Реферат по предмету "Философия"


Общественное и индивидуальное сознание

Московский Государственный УниверситетРеферат по философии на тему«Общественное и индивидуальное сознание»
Москва, 2007 год.
 

ПланВведениеСтруктура сознанияСознание и мозгСознание и самосознаниеОбщественная природа сознанияСтруктура общественного сознания и его уровниОбщественное и индивидуальное сознаниеЗаключение
Введение
Сознание – это одно из свойств материи, состоящее в способности отражать окружающиймир; это одна из важнейших характеристик человека и социума. Философию интересуют,прежде всего, следующие вопросы:
— взаимосвязь сознания и органа (мозга)
— отношения сознания и материи
— отношения сознания и окружающего мира.
Анализируя проблему сознания, имеет смыл рассмотреть ее историю. Как говорилА.И. Герцен, «чтобы понять современное состояние мысли, вернейший путь – вспомнить,как человечество дошло до него». Проблема сознания всегда интересовала философов,так как определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношенийс окружающей действительностью позволяют выяснить природу человеческого сознания.
Сознание – привилегия человека. В древности сознание воспринимали как бестелеснуюдушу, управляющую всеми поступками и действиями людей. В Древней Индии более пятитысяч лет назад возникло учение Аюрведы, рассматривающее природу человеческого сознания(Аюрведы: айю – жизнь, веда – знание, наука). Древнеиндийские мыслители создалицелую систему сознательного, волевого управления организмом. Это учение заложенов специальную программу. Вокруг сущности сознания и возможности его познания досих пор ведутся споры. Одни философы признают познаваемость сознания, другие, напротив,категорически отрицают такую возможность.
Для философии нового времени характерен индивидуалистический подход к человекуи его сознанию. Декарт распространяет механистический принцип на объяснение жизниорганизма, впервые вводит в науку понятие рефлекса. Он отождествлял сознание с мышлением,избегая термина «сознание». Идеалистическая тенденция Декарта получила развитиеу Лейбница, который использовал понятие «апперцепции» Локк разделял точку зренияДекарта, согласно которой сознание есть «восприятие того, что происходит у человекав его собственном уме».
Рационализм в понимании сознания проявился у французских материалистов восемнадцатоговека, которые трактовали сознание как функцию мозга. Ламетри, Дидро, Гельвеций,Гольбах считали, что сознание есть образцы вещей. По их мнению, сознание обусловленообщественной жизнью и зависит от воспитания. Только внешние обстоятельства и воспитаниеспособны лепить из ребёнка гения или идиота. Это связано с дуалистической природойчеловека. Человек – существо биосоциальное. Человек вышел из природы, но сформировалсяв социуме. Поэтому в его сознании находят отражение как личностные качества индивида,так и сформировавшиеся под влиянием общества. По выражению Аристотеля, «человек– животное общественное».
И. Кант исходил из принципа отличия сознания и бытия, которые представляютчуждый друг другу мир. По Канту, «Я мыслю», то есть имею сознание, «Я» и есть самосознание. Кант различает разные виды сознания.
Гегель вплотную подошел к социально-исторической природе сознания, рассматриваясознание как исторически развивающееся явление. В системе Гегеля подлинной реальностьюявляется всеобщее, представленное в виде абсолютной идеи, из которой все развивается.Для него материальный мир есть лишь форма инобытия идеи. У Беркли материальный мирвыступает лишь как комплекс ощущений. Тождество бытия и мышления доказывали и некоторыематериалисты, полагавшие, что сознание материально, и сама мысль – это материальноеявление.
Материализм всегда рассматривал сознание как отражение мира в мозгу человека,как функцию особым образом организованной материи. Одни философские системы разделялимнение религии, считая, что в организме человека есть особая сила – душа, котораяявляется носителем и причиной его мыслей, чувств, желаний. Сознание не сводитсяк пассивно-созерцательному отражению мира, а опирается на социально-историческуюсущность человека, на общественную практику. Изменяя внешнюю природу, общественныеотношения, человек постепенно изменяет и собственную природу, своё сознание.
Сознание – продукт, свойство природы. Предметы внешнего мира, отражающиесяв сознании, и физиологические процессы в мозгу, производящие отражение, материальны.Но природа сознания чрезвычайно сложна и многообразна, и в нем нельзя однозначновыделить одну сторону, будь то материальная или идеальная.
Философы, стоящие на позиции диалектического материализма, полагают, что материяобладает определенным свойством, родственным ощущению, — свойством отражения. Отражениерассматривается как всеобщее свойство материи познавать окружающий мир, то естьтакое свойство, которое существует на всех уровнях структурной организации материи.Но из-за того, что это разные уровни, общее свойство отражения на каждом из нихпроявляется по-разному.
Структура сознания
Сознание – высшая форма целенаправленного психического отражения действительностичеловеком. Понятие психика является более широким, чем сознание. Оно включает всебя все сознательные и бессознательные структуры и состояния личности. Психикав той или иной мере присутствует у всех животных, а тогда как сознание характеризуетименно человека, да и то не во всех его состояниях. Например, сознание не наблюдаетсяу новорожденных, у отдельных категорий душевно больных.
Как любая сложная система, сознание состоит из взаимосвязанных сфер. В сознаниивыделяют интеллектуальную, эмоциональную и мотивационно-волевую сферы. Такой подходк строению сознания вполне оправдан и логически, и с точки зрения конкретной практики.Способ, каким существует сознание, и каким предмет существует для сознания – этознание. Вне знания, вне предметного отношения человека к окружающему миру и самомусебе, нет сознания. Содержанием сознания является система исторически сложившихсяи постоянно расширяющихся знаний. Стимулом нашего осознания действительности выступаютсоциально обусловленные потребности и интересы людей, их стремление к самоутверждениюво внешнем и внутреннем мире.
Гносеологически сознание и знание составляют единство. Но это единство нельзяпонимать как абсолютное тождество. Сознание по своему содержанию шире, чем знание.Знание – удостоверенное практикой отражение действительности, тогда как сознаниене обязательно предполагает достоверное отражение. Догадки, вымыслы могут и не бытьзнанием в собственном смысле этого слова, но их принадлежность к сознанию несомненна.Человек может осознавать, например, что он нездоров, но не знать источника и причинсвоего недомогания.
Всякий акт мышления есть одновременно и акт сознания. Но это ещё не обязательнознание. Результатом же познания является постижение истины, ориентированное на достижениеобщественно значимого смысла. Эффективность сознательной деятельности зависит отмногих факторов – от знаний и опята человека, его умственных способностей, от степенисовершенства форм регуляции жизненных функций организма, осуществляемых мозгом,от оптимальности и гармоничности взаимодействия всех структур нервной системы, идругих факторов. Умный и мудрый человек – это хорошо мыслящий человек, обладающийвысоким уровнем организации психической деятельности. Мера мудрости – не в многознании.Многознание, как говорили ещё древние, уму не научает.
Познание мира, человеческие искания истины не лишены эмоционального отклика.Напротив, любое познание всегда эмоционально окрашено. Эмоции, как субъективныереакции человека на воздействие тех или иных внешних раздражителей, проявляютсяв виде удовольствия или неудовольствия, страха, радости и т.д.
Сопровождая почти любые проявления жизнедеятельности человека, эмоции отражаютв форме переживания, душевного волнения, значимость явлений и ситуаций, состоянийорганизма и внешних воздействий и служат, таким образом, одним из основных фактороввнутренней жизни людей, их поведения. Сильные эмоциональные переживания серьёзновлияют на состояние организма в целом. Например, в испуге человек иногда совершаетнепредсказуемые действия, в гневе – не контролирует поведение, ревность порою ослабляетрассудок. В экстремальных ситуациях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией,развиваются так называемые аффекты – сильные, относительно кратковременные эмоциональныенапряжения (отчаянье, ужас).
Высшей формой эмоционального отношения человека к действительности являютсячувства. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условнуюценность явлений и побуждающих к решению частных задач, чувства направлены на явления,имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности.Они направлены, прежде всего, на высшие социальные потребности и выражают отношениечеловека к общественным явлениям, другим людям, самому себе. В процессе становленияи развития личности чувства организуются в определенную иерархическую систему, гдеодни из них приобретают ведущее положение, другие – остаются нереализуемыми. Чувства,получившие исключительную силу, доминирующие в психике, называют страстями.
Сознательная деятельность человека носит мотивационный характер. Она обосновываетсяв своем воплощении в жизнь. Побуждая людей к деятельности в соответствии с их потребностямии интересами, мотивы не всегда имеют достаточную практическую основу своего существования,а то и просто нереализуемы. Но они постоянно стимулируют жизнь человека, его активность.В связи с этим приобретает большое значение воля. Для субъекта воли главным принципомдеятельности является не «я хочу», а «я должен» и «надо». Воля связывает познавательнуюи эмоциональную сферы, и, представляя собой способность к выбору цели и внутреннимусилиям, определяет активный характер действий личности вопреки внешним и внутреннимпрепятствиям.
Анализируя структуру сознания, нельзя представить ее как простую сумму множествасоставляющих элементов. Все сферы сознания органически взаимосвязаны. Сознательноезанимает доминирующее положение в психике человека. Кроме сознательного существуети бессознательное.
Сознанием также называли способность чувствовать и думать, часто отождествлялис познанием. Возникает теория бессознательного Зигмунда Фрейда. Он выделял сознаниекак первую сферу психики, на которой само сознание контролируется. Следующая сфера- предсознание, или скрытые знания и третья – бессознание (не осознаётся, но влияетна поведение). В последующие эпохи идеалистическая философская традиция перенялаэти идеи. Беркли видел в сознании человека независимую от человеческого тела «мыслящуюсубстанцию». Гегель выделял в качестве нематериального начала «дух». Они утверждали,что все материальные процессы, которые происходят в человеке, природе и обществе,определяются его активностью и творческой силой. Но есть и другая точка зрения,материалистическая. Она рассматривает ощущения, мысли и чувства как определённыеизменения, совершающиеся в некоторых частях нашего организма под воздействием окружающегомира.
Сознание неразрывно связано с другими сложными процессами. Физиологической(материальной) основой всех явлений сознания служат рефлексы, то есть ответы организмана внешние раздражения. Рефлексы начинаются возбуждением органов чувств предметамивнешнего мира, продолжаются определённым психическим актом и завершаются движениямиорганов человека, его действиями и поступками. Существуют условные и безусловныерефлексы. Безусловные рефлексы – врождённые, наследственно закреплённые реакциинервной системы на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменениявнутренней среды организма. Сложные цепи безусловных рефлексов образуют инстинкты.Их действие носит ограниченный характер, не обеспечивая объективно наше целесообразноеповедение. Это достигается благодаря формированию условных рефлексов. Условные рефлексы– связи организма с внешним миром, приобретенные в течение жизни. Они возникаютпри многократном совпадении по времени действия тех или иных раздражителей.
У человека нервные связи возникают не только на основе чувственно воспринимаемойдействительности, но и под воздействием словесных раздражителей – речи, слов. Слововыступает в качестве обобщающего сигнала, заменяющего конкретный предмет.Сознание и мозг
Сознание можно определить как высшую, свойственную лишь человеку форму отраженияобъективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующихв осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Причем мозгвыступает как субстрат для появления сознания, а человек рассматривается как социальноесущество. Мозг – это наивысшая форма организованной материи. Гиппократ писал, чтоиз мозга возникли наши удовольствия: смех и шутки, а также наши горести, боль, печальи слёзы. С помощью мозга мы думаем, видим, слышим, отличаем уродливое от красивого,плохое от хорошего. Сознание человека формируется в связи с развитием его мозга.Учеными создана карта головного мозга, где показано, что отдельные участки головногомозга координируют деятельность различных органов. Так, разрушение лобной извилинылевого полушария ведет к поражению речи. При поражении левой височной области мозгачеловек перестает слышать и воспринимать чужую речь. Поражение заднелобных отделовлевого полушария ведет к утрате способности говорить. Зрение связано с затылочнымидолями полушарий, а слух с височными.
Благодаря исследованиям анатомии головного мозга, неврологии, психологии идругим наукам удалось показать, что мозг – это сложнейшая система, действующая какединое целое. Информация из внешнего мира воздействует на наши органы чувств, проходячерез нервные узлы в сложные зоны головного мозга. Отдельные участки принимают,а другие перерабатывают, анализируют и синтезируют сигналы, приходящие из внешнегомира. Мозг при этом действует как единое целое, как сложная функциональная система.До сих пор многие процессы, происходящие в коре головного мозга, остаются тайнойдля науки.
Как управляющая система высокой степени сложности, мозг устроен так, чтобыне только получать, хранить и перерабатывать, но и прогнозировать, вырабатыватьплан действий, управлять действиями, направленными на решение определенной задачи.В мозг человека постоянно поступает информация из внешнего мира через органы чувств.Но лишь небольшая часть этой информации становится фактом сознания. В мозгу происходиттщательный отбор информации.
Таким образом, мозг, контролирующий и регулирующий все наши связи и отношенияс внешним миром, является не источником сознания, а его органом. Мыслит не мозг,а человек при помощи мозга, то есть он выступает как инструмент. Сознание можнотакже определить как субъективный образ объективного мира. Стержнем сознания являетсяобобщенное и целенаправленное отражение действительности, мысленное построение схем,предвосхищающих действия и их результаты. Мозг есть орган сознания, а сознание –функция человеческого мозга. При серьёзном нарушении анатомического строения и физиологическойдеятельности некоторых участков мозга становится ущербной психическая деятельность.Например, при отравлении алкоголем нарушается координация движения, происходит «помутнение»рассудочной деятельности. Врождённое недоразвитие мозга сопровождается слабоумием,слабостью волевых усилий и т.д.
Сознание предполагает умение ставить цели, контролировать свои чувства, мысли,поступки, отдавать отчет в своих действиях, предвидеть последствия своих поступков.Сознание – это также способность идеального отражения действительности, превращениеобъективного содержания предмета в субъективное содержание личности. Благодаря наличиюсознания человек способен дать оценку явлению, события, факту, умеет спланироватьсвою деятельность.
Сознание характеризуется способностью одной части материи адекватно отражатьеё другие части и осознавать окружающий мир и своё отношение к этому миру, к самомусебе. В наших мыслях и чувствах не может быть ничего такого, что отсутствует в природе.Даже любая наша фантазия – мысленное преобразование предметов, процессов внешнегомира. Мозг, несмотря на его огромные отражательные способности, не может создаватьобразы, которые не имели бы источника во внешнем мире. Золотые горы, молочные рекии другие сказочные выдумки – это всего лишь комбинация реально существующих явленийприроды. Так как в природе есть и золото, и горы.
Сознание, как уже отмечалось, является функцией головного мозга, сущностькоторой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном отражении и конструктивно-творческойпеределки внешнего мира, в связывании новых впечатлений с прежним опытом. Сознаниезаключается в эмоциональной оценке действительности, в предварительно осмысленномпостроении разумно мотивированных действий, в выделении человеком себя из окружающейсреды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту.
Сознание позволяет человеку давать себе отчет в том, что происходит как вокружающем материальном мире, так и в своем собственном духовном. Это и есть знаниео внешнем и внутреннем мире, о самом себе. Содержанием сознания является системаисторически сложившихся и постепенно пополняемых знаний. Между сознанием и знаниеместь единство, но нет тождества. Знание, скорее, гносеологическая категория. Сознаниеобладает широким смысловым охватом, в основе которого глубокий философский смысл.
В то же время нельзя считать материю и сознание чем-то совершенно обособленнымдруг от друга. Грань между ними относительна в пределах того, что принять в своемпроисхождении и содержании ха первичное, а что за вторичное. Сознание не составляетсамостоятельной субстанции, в конечном итоге оно порождается материальными предметамии явлениями, их взаимодействием. Но сознание человека не только предметно и в этомкачестве объективно. Оно может быть обращено на себя, принимая характер самосознания.
Сознание и самосознание
Сократ основным принципом философского мировоззрения провозгласил: «Познайсамого себя» (Cognosce te ipsum). Гераклит писал, что людям свойственно «познавать самихсебя и мыслить». Проблема «Я» в истории философии рассматривалась как проблема соотношениясубъекта и объекта, человека и мира, сознания и бытия. Платон отмечал, что деятельностьдуши не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характербеседы с самим собой.
Самосознание – это осознание человеком своего личного «Я» как противостоящегоостальной действительности. Самосознание определяется как сущность человека, выражающаяего целостность. Тогда как самопознание – качество человеческой природы, формирующеесяи совершенствующееся у каждого в процессе всесторонней практической деятельности,в процессе общения с другими людьми. Оно связано со способностью индивида взглянутьна себя как бы со стороны, критически оценить свое поведение. Свидетельством томуявляется практика и вся история человечества. Благодаря самосознанию сохраняетсяпреемственность существования и развития личности, накапливается жизненный опыт,сохраняется относительная устойчивость человека в решении возникающих проблем, впреодолении трудностей. В самосознании происходит как бы монолог сознания с самимсобой, с полученным опытом и знаниями.
Самосознание отличается различием уровней и форм. Наиболее элементарной егоформой является самочувствие, осознание своего тела и его «вписанности» в мир природнойи общественной действительности. Затем, на более высоком уровне, самосознание человекасвязано с осознанием себя как принадлежащего к тому или иному сообществу людей,к той или иной культуре. На самом высоком уровне развития самосознания возникаетосознание «Я» как особого образования, похожего на других людей и отличного от них,обладающего уникальностью и неповторимостью, способного нести ответственность засвои поступки. Разумеется, образ самого себя, который творится человеком в различныхформах самосознания, не абсолютная копия реальному человеку и его сознанию. Междуними может быть, и всегда бывает, несоответствие. Возможны ошибки и в осмысленииразличных образов.
В современной материалистической философии под понятием «Я» имеется в видуличность, наделённая самосознанием. Интересно, что «Я» в течение всей жизни человекаостается относительно устойчивым. Изменчивость проявляется в его функциональнойроли. Так, на работе в качестве руководителя человек иной, чем, например, в ролиотца по отношению к своим детям или в кругу близких друзей.
Но, несмотря на пластичность человеческого «Я», оно обладает внутренней собранностью,цельностью и относительной устойчивостью. Человеческое «Я» существенно меняетсяпод влиянием социальных условий, вместе с приобретением знаний, опыта, культуры,чувств и воспитания воли. Осознание себя является результатом развития деятельностии общения. Самосознание является не чем иным, как следствием развития сознания.Так, ребенок не сразу осознает себя. В первые годы жизни он называет себя так, какназывают окружающие. Только в процессе развития сознания у ребенка появляется самосознание,то есть осознание своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов,поступков. Самосознание позволяет критически оценивать свою деятельность, являетсяфактором самоконтроля, самосовершенствования, самовоспитания.
Итак, самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и ихрезультатов, мыслей, чувств, морального облика, мотивов поведения, целостная оценкасамого себя и своего места в жизни. Самосознание – не только познание себя, но исамооценка своих качеств, физических и духовных сил. Верная самооценка поддерживаетдостоинство человека как личности и дает ему нравственное удовлетворение. Заниженнаясамооценка, наоборот, препятствует объективному восприятию как себя, так и окружающихи создает массу проблем в общении, в частности, зачастую зависимость от обществаи общественного мнения. Поэтому важно адекватно воспринимать окружающих и позиционироватьсебя как равноправного члена общества, как индивида.
Общественное мнение играет огромную роль в формировании самосознания и самооценки.Человек смотрит на себя глазами общества. Основы самооценка закладываются, преждевсего, в семье как ячейке общества. Самосознание и самопознание связаны с самоанализом,который является средством самоконтроля и разумной организации своего поведения,умения общаться с другими людьми. Способность к самоанализу присуще далеко не всеминдивидам, и ее следует развивать в течение жизни.
Человек не появился на свет с готовым самосознанием. Это приобретенное свойство.С ранних исторических времен человек стремился познать свое окружение и самого себя.Интересно, что познание себя и происходит, чаще всего, через познание окружения,что и обуславливает колоссальную роль общества в развитии самосознания человека.Анализируя поступки окружающих, личность выстраивает своего поведение, ориентируясь,как правило, на данный пример. Однако важно помнить, что для человека объектом становитсяне только вне его существующий мир, но и его собственная деятельность. Невозможновсю свою жизнь строить по модели, зачастую в течение жизнедеятельности человек сталкиваетсяс необходимостью выстраивать свои собственные модели поведения, свою мораль и устои.Общественная природа сознания.
Человеческое сознание, как уже отмечалось, – социально обусловленное отражение,отличающееся особой формой человеческого способа бытия и его взаимодействия с окружающиммиром. Доминирующим фактором становится практически-перобразовательное отношениечеловека к природе, к обществу, к самому себе и собственной жизнедеятельности. Впроцессе практической деятельности человек создает как бы «вторую природу», орудияи свойства производства, новую среду обитания и соответствующие ему семейно-нравственныеустановления, строит целесообразные формы общения и социальной организации. Происходитвысвобождение времени для развития умственных и физических сил, повышения образованности,для активных творческих занятий во всех областях жизни. Разумеется, «значения»,как и знания о свойствах предметов, их функционировании, о способах использования,изменяются по мере развития приемов взаимодействия человека с объективным миром,приобретают личностный смысл в виде оценки субъектом жизненного значения определенныхвещей и явлений. Но одновременно с тем происходит переоценка ценностей, меняютсямотивы дальнейших действий, возможно совершенствование межличностных отношений.Формируются способы деятельности и поведения, особенности существования и жизненнойориентации, имеющие специфически человеческий характер, общественную природу.
Главное качество человека – общинность. Человек – существо «общно-общинное»,коллективное, общающееся. Социально-общинный способ существования человека обусловилскладывание надындивидуального механизма переработки и хранения коллективного опыта,ставшего общим достоянием. Достигнутое знание, приобретая относительно самостоятельноесуществование, закрепляется, умножается, отчужденное от его создателя, приобретаетдоступность, передается социальной лестнице. Таким образом, человек впитывает всебя опыт предыдущих поколений и применяет его в последующем на личном опыте. Человекне может существовать вне социума. История дает примеры, когда дети, лишенные социальногоокружения, воспитанные в среде животных, не обладали признаками сознания, хотя уних и сохранялся физиологически нормальный мозг. Причем этот процесс носил необратимыйхарактер даже тогда, когда детей возвращали в общество. Это понятно с точки зренияразвития и эволюции общества: «если бы люди никогда не стали жить общественной жизнью,то их положение едва ли чем-либо отличалось от положения других живых существ. Всеих занятие состояло в том, чтобы удовлетворять элементарные потребности» (Грей Д.// Собр. соч. – М., 1995. – С.20).
Основой изменений, сделавших человека человеком, явился труд. Труд сплачиваллюдей и приучал к совместным действиям, возвышал человека и не позволял ему остановитьсяна достигнутом, многосторонне развивал его способности и способствовал формированиюразумных потребностей. Постепенно происходил процесс совершенствования и перестройкипсихических структур человека. Формировались и развивались и развивались такие свойства,как мышление, воля, память, эмоции, способность управлять собственным поведением,умение видеть и оценивать мир глазами социума, тех или других социальных групп,используя исторически сложившиеся понятия. Безусловно, «труд создал человека» ивнес решающий вклад в становление и развитие его сознания, духовности и культурыв целом.
Становление и развитие сознания неразрывно связано с речью. Человек – существомыслящее. Чтобы результаты его мыслительной деятельности не исчезали бесследно,нужна их кристаллизация, закрепление, а самое главное, чтобы при необходимости онимогли быть свободно вызваны с помощью каких-либо материальных знаков – жестов, специализированныхзнаков, слов и иных символов различных языковых систем.
Сущность языка определяется его функциями. Среди них главные – средство общенияи орудие мышления. Функциональные особенности языка определяют единство последнегос сознанием. Сознание получает свое адекватное выражение в языке как материальномносителе. Язык – непосредственная действительность мысли, сознания. Символизируяв особой форме все стороны внутренней духовной жизни людей, от чувственности дорациональности, язык обладает в контексте слов выраженным смыслом, вносит некоторыйпорядок и логику познания и поведения индивидов, придает звуку или письму определенность.С другой стороны, отсутствие единых предметных характеристик, общепринятых кодоввосприятия мира порождает семантическую дифференциацию носителей различных языков,что, в свою очередь, вызывает содержательные разрывы в понимании и истолкованииодних и тех же явлений у представителей разных языковых общностей. Действительностьпредстает такой, какой ее истолковывает для восприятия язык. Соответственно и формируетсясознание.
Сознание отличается исключительной сложностью не только с точки зрения своеговозникновения и развития, но и по принципам функционирования, в частности, по особомухарактеру своей способности отражения. Уже на биологическом уровне проявляется такназываемое опережающее отражение – способность организмов «предвидеть» будущие измененияокружающей среды и целесообразно к ним приспосабливаться. У человека эта способностьмногократно умножается и принимает качественно новый вид, раскрываясь в деятельности,в активности. Человек не только отражает мир, но и творит его, целесообразно с нимвзаимодействует.
Деятельность человека связана, так или иначе, с постановкой целей и задач,с поиском оригинальных решений. Человек не просто приспосабливается к природе какживотное, он переделывает ее в соответствии с объективной логикой вещей и собственныйпониманием развивающегося бытия. В целенаправленной и целеобразующей деятельностизаключен основной смысл сознания, его сила.Структура общественного сознания и егоуровни
Общественное сознание – духовная сторона исторического процесса. Это не совокупностьиндивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающеевнутренней структурой, включающее различные уровни (теоретическое и обыденное сознание,идеологию и общественную психологию), а также формы сознания (политическое, правовое,этическое, понятийное, эстетическое, экономическое, религиозное и др.).
Общественное бытие – это материальное отношение людей к природе и друг другу,возникающее вместе со становлением человеческого общества и существующее независимоот общественного сознания. Между общественным бытием и общественным сознанием существуетдиалектическая взаимосвязь. Как бытие оказывает влияние на сознание, определяя его,так и сознание в какой-то степени определяет общественное бытие. Способом бытиялюдей в обществе является общественно-историческая практика, понимаемая как материально-производственнаяи духовная деятельность людей.
Все формы общественного сознания на теоретическом уровне представляют общественнуюидеологию. Общественное сознание структурно подразделяется на общественную идеологиюи общественную психологию.
Общественная идеология представляет собой совокупность идей, воззрений в логическистройной, систематизированной форме отражающих общественное бытие людей. Это теоретическийуровень общественного сознания. Он включает в себя собственно идеологические формы(политические и правовые идеи, мораль, искусство, философию) и научные знания.
Общественная психология является продуктом повседневной деятельности широкихмасс, включает в себя эмпирический трудовой опыт, нравы, традиции, чувства, умонастроения.Общественная психология представляет совокупность чувств, стремлений, представлений,привычек, мыслей, настроений, возникающих у людей в процессе их повседневной жизнии отражающих их общественное бытие.
Общественная психология проявляется во всех формах общественного сознания.Она представляет собой звено, через которое происходит взаимодействие между общественнымбытием и формами общественного сознания. Низший уровень общественного сознания образуетобыденное сознание, которое складывается в быту, в повседневной жизни человека.На уровне обыденного сознания вырабатываются правила повседневного поведения и общениялюдей.
Важную роль в жизни общества играет правосознание и право. В общественнойжизни люди придерживаются определенных норм и правил поведения. Право – это системазаконов, утвержденных государством и обязательных для всех членов данного общества.С правом и правосознанием связана другая форма общественного сознания – нравственность,или мораль. Нормы поведения людей в обществе, их оценочные представления определяютсяморалью.
Мораль представляет собой систему правил, норм, оценок поведения людей в личнойи общественной жизни. Если право формируется и поддерживается государством, то нормыморали опираются на авторитет общественного мнения.
В результате исторически обусловленного разделения труда происходит отделениепроизводства полезных вещей от вещей прекрасных. На этом этапе складывается новаяформа общественного сознания – эстетическое сознание, отражающее чувства, переживаниялюдей, уровень их духовной культуры. Эстетическое сознание отражает окружающую действительностьв системе художественных образов.
Искусство отражает действительность на всех уровнях общественного сознания,включая общественную психологию и обыденное сознание. Как особую форму общественногосознания можно выделить также и философию. В духовной жизни общества определенноеместо занимают религиозные верования, представляющие собой религиозную форму общественногосознания.
Формы общественного сознания отражают различные стороны материальной жизниобщества, а также особенности общественной психологии. Каждый из этих элементоввзаимодействует с другими.
Общественная психология разнообразна. Разные группы, общности, объединениялюдей имеют свою, во многом отличную от других, психологию. Именно поэтому можноговорить о специфических привычках, обычаях, традициях, вкусах, которые свойственнытому или иному классу, нации, профессиональной группе, учебному или производственномуколлективу. Каждый человек является носителем психологии одновременно всех тех групп,к которым он принадлежит: семейной, национальной, производственной, территориальной,профессиональной и т.д. Поэтому и психология каждого индивидуума как бы «соткана»из различных установок, влечений, навыков тех групп, членами которых они являются.
сознание социум интеллектуальнаямотивационнаяОбщественное и индивидуальноесознание
В зависимости от конкретных социально-исторических обстоятельств материально-производственнойсферы общественной жизнедеятельности людей складываются и их социальные отношения.Люди, в зависимости от места, занимаемого ими в системе общественного производства,приобретают соответственно разный статус и социальное положение. В каждом обществесуществует дифференциация социальных функций – разделение занятий, осуществляемыхразличными индивидами, группами людей. Люди с однотипным общественным положениемобразуют определенную социальную группу. Между этими группами могут возникать самыеразные формы отношений и взаимодействия – борьбы, сотрудничества и т.д.
Все общественно-психологические явления: и чувства, и настроения – заразительны.Они могут неосознанно передаваться от одних людей к другим, постоянно захватывая,пленяя ум, чувства и поведение. Часто люди сами себе Часто люди сами себе е могутобъяснить, почему, порой их охватывает чувство безысходности, равнодушия или безудержнойрадости, энтузиазма, какого-то внутреннего порыва что-либо немедленно сделать. Совпадающиеусловия жизни, совместная деятельность в данных условиях формируют у людей общиеинтересы, цели, потребности, а на основе их, в зависимости от того, реализуемы онив данных условиях или нет, и сходные эмоционально-чувственные реакции: переживанияи поведение, являющиеся как бы ответом на природную и социальную среду окружения.
В общественной психологии отражаются все явления жизни: единичные, общие,существенные, несущественные, каждодневные, глобальные и т.д. Для нее значимы всемелочи, на все она реагирует особым образом. Общественная психология по существуявляется значимой, общей, типичной для данных конкретных условий жизнедеятельностилюдей эмоционально-чувственной реакцией, выраженной в форме определенного переживанияи поведения.
Это хорошо видно на примере такого социально-психологического явления какобщественное мнение. Общественное мнение – суждение группы людей, в котором в формеодобрения или порицания выражается их отношение к действительности. Это скрытоеили явное суждение всегда эмоционально окрашено и в этом смысле оно является подлиннымпереживанием отношения людей к действительности.
Предметом общественного мнения может быть все, но, прежде всего то, что вызываетобщественный интерес. Это, как правило, все те вопросы, которые требуют своего практическогорешения. Будучи общезначимым суждением, общественное мнение способно не только отражатьи оценивать действительность, но и заинтересованно влиять на нее через конкретныедействия людей, разделяющих данное мнение.
Общественное сознание (или менталитет) – характеристика социально значимыхтеорий и взглядов людей, является одним из важнейших философских понятий, обозначающихдуховную сторону бытия общества. Общественное сознание более или менее верно отражаетреальный процесс жизнедеятельности людей, их бытие.
Как общество не есть сумма индивидов, так и общественное сознание не представляетсобой сумму индивидуальных сознаний. Общественное сознание – это всегда нечто типичное,общее, социально значимое. Социальная деятельность представляет собой кооперацию,которая формирует общее сознание.
Общественное сознание всегда находится в постоянном взаимодействии с сознаниеминдивида. Общественное и индивидуальное сознание связаны между собой и иногда крайнесложно отграничить одно от другого. И хотя индивидуальное сознание вместе с темвсегда выражает и свойства данного человека, и особые черты его личного развития,и отношение к миру, оно формируется под воздействием общественного сознания.
Люди как бы запрограммированы обществом определенным образом восприниматьпроисходящие события. С помощью конкретно-исторического способа социализации, вхожденияиндивидуума в общество (такие как системы воспитания, образования и др.) у негообразуется предрасположенность определенным образом (позитивно, негативно, нейтральноили противоречиво) оценивать события, соответствующим образом переживать их, испытыватьопределенные чувства.
Человек с выработанной системой социальных установок часто действует не задумываясь,мгновенно реагируя на происходящие события и принимая решения. Отсюда массовый героизм,самопожертвование, милосердие. Человек, действуя под влиянием определенной установки,не относится к ней критически. В сознании человека складывается определенный стереотип– это сформировавшаяся установка личности. Совокупность стереотипов создает ценностнуюориентацию личности, позволяет выстраивать своё поведение в соответствии с ними.
Общественное сознание может содержать как элементы адекватного, правильногоотражения сознания, так и элементы ложного, иллюзорного его отображения. Общественноесознание, обладая относительной самостоятельностью, может не только укрепить общественноебытие, но и разрушить его.
Общество состоит из индивидуумов. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемсяс проявлениями индивидуального сознания, и все эти проявления различны. У каждогочеловека свои заботы, свои взгляды на жизнь, свое понимание различных проблем ит.д.
Может сложиться представление, что индивидуальное сознание – это вполне самостоятельноепроявление воли личности, не зависящее от сознания общества. Ф. Ницше утверждал,что никакого общественного сознания не существует вообще, а существует лишь мышлениеи сознание отдельной личности. Но индивидуальное сознание каждого человека формируетсяпод влиянием многих факторов. К их числу относятся индивидуальные особенности личности,пол, возраст, материальное положение, условия труда, духовное общение и т.д. Поэтомуиндивидуальное сознание диалектически связано с общественным. Общественное сознаниепредставляет собой то общее, что возникает в сознании индивидуумов данного общества,потому что они живут в условиях определенного общественного бытия, оказывающегона человека непосредственное воздействие. В своей практической деятельности в процессеобщения люди обмениваются мнениями, общественным опытом. Общественное и индивидуальноесознания находятся в постоянном сложном взаимодействии, оказывая взаимное влияниеи дополняя друг друга.
 

Заключение
Сознание – это одно из свойств материи, состоящее в способности отражать окружающиймир; это одна из важнейших характеристик человека и социума. Сознание – привилегиячеловека. Одни философы признают познаваемость сознания, другие, напротив, категорическиотрицают такую возможность, но проблема сознания всегда интересовала философов.В средние века была распространена идея божественного духовного начала разума имышления людей. С середины 17 века сознанием называли способность чувствовать идумать, часто отождествляли с познанием.
В настоящее время в философии имеются два понимания сознания: материалистическоеи идеалистическое. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношениюк материи, рассматривая сознание как нечто божественного происхождения или возникающеев тайниках человеческой души. Идеалисты утверждают, что сознание не имеет никакогоотношения к мозгу. По их мнению, дух полностью освобождается от внешнего мира исвоего собственного тела. Дух не рождается, не возникает, не становится: он самживет собственной жизнью и в своем развитии порождает явления природы и руководитдвижением всемирной истории.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функциямозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческомпреобразовании действительности, в предварительно мысленном построении действийи предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведениячеловека. Сознательное занимает доминирующее положение в психике человека.
Общественное и индивидуальное сознания — две стороны жизни общества, находящиесямежду собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Общественное сознание — это политические, юридические, экономические, эстетические, этические идеи, взгляды,представления и т.д. Это и философия, и мораль, и религия и др. формы сознания.Существует представление, что общественное сознание играет определяющую роль сознанияв жизни общества. На самом деле общественное сознание есть не что иное, как отражениев духовной жизни людей их общественного бытия. Не сознание определяет жизнь, а жизньопределяет сознание. Взаимоотношения общественного и индивидуального сознаний непросты,подвижны и развиваются.
Все сферы сознания органически взаимосвязаны между собой. На вопрос, что жеявляется ведущим в этой борьбе между индивидуальным и общественным, нельзя датьопределенный ответ. Оба вида сознания являются по-своему значимыми и во многом определяютжизнь каждому индивидуума. В различных ситуациях, в зависимости от сферы жизнедеятельности,человек опирается либо на собственный культурно-исторический опыт, либо руководствуетсяидеями общественного сознания. Последнее происходит чаще всего в ситуациях, когдаиндивиду не хватает личного опыта, знаний или даже уверенности в себе, что связанос неадекватным самосознанием. Индивид с более развитым и верным самосознанием режеи в меньшей степени подвергается влиянию общественного давления, ему легче отделитьличностное от массового.
Но нельзя также и однозначно оценить влияние общественного сознания на индивидуальноекак негативное и подавляющее. Часто оно имеет весьма благоприятное влияние на личность,закладывая основы морали нравственности, что личность зачастую не в состоянии сделатьсамостоятельно, особенно если речь идет о ребенке.
В то же время взаимодействие между общественным и индивидуальным сознаниемпроисходит и в обратную сторону. Человек как личность привносит многое, многое изменяетв своей собственной жизни, равно как и в жизни общества в целом. Общественное сознаниескладывается из идей, мнений, настроений, которые не сразу появляются в обществе,а изначально рождаются в уме вполне конкретного человека.
Таким образом, мы видим диалектическую взаимосвязь между индивидуальным иобщественным сознанием, которая проявляется в единстве и борьбе между ними. Их нельзярассматривать отдельно друг от друга, не учитывая их взаимовлияние. И посколькуречь идет о человеке, всё вышесказанное подчеркивает дуалистическую биосоциальнуюприроду человека.

Список использованной литературы
 
1. Фролов И. Т. Введениев философию (2 часть). — М.: Издательство политической литературы, 1989, стр. 288-358.
2. Мялкин А.В. Философия.– М.: 2000, стр. 293-305, стр. 418-444.
3. Невлева И.М. Философия.– М.: 2002, стр. 312-319, стр.364-379


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.