Реферат по предмету "Философия"


Основы философии (шпаргалка)

1.Ф.как форма общ.созн., предм.ф.Становл.ф., отл.от миф., религ.
Ф. (любовь к мудрости) зарод. ок.2500 лет наз. в странах др. мира(Индия, Китай, Египет). Классич. форма — в Др. Греции. 1-й чел-к, назыв. себяф. — Пифагор. В кач-ве особой науки выделена Платоном. Сначала вкл. в себя всюсовок. знаний, позже превр. в сист. общих знаний о мире, им. задачу дать ответна наиб. общие и глуб. вопросы о природе, обществе, человеке. Формир. разделы ф.: онтология (о бытии иего сущности), гносеол. (о познании) — осн. вопросы; логика (омышл., его законах и формах), этика (о морали), эстетика (опрекрасном), социальн.ф. (о чел. о-ве), история ф.(зарожд., становл., разв-е ф.мысли). Проблемыф.: начальн. пер-д хар-тся космоцентризмом — стремл. понятьмир как целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм- пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм — прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время: пробл. познания, науч.методов, общ. устр-ва. Предметом ф.явл. всеобщ. св-ва и связи (отн-я) дейст-сти — природы, о-ва, чел-ка, отн-яобъ. дейст-сти и субъ. мира, матер. и идеальн., бытия и мышл. Всеобщее — этосв-ва, связи, отн-я, присущие как объ. дейст-сти, так и субъ. миру ч-ка. Колич.и кач. опред-сть, структ. и прич.-следств. связи и др. св-ва, связи относятсяко всем сферам дейст-сти: природе, о-ву, сознанию. Предмет ф. необх. отл. от проблем ф. Пр.ф. сущ. объ-вно, незав.от ф. Всеобщ. св-ва и связи (пр-во и время, кол-во и кач-во) сущ-ли, когда ф.еще не было. Центр. мировоззр. пробл.- отнош. чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. ифизич./идеальн. и матер., что явл. первичным — формир. осн. вопр. ф. В о-ве формир. общечел. ценности — единые для всехлюдей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов.о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Перваяпопытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, жив., причиныстихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж.нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства.В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. веройв сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив.мир на земной/небесн. Вера в сверхъест. — основа. Религ. вера проявл. впоклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на рациональн.объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм.и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира,его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-сястремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон.,полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист.принципы, воззр., идеалы. Сл., ф. мир-е не совсем тожд. ф-ии. Ф. — теор. основаф. мир-я.
2. Мировоззрение. Сущность философского мировоззрения
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: чтопредст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит воснове всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-кпознать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель?Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, наверу в сверхъест. или на науч. знания. Это зав. от типа мир-я. М. — это система обобщ. взглядов намир, на место в нем ч-ка и его отн-е к этому миру, а также осн-ные на этихвзгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые опред. жизн. позицию ч-ка, принципыповед. и ценностн. ориентации. Взгляды — опред. совок. знаний, выраж-х в представл. и понятиях: они сост. основу мир-я.Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения- особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью. Мир-е полож. и принц.содерж. оценку явл-й дейст-сти, опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения,чувства, переж., сост. эмоц.-псих. основу. 2 стороны м-я: эмоц.-псих./рац. Идеалы — компонент м-я, духовн.ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Знания, ставшиеубежд-ми — основа м-я. Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. — зав. от хар-ра, соц. гр. Во-ве формир. общечел. ценности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравств.принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов. о мировоззр. всего о-ва наопр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.:формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. иустр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифысвяз. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет.реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир.Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и ихглавенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на земной/небесн. Вера всверхъест. — основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднееформир. образ единого Бога. Ф. мировоззр.ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-кестанов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел.совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич.упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы.В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств.,эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.

3. Проблема основного вопроса философии (ОВФ)
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: чтопредст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит воснове всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-кпознать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель?Такие вопр. наз. мировоззренч. Центр.мировоззр. пробл. — отнош. мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания кматерии/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер., что явл. первичным — формир. ОВФ, т.к. через отн-е ч-ка,его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в мире, егопредназн-е, смысл сущ-я. Любое ф. учение основыв. на его реш-ии, опир. на негокак на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-ии матер./дух. оприр. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн.эл-том материю, сущ-ю вне и незав. от созн-я, а созн. — вторичным, произв. отматерии, и идеалистов, счит. чтодух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-гообъ., незав. от ч-ка дух. начало — мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот.признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-васубъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-ясвоих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. матер-м: осн. формы: стихийн. мат-мдревних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект. Тесно связан с наукой, опир. на ееполож-я и выводы. Сущ. дуалистич.сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-скиобъясн. природу, идел-ски — обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. оботн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупностицелостную картину мира.
41. Истина (сущность, диалектика абсолютной и относит. истины)
Истина — адекв. отраж. объекта познающим субъектом, воспроизводящимреальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.Истина ограниченна, т.к. отражает объект не целиком, а в известных пределах,кот. постоянно изменяются и развиваются. Форму выражения объ. истины, зависящуюот конкр. историч. условий, хар-зующую степень ее точности, строгости иполноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относит. истиной. Т.о. все развитиечел. познания, в т.ч. науки, есть постоянная смена одних относит. истиндругими, более полно и точно выражающими объ. истину. Процесс познания предст.собой все более полное и точное познание объ. истины. Совершенно полное,точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении наз. абсолютной истиной. Часто спрашивают,можно ли достичь и сформулировать абсолютную истину? Агностики на этот вопрпосотвечают отрицательно. В док-во они ссылаются на то, что в пр-се познания мыимеем дело лишь с относит. истинами. Каждая из них, рассуждают они, оказываетсясо временем не вполне точной и полной, как в примере с Солнечной системой. Сл.,полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление,тем труднее достичь абсол. истины, т.е. полного, исчерпывающего знания о нем.Тем не менее абс. истина сущ.; и ее надо понимать как тот предел, ту цель, ккот. стремится чел. познание. Каждая относит. истина — ступенька, шаг,приближающий нас к этой цели. Т.о., относ. и абс. истины — лишь разные уровни,или формы объ. истины. Наше знание всегда относит., т.к. зависит от уровняразвития о-ва, техники, состояния науки и т. д. Чем выше уровень нашегопознания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот можетдлиться бесконечно, ибо на каждом этапе истор. развития мы открываем новыестороны и св-ва в окружающем нас мире и создаем о нем все более полные и точныезнания. Этот постоянный пр-с перехода от одних относит. форм объ. истины кдругим -важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Т.о. каждаяотносит. истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абс. истина — этопредел бесконечной послед-сти истин относительных.

4. Диалектика и метафизика
Диал-ка — наука о наиб.общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я. Научному пониманию Д. предшествоваладолгая история, само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоленияпервонач. смысла термина. Уже античн. ф. подчеркнула изменчивость всегосуществующего, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этомпр-се играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчастимилетск. мат-сты, пифагорейцы). К подобным иссл-ям еще не применялся термин Д.Первонач. этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредствомвопр. и отв.; 2) иск-во классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.Аристотель счит. изобретателем Д. Зенона, к-рый подверг анализу противоречия,возник. при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Арист. отличаетД. от аналитики как науку о вероятн. мнениях от науки о док-ве. Платон вслед заэлеатами опред. истинное бытие как тождеств. и неизменное, но обосновыв.диалект. выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т.о., чтокаждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе ипереходит в свое иное. Сл. бытие заключает в себе противоречия: оно едино имножественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие- необх. условие для побуждения души к размышлению. Это иск-во и является, поПлатону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники. В философии феод.о-ва — в схоластике Д. стали называть формальн. логику, к-рая былапротивопоставлена риторике. В эпоху Возр. диал. идеи о совпадениипротивоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно. В Нов. время Декарт иСпиноза (Д. в космогонии, С. в  учении осубстанции как о самопричине) дают образцы диал. мышления. В 18 в. во Франциибогатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия какусловие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему обществ.сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классич. идеализм,к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм. действительность не толькокак предмет познания, но и как предмет деят-сти. Вместе с тем незнаниеистинной, материальной, основы познания и деят-сти субъекта привело кограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов. Первым пробил брешь вметафизике Кант. Он указал на значение противоп. сил в физич. и космогонич.процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в познание природы. В теор.познания Кант развив. диал. идеи в учении об антиномиях. Однако Д. разума, поКанту, иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвр. в свои пределы,огранич. познанием одних явлений. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегельвпервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса, т. е.в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попыткураскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от абстр. определенийрассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается,что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самихсебя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научногоразвертывания мысли и предст. собой единств. принцип, кот. вносит в содержаниенауки имманентную связь и необходимость". Рез-т Д. Гегеля далеко превзошелто значение, к-рое ей отвел он сам. Истинно научное понимание Д. было созданоМарксом и Энгельсом.

Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля, они построили Д. наоснове материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщенияреальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. В научной Д. органическисочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своемусодержанию тождественны, отличаясь только по форме. Сл. материалистич. Д. нетолько онтологическ., но и гносеологич. учение, логика, рассматривающаямышление и познание равным образом в становлении и развитии, т.к. вещи иявления есть то, чем они становятся в пр-се развития, и в них, как тенденция,заложено их будущее, то, чем они станут. В этом смысле и теория познаниярассматривается материалистич. Д. как обобщенная история познания и каждоепонятие, каждая категория несм. на свой предельно общий характер, отмеченыпечатью историчности. Гл. категорией материалистич. Д. является противоречие. Вучении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития;в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал. развития:развитие путем перехода колич. изменений в качественные, перерыв постепенности,скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этогоотрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначальногосостояния. Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я природы и о-ва.Только с позиции Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становленияобъ. истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. иотносительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения кдр., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ееорудием практич. преобразования о-ва, помогающим объ. учитывать историч.потребности обществ. развития, несоответствие старым форм новому содержанию,необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу чел-ва.
Метафизика. Термин М.возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия Аристотеля и буквальноозначает то, что следует после физики. Сам Арист. называл этот, по егоубеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-ей, исследующей якобывысшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые инеизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В этом смыслетермин М. употреблялся в последующей ф. В ср.в. ф. М. служила теологии как ееф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с термином М. применялся в равномзначении термин онтология. У Декарта, Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступалаеще в тесной связи с ест.-науч. и гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в18 в. В Нов.  время возник. понимание М.как антидиалектич. способа мышления, как рез-та односторонности в познании,когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга,отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и о-ве.Исторически это было обусловлено тем, что научно-ф. познание, кот. в древностии в эпоху Возр. рассматривало природу в целом, в движении, развитии, теперь, всвязи в углублением и дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на рядизолир. областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. всмысле антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М.,как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения терминаМ.

5. Предназначение философии, ее смысл и функции
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: чтопредст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит воснове всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-кпознать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель?Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, наверу в сверхъест. или на науч. знания.Проблемы ф.: начальн. пер-д хар-тся космоцентризмом — стремл.понять мир как целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм- пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм — прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время: пробл. познания, науч.методов, общ. устр-ва. Предметом ф.явл. всеобщ. св-ва и связи (отн-я) дейст-сти — природы, о-ва, чел-ка, отн-яобъ. дейст-сти и субъ. мира, матер. и идеальн., бытия и мышл. Чел-к пытается найти ответ на наиб.общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-кав мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-лзаконам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чемсмысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. — отнош. мышления к бытию/чел-ка кмиру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер., чтоявл. первичным — формир. ОВФ, т.к.через отн-е ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-кав мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн.мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупностицелостную картину мира. Дать такую карт., предст. мир как целое — мировоззр-я F ф. В отл. от других наукф. искл. подробности, выдел. только наиб. общие св-ва и связи. Гносеол. F состоит в изуч. отн-я“мир-ч-к”. Теория познания рассм. как отн-е объ. и субъ-та познания, выявл.связь чувств. и рац-го, иссл. пробл. истины и др. гносеол. вопр. Каждый ф.концепция явл. взгл. на мир., предст. собой метод позн-я. Ф. разраб. всеобщ.,обоснов. частные и общенауч. методы позн-я — выполн. методологич. F. Ф. обощ. выводы спец. науук, объед. их на осн.своих ф-й и методов поз-я — выполн. интегрир.F, распростр. ее и на др. обл. дух. культуры, вкл. полит., правов.,моральн., эстет., религ./атеист. формы общ. созн-я. Ф. система не тольковыдвиг. и обосн. положения, но и интерпр. их, дает оценку, формир. сист.ценностей — аксиологич. F. Подверг.критич. оценке то, что не соотв. ф. системе — выступ. в критич. F.
6. Становл.древнегреч.ф. Милетская школа и Гераклит Эфесский
Зарод. в Др.Гр. 6 в. до н.э. Отличит. черта — формир-е нов. способадух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира.Хар-ся космоцентризмом — стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до н.э. — центр.вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф. школа — Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк.предст.: Фалес — считал, что все сущее происх. из воды. Океан — кольц.река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн.вещей началом их прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес — монист, т.к. принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. — все знаниенадо сводить к обной основе — чувств. видимости. Душу считал материальной, д.явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я вещей.1-й сформул. вопр. “Что есть всё” — что явл. первоосновой. Анаксимандр — ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале — единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” — веществ. начало, лишенноеграниц, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич. Апейрон превр. в разл.земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они перех. друг в друга. Все соб.происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр. смена врем. года. Прир., мир сущ.объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила подвозд. солн. лучей, чел-к произ. от рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн.мира, сл. необх. выйти за пределы непоср. набл-я. Анаксимен: началовсего сущего — воздух. Рязряж. в. — огонб, сгущ. — вода, земля, камень. Душатж. сост. из воздуха. Возд. обл. св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ. на осн.матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм — любое мат. тело обл. душой,пантеизм — Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не биол., а физич.прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн. зарожд. эмпирич. итеоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода частности и дет. былинеизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в непрер. движ. и изменении- наивн. представл. о диалектике. Гераклит:разв. мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира — огонь.Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух.Огонь превр. в воду — семя мироздания, вода превр. в землю и возд… и назад.Душа явл. огнен. дыханием — основ-е жизни. Г. явл. основопол. гносеологии(уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн. познания. Истина постиг.умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познаниенач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом. Образ и понятие слиты воедино,т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире сущ. единство как рез-т сочет.противоп-стей. Борьба противоп-стей законом., т.к. явл источн. созд-я мира.Противоп-сти соед. и устан-ся гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Всетечет, все изм.”, “Нельзя войти в одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смертич-л. Это стихийна я диал-ка, где чувств.-матер. космос рассм. как единое целое,пребыв. в пост. движ.и изм.

7. Элейская школа. Парменид, его учение о бытии.
Э.ш. прин. к ант. ф. Отличит. черта — формир-е нов. способа дух.самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира.Хар-ся космоцентризмом — стремл. понять мир как целое, его происх. исущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Осн. представители э.ш.: Ксенофан — основ. школы. Считалпервонач. мира землю — все рожд. из з. и уходит в нее. Отвергал человекоподобиеБогов, Бог — абсолютн., вечн., бесконечн. космос, сливающ. с прир., не конкр.чувств. образ, а понятийн. конструкция. Мир явл. вопл-ем св-в Бога. Кс. отрицалзначение чувств. позн-я. Чувств. данность — видимость, познать сущность миравозм. только мыслью. Парменид — четко выр. ф. позиция э.ш. П. сч., что ничто не меняется. Хар-я св-ва бытия,отмечает: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, т.к. имеет невременную природу;б) бытие единственно и целостно, т.е. не имеет частей; в) б. совершенно(закончено) и неподвижно. Бытие — то, что охватывается мыслью. Думать=быть.Мыслимое сущ-ет, мысль без бытия — ничто. Небытие не сущ., т.к. о нем нельзямыслить и говорить. Нельзя одновр. призн. б. и неб. Гносеол. П. осн. на том,что истина домтупна только размышл-ю. Разум, управляя чувствами, можетдостигнуть истины. Чувства не отр. полноты мира. Отлич. истины и мнения. Мнение- противореч. чувств. видимость, истина — мыслимый мир единого и вечного бытия.Э.ш. родонач. рацион-ма, т.к. подошли к понятийн. отраж-ю дейст-сти.Пр-с позн-я — перех. от чувств к разуму, но рассм. эти ступени обособл. ипротивопост. их. Разум дает только ист. знание, чувства — путь мнения. Зенон: предст. субъ. диал-ки. Считал,что сущ. лишь то, что возм. логич. доказать. 40 апорий (неразреш. затрудн.),напр. 1 зерно не изд. шум, мешок издает.Чувств. воспр. ведет к противор., сл. 1з. произв шум во ст. раз меньший, во ск. 1 зерно меньше мешка з. Вывод З.:разум — орудие достиж-я истины, кот. доступна только мышл-ю. Рассужд. З.,постр. на док-ве, сыгр. больш. роль в разв. теор. мышл-я. Заслуга э.ш. — первыестали серьезно анализир. мир чел. мысли.
8. Софистика, ее роль. Протагор.
Софисты (с. — мудрость) — откр. рационалист. (ранеенатуралистич.) период греч. ф. Возникн. обусл. потребн. ярко и убедит. говорить- учили за плату. Гл. цель — не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте — риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ. Вцентре вним. с. — ч-к и его познават. сп-сти. С. старш. (Прот., Горгий,Продик)/младш. (Алкидам, Ликофон, Критий). Главн. — Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей; сущ-х, что они сущ-ют и нес-х,что они не сущ-ют.” 1) Изменичивость — гл. св-во материи, распрост. этотпринцип на ч-ка. Чел. познание всегда относит., условно, субъ. (релятивизм).2) Все возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе. 3) Всесуществующее в космосе прих. в противоположное к себе, не изм. как попало. Сл.,всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко ипротивоп. образом. Горгий: бытие несущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. имышл. сущ.непреодол. несовмест. Несовм. обусловл. способностью мышл-я создаватьнесущ. образы. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я — слова. Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-сязаконами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ.дора и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то,что ему выгодно, злом — что не соотв. его интересам. Закл.: до этого гл. задача — раскрыть суть окр. мира, софистыповерн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. ипракт. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ).
9. Сократ.Человек как средоточие философск.интересов Сократа
Отличит. черта ант. ф. — формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот.им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом- стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. какнеотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. — раскрыть суть окр. мира,софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее втеор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания,прежде всего у Сократа. Ф. Сократа кас. прежде всего ч-ка, кот. он поним. какнравств. сущ-во, познающее само себя. Сущность ч-ка сосред. в его душе, т.к.она есть то, чему служ. тело. Ценность души сост. в познании. Добродет. необх.ч-ку для возраст. души. С. разраб. метод субъ. диал-ки, цель кот. — устан.истину. И. — объ… незав. от мнения людей знание, получ. в проц. диалога,беседы, когда уточн. понятий. С. первый указ., что знание носит понятийныйхар-р. Широко исп. метод индукции (общ. из частн.). По отн. к мат. миру счит.,что его познать невозм. (агностицизм), но душа доступна для познания — вэтом суть, предм. ф. Познать самого себя — озн. найти общие для всех людейнравств. кач-ва. Сущ. объ. нравств. нормы поведения. Счастье=добродетель,зло=незнание добра. Ч-к с пом. души управл. страстями и приобр. счастье, т.к.душа станов. добродет. и гармонич. Ч-к явл. строителем счастья/несч. (С. имелпоследователей: киники, киренаики, мегарская школа, академия Платона.)

10. Античный атомизм. Демокрит.
Отличит. черта ант. ф. — формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот.им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом- стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. какнеотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз. натуралистич. Натурфилософыстрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит.Д. призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела ипространство (пустота), отдел. тела друг от друга. Сл., бытие множественно, неедино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие делимо дотех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота — ср-во различ-я и разгран-я вещей,она выступ. как внутри сложн. вещей, отделяя эл-ты — атомы друг от друга, так ивне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и их эл-там двигаться.Исчерпание пустоты свид. о наличии атомов — неделимых частиц, невидимыхиз-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами. Атом Д. неделим как физ.тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов бесконечно, пустота тж.бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку и располож-ю. Д. первыйрассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечномдвиж, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-я: 1) связ. с хаотич.перемещ. 2) вихревой поток, где атомарн. вихрь создавал условия однородн.атомов и разъ-я разнородных. Так возникала законом-сьб в движ. атомов — законтяготения подобного к подобному. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание. 3)испарение предм. космоса — запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов(текучесть — круглыми частицами). Гл.цель познания — обнаруж. подлинных причин происх., т.к. все им. своюпричину, любое явление происх. с необх-стью. Случайн. события — выдумка. Д.одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем чувств. ирассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к разуму. Чувств.позн. — рез-т воздействия атомов. Различие чувств. образов обусл. различиемформ, строением атомов. Напр., зрит. обр. появл. в проц. отлетания от вещей ихкопий, образов, попад. в глаз. Рациональное познание продолж. чувственное.Разум — более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение. Д. не различ. матер. иидельное. Душа — соед-е легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов, кот. явл.божественными. Атомистич. концепия Д. им. историч. зн-е, в Новое время она былаположена в осн. ест.-науч. карт. мира.
12. Аристотель, его учение о субстанции.Вопр.диал-ки, теор.позн-я
Отличит. черта ант. ф. — формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот.им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом- стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. какнеотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. — раскрыть суть окр. мира,софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее втеор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, вт.ч. Сократа и Платона. А. — уч-к Платона. Полемизировал с некот. полож. объ.идеализма П, позже серъ. критиковал. Представлениео бытии: под ним А. поним. сущ-е предметного мира, восприн-го с пом.ощущ-й. Предм. чувств. мир явл. первич. реальностью, природой, кот. никем неопределена, непротиворечива и неизменна. Материя — всеобщ. причина, т.к. безнее нет бытия. Но она пассивна, бесформенна, выливается в к-л форму. Материявообще — возм-сть бытия (потенц. бытие), конкр. проявл. в вещах, с кот. ч-кимеет дело. Форма — сумма св-в, отлич. один предмет от друг., это сущность какпредмета, так и бытия — сущн. и вещь не сущ. в отрыве друг от друга как у Пл.Сущ. материя вообще, из кот. с пом. формы возн. конкр. вещи, и формавообще=форма форм=Бог. А. критик. учение Пл. о сущ. идей как самост. доприрод.сущностей. А.: Идеи Пл. — понятия, отраж. матер. мир, т.е. копии вещей, но ненаоборот. Реальн. мир постиг. органами чувств частично, сущ. еще сверхчувств.мир сущностей, доступ. рац. познанию. Душа дает смысл и направл-сть жизни. Тело- материя органич. сущ-ва. Форма госп. над материей, душа — над телом, разумнад чувствами. Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная — обл.растения. Спос. к размнож. и осущ обм. в-в. 2) чувств. — жив. — обл. спос-тьювосприн. формы с пом. ощущ. 3) разумная — присщ. ч-ку, познает и думает. Теория познания: строится на эмпиризме- суть вещей позн-ся с пом. ощущ. Ч-к познает только форму, а не матер.субстрвт. Хотя ощущ. дают только знание единичного, в нем потенц. содерж. изнание общего. Сл., над опытом нах. наука, кот. постигает общее. Над наукой — философия, совп. во многом с логикой. Знание законов л. А. сопост. с мудростью.А. — основатель форм. логик. Диалектика — ср-во разрешения противоречия,с кот. знание сталкив. на ур. единичного. А.: Сущн. не м. быть противореч. Сл.,на уровне сущностей диал. исчезает. Д-ка — низш. уровень логики, она связ. сдвижением от знания един. к зн. общего. На ур. сущности действ. не д-ка, алогика. А. отриц. объ. диал-ку, т.к. не призн. противоречий в действ-сти: бытиедиалектично, пока возм-сть не реализовалась, на уровне формы диал-ки нет. (Пробл. чел-ка: взгляд на ч-ка как наобществ. жив-е, стремл. к совм. сожит-ву. Госуд.=о-во. Назнач. гос-ва — обесп.счастья всем согражд. 6 форм гос-ва: 3 прав.: монарх./аристокр./полития, 3непр.: тир.? олиг.? демокр. Наил. — полития: сочет. св-ва умер. демокр. и дост-воолигархии.) А. — посл. греч. представ. антич. фил.

11. Учение Платона о бытии и познании, концепц. идеальн.гос-ва
Отличит. черта ант. ф. — формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот.им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом- стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. какнеотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. — раскрыть суть окр. мира,софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее втеор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания,прежде всего у Сократа. Платон — уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ.идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Сущ.сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и постиг. толькопонимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер.бытие создается Творцом — разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец(Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам — идеям. Идея — гармонич. исоверш. образ. Матер. мир созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот.противоп. идеям и Демиургу. Космос — шар, в центре кот. Земля, другие план. изв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой,соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-стьпознавать окр. мир. Теория познанияП.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Прежде чемпознать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцатьидеи. Стимул к знанию — любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас. телу с цельюпородить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе — жаждасправедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к мируидей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, неощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. — не ист. мнение,т.к.истина соотн. с ложью. Ложь — то, чего нет, небытие, кот. знать невозм.Сл., неизвестно, что такое истина. Познание- пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистойдушой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. Впр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт — толчокк воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств — припом. речи. Осн. ср-во воспом-я — метод диалектики, беседа. Чел-к — единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом.рациональн. познания. 3 категории души людей в зав-сти от преобл. начала:разум/страсть (воля)/вожделение. 1) Разумн. душа — мудрецы, философы. Стремятсяк благу гос-ва, сл. гл. F — управлять гос-вом. Политика — иск-во спасения души,кот. должны заним. фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой. 2) Стражники и воины.Природн. F — охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой. 3) Стремл. к матер.,чувств. наслажд. — крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. иогранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеального гос-ва. 3 слоя людей вып. присущ. им F. Гармонич. о-во — рез-т осознания и исполн-я каждым из слоев своего предназн-я. Т.е. соц.справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души.Предпочтит. форма ид. гос-ва — монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон.не пер. в тиранию, необх. прав. воспит. Правитель обяз. изуч. ф. и соед. ее принципыс реальн. дейст-стью. Право на упр. — с 50-60 л. Для 2й группы — общее имущ-во,жены, дети для избеж. конфл. зависти и ревности. 3я группа нужд. в воспит.чувства умеренности и самоогранич. Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о гос-ве — огр.влияние на ход р-я мировой культуры.

13.Теоц


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль индивидуально-психологических особенностей в формировании реакции на здоровье-заболевание
Реферат 1. Визначення та аналіз проблеми, яку пропонується розв'язати шляхом державного регулювання господарських відносин, а також оцінка важливості цієї проблеми
Реферат © Права на опубликованные произведения принадлежат
Реферат Небесная механика Г.В.Ф. Гегеля
Реферат Организация психологической работы школьного психолога
Реферат Изменение кристаллической структуры и свойств полимерных материалов при микролегировании фуллереном Cgo
Реферат Перехід на Міжнародні стандарти фінансової звітності – міркування для вашого бізнесу
Реферат Физкультура и спорт в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным ситуациям
Реферат Судебное разбирательство в суде первой инстанцииарбитражный процесс
Реферат Отчет по практике в ООО Норд Стар
Реферат Вклад Ломоносова в русский язык и литературу
Реферат Литературные кафе Санкт-Петербурга начала XX века
Реферат Молодежный рынок труда в России опыт и проблемы
Реферат Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки школьников (5-11 классы гуманитарно-лингвистической гимназии № 25 и общеобразовательной школы № 49)
Реферат Организация и основные технико-экономические показатели МТС