Реферат по предмету "Философия"


Наука и мифология 2

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В одной из работ я нашел интересную мысль о мифе и науке:

«Нельзя считать, что мифология предшествует науке и, что наука появляется из мифа. Миф всегда практичен, насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями, но это – не начало науки»1.

Мне захотелось порассуждать на эту тему. На самом деле с этим можно согласиться, а можно и сказать, что это не так. Я скорее не соглашусь. В философском энциклопедическом словаре есть такая цитата:

«Если брать реальную науку, т. е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука, решительно всегда, не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции»2.

Примеры существуют в работах различных философов. Например, Декарт – основатель новоевропейского рационализма и механицизма – мифолог, так как начинает свою философию с всеобщего сомнения, даже относительно Бога. И это только потому, что такова его собственная мифология. Аналогичные примеры можно проследить и в работах Канта.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что мифологическое мышление не исчезло и по сей день. Многие из нас до сих пор любят читать древние мифы и сказки, а кто-то просто сочиняет новые.

Так что же такое мифология? Сказки для взрослых? Почему так называемые «взрослые» не могут расстаться с героями мифов, не могут оставить их в своем далеком детстве и время от времени возвращаются к образам, созданным несколько веков назад? Отчасти в этом виноваты исторически сложившиеся традиции и мы, поневоле вспоминаем имена мифологических героев, употребляя в жизни те или иные слова или крылатые выражения.

Мир современного человека наполнен именами и понятиями, пришедшими из «сказок древности». Многие крупные торговые компании устанавливают перед входом в здания фирм статуи Гермеса, как бы испрашивая его покровительства. Изображения мифологических существ часто используются в современной геральдике. В символах Всемирной организации здравоохранения, Американской медицинской ассоциации используются посох Асклепия и кадуцей Гермеса. Грифон стал одним из королевских символов Англии, символом банка «Мидланд Банк», присутствует на символах автомобильных компаний «Сааб» и «Воксхолл». Пегас, вместе с Беллерофонтом на спине, в годы Второй мировой войны был утвержден как отличительный знак Британских воздушно-десантных войск. Феникс в качестве эмблемы был выбран Елизаветой I и шотландской королевой Марией, а в средние века его, в качестве символа, использовали алхимики. Лавровые венки, как символ бессмертия, носились римскими императорами, а в более поздние времена, на английских монетах, в них изображались Карл II, Георг I, Георг II, Елизавета II. Пять звезд из созвездия Плеяд украшают эмблему автомобильной компании «Субару» (субару по-японски – Плеяды).

Цель данной работы: разобраться, как и почему появились наука и мифология.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить что такое миф?

Узнать что такое мифологическое мировоззрение?

Выяснить существуют ли современные мифы?

Определить, как происходил переход от мифологических представлений о мире к научным?

Узнать когда появляется наука?

Какие существуют науки?
Что такое миф?
В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю. понятие миф имеет два значения. Миф1 – это:

Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.

Недостоверный рассказ, выдумка.

Советская энциклопедия трактует так: «Это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев – поэтические, наивные, нередко причудливые»2.

Слово «миф», как только оно произнесено, у большинства людей ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем, сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Значение слова «миф» в моем понимании означает некий своеобразный способ, согласно которому одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага. В связи с тем, что на раннем этапе зарождения мифологии письменность отсутствовала, то при передаче знаний от человека к человеку что-то терялось, что-то приукрашивалось.

Хочу так же привести несколько примеров суждения о значении слова «миф» другими, более известными людьми, хотя эти толкования скорее имеют философский характер.

Например, как указывает С. С. Аверинцев, греческое «mythos» было многозначным понятием, и далеко не все его смыслы относились к художественным и вообще конкретным текстам.

Платон видел в нем не только «живое, наивное, тождественное себе», но и «… иное себе… иносказание или символ».

Советские и зарубежные исследователи Платона С. С. Аверинцев, А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи, Г. Керк, Т. Ллойд и др. показали, что в семантическом контексте греческого философа «миф» может означать чудесный рассказ о богах, о героях, о давних временах, но может значить и «слово» – священное слово, мнение, вообще речь.

И есть, наконец, совершенно неожиданный смысл, на который указывает А. Тахо-Годи: «Платон вместе с тем именует мифом чисто философские теории, например движение, как первоначало является для него мифом, не поэтической, но философской выдумкой».

Наконец, миф как сфера мечтаемого устремлен в будущее: созвучные ему индоевропейские корни означают «заботиться», «иметь в виду», «страстно желать». Миф сообщает жизни смысл и зовет к деятельности. «Миф делает это не через логику или образец, – поясняет эту позицию исследователь его школы О’Флайерти, – а через активизацию наших эмоций».

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной. Например, в греческом мифе «Происхождение мира и богов» так описывается начало творения: «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги...»1.

Антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества. Согласно многим мифам, человек сотворяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

К космогоническим мифам примыкают также встречающиеся лишь на сравнительно высокой ступени развития эсхатологические мифы – рассказы-пророчества о «конце мира». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа – он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям1.

Мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ. Эти мифы повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем – иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода – древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе – «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения – орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь1.
Мифологическое мировоззрение
Мировоззрение1 – это система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности.

Если рассмотреть античный мир, то сущность мифологии становиться понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя, при котором мир воспринимался, как жизнь одной огромной родовой общины, и в мифе они обобщали всё многообразие чёловеческих отношений и природных явлений. На примере мифа о Прометее, можно увидеть какими особенностями обладало мифологическое мировоззрение:

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое.

Сам Прометей подал богам идею о создании людей, и в мифе он воспринимает людей, как некоторого одного человека, заботится о нем, как о продукте своего творения, нет никакого выделения человека из общества в целом.

В мифе нет абстрактных понятий, в нем все – очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

Прометей – это положительный герой, а Зевс, и другие боги, наказавшие его – отрицательные, потому что за благие дела для людей они, как казалось Прометею, а также и людям, несправедливо обрекли его на страдания и мучения. Здесь видно, что миф мыслит противоположностями, что добро и зло, плохое и хорошее обретают здесь конкретные формы его персонажей.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

По мере чтения мифа можно отметить, что образ Прометея включает в себя такие понятия как человеколюбие, свобода, справедливость, твердость, решимость, доброта и т.д. В нем собрано много позитивных человеческих качеств, которые в ком-то одном, конечно, очень редко сочетаются, потому это и выражено в мифологической форме.

Миф живет в своем, особенном времени – времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

Процитируем строку из мифа: «…Когда Зевс победил и привел мир в порядок…»1. Ни в одном мифе нет ссылок на конкретное время действия его героев или время, когда это происходило, и даже течение времени в мифе о Прометее довольно-таки прозрачно выражено: «…Долго-долго, вероятно десятки тысяч лет, длились ужасные муки Прометея…»2.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Все мучения и страдания, выпавшие на долю Прометея, наполнены чувствами и переживаниями, и человек, проникшийся идеей мифа, это чувствует очень остро. Высокие и благородные цели Прометея, опираются именно на веру в себя и свою правоту, они просто не подвергаются никакому сомнению или разумному осмыслению с точки зрения того времени.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека.

Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества.

Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага.
Современные мифы
Мифотворчество в XX в. становится весьма распространенным. И это закономерно. Ведь мифологическое мышление как характерная особенность духовной культуры этого века нуждается все в новых и новых мифах. В мифологии человек массы узнает себя, и только миф удовлетворяет его любознательность, его потребности в познании. Не меньше мифотворчество существует в науке XX в.

Следственно, литература и наука в эпоху мифологизации сознания общества сами становятся мифотворческими силами. Границы между реальностью и вымыслом стираются. Например, очень много рассказывают и показывают по разным телеканалам историй про пришельцев с других планет, про летающие тарелки и т.д.

Идеология – это система понятий идей, отражающих, в конечном счете, классовое содержание общественного сознания. В доклассовом обществе вместо идеологии выступала мифология. С разделением общества на классы начинается критическое отношение к мифам, что, собственно, служит началом идеологии в современном смысле этого слова.

Так современный социальный и политический миф воспринимается не только вненаучно и интуитивно, он опирается на социальный и политический «опыт» государств, классов, народов и может быть, вполне доказуем.

Свидетельством тому являются социальные и политические мифы о руководящей и направляющей роли КПСС, о преимуществах социализма и его победе в СССР; учения о коммунизме, прогрессе и всеобщем равенстве; лозунги в духе мессианства США, доктрины времен холодной войны. Эти мифы не просто опирались на чувства, а именно доказывались множеством примеров, статистических данных, научных положений и расчетов.

Живучесть некоторых стереотипов мифологического мышления в области политической идеологии и в связанной с ней социальной психологии делает в определенных условиях массовое сознание питательной почвой для распространения «социального», или «политического» мифа. Например, немецкий нацизм в своих интересах не только стремился возродить и поставить себе на службу древнегерманскую языческую мифологию, но и сам создавал своеобразные мифы – расовый миф, соединяющийся с культом фюрера, ритуалом массовых сборищ и т. д.

Такая ситуация, к сожалению, зависит не только от власти, но и от общества, желающего «знать ответы на главные проблемы современности», а после низложения выполнявшей эту роль церкви, наука поневоле должна была ее в той или иной степени заменить. Исходя из этого, ясно, что вся социальная и политическая мифология, любая идеология, каждая политическая доктрина хотя и рассчитана на чувства, но всегда строится на определенного рода доказательствах. Мы можем им верить или в них сомневаться, доказывать их или опровергать, понимать, что они делают упор не на логику, а на убеждение, не на разум, а на подсознание, но для тех, на кого они рассчитаны, они будут бесспорными доказательствами их явной исторической и научной правоты.

Без знания мифов невозможно понять сюжеты многих картин и опер, образного строя поэтических шедевров.

Но не только этим ценна мифология для современности. Если подходить к ней не как к «сумме заблуждений» древних (а с таким взглядом наука давно покончила), а как к огромному пласту культурного развития, через который прошло всё человечество, как к важнейшему явлению культурной истории, господствовавшему над его духовной жизнью в течение десятков тысяч лет, значение мифологии для самопознания человечества станет самоочевидным.

«От мифа к логосу»

«Логос» переводится буквально как «слово», «понятие» и в других известных нам составным греческих словах (биология, геология и др.) обозначает знание, науку.

Процесс отделения объективных эмпирических знаний о мире от их мифологической оболочки – это переход «от мифологических представлений к теоретическому мышлению»1.

Для того чтобы от мифологических представлений о мире перейти к научным, античному человеку было необходимо пройти две ступени осмысления. В работе Грушевицкой Т. Г., Садохина А. П. «Концепции современного естествознания» они четко сформулированы. Попробуем разобраться в них:

Должен произойти отказ от логики мифа, препятствующей оформлению таких фундаментальных принципов научной идеологии, как универсальность, инвариантность, общность, абстрактность и т.д.

Это значит, что если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному, и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархия причин и следствий соответствует иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части.

Другими словами, древние рассказывали мифы, вместо того, чтобы производить анализ событий и делать выводы. Например, мы сказали бы, что определенные атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Вавилоняне наблюдали те же события, но внутренне переживали их как появление гигантской птицы Имдуизд, явившейся им на помощь. Она покрывала небо черными грозовыми тучами своих крыльев и пожирала небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы. Такой миф древние рассказывали не для развлечения. Они рассказывали о событиях, от которых зависело само их существование. Они порождены воображением, но не представляют собой чистой фантазии.

Нужно было изменить духовное личностное отношение к действительности объективно-субстациональным представить мир, как вещное образование, подлежащее объективному рассмотрению.

Основное отличие современной научной мысли – это различие между субъективным и объективным. На этом различии научная мысль строит критический и аналитический метод, с помощью которых последовательно сводит все индивидуальные явления к типическим событиям, подчиняющимся универсальным законам. Мы видим восход и заход Солнца, но думаем, что Земля движется вокруг Солнца. Мы видим цвета, но описываем их как длины волн. Нам снится умерший родственник, но мы думаем об этом четком видении как о продукте нашего собственного подсознания. Даже, если мы и не способны доказать, что эти почти невероятные научные взгляды верны, мы все же принимаем их, ибо знаем: можно доказать, что они обладают большей степенью объективности, чем наши чувственные впечатления. Однако в мгновенности первобытного переживания нет места для критического расщепления восприятий. Первобытный человек не может отвлечься от присутствия явлений, поэтому различие между субъективным и объективным знанием лишено для него смысла.

Но сложившиеся исторические факторы, все, же заставили задуматься некоторую группу людей и поразмышлять об окружающем мире, природе и о законах, действующих там. Правда, переход от мифологии к науке был довольно медленным, и на этом пути было сделано много проб и ошибок, но если бы не это, трудно было бы сказать кем, как не древними греками, начавшими развивать первобытную науку, и когда был бы сделан этот первый шаг «от мифа к логосу».
Когда появляется наука?
Оказывается, уже по этому поводу существуют различные точки зрения.

Иногда отстаивается позиция, что естествознание возникло в каменном веке, когда человек стал накапливать и передавать другим знания о мире. Так, Джон Бернал в книге «Наука в истории общества» пишет: «Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека...»

Другие считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н.э. в Древней Греции, где появляются первые программы исследования природы.

Некоторые историки связывают возникновение естествознания с постепенным освобождением мышления от догм аристотелианских воззрений, которое связано с деятельностью оксфордских ученых XII-XIV вв. – Роберта Гроссета, Роджера Бэкона и др. Эти исследователи призывали опираться на опыт, наблюдения и эксперимент, а не на авторитет мифа или философской традиции.

Большинство историков науки считают, что о естествознании в современном смысле слова можно говорить, только начиная с XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона. Рождение науки, естествознания отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В это же время происходит рождение науки в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. – Парижская Академия Наук.

Существует точка зрения, что современное естествознание возникло в конце XIX века. В это время наука оформляется в особую профессию благодаря, в первую очередь, реформам Берлинского университета, проходившим под руководством знаменитого естествоиспытателя Вильгельма Гумбольдта. В результате этих реформ появилась новая модель университетского образования, в которой обучение совмещалось с исследовательской деятельностью. Процесс превращения науки в профессию завершает ее становление как современной науки.

Наконец, популярен подход, в котором выделяют следующие этапы эволюции науки:

классическая наука (XVII-XIX вв.) – стремление к объективности знаний;

неклассическая наука (первая половина XX в.) – создание квантовой механики, в которой отвергается классический детерминизм, объект и результат изучения оказываются взаимосвязанными с методом изучения;

постнеклассическая наука (вторая половина XX в.) – взаимозависимость знаний об объекте и средств и операций субъекта исследования, и даже с ценностно-целевыми параметрами исследования.

На самом деле, если следовать идеалам научного метода, то в поисках «колыбели» науки как специфического способа познания мира мы должны аргументировано ответить всего, лишь на один вопрос – «когда и где познание приобретает те специфические черты, которые мы сформулировали только что?» И сразу становится понятным, например, что ни о какой системности или доказательности нельзя говорить, наблюдая за познавательной деятельностью древних людей каменного века, какими бы разумными они не казались.

Версия о возникновении науки в Древнем Вавилоне или Египте также не выдерживает проверки нашим набором критериев. Те источники, которые дошли до нашего времени (папирус Ахмеса, например), позволяют утверждать, что знания того времени носили преимущественно рецептурный, догматичный и бессистемный характер, в отношении этих знаний не выдвигалось требование обоснования или доказательства – кроме возможности успешного применения их на практике. Это более похоже на обыденно-практическое знание. Так, например, описание основных движений небесных тел было удовлетворительным уже во времена Вавилона, но первые попытки анализа и объяснения относятся только к XVI–XVII вв., т. е. преднаучные знания, в отличие от научных, ещё не образовывали специфической системы. Они не были нацелены на описание и объяснение мира, им не свойственны были доказательность, обоснованность, и т. п. Они являлись предписаниями, схемами, рецептами практических действий, они были вплетены в реальную, практическую жизнь людей, т. е. знания, накопленные у древневосточных цивилизаций, имели следующие общие черты: стихийность, несистематизированность, недоказательный характер знания, отсутствие критической позиции по отношению к знанию, невозможность коррекции знания, отсутствие теоретичности и фундаментальности, иррациональность, рецептурный характер.

Из этого можно заключить, что в древневосточных цивилизациях не существовало науки, но были подготовлены предпосылки для появления науки и существовали отдельные ее компоненты.

И лишь в античный период познание приобретает почти весь набор сформулированных выше специфических черт – от системности до доказательности.

Именно в античности познание приобретает черты системности (картина мира Аристотеля, геометрия Эвклида – образцы системности), рациональности (древнегреческие натурфилософы исходили из тезиса познаваемости мира, и более того – они абсолютизировали этот тезис, отвергая в принципе опыт как средство установления новых фактов или проверки полученных с помощью рассуждения и логики утверждений), доказательности (само понятие теоремы как утверждения требующего доказательства придумано греками), впервые возникает специфическая методология научного познания, включающая в себя логику и анализ. Следуя той же логике, мы обязаны прийти к выводу, что наука возникает именно в Древней Греции.

Различные науки

Наука1– система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.

Рассмотрим в первую очередь науку, которая изучает фундамент природы, – физику.

Знанием о физических процессах обладает каждый нормальный человек. Но не всякое знание может быть научным. Древние индейцы объясняли падение тел на Землю тем, что дух матери-земли взывает к духу камней. Великий древнегреческий философ Аристотель считал, что тела падают на землю в силу их стремления к своему естественному месту. Ни утверждения древних индейцев, ни мнение Аристотеля невозможно подтвердить на основе экспериментальных данных. Единственное рациональное зерно в рассматриваемых воззрениях состоит в том, что тела действительно падают на землю. Но сам факт падения тел не находит приемлемого объяснения.

Конституирование физики как науки связано в первую очередь с гениальными открытиями Г. Галилея и И. Ньютона (XVII в.). Особенно значительны научные прозрения Ньютона, сумевшего первым записать физические законы в форме дифференциальных уравнений и тем самым приблизившего физику к потенциалу математики. В этой связи ему суждено было наряду с Г. Лейбницем стать создателем математического анализа. Изобретенную им теорию, которую часто называют классической механикой, или механикой Ньютона, он представил в фундаментальном труде «Математические начала натуральной философии» (1678), т. е. более 300 лет тому назад.

Химия – это комплекс наук о веществах, их свойствах и превращениях друг в друга.

Термин «химия» имеет, видимо, как древнеегипетское, так и древнегреческое происхождение. Одно из старинных названий Египта «Хеми(я): черная земля. Древнегреческое слово «химевскис» означает смешивание.

В эпоху античности рассуждали о четырёх космических стихиях (воде, земле, воздухе и огне) и даже об атомах (Левкипп, Демокрит). Ни один из мудрецов античности не был способен написать уравнение даже простейшей химической реакции. Атомы древнегреческих философов – это не атомы химиков XVIII–XX вв., а сущности, наделенные весьма необычными свойствами, отнюдь не теми, о которых рассуждает современный химик. Четыре космические стихии – это отнюдь не те химические системы (газовые, жидкие, твёрдые, дисперсные), о которых толкуют настоящие химики.

Античные и средневековые химики рассуждали на основе выдуманных ими теорий, которые никогда не удовлетворяли по-настоящему критерию подтверждаемости, что, кстати, требует развитых экспериментальных методов, почти полностью отсутствовавших в те далекие времена. Подтверждаемость – это главный критерий научного знания.

Биология – это комплекс наук о живой природе.

Настойчивые попытки представить знание о живом в систематическом виде предпринимались, начиная с античности (Гипократ, Аритсотель) и вплоть до наших дней. Так К. Линней (1735) создает систему классификаций растений и животных, знание которой обязательно для каждого биолога.

С Дарвина и Менделя начинается биологическая теория. Все, что было в биологии до них, разумно считать преднаукой, пранаукой.

«Гениальность Дарвина была в том, что он первым увидел в природе принцип естественного отбора, естественно-исторический механизм эволюции живых существ»1.

«Гениальность Менделя была в том, что он дал ясную и неоспоримую интерпретацию тем результатам, которые он получил в своих опытах с горохом»2.
Заключение
Слово «миф» у большинства людей ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, потому что самые известные мифы родились именно там.

Удивительно, но обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Наиболее важными мифологическими циклами являются:

Космогонические мифы – о происхождении мира и вселенной.

Антропогонические мифы – о происхождении человека и человеческого общества.

Эсхатологические мифы – рассказы-пророчества о «конце мира».

Мифы о культурных героях – о происхождении и введении тех или иных культурных благ.

В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к «стародавним временам».

И, таким образом, миф прост и сложен одновременно, поверхностно наивен и непосредственен и при этом символически неисчерпаем и универсален. Он делает простое сложным, обыкновенное необыкновенным и загадочным.

По мнению А. Ф. Лосева: «Миф ни с какой стороны не научен и не стремится к науке, он… – вненаучен», поскольку «абсолютно непосредственен и наивен»1.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. Но, тем не менее, мифологическое мышление располагает обширным материалом, точными знаниями, особенно ботаническими и зоологическими.

В XX в. происходит сознательное обращение некоторых направлений литературы к мифологии, имеет место как использование различных традиционных мифов (при этом смысл их резко меняется), так и мифотворчество, создание собственного языка поэтических символов.

Существует несколько точек зрений относительно возникновения науки, но все они сводятся к тому, что наука возникает именно в Древней Греции.

Наука – это сфера деятельности человека, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Не всякое знание считается научным.

«Теория считается научной лишь в том случае, когда она подтверждается фактами»1.

Таким образом, основной критерий научного знания – это подтверждаемость теории.

Наука появилась значительно позднее мифологии, потому что для ее появления были нужны соответствующие исторические факторы.

Я считаю, что миф предшествовал появлению науки, и многие античные научные теории либо опирались, либо отрицали мифологические представления о мире. И, скорее, именно с отрицания мифов началась вся первобытная наука.

Действительно, миф очень эмоционален и больше ориентирован на внутренний мир человека, чем на законы внешнего мира, но ведь именно обобщение, отбор, обработка объективных данных о природе, собранных в мифах, дали начало многим естественным наукам. Например, биологии, химии и даже физике. Конечно, миф воспринимался как некий неизменный постулат, как аксиома, он принимался на веру, зато наука началась именно с того, что начали проверять и сомневаться в правдивости и правильности мифологического представления о мире.
Список литературы
Библия, Новый Завет.

Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания. – М.: «Высшая школа», 1998.

Канке В. А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. – М.: Логос, 2007.

Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга: «Золотая аллея», 1993.

Кун Н. А. Боги Древней Греции. – М.: «Панорама», 1992.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Самое само: Сочинения. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

Мертлик Р. Античные легенды и сказания. – М.: «Республика», 1992.

Мифологический тип мировоззрения, реферат, Елецкий пединститут, 1997.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Советская Энциклопедия», 1987. – т. 1. А – К.

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологических выражений – 4-е издание, доп. – М.: Азбуковник, 1999.

Тимофеев-Ресовкий Н. В. Генетика, эволюция и теоретическая биология. – М.: РАЕН,1996.

Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф.Ильичева. – М.: «Советская энциклопедия», 1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.