Реферат по предмету "Философия"


Натурфилософия эпохи Возрождения

РФ Федеральное агенство по образованию.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ОГУ.
Факультет: педагогики и психологии.
Кафедра: философии.
 
 
 
Реферат
По дисциплине: «Философия»
На тему: «Натурфилософия эпохи Возрождения»
 
 
 
 
                                                   Выполнила:
                                                                               Студентка 1курса 18гр.     
                                                     Куриленко Т.С                                                          Руководитель:
                                                     Хохлова Е.И
 
 
 
 
Орел-2010г. 
 
 
Оглавление. 
1.Введение…………………………………………………………………2
2.Общая характеристика эпохи Возрождения………………………...3-5
3.Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения….6-9
4.Натурфилософия……………………………………………………10-11
5.Представители натурфилософии
    Николай Кузанский………………………………………………..15-18
    Теория Николая Коперника………………………………………19-20
    Натурфилософия Джордано Бруно………………………………21-25
    Механическая картина мира Галилео Галилея………………..26-31
6.Список используемой литературы………………………………..32
                   1.Введение.
     XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике,  политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел,  а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли,  вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий  конца  XV  и  начала XVI века,  преобразили облик средневековой Европы.  Почти повсеместно теперь выдвигаются на  первый план города.  Некогда могущественнейшие силы средневекового мира — империя и папство — переживал глубокий кризис.  В XVI столетии распадавшаяся Священная  Римская  империя  германской  нации стала ареной двух первых антифеодальных революций — Великой крестьянской войны в  Германии и Нидерландского восстания.  Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений, не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и  эстетической мысли того времени.
     Все перемены в жизни общества сопровождались широким  обновлением культуры — расцветом естественных и точных наук,  литературы на национальных языках и, в особенности, философии. Зародившись в  городах  Италии  это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для  распространения  литературных и научных произведений,  а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых научных течений, развитию радикально новых взглядов на мир, на проблемы философии. 
Цель: ознакомиться с натурфилософией в эпоху Возрождения.
Задачи: познакомиться с общей характеристикой эпохи Возрождения, гуманистической мыслью и представителями философии данного времени.
Изучить натурфилософии и труды представителей натурфилософии в эпоху Возрождения.
 
 
 
 
 
2.Общая характеристика эпохи Возрождения 
 
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения  является периодом, отличным от  Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и  точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры – против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.
Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и  отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности  в общественной жизни.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда  укреплял ее на земле.
Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова  гуманизм представляет собой образ мышления, который  провозглашает идею  блага человека главной целью  социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное  наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве  индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в  нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.
 Следствием возросшего интереса к классической культуре стало также изучение  античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление  римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь  «ренессанс»  и переводится как «возрождение».
Обучение и научные исследования больше не были  исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились  естественно-научные и медицинские эксперименты.
В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали  своим постройкам величественную ясность гармоничность и соразмерность человеку.
Художники  и  скульпторы  стремились  в своем творчестве  к  естественности,  к  реалистичному  воссозданию  мира  и человека. Изучались  классические  статуи  и  анатомия  человека.  Художники начали использовать перспективу, отказавшись  от  плоскостного  изображения. Объектами искусства стали  человеческое  тело ( в т.ч. обнаженное),  классические  и  современные сюжеты, а также религиозные темы. Прославленными художниками Ренессанса являются  Донателло, Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Рафаель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Виронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерладнах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.
В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония. Появляются новые жанры светской вокальной и инструментальной музыки. Эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров – сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших утверждению гомофонии.
В  Италии  зарождались  капиталистические отношения, и дипломатия стала использоваться  как  инструмент  в  отношениях между городами-государствами. Научные и  технические  открытия,  такие,  как изобретение  книгопечатания,  способствовали  распространению  новых   идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.
      Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и  сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической  картины мира, отождествляющей Бога и природу.
      Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского  рассмотрения, но и центральное звено  космического бытия.  Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой  религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами.  
Гуманизм переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей. Антропоцентризм  как фокус мировоззрения гуманистовозначал замену понятия обожения как одного из основных понятий религиозно-аскетического мировоззрения средневековья понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности, запечатленной тогда в стольких произведениях искусства, до сих пор восхищающих людей.
 
 
 
 
 
3.Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения.
    
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humantias», что в переводе означает «человечность». Этот термин употреблял еще  в I в. до н. э. Известный римский оратор Цицерон ( 106-43 до н.э.). Для него  humantias – это  воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения,  и таковыми  являются и по сегодняшний день. 
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка  (1304-1374). В его творчестве  — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую  Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой  демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.
В упомянутом трактате проявляется принципиально новый  подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое  подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.
Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. 
Своими  рассуждениями Петрарка   заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок – такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек  эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль  играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Ярким воплощением этого подхода может служить,  например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором  трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции – равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберти, человек способен  одержать верх над превратностями судьбаы  лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным» и «терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться»1.
Однако было бы  неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом  же  нравственности у него  выступает личное благо.  Так, например, в своем сочинении он пишет о том, что не понимает тех личностей, которые готовы умереть за родину. «…Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она»2. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная, и здесь Лоренцо Валла утвержает, что ради спасения индивидуальной жизни позволено предательство.
 Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи  о достоинстве человека» помещает его в центр мира: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы  и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению»3.  Здесь Пико утверждал, что Бог не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя, что являлось вопреки церковной догме. Кульминационная мысль антропоцентризма Пико заключается в том, что человек  волен стать  тем, кем пожелает. Достоинство человека – в его свободе.
Тезис о человеке как до конца не определимом существе, сформулированный философами Возрождения, по-видимому, имел определенные негативные нравственные последствия. Эпоха Возрождения  знаменует собой движение в сторону утверждения самоценности индивидуального бытия личности. Выход из положения, в котором неопределенность бытия человека как творческого существа порождает и неопределенность его нравственных решений, думается, был найден Эразмом Роттердамским. Он говорит, что если человек, «ни Божьей справедливости не боится,… если ни надежда на бессмертие, ни страх вечного наказания не мешают ему…, то пусть его устрашит тысяча неприятностей, которые преследуют грешника в этой жизни: бесславие, потеря имущества, нужда, презрение и ненависть добрых людей, страх, беспокойство и тяжелые муки совести»4. Здесь утверждается верная мысль о том, что в личностном плане основания для выполнения нравственных требований могут быть разные. В своем самоопределении субъект нравственного выбора вправе, опять же,  сам  решать, какую идею ему принять.
Такой подход принципиально расходится  с прежней логикой философского мышления, пытающегося  навязать человеку  единственное основание нравственного выбора и призывающей строить жизнь в соответствии с одним «совершенным» жизненным принципом.
Гуманистическая  мысль второй половины XV в. обогатилась  новыми идеями, важнейшей из которых стала  идея достоинства личности, указывающая на особые  свойства человека по сравнению с другими  существами и  особое его положение в мире. 
 Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино (1433-1499) и Томмазо Кампанелла (1568-1639)  также являлись яркими представителями самой гуманной эпохи. В их рассуждениях, также, как и у  Джованни Пико, проявлялась тенденция к обожествлению человека. «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени…Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день…божественность  человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса – как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог»5.  В подавляющем большинстве гуманисты были верующими, но на первое место они выдвигали человека, а потом уже Бога, тогда как христианское мировоззрение утверждало обратное. Присутствие Бога  в философии гуманистов  предполагало критическое отношение к церкви как социальному институту.
В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения  пророков служителей  церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало  многим гуманистам стать служителями церкви.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.Натурфилософия
(лат. natura — природа)  — философская концепция  природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности, — в отличие от метафизики как концепции  бытия, предполагающей наличие  сверхчувственных его оснований. Исторически Н. может быть рассмотрена как одна из ранних форм философского знания: в древнегреческой философии Н. именовалась «физиологией» (от греч. Fusis — природа) или «физикой»; лат. калька «Н.» была введена в философский оборот Сенекой. В своих мировоззренческих основаниях Н. как таковая во многом является порождением культуры западного типа, основанной на фундаментальных презумпциях логоцентризма, с одной стороны, и гносеологического оптимизма — с другой,  что в своей совокупности задает идею возможности выражения результатов когнитивных человеческих усилий в универсально общем, доступном для рационального осмысления и репрезентативно объективируемом в человеческом знании законе . Собственно, как Н., так и европейское естествознание  постулируют в качестве своей цели именно постижение «законов природы» (демонстрируя при этом очевидную тенденцию экстраполировать последние на универсум  в целом). Классическим примером подобной ориентации могут служить «Математические начала  натуральной философии» Ньютона, воспринятые западной культурой как выражение  универсального закона не только природы, но и общества: по свидетельству Дж.Т.Дезагулье, попытки моделирования «лучшей системы правления» в ньютонианскую эпоху «как в сфере этики, так и в сфере политики черпали в теории Ньютона… свои аргументы». В посвященном Ньютону панегирике, написанном сыном Ампера, эксплицитно фиксируются указанные мировоззренческие презумпции западной культуры: "… И нарекли человека Ньютоном. // Он пришел и открыл высший закон   — // Вечный, универсальный,  единый и неповторимый, как сам Бог". В целом, по оценке И.Пригожина, «в глазах Англии XVII в. Ньютон был „новым Моисеем“, которому Бог явил свои законы, начертанные на скрижалях». Таким образом, в ментальном пространстве классической культуры западного образца, по формулировке Лиотара, «общепринято считать, что… „природа“ является референтом… предсказуемым, как кость, брошенная большое количество  раз». В противоположность  этому, философские модели природы в культуре восточного типа фундированы презумпцией, существенно отличающейся от обрисованной: так, например, по оценке Дж.Нидама, "идея  о том, что природа подчиняется простым познаваемым законам, была воспринята в Китае как непревзойденный пример  антропоцентрической глупости", — даже если бы и можно было в контексте восточной философии природы вести речь  «о каком-то законе природы», то «это был бы закон, не достижимый ни для Бога, ни для человека; такой закон выражался бы на языке, разгадать который человек  не в силах, но не был бы законом, предустановленным создателем, постигаемым человеком в собственном образе». Таким образом, содержание понятия  «Н.» выходит далеко за рамки этимологии: под Н. понимается не просто "философия природы" , но философская концепция природы как объясненной «из самой себя». Отсюда — характерные для Н.: 1) холизм  трактовки природного мира, порождающий как предельную генерализацию его натурфилософских моделей, так и жестко номотетические когнитивные установки Н., частным проявлением которых является характерный для нее (в равной мере — в конститутивной и в регулятивной своих версиях) принцип  единства микро- и макрокосма, позволяющий непротиворечиво вписать человека в природное целое (если для классического естествознания характерно моделирование  отношений человека и мира посредством оппозиционной формулы Я — Оно, а для теологии — посредством формулы Я — Ты, то для Н., в противоположность этому, характерен синкретизм  в истолковании соотношения человека и мира); 2) естественно вытекающий из холизма и номотетизма Н. дедуктивизм натурфилософских концепций природного целого, в контексте которого любые отклонения от унифицированной нормы рассматривались как нарушения природного закона и преступление  перед универсальной гармонией (открыто негативная аксиология  понятия "аномалия"  во всех европейских языках); не случайно в средневековой Европе устраивались открытые суды над животными с физиологическими отклонениями и их показательные казни; 3) умозрительный объективизм  в истолковании Н. природы, вытекающий из презумпции самодостаточности природного мира, органично обнимающего практически все сферы бытия, включая и человека как часть природного целого; 4) гилозоизм,  предполагающий рассмотрение природы в качестве живого саморазвивающегося организма, и отказ  от каких бы то ни было форм гилеморфизма ; 5) своего рода романтизм  натурфилософской трактовки природы, основанный на ее аксиологической идеализации, т.е. фундированное холистскими и гилозоистическими установками видение  Н. природы как не просто упорядоченного целого, но как воплощения всеохватной гармонии ("гармония,  безраздельно царящая", по Ньютону): природа видится Н. как одухотворенный и прекрасный мир, гармоничный в самих своих основаниях; отсюда, например, артикуляция авторами 17 в. натурфилософских моделей в качестве так называемых «romans de la matiere» — «романов о материи»; 6) как правило,  пантеистическая либо материалистическая (за отдельными яркими исключениями: например, элементы  Н. в теологии Фомы Аквинского, натурфилософские модели в немецком трансцендентализме и др.) интерпретация  природы, равно позволяющие видеть в ней целостное единство,  развивающееся по имманентным законам. Данная амбивалентность  трактовки природного целого в Н. задает в эволюции последней два семантически альтернативных вектора, позволяя выделить как а) направление, характеризующееся ориентацией на магию: феномены числовой магии в пифагореизме, алхимия  и т.п., так и б) доминирующее в европейской традиции  Н. направление характеризующееся ориентацией на естественно-научные данные и опорой на понятийный аппарат естествознания: от синкретизма древнегреческой физики, из которой впоследствии и выделились дисциплинарно дифференцированные ветви математического и опытного естествознания, и гармоничного взаимодействия естественно-научного и натурфилософского подходов к природе в культуре Ренессанса  — до попыток натурфилософского синтеза открытия в сфере электрохимии (Гальвани, Дэви), химии (Лавуазье), биологии (Броун, Кильмайер) у Шеллинга и натурфилософских реминисценций в контексте философии Уайтхеда. В эволюции Н. два указанных ее направления, развиваясь параллельно, задают и аксиологичес-ки не пересекающиеся парадигмы отношения  человека к природе (субъекта к объекту): а) парадигму монолога, т.е. парадигму построения умозрительных моделей одухотворенного и гармоничного мира (в пределе своей реализации стыкующуюся с традицией теологии), и б) парадигму диалога, т.е. парадигму разработки операцион


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономические методы управления закупками товаров производственного и потребительского назначения
Реферат Основные события украинской православной церкви
Реферат Разработка структур программно-технического комплекса
Реферат Тема дружбы в творчестве Пушкина
Реферат Эконометрические методы управления качеством и сертификации продукции
Реферат The Effects Of Marriage On America Essay
Реферат Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков
Реферат Политическая метафора в современных средствах массовой информации
Реферат Мужской костюм Древней Греции
Реферат Перспективные разработки Операционных Систем
Реферат Поэтичный мир образов и национальные мотивы в творчестве Васнецова В.М.
Реферат Особенности возбуждения гражданских дел, возникающих из административно-правовых отношений
Реферат ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Реферат Международные стратегические альянсы
Реферат Нефтяное месторождение Жетыбай