Реферат по предмету "Философия"


Наука, как особое явление общественной жизни

Содержание
Введение
1. Наукакак особое явление общественной жизни
2. Характерныечерты науки и отличие ее от других отраслей культуры
Заключение
Список литературы

 
Введение
Вопрос о том, чтопредставляет собой наука, чем она отличается от других сфер современнойкультуры, например от техники или искусства, каковы ее структура и роль вобществе, занимает одно из центральных мест в рассуждениях философов XXв. именно потому, что сама наука в этом столетии приобрела решающее значение вжизни человеческого общества. Степень развития в той или иной стране сегодня взначительной степени определяет место этой страны в мировой цивилизации.Количество научных организаций и работающих в них ученых, объемы финансированияявляются сегодня не только общегосударственным делом отдельной страны, но изаботой всего мирового сообщества. На науку возлагаются надежны и простыхлюдей, и правительств в разрешении таких насущных для человечества проблем, какобеспечение энергией, развитие новых транспортных средств и коммуникаций,избавление от до сих пор неизлечимых болезней и т. д. Вопрос о том, чтопредставляет собой наука, становится предметом, исследования не толькофилософии, но и науковедения — науки о науке, которая возникла в связи снеобходимостью управления развитием науки в современном обществе, планированияи организации научно деятельности, взаимопроникновением науки и техники и дажепроизводства. Именно в науковедении возникло представление о науке как осовокупности отдельных дисциплин, в свою очередь обладающих сложной структурой.
Целью данной работыявляется попытка разъяснения понятия «наука», определения характерных чертнауки, выявления научных методов и способов исследования, а также выясненияотличий науки от других отраслей культуры.
 

 
1.Наука как особое явление общественной жизни
 
Наука- важнейший элемент духовной культуры, высшая форма человеческих знаний,которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются вточных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается практикой. Наука- система понятий о законах и явлениях внешнего мира или духовной деятельностилюдей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности, историческисложившаяся форма человеческой деятельности, «духовного производства», имеющаясвоим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанныегипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методыисследования.
Понятиенауки применяется для обозначения как процесса выработки научных знаний, так ивсей системы проверенных практикой знаний, представляющих объективную истину, атакже для указания на отдельные области научных знаний, на отдельные науки.Современная наука — это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельныхнаучных отраслей. Посредством науки человечество осуществляет своевзаимодействие с природой, развивает материальное производство, преобразуетобщественные отношения. Наука способствует выработке мировоззрения, освобождаетчеловека от суеверий и предрассудков, расширяет его кругозор, совершенствуетего умственные способности, формирует нравственные убеждения.
Слово«наука» буквально означает «знание». Под знанием имеются в виду надежныесведения о материальных и духовных пилениях, верное их отражение в сознаниичеловека. Знание противоположно незнанию, т.е. отсутствию провереннойинформации о чем-либо. Наш разум движется от незнания к знанию, отповерхностного знания ко все более глубокому и всестороннему. Знания могут бытьразличными: элементарными, житейскими, донаучными, научными, эмпирическими итеоретическими.
Элементарныезнания свойственны животным, которые располагают верной информацией о некоторыхсвойствах вещей и их простейших отношениях, что является необходимым условиемих верной ориентировки в окружающем мире. Некоторыми житейскими знаниямирасполагают дети раннего возраста. Каждый человек в ходе своей жизниприобретает множество эмпирических сведений о внешнем мире и о самом себе. Уже первобытныелюди обладали немалыми знаниями в форме передаваемых из поколения в поколениеполезных сведений, обычаев, эмпирического опыта, производственных рецептов, онимногое умели делать, и их умения основывались на их знаниях. И житейские, идонаучные, и научные знания основаны на практике. Все виды знания являютсяверным отражением вещей. Но, тем не менее, научные знания существенным образомотличаются от донаучных и житейских знаний. Житейские эмпирические знания, какправило, сводятся к констатации фактов и их описанию. Например, морякипревосходно знали, как надо пользоваться рычагами, а купцы — весами.
Научные знанияпредполагают не только констатацию фактов и их описание, но и объяснениефактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познаниеконстатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие.Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекаетименно таким образом: сущность научного знания заключается в достоверномобобщении фактов, в том, что за случайным оно видит, необходимое, закономерное,за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различныхявлений, объектов и событий,
Существенным признакомнаучного познания является его системность, т.е. такая совокупность знаний,которая приведена в порядок на основании определенных теоретических принципов.Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не образует науку.В основе научных знаний лежат определенные исходные положения, закономерности,позволяющие объединять соответствующие знания в единую систему. Знанияпревращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов и их описаниедоводятся до уровня их включения в систему понятий, в состав теории. У древнихнародов были накоплены немалые знания о количественных отношениях вещей. Наоснове этих знаний строились довольно сложные сооружения: дворцы, пирамиды ит.д. Но эти элементарные математические и физические знания долгое время носилилишь донаучный характер: они не были объединены в логически связную систему наоснове общих принципов, закономерностей.
Научноепознание мира существенно отличается от эстетической формы сознания. Хотя инаука, и искусство есть отражение действительности, но в науке это отражениеосуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве — в формехудожественных образов. И научное понятие, и художественный образ представляютсобой обобщенное воспроизведение действительности. Но в силу понятийногохарактера научного мышления взаимоотношения общего, особенного и единичного внаучном познании происходят иначе, чем в искусстве. В науке единство общего, особенногои единичного выступает в форме общего, в форме понятий, категорий, а вискусстве то же самое единство выступает в форме такого образа, которыйсохраняет непосредственную наглядность единичного жизненного явления. Научноепознание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное,привнесенное ученым от себя: наука — это всеобщая общественная форма развитиязнания. Вся история науки свидетельствует о том, что любой субъективизм всегдарано или поздно беспощадно отбрасывался с дороги научного знания, сохранялось внауке лишь подлинное, объективное. Для научного познания существенно, преждевсего, то, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, тогда как ответна вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает природу методаисследования. Предметом науки является вся действительность, т.е. различныеформы и виды движущейся материи, а также формы отражения их в сознаниичеловека. Об Уровне развития той или иной науки можно судить по характеруприменяемых ею методов. Виды и формы методов в науке можно подразделить на рядгрупп.
Общиеметодыкасаются всей науки, т.е. любого ее объекта. Сравнительный метод предусматриваетизучение не изолированного объекта, а объекта вместе со всей совокупностью егосвязей с другими объектами. С помощью сравнительного метода, например Д.И.Менделеев раскрыл всеобщую вязь химических элементов — периодический закон, всоответствии с которым свойства элементов находятся в периодической зависимостиот их атомных масс.
Спомощью исторического метода раскрывается и обосновывается принцип развития втой или иной области явлений действительности. В биологии этот метод, какпоказал К.А. Тимирязев, является общей методологической основой эволюционнойтеории Дарвина, в соответствии с которой виды животных и растений не постоянны,а изменчивы, ныне существующие виды произошли естественным путем от другихвидов, существовавших ранее, наблюдаемая в живой природе целесообразностьсоздавалась и создается путем естественного отбора полезных для выживанияорганизма изменений. Исторический метод в геологии опирается на всемерное использованиенаблюдений над современными явлениями природы и геологическими процессами,которые принимаются как исходный пункт для суждений о процессах ифизико-географических условиях минувших геологических периодов и их измененияхв ходе развития Земли. В астрономии, используя этот же подход, на основаниисовременных наблюдений состояния и развитии небесных тел, развиваетсякосмогония — наука о происхождении и развитии небесных тел.
Особенныеметодыприменяются во всех отраслях науки, но для исследования лишь отдельных сторонобъектов. Поскольку путь познания идет от изучения непосредственных явлений краскрытию их сущности, постольку отдельным ступеням этого общего хода познаниясоответствуют конкретные приемы исследования:
v  непосредственноенаблюдение явлений в естественных условиях;
v  эксперимент,спомощью которого изучаемое явление воспроизводится искусственно и ставится взаранее определенные условия;
v  сравнение,
v  измерение-частный случай сравнения, представляющий собой особого рода прием, при помощикоторого находится количественное отношение между изучаемым объектом и другимизвестным объектом, принятым за единицу сравнений;
v  индукция(отчастного к общему);
v  дедукция(отобщего к частному) — о помощью двух последних приемов логически обобщаютсяэмпирические знания и выводятся логические следствия — анализ и синтез,позволяющие раскрывать закономерные связи между объектами путям их расчлененияи воссоздания из частей.
Когдароль теоретического мышления делается достаточно большой, формой развития наукистановится гипотеза. Теоретическое обобщение опытных данных совершается при помощинеумных абстракций, понятий, накапливаемый эмпирический материал вызываетнеобходимость пересмотра и ломки прежних теоретических представлений ивыработки новых путем обобщения вновь накопленных опытных данных.
Всовременной науке получили развитие новые способы и методы исследований, средикоторых следует выделить:
v  методаналогии, под которымподразумевается раскрытие внутреннего единства различных явлений, единства в ихсущностях, общности в их законах. Создан целый класс вычислительных машин — аналоговых, в которых моделирование самых различных процессов осуществляется спомощью исследования электрических цепей переменного тока, колебания в которыхописываются теми же дифференциальными уравнениями (как правило, второгопорядка), что и моделируемый процесс;
v  методформализации, основанный на обобщении форм различных по своемусодержанию процессов, на абстрагировании их формы от содержания с цельювыработки общих приемов оперирования с ней;
v  методматематизации, который является конкретизацией предыдущегометода, распространенного на изучение и обобщение количественной стороны, общихсвязей и структуры изучаемых предметов и процессов;
v  методыстатистики и теории вероятностей, а также вопросыприменения цифровых электронно-вычислительных машин;
v  методмоделирования, также неразрывно связанный с предыдущими,при котором моделируется именно сущность явлений действительности путемискусственного перевоплощения ее в образ вещественной или абстрактной модели.
Частныеметоды, или методы частных наук, связаны со специфическимхарактером предметов отдельных наук.
Необходимым условиемнаучного исследования является установление факта или фактов. Их осмысление ведетк построению теории, представляющей собой важнейшую составную часть любойнауки. В научных исследованиях существуют как бы разные уровни: одни из нихотвечают ближайшим и непосредственным нуждам практики, другие рассчитаны наболее или менее отдаленную перспективу. Они нацелены на решение стратегическихзадач, на раскрытие больших и широких возможностей практики будущего и навнесение коренных изменений в существующую практику.
2. Характерные чертынауки и отличие ее от других отраслей культуры
Рассматриваятакое многогранное явление, как наука, можно выделить три его стороны: отраслькультуры; способ познания мира; специальный институт (в понятие института здесьвходит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии,лаборатории, журналы и т.п.).
Каки другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.
Универсальность— научныезнания истинны для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.Научные законы действуют во всей Вселенной, как, например, закон всемирноготяготения.
Фрагментарность— наукаизучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры;сама же делится на отдельные дисциплины. Понятие бытия как философское неприменимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука кактаковая — это определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающийобласти, представляющие интерес для ученых в данный момент.
Общезначимость— научныезнания пригодны для всех людей; язык науки — однозначно фиксирующий термины,что способствует объединению людей.
Безличность— нииндивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживанияникак не представлены в конечных результатах научного познания. Например, взаконе всемирного тяготения нет ничего от личности Ньютона.
Систематичность— наукаимеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
Незавершенность— хотянаучное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, послекоторой уже нечего будет исследовать.
Преемственность— новыезнания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старымизнаниями.
Критичность—наука готова поставить под сомнение и пересмотреть свои (даже основополагающие)результаты. Внутринаучная критика не только возможна, но необходима.
Достоверность— научныевыводы требуют, допускают и проходят в обязательном порядке проверку поопределенным сформулированным правилам.
Внеморальность— научныеистины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относитьсялибо к получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальнойчестности и мужества в процессе поиска истины), либо к его применению.
Рациональность — наукаполучает знания на основе рациональных процедур. Составными частями научнойрациональности выступают: понятийность, т.е. способность определять терминыпутем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; логичность —использование законов формальной логики; дискурсивность — способностьраскладывать научные утверждения на составные части.
Чувственность—научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия итолько после этого признаются достоверными.
Этисвойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом:универсальность — фрагментарность, общезначимость — безличность, систематичность— незавершенность, преемственность — критичность, достоверность —внеморальность, рациональность — чувственность.
Крометого, для науки характерны свои, особые методы и структура исследований, язык,аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значениенауки.
Отмеченныехарактерные черты науки позволяют отличить ее от всех других отраслей культуры.
Отличиенауки от мистики заключается в стремлении не к слиянию с объектом исследования,а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.
Отискусства наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровнеобразов, а доведенной до уровня теорий.
Вотличие от мифологии наука стремится не к объяснению мира в целом, а кформулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.
Отфилософии науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку иотвечают не на вопрос «почему?», а на вопросы «как?», «каким образом?».
Наукаотличается от религии тем, что рациональность и опора на чувственную реальностьимеют в ней большее значение, чем вера.
Посравнению с идеологией научные истины общезначимы и не зависят от интересовопределенных слоев общества.
Вотличие от техники наука нацелена не на использование полученных знаний о миредля его преобразования, а на познание мира.
Теоретическим освоениемдействительности наука отличается от обыденного сознания.

Заключение
наукафилософия культура
Сознаниеответственности перед обществом и желание служить во имя интересов человечестваявлялись стимулом творчества многих великих ученых. Эти побудительные силы — явление не исходное, производное. Они имеют объективную основу и выражаютреальные потребности общества. Каждый ученый — сын своей эпохи, потребностикоторой, в конечном счете, предопределяют характер его деятельности. Наукавсегда в той или иной степени была под контролем общества и государства.Например, в условиях феодализма, когда господствующей идеологией была религия,и познание мира рассматривалось как нечто греховное, запретное, наука не могларазвиваться нормально. Однако затем развитие материального производства создалосредства для теоретического осмысления действительности. Развитие рыночныхотношений обусловило применение, науки не только в промышленности, но и всельском хозяйстве. Дальнейшее развитие науки обусловливается неуклонновозрастающими потребностями промышленного и сельскохозяйственного производстваи расширением мирового рынка Достижения науки, прежде всего естествознания, в современноммире огромны. Достаточно вспомнить, что в период феодализма производствообслуживало натуральное хозяйство мало изменявшимися орудиями. Техническийпрогресс был очень слабым и базировался преимущественно на индивидуальномискусстве и опыте мастеров.
Рольнауки в развитии производства увеличивалась по мере расширения и обобществленияпроизводства. Лишь зарождавшиеся в недрах феодального общества рыночныеотношения впервые поставили такие практические проблемы, которые могли бытьразрешены только научно, производство достигло такого масштаба, который делалнеобходимым применение механики, математики и т.д. Наука все больше становитсядуховным содержанием производительных сил, ее достижения воплощаются в техническихнововведениях.
Ведущиемыслители того времени начали остро сознавать необходимость внедрения впроизводство научных принципов и взывали к разработке такой науки, с помощьюкоторой, по словам Р. Декарта: «… зная силу и действие огня, воды, воздуха,звезд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаемразличные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способомиспользовать их для всевозможных применений...». Весь следующий ход историипредставляет собой в этом аспекте неуклонный и все более углубляющийся процесс«онаучивания» производства.
Этотпроцесс осуществляется многими путями и, прежде всего, путем созданиятеоретической основы для конструирования все более совершенных инструментов имашин. Ныне он выражается в автоматизации производства, в частичной заменеработы человеческого мозга кибернетическими устройствами. Введениеавтоматических устройств позволяет интенсифицировать производственные процессы,уменьшить затраты ручного труда.
Таким образом подводяитог вышесказанному можно выделить следующие функции, которые выполняет наука всовременном социологическом обществе:
v  познавательно-объяснительная— заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир, и каковызаконы его развития;
v  мировоззренческая— помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но ивыстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в ихединстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;
v  прогностическая— наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своимжеланиям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.
При помощи научныхмоделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества идать рекомендации по их преодолению.
Представляя собойподсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает насебе определенное воздействие последней.
Потребности развитияобщества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научныхисследований. Говорят о социальном заказе, который общество дает ученым(например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелыхзаболеваний).
Состояние научныхисследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств,которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерацииостро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, которые не даютсиюминутных результатов. Между тем, именно открытия, сделанные в этих отрасляхнаучного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладныхнаук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчассиюминутных проблем.
Будучи особой формойобщественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью.Выполняя социальный заказ, она, тем не менее, развивается по своим внутреннимзаконам.
Однако, необходимопомнить слова выдающегося физика XXвека С.И. Вавилова, который предупреждал: «Наука — обоюдоострое всемогущееорудие, которое, в зависимости от того, в чьих руках оно находится, можетпослужить либо к счастью и благу людей, либо к их гибели». В то же время Ф.Жолио-Кюри отмечал, что «виноваты только те люди, которые плохо используютдостижения науки». Задача разумного и осторожного использования научныхрезультатов является весьма актуальной и в наши дни. Она является необходимымусловием существования и эффективного развития как нынешнего, так и грядущихпоколений человечества.

Список литературы
 
1. ТютюнниковЮ.Б., Шульга И.В., Филоненко Ю.Я. Концепции современного естествознания. Часть I:учебное пособие. – Липецк, Издательство ЛЭГИ, 2000. – 140 с.
2. ГореловА.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат,2009. – 335 с.
3. ГореловА.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов. – М.: ООО«Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004. – 380 с.
4. ГороховВ.Г. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,2003. – 412 с.
5. БерналДж. Роль науки в жизни общества. – М.: Наука, 1985. – 126 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.