Реферат по предмету "Философия"


Наука как социальный институт 6

Наука как соц. институт – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и закономерностей, а также — одна из форм общ. сознания.

Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода в науке считается Р. Мертон. В отечественной философии науки институциональный подход долгое время не разрабатывался. Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.

В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Наука как социальный институт на всех его уровнях (и коллектива и научного сообщества в мировом масштабе) предполагает существование норм и ценностей обязательных для людей науки (плагиаторы изгоняются).

Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции науки как непосредственной производительной силы и 3) её функции как социальной силы, связанной с тем, что научные знания и методы всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов.

Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

      • совокупность знаний и их носителей;

      • наличие специфических познавательных целей и задач;

      • выполнение определенных функций;

      • наличие специфических средств познания и учреждений;

      • выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

      • существование определенных санкций.

Взаимоотношения науки как социального института и общества имеет двусторонний характер: наука получает поддержку со стороны общества  и, в свою очередь, дает обществу то, что необходимо для прогрессивного развития последнего.

Являясь формой духовной деятельности людей, наука направлена на производство знаний о природе, обществе и самом познании, непосредственной своей целью она ставит постижение истины и открытие объективных законов человеческого и природного мира на основе обобщения реальных фактов. Социокультурными особенностями научной деятельности являются:

- универсальность (общезначимость и «общекультурность»),



- уникальность (инновационные структуры, создаваемые научной деятельностью,  неповторимы, исключительны, невоспроизводимы),

-  нестоимостная производительность (творческим действиям научного сообщества невозможно приписать стоимостных эквивалентов),

-   персонифицированность (как и всякое свободное духовное производство, научная деятельность всегда личностна, а приемы ее индивидуальны),

-   дисциплинированность (научная деятельность регулируется и дисциплинируется как научное исследование),

-  демократизм (научная деятельность немыслима вне критики и свободомыслия),

-  коммунальность (научное творчество есть сотворчество, научное знание кристаллизуется в разнообразных контекстах общения – партнерстве, диалоге, дискуссии и т.д.).

Э. Дюркгейм особо подчеркивал принудительный характер институционального по отношению к отдельному субъекту, его внешнюю силу, Т. Парсонс указывал на другую важную черту института – устойчивый комплекс распределенных в нем ролей. Институты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами. М. Вебер подчеркивал, что институт – это форма объединения индивидов, способ включения в коллективную деятельность, участия в социальном действии.

Особенности развития науки на современном этапе:

Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития систем любой природы;

Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир;

Укрепление и всё более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного;

Внедрение времени во все науки, всё более широкое распространение идеи развития;

Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении;

Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта;

Ещё более широкое применение философии и её методов во всех науках;

Усиливающаяся математизация научных теорий увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности;

Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оптовая торговля и анализ маркетинговой фирмы на примере ООО Мега
Реферат Страховые взносы во внебюджетные фонды
Реферат Приготовление хлеба из пшеничной муки безопарным способом
Реферат Об экономической целесообразности
Реферат Обоснование маркетинговой стратегии развития предприятия
Реферат Подходы к оценке эффективности инвестирования в человеческий капитал
Реферат Возврат товара спецрежимником
Реферат Совершенствование кредитных операций в коммерческих банках (на материале АКАБ Украина)
Реферат Автоматизация склада: Учетная и WMS - система, есть ли разница?
Реферат Хозоперации и налоги: тенденции спорных вопросов
Реферат Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии
Реферат Виртуальные миры и человеческое познание Концепция виртуальных миров и научное познание
Реферат Aurora Essay Research Paper Aurora Biosciences Corp
Реферат Анализ трудовых ресурсов на предприятии УОП ОАО «Комбинат Магнезит»
Реферат Внешние источники инвестирования