Реферат по предмету "Философия"


Натурфилософия. Милетская школа философии

--PAGE_BREAK--Фалес


Первый из милетских философов был Фалес из Милета. Он жил приблизительно  в 640-562 гг. до н.э. Происходил из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета. Сам Фалес много путешествовал и собирал все доступные сведения  и знания.

Фалес, занимавшийся, помимо философских размышлений, астрономией и геометрией, гидроинженер и толковый политик, считался одним из умнейших людей Древней Греции. Его имя неизменно упоминалось в списке семи величайших мудрецов древности, он  был замечательным человеком, получившим заслуженное признание среди своих современников и потомков, имя которого не затерялось в толще веков и известно до наших дней. С него начинается история древнегреческой и европейской философии.

Фалес не отрицал принятую систему религиозных верований, происхождения богов, он попросту их почти не касался в своих исследованиях. Его интересовал другой, более конкретный и приземлённый вопрос – из чего сделаны и состоят все существующие предметы. Не противореча теологам, он занялся исследованиями в совершенно другой области – изучением не богов, а природы. Поэтому Аристотель дал Фалесу и его последователям определение «фисиологов», исследователей природы. На смену еретикам приходят учёные, которые пытаются изменить не религиозную, а научную картину мира. Стремление осмыслить окружающий мир, дать всему разумное объяснение становится началом конца мифологического сознания. Такова была первая причина рождения философии.

Плутарх приводит следующие оригинальные высказывания Фалеса: «Что прекраснее всего? — Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью. Что мудрее всего? — Время, оно породило одно и породит другое. Что обще всем? — Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого. Что полезнее всего? — Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным. Что самое вредное? — Порок, ибо в его присутствии портится почти все. Что сильнее всего? — Необходимость, ибо она непреодолима. Что самое легкое? — То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют»[2].

Итак, оставив мир богов на рассмотрение «теологам», Фалес первым из греческих мыслителей обратился к миру природы. Он первым задал вопрос «что есть всё?», стоявший в центре изысканий философов милетской школы и которому уделяли большое внимание и позднейшие исследователи. Изучая природу, философы из Милета выдвинули две основополагающие идеи, лёгшие в основу их учений. А именно: из чего всё произошло и что составляет сущность  бытия.

Кроме воды Фалес признавал, по-видимому, еще иной принцип, который, однако, по всей вероятности, отождествлял с водой. Фалес говорил, что Бог есть разум мира, что всё одушевлено и преисполнено демонов. Божественная сила проникает через первичную влажность, приводя её в движение. Этот мировой разум Фалес называл также необходимостью, которая правит всем. На душу Фалес смотрел как на начало вечно движущееся и самодвижущееся. Душу Фалес приписывал и магниту, так как он притягивает железо. Фалеса обыкновенно называют гилозоистом — и действительно, нельзя отвергать положительного указания Аристотеля о том, что первые «физиологи» отожествляли материю с движущим началом. Поэтому милетский философ был причислен Аристотелем к тем, кто видел «в материи единое начало всего»[3]. Отсюда следует заключить, что мировой разум или необходимость есть начало, не отличающееся от воды. По всей вероятности, Фалес придерживался тех общих воззрений, которые встречаются у первых ионийских философов, а именно, что мир периодически возникает из первоначала и вновь в него возвращается; но указаний относительно пути, которым, по его мнению, совершается это мирообразование, мы не имеем. Интерес философии Фалеса заключается в том, что в ней мы имеем зачатки философской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения состоит в том, что легко приписать Фалесу мысли, свойственные вообще первому периоду греческой и в особенности ионийской философии.

Фалес был близко знаком с египетской астрономией, из которой и заимствовал все свои астрономические знания, представлявшие ему систему мира в следующем виде. В середине шарообразного космоса, или вселенной, находится также имеющая шарообразный вид земля, около которой движутся солнце, луна и звезды, совершая полные обороты в течение суток. Из этих светил первые два делают на небесном своде ещё и особенные обороты: солнце в течение года, состоящего из 365 суток, а луна в течение месяца. Представляемый годовым оборотом путь солнца на небесном своде, или эклиптика, пересекает экватор под острым углом и касается обоих поворотных кругов. Периоды времени движения солнца от одной точки поворота до другой неравны. На небесном своде существуют пять кругов, или поясов: первый — всегда видимый северный, или арктический круг, второй — летний поворотный круг, третий — равноденственный круг, четвертый — зимний поворотный круг, пятый — всегда невидимый антарктический круг. Луна, имеющая одинаковую природу с землёй, освещается солнцем. Затмения солнца происходят тогда, когда луна проходит прямо перед солнцем; а затмение луны тогда, когда она входит в тень земли. Хорошо ознакомившийся во время своих путешествий в Египет с финикийским мореплаванием, Фалес заимствовал из него введённое им затем в греческое мореплавание пользование при определении северного направления созведием Малой Медведицы вместо употребляемого ранее для той же цели созвездия Большой Медведицы. Фалесу приписывается составление двух астрономических сочинений, написанных по обычаям эпохи в стихотворной форме. Из них одним, по свидетельству Диогена Лаерция, было «О поворотах солнца и равноденствии», а другим, по Суидасу, трактат о небесных явлениях вообще.

Большое значение имеет то обстоятельство, что положения Фалеса не превратились в догму, в которую можно верить или не верить, а послужили началом дискуссии о первооснове мира. Критическое отношение к чужим мнениям, желание пропустить их через призму собственного сознания – большое достижение греческой философии. Первым спорщиком стал ученик и друг Фалеса Анаксимандр. Многие положения его учителя не могли его устроить, он их переосмыслил и первым.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рекреационный потенциал и перспективы развития туризма в Липецкой области
Реферат Загрязнение подземных вод Москворецкого бассейна
Реферат Политология как самостоятельная научная дисциплина
Реферат Системы образования в странах мира
Реферат Тема любви в творчестве Анны Ахматовой
Реферат Разработка контроллера управления робототехнической системы
Реферат Молодежная проблематика в современной русской литературе
Реферат Використання енергії неорганічних субстратів літотрофами. Особливості дихання ланцюга літотрофів
Реферат Устойчивость упругих систем
Реферат Эффективность использования нестандартных спортивных сооружений в ВУЗах, школах
Реферат Інформаційний бюлетень уам
Реферат Развитие телевизионной техники
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО ЛэндЛ
Реферат Оноре де Бальзак
Реферат Программно-целевой метод на муниципальном уровне