Кафедра «Философии и основ культуры»
Итоговая гуманитарная работа по философии
на тему
Н.А. Бердяев о происхождении зла и смысле истории
Выполнила:
Студентка группы АМ-11
Дневной формы обучения
Тарасенко Ю.А.
Москва
2007 год
Оглавление
Введение
О происхождение зла и грехе. О троичности Божества
Об истории мира до Христа. О Ветхом Завете и язычестве
Христос и Новый Завет
О христианской истории и историческом христианстве
О третьем Завете и его связи со смыслом истории
О страдании и ответственности
Заключение
Список литературы
Введение
«Происхождение зла и смысл истории» — V-ая глава второй части книги Николая Александровича Бердяева «Философия свободы». Глава состоит из 7 разделов, в которых постепенно даются ответы на вопросы данной темы.
Тема сложная и требует детального разбора. На протяжении всей главы описывается связь зла и истории. По Бердяеву, это основные понятия, они неотделимы друг от друга, так как цель истории – достигнуть конца, конец же возможен лишь уничтожив зло.
Из этой главы я выделила следующие основные пункты, которые вкратце описывают ее содержание:
Вера человека. Ее понимание. Основные заблуждения веры.
Развитие религиозной истории в различные исторические эпохи.
Отношение различных религий к смыслу истории.
Прогресс, его историческая ценность.
Зло и борьба с ним. Понимание зла.
И это только некоторые вопросы, рассматриваемые Бердяевым. Он затрагивает также ряд более мелких проблем.
Своей книгой Бердяев пытается помочь людям выбрать правильное направление, которое нужно для достижения нужной ступени религиозного развития. Он приводит хорошие примеры. Однако чтобы понять написанное, необходимо прочитать все, с самого начала до конца.
Моя работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части я кратко разбираю каждый раздел главы, выделяя основные мысли. Ниже приведены цитаты, которые наиболее точно, на мой взгляд, отражают данный вопрос. В заключение привожу сделанные мной выводы.
О происхождение зла и грехе. О троичности Божества
Человек в данное время проживает в «психологической» эпохе, эпохе субъективизма, замкнутого индивидуализма замкнуто и не связанно с каким-либо абсолютным центром. Главная идея каждого «прогресс и идущий в конце прогресса земной рай». Человек не стремиться проникнуть в глубину вечности, завоевать вечную жизнь. Продолжение жизни каждый видит в продолжении рода, в появлении новых поколений, он хочет победить смерть рождением. Человек стремиться достичь вечного в своей смерти, однако живого после нее нет.
Человечество потеряло «смысл жизни», оно просто живет. Человечество говорит, что в его появлении нет ничего божественного, оно было создано из пепла, поэтому оно должно стремиться к Высшему, его ждет «земное могущество». А наука, на которую опирается человек? Наука говорит правду о «природе», объясняет некоторые закономерности, но ничего не знает о происхождении, о так называемом порядке природы. «Человек теряет сознание и ощущение смысла жизни, он ищет просто жизни и умирает»1.
Человек постепенно теряет правильное направление. Он теряет различие между «бытием и призраком». Он ищет смысл не в реальном, а в иллюзорном. И когда все же он освобождается от природного и социального объективизма в нем остается пустота, которую нужно заполнить, а настоящей веры нет. Он сам придумывает себе богов, строит бытие из себя.
При осмыслении становления веры, возникает вопрос смысла мировой истории. А понять смысл истории — это значит, оправдать Бога в существовании зла, с которого началась история. «История лишь в том случае имеет смысл, если будет конец истории»2. Бердяев выдвигает такую мысль: что когда-то вне времени во вселенной было совершено некое преступление, в котором участвовали все. И лишь как искупление можно понять смысл истории.
Мы возлагаем на творца ответственность за зло на земле. А это есть величайшее заблуждение, которое мешает достичь нужного уровня духовного развития. Человек хочет получить все богатства жизни сразу, думая, что во всем виновато первоначальное грехопадение, а он тут совсем не причем. А все хорошее надо заслужить. Он должен сам признать себя «виновником своей судьбы, ответственным за зло». Вот когда человек освободиться от внутреннего зла, тогда он станет частью божественной гармонии.
По Бердяеву Божество – есть бытие, а зло – это небытие. При этом эти два понятия не сопоставимы друг с другом, их нельзя сравнивать и сопоставлять. Зло находится вне сферы бытия, рождается из небытия и в небытие возвращается. Плоть, по Бердяеву, так же как и душа имеет божественное первоначало и она подвержена тлению и смерти.
Положительная сторона творения в том, что людям дана свобода. Многим кажется, что Богу следовало бы создать мир без предрасположенности к злу, чтобы зла не было, и оно не могло появиться.
Об истории мира до Христа. О Ветхом Завете и язычестве
«Отпавший» от Бога, все же сохраняет с ним связь, хотя и поврежденную. Человек постепенно возвращается к Богу, хоть и не прямым путем. Это возвращение есть процесс истории, «он есть подготовление к концу, в котором должно быть восстановлено творение в своей идее, в своем смысле, освобождено и очищено человечество, и мир для последнего выбора между добром и злом»3.
Смысл дохристианской истории – подготовить человечество к приходу Христа (Ветхий Завет, пророки, язычество и т.д.). В этой главе Бердяев рассказывает, как повлияли различные религии и философии дохристианского времени на духовное сознание людей, каким образом они подготовили человечество к приходу Христа. Почему же эти религии были лишь предысторией? А потому, что не было у них идеи прогресса, смысла исторического развития. Но все религии с разных концов шли к одному. Они были национальными и ограниченными, а станут одной вселенской религией с приходом Христа. С этого момента и начинается всемирная история человечества.
Христос и Новый Завет
Христос был дан миру как смысл. Он был дан для перехода человека на новую ступень. Ветхий Завет был приготовлением к приходу Христа, подготовлением к принятию человеком «религии любви и свободы», уже не религии «жертвы и закона» как ранее.
Христос это было что-то новое для людей. Раньше Бог общался с нами через кого-то, т.е. через избранных, а Христос стал воплощением самого Бога. Никогда люди не были так приближены к Богу.
Люди долго не могли понять: почему же Сын Божий, такой сильный и всемогущий позволил так себя уничтожить и растоптать, быть таким смирным и покорным. Все думали, что его приход должен ознаменоваться всеобщим сплочением, всеобщей благодатью, что это должен быть сильный и славный Человек. А человек должен увидеть божественную власть в кажущемся бессилии и беспомощности. «Христос хотел свободной любви человека и поэтому не мог запугивать его своим могуществом, насиловать своей властью»4.
Почему многим тяжело верить? Потому, что они постоянно ожидают чуда и не видят его. А оно незримо, а глобального чуда человечество не заслужило. Вот это вечное ожидание, а не стремление поверить есть большой соблазн.
Самый главный вывод, который сделал Бердяев, в этой главе: «Христос – центр истории, смысл истории; история шла к Нему и идет от Него»5.
О христианской истории и историческом христианстве
В этой главе Бердяев говорит о том, что самый переворотный момент в истории был, когда на землю «пришел» Христос. И Он есть величайшая проблема и тайна, на которые нужно обратить внимание при изучении истории. «Самые позитивные историки знают, что после Христа ось мировой истории изменила свое направление»6. После этого момента, по мнению Бердяева, история приобретает другой смысл, теперь главным смыслом жизни человечества стало избежание греха, жажда спасения.
Далее в этой главе Бердяев анализирует развитие христианской истории в разные эпохи. Он акцентирует свое внимание на Средних веках. «Эта самая загадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий. Средние века не есть эпоха варварства и тьмы, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая»7. В средневековье принижалось все земное, и возвышалось небесное. Здесь человеческая жизнь была превращена в теократию, человеческая душа была покорна. Хотя в это время было много грубости и жестокости, и вся земля оставалась языческой, средние века были устремлены к небу. Эта эпоха воплотила в себе смесь язычества и христианства, причем первое миновало безвозвратно, а второе до сих пор притягивает нас своим совершенством. По мнению Бердяева, философия будущего связана непосредственно с философией средневековья, а не с новейшей, новая общественность — с теократией.
Причина, по которым идеалы средних веков не удались в том, что люди еще не были готовы к ним, христианская религия еще не была полным откровением. Люди признавали только личное небесное спасение, они еще не думали о соборном спасении.
Дальше, в этой главе Бердяев анализирует отношение к христианству католической и православной религий. Он не на одной из сторон, но все же отдает предпочтение православным. Он видит, что там захоронено что-то подлинное божественное. Я приведу точку зрения Бердяева на эти две религии в виде таблицы.
Католическая религия
Православная религия
Антропологична (много человеческого)
Папоцезаризм (ложная теократия)
Папа-заместитель Христа возвышение человеческой стихии, в лице служителей церкви, и принижение простых мирян
Христос не был принят внутрь, он оставался чисто внешним
Существование Церкви
Царепапизм (обоготворяли царя)
Нет антропологии (мало человеческого)
Истребляется идея Церкви
Есть зачатки подлинно божественного
Как мы видим, положительного тут мало. Тут нет пунктов, по которым бы можно было бы построить истинную христианскую веру. Поэтому для развития истории нужно было что-то менять.--PAGE_BREAK--
На фоне всего этого и возникает протестантизм. Он порывает с Церковью. Это была нормальная реакция, т.к. протестантизм пытался восстановить свободу Христа, а для это надо было порвать со старыми «неверными» уклонами. «В протестантизме утверждалось личное начало, которое лежало в основе религии Христа. Протестантизм не имел в себе творческих, религиозных сил, он нес с собой лишь отрицательную правду и в дальнейшем своем развитии перешел в рационализм»8.
Тем же занимался и гуманизм. «Он заключал в себе великую правду, часть религии богочеловечества, и великую ложь, часть образующейся религии человеческого самобоготворения»9. Рядом следовали народовластие, социализм и анархизм.
Но все эти течения полезны. Они не зло. Чтобы сформировать истинное христианство, человечество должно пройти всю историю. Ведь в конце пути не обязательно будет зло, человек просто должен дойти до добра. А для этого он должен извлечь все уроки из прошлого.
О третьем Завете и его связи со смыслом истории
В этой главе Бердяев делает акцент на то, что в наше время процесс истории привел к идее прогресса. «Человечество перестало верить в Бога и тем пламеннее стало верить в прогресс человеческий, в свое великое будущее»10. Идея прогресса – это идея смысла истории. Но человечество еще не отождествило свой прогресс — с прогрессом религиозным. Оно мыслит рационалистически и атеистически.
Бердяев проводит две параллели. Истинный прогресс приведет к конечному исходу, к завершению истории. А прогресс у позитивистов предполагает «отсутствие конца во времени, бесконечное совершенствование»11. История же не имеет смысла, если не будет конца, она должна стремиться к завершению. Как пример приводится точка зрения на этот вопрос социализма. Он говорит, что должно наступить совершенное состояние, что «старый мир разрушиться», что означает конец истории, однако социализм утверждает бесконечность прогресса.
Прогресс, пишет Бердяев, должен привести к спасению. Однако спасение не столько личное дело, сколько – спасение мировой судьбы. «Спасение – это воскрешение мировой плоти. Прогресс совершается для всех людей, поколений прошлых, настоящих и будущих»12. Спасение – это вырывание корней зла, это так изменить мир, чтобы искоренить смерть. Но все это лишь будет в конце истории. Прогресс требует очень больших усилий и это не быстрый процесс. Должно пройти достаточно много времени, должно произойти «очеловечивание» человека, чтоб достигнуть «сверхчеловеческого» исхода.
В Апокалипсисе, откровении св. Иоанна, содержаться пророчества о конце истории. В книге говориться о двойственности будущего, о борьбе добра и зла. Смысл истории по ней накопление сил для решающей схватки добра и зла.
Философия истории содержит такую трудность, как индивидуальность. Невозможно составить законы истории, построить науку истории по образцу естествознания. А вот религиозное понимание истории возможно, так как религиозное восприятие всегда индивидуально. И поэтому конец истории – богочеловеческий, что значит совмещение божественного и индивидуально человеческого.
Большое внимание в этой главе Бердяевым уделяется Третьему Завету. Третий Завет завершает диалектику истории, должна наступить эпоха любви и свободы. Мировая история разрешиться лишь при помощи объединенных сил Запада и Востока, тут каждый народ имеет свою миссию. Третий Завет это соединение «мистической истины Востока с утонченными плодами культуры Запада и с западной активностью».
О страдании и ответственности
Достоинство человека основано на ответственности, на чувстве виновности в собственной судьбе. Страдание – это результат греха, а не что-то первоначальное. Освободиться от страдания можно, лишь искупив грех, победив зло. Люди часто не понимают разницу между активным и пассивным страданием. Пассивное – это небытие, соблазн смерти, а активное – борьба со злом, искоренение стержня страдания.
Бердяев сравнивает отношение к страданию буддизма и христианской религии:
Буддизм видит в страдании смысл бытия, а спасение от страдания – это небытие, нирвана.
Христианство говорит, что страдание – это болезнь бытия, «уклон» к небытию, смерть. Победа над страданием — это освобождение от «болезненного небытия».
Все человечество живет «под гипнозом жажды искупления»13. Искупить грехи оно надеется страданием, однако забывая, что для спасения необходима жажда искупления.
Поверхностный взгляд на страдание: страдание есть единственная форма зла, но это и единственна форма добра, так как оно ведет к спасению. А на самом деле это ни добро, ни зло, это результат зла, от которого необходимо избавиться, чтобы избавиться от самого страдания. «Страдание страшно тем, что это знак того, что в мире совершилось преступление»14. Задача мировой истории – победа над злой волей в мире, над корнем зла, а не механическое устроение счастья.
Любопытную мысль высказывает Бердяев о сострадании. Люди часто ставят на один уровень страдание и сострадание. Они думают, что всякое страдание должно быть разделено и принято на себя. Но это значит отречься от спасения, и поставить гибель выше спасения, что есть идеологией зла. Однако это не правильно. Долг каждого участвовать в спасении, а не участвовать во всеобщей гибели. Если кто-то гибнет, то это по своей вине. Человек может спастись, лишь, если спасется весь мир. Каждый должен жить с сознанием, что он может спастись. Но если видно, что человек окончательно ступил на путь зла, то он не достоин никакой жалости.
И как вывод можно сказать, что каждая личность живет, пытаясь решить проблему бытия, пытаясь спастись от смерти и страдания. Она ждет решения своей судьбы, а это и есть жажда веры и религиозного исхода.
Заключение
Работа Бердяева – это совершенно новая для меня точка зрения. Это ответы на некоторые из вечных вопросов, которые человек часто задает себе и не находит объяснений. У меня сформировался новый взгляд на понимание зла, на процесс истории. Доводы и аргументы Бердяева столь убедительны, что даже сомневающийся человек поверит, или хотя бы почерпнет что-то полезное для себя. Его работа достаточно тяжела для восприятия. Для этого он несколько раз, в разных разделах повторяет основные мысли. И в конце выстраивается логическая цепочка, которая описывает основную мысль работы.
Прочитав работу, я сделала два основных вывода:
О зле. Зло – это небытие. Каждый человек ответственен за первоначальное зло. Когда он это поймет, а не будет винить кого-то другого в этом зле, когда человек освободиться от внутреннего зла, тогда он достигнет божественной гармонии.
Об истории. История по Бердяеву, это процесс, который должен прийти к завершению, к плохому или хорошему концу, что полностью зависит от самого человека, а точнее от всего человечества. Но это будет не земной конец, а конец религиозный, к которому приведет религиозный прогресс. Осмыслить этот прогресс, значит увидеть двойственность будущего. Прогресс должен окончательно уничтожить в будущем всякое зло и довести мир до состояния совершенства. Конец истории наступит, когда в человеке соединиться божественное и его личная индивидуальность. Тогда человек победит смерть, что есть основная задача конца истории. Особенно Бердяев выделяет переходный момент в истории. Это момент «прихода» на землю Христа. Никогда человек еще так близко не был к Богу. Христос это центр истории, смысл истории.
Бердяев также рассуждает о различных периодах человеческой жизни. Он рассматривает позитивные и негативные стороны различных религий. Он это делает, чтобы выявить все ошибки. Ведь чтоб достигнуть конца, нужно извлечь все уроки из прошлого.
И как общий вывод, можно сказать, что современное человечество переживает тяжелый кризис. Все противоречия обострились до последнего предела, и ожидание мировой социальной катастрофы лишь на волосок отделимо от ожидания катастрофы религиозной.
Список литературы
1. Николай Александрович Бердяев «Философия свободы», часть II, глава V «Происхождение зла и смысл истории», стр. 123-192.