Тема: Основные атрибуты бытия
Содержание
Введение
1. Понятие движенияи развития. Формы движения
2. Пространство ивремя, как атрибуты бытия
3. Спецификабиологического и социального пространства и времени
4. Проблема единстваи гармонии мира
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Бытие – одна из важнейшихкатегорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общемвиде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория«бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собойпроблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеетсвоим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, месточеловека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснитьвопрос о бытии мира и бытии человека.
Изучение бытияосуществляется в такой «отрасли» философского знания, как онтология.Жизненно-ориентирующая направленность философии, по существу, ставит проблемубытия в центр любой философской концепции. Однако попытки раскрыть содержаниеэтой категории сталкиваются с большими трудностями: на первый взгляд, оно слишкомшироко и неопределенно. На этом основании некоторые мыслители полагали, чтокатегория бытия — это «пустая» абстракция. Гегель писал: «Для мыслине может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие».Ф.Энгельс, полемизируя с немецким философом Е.Дюрингом, также считал, чтокатегория бытия мало чем может нам помочь в объяснении единства мира,направления его развития. Однако в XX веке намечается «онтологический поворот»,философы призывают вернуть категории бытия ее подлинное значение. Каксогласуется реабилитация идеи бытия с пристальным вниманием к внутреннему миручеловека, его индивидуальным характеристикам, структурам его мыслительнойдеятельности?
Целью контрольной работы является определение сущностибытия, его основных категорий и параметров (движение, развитие, пространство,время), а также рассмотрение основных философских картин мира с цельюопределения проблемы единства и гармонии мира.
В ходе написания работы автором были использованыучебные пособия по философии как современных отечественных, так и зарубежныхавторов, энциклопедические данные, с целью наиболее полного рассмотрениявопроса философских категорий «бытие» и «материя».
1. Понятие движения и развития. Формы движения
Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксируети выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит отглагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда,когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и сталаанализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое,соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире.Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытиичеловека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующейсуществование мира, человека, сознания[1].
Рассмотрение природного бытия, или бытия вещей, означаетрассмотрение его основных форм, в качестве которых выступают пространство,время, движение и системность[2].
При внешней неоспоримости факта, что движение существует, вистории философии были концепции, которые это отрицали. Что такое движение?Познаваемо ли оно? Как соотносятся движение и покой? Какие существуют формыдвижения?
Древнегреческие «семь мудрецов» понимали движение каквозникновение, уничтожение и становление всего сущего. Оно полагалось вечным ивыступало причиной всех изменений (Гераклит, Анаксимен). При этом моментыустойчивости в движении как бы отходили на второй план. Элеаты (Ксенофан,Зенон, Парменид), напротив, абсолютизировали эти моменты и приходили к выводу,что движения не существует. Эмпедокл попытался как бы объединить обе школы,рассматривая изменчивость и устойчивость как две стороны общего процессадвижения.
Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель. Он даетклассификацию видов изменения, среди которых выделяются возникновение,уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего ввозможности, переход его в действительность. Частным видом движения являетсямеханическое перемещение тела из одного места в другое, «движения помимо вещейне существует»[3].
Метафизические концепции движения сводили движение к одной изего форм или сторон. Ньютон, например, писал, что абсолютное движение естьперемещение тела из одного абсолютного пространства в другое. Сведение движениятолько к механическому перемещению неизбежно вело к признанию внешнегоисточника движения, хотя бы в виде первотолчка, который мог осуществить бог,мировой разум, абсолютный дух и т.д. Метафизические представления о движениизначительно упрощали понимание движения, редуцируя все его формы к простейшим,но были исторически оправданы, так как компенсировали глубину исследованияпознанием реальных связей и отношений[4].
В диалектической концепции движение рассматривается какатрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят вмире, будь то природа, общество или мышление. Как отмечал Гегель, «точно также, как нет движения без материи, так не существует материи без движения».Всякое изменение в свою очередь есть результат взаимодействия предметов,событий или явлений через обмен материей, энергией, информацией.
В постоянном изменении пребывает и структура «покоящихся»вещей, ибо состоит из элементарных частиц, находящихся в непрерывном движении. Внешнимипроявлениями такого движения являются температурные колебания, измененияхимического состава и т.п. Более того, сами атомы и молекулы – результатэволюционных процессов во Вселенной, возникнув лишь после Большого взрыва,положившего начало развития нашей метагалактики. К тому же, современнаягеография доказала факт перемещения континентов по отношению друг к другу.
Итак, движение вечно и неучтожимо, неотрывно от материи иабсолютно. Покой же относителен и имеет преходящий характер. Движение абсолютнопотому, что оно обладает всеобщим значением и при этом (в отличие от покоя)безотносительно к чему бы то ни было другому, внешнему, от чего бы оно зависело.Во всяком случае ничто с очевидностью не указывает на такую зависимость. Срациональной точки зрения оно вечно, так как в мировом масштабе не обнаруживаетни начала, ни конца и осуществляется как самодвижение любой реальности, воснове которого лежат две силы: притяжение и отталкивание[5].
В науке выделяются два основных типа движения предметов иявлений объективной реальности. Один из них связан с переносом материи,энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы,пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках,т.е. не изменяют своего качества.
Однако, отмеченный тип движения не охватывает всегомногообразия происходящих в мире изменений. Зачастую они сопровождаютсяперестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качествпервоначальной вещи и превращении ее в совершенно другую вещь. Такой типдвижения, которому свойственны также необратимость и определеннаянаправленность, называется развитием. При этом может иметь место усложнениеструктуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычнохарактеризуется как прогресс. Если же движение происходит в обратномнаправлении – от более совершенных и развитых форм к менее совершенным, то втаком случае принято говорить о регрессе. Необходимо, однако, принять вовнимание, что указанные характеристики прогресса и регресса не следуетабсолютизировать. Так, в частности, усложнение структуры управленческогоаппарата и рост бюрократии не обязательно означают прогресс[6].
Примерами развития в неживой природе могут служитьэволюционные процессы, происходящие в звездах; в живой природе – рост различныхорганизмов; в социуме – рост науки, техники, промышленного производства,изменение социальных отношений и т.п. Понятие «развитие» применимо и к мышлениючеловека, когда речь идет, например, о развитии сознания в целом или какой-тоотдельной мысли, идеи, теории. Развитие мысли означает ее «вызревание», т.е.усложнение, совершенствование, обретение большей ясности, законченности и т.п.Следует подчеркнуть, однако, что в отличие от объективного мира вещей иявлений, к движению и развитию субъективных конструкций (мышление, идеи, теории)пространственные характеристики не применимы. Но и те и другие протекают вовремени[7].
Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Преждевсего это — всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеетместо. Необратимость понимается «как возникновение качественно новыхвозможностей, не существовавших ранее». И наконец, направленность измененийозначает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают какрезультат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другиеизменения. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность«между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связьпоследующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этойоснове появление у системы новых возможностей»[8].
В зависимости от того, какими принципами руководствуются приклассификации форм движения, выделяют и разное количество таких форм. Так,например, в XIX веке Ф.Энгельс, взяв за основу различные уровни организацииматерии, выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую,химическую, биологическую и социальную.
Названные формы движения органически связаны между собой, икаждая последующая из них как бы вытекает из предыдущей, основывается на ней,но тем не менее к низшей форме не сводится. Попытки такого сведения сложныхформ движения к простейшим нередко имели место в истории философии и получилиназвание «механицизм», «редукционизм» (от лат. Reduction – отодвигать назад), а упрощениесоциальных форм движения до уровня биологических имеет место в биологизаторскихконцепциях.
С точки зрения современных представлений о мире, егопроисхождении и развитии названные формы не раскрывают всего многообразиясуществующих и возможных способов движения. В частности, процессы превращенияэлементарных частиц, другие изменения на уровне микро- и макромира, неизвестныев XIX столетии, теперь по-новому ставятвопрос о соотношении механической, физической и химической форм движенияматерии, где механическая форма уже не рассматривается как основа всехфизических процессов. Несколько иначе понимается теперь и биологическоедвижение, элементарными носителями которого являются не белковые молекулы, както предполагалось прежде, а ДНК и РНК, открытые уже в ХХ веке. Некоторые ученыев свете современных представлений о земной коре и происходящих в недрах Землипроцессах вполне обоснованно выделяют геологическую форму движения[9].
Экстраполируя на перспективу современные тенденции развитиянауки, с достаточной долей уверенности можно предположить, что человечествооткроет еще и новые формы реальности и отличные от упомянутых выше способы иформы движения. В данном же случае важно подчеркнуть, что любая схематизация,выделение тех или иных форм, типов, способов движения всегда являются неполнымии отражают лишь достигнутый уровень в познании действительности. Такие схемы нестоит абсолютизировать, памятуя, что они служат определенным целям познания,постоянно развиваясь, уточняясь, совершенствуясь.
2. Пространствои время как параметры бытия
Представленияо пространстве и времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрическихзнаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматьсяо том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который,возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них,которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры[10].
Человеквсегда живет в неком пространстве, осознавая свою зависимость от таких егохарактеристик, как размеры, границы, объемы. В первобытном сознании,проникнутом представлениями мифопоэтического мышления, пространство выступаеткак некоторая противоположность «не-пространству», т.е. хаосу[11].
Понятияпространства и времени всегда оказывались в центре внимания философов, особеннокогда речь шла о моделировании общего представления о мире, т.е. построениионтологической системы. Указанные сложности в понимании категорий пространстваи времени придают данной проблеме широкий комплексный характер и не могут бытьсведены лишь к их физическим интерпретациям. Поэтому философское пониманиепространства и времени, с одной стороны, всегда сопряжено с развитием наук (ине только физики), а с другой стороны, осуществляется в рамках общегоонтологического и гносеологического подхода. Остановимся на различныхинтерпретациях данных понятий в философии и науке.
Пространствопонималось как:
— абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела и которая отних не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);
— протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) илиформа бытия материи (Гольбах, Энгельс);
— порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц,Лобачевский);
— комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная формачувственного созерцания (Кант).
Времятрактовалось как:
— длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт,Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательностьизменений (Энгельс, Ленин);
— форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон,Августин, Гегель);
— абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);
— относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);
— форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная формачувственного созерцания (Кант).
Большинстводанных представлений о пространстве и времени можно свести к двум основнымконцепциям[12].
Субстанциальнаяконцепция.
Внаучной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея, время и пространстворассматриваются как особого рода сущности, как некоторые нетелесные субстанции,которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, нооказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилищетех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. Приэтом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство какабсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опиралсяНьютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физикевплоть до создания специальной теории относительности.
Реляционнаяконцепция.
Пространствои время в ней рассматриваются как особого рода отношения между объектами ипроцессами.
Физика,как и любая иная наука, дает описание мира, опираясь лишь на те знания ипредставления, которые она может обобщить на данном этапе. Полнота научнойкартины мира часто базируется на введении сил и представлений, которые являютсяне чем иным, как идеальными конструкциями, созданными вследствиенедостаточности физического обоснования[13].
Так,ньютоновская физика вводит понятие эфира в качестве особой универсальной среды.Считалось, что эфир пронизывает все тела и что им заполнено пространство. Спомощью этого понятия, как казалось, удавалось объяснить все известные тогдаявления в физическом мире, на нем строились физические теории (например,волновая теория света). При этом физики долгое время просто игнорировали тотфакт, что сам эфир оставался недосягаемым для физического эксперимента. Дабыобосновать реальное существование эфира как особой светоносной среды, возниклаидея проверить относительно него скорость Земли. Начиная с 1881 г. Майкельсон,сначала один, а затем, с 1887 г., совместно с Морли, ставит с этой целью сериюопытов («опыты Майкельсона-Морли»). Результат оказался негативным.
Отсюдаследовало два вывода, которые выглядели парадоксально, так как и тот и другойпротиворечил науке того времени:
1.Земля неподвижна.
2.Эфира нет[14].
В1905 г. А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности, отрицаяпри этом существование эфира. Из данной теории следовал целый ряд выводовотносительно пространства и времени, которые уже существовали в философии врамках реляционных представлений. Главный вывод заключался в том, чтопространство и время должны трактоваться как взаимосвязанные. Все в мирепроисходит в пространственно-временном континууме. Следующий вывод:пространство и время относительны и зависят от систем отсчета. И наконец, чтопроблема установления одновременности событий решается через конвенцию — соглашение по процессу синхронизации часов с помощью светового сигнала. Такимобразом, в философском плане пространство и время суть важнейшие атрибутыбытия, представляющие собой на конкретном уровне системы физических отношениймежду объектами. Позже в общей теории относительности пространство и времясвязываются также с другими материальными свойствами, например с тяготением, сраспределением массы[15].
Вновой физической теории пространство и время трактуются с позиции реляционноймодели, как более адекватной современным физическим представлениям. Мы обращаемвнимание именно на момент выбора модели для интерпретации, так как всовременной физике существуют и представления, базирующиеся намодернизированном понимании субстанциальной концепции. Итак, с реляционныхпозиций время — это форма бытия материи, выражающая длительность существованияи последовательность смены состояний различных систем. А пространство — формабытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем.Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, т.е. неотъемлемых, свойств[16].
Атрибутивныесвойства пространства[17]:
— протяженность,т.е. рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, чток каждому элементу можно добавить или от него отнять другой элементпространства. Протяженность порождает структурность объектов, котораяпроявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;
— непрерывность,которая проявляется в характере перемещения тел от точки к точке и враспространении воздействий посредством полей как процесс передачи материи,энергии, информации;
— относительнаядискретность (прерывность), которая обеспечивает относительно раздельноесуществование тел в природе;
— трехмерность,которая носит всеобщий характер. Все создаваемые в науке n-мерные пространстваесть лишь абстракции, удобные для описания. Реальное пространство трехмерно, ивсе явления можно отобразить в трех пространственных координатах.
Атрибутивныесвойства времени[18]:
— длительность,т.е. последовательность сменяющих друг друга состояний. В природе нет ничегозастывшего, все движется и длится во времени;
— необратимость,означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему. Прошлое- все те события, которые осуществились. Оно воздействует на настоящее ибудущее. Будущее — те события, которые могут произойти, возникнув изнастоящего. Настоящее охватывает все события и системы, которые реальносуществуют. Следовательно, взаимодействие возможно лишь при одновременномсуществовании объектов. Объекты, существовавшие в прошлом, недоступнывоздействию, так как они перешли в иное состояние. Мы можем лишь менять нашипредставления о прошлом, что, конечно, может изменить и трактовку некоторыхсобытий дня сегодняшнего. На будущее же воздействовать возможно, создав системупричин и предпосылок возникновения какого-то события. Но до тех пор, пока ононе реализовано, оно остается лишь в потенциальном виде. Такая трактовка времениназывается динамической.
Существуеттакже и статическая концепция, согласно которой прошлое, настоящее и будущеесуществуют одновременно, рядоположенно, а следовательно, между ними возможно ивзаимодействие.
Однакопространство и время — это не только физические понятия, но и особые феноменыкультуры. Поэтому их понимание в большой степени зависит от исторических и иныхсоциокультурных условий.
3. Спецификабиологического и социального пространства и времени
В естественных науках пространственно-временные представлениятакже хотя и базируются на физическом представлении, тем не менее значительноразличаются в зависимости от материальных уровней существования бытия. Так,понятие времени имеет здесь два основных значения. Это «предвремя — какобозначение существующего в мире феномена изменчивости и параметрическое время- как способ количественного описания изменчивости с помощью изменчивостиэталонного объекта, называемого обычно часами».
Соответственно, различаются и исследования феномена времени вестественных науках. С одной стороны, для различных областей материальногобытия вырабатываются специальные описания изменчивости, которые весьмаотличаются друг от друга и от базового физического представления. А с другой — исследуетсяпроблема относительного времени, т.е. времени, фиксируемого теми или инымичасами. Таким образом, оказывается, что только физическая интерпретация временине удовлетворяет естествознание по многим параметрам[19].
В терминах физического понимания времени не удаетсяисследовать множество объектов в мире, которые в своем большинстве развиваютсянеобратимо, могут выражать временные отношения прошлого, настоящего и будущего,могут, наконец, исчезать (умирать или разрушаться в природе). Физическоепонятие времени значительно огрубляет эти процессы, что заставляет сомневатьсяв общности его для всего естествознания в целом.
Различия в организации систем материальных объектов порождаюти специфику свойств пространственно-временных отношений.
В.И. Вернадский неоднократно указывал на спецификубиологического пространства, называя ее «неевклидовостью». Действительно,«прямая не отражает реального расстояния между объектами ни вэндоплазматическом ретикулуме, ни в кровеносной системе, ни в тропическом лесуили коралловом рифе». Биологическое время также обладает своей спецификой,поскольку в биологических системах необратимость выступает как универсальное иабсолютное свойство. «Такие процессы, как метаболизм, размножение, морфогенез,экологическая сукцессия и эволюция видов, представляют собой практическинепрерывные последовательности подобных переходов. Это говорит о высочайшейорганизации биологического времени — ведь каждый такой необратимый переходявляется барьером, который можно сравнить со стеной с клапаном. Наличие целыхпачек (кассет) таких барьеров приводит не только к абсолютной необратимости, нои к канализованности или креодичности биологических процессов»[20].
Изменяется в биологии и понимание настоящего. Биологическоенастоящее может быть разной продолжительности в отличие от физического времени,что позволяет говорить о специфике «толщины» времени. Кроме того, прошлое,настоящее и будущее сосуществуют в едином организме.
В биологии также выявляется значение биологических ритмов,генетически заданных человеку (и иной биологической системе), по которымпроисходят внутренние процессы жизнедеятельности организма. Даже в нашейобыденной жизни мы сталкиваемся с чувством времени (своеобразные биологическиечасы), основанном на физиологических стадиях организма.
Относительно биологических систем в настоящее время активноразрабатывается понятие органического времени, связанное с исследованиемпроблемы роста живых организмов, в том числе и людей[21].
Другая концепция времени, которую можно обозначить кактипологическую, имеет место, например, в биологии и геологии. Здесь нетфизической равномерности протекания, а, напротив, приходится оперироватьпонятиями эпохи, эры, геологического периода, стадий индивидуального развития ит.д. «Время оказывается не вместилищем мира, а самой его тканью, оно не фон, накотором происходит изменение объекта, а само это изменение».
В рамках данного понимания выделяется психологическое времякак особое изменчивое состояние наблюдателя за соответствующими геологическимиили биологическими процессами. Это связано с тем, что время протекания жизнинаблюдателя не соотносится по масштабам, например, с периодами протеканиягеологических процессов[22].
Еще более сложная картина пространственно-временных отношенийимеет место в социальных структурах. Здесь уместно говорить уже о социальномпространстве, как определенном отношениями человека к миру, историческиобусловленном особенностями человеческой деятельности практики. Оно наделеноособым человеческим смыслом и как бы вписано в биосферное, планетарное икосмическое пространство, выделяясь из него в то же время в виде созданнойчеловеком инфраструктуры, освоенных недр и территорий, используемых водных ивоздушного океанов, космических просторов, ставших в своей совокупностижизненным пространством человека. При этом пространственные структуры возникаютне сами по себе, не хаотично, а являются результатом объективных процессовэволюции общества и отражают быт и культуру тех или иных народов, ихэкономический и социальный уровень развития, несут на себе печать определенноговремени. Все это запечатлевается в соответствующей архитектуре, преобразованномландшафте и т.п., составляющем в итоге так называемую «вторую природу»[23].
Свою специфику имеет и социальное время, которое в отличие отбиологического и планетарно-космического, протекает неравномерно. Начав свойотсчет на заре становления человечества, оно на протяжении тысячелетийпребывало в едва ли заметных изменениях, и лишь с первыми ощутимыми признакаминаучно-технического прогресса, с XVII-XVIII веков стало заметно набиратьобороты. В ХХ столетии научно-техническая революция буквально «спрессовала» социальноепространство и неимоверно ускорило бег времени, придав взрывной характерразвитию общественно-экономических процессов. Планета стала «маленькой» итесной для человечества как единого целого, а время перемещения из одного ееконца в другой теперь измеряется часами, что было просто немыслимо еще в XIXвеке[24].
Можно говорить и о сложности структуры социального времени,выделяя в нем временную компоненту индивидуального бытия конкретных людей,социальных коллективов, отдельных сообществ, наций, государств, всегочеловечества. Время и темп жизни каждого из них весьма отличны и имеют своюспецифику.
Итак, суммируя философские представления о пространстве ивремени и наполняя содержанием эти категории на основе современногоестественнонаучного знания о мире, можно выделить в свете сказанного основныесвойства пространства и времени.
По существу они сводятся к тому, что пространство можноопределить как порядок существования, характеризуемый протяженностью,однородностью, многомерностью, а время как порядок следования событий ипоследовательность, которым присущи длительность, необратимость и изотропность,т.е. равноправность всех возможных направлений.
4. Проблемаединства и гармонии мира
Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первуюочередь, в понятии «материя». Ясно, что проблемы материи, в том числе и еепонятие, разрабатывались прежде всего философами-материалистами от древних досовременных. Наиболее полная и глубокая разработка данных проблем содержится втрудах современных материалистов. В материалистической философии «материя»выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируетсяматериальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются какпорожденные материей в ходе ее движения и развития. Определение понятия«материя» было дано В. И. Лениным в его работе «Материализм иэмпириокритицизм» (1909)[25].
«Материя, – писал Ленин, – есть философскаякатегория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку вощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашимиощущениями, существуя независимо от них».[26]
Движение — атрибут материи. В самом общем виде диалектическийматериализм объясняет феномен самопорождения материей бесконечного многообразиясвоих конкретных форм в их материальном единстве, признав, что неотъемлемымсвойством материи, ее атрибутом является движение. Под движением понимаетсяизменение вообще, т.е. любое изменение, как качественное, так и количественное.Только признав, что движение — неотъемлемое свойство материи, можно объяснить многообразиемира в его материальном единстве. Тот факт, что материальному миру присущиизменения, фиксируется уже на уровне обыденного сознания. Не надо бытьфилософом, чтобы видеть, как материальные вещи рождаются, проходят какие-тостадии своего развития, а затем погибают. За время одной человеческой жизникаждый из нас наблюдает эти циклы в природе, обществе, в жизни своих близких изнакомых[27].
Пространство и время — формы бытия материи. Что означаетмомент дискретности в движении? Это форма существования движущейся материи,определяемая как многообразных объектов мира, тождественных относительноединства их бытия. Как это понять? Движущаяся материя включает в себясосуществование многообразных объектов мира внешних друг другу. Но этавнешность особого рода: как реально существующие эти внешние друг другу объектысоставляют единство. Единство многообразных, разнородных материальных объектови составляет пространство, которое есть форма существования движущейся материи.Оно характеризует структурную организацию материального мира, а именно,протяженность объектов, их взаимные границы, место, которое они занимают средидругих объектов. Понятие пространства необходимо для обозначения дискретности(прерывности) материального мира. Если бы мир не имел дискретной структуры,если бы он не состоял из разнородного многообразия объектов, которые в своюочередь состоят из элементов, связанных между собой, то понятие пространства неимело бы смысла[28].
Категории пространства и времени — предельно общиеабстракции, выражающие структурную организацию материи и постоянное изменениеобъектов материального мира. Пространство и время, будучи формами материи,организуют ее содержание: качественное и количественное. Вне пространства ивремени материя не существует. Но верно и обратное: сами пространство и времяне могут существовать как самостоятельные субстанции, в отрыве от материи.Изменение мира — это аккумуляция (накопление) временных характеристик.
Категории пространства и времени — предельно общиеабстракции, выражающие структурную организацию материи и постоянное изменениеобъектов материального мира. Пространство и время, будучи формами материи,организуют ее содержание: качественное и количественное. Вне пространства ивремени материя не существует. Но верно и обратное: сами пространство и времяне могут существовать как самостоятельные субстанции, в отрыве от материи.Изменение мира — это аккумуляция (накопление) временных характеристик[29].
Специальная теория относительности подтвердила философскиевыводы о глубокой взаимосвязи материи, движения, пространства, времени, озависимости состояний пространства-времени от состояния движущейся материи. Этодает основание выделять качественную специфику форм пространства и времени внеживой природе, живой природе, социально организованной.
В XX веке утвердился структурно-функциональный подход кпроблеме классификации объективной реальности. В основу этой классификацииположен древний принцип “все сущее состоит из частей” и идеи Берталанфи,современного создателя общей теории систем. Выглядит эта классификацияследующим образом: любая система есть совокупность элементов, и она же естьэлемент более сложной системы. Природа – это большая матрешка! Так, атомсостоит из элементарных частиц; из атомов состоят молекулы; из молекул состоятразличные вещества; из веществ состоят живые клетки; из клеток построеныорганизмы; из организмов образованы животные сообщества: популяции, виды,экосистемы; из органических и неорганических элементов строится социальнаясистема, человеческая культура, ноосфера; она, вместе с биосферой, литосферой,атмосферой и т. д. составляет часть планеты Земля; Земля есть часть Солнечнойсистемы; Солнечная система есть часть галактики Млечный Путь; наша галактика –часть Метагалактики; Метагалактика – часть нашей Вселенной[30].
Более того, на уровне научных гипотез или же философииприроды имеется идея, согласно которой элементарные частицы состоят из ещеболее фундаментальных образований – кварков, превосходящих по массе сами элементарныечастицы во много раз, а кварки построены из фридмонов или планкеонов, своегорода микро-«черных дыр» с огромной плотностью вещества, а в последних скрытыцелые вселенные. Получается так, что мегамир и микромир смыкаются друг сдругом, а объективная реальность замкнута сама на себя, что напоминает образмира в древней восточной философии: змея, кусающая себя за хвост. Фигуральноговоря, открыв маленькую матрешку, мы обнаружим, что в ней скрыта самаябольшая.
Хотя реляционная модель и позволила преодолеть недостаткиредукционизма – сведения абстрактного понятия материи к частным, как правило, –физическим свойствам и расширила объем категории на химические, биологические исоциальные системы, сама эта модель столкнулась с существенными трудностями.
Во-первых, в этой модели материя – это все то, что существуетобъективно. Однако такое понятие слишком широко и поэтому бессодержательно.Определяя объективную реальность как совокупность разнообразных систем, мы ненаходим существенного, специфического качества, их объединяющего, и оказываемсяв ситуации неопределенности подобно тому, как если бы мы лес трактовали каксовокупность елей, берез и осин, фауну как совокупность лис, волков, зайцев ипр., а общество как совокупность разнообразных стран и народов. Это, по сутидела, тот же редукционизм, разве только не такой примитивный, как физический[31].
Во-вторых, определяя понятие материи через отношение сознанияк объективной реальности, мы выходим за рамки собственно отнологии, посколькуотношение “оригинал-копия”, “материя дана нам в ощущениях” – этогносеологическое, чисто познавательное отношение, которое задает не самосуществование объекта, а лишь правильность или ошибочность его отображения.Если этим отношением оперировать в онтологии, мы получим некую выделеннуюсистему отсчета: познающий человек займет привилегированное положение средидругих фрагментов реальности, что неминуемо приведет нас к антропоцентризму исубъективизму, то есть к абсолютизации нашей собственной точки зрения.
В-третьих, определяя материю как объективную реальность, какреальность вне нас, мы в недоумении остановимся перед вопросом о том, чтопредставляет собой субъективная реальность, реальность в нас самих, в нашейпсихике и в нашем мышлении. Отвергая наличие духовной субстанции во внешнеммире, мы ее получим в мире внутреннем, а это ведет к удвоению реальности,дуализму, и тем самым к нарушению принципа материального единства мира, что невяжется с естествознанием. Ссылки на то, что сознание является свойствомвысокоорганизованной материи неубедительны: свойство не можетпротивопоставляться своему носителю. В определении реляционной модели материяесть все то, что не сознание; носитель есть все то, что не свойство; но этоабсурд.
В-четвертых, понятие материи в реляционной модели константно,фиксировано раз и навсегда: отношение субъекта к объекту в процессе познанияинвариантно. Парадокс, но в диалектическом материализме базовое понятиеонтологии оказывается недиалектическим, то есть не развивающимся, заданнымоднозначно и в силу этого застывшим и жестким. Такое определение не будетпересмотрено никогда, но это уже весьма сомнительная претензия на абсолютнуюистину[32].
В контексте релятивистской модели базовые категории онтологиипредстают как противоположные, взаимно дополнительные предельные идеализациидействительности. При этом с их помощью можно задать отношение любого объектаприроды к любому объекту природы. Это значит также, что онтологическоеотношение “вещь – процесс” в асимптотах “материя – бытие” оказываетсяпеременным, чем отвергается любая абсолютизация какой бы то ни былоинтерпретации объектов действительности, а картина реальности предстает какподлинно диалектическая.
Заключение
Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксируети выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит отглагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда,когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и сталаанализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношениематериального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другимисловами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира,человека, сознания.
В современной философской литературе указывается два значенияслова «бытие». В узком смысле слова – это объективный мир, существующийнезависимо от сознания; в широком – это все существующее: не только материя, нои сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальностьобозначается термином «материя».
Материя есть философская категория, выражающая момент устойчивости,определенности, телесности любого фрагмента реальности.
Бытие есть философская категория, выражающая момент изменчивости, неопределенности,бестелесности любого фрагмента реальности.
Локальные модели мира описывают отдельные аспекты бытия набазе прежде всего естественнонаучных знаний. Однако существуют и некоторыеобщие универсальные свойства и закономерности, которые называются атрибутами ипроявляются на всех структурных уровнях бытия. Среди них можно выделить связь,движение, пространство и время, структурность и системную организацию,структурную и пространственную бесконечность, вечность во времени и т.д.
Суммируя философские представления о пространстве и времени инаполняя содержанием эти категории на основе современного естественнонаучногознания о мире, можно выделить в свете сказанного основные свойства пространстваи времени.
По существу они сводятся к тому, что пространство можноопределить как порядок существования, характеризуемый протяженностью,однородностью, многомерностью, а время как порядок следования событий ипоследовательность, которым присущи длительность, необратимость и изотропность,т.е. равноправность всех возможных направлений.
В контрольной работе в соответствии с приведенным планом рассмотреныи основные философские категории бытия – движение и развитие, пространство ивремя.
Список используемой литературы
1. Балашов Л. Е.Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. — М., Эксмо,2005.
2. Бучило Н.Ф.,Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2001.
3. Введение вфилософию. Учебник для ВУЗов/Суворова А.Н. – М.: Наука, 1989.
4. Всемирнаяэнциклопедия: философия//Грицанов А.А. – Мн.: Харвест, 2001.
5. Гулыга А.Немецкая классическая философия. – М.: Наука, 1986.
6. Канке В.А. Философия: Учебное пособие длястудентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.
7. Кириленко Г.Г.,Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. — М.:Филол. о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во „ЭКСМО“», 2003.
8. Крюков В.В.Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов.- Новосибирск: Изд-во НГТУ,2006.
9. Кузнецов В.Г.,Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. — М.:ИНФРА-М, 2004.
10. Ленин В. И.Полн. собр. соч. Т. 4, 17, 18. – М., 1965.
11. Лосский Н. Мир какорганическое целое – М.: Наука, 1991.
12. Малаков В.Проблема времени в современной науке – М.: Политиздат, 1990.
13. Трубников А.Время человеческого бытия – Мн.: Народная асвета, 1987.
14. Философия.Учебник. Под общ. ред. Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева – Ставрополь: Изд-во СГУ,2001.
15. Философия:Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004.
16. Философия:Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина,В.П. Филатов. — М.: ТОН — Остожье, 2001.
17. Философия:Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное).Под общ. ред. Кохановского В.П. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003.