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит оцениватьвсякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки.Она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем надстраивания к царствусуществующего царства того, что должно быть. Этика исследует, что в жизни и в миреобладает ценностью (см. Ценность), ибо этическое поведение состоит в осуществленииэтических ценностей. Эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности.Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. В жизни, которую вынужденвести современный человек, этическое рассмотрение и убеждение с трудом находит себеместо. Современный человек отуплен и постоянно спешит. Этическому человеку, напротив,доступно понимание ценности, он – мудрец (лат. sapiens–имеющий вкус), с тонким вкусом, нежным органом для восприятия ценности жизни. Недифференцированноеоценивающее сознание оказывается для каждого человека функцией его воли, т. к. воляможет быть действенной, только будучи направленной на ценность. Этические ценности,значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, самисобой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей,базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля кжизни, потребность в пище, половая потребность и т.д.), на вершине которой располагаетсявысшая мыслимая ценность. Этические ценности – это ценности убеждения и поведения.Деятельность, вытекающая из этически ценного убеждения (намерения), может иметьи гибельные последствия и вызвать гибельные реакции. Всякая этическая ценность,познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует отчеловека своего осуществления (см. Побуждающая способность). Имеет место не переоценкаценностей, а лишь их смена в оценивающем сознании: «узость» оценивающего сознания(см. Ограниченность сознания) обусловливает то, что каждый раз может рассматриватьсялишь ограниченное число ценностей, ограниченная область царства ценностей. Требованиячеловеческого существования приводят к тому, что в оценивающем сознании постояннопоявляются новые ценности, а другие выпадают из него. То, что сто лет назад быловысоконравственным, сегодня может быть безнравственным. У каждого человека естьсобственная «пирамида» ценностей. «Пирамида» ценностей, основой которых являетсяпринадлежность к какому-нибудь народу (как, напр., общность языка и мышления), имеетобщую осн. сущность, содержащую ценности, осуществление которых требуется от каждогои для каждого предполагается. Группа ценностей, объединенных в этой осн. сущности,создает нравы, господствующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобыследовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневнуюжизнь; напр., честность не только признавать как добродетель, но последовательнопоступать в соответствии с этой нравственной ценностью. В ситуациях повседневнойжизни человек обычно может выбирать между многими ценностями (см. Ситуация). Этикапредполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. свободу. Согласно этике,человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность,которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (напр., самоотверженность).Требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида)приобретает большее значение, чем др. ценности, из которых он может выбирать. Осуществлениеценностей, признаваемых в зависимости от обстоятельств наиболее высокими, являетсядобром; осуществление какой-либо более низко стоящей ценности – злом. В царствеэтически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности, которыев большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни,сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности);2) добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему,правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность исмирение, ценность обращения с другими (см. Кардинальные добродетели); 3) болеечастные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другимсвое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценностьчужой личности). Все эти ценности можно дифференцировать и далее. История этикисвидетельствует о большом многообразии этических систем. В зависимости от ее содержанияи обоснования этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственныйзакон дается Богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человексоздает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принципнравственного поведения; см. Императив) или материальной (устанавливающей нравственныеценности; см. Этика ценностей), абсолютной (если она рассматривает значимость этическихценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценностикак функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека). В зависимостиот цели воли и поведения этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской,перфекционистской. В современной философии преобладают три осн. типа этических систем:этика ценностей (приведенная выше в качестве примера), социальная этика (см. Эвдемонизм)и христ. этика, основывающаяся на положении о неизменной сущности и целесообразномпорядке всего существующего и признающая божественную заповедь. Этика, основаннаятолько на позитивных заповедях, представляет собой в лучшем случае моральную теологию,но не философскую этику.

Контрольнаяработа
Древний восток
1. Каковаосновная специфическая черта китайской философии?
Универсальная этизированность,то есть не просто преобладание этической проблематики, но и последовательное рассмотрениевсех основных философских тем с точки зрения морали, стремление к созданию целостногоантропоцентричного мировоззрения в виде своеобразной «моральной метафизики».
2. Вчем специфика морали у конфуцианцев?
«У конфуцианцев мораль(дао-дэ) не замкнута в ограниченной сфере, не составляет с религией две противоположныесферы, как на Западе. Мораль у них обладает безграничным проникновением. Моральныедействия имеют границы, но та реальность, на которой они основаны и благодаря которойявляются таковыми, безгранична»
3. Вчем смысл конфуцианской «моральной метафизики» ?
«смысл в том, чтобы,следуя дорогой морали, прийти к метафизике или обосновать метафизику, следуя дорогойморали. Это соответствует формированию „моральной религии“ (дао-дэ дыцзун-цзяо)»
4. Четыреосновные этические программы – гуманизма, натурализма, утилитаризма и этатизма –были выработаны в рамках следующих направлений: конфуцианство, даосизм, моизм,легизм?
5. Почемув оригинальном названии конфуцианства — «жу цзя» отсутствует имя его создателя?
В оригинальном наименованииконфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя — Конфуция, что соответствуетисходной установке последнего — «передавать, а не создавать; верить древностии любить ее»
6. Конфуцианствоотличается социально-этической направленностью.
7. Взаимодействиекаких двух аспектов жизни личности рассматриваются в конфуцианстве как основнаяпроблема ?
Семья и государство
8. Счем в конфуцианстве отождествлялось государство ?
Государство отождествлялосьс обществом.
9. Нормативныйтип человека, по Конфуцию ?
«благородный муж»(цзюнь цзы), познавший небесное «предопределение» и «гуманный»,сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества и право на высокий социальныйстатус.
10. Каковыосновные черты «благородного мужа» ?
Чувственность, долг, знание,чувство меры, доверие.
11. Можноли стать «благородным мужем» или им нужно родиться?
Благородный муж- это идеал,к которому нужно стремиться.
12. Каковвысший гносоепраксиологический принцип в конфуцианстве?
«Не следует ни смотреть,ни слушать, ни говорить несоответствующее ли2»
13. Смыслчеловеческого существования, по Конфуцию ?
Утверждение в Поднебеснойвысшей и всеобщей формы социально-этического порядка — «Пути» (дао).
14. Золотоеправило морали: шу — «взаимность»
15. Основныекатегории китайской этики: Ли, Дэ, Дао, Жень, И, Шань, Чен.
16. Основнойсмысл категории «Ли» ?
Обряды, этикет, ритуал.
17. Основнойсмысл категории «Дэ» ?
Добродетель, недеяние, эманация.
18. Основнойсмысл категории «Дао» ?
Закон спонтанного бытияКосмоса, всё сущее произошло от Дао.
19. Основнойсмысл категории «Жень» ?
Человечность.
20. Основнойсмысл категории «И» ?
Справедливость.
21. Каковыосновные принципы даосизма?
«естественность»(цзы жань) и «недеяние» (у вэй)
22. Вчем смысл «деятельного недеяния» в даосизме?
Отрицание целенаправленнойдеятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком.
23. Какиедве специфические особенности отличают моизм от других философских течений?
Теологизированность и организационнаяоформленность
24. Вчем смысл основных принципов моизма: 1.«всеобщей объединяющей любви» и 2.«взаимнойпользы» ?
1) Это любовь не к семье, а всеобъемлющая, взаимная и равная.
2) Удовлетворение потребностей наибольшего числа людей.
25. Почемулегизм получил статус единой официальной идеологии в первой централизованной китайскойимперии?
Теоретическое обоснованиетоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое впервыев китайской истории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованнойимперии Цинь.
26. Каклегисты обосновывают жестокость правителя Поднебесной?
«Если наказания будут применятьсяпо отношению к уже совершённым преступлениям, то злодейства не удастся прекратить.Поэтому тот, кто хочет добиться гегемонии, должен применять наказания к преступлениям,которые только готовятся…» («Шан-цзюнь-шу», текст). "…в государстве, где [наведен]порядок, много наказаний и мало наград"
Семь мудрецов
27. Феномен«семи мудрецов» в ранней античности, какова специфика их этической позиции?
Все, кого относят к Семимудрецам, имеют ряд общих черт, создающих сам образ Мудреца: все они обладали поэтическимдаром, были людьми, которые много видели, знали, отличались практической рассудительностью,находчивостью, прославились как политические деятели, способствовавшие благу государства.Самой важной и более всех поражавшей древних греков особенностью мудрецов был самих образ жизни, задававший необычный порядок ценностей: они ставили добродетельвыше внешних благ. Для них личностное совершенство, умственное развитие и душевноеспокойствие были важнее, чем богатство и даже власть. Они отличались сдержанностью,мягкостью нрава.
28. Почемупервых греческих мудрецов называли «гномистами»?
Первых греческих мудрецовназывают еще гномистами, поскольку свою мудрость они запечатлели в кратких изречениях,гномах.
29. Какиетри направления можно выделить в жизнеучениях «семи мудрецов» ?
 I. Ориентацияна общее благо, включающее в себя почитание богов, старших, родителей, сограждан(«Почитай богов» — Солон; «Старшего уважай» — Хилон; «Нестесняйся льстить родителям» — Фалес, «Повинуйся законам» — Хилон).
 II. Умениевладеть собой, господствовать над своими страстями («Безрассудства не одобряй»- Биант; «Удовольствие обуздывай» — Клеобул).
 III. Такаяорганизация речевого и обусловленного речью пространства, которое демонстрируетравно уважительное отношение к окружающим, соблюдение правил, ограничивающих поведениево имя такого отношения.
Сократ
30. Какойвопрос для Сократа был основным?
Какие убеждения являютсянаилучшими, какая жизнь — самой достойной
31. ЧемуСократ повиновался всегда и при любых обстоятельствах?
Внутреннему голосу(демону,ангелу-хранителю), который предостерегал его от совершения некоторых проступков.
32. Какаяжизнь самая лучшая ?
Жизнь в согласии с самимсобой.
33. Зачто Сократа приговорили к смертной казни? В чем смысл обвинения?
«Сократпреступает законы тем, что портит молодежь, не признает богов, которых признаетгород, а признает знамения каких-то новых гениев»
Обычныйстандарт поведения в таких случаях требовал, чтобы подсудимый, во-первых, назначилсебе максимальную меру наказания, во-вторых, пытался разжалобить судей. Однако Сократстал играть не по правилам. Он использовал последнюю возможность публичного выступления,чтобы разом поговорить со всеми афинянами, подобно тому как раньше он говорил сомногими из них в отдельности, и вновь попытался убедить их в ложности и пагубностиобраза жизни, который они ведут.
34. Кчему призывал Сократ молодежь?
Он учил молодых людей руководствоватьсяавторитетом собственного разума, подрывая тем самым устои традиционного воспитания,ориентированного на почитание внешнего авторитета.
35. ПочемуСократ не воспользовался предложенным ему побегом из тюрьмы?
Своим побегом Сократ принесбы даже облегчение афинянам, чувствовавшим несправедливость своего приговора. Нофилософ считал, что свой долг, предписанный ему, как он считал, богом, он выполнилдо конца. Дождавшись положенного часа, 70-летний Сократ спокойно осушил кубок сядом.
36. ПоСократу, добродетель есть знание.
37. Мудростьзнания состоит в мудрости жизни.
38. Почемупо мнению Сократа намеренное зло лучше, чем ненамеренное ?
Намеренное, сознательноезло лучше зла ненамеренного, слепого. Человек, совершающий зло, ясно понимая, чтоон совершает зло, знает его отличие от добра.
39. Можноли знать, что такое добро и не быть добродетельным, по Сократу, и почему?
Нельзя знать добро и небыть добродетельным. Если человек знает, что такое добродетель, но не является добродетельным,то это означает, что его знания не есть настоящие, подлинные знания.
40. Почему,по мнению Сократа, нельзя научить добродетели?
Потому и нельзя, что онаесть знание! Это значит, что само знание является действительным знанием тогда,когда оно нравственно преобразует индивида, возвышает его бытийный статус — меняетне что-то в нем, а его самого.
41. Вчем смысл и логика высказывания Сократа: «я знаю лишь то, что ничего не знаю»?
Знания есть тот канал, черезкоторый человек осуществляет контроль над своим выбором. Они обозначают зону автономного,свободного и ответственного поведения. Тот, кто желает действительно опровергнутьСократа, должен доказать, что существуют какие-то другие основания, помимо знающегоразума, который позволяет человеку действовать ответственно, самому управлять своимповедением.
Платон
42. Изкакого социально-этического противоречия греческого полиса вырастает этическая концепцияПлатона?
«Люди большей частью…утверждают, будто многие, зная, что лучше всего, не хотят так поступать, хотя быу них и была к тому возможность, а поступают иначе»
43. Чтоесть идея у Платона? Идея есть идеал.
44. Цельбытия, по Платону? Абсолют, который отождествляется с благом.
45. Причиназла в жизни человека, по мнению Платона, заключается в его Телесности и телесныхстрастях.
46. Мост,который открывает человеку путь в идеальный мир – разумная душа.
47. Чтозначит, по Платону, нравственное очищение личности ?
Познание-припоминание, тоесть припоминая все совершенное, чему она была приобщена в мире идей, душа одновременноприходит в состояние необычайного возбуждения и страстно тянется к этому прекрасномумиру, стремится вырваться из смертных оков.
48. ПоПлатону, то к чему все стремятся и на чем все готовы успокоится, состояние, в которомкаждый хотел бы пребывать всю жизнь есть благо.
49. Триосновных добродетели по Платону, принадлежащие трем социальным слоям идеальногогосударства и трем типам души:
Три класса граждан: Правители,воины и земледельцы (ремесленники). Им соответствуют три добродетели: первым – мудрость;вторым – правильное мнение чего следует бояться, а чего нет; третьим- рассудительностьи умеренность.
50. ПоПлатону, основная, самая важная добродетель, которая должна быть присуща всем типамдуши – справедливость.
51. Платонсчитал, что «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость.
52. Прикаких условиях и какие типы души, по мнению Платона, склонны к порочности?
У философов и воинов упраздняетсятакже частная собственность (она допускается лишь в третьем сословии, которого Платонпочти не удостаивает вниманием), ибо она разъединяет людей, разрушает государственноеединство.
53. Почему,по мнению Платона, только мудрецы-философы могут быть правителями государства?
Это люди, богато одаренныеот природы, с хорошей памятью, соразмерностью и тонкостью духовного склада, развившиеприрожденные способности до высокой добродетели в условиях правильно организованноговоспитания; они обладают уживчивым нравом и склонностью к справедливости, для нихдаже смерть не является чем-то ужасным; им свойственны любовь к истине и ненавистько лжи; для них характерны страстное влечение к знаниям и способность к созерцанию,охватывающему все время и всякое благо; они постигают «и то, что вечно тождественносамому себе»
54. Верноли утверждение, что, согласно Платону, человек становится нравственным существомлишь тогда, когда он переступает границы своего частного бытия, умеет взглянутьна себя в свете целого, наполнить свою индивидуальную жизнедеятельность общезначимым,общественным содержанием?
Да, это утверждение верно.Оно идёт как продолжение Сократовскому убеждению о том, что человек должен руководствоватьсяубеждениями, которые он по глубоком размышлении признает наилучшими.
Аристотель
55. Зачто Аристотель критиковал этику Сократа ?
В отличие от Сократа Аристотельсчитал, что никакая наука заранее не может сказать человеку, желающему прожить достойнуюжизнь, что ему делать в той или иной ситуации.
56. Чтоподразумевает Аристотель под этическими и дианоэтическими добродетелями?
Этические добродетели — это добродетели, относящиеся к характеру человека, его этосу в отличие от дианоэтических(мыслительных) добродетелей (добродетелей разума).
57. Верноли утверждение, что этика как наука ценна только тем, что она изучает нравственностьи показывает что это такое?
Нет, задача этики шире иглубже, она заключается в том, чтобы показать, как и откуда появляется добродетель.
58. Почему,по мнению Аристотеля, юноша не пригодный слушатель для этики?
Посколькуцель этики — стать лучше, то для людей неопытных в житейских делах, а также длялюдей невоздержанных, в частности для юношества, изучение этики принесет мало пользы.
Тот,кто не умеет управлять своими страстями, склонностями, тот тем более не сможет управлятьими хорошо, правильно.
59. Наивысшаяцель человеческого существования, «цель целей» — наивысшее благо.
60. Можетли счастье быть средством ?
Основной и отличительныйпризнак счастья состоит в том, что оно никогда не может быть низведено до уровнясредства по отношению к чему-либо. Нельзя сказать: «Я хочу быть счастливым,чтобы...»
61. Какиедобродетели выделял Аристотель:
«одни добродетели мыназываем мыслительными, а другие — нравственными; мудрость, сообразительность ирассудительность — это мыслительные добродетели, а щедрость и благоразумие — нравственные»
62. Добродетелькакой специфики отсутствует в ряду добродетелей Аристотеля? Этическая добродетель.
63. Являютсяли, по мнению Аристотеля, добродетели качествами врожденными или требуют усилийвоспитания?
«Добродетели существуютв нас не от природы и не вопреки природе». Они не от природы, ибо зависят отправильных суждений, и не помимо природы, ибо имеют своим предметом природные склонности.
64. Откаких факторов зависит счастье человека, по мнению Аристотеля ?
Для счастья нужна как полнотадобродетели, так и полнота жизни.
65. Каковостроение человеческой души, по мнению Аристотеля?
a. Внеразумнаячасть, которая, в свою очередь, подразделяется на:
· растительную,совершенно непричастную к разуму, не имеющую «доли в человеческой добродетели»(она наиболее полно обнаруживается во время сна), и
· стремящуюся(гневливую, вожделеющую), причастную к добродетели, но лишь постольку, посколькуона повинуется разуму, может направляться правильными суждениями.
b. Второйподлинно человеческой частью души является разум. Она также бывает двоякой. «Содной стороны, она обладает им в собственном смысле слова и сама по себе, а с другой- это нечто, слушающееся суждения, как ребенок отца».
66. Прикаких условиях, по мнению Аристотеля, возникает добродетель?
Добродетель, пишет Аристотель,возникает тогда, когда верно направленный разум согласуется с движением чувств,а движение чувств согласно с разумом.
67. Чтозначит «золотая середина», по Аристотелю?
«Как в страстях, таки в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторонунедостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает»
68. Чтоесть дружба, по Аристотелю?
Дружба (дружественность)выступает как сокровенный смысл справедливости, ее сверхзадача. "[Дружба — это] не только нечто необходимое. Но и нечто нравственно прекрасное" (EN, VIII,1, 1155 а). Это сочетание необходимого, в силу чего дружба входит в состав внешнихфакторов счастья, и нравственно прекрасного, в силу чего дружба является результатоми выражением добронравия, составляет своеобразие дружбы, определяет ее совершенноособое, ничем не заменяемое место в системе этических институций полиса.
69. ПочемуАристотель считает необходимым проявлять заботу не только к другим, но и к самомусебе. Зачем человек должен сам к себе испытывать благорасположение и дружескую приязнь.Что значит «разумный эгоизм»?
Эпикур
70. КакЭпикур понимал счастье? Самодостаточность индивида
71. Откого зависит счастье человека, по мнению Эпикура? От самого человека.
72. Чтодолжен делать человек, по Эпикуру, чтобы быть счастливым? Жить незаметно.
73. Какововысшее назначение этического разума, по мнению Эпикура?
74. Какойспособ достижения внутреннего покоя и свободы человеком, считает Эпикур, наилучшим?
75. Какиеудовольствия (удовлетворение каких человеческих потребностей) являются, по мнениюЭпикура, достаточным условием добродетельной и счастливой жизни?
76. Вкаком случае человек может стать хозяином своей судьбы ?
77. Какаямысль, по мнению Эпикура, правильная: а) мы должны ограничивать свои желания, чтобывсегда употреблять пищу дешёвую и простую; б) мы должны ограничивать свои желания,чтобы не бояться простой пищи и одеяния.
78. Чтоосвобождает человека от страхов, по мнению Эпикура?
79. Какаямысль, по мнению Эпикура, будет правильной:
а) смерти следует бояться,потому что она – зло, необходимо стремиться к бессмертию;
б) смерти не следует бояться,но и не следует к ней стремиться;
в) смерти не следует бояться,к ней нужно стремиться, чтобы освободить себя от страданий.
80. Каковаглавная задача, по мнению Эпикура, во взаимоотношениях между людьми ?
81. Чтотакое справедливость, по Эпикуру?
82. Помнению Эпикура, безусловная моральная ценность по отношении к Другому – это
Стоики
83. Какойспособ жизни, по мнению стоиков, будет наилучшей?
84. Стоикиполагали, что «жить по природе – значит жить по » ?
85. Стоикисчитали, что. – природная характеристика индивида, свидетельствующая о его причастностикосмосу и о его родстве с божественной сущностью космоса.
86. Если,по мнению стоиков, добродетельность совпадает с естественным совершенством разумногосущества, верно ли будет утверждение, что жить в согласии с природой, жить разумнои быть добродетельным – это одно и то же?
87. Отчего зависит счастье человека, по мнению стоиков: а) от событий внешнего мира; б)от внутреннего состояния души; г) от нашего отношения к миру и к самому себе.
88. Всевещи и события в жизни людей можно разделить, по мнению стоиков, на две категории:
89. Покакой причине, по мнению стоиков, человека могут терзать несчастья?
90. Помнению стоиков, зависит ли что-нибудь в жизни человек от самого человека? если «да»,то что, если «нет», то почему?
91. Поопределению стоиков, добродетель – это: а) хороший поступок; б) наивысший акт познавательнойдеятельности; в) способ жизни.
92. Стоикисчитали, что этика – это единственный способ практического приложения философии.В связи с этим, задача этики — научить: а) достойно жить; б) достойно умирать; в)вести здоровый образ жизни
93. Мудрец,по мнению стоиков: а) учитель правильной жизни; б) тот, кто по ту сторону добраи зла; в) добродетельный старик-отшельник.
94. Помнению стоиков, что делать человеку, когда он ничего не может сделать?
Августин Аврелий
95. Чтотакое добро и зло, по мнению Августина?
96. Закакой смертный грех Адам был изгнан из рая?
97. Какимобразом, по мнению Августина, согласуются всеблагость и всемогущество Бога со злом,творящимся на Земле? Откуда в мире столько зла, если он создан всеблагим и всемогущимБогом?
98. Какаяспособность, по мнению Августина, отличает человека от других божьих тварей: а)разум; б) свободная воля; в) память ?
99. Какпонимал любовь Августин ?
100. Чтозначит «превратная любовь» (извращенная любовь) у Августина?
101. Чтотакое порок или грех, с точки зрения Августина?
102. Ктоспособен, по мнению Августина, спастись: а) покаявшийся; б) наделенный божественнойблагодатью; г) смиренный труженик
103. Можетли сам человек, по Августину, совершать благие поступки?
104. Семьсмертных грехов:
105. Какаяспособность души была открыта христианской этикой ?
106. Основныехристианские добродетели: …………………………
107. Почемусемь «смертных грехов» называются «смертными» и бывают ли другие грехи, если «да»,то почему они не «смертные»?
Возрождение, Реформация
108. Основнойпафос этики Возрождения: а) в своем грехе все равны перед Богом; б) жизнь человекаполностью во власти самого человека; в) каждый верующий является служителем Христовыми каждый сам ответственен за тот мир, в котором он живет.
109. Однаиз центральных тем творчества итальянских гуманистов: а) достоинство человека; б)божественное провидение; в) ничтожество человека перед лицом Бога.
110. Какпонимал «героический энтузиазм» Джордано Бруно ?
111. Чтотакое любовь, концепции Дж.Бруно?
112. Длячего человеку, считал Дж.Бруно, необходима любовь? В чем её двойственность?
113. Чем,по мнению Дж.Бруно, любовь отличается от благожелательности ?
114. Какопределяет Дж. Бруно нравственную жизнь человека?
115. Передправителем-монархом, по мнению Н.Макиавелли, стоит задача и главная цель — упрочнениесвоей власти и процветания государства. Достижению именно этой цели он должен посвятитьсебя, не взирая ни на что. В связи с этим, Н. Макиавелли выводит этическую максиму:
116. Н.Макиавеллисчитал, что правитель должен: а) строго руководствоваться в своей деятельности классическимипрописными добродетелями; б) быть готовым проявить анти-добродетельные качества,если это будет необходимо.
117. Верноли утверждение, что, по мнению Н.Макиавелли, моральные ценности едины для всех,для любых видов человеческих взаимоотношений ?
118. Правитель,считал Н.Макиавелли, должен заботиться: а) о собственном величии и благополучии,б) о благополучии своих наследников; в) о благополучии государства
119. Помнению Н.Макиавелли, люди от природы склонны: а) к злу; б) к добру; в) ни к чемуне склонны, действуют в рамках закона.
120. Благодарячему, по мнению М.Лютера, человек может созидать добро?
121. Отношенияхристианина с другими людьми должны строиться так, считает М.Лютер, чтобы все, чтоон ни делал, было полезно другим, о себе же он не должен думать, ибо: а) Бог подумаето нем; б) его вера есть залог его блаженства; в) о его благе в ответ подумают другиелюди.
Новое время
122. Каковэтический смысл тезиса Декарта «cogitoergo sum»?
123. Какоеопределение дает Декарт этике как науке ?
124. Скакой философской традицией древности согласуются моральные максимы, которые выделялДекарт?
125. Какойморальный принцип для Декарта самый важный в «несовершенной этике»: а) благоразумие;б) умеренность; в) смирение
126. Какпонимал этику Спиноза?
127. Помнению Спинозы, на гнев, ненависть и презрение к себе отвечать: а) тем же; б) равнодушиемв) любовью и великодушием ?
128. Критериемдобра и зла для человека, по Спинозе, является:
129. КакСпиноза понимал свободу?
130. Помнению Спинозы, человек по природе своей расположен к: а) к злу; б) к добру; в)ни к чему не склонен, действует в рамках закона.
131. Причиначеловеческой порочности, по мнению Спинозы, заключается в его: а) греховности; б)неразумности; в) телесности
Кант
132. ЭтикаКанта – это: а) этика совести; б) этика долга; в) этика разума
133. Кантсчитал, что действовать по законам свободы – значит действовать: а) исходя из своегоопыта; б) согласно своим целям; в) рационально
134. Субъективныйпринцип морали, по Канту, —
135. Объективныйпринцип морали, по Канту, —
136. Какиевиды императивов выделяет Кант, чем они отличаются?
137. Триформулы категорического императива Канта
138. Что,по мнению Канта, является фундаментом человеческой свободы?
139. Можноли доказать абсолютность нравственных законов? ……. Почему ?
Шопенгауэр
140. Всесобытия и явления в нашей жизни – это обнаружение
141. Почемучеловеческие страдания, по Шопенгауэру, не являются отклонением от нормы?
142. Помнению Шопенгауэра, свобода принадлежит только
143. Шопенгауэрсчитал, что люди от природы: а) злы; б) добры; в) нейтральны; г) каждый со своимхарактером.
144. Какоеутверждение не верно, в рамках концепции Шопенгауэра: а) человек делает всегда все,что хочет, т.к. он полностью свободен; б) человек делает все что хочет, но тольков рамках необходимости; в) человек делает все, что хочет, т.к. как он хочет он иесть таков; г) то что он есть, то он каждый раз хочет и делает.
145. Векторнравственности, в концепции Шопенгауэра, относительно вектору бытия: а) противоположен;б) параллелен; в) перпендикулярен
146. ПоШопенгауэру, мораль основывается на: а) законе; б) разуме; в) сострадании; г) совести
147. Чтоявляется самым худшим свойством человеческой природы с точки зрения Шопенгауэра:эгоизм или злоба и почему?
148. Можетли быть человек моральным по отношению к самому себе, по мнению Шопенгауэра, и почему?
149. Скакой этической концепцией перекликается концепция Шопенгауэра?
аксиология добро зло мораль

Ницше
150. Мораль,сформированная под воздействие античной философии и христианской религии – это,по мнению Ницше, мораль. В чем её основные признаки?
151. Ктотакой «сверхчеловек» у Ницше ?
152. Чтотакое добродетель в концепции сверхчеловека у Ницше?
153. Чтотакое «внеморальная мораль», по Ницше?
154. Чтозначит быть «по ту сторону добра и зла»: а) быть вне каких-либо моральных принципов;б) качественно преобразованная мораль ?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.