/>Введение
Бытие (существование) — одна из исходных категорий длянаучного мышления, которая трактуется по разному в разное время.
Все постулаты являются фактами культуры и искусства, нотакое нематериальное бытие является объектом веры. При осмыслении единства мираиспользовалось понятие «материи».
В античной философии стремились найти общую первоосновувещей. Одно из решений античной философии о «кирпичиках» и строении всего мираиз них стала основой научного знания вплоть до XX века.
Для материи указывались конкретные характеристики:существование массы, непроницаемость, т.е. предполагалось, что существуют нетолько неделимые «кирпичики мироздания», но и определенные абсолютные свойстваприсущие всему мирозданию.
Такая трактовка пережила кризис научной революции начала XXвека. При научной революции обнаружилось, что реальный мир многообразен и несуществует свойств присущих всем без исключения объектам.
В этот период распространился другой подход к трактовкематерии. Он существует еще с XVIII века, но наибольшее обоснование он получил вмарксистской философии.
Суть его в том, что в основу категории материи, в основуосмысления единства мира были положены субъективно — объективные отношения,взятые в наиболее общей форме. Поскольку мир бесконечно многообразен, тооценить его можно относительно нашего сознания («материя — данная реальностьчерез ощущения»).
Она указывает на многообразие мира и являетсяантидогматической. В принципе возможно определить материю как бесконечнуюсовокупность объектов, способную проявлять себя во взаимодействии.
Способность объекта отражаться в сознании, есть частныйслучай проявления общей характеристики реального бытия. При этом материальныймир оставаясь бесконечно многообразным обнаруживает некоторое внутреннееединство. Это единство проявляется в том, что все объекты при определенныхусловиях взаимно превращаются друг в друга.
Взаимодействуя объекты производят изменения друг в друге,поэтому мир взаимодействующий объектов это изменяющийся мир и вся совокупностьпроисходящих изменений в философии обозначается понятием движения.
Реальное движение материально, так как это являетсяпроцессом изменения материального мира. Движение абсолютно в том смысле, чтоона существует всегда, так как нет изменения объектов и оно бесконечномногообразно. Движение объективно противоречиво, ибо любой объект одновременнои «прибывает» и « изменяется». Всеобщее взаимодействие и изменчивость естьважнейшая характеристика «бытия».
На протяжении XX века картина мира претерпела глубокиеизменения. В классической науке мир представлялся как построенный:
из неизменных кирпичиков;
на однозначных причинных связях.
Мир представляется гигантской машиной и одно из следствийтакого взгляда, это неспособность мира к саморазвитию, нет случайностей, нетчеловеческой свободы.
Пересмотр этой картины мира потребовал уточнения илиизменения традиционных философских категорий, в которых отражены общие связи.
Цель данной работы рассмотреть основные составляющиереальности. Задачи работы рассмотреть:
1. Пространство и время. Эволюция представления опространстве и времени;
2. Движение. Основные формы движения;
3. Принципы детерминизма./>/>
1. Пространство и время. Эволюция представления опространстве и времени
Для обыденно-житейских представлений пространство и времянечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное.
Но если задуматься над тем, что же все-таки пространство ивремя, то возникают сложные вопросы, напряженно обсуждавшиеся в историифилософии и естествознания. В настоящее время нельзя решить их без опоры надостижения современной науки.
Каждый объект характеризуется своеобразной«упаковкой» входящих в него элементов, их расположенностьюотносительно друг друга, и это делает любые объекты протяженными. Кроме того,каждый объект занимает какое-то место среди других объектов, граничит с ними.
Все эти предельно общие свойства, выражающие структурнуюорганизацию материального мира, — свойства объектов быть протяженными, заниматьместо среди других, граничить с другими объектами, — выступает как наиболееобщие характеристики пространства. Если их абстрагировать из действительности,отделить от самих материальных объектов, то мы получим представление опространстве как таковом. К универсальным свойствам пространства можно отнестипротяженность, единство прерывности и непрерывности.
Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, посколькусама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложнойструктуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередьне членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства неимело бы смысла.
Материальный мир состоит не только из структурнорасчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии, онипредставляют собой процессы, которые развертываются по определенным этапам,стадиям. Одна стадия по сравнению с другой может поступать быстрее или позже.Такие особенности процессов характеризуются понятием длительности. Сравнениераз личных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающихскорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристикиабстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношение длительностей какнекоторые самостоятельные признаки процессов, то мы получаем представление овремени как таковом. Всеобщие свойства времени — длительность, неповторимостьнеобратимость.
Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишьпостольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если быматерия была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.
Категории пространства и времени выступают как предельнообщие абстракции, в которых схватывается структурная организованность иизменчивость бытия. Пространство и время — это формы бытия материи, и только вабстракции мы можем отделить их от материального мира.
В истории философии существовали различные концепциипространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: субстанциальныеи реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время какособые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальныхобъектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и проходят различныепроцессы. Подобную точку зрения отстаивал, например, И. Ньютон. Встречалась онатакже в древней философии, например, представление древнегреческих философов — анатомистов(Демокрит, Эпикура) о пустоте неявно предполагало концепцию субстанциальности.
Точка зрения на субстанциальный характер пространства можетразделяться как материалистами, так и идеалистами. Это зависит от того, какрешается вопрос об объективности пространства. Если оно понимается какобъективно существующая реальность, то это точка зрения материализма. Например,метафизические материалисты XVII-XVIII столетий понимали пространство какобъективно существующую независимо от человека и его сознания субстанцию,которая не зависит от материи. Идеалисты тоже могут представлять пространствокак особую субстанцию, но порожденную сознанием, как своеобразное состояниесубстанции духа, его модификацию.
В противовес субстанциальному подходу в истории философииразвивалась реляционная концепция пространства и времени. Од ним из наиболееярких представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном повопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, чтопространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и внеих не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как материалистической,так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с позиции идеализма. Спозиций материалистической реляционной концепции подходит к рассмотрениюпространства и времени диалектический материализм. Он считает их объективными,независящими от человека и человечества формами бытия материи, но при этомподчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее движением.
Достижения современной науки свидетельствуют опредпочтительности реляционного материалистического подхода к пониманиюпространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достиженияфизики ХХ века. Специальная теория относительности, построение которой былозавершено А. Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мирепространственные и временные интервалы меняются при переходе из одной системыотсчета к другой. Старая физика считала, что если системы отсчета движутсяравномерно и прямолинейно относительно друг друга (инерциальное движение), топространственные интервалы (расстояние между двумя близлежащими точками), ивременные интервалы (длительность между двумя событиями) не меняются.
Теория относительности эти представления опровергла, вернее, показала их ограниченную применяемость. Оказалось, что когда речь идет одвижениях со скоростями, близким к скоростям света, то изменениепространственных и временных интервалов становится заметным. При увеличенииотносительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалысокращаются, а временные растягиваются.
Теория относительности обнаружила еще одну существеннуюсторону пространственно-временных отношений материального мира. Она выявилаглубокую связь между пространством и временем, показав, что в природесуществует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно времявыступают как его своеобразные проекции.
Для описания и понимания мира необходима их совместность,что легко установить, анализирую даже ситуации повседневной жизни. В самомделе, чтобы описать какое-либо событие, недостаточно определить только место,где оно происходило, важно еще указать время, когда оно происходило.Специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь между собойпространства и времени как форм бытия материи.
Философские выводы из специальной теории относительностисвидетельствуют в пользу материалистического реляционного рассмотренияпространства и времени: хотя пространство и время объективны, их свойствазависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей.
Идеи специальной теории относительности получили дальней шееразвитие и конкретизацию в общей теории относительности, которая была созданаЭйнштейном в 1916, году. В этой теории было показано, что геометрияпространства-времени определяется характером поля тяготения, которое, в своюочередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи большихтяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение отевклидовой метрики) и замедление хода времени.
Здесь пространство, время, материя и движение оказываютсяорганично сплавленными между собой.
/>2.Движение. Основные формы движения
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Всепребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а пособственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, тооно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение — этоспособ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одниформы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниоткуда.
Движение есть единство изменчивости и устойчивости,беспокойства и покоя. В потоке не прекращается движения, всегда присутствуют дискретныемоменты покоя, проявляющиеся, прежде всего в сохранении внутренней природыкаждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительноустойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, то есть, сущность какхарактеристика движения в какой-либо устойчивой форме. Как бы не изменялсяпредмет, но пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река остаетсярекой. Абсолютный покой невозможен.
Существует несколько качественно различных форм движенияматерии: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.Качественное разнообразие одного уровня не может быть объяснено качественнымразнообразием другого. Точное описание движения частиц воздуха не можетобъяснить смысл чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности,свойственные всяким уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выражается втом, что высшее включает низшее. (ДНК — химическое соединение) Однако высшиеформы не включены в низшие (нет жизни в химических соединениях).
Прослеживание связей между различными формами движенияматерии позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разныхэтапах возникают все новые уровни организации материи и соответственно им формыдвижения, причем появление каждой новой формы связано с состоянием Вселеннойкак целого. Сразу после Б. Взрыва не было ни атомов ни соответствующих им формдвижения. Химические и физические формы движения возникли на определенномуровне развития Вселенной. Также на определенном этапе космической эволюциисформировались планетные системы, возникли условия для возникновения жизни, т.е.биологические формы движения. В этом смысле жизнь надо рассматривать каккосмическое явление. В свою очередь, только пройдя этап эволюции, живая природасмогла породить социально организованную материю, и тогда возникла социальнаяформа движения.
Современная наука показывает, что наша астрономическаявселенная, мир, в котором мы живем, по-видимому, является только одним извозможных миров. Причем уже в особенностях взаимодействия элементарных частицзаложены определенные предпосылки, возможности для развертывания более сложныхформ движения (мировые константы).
В современной космологии указанные идеи входят в содержаниетак называемого антропного принципа, согласно которому наш мир устроен такимобразом, что допускает возможность появления человека как закономерного итогаэволюции материи. Но возможны и другие миры, с другими мировыми константами.Эти миры возможно бедны, пусты и допускают только низшие формы движенияматерии, а возможно и наоборот. В этом смысле человек и человеческое обществопредстают как такая форма организации материи, которая обусловлена свойствамицелого нашей Вселенной, фундаментальными характеристиками космоса.
Мировое развитие являет собой закономерный поступательный процесс,противоречия которого представляют собой источник, движения силу общественногопрогресса. Всемирная история постоянно выдвигала проблему противоречий общественногопрогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о катаклизмах, переворотах ивместе с тем она являет собой необходимый процесс движения человечества отодних форм своей социальной организации к другим, более совершенным.
Критерий прогресса — общественно историческая практика, вкоторых выделяются два ее основных вида: производственная и социально-преобразующая.Ядром этой практики выступает развитие производственных сил как высшегокритерия общественного прогресса. Главное в производственных силах — эточеловек. Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются и достижениянауки, принципы управления, и социально-полит состояние общества, и уровеньобразования, и образ жизни вплоть до мировоззрения, которые опосредовано влияютна эффективность производства. Вот почему “развитие производственных силчеловечества означает, прежде всего, развитие богатства чел природы каксамоцель”. Действительным ядром общественного прогресса выступают способпроизводства.
Для определения подлинно прогрессивного есть критерий,выработанный самой историей человечества. Критерий этот, выраженный словом гуманизм,обозначает как специфические свойства человеческой природы, так и оценку этихсвойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, чтоспособствует возвышению гуманизма./>/>
3. Принципы детерминизма
Понятие причины и следствия возникают на стыке принциповвсеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинностьопределяется как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, вкоторых одно при определенных условиях порождает другое. С точки зренияпринципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем болееразвитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причинуи следствие. Причинные отношения присутствуют при любом процессе изменения.
Ограничение на примере принципа причинности накладываютсяпринципом всеобщей связи. К не имеющим причину — следствия связей относятсятакие виды связей как пространственно-временные корреляции, функциональныезависимости, отношения симметрии. Однако люб явление имеет свои причины иследствия, не с одним так с другим.
Одной из характеров причинности является ее связь с категориейвремени. Время — форма существующей материи, в которой наиболее естественнореализуется причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная связьвзятая в аспекте врем понимается по-разному. Одни считают, что причина всегдапредшествует следствию. Какое-то время причины и следствия сосуществуют, апотом причины угасает, а следствие превращается в новую величину. Другиеутверждают, что интервалы частично накладываются, третьи, что причины и следствиястрого одновременны. Четвертые говорят, что бессмысленно говорить о причинах,которые существуют и значит, действует, если ее следствие еще не вступило всферу бытия. Разве может быть недействующая причина?
Но понятия причины и следствия равно используются для характерноодновременно протекающих событий, явлений примыкающих друг к другу во времени,и являются, для которых следствие зарождается в недрах причины. Иногда ониразделены всем интервалом и связаны между собой через цепь промежуточныхзвеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни из которых являетсянеобходимыми, другие — случайными.
Существенной чертой причинности является непрерывность еедействия причинно-следственных связей. Не может быть ни первой причины нипоследнего следствия.
Всем типам временных отношений свойственна длительность.Время длительно, необратимо и ассиметрично, ассиметрично и причинно- следственныеотношения.
Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленноедействие причины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи ивзаимодействия явлений. Следствие распространенно свое влияние не только вперед(как новая причина), но и назад, на производную его причину, видоизменяя еесилы, особенно когда причинная связь не мгновенна, а протяженна. Это растянутоево времени взаимодействие причины и следствия называется принципом обратнойсвязи. Он действует всюду, особенно в самоорганизованных системах, где происходятвосприятие, хранение, переработка и использование информации. Без обратнойсвязи немыслимы устойчивость, управление и поступательное движение системы.
Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не одностороннемдействием, а основывается по крайней мере на отношении между 2 взаимодействующимипредметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не просто каквид связи, а и как тип взаимодействия.
Существует несколько типов классификации причинно-следственныхотношений, построенных по разным основаниям. Прежде всего это классификация по внутреннемусодержанию процессов причинения. Внутренние механические причинения связаны спереносом материи, энергии и информации. В этом типе классификации причинвыделяют материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которыетоже делятся на физические, химические, биологические, психологические, социальныепричины.
По этому признаку различают причину и условие события. Причина- то, что предает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, аусловие — совокупность обстоятельств причинного события (не участвующее впереносе).
2-й тип классификации строится на основе способов проявленияпричинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические(вероятностные). (Квантовая механика, информационные взаимодействия)
Выделяются также причины общие, специфические и главные; объективныеи субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные иединичные.
Детерминизм — методологический принцип, согласно которому изфакта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможностьпознания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так ивероятностную природу. Механический детерминизм — однозначная причина обусловленность= абсолютное строгое предсказание.
Индетерминизм — методологическая позиция, в которойотрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинныхобъяснений в науке. Г. Риккерт: “Причинное объяснение действительно лишь впределах наук о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным”.Человеческая воля (или в телеологии — воля божественная) рассматриваетсядетерминизмом как автономная сила, свобода в своих проявлениях от всякойпричинности и необходимости, т.е. ничем не обусловленная. Индетерминизм трактуетпринцип объективной необходимости как фатализм.
Стройная организация всего сущего. Телеология — определяетсяизначальным целевым устремлениям природы. Стихийно действующая причина рассматриваетсякак действующая в преднамеренно избранном направлении, т.е. как цель. Цельставится творцом. Гейне: “деревья зелены потому, что зеленый цвет полезен дляглаз. Бог создал быков, так как говорят, бульон полезен для человека; ослов длясравнения, а самого человека, чтобы он ел говяжий бульон и не был ослом”.
Естественный отбор — вот истинная причина совершенства органическогомира, причина объективной целесообразности природы.
Однако сознательная цель является одним из атрибутов в сферечеловеческой деятельности. В науке часто применяется целевой подход, т.е.подчинение процесса исследования его целевой, конечной стадии.
Одним из проявлений всеобщей связи предметов и явленийдействительности является закономерная связь между ними. Отличие закономерныхсвязей от незакономерных состоит в том, что первые имеют отличительныепризнаки, а вторые таковыми не обладают.
Закон — объективное отношение предметов и явленийдействительности, таким образом, любой закон действует, не зависимо от моделейи их сознания, поэтому все законы природы и общества носят объективныйхарактер. Во-первых, это доказывается тем, что законы действуют независимо оттого, знают о них люди или нет. Во-вторых, законы действуют независимо от тогоприносят они пользу или вред человеку, человек лишь способен учитывать ихдействие. В-третьих, если человек игнорирует действие какого-либо закона, то онрано или поздно заявит о себе.
Закон есть необходимые отношения между предметами. Этозначит, что любой закон действует с принудительной силой и при соответствующихусловиях, в которых он действует, он обязательно заявляет о себе.
Закон есть общее отношение. Это означает, что законохватывает класс явлений, которые характеризуются действием одного и того жезакона при всей самобытности каждого из этих явлений.
Любой закон — это сущностное отношение. Суть состоит в том,что в законе отражается наиболее значимое в характеристике явлений, котороенаходится в сфере действия этого закона.
Закон действует в определенных условиях и в определенномнаправлении.
Таким образом, закон — это необходимое, общее, существенноеотношение между явлениями объективного мира, которое при соответствующихусловиях определяет изменение, развитие их в строго определенном направлении.Поскольку законы действуют в определенных условиях, то существует многообразиеих.
Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательносказывается на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек,полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибутличности.
Люди обладают значительной свободой в определении целейсвоей деятельности, средств для ее достижения. Свобода, следовательно, неабсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбораопределенной цели и плана действий.
Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняетнашу жизнь смыслом.
Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верностьв дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостаткамии пороками — все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая всовокупности.
Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказуот всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания,риск, потери и поражения, делает нашу жизнь прекрасной. Только свободныйчеловек может делать выбор.
Каждый человек ищет в жизни что-то главное, решающее,великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего,чем собственная жизнь, в конечном счете — ради других людей. Жизнь, обретшаясмысл, не страшится смерти.
/>Заключение/>
На основе общих принципов рационального пониманияфилософская мысль группирует житейские, практические наблюдения различныхявлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способахпознания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания,практики, она создает философские 'эскизы' тех или иных природных илиобщественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку.При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого,логически и теоретически возможного. Т. о. философия выполняет функциюинтеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательныхпробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученноститех или иных явлений, наличием белых пятен познавательной картины мира.Конечно, в конкретном — научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым,иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логическогомышления. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются вобщих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общихзакономерностях и т.д. Однако сами она таких представлений не вырабатывают — вконкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории,принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаютсяразработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств.Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются,отрабатываются и формируются в сфере философии.
Список литературы
1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов, Москва: ИНФРА-М, 2003.-768 с.
2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. П/рФролова И.Т. — М., 2003. — 678 с.
3. Гвозданный В.А., Гусев Г.А. Основы философии: этапы развития исовременные проблемы, Москва: ИНФРА, 2003. – 753 с.
4. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 2002. — 569 с.
5. История философии / Под редакцией Дынника, Москва: ИНФРА -М, 2002. – 621с.
6. Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Просвещение, 2000. – 789 с.