Реферат по предмету "Философия"


Немецкая классическая философия. Философские взгляды И. Канта

КИЕВСКИЙСЛАВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ









Контрольнаяработа
пофилософии
Тема: Немецкая классическая философия.
Философские взгляды И. Канта.
Выполнила:
Студенткагр. УА
Заочногоотделения
ВолкогонТатьяна
КИЕВ-2005


ПЛАН
В в е д е н и е
1. Аналитика прекрасного.
а. Суждениевкуса по его качеству и количеству.
б. Суждениевкуса по отношению к целям.
в. Суждениевкуса по модальности удовольствия от предмета.
2. Аналитика возвышенного.
а.Характеристика чувства возвышенного.
б. Возвышенное вприроде.
3. Диалектикаэстетической способности суждения.
а. Антиномиявкуса.
б. Об идеализмеприроды и искусства.
З а к л ю ч е ни е
П р и м е ч а ни е


Самый главныйпредмет в мире-
это человек, ибо он для себя-
своя последняя цель. Право чело­-
века должно считаться священным.
И. Кант

«Критикаспособности суждения» Канта является основной его работой, как по еезначению для понимания философии самого Кан­та, так и по влиянию, какое онаполучила в истории послекантовского немецкогоидеализма. В этой работе учение кантовского критицизмаприменяется, во-первых, к способности суждения о прекрасном и произведенияхискусства, во-вторых, к способности суждения о целесообразности в природе, илио целесообразном строении организмов. Вопрос о целесообразности в природе учены­миXVIII столетия решался с точки зрения всеобщихзаконов развития механики, фи­зики и астрономии. Механическая причинность сталаключом к на­учному объяснению всех процессов и явлений природы, в основекоторых лежало представление о целях. С развитием анатомии и физиологиичеловека и высших животных усиливается тенденция распространить принципмеханической причинности и на органи­ческую природу. Но этот метод познания иобъяснения органи­ческого мира зашел в тупик в объяснении вопроса возникновенияжизни на Земле. Кант нашел яркое выражение для этого состояния остановившейсяна половине пути современной ему науки. В своем раннем трактате «Всеобщаяестественная история и теория неба» 1755г. он одновременно выразил и гордую уверенность науки в законности, силемеханического причинного объяснения явлений неорганической природы, и смиренноепризнание ее неспособности дать такое же объяснение явлениям природыорганической. Пока наука подчинялась религии, то естественно все явления и про­цессыобъяснения органического мира она объясняла с религиозной точки зрения, но всенастойчивее наука искала пути для научно­го, не религиозного объясненияприроды. Так возникло в научном мировоззренииXVIII века одно из основных для него противоре­чий. Наука не смоглапризнать, как факт, существование целесобразности вприроде, в то же время сама наука признавала, что научное объяснение этогофакта пока невозможно. Это противоре­чие ослабло кXIX веку, но еще продолжалось вплоть до середины нашего столетия,пока физические и математические методы не проникли в биологию. В эпоху Кантауказанное противоречие оста­валось в силе. Оно не укрылось от проницательноговзора Канта и стало предметом исследования не только в его ранней космогонии,но также в первой из его «критик»-в «Критике чистого разума» 1781г., а также в последующих его работах «Критика практи­ческого разума»и явилось всесторонним изучением этой проблемы в его главной и основной работе- «Критика способности сужде­ния»1790 г. «Критика способностисуждения» завершает построе­ние философии Канта. Если «Критикачистого разума» изучала за­конодательства рассудка, а «Критикапрактического разума» изу­чала законодательства разума, то «Критикаспособности суждения» исследует способность суждения, котораяпредставляет, как те­перь полагает Кант, промежуточное звено между рассудком иразу­мом.
УчениеКанта о целесообразности в органической природе с его достоинствами инедостатками выступают в противоречивом сочета­нии. Совершенно ясно, что,отрицая применимость к организмам принципа механической причинности в качествеспособа теорети­ческого объяснения, Кант и в решении этого вопроса становитсяагностиком, однако в кантовском отрицании принципамеханическо­го объяснения целесообразных органических структур звучит и другой,принципиально не связанный с агностицизмом (см. Примеча­ние№1) мотив, аименно критика односторонности и недостаточ­ности механизма как метода,призванного объяснить происхождение органических форм, но все же механизм дляКанта остается идеа­лом. В то же время он с большой настойчивостью выдвинулперед философией и перед теорией познания вопрос о целесообразности форморганической природы. Он с редкой проницательностью пока­зал, что наука невправе остановиться перед загадкой целесообразности, и не может и не должнасложить перед ней оружие при­чинного теоретического исследования и объяснения,однако агностицизм Канта парализует ценные выводы из его работ. Кант указываетна необходимость дополнить принцип механического объ­яснения теологическимпринципом с внедрением физических методов в биологию. Успехи кибернетикиубедительно показывают нам в настоящее время, насколько принципиален был Кант,защищая право все более широкого применения к органической природе и к ее це­лесообразнымструктурам методов физической причинности.
Краткая биография Иммануила Канта
ИммануилКант родился в Прусском королевстве в1724году, в городе Кенигсберге, в семье мастерового- мастера седельного цеха. Окончил гимназию и Кенигсбергскийуниверситет. Поначалу работал домашним учителем, с1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и лишь в46 лет(в1770 году)полу­чил профессорскую кафедру логики и метафизики (был деканом фа­культета идважды избирался ректором университета). В ходе семилетней войны Кенигсберг былзанят русскими войска­ми, а в1794 годуИммануил Кант избирается членом Российской академии.
Хотякниги Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую из­вестность он получиллишь в последнее десятилетиеXVIII века.Чувствуя, что начал дряхлеть, Кант оставляет преподавательскую деятельность, нопродолжает свои философские исследования.
В1804 году Кант умер. Он похоронен вКенигсберге (Калининг­раде) на Острове Канта.
 
Первый раздел.
Чтобыопределить, прекрасно нечто или нет, мы соотносим представление не с объектомпосредством рассудка ради познава­ния, а с субъектом и его чувствомудовольствия или неудовольст­вия посредством воображения. Суждение вкуса,поэтому не есть познавательное суждение: стало быть, оно не логическое, а эсте­тическоесуждение, под которым подразумевается то суждение, оп­ределяющее основаниекоторого может быть только субъективным. Кант далее подчеркивает, чтоудовольствие, которое определяет эстетическое суждение вкуса, свободно отвсякого интереса. Он пишет: «Каждый должен согласиться с тем, что тосуждение о красоте, к которому примешивается малейший интерес, оченьпристрастно и не есть чистое суждение вкуса. (В первом издании „Критикиспособности суждения“ Канта, вышедшей на русском языке в1798 году, слово „пристрастно“переведено как „партийно“, по­этому смысл фразы звучит так: »...суждение о красоте, к которо­му примешиваетсямалейший интерес, партийно"). Поэтому для то­го,чтобы быть судьей в вопросах вкуса, нельзя ни в малейшей степени бытьзаинтересованным в существовании вещи, в этом от­ношении надо быть совершеннобезразличным.". (Все ссыл­ки в последующем навысказывания Иммануила Канта будут даваться по собранию сочинений в шеститомах, т. 5, «Критика способностисуждения», изд-во «Мысль», М.,1966.)Всякая заинте­ресованность ведет не к эстетическому наслаждению, а к практическому удовольствию от приятной или хорошейвещи, далее Кант отмечает: «Через это ощущение оно возбуждает желаниеобладать такими предметами...».. Суждение о предмете удовольст­вия может бытьсовершенно незаинтересованным и в то же время очень интересным, то есть, оно неосновывается на интересе, но возбуждает интерес: таковы все чистые моральныесуждения, но суждения вкуса сами по себе вовсе не обосновывают какого-либоинтереса. Несмотря, однако, на все это различие между приятным и хорошим(первое то, что нравится внешним чувством в ощущении, второе то, что нравитсяпосредством разума через одно лишь по­нятие) они сходятся в том, что всегдасвязаны с заинтересованностьюв своем предмете.
Суждениевкуса, очищенное от утилитарности, является созерца­тельным суждением, то есть,будучи безразличным к существованию предмета, лишь связывает его свойства счувством удовольствия и неудовольствия.
Изтрех видов удовольствия, означающих, следовательно, три различных соотношенияпредставлений с чувством удовольствия и неудовольствия, по отношению к которомумы отличаем друг от друга предметы или способы представления, первые два:приятное - то, что доставляетнаслаждение, хорошее- то, что ценят,одобряют, является не эстетическими, так как в первом случае заинтересованывнешние чувства, во втором-заинтересован ра­зум. И только третий вид удовольствия лишен всяческой заинте­ресованности- прекрасное-то, что только нравится и поэтому оно свободно, а, значит, и эстетическое.«Приятное и доброе ощущают и животные, лишенные разума, красоту- только люди», Кант выводитдефиницию прекрасного: «Вкус есть способность судить о предмете или оспособности представления на основании удовольствия или неудовольствия,свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прек­расным».
Изэтой дефиниции можно судить о том, что суждение, свободное от всякого интереса,содержит в себе основания удовольствия для каждого. В этом субъективном представлениио предмете субъект может предположить, что тот или иной предмет может илидолжен вызвать у другого индивида такое же суждение- удовольствие или неудовольствие, и«хотя оно только эстетическое суждение и со­держит лишь в себе отношениепредставления о предмете к субъек­ту, оно сходно с логическим суждением о том,что можно предпо­лагать его значимость для каждого», однако из понятий этавсеобщность также не может проистекать. Следовательно, суж­дению вкуса,полностью отрезанное от всякого интереса, должно быть присущепритязание на значимость для каждого, но без всеобщности, направленной наобъекты, то есть, с ним должно быть связано притязание на субъективнуювсеобщность. Из трех видов удовольствия хорошее и приятное базируются на личныхчувствах, поэтому субъект охотно соглашается с другими, несов­падающими с ниммнениями о данном предмете. Но в прекрасном субъект свои представлениястарается выдавать за всеобщие и отстаивает свою точку зрения в споре ссобеседником, требуя от него тех же эстетических суждений, что и у него, новсеобщность удовольствия в суждении вкуса представляется только как субъек­тивная.В суждении вкуса о предмете, представление об этом предмете может быть лишьдушевным состоянием в свободной игре воображения и рассудка, предшествуетчувство удовольствия от этого предмета и является основой этого удовольствия.«Прек­расно то, что всем нравится без (посредства) понятия».
Всякийинтерес портит суждение вкуса и лишает его бесприст­растности, особенно еслион, в отличие от интереса разума, не предпосылаетцелесообразность чувству удовольствия, а основывает ее на этом чувстве. Поэтомусуждение, на которое оказывается такое воздействие, не может притязать наобщезначимость вкуса. Вкус всегда оказывается варварским там, где он дляудовольствия нуждается в добавлении возбуждающего и трогательного, а тем более, если он делает критерии своего одобрения, темболее часто то, что возбуждает, причисляется к красоте и даже выдается закрасоту. Суждение вкуса, на которое возбуждающее и трогательное не имеетникакого влияния есть чистое суждение вкуса. Впонятии вкуса существуют два вида красоты: свободная красо­та- не предполагающая в себе никакой цели исвоего внутреннего совершенства- к этомупонятию Кант относит продукты природы и непрограммную музыку. Если же красотапредполагает понятие це­ли, которое определяет, чем должна быть вещь, а значити пред­полагает ее совершенство, это красота привходящая (обусловлен­наякрасота), к таким понятиям Кант относит различные продукты человеческой деятельности.Суждение о свободной красоте явля­ется чистым, суждение о привходящей естьприкладное суждение вкуса. В суждении о прекрасном не может быть никакогообъектив­ного правила вкуса, в самом деле, любое эстетическое суждение естьчувства субъекта, а не понятие об объекте, хотя эмпири­ческий опыт народовсоздавал во все времена такие понятия об идеале красоты, вернее, нормы родакрасоты, но она, идея, сла­ба, и едва ли может претендовать на критериипрекрасного, хотя на некоторые произведения искусства смотрят как наобразцовые.
Какдалее пишет Кант, идеалом красоты может быть только то,что имеет цель существования в себе самом, а (именно) человек, которыйразумом может сам определить себе свои цели, или где он должен заимствовать ихиз внешнего восприятия, все же в состоя­нии соединить их с существенными ивсеобщими целями и затем также и эстетически судить о согласии с ними- только человек, следовательно, может бытьидеалом красоты, также как среди всех предметов в мире (только) человечество вего лице, как мыслящее существо, может быть идеалом совершенства". Опрекрасном всегда думают, что оно имеет необходимое отноше­ние к удовольствию,но эта необходимость особого рода: нетеоре­тическая объективная необходимость инепрактическая необходи­мость. Это, как отмечает Кант, «удовольствие естьнеобходимое следствие некоего объективного закона и означает только то, бе­зусловно(без дальнейшегонамерения) должно действовать опре­деленным образом».
Скорее,это необходимость образца, которая базируется на чувстве субъекта, но этотсубъект выдает свое личное суждение вкуса не за частное, а за общее и являяськак бы чистой идеаль­ной нормой. При предположении этой нормы можно по правуделать правилом для каждого суждения, которое с этой нормой сог­ласится, хотяэта норма более чем неопределенна. Таким образом, суждение вкуса естьнезаинтересованность субъекта предметом, основанное на его чувствесвободной игры воображения без привлечениякаких-либо понятий и законов, только в этом случае переживания субъекта будутносить эстетический характер.
 
Раздел Второй
Прекрасноеимеет то сходство с возвышенным, что оба нравятся сами по себе, они обапредполагают не существенно определяющие и не логически определяющие суждения,а суждения рефлексии. Вместе с тем у этих категорий есть и существенныеразличия, так, например: прекрасное в природе касается формы предмета,возвышенное может находится и в безобразном. Таким образом, как констатируетКант: «Прекрасное, по-видимому, берется для изоб­ражения неопределенногопонятия разума. Следовательно, там удо­вольствие связано с представлением окачестве, а здесь- с представлением околичестве».Основание для прекрасного в природе мы должны искать вне нас,для возвышенного же- только в нас и вобразе мыслей, который вносит возвышенное в представление о природе.
Еслипрекрасное вызывает в человеке чувство удовольствия или неудовольствия, товозвышенное вызывает в человеке идею о возвышенном.Кант пишет: «Отсюда следует, что возвышенное надо искать не в вещахприроды, а исключительно в наших идеях. В ка­ких же идеях оно заключено- решение этого вопроса надо пре­доставитьдедукции».
Возвышенноене надо искать в продуктах человеческой деятель­ности, так как величина(размеры этих предметов) предопределены целью, возвышенное не надо искать и вцелесообразных продуктах природы, определенных природой, возвышенное необходимоискать только в грубой природе, которая представляет собой величины — идее возвышенной души субъекта. Еслиэстетическая способность суждения в оценке прекрасного соотносит с рассудкомвоображение в его свободной игре, что быть в согласии с понятием рассудка,точно также в суждении о возвышенном суждение соотносится с по­нятиями разума,чтобы субъективно соответствовать его идеям. Возвышенное, как и прекрасное,необходимо искать не в объекте, а в самом человеке- в способности его души, только в первом случае это необходимо искать в идее, а во втором случае- в чувстве удовольствия или неудовольствия. Впервом случае душа находится в возбужденном состоянии, во втором- она в спокойном созерцании.
Подводяитог возвышенному чувству, Кант выводит дефиницию: «Качество чувствавозвышенного состоит в том, что оно есть чувство неудовольствия эстетическойспособностью рассмотрения предмета, которое в то же время представляется в немкак це­лесообразное; а это возможно потому, что (наша) собственнаянеспособность обнаруживает сознание неограниченной способности того же самогосубъекта и что душа может эстетически судить о ней только благодаря этомусознанию».Сила природы часто в нас вызывает страх, но если человекиспытывает только страх перед ней, он никогда не может судить о возвышенностиэтой природы. «Кто боится, тот вообще не может судить о возвышенностиприроды, как не может судить о прек­расном тот, кто во власти склонности ивлечения».Наше суждение о возвышенном в природе возникает не тогда, когдаона вызывает в нас страх, а тогда, когда будит в нас нашу силу, сопоставляя еебез всякого опасения, возвышая наше вооб­ражение до изображения тех случаев, вкоторых душа может ощущатьвозвышенность своего назначения по сравнению с природой. Если возвышенноеприписывается силе, то одним из величайших проявлений возвышенности (уже не вприроде, а в обществе) осу­ществляется в войне. Да, Кант считал, что посколькув таком состоянии души человеческие силы доведены до предела, а стрем­лениесохранения своей жизни для храброго человека ничего не значит, то в такихситуациях душа способна на возвышенные чувства. В одной из греческих трагедиймы находим такой случай. В разгар сражения случилось затмение солнца и многие вэтом увидели гибель, но один из полководцев произнес: «Хорошо! Мы будемсражаться во тьме!» Подобный случай произошел в Отечест­венную войну1812 года, в Лейпцигскомсражении «Битва народов». Французы потерпели поражение и тольконебольшая горстка фран­цузской гвардии стойко оборонялась. Когда один изнападающих предложил им сдаться, видя бесполезность сопротивления, один изгвардейцев ответил: «Гвардия не сдается, гвардия погибает!» Но,наверное, высшим проявлением всеобщего героизма возвышеннойду­ши солдата произошел в Великую Отечественную войну, когда массовый героизмсоветского солдата проявлялся на каждом шагу. Мы знаем много примеров, когдагероизм того или иного солдата или офицера был зафиксирован- отмечен наградой, но у советско­гокомандования не хватило бы почетных званий, орденов и меда­лей, чтобы отметитьмассовый героизм советских людей, к тому же героизм делался не для награды, апо зову возвышенной души за­щитника своего отечества. Но Кант это суждениеприписывает лю­бой войне вообще, мне же кажется, что только освободительнаявойна несет в себе это понятие возвышенного, захватнические войны несут людямлишь зло, и, как пишет Кант:"И если мы нахо­димнаши силы недостаточными для преодоления (этого зла)- оно предмет страха, а не чувства возвышенного".
 
Раздел третий.
Способностьсуждения, которая должна быть диалектической, должна притязать на всеобщность.Но суждение вкуса в большей мере субъективно, так как опирается на субъективные(понятия) о произведениях того или иного вида искусства, каждый имеет свойвкус, о вкусе не дискутируют, но все же о вкусе можно спорить, а значит, спорпредполагает две противоположные точки зрения, которые притязают навсеобщность, но две сразу противоположные точки зрения не могут быть приняты заидеал вкуса. Возникает анатомия вкуса. К тому же в споре противоположныестороны опи­раются на понятия, доказывая свою правоту, но, как нам уже из­вестно,суждение вкуса не опирается на понятие, иначе это будет просто логическимспором. Диалектика способности эстетическихсуждений вкуса относится не собственно к вкусу, а к критике вкуса.
Приразрешении той или иной антиномии дело идет только о воз­можности того, что двавидимо противоположных друг другу поло­жения на самом деле не противоречат другдругу, а могут сосу­ществовать, хотя объяснить возможность их понятия вышенашей познавательной способности.
Такимобразом, Кант ставит вопрос о сочетании субъективных и объективных принциповсуждения вкуса, но не находит на это от­вета, в этом его характер антиномии, онпишет: «Совершенно не­возможно дать определенный объективный принципвкуса, которым суждения вкуса могли бы руководствоваться и на основании кото­рогоони могли бы быть исследованы и доказаны, ведь тогда не было бы никакогосуждения вкуса. Только объективный принцип, а именно, неопределенная идеясверхчувственного в нас может быть указана, как единственный ключ к разгадкеэтой даже в своих истоках скрытой от нас способности, но далее уже ничем нельзясделать его понятным».
Принципвкуса всегда можно усматривать прежде всего в том, что вкус судит эмпирически,через внешние чувства, или из апри­орных оснований. В первом случае это будетэмпиризм вкуса, во втором- егорационализм. Рационализм же принципа вкуса может быть или рационализмомреализма, целесообразности, или рациона­лизмом идеализма ее, но суждение вкусане есть познавательный процесс, а красота-не свойство предмета самого по себе, это лишь эстетические чувства в самомсубъекте, поэтому рационализм принципа вкуса никогда нельзя усматривать в том,будто це­лесообразность в этом суждении мыслится как объективная. За ре­ализмэстетической целесообразности природы говорят прекрасные творения самойприроды. Об идеализме целесообразности в красоте природы Кант пишет так:«Но что прямо доказывает принцип иде­альности целесообразности в красотеприроды, как принцип, кото­рый мы всегда полагаем в основу самого эстетическогосуждения и который не позволяет нам применять реализм цели природы в ка­чествеоснования для нашей способности представления,-так это то обстоятельство, что при оценке красоты вообще мы ищем мерило в нассамих и что эстетическая способность суждения, когда су­дит о том, прекрасновсе это или нет, сама себе устраивает за­коны, чего не могло бы быть, еслидопустить реализм целесооб­разности природы, ибо мы в таком случае должны былибы учиться у природы тому, что мы должны считать прекрасным и суждение вкусабыло бы подчинено эмпирическим принципам».
Ещеяснее можно усмотреть принцип идеализма целесообразности в изящном искусстве, всамом деле, с прекрасной природой оно имеет общее то, что в нем нельзядопустить эстетический реа­лизм, целесообразности через ощущения, ноудовольствие не долж­но зависеть от достижения определенных целей. Изящноеискусство не есть продукт рассудка или науки, а как произведение гения, и,следовательно, оно получает свои правила через эстетические идеи, которыесущественно отличаются от исходящих из разума идей определенных целей.Следовательно, даже в основе рациона­лизма лежит идеальность целей, а не ихреальность. Таким обра­зом, идеализм целесообразности в суждении вкуса опрекрасном в природе и в искусстве есть единственное предположение, при ко­торомкритика только и способна объяснить возможность суждения вкуса.
Всякоесубъективно-абстрактное изображение как чувственное воплощение бывает двояким:схематическое, то есть, понятием рассудка дается соответствующее априорноесозерцание, или сим­волическое, когда под понятием разума не может бытьникакого чувственного созерцания, способность суждения согласуется с са­мимобразом действия, а не по созерцанию. Таким образом, все созерцания, которыеподводятся под априорные понятия, есть суть или схемы, или символы.
Прекрасноеесть символ нравственно доброго: и только принимая это во внимание, оно и ненравится с притязанием на согласие каждого другого, причем душа сознает инекоторое облагоражива­ние и возвышение над восприимчивостью к удовольствию отчувственных впечатлений и судит по такой же максимальной мерке своейспособности суждения о достоинстве других. Прекрасное нравится непосредственно,без всякого интереса, предполагает полную свободу воображения, субъективныйпринцип суждения о прекрасном становится всеобщим. Для изящного искусствасуществует только манера, а не способ обучения. Мастер показывает ученику, каки что надлежит делать, общие правила для данного искусства являютсянапоминанием, а не перенесением в процесс творчества, но стремление к идеалу су­ществует,но в практике этот идеал почти недостижим. Только когда учитель разбудит вученике воображение, только тогда уче­ник сможет творить по законам красотыизящного искусства, то есть, может проявиться гениальность ученика, егокультура ду­шевных сил.
Взаключении Кант пишет: «Но так как вкус, в сущности, есть способностьсуждения о чувственном воплощении нравственных идей (исходящему из этих идейчувству — оно называется моральным чувством) выво­дится то удовольствие,которое вкус объявляет значимым для че­ловечества вообще, а не только дляличного чувства каждого- то ясно, чтоистинной пропедевтикой (см. Примечания п.3) к утверждению вкуса служит развитиенравственных идей и культуры морального чувства; только в том случае, когдачувственность приведена в согласие с этим чувством, настоящий вкус можетпринять определенную неизменную форму».
Взаключение хочется сказать несколько слов об учении Канта вообще и, вчастности, его «Критике способности суждения вкуса».
Формированиефилософских воззрений Канта проходило постепен­но, поэтому его ранние взглядыотличаются от поздних, иногда даже полностью пересматриваются, и, как отмечаетАсмус: «Кант не был кантианцем в такой мере, в какой его изображаютновейшие почитатели».
Положительнаяценность философии Канта в том, что он впервые в истории немецкого идеализмавосстановил диалектику, разрабо­тал сам некоторые ее вопросы и своими работамисообщил сильный толчок к ее дальнейшему развитию.
Многиемыслители обращали внимание на философию Канта как с точки зрения ее ценности,так и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин дали глубокий анализсоциально-классовой основы философской системы Канта. Вся концепция Кантанаправле­на на человека, его связь с природой, изучение человеческихвозможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: «О смертном человекепока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и составляетсодержание всей его философии-»определи себя сам". Эта великая идея самоопределения светит нам,отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой".
Примечания
1. Агностицизм- (греч. agnostos — непознаваемый), учение, сог­ласнокоторому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверноезнание о них. В истории философии классическими выразителями идей агностицизма- агностики-были Юм и Кант. Кант хотя и признавал объективноесуществование ве­щей самих по себе, но сущность их считал непознаваемой, пола­гая,что вещи сами по себе не даны ни в каком опыте ("Вещьв себе"), стр.9,Краткий словарь по философии. Изд-во «Политическая литература», М.,1979 г.
2. Априорные принципы — (от лат. priori - из предшествующего)понятие логики и теории познания,характеризующее знание, при­дающее ему оформленный, всеобщий и необходимыйхарактер. Априо­ризм характерен для идеалистической гносеологии кантианства инеокантианства, стр.69, Советский энциклопедический словарь, Изд. четвертое.Изд-во «Советская энциклопедия», М.,1987 г.
Вфилософии И. Канта априорное знание-условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимыйхарактер.
3. Пропедевтика- введение в науку, предварительный вводныйкурс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, стр.1069, Сов. энциклопедический словарь, Изд.четвертое. Изд-во «Советская энциклопедия»,1987 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кант И. Трактаты иписьма (Вступит. ст. А.В. Гулыги)- М., Наука,1980.  
2. Баскин Ю.Я. Кант.- М., Юрид. лит.,1984.
3. Бахтомин Н.К. Теориянаучного знания Иммануила Канта: Опыт совр.прочтения «Критики чистого разума». М.,Наука,1986.
4. Гринишин Д.М., Корнилов С.В. Иммануил Кант: ученый, фи­лософ, гуманист.- Л., Ленингр. ун-та,1984.
5. Философия Канта исовременный идеализм, И.С. Андреева, И.И. Ремезова, Л.А.Боброва и др., Отв. ред. И.С. Андреева, Б.Т. Григорьян, АН СССР, ИНИОН,М., Наука,1987.
6. Философский словарь, М., Политическая литература, 1975.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Fight Club
Реферат Зарубежный опыт организации государственного управления в унитарном государстве на примере Франции
Реферат Этническая социология в СССР и постсоветской России
Реферат Экологическое страхованне
Реферат Отчет по итогам практики и стажировки (бухгалтерская отчетность предприятия)
Реферат Slave To Pain An Essay On Beloved
Реферат Актуальные проблемы современной отечественной историографии по материалам научной периодической печати
Реферат Eagle
Реферат Отчетность некоммерческих организаций
Реферат Отчет о прохождении практики на предприятии ООО ЦПОСН «Ортомода»
Реферат Деятельность Ивановского меланжевого комбината
Реферат Asis of the analysis of operating statutory acts problems of the terminology used in the field of legal regulation of formation are generalized and investigated
Реферат 29 января 1815 года. Лицей
Реферат Особенности формирования аудиторской выборки малыми аудиторскими организациями
Реферат Бюджетирование в системе управленческого учета Учет затрат