ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институтпереподготовки и повышения квалификации
Кафедрагосударственного и муниципального управления и политики
Реферат
Тема: Пифагорейскийсоюз
подисциплине: Философия
Выполнил ст. гр. ГУП-06:
Нижегородцев А.Г.
Проверила: Васильева К.К.
Чита 2008
Содержание
Введение
1 Биография Пифагора
2 Пифагорейский союз
Заключение
Список использованных источников
Введение
Пифагор — этоедва ли не самая известная личность в истории науки. Это имя известно каждомучеловеку, изучавшему геометрию и знакомого с «Теоремой Пифагора»,едва ли не самой известной теоремой геометрии.
Знаменитыйфилософ и ученый, религиозный и этический реформатор, влиятельный политик,полубог в глазах своих учеников и шарлатан, по отзывам некоторых из егосовременников, — таковы отображения Пифагора в античной литературе. Обисключительной популярности Пифагора уже при жизни свидетельствуют монеты с егоизображением, выпущенные в 430-420 гг. до н.э. Для 5-го века до н.э. это случайбеспрецедентный! Пифагор первым из греческих философов удостоился специальнопосвященного ему сочинения.
Всемирноизвестна его научная школа, которую он организовал в Кротоне, греческой колониина севере Италии. Школа Пифагора, или, как ее еще называют, «Пифагорейскийсоюз», была одновременно и философской школой, и политической партией, ирелигиозным братством. Статут «Пифагорейского союза» был оченьсуровым. Каждый, кто вступал в него, отказывался от личной собственности впользу союза, обязывался не проливать крови, не употреблять мясной пищи, беречьтайну учения своего учителя.
1. Биография Пифагора
Пифагорродился приблизительно в 580 году до нашей эры на острове Самос у берегов МалойАзии (Эгейское море).
Будущийвеликий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности кнаукам. У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания основмузыки и живописи.
Черезнесколько лет Пифагор решает продолжить образование в Египте, у жрецов. Попастьв Египет в то время было трудно, потому что страну фактически закрыли длягреков. При помощи учителя Пифагору удается покинуть остров Самос. Он живет наострове Лесбос. Там у Ферекида Пифагор учится астрологии, предсказаниюзатмений, тайнам чисел, медицине. Через несколько лет Пифагор отправляетсяМилет, где слушает лекции Фалеса.
В Египтеблагодаря покровительству фараона Амазиса Пифагор знакомится с мемфисскимижрецами. Ему удается проникнуть в «святая святых» — египетские храмы,куда чужестранцы не допускались. Для этого Пифагор принимает посвящение в санжреца.
УчебаПифагора в Египте способствует тому, что он сделался одним из самыхобразованных людей своего времени. После смерти фараона Амазиса его преемникотказался выплатить ежегодную дань Камбизу, персидскому Царю, что послужилоповодом для войны. Подверглись гонениям и жрецы. Попал в персидский плен иПифагор.
В плену вВавилоне Пифагор встречался с персидскими магами, приобщился к восточнойастрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Через двенадцатьлет Пифагора освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитомгреке.
С тех пор какПифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясьот персидского ига, перебрались в Южную Италию и основали там города-колонииСиракузы, Агригент, Кротон. На Кротоне Пифагор создает собственную философскуюшколу.
В это время вКротоне и других городах Южной Италии растет общественное неравенство, заметнопадает нравственность. Пифагор выступает с развернутой проповедью нравственногосовершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избирают Пифагорацензором нравов, духовным отцом города. Сначала в храмах и на улицах, затем всвоем доме Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности,астрономии, математике, музыке, этике и т. д. Он развил теорию музыки иакустики, проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов:найденные соотношения он выразил на языке математики. В Школе Пифагора впервыевысказана догадка о шарообразности Земли.
ДоказаннаяПифагором теорема носит его имя. Пифагор исследовал и математические отношения,закладывая тем самым основы теории пропорций. Особенное внимание Пифагор уделялчислам и их свойствам. Посредством чисел он пытался даже осмыслить такиекатегории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина ипрочее.
Не чужда былапифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они считали, что точка имеетодно измерение, линия — два, плоскость — три, объем — четыре измерения.
После смертиПифагора в Метапонте около 500 года до н.э. (Южная Италия), куда он бежал поокончании восстания в Кротоне, его ученики обосновались в разных городахВеликой Греции и организовали там пифагорейские общества.
2. Пифагорейский союз
Около 532г.,скрываясь от тирании Поликарпа, Пифагор осел в Кротоне, где быстро завоевываетширокую известность и создает религиозно-философскую и политическую организацию- Пифагорейский cоюз. Этот cоюз имел целью господство лучших в религиозном,научном, философском — короче, «нравственном» смысле. Пифагорпопытался создать «аристократию духа» в лице своих учеников, которыевели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, чтозначит «владычество лучших».
ПопулярностьПифагора в Кротоне объясняется незаурядными личными качествами философа, егоумением увлечь за собой людей. Но не только сила личности и мудрость Пифагора,но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов,притягивала к нему единомышленников. Именно талант политического оратора ирелигиозного проповедника принесли Пифагору успех. Недаром слово«Пифагор» означает «убеждающий речью».
Ритуалпосвящения в члены пифагорейского братства был окружен множеством таинств,разглашение которых сурово каралось. «Когда к нему приходили младшие ижелающие жить совместно, он не сразу давал согласие, а ждал, пока их непроверит и не вынесет о них свое суждение» (Ямвлих). Но и, попав в орденпосле строгого отбора и испытательного периода, новички могли только из-зазанавеса слушать голос учителя, видеть же его самого разрешалось только посленескольких лет очищения музыкой и аскетической жизнью. Впрочем, это не былсуровый христианский аскетизм, умерщвляющий плоть. Пифагорейский аскетизм дляновичка сводился, прежде всего, к обету молчания. «Первое упражнениемудреца, состояло у Пифагора в том, чтобы до конца смирить свой язык и слова,те самые слова, что поэты называют летучими, заключить, ощипав перья, за белойстеною зубов. Иначе говоря, вот к чему сводились начатки мудрости: научитьсяразмышлять, разучиться болтать» (Апулей).
Нравственныепринципы, проповедуемые Пифагором и сегодня достойны подражания. Каждый человекдолжен следовать правилу: беги от всякой хитрости, отсекай от тела болезнь, отдуши невежество, от утробы — роскошество, от города – смуту, от семьи — ссору.Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свететри: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих,доставляющие наслаждение. Но наслаждение имеется ввиду не пошлое и обманчивое,не утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, а другое,направленное на прекрасное, праведное и необходимое для жизни.
Системаморально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана вморальный кодекс пифагорейцев — «Золотые стихи». Они переписывались идополнялись на протяжении всей тысячелетней истории. Вот некоторые извлеченияиз книги, содержащей 325 Пифагорейских заповедей:
Юноша! Если ты желаешьсебе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякогоизлишества.
Юные девицы!Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящнуюдушу.
Не гоняйся засчастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Не пекись о снисканиивеликого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самаянужнейшая, но ей не обучаются.
Сегодняабсолютно невозможно сказать, какие из сотен подобных заповедей восходят ксамому Пифагору. Но совершенно очевидно, что все они выражают вечныеобщечеловеческие ценности. Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелсясвой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:
Прежде,чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,
Думай,раскинь, какие дела тебе день приготовил.
Проснувшись,они проделывали мнемонические упражнения, а затем шли на берег моря встречатьвосход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику изавтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чеговозлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне,заканчивая его стихами:
Не допускай ленивогосна на усталые очи,
Прежде, чем на тривопроса о деле дневном не ответишь:
Что я сделал? Чего несделал? Что мне осталось сделать?
Большоевнимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемыулучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивалипамять, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в томслучае, если в системе знаний найдены начала.
Как видим,пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии.Именно у них родился термин «калокагатия», обозначавший греческийидеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое(добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.
На протяжениивсей истории Древней Эллады (Греции) калокагатия оставалась своеобразнымкультом для древних греков и от них перешла к древним римлянам.
Пифагорейскийобраз жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия),что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто неначальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом, и весьобраз жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этойфилософии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут благагде-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей,родителей и старших, а также закон.
Врелигиозно-философском учении раннего пифагоризма различаются две части:«акусмата» (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства,преподнесенные учителем ученику, и «математа» (знание, учение,наука), т.е. собственно знания.
Положенияпервого типа включали указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иныхвещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов,своеобразный катехизис: Что такое острова блаженных? — Солнце и Луна. Что самоесправедливое? — Принесение Жертв. Что самое прекрасное? — Гармония и т.д.
Пифагорейцыимели множество символических изречений. Собрание этих изречений, называемыхакусмами, заменяло собой устав общества. Вот некоторые из пифагорейских акусм иих толкования:
— Сердце не ешь (т.е. неподтачивай душу страстями или горем)
— Огня ножом не вороши(т.е. не задевай гневных людей)
— Уходя не оглядывайся(т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь, возлюби смерть)
— Не садись на хлебную меру(т.е. не живи праздно) и др.
Возможно,первоначально пифагорейские акусмы понимались в прямом смысле, а их толкованиябыли надуманы позднее. Например, первая акусма отражала общий пифагорейскийзапрет на животную пищу, тем более сердце – символ всего живого. Но в начальномвиде это чистая магия: оборона от колдовства, как например, разгладить исвернуть постель надо для того, чтобы на ней не осталось отпечатков тела, накоторые мог бы воздействовать колдун и, тем самым, повредить человеку. Или,например, запрещалось касаться бобов, все равно, как человеческого мяса.
Что жекасается собственных знаний, то Пифагору приписывают геометрические открытия,такие, как известная теорема Пифагора о соотношении гипотенузы и катетовпрямоугольного треугольника (вавилонянам еще за тысячелетия до него былиизвестны свойства прямоугольных треугольников. Возможно, что Пифагор узнал обэтих свойствах во время своих путешествий по странам Востока и попытался ихлогически обосновать, что и привело к первым доказательствам теоремы Пифагора),учение о пяти правильных телах, в арифметике – учение о четных и нечетныхчислах, начала геометрического истолкования числа и т.д.
Пифагорвпервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всегомироздания и его важнейшую сторону – упорядоченность, симметрию, а значит, икрасоту. Пифагорейцы исходили из своего главнейшего тезиса о том, что«порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметриябезобразны и вредны». Но красота макрокосмоса — Вселенной, считалипифагорейцы, открывается лишь тому, кто ведет правильный, прекрасно устроенныйобраз жизни, т.е. кто в своем микрокосмосе поддерживает порядок и красоту.Следовательно, пифагорейский образ жизни имел прекрасную «космическую цель– перенести гармонию мироздания в жизнь самого человека».
Пифагореизмсоздает определенную логическую схему мироздания, соотнесенную с нравственнойоценкой. Эта сторона дела представлена в учении о противоположностях, чтопредставляется так: предел и беспредельное, нечетное и четное, единое и многое,мужское и женское, хорошее и дурное, черное и белое.
Следующаяидея пифагорейцев — идея гармонии. Ее истоки можно искать, если не у самогоПифагора, то у Алкмеона Кротонского, представителя пифагорейского Ордена. Этотврач рассматривал все сущее как продукт соединения, смешения, гармоническогослияния противоположностей. Он считал, что сохраняет здоровье равновесие силвлажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и пр., а господствоодного из них есть причина болезни. Здоровье – есть соразмерное смешениетаковых сил. Это соразмерное смешение и получило у пифагорейцев название«гармония», став одним из основных понятий их учения: все на светеобязательно гармонично. Гармоничны боги, гармоничен космос, т.к. всесоставляющие его моменты абсолютно согласованы в единое и нераздельное целое.
Пифагорейцы,предавшись математическим занятиям, считали началами всего — числа, так как вчислах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и вчислах первичные элементы всех математических начал.
Вначалепифагорейцы формируют сугубо конкретное физическое понимание числа: числа –особые протяженные вещи, из которых составляются предметы чувственного мира.Они — начало и элемент всего сущего. Логическая основа этого представления-геометрическое понимание чисел: единица – это точка, две точки определяютпрямую линию, три точки – плоскость. Отсюда представления о треугольниках,квадратах, прямоугольниках. Треугольник — есть первоисточник рождения исотворения различных видов вещей. Квадрат несет в себе образ божественнойприроды, эта фигура символизирует высокое достоинство, ибо прямые углы предаютцелостность, а количество сторон способно устоять перед силой. Здесь нужноупомянуть о главном пифагорейском символе — пифагорейская звезда, котораяобразована диагоналями правильного пятиугольника.
Замечательно,что пропорции пентаграммы связаны с Золотым сечением. На рисунке показанапентаграмма, центральная часть которой опять представлена в виде пентаграммы,повернутой относительно первой на 180 градусов. Центральная часть внутреннейпентаграммы опять представлена в виде пентаграммы, и т.д. Интересно, что вкаждом пятиугольнике отношение диагонали к его стороне равно в точности числу«tau», то есть, диагональ и сторона находятся в гармоническомотношении. Кроме того, любые два соседних отрезка звездчатого пятиугольникатакже составляют Золотое сечение.
Поразительнымявляется и еще одно обстоятельство. Именно звездчатый пятиугольник наиболеераспространен в живой природе (вспомним цветы незабудки, гвоздики,колокольчика, вишни, яблони и т.д.) и принципиально не возможен вкристаллических решетках неживой природы. Симметрию пятого порядка называют симметриейжизни. Это своеобразный защитный механизм живой природы против кристализации,против окаменения, за сохранение живой индивидуальности. И именно этугеометрическую фигуру пифагорейцы выбирают в качестве символа здоровья и жизни.
Пифагорейскаязвезда (пентаграмма) была тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали другдруга.
Из множествачисел священно число «36»: 1 + 2 + 3. Оно состоит из единицы, а безединицы нет ни одного числа и она символизирует «ед.» — единствобытия и мира. Оно состоит из двойки, которая символизирует принципиальнуюполярность во Вселенной: свет-тьма, добро-зло и т.д. Оно состоит из тройки,совершеннейшей из чисел, ибо имеет начало, середину и конец.
Кроме того, вчисле «36» возможны удивительные превращения, например: 36 =1+2+3+4+5+6+7+8.
Можно сделатьвывод, что числа у пифагорийцев выступают основополагающими универсальнымиобъектами, к которым предполагалось свести не только математические построения,но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные ирелигиозные понятия получили математическую окраску. Науке о числах отводитсяогромное место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика объявляетсяфилософией.
Особоезначение пифагорейцы приписывали числам в деле познания. По Филолаю «число– есть основание оформленности и познаваемости всего сущего. Все познаваемоеимеет число. Ибо без него невозможно ничего ни понять, ни познать».
Раскрывавшаясяпифагорейцами числовая закономерность сущего — это протяженный мир тел,математические закономерности движения небесных тел, законы музыкальнойгармонии, закон прекрасного устройства человеческого тела и др. открытия — предстали как торжество человеческого разума, которым человек обязан божеству.
Пифагор был,видимо, первым, кто открыл человечеству могущество абстрактного знания. Онпоказал, что именно разум, а не органы чувств приносят человеку истинноезнание. Вот почему он советовал своим ученикам переходить от изученияфизических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математикастановится у Пифагора орудием познания мира. А за математикой следует ифилософия, ибо философия есть не что иное, как распространение накопленногоспециального (в данном случае математического) знания на область мировоззрения.Так рождается знаменитый пифагорейский тезис: «Все есть число». Так внедрах пифагорейского союза рождаются математика и философия.
Они считаливозможным при помощи математики достигнуть очищения и соединения с божеством.Математика была одной из составных частей их религии. «Бог — это единство,а мир — множество и состоит из противоположностей. То, что приводитпротивоположности к единству и соединяет все в космос, есть гармония. Гармонияявляется божественной и заключается в числовых отношениях. Кто до конца изучитэту божественную числовую гармонию, сам станет божественным ибессмертным».
Таков былпифагорейский союз — любимое детище великого эллинского мудреца. Воистину тобыл союз истины, добра и красоты.
Заключение
Таким образом,выдающаяся роль Пифагора в развитии греческой науки состоит в выполненииисторической миссии в передаче знаний египетских и вавилонских жрецов вкультуру Древней Греции. Именно благодаря Пифагору, который был, без всякогосомнения, одним из наиболее образованных мыслителей своего времени, греческаянаука получила огромный объем знаний в области философии, математики иестественных наук, которые, попав в благоприятную среду древнегреческойкультуры, способствовали ее бурному развитию и приумножению.
Списокиспользованных источников
1. Асмус, В.Ф. Античная философия /В.Ф., Асмус. 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1976. – 730 с.
2. Кохановский, В.П. Философия:Учебное пособие / В.П., Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 576 с.
3. Ламин, А.С. Античная философия /А.С., Ламин. / СПб.: Триада-С, 2006. – 450 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г.,Спиркин. – М.: Гардарики, 2001. – 272 с.
5. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековойфилософии / А.Н., Чанышев. – М.: Высшая школа, 1991. – 415 с.