--PAGE_BREAK--
Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи,
Формы к-ры
Разумеется, выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер. Отделить материальное от духовного можно только в воображении.
Материальная к-ра состоит из:
• Орудия труда и средства труда • Технику и сооружения • Производство • Пути и средства сообщения • Транспорт • Предметы быта;
Духовная к-ра включает в себя (самые основные элементы): •Язык • Чувства • Мораль • Искусство • Религия.
Универсалии к-ры- обшечеловеч. репрезентации культурного опыта и деятельности, символически отраженные в эйдетич. памяти, образно-мировоззренч. конструкциях, этимологич. ценностях языка, “имажах” искусства и словесности. Их общий генезис связан с центр, оппозициями осн. мифа (золотое яйцо, мировое древо): жизнь/смерть, верх/низ, и др. этого ряда, с первонач. опытом структурирования Космоса и его вещей, с установлением систем терминов родства, семантикой имени, с ритуально-магич. практикой, с первыми запретами (на инцест, на сыроядение и т.п.) и первыми трофеями к-ры (дары Прометея: одежда, огонь, число). Совокупность У.к. образует словарь- symbolarium с правилами сочетания элементов (парадигматика и синтагматика), дает меру валентности смысловых скрещений (в режимах нац. варьирования осн. мифа) и механизмы образных репрезентаций (прагматика). Пути поиска универсальных черт к-ры определяются с рождением науки философии истории (Вольтер, Гердер), мифологич. штудиями немецких романтиков, успехами антропологии и этнографии, а в 20 в. — психоанализом, лингвистикой универсалий, структурно-типологич. и семиотич. методами, социальной психологии, математич. теорией игр (напр., теорией конфликта), зоопсихологии, попытками моделирования коллективного поведения и ментальных процессов, с панорамным интересом к проблеме в постклассич. исследованиях. С рождением понятия “человечество” конечной целью большинства гуманитарных дисциплин стало уяснение структурно-эстетич. единства мировой к-ры. Специфич. интонирование эта задача получила на фоне дискуссий о природе внеземных цивилизаций и нового прочтения наследия русских космистов. Качественно новые аспекты общей теории к-ры предложила философия диалога, совр. трактовки моделей ноосферы и экологич. проблематики. В рамках отеч. традиции серьезные достижения принадлежат тартуско-московской школе. Мифопоэтич. ряд утверждает универсалии архаич. порядка: мифологемы хтонич. сил (огонь/вода/земля/воздух; ср. пятирицы Востока) и связанные с ними элементы Космоса (Солнце, звезды, Луна, планеты в их именных персонификациях); ближний мир предметов (камень, дерево, зерно, масло; утварь быта); природная органика (птицы, рыбы, насекомые) в ее пространственно-временной и хроматической определенности. Над ними свой мир строят универсалии терминов родства (в широком смысле) и древнейшие “метафоры” артефактов (типа: дом, зеркало), экзистентных ситуаций (типа: обмен, встреча, путь), границы состояний (типа: сон, смех, слезы, тайна, экстаз) или их “следов” (типа: тень, двойник, голос)
14. Доминирующая к-ра, субк-ра и контрк-ра.
Культурное пространство внутри любого социального организма крайне неоднородно. Для воссоздания объективной картины того или иного социума следует оперировать такими категориями, как доминирующая к-ра, субк-ра и контрк-ра. Под доминирующей к-рой понимают ценности, которыми руководствуется большинство членов общества. Поэтому доминирующую культуру называют также господствующей.
В то же время каждое общество неизбежно распадается на множество групп – национальных, конфессиональных, профессиональных, возрастных, стремящихся обустроить внутри доминирующей к-ры свое собственное, относительно автономное существование. Субк-ра – это узкий культурный мир с присущими только ему нормами поведения, идеалами, ценностями, стилем одежды, языком, манерами. Субк-ра отличается и по внешним, и по внутренним признакам от доминирующей, но она не ставит целью изменить основную культуру или занять ее место.
Когда же локальные культурные ценности начинают претендовать на некую универсальность, а их носители возвещают о новых нравственных ориентирах для широких социальных слоев, тогда уже речь идет о контркультуре как совокупности установок, противостоящих фундаментальным, господствующим в конкретной культуре. Контрк-ра, таким образом, – частный случай субк-ры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер по отношению к общепризнанным духовным ценностям. Чёткую границу между контрк-рой и субк-рой провести можно не всегда, поэтому иногда к одному явлению применяются оба названия. Примерами контрк-ры явлются некоторые молодёжные движения и субк-ры XX века (хиппи, в СССР – андерграундная рок-к-ра). В современном западном мире примером контрк-ры является движение хардкор-панк.
15. Исторические этапы формирования понятия личности в европейском оСпцествеином сознании. Особенности представлений о личности на Востоке.
представление о личности в традиц. обществах востока.
Традиц. обществом принято считать все типы общества отличающиеся от соц. моделей нового времения гл. отлилчит. признаком такого общества явл. центр место, кот. занимают в нем религиозные и мефологич. сист. лежат в основании вех соц. культурных и полит. институтов. 1признак. комум – такое представление о явлениях где единое и целое предшествует составным частям. 2признак. манифестационизм. –сос-ит в том что реальность поспринимаетмся как внешн. выражение божества тождественное ему самому. По словам Штейнера на западе чел. стал отчужденной личностью а на Востоке личностью не стал. И сила свои тратил на то чтобы адекватно вписаться в соц. общность заняться соотв. ячейку в обществе устройстве. В буддизме отрицается именно индивидуальное «я» личность как сущесность простая и вечная, тождественная самой себе субстанция. С точки зр. буддизма личность есть только имя для обозначения соединенных в опр. порядок групп. психо-физ. эл-тов. Выд-ся 5 группы. 1группа. –чувственного. к этой группе относится все то что можем отнести к области чувственного воспринимаемого и материального. 2 группа. –чувствование –ощущение приятного, неприятного чел. нейтрального. 3. осознавание различий. (круглое-квадратное и т.д.) 4.мотивирующий фактор. 5.сознание как таковое. Вывод. буддизм. смотрит на личность лишь как на имя призванное обозначить структурно –упорядоченную комбинацию пяти групп. не субстанциональных и мгновенных, элементарных психо-физ. состояний. Личность в Японии представлялась как совокупность соц. обязанностей. 1.обязаности по отношен. к императору. 2. к родителям. 3.к людям, к=е что то для чел. сделали. 4.по отношению к самому себе. Картины нам об этом говорят. Обе европейские сист. Средневиковая и Ренессансная подразумевают единый цент. В одном случае мир замыкается на боге, в другом случае мир замыкаыется вокруг мира художника. В китайско-японской живописи нет ни прямой ни обратной перспективы. нет единого центра ни снаружи ни внутри картины. нет единой точки зрения .
Эпоха нового времени. сущ-ли 2 антропол. модели чел. 1)чел. как машина. согласно механистич. подходу чел. подчин-ся жествким причиннос-следств. связям. Эти причинно-следственные связи можно установить опытным путем. Осн. компонентами чел-ка явл. тело и душа. Тело- самостоятельно заводящася машина кот. находится в беспрерывном движении и поддреживается постоянным потреблением пищи. 2.чел. как животное. акцент на биол. составляющее. Данная модель лежит в основе дарвинизма, философии жизни (Ницше, Берсон)
16. Общенаучные и часщнонаучные подходы к определению понятия «личность».
общенаучные подходы. –используются во многих науч. дисциплинах. а)формально-логич (с т.з. особен. един). б)субстантивный (превоначало деят.) в) релятивиский (индивид) г) стр-но функц. (индивид личн). Частно-научные. а)философский. б)деятельностный. –психол.,-физиол- антропоген.
17. Психоаналитические концепции личности (3. Фрейд и К. Юнг).
Психоанализ был создан австрийским врачом З.Фрейдом. возник как практический психотерапевтич метод. Позже благодаря психоанализу, сформиров понят «психотерапия» котор 1.занимает промежут место м/у психиатрией и психолог. 2. Цель – лечен психич больных, но и активация прервавшегося личностного роста. Особенность психоанал – несмотря на практич направленность, Фрейд разработ теоретич обоснование, превосходящ практич цели ( место в истор как филос система) Центральн пробл социолог компонента психоанализа и психоаналитич социологии явл соотношение чел. и об-ва, интересы кот наход в противоре др с др. Это и явл препятств личностн росту. Психопатолог и аномалии хар-ра, возник под влиян внешн фак-ов, возд соц среды, навязыв ребенку травмирующ импиративы. Психоанализ признает правомерность норм, регулир соц отнош, их травмирующ эффект – незрелость детской псих-ки. Психоанализ стоит близко к микросоц-ии т.к. объект изучен взаимод внутри семьи. Эти взаимод м.б. как травматич так и способств личностн росту. Психоанализ удел особ вниман эмоцион жизни ребенка. Отношен м/у ребенком и родит рассматр как важнейш условие развития личности реб как центр фактор соц-зации (адаптац личности к социуму). Инстанции психики Я, Сверх – Я и Оно. Оно – резервуар влечений, либидо требует удовлетв всех желаний, вступ в конфл с реальн возможн. Желан могут вступ в конфл со Сверх – Я (обезличенные следы родит образов), воплощ обществ нормы и ценности ( в основан образы и ценности конкретн родит), следоват интернализованные фигуры (перенесенные внутрь) вступ в конфл с требован Оно ( не всякое желан допустимо с т.зр. морали ) Я часть психич аппарата котор 1. Обеспечив адекватн восприят реальн 2. Выбир формы повед котор согласов с треб реальн, притязаниями Оно и Сверх – Я. Психоанал – дополн социализац индивида. Здоров индив сдержив опасн для об-ва инстинкты, подчинаясь нормам и использ ср-ва не проводящ к болезнен резуль, невротик – не способен на это. В результ прохожд психоанал агрессивн и сексуальн чувства должны преврат в социальн чувства, принят соц форму. Формиров инстанций психики происх до 6 лет, до того возраста когда разруш Эдипов комплекс кажд ребен в опред период своего развит желает получить сексуальн любовь одного из родит ценой убийства др., но боится наказания (кастрации). Возникн соц контроля, Фрейд связыв с запретом на инцест, т.е. создание Эдипов комплекс (Тотем и Табу).
18. Социально-психологические концепции личности (А.Адлер, К.Хорни, Г.Салливан, Э. Фромм).
Из этой четверки отцом «нового социально-психологического взгляда» может считаться Альфред Адлер, поскольку он еще в 1911 году порвал с Фрейдом из-за различия во взглядах на проблему сексуальности и начал разрабатывать теорию, двумя концептуальными столпами которой стали социальный интерес и стремление к превосходству. Адлер принял допущение о том, что человеческая мотивация в основном представлена социальными побуждениями. По Адлеру, люди – изначально социальные существа. Они соотносят себя с другими людьми, участвуют в совместной социальной деятельности, ставят общее благо выше эгоистических интересов, и стиль их жизни преимущественно социален по своей ориентации. Адлер не считал, что люди социализируются просто потому, что вовлекаются в социальные процессы; социальный интерес врожден, хотя развивающиеся специфические отношения с людьми и социальными институтами определяются характером общества, в котором рожден человек. Следовательно, в одном аспекте точка зрения Адлера биологична – так же, как взгляды Фрейда и Юнга. Все трое допускают врожденную сущность человека, сущность, определяющую его личность. Фрейд выделил секс. Юнг – изначальные мыслительные схемы, Адлер выделяет социальный интерес. Второй важный вклад Адлера в теорию личности – понятие творческого Я. В отличие от фрейдовского Я, представляющего группу обслуживающих инстинкты процессов, у Адлера Я – высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. Третья черта психологии,, – акцент на уникальности личности. Адлер представлял каждого человека как уникальную систему мотивов, черт, интересов, ценностей; каждое действие человека несет печать свойственного именно ему жизненного стиля.
Фиктивный финализм, Стремление к превосходству, Чувство неполноценности и компенсация, Социальный интерес, Жизненный стиль, Творческое Я, Типичные исследования. Методы исследования: Порядок рождения и личность, Ранние воспоминания, Детские переживания.
Неофрейдизм, направление в современной философии и психологии, получившее распространение главным образом в США. Термин «Н.» возник для обозначения течений, выделившихся к концу 1930-х гг. из ортодоксального фрейдизма (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм и др.). Н. сформировался в процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнологическими теориями (в частности, школой культур антропологии). Исходным положением Н. явился так называемый принцип социального (Фромм) или культурного (А. Кардинер) детерминизма, который, в отличие от биологизма З. Фрейда, исходит из решающей роли среды в формировании личности. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения; отклоняется учение о либидо и сублимации. Вместе с этим Н. вообще отказывается от монистической концепции человека, приходит к отрицанию диалектических взаимоотношений между природой и культурой, средой и индивидом (по Фромму, собственно человеческое начинается там, где оканчивается природа). Психические нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение «социальной идентичности» трактуется как патология. Однако если Н. «социологизирует» психологию, то сами социальные явления при этом «психологизируются». Н. отрицает объективные социальные закономерности, которые не являются законами психологии. Отвергая представления психоанализа о внутрипсихической структуре, Н. заменяет их учением о защитных формах поведения в духе бихевиоризма. Н. или вообще отрицает роль бессознательного, или же рассматривает его как связующее звено между социальными и психическими структурами («социальное бессознательное» Фромма). Показательна для Н. общая концепция межличностных отношений, которую развивает Салливан: в психике нет ничего, кроме отношений к др. лицам и объектам или смены межличностных ситуаций. Существование личности как таковой рассматривается как миф или иллюзия, а личность — лишь как сумма отношений между искажёнными или фантастическими образами («персонификациями»), возникающими в процессе социального общения. Н. не представляет собой единого целого. Если Салливан без остатка растворяет индивида в межличностной среде, то Хорни признаёт в человеке известную возможность самодвижения («стремление к самореализации»), Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися ещё у Хорни и Салливана, развивая социально-критическую антропологическую теорию и превращая Н. в теорию утопического «коммунитарного социализма». В работах М. Мид, Кардинера и др. Н. объединяется с культур-антропологией, нередко приводя к идеям культурного релятивизма, психологической несоизмеримости отдельных культур.
19. Теория «зеркального Я» (Ч. Кули, Дж. А/ид).
Одним из исследователей самости (то есть понятий “я” (I), “меня” (Me), “мое” (mу), “я сам” (myself)) и автором концепции зеркального “Я” был Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929) — один из основателей символического интеракционизма.
Кули пишет, что отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимения третьего лица, выступает некий характерный тип чувства, которое можно назвать “чувством моего (my-feeling)” или “чувством присвоения (sense of appropriation)”. Почти все виды идей могут быть связаны с этим чувством и быть поэтому названы “я” или “мое”. Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать как инстинктивное, оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов. Оно, таким образом, очень глубоко укоренено в истории человеческого рода и, очевидно, необходимо для любой системы жизни вообще, которая схожа с нашей.
Самость может быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектов общего желания. Из понятия самости следует концепция зеркального “Я”, имеющая очень большое значение в социологии.
Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия “Я” через самого себя, мы также воспринимаем свое “Я” как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.
Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.
Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального “Я”. Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. “Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность”. В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих “микросоциологических” концепций, детальная разработка которых — заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.
Идеи Кули развил Джордж Герберт Мид (1863 – 1931)
Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция “обобщенного другого”, в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида “обобщенный другой” представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его “обобщенного другого”, как бы смотрит на себя со стороны.
Это осознание “обобщенного другого” развивается через процессы “принятия роли” и “исполнения роли”. Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком). Исполнение роли — это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.
Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности.
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.
20. Социальная динамика личности: социализация и активность.
Социализация (от лат. socialis общественный) процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Личность форм-ся и присросабливается к общ-ой жизнед-ти в процессе С-ии.
3 вида процесса С-ии: воспитание, обучение, усвоение индивидом ценностей, норм, установок и обрасцового повед-я.
С-ия-двусторонний процесс: 1.стихийный (не контролируется со стороны общ.); 2.организованный (контр-ся общ.и гос-ом)
Воспитание-целенаправленное возд-е на чел
Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации. Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и “чужой” (влияние родителей, обучение). В научной литературе существует, по крайней мере, еще несколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного общества. Это — “инкультурация”, “аккультурация” и “интернализация” (“интериоризация”). Введение этих и других понятий в научный оборот объясняется недостаточностью или неполнотой смыслового содержания исходного термина “социализация”. Последний не охватывал, например, когнитивные моменты культуры (знания, верования, ценности). Основные тенденции и формы социализации
Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями — типизацией и индивидуализацией.
Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире “объективных мыслительных форм” культуры — ценностей, норм, идей, и их преобразования в субъективно-идеальный мир и, с другой, как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения.
Индивидуализация характеризует в свою очередь процессы преобразования индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформации субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира.
Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов.
По времени осуществления социализация подразделяется на “первичную”, продолжающую от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и “вторичную”, происходящую уже на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве, социализацию взрослых людей или ресоциализацию, связанную с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших, и социализацию пожилых людей,
Структура и механизмы социализации. Структура социализации личности включает в себя такие стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты), условия и механизмы. Проблема “стадиальности” и механизмов процесса социализации разработана в большей степени психологами. Социологи же уделяют преимущественное внимание изучению агентов и условий социализации.
Стадии или этапы социализации. Известный французский ученый Ж.Пиаже исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями. До 2 лет – сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира). 2–7 лет – предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений). 7–11 лет – стадия конкретных операций (овладением навыками мысленного манипулирования предметами). 12–15 лет – стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).
Э.Эриксона и Л.Колберга. З.Фрейда Э.Эриксоном.
продолжение
--PAGE_BREAK--Агенты и условия социализации Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило, семью и родственников, группы сверстников и знакомых, школу (вуз), средства массовой информации. Мы не ставим своей целью описание всех этих агентов. На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий — социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это — экономические, социально-политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.
Механизмы социализации В научной литературе выделяют, прежде всего, психологические механизмы социализации.
Активность и стратегия жизни личности
Понятие “активность” характеризует системообразующий признак, определяющий в одном случае системные качества человека (широкое понимание), а в другом — степень его участия в социальной жизни (узкий смысл).
Активность и жизненная позиция личности
В узком смысле активность — деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям жизнедеятельности, делам общества, проявляющееся как в форме общественно-полезной, созидательной и творческой деятельности, так и в форме антиобщественной деятельности, отклоняющегося (девиантного) поведения. Характеризуется высокой степенью интенсивности осуществления, динамичностью и способностью производить изменения (преобразования).
Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность. Это — способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом.
Гражданская активность личности — форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях, в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод), в поддержании целостности общества и его институтов.
21. Объективная и субъективная стороны социальной структуры личности. Концепция диспозиционной регуляции поведения личности В.А. Ядова.
Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности была сформулирована известным социологом В. А. Ядовым. Ключевым понятием выступает «диспозиция», или установка, в самом широком ее смысле. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Диспозиционная концепция дает возможность объяснить поведение и деятельность индивида в различных социальных средах и социальных системах.
ДИСПОЗИЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ (от лат. dispositio— расположение) — концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий. Д. к. связывает готовность личности к поведению в данной социальной ситуации с социальными условиями предшествующей деятельности, в к-рых формируется устойчивая предрасположенность к реализации определенных потребностей субъекта в соответствующих условиях. Д. к. предложена В. А. Ядовым. Она рассматривает диспозиции личности как иерархически организованную систему, вершину к-рой образуют общая направленность интересов и система ценностных ориентации как продукт воздействия общих социальных условий, средние уровни — система обобщенных социальных установок на многообразные социальные объекты и ситуации, а нижний — ситуативные социальные установки как готовность к оценке и действию в конкретных (“микросоциальных”) условиях деятельности. Высшие диспозиции наиболее устойчивы, что соответствует относительно более высокой стабильности общих социальных условий деятельности личности (устойчивые особенности образа жизни больших социальных общностей), они активно воздействуют на диспозиции нижележащих уровней. Однако ситуативные социальные установки, в отличие от обобщенных, обладают относительной самостоятельностью, что обеспечивает адаптацию личности к меняющимся (нестабильным) условиям деятельности при сохранении устойчивой целостности ее высших генеральных диспозиций. Последние регулируют общую направленность социального поведения личности, а диспозиции других уровней — поведение в той или иной сфере деятельности, направленность поступков в отношении определенных социальных объектов и ситуаций. В принципе роль ведущей диспозиции принимает на себя та (или те), к-рая наиболее полно соответствует данным условиям и цели деятельности в данном “масштабе”. Д. к. позволяет установить связи между социологическими, социально-психологическими и общепсихологическими подходами к изучению социального поведения личности.
ДИСПОЗИЦИЯ (или предиспо зиция) — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персон ал истской психологии (В. Штерн) (см. Персонализм) Д. обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории личности Г. Ол-порта — многочисленные черты личности (от 18 до 5 тыс.), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. В советской психологии термин Д. используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом (см. Диспозиционная концепция).
22. Социальная типология личности Р.Мертона.
(аномия) выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второго явления (социальная структура). Термин «аномия» был выдвинут французским социологом Э.Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность.
Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенного на основе «теории среднего радиуса действия», является рассмотрение им отклоняющегося поведения и аномии. Теория социальной аномии — социологическая теория причин преступности в современном обществе, предложенная Р.Мертоном.
Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения [2. C. 208]. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. Согласно теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимо возрастает в случае, когда в обществе превыше всего превозносятся определенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как социальная структура этого общества ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же самого населения. Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии, отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:
конформист принимает как культурные цели, так и институцио-нальные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные средства);
ритуалист принимает институциональные средства, которые аб-солютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает; ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером та-кого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);
изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы);
мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения (186, с. 145-169). Структурный функционализм Р. Мертона.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
СПОСОБ, КОТОРЫМ ИНДИВИДЫ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТРАТЕ
ТИП ОБЩЕСТВА(ЗАКРЫТОЕ ИЛИ ОТКРЫТОЕ)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ПОДОБНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
РАБСТВО
Экономическое или юридическое закрепощение, максимально жесткое
Закрытое
Древняя Греция
Рабовладельцы
Рабы (полностью бесправны, их разрешено убивать, являются
имуществом рабовладельца)
КАСТЫ
Закрепление с помощью религии и традиций, определяется с рождения, является пожизненным
Закрытое
Индия
4 основные касты Брахманы (жрецы) Кшатрии (войны) Вайшии (купцы) Шудры (ремесленники и крестьяне) 5 тыс. неосновных каст неприкасаемые
СОСЛОВИЯ
Закрепление с помощью обычая и закона, передается по наследству
Закрытое (но допускались межсословные браки, покупки титулов)
Российская империя дворяне духовенство купечество казачество крестьянство мещанство
КЛАССЫ
Страты открыты для всех, не закреплены законом, отличаются от других властью, доходом, образованием, престижем
Открытое
США
Три основных класса
богатые зажиточные (средний класс) бедные
При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.
23. Сущность и элементы (страта и класс) социальной стратификации.
Термин стратификация происходит от слова страты — означающего слой.
4 показателя измерения стратификации это:
1) экономическое благосостояние, измеряеися в рублях или $ за определенный промежуток времени (зарплата, наследство, стипендия);
2) власть измеряется количеством людей, которые выполняют волю человека;
3) образование измеряется количеством лет, потраченных на образование;
4) престиж-уважение, оказываемое обществом человеку или социальной группе, как обладателю определенной профессии.
Соц стратификация описывает соц. неравенства в общ-ве; деление соц слоев по уровню дохода, образа жизни, по наличию или отсутствию привилегий.
Критерии стратификации: 1) уровень дохода, 2) образование, 3)уровень власти, кот-ым располагает индивид.
Истор типы соц стратификации: 1) рабство (полное юрид, личностное закрепощение людей): а) классическое ( древ Вост цив-ии, раб – полная собственность хозяина), б) патриархальный (раб занимает положение младшего члена семьи ( у варварских народов, скифов, славян). 2) кастовый строй (закрытость и жесткая страт-ия) Каста – соц группа, членство в кот-ой челове обязан рождению. 3) сословия ( соц группа, обладающ закреп обычаями или юрид законом и передаваемый по наследству набором прав и обязанносте) Отнесение к сословию основывалось на земельной собственности. 4) Класс (классовая сисетма формировалась в 18-19 вв.)Классы не имеют уноследованных титулов. Отсутствие юридич. Задекларированного неравенства. В США наиболее полно реализовалась соц. стратификация: Выдел 4 основных класса: 1)высший (старая родословная аристократия), 2) средний класс (функция ср. класса – сохра устойчивости соц. структуры и ее равновесия), 3) рабочии класс, 4) низший.
2 типа соц стратификации 1)линейная ( наличие в общ-ве только 1 истор типа стратификации); 2) смешаная ( включ помимо классового деления об-ва еще и пережитки сословного (Великобритания))
Важный элемент соц. стратификации – соц статус. ( соц положение ч-ка в общ-ве)
Виды статуса: 1) соц статус (положение ч-ка в общ-ве, кот-ую он автоматически занимает как представитель большой соц группы), 2) личный статус (пол-е, кот ч-к занимает в малой группе, как он оценивается по своим личностным характеристикам), 3) ранг (рассмат как место в иерархии), 4) припсывающий (статус, в кот-ом ч-к ражден и кот-ый ч-к поменять не может (нац-ть, возраст), 5) смеш статус ( содерж в себе элементы соц-го и личного статуса) ( инвалид, олимпийский чемпион)
Структура соц статуса: 1)соц роль (модель поведения, кот-ая ориентирована на определен статус), 2) статусные права (каждому статусу – определенные права),3) статусный диапазон (1 статус включ в себя элементы другого), 4) статусные символы (внеш знаки отличия, позволяющие идентифицировать обладающ различ статусы).
Социальная стратификация — совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний — открытые.
Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическими законами, и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, профессий, чинов. Государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием. Класс (в широком значении) — большая социальная группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем
24. Исторические системы социальной стратификации.
Термин стратификация происходит от слова страты — означающего слой.
4 показателя измерения стратификации это:
1) экономическое благосостояние, измеряеися в рублях или $ за определенный промежуток времени (зарплата, наследство, стипендия);
2) власть измеряется количеством людей, которые выполняют волю человека;
3) образование измеряется количеством лет, потраченных на образование;
4) престиж-уважение, оказываемое обществом человеку или социальной группе, как обладателю определенной профессии.
Социальная стратификация.
Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства — восточной деспотии — стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным.
Это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует определённом обществе, в определённый исторический отрезок времени.
Теория элит. В. Парето.
Существует два типа элит – правящая(политическая) и не правящая(религиозная, научная или экономическая). Типичные представители элиты это лучшие в своей области деятельности. Достигшие наивысшей степени профессионализма. Каждая элита имеет две разновидности. Львы ( консерваторы) и Лисы ( новаторы). Львы и лысы постоянно сменяют друг друга, тем самым обеспечивая маятниковый характер развития общества. Постоянная смена противоположностей при отсутствии прогресса.
С точки зрения Парето революция – насильственная смена элит. Это происходит, если элита закрывается, то есть блокируются механизмы входа и выхода. Прекращается круговорот элит.
Социальная мобильность.
Горизонтальная.
Переход индивида или социального объекта от одной позиции к другой, лежащей на том же уровне. ( переход из семьи в семью, смена места жительства).
Вертикальная.
Это совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. ( служебное повышение, улучшение благосостояния.)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
25. Понятие и виды социальной мобильности.
Это понятие ввел п. Сорокин
Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся».
Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес.
Различаются следующие виды социальной мобильности:
вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);
индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;
восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).
Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность — противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.
26. Горизонтальная мобильность в современном мире (концепция «конца географии», «туристы» и «бродяги»). Баумана, «запретные пространства» С. Фласти, «круги изоляции» в США).
З. Бауман, анализируя фигуры паломника, бродяги, игрока, фланера, туриста в философско-исторической перспективе, отмечал, что они выполняют роль ярких парадигмальных образцов культурного пространства идентичности. З.Бауман отмечает, что «туризм некогда населял обочину собственно социального действия (но если бродяга был маргиналом, то туризм был маргинальной деятельностью), но теперь переместился в центр (как типаж и как деятельность)»[1].
Глобализация- свободное передвижение –это неоднородно в зависимости от своего класса и получает метафоры: а) бродяги –люди к-е вынуждены находиться в движении. б)туристы –богатые могут свободно передвигаться. У Баумана, Фласти. Запретные пространства- это ограниченные пространства в городе. Все меньше свободныхы мест. Функц-ые зоны. Пр. запрет порковки автомобиля. «кризис изоляции» 1)окраины 2) пригородная зона. 3)далеко загородом.(богатые).
27. Понятие, свойства и виды социальной организации:
Организованная деят-ть – необходимое условиесущ-ия людей. Такой вид деят-ти присущ не только ч-ку, но и животному.С-к осущ-т организованною деят-ть в соответствии с поставленной целью.
2 типа орг-ии: 1) естественные (вид ассоциации, кот-ая возникает как незапланированное и основана на добровольном членстве). и искусственные ( система связей соц реалий, создав в соответствии с определенным планом для достижения целей, закрепощение ролевых функций за каждым статусом)
Прзнаки естественной орг-ии: 1) желание людей принимать участие в общем процессе и добровольно выполнять свою роль, 2) характерна личностная структура устройства т.е. соц статус людей зависит от 1 ч-ка, 3) отсутствие должного контроля за поведением членов орг-ии и огранич. Приминение санкций, 5) невозможность создавать устойчивость организованной структуры в рамках естественной орг-ии( т.е членство постеп переходит от естествен к искусственному (армия, строительство т.е искусственные орг-ии)
Признаки искусственной орг-ии: 1) развлетвленная иерархичная структура, 2) жесткие властные связи, основанные на формальных нормах)
3 основных подхода орг-ии (Пригорожин): 1) деят-ть по выработке новых норм, наложив устойчивость связей (орг-ия – вид деят-ти), 2) орг-ия как отрибут какого-л объекта, как св-во объекта имеет упорядочную структуру. 3) искусственно созданная, выполняющ соц функцию.
Фролов. Орг-ия – соц группа, ориентирована на достяжение взаимосвязи спецефич целей и формирование высокоформир структур на основе специализации и разделения труда.
продолжение
--PAGE_BREAK--